Язык раскола

12:40 21/06/2017 Россия
Язык раскола

Крайне неприятная история случилась в России 20 июня 2017 года. Журналист газеты «Деловой Петербург» Сергей Гуркин взял интервью у лауреатки (феминитив!) Нобелевской премии, писательницы Светланы Алексиевич. Интервью для Алексиевич вышло крайне неудачным, она его оборвала и потребовала от журналиста не публиковать. «Деловой Петербург» и не стал его публиковать. После чего Гуркин отнес интервью в информационное агентство Regnum, где работал по совместительству. Интервью вызвало большой резонанс, факт его публикации очень расстроил Алексиевич, а газета «Деловой Петербург»… уволила Гуркина.

Если присовокупить к этой истории текст самого интервью, то вроде бы получится натуральная пострусская либеральная антиутопия, основанная на высказанном, простите за нескромность, мной в романе «День отличника» тезисе: «Права человека первичны. Причем права первичны даже по отношению к человеку. Сначала права — а потом человек».

Но это только на первый взгляд. Потому что у любого интервью есть две стороны. Гуркин сделал хорошую журналистскую работу, и мы ему сочувствуем, но давайте посмотрим на интервью вне контекста судьбы конкретного журналиста.

Алексиевич говорит, что движение украинцев в сторону Европы — это хорошо. Гуркин говорит: а движение русских в Россию разве плохо? Алексиевич говорит: русские насаждали язык. Гуркин говорит: украинцы сейчас насаждают язык. Алексиевич говорит: в Киеве народ восстал. Гуркин говорит: в Донецке народ тоже восстал. Алексиевич говорит: СССР захватил часть Украины и Белоруссии. Гуркин говорит: части Украины и Белоруссии никогда не были Украиной и Белоруссией. И вот так всё интервью. В конце концов, Алексиевич психует, обвиняет собеседника в использовании пропагандистских штампов и отказывается продолжать. Такой пинг-понг, в конце которого соперники не пожимают друг другу руки, а отвернувшись, в гневе расходятся.

Но вот что удивительно: если попробовать вынести за скобки конкретные названия (народов, ценностей, языков), то получается, что Гуркин и Алексиевич постулируют совершенно одно и то же: народы имеют право на самоопределение, государства имеют право на защиту своих территорий от самоопределяющихся, народы имеют право на собственные язык и культуру, а государства имеют право насаждать любые язык и культуру.

И самое интересное, что об этом говорят друг с другом на русском языке, два русских человека в России. Оба человека пишут по-русски. Оба родились на Украине. Один живет в России, другой — в Белоруссии. Два русских человека, представители огромного русского мира, говорят друг с другом по-русски и в этом разговоре делят русскую культуру. Раздирают на части общерусский дискурс, тащат каждый к себе приглянувшиеся части великого русского простора. И трудно представить себе более яркую иллюстрацию уже случившегося раскола, который этим интервью только расширяется и углубляется. Причем с обеих сторон. Ни с одной стороны не говорится ни слова о том, что стоило бы предпринять для того, чтобы Украина, Белоруссия и Россия снова стали одним единым культурным пространством со всем своим внутренним многообразием.

Мне понятны причины непримиримых противоречий между руководством Украины и России — они имеют политическую природу. Но тут-то сидят два представителя русской интеллигенции! И вместо того чтобы попробовать нащупать точки соприкосновения, ведут себя как ненавидящие друг друга супруги на приеме у семейного психолога.

Точно так же ведут себя и комментаторы, высказывающиеся по поводу этого резонансного интервью. Одни обвиняют Алексиевич в одиозности. Другие защищают ее, утверждая, что художника надо судить вовсе не по тому, что он говорит. Третьи защищают Гуркина, пострадавшего от либерального лобби. Четвертые говорят, что с Нобелевской премией все понятно. Но никто, никто не ужасается этому вот градусу взаимного отчуждения, который демонстрирует вся история вокруг интервью. Даже апологеты «русского мира» и мечтатели о всеобщем объединении разъединенных народов — и те выбирают в истории только одну сторону, отказывая другой в русскости и правильности исторического выбора.

Нет, дорогие мои, так мы с вами Великую Россию никогда не вернем. Так у нас с вами будет вечная Югославия. Где, я напомню, один и тот же народ, говорящий на одном и том же языке, устроил себе с помощью кровавой войны несколько отдельных стран. И тут бы мне сказать, что если вы готовы пасть до уровня Югославии, то мне с вами не по пути. И, таким образом, тоже стать на скользкую стезю раскольничества. Соблазн и правда велик, но я от него воздержусь. Конечно, в случае с интервью Алексиевич Гуркину мы, быть может, имеем несколько утрированную картину, поскольку оба участника этого печального шоу — люди идеологически ориентированные.

