Интернета.нет

00:02 09/04/2017 Россия
Интернета.нет

Время от времени политики и общественные деятели выступают с предложениями ограничить или даже отключить интернет на территории России. Каждый раз эти инициативы подвергаются жесткой критике. Предполагается, что негативные последствия этого шага — в первую очередь общественное недовольство — будут куда большими, чем возможные выгоды. Однако опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный в апреле, показал, что почти половина россиян готовы жить без интернета. «Лента.ру» попыталась разобраться, действительно ли интернет так мало значит для соотечественников, что они готовы решительно захлопнуть это окно в мир.

По данным ВЦИОМ, 47 процентов опрошенных граждан заявили, что в результате гипотетического отключения глобальной сети в их жизни ничего не изменится. Еще 26 процентов заявили о незначительных изменениях, а 22 процента выразили готовность приспособиться к такой ситуации. Лишь пять процентов сказали, что не представляют своей жизни без сети.

При этом надо отметить, что сейчас в России интернетом пользуется 75 процентов населения, что на 24 процента больше, чем в 2015 году. Как правило, сеть нужна пользователям для общения, получения информации и развлечений. Почти половина респондентов учатся онлайн и пользуются банковскими услугами, 38 процентов оформляют госуслуги.

При таких-то показателях результаты опроса выглядят, мягко говоря, неправдоподобно. По словам руководителя практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилла Родина, дело в том, что россияне недооценивают степень влияния интернета на свою жизнь. А если разобраться, то окажется, что его отсутствие затронет не только самих пользователей, но и кардинально перевернет жизнь тех, кто вовсе не пользуется преимуществами глобальной сети.

Магия цифр

Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин считает такие результаты следствием того, что 25 процентов населения России, по данным тех же социологических опросов, вообще не пользуются интернетом, а 4 процента делают это реже раза в неделю. Эти люди составляют почти треть населения страны, и для них, конечно, жизнь не изменится. Гражданкин также подчеркнул, что и среди регулярных пользователей есть немало людей, недовольных сетью, и эти настроения тоже могут влиять на ответы.

— Если мы выбросим из числа тех, кто считает, что их жизнь не изменится с отсутствием интернета, людей, вообще не использующих сеть, и тех, которые пользуются ею редко, от этих 47 процентов останется 18, — отметил он. — То есть получится, что менее 20 процентов регулярных пользователей интернета сказали, что их жизнь не изменится. Не так уж много.

При этом Гражданкин предположил, что респонденты могли понимать вопрос о том, изменится ли их жизнь из-за отключения сети как «зависимы ли вы от интернета». «Если вы спросите людей, страдают ли они алкогольной зависимостью, не многие признаются, что страдают (поэтому в реальности их процент наверняка больше), — привел пример эксперт. — Респонденты пытаются показать себя независимыми и крутыми».

Общая масса россиян

Исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов считает, что для многих россиян интернет действительно неважен: «Да, многие пользуются социальными сетями, но принципиально жизнь людей не изменится из-за того, что у них не будет интернета».

Давыдов отметил, что связи, установленные в соцсетях, граждане смогут с легкостью восстановить в реальной жизни. Но, по его словам, общение не стоит на первом месте среди активности пользователей интернета. Большую часть времени они тратят на развлечения. В случае отключения сети, уверен Давыдов, они просто «будут меньше развлекаться, что не повлияет на жизнь людей в массе». Не видит он и угрозы для бизнеса, ведь «тех, кто с помощью интернета зарабатывает деньги, существенно меньше, чем тех, кто делает это без него». Он рекомендует соотечественникам развлекаться в реальной жизни: посещать музеи, парки, спортивные состязания, проводить больше времени на свежем воздухе, «заниматься чем-то полезным».

При этом Давыдов отметил, что российские власти вовсе не планируют лишать страну интернета, и сеть может быть отключена только в результате внешнего воздействия. «Оно может быть разным. Какие-нибудь террористы, получившие в свои руки хакерские инструменты ЦРУ, — рассуждает Давыдов. — Был случай, когда АНБ США выключило интернет в Сирии. Это технически возможно, поскольку вся инфраструктура интернета управляется из Америки. Наша страна готовится к таким сценариям и не допустит их».

Артем Козлюк, руководитель проекта Роскомсвобода, согласен, что нужно проводить время с детьми и друзьями в офлайне, посещать культурные мероприятия, однако не согласен с тем, как описал проблему Давыдов. Козлюк считает аргументы директора Лиги безопасного интернета подменой понятий, переводом важной темы в другую плоскость. Большинство пользователей интернета не ограничиваются походами во «ВКонтакте» и «Одноклассники». «Они совершают покупки, в том числе трансграничные, ищут работу на соответствующих сайтах, получают новости в более широком спектре, чем это представлено на нашем телевидении», — перечисляет Козлюк.

Помимо этого, интернет сегодня встроен в экономические модели. Козлюк считает, что сейчас даже мелкий бизнес, не говоря уже о среднем и крупном, невозможно представить без использования интернет-пространства — не только для коммуникации, но и для построения коммерческого взаимодействия. Он также усомнился в том, что обычный пользователь понимает все варианты действий, при которых используется интернет. «Когда он сохраняет документ в облачном сервисе, то не всегда отдает себе отчет, происходит это локально на его компьютере, в облаке или и там, и там», — привел пример Козлюк.

«Но если смотреть правде в глаза, это не всегда нужно пользователю, — продолжил руководитель Роскомсвободы. — Он просто хочет получать информацию, покупать товары, смотреть кино и не задумываться о том, как это происходит. Интернет — это новая действительность. Ее нельзя отменить, запретить. Сеть принципиально исключает привязку к конкретной территории, дает возможность обходить блокировки и ограничения, чтобы информация максимально доходила до адресатов».

Козлюк не исключил возможности отключения России от интернета — в зависимости от политической конъюнктуры момента. Он, однако, предупредил, что на это нужны «многие миллиарды рублей»: потребуется нанять тысячи чиновников и создать «министерство цензуры» по китайскому образцу.

Опрос из другой вселенной

Советник президента по вопросам развития интернета Герман Клименко усомнился в результатах опроса. Он считает, что многие россияне просто не понимают, что «мы уже живем в интернете», что вся инфраструктура страны зависит от него. «Даже не очень понятно, где ВЦИОМ проводил этот опрос — может, не в нашей, может, в параллельной вселенной», — предположил он.

Клименко также сомневается в том, что стоит проводить такие опросы по телефону: «Надо проводить их среди пользователей интернета — например, опросить 70 миллионов пользователей "ВКонтакте", их ответ был бы более релевантным».

При