Но ведь все-таки должны же где-то быть какие-то русские, способные абстрагироваться от идеологических ориентаций и обсудить, не кто тут плохой, а что делать для того, чтобы перестать быть Югославией.

Потому что разговор Гуркина с Алексиевич — это разговор серба с хорватом. А вовсе не разговор русского с русской.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(161):

1234 5 678 ... +1
0 +0−0Nimrod Hasmonean10:39:47
22/06/2017
0 +0−0дыц- дыц10:25:51
22/06/2017
может быть и может, но в отечественной истории удачных примеров нет. а в одиночку выживать априори тяжелее, в том числе и в культурном плане.
Украине было бы намного легче выживать, если б соседнее государство не нарушало договор о взаимном уважении.
0 +0−0дыц- дыц10:29:58
22/06/2017
0 +0−0дыц- дыц10:25:51
22/06/2017
может быть и может, но в отечественной истории удачных примеров нет. а в одиночку выживать априори тяжелее, в том числе и в культурном плане.
и, кстати, автор вроде про единое государство не говорит, а только про единое культурное пространство. там ниже уже пример с бывшими британскими колониями обсуждался: страны разные, но нация одна.
не знаю кому как, а меня бы и такой вариант устроил, но экстремисты с обеих сторон резко против, оттого и печаль.
0 +0−0дыц- дыц10:25:51
22/06/2017
4 +0−0Nimrod Hasmonean19:31:49
21/06/2017
Автор или подкупленный циник, или неграмотный псевдо-интеллигент.
Разве не может быть более одного русского государства?
Почти вся Латинская Америка говорит на одном языке, но состоит из множества госубарств.
Германия и Австрия, Франция и Бельгия не оспаривают границы между собой, хоть пограничники с беих сторон говорят на одном и том же языке.
может быть и может, но в отечественной истории удачных примеров нет. а в одиночку выживать априори тяжелее, в том числе и в культурном плане.
0 +0−0Георгий Шилов10:24:24
22/06/2017
1 +0−0Илья Баулин16:25:54
21/06/2017
Чтобы воссоздать великую Россию, надо не интервью давать и не статейки пописывать, и не хохлов гнобить. Надо поднимать экономику и уровень жизни так, чтобы и украинцы, и белорусы сами к нам тянулись.
Впрочем, понимаю, несколько запоздалый совет, вы же сторонники простых решений, оборачивающихся неразрешимыми проблемами
А что же Вы тут что-то пишите? Может тоже понимаете, что экономика и уровень жизни это далеко не главное в повестке дня?
0 +0−01234567 123456710:23:42
22/06/2017
1 +0−0№-185647509:32:19
22/06/2017
Кардинальная причина самораспадов это процветающий запад. Так что выхода два: или помочь Запалу поменьше процветать или у себя как то начать над этим работать. И тут приходит понимание, что выхода на самом деле нет, кроме как умереть достойно...
Есть третий выход - не выбирать преступников в президенты. В противном случае будем жить в суверенной версии Зимбабве/Северной Кореи/Ирана/Сирии
0 +0−01234567 123456710:22:47
22/06/2017
-3 +0−0Станислав Кожуховский10:15:41
22/06/2017
Гуркина попросили не публиковать . Тем не менее, он это сделал. Сволочизм со всеми вытекающими. Чего тут обсуждать?
Вот сволочизм и нужно обсудить. Забавно, что МаксимПивноеБрюхо себя по - видимому считает приличным человеком. В этом я с ним не согласен. Печально, что 86% с этим согласны
0 +0−0Унь Мунь09:59:24
22/06/2017
1 +0−01234567 123456709:46:44
22/06/2017
Вы путаете трусость с нежеланием общаться с невменяемым быдлом. То же можно сказать и про отношении к Путину лидеров развитых стран
вам, 6ыдлу, трудно разбираться в людях, вы кроме себя, 6ыдлa, никого не знали, не знаете и знать не будете.
А где там в типа странах "лидеры" и кто их таковыми назвал - мы знаем, так что тебе нeфep тут вонять бессмыслицей.
и, кстати, вот вы общаетесь со мной - и как мне это понимать? вы свои ленивые законы не выполняете, вы - тоже 6ыдлo, я - не 6ыдлo? нужное можешь не подчёркивать, на моё мнение и настроение это не повлияет.
0 +0−01234567 123456709:43:25
22/06/2017
0 +0−0Nimrod Hasmonean08:59:33
22/06/2017
Автор - это мужик с пивным брюхом, который на картинке.
Одно другого не отрицает
0 +0−0Nimrod Hasmonean09:00:12
22/06/2017
0 +0−0Владимир Козлов04:56:12
22/06/2017
а зачем
Что зачем?
Зачем существуют законы?
0 +0−0Nimrod Hasmonean08:59:33
22/06/2017
0 +0−0Андрей Кейно07:28:49
22/06/2017
Автор расчетливая ....
Автор - это мужик с пивным брюхом, который на картинке.
0 +0−01234567 123456708:52:58
22/06/2017
0 +0−0дыц- дыц14:54:16
21/06/2017
ой, в кои-то веки полностью согласен с Кононенко. ужос не в том, что кто-то прав, а кто-то неправ, а в том что на наших глазах совершилось то, чего не было уже несколько сот лет - нет больше единого русского мира, а есть враждующие русскоговорящие (пока ещё) государства. Наполеон с Гитлером на том свете люто завидуют Порошенке с Путиным.
Ничего удивительного. Чванливость и шовинизм никого еще до добра не доводили.
0 +0−0Унь Мунь08:50:53
22/06/2017
-1 +0−01234567 123456708:48:22
22/06/2017
В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернётесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает
Ваш трусливый комментарий выдал тот ряд причин, по которому вы не можете. А раз не можете, то сидите в своей подворотне и не тяфкайте.
0 +0−01234567 123456708:46:18
22/06/2017
0 +0−0Андрей Кейно07:29:16
22/06/2017
Скажите это Табуреткину и Васильевой
Или гаишникам, с коттеджами за десятки миллионов
0 +0−01234567 123456708:44:38
22/06/2017
0 +0−0Ольга V07:46:54
22/06/2017
А я и не из правительства. И могу вам посоветовать точно так же не воровать и вести себя прилично.
А я могу посоветовать вам не называть тварями приличных людей, которые хотят держаться подальше от таких как вы
0 +0−0blogrov07:53:18
22/06/2017
Лауреатка! (ага, рядом он стоит.. про Матвиенку ведь привязанный к цепи карандаш так не напишет, будь она лаураеатом :))
0 +0−0Ольга V07:46:54
22/06/2017
-1 +0−0Андрей Кейно07:28:18
22/06/2017
А вы не воруйте и ведите себя прилично. С теми ворами, которые сейчас в правительстве не то что "Великой России", автомобиля не построишь.
А я и не из правительства. И могу вам посоветовать точно так же не воровать и вести себя прилично.
0 +0−0Андрей Кейно07:29:16
22/06/2017
-1 +0−0Руслан Пантелеев23:01:44
21/06/2017
Сейчас в России брать какие-то взятки - это, знаете ли, очень больно... И особенно очень больно, когда эти деньги предназначены для оплаты деятельности пятой колонны... А в Белоруссии - давно и исправно за это сажают. Путин - молодец, хороший ученик.
Скажите это Табуреткину и Васильевой
0 +0−0Андрей Кейно07:28:49
22/06/2017
4 +0−0Nimrod Hasmonean19:31:49
21/06/2017
Автор или подкупленный циник, или неграмотный псевдо-интеллигент.
Разве не может быть более одного русского государства?
Почти вся Латинская Америка говорит на одном языке, но состоит из множества госубарств.
Германия и Австрия, Франция и Бельгия не оспаривают границы между собой, хоть пограничники с беих сторон говорят на одном и том же языке.
Автор расчетливая ....
0 +0−0Владимир Козлов04:56:12
22/06/2017
4 +0−0Nimrod Hasmonean19:31:49
21/06/2017
Автор или подкупленный циник, или неграмотный псевдо-интеллигент.
Разве не может быть более одного русского государства?
Почти вся Латинская Америка говорит на одном языке, но состоит из множества госубарств.
Германия и Австрия, Франция и Бельгия не оспаривают границы между собой, хоть пограничники с беих сторон говорят на одном и том же языке.
а зачем
0 +0−0Anatol Starkou00:54:13
22/06/2017
-1 +0−0Марк Опыт23:34:19
21/06/2017
СССР развалился потому что проводимая политика практикой утверждала, что населения должно быть 15 тысяч. Несогласные с эдакой политикой развалили СССР из соображений самосохранения.
Марк, вы только никому не рассказывайте, но я вам доверительно тет-а-тет расскажу почему развалился Союз Нерушимый. И так:
Амеры еще ~1000 лет не додумались бы развалить СССР с помощью понижения цен на нефть. Ну такие они, амеры. Поверьте мне на слово. Поэтому эта идейка возникла в голове нашего советского гражданина и он в середине 70-х, в числе первых эмигрантов из СССР, прибыл с ней в Штаты. Возможно без штанов и денег - такое бывало иногда с первыми переселенцами из Союза Нерушимого. Но у него была американская мечта - срубить мало-мало бабла. Поэтому он, ради получения двух мешков долларов, отправил свою идейку кому надо в ГосДеп. Там она варилась в кабинетах чиновников столько сколько надо, и наконец-то наконец вдруг созрела наконец. Затем реализовалась и СССР покинул нас совков безвременно.
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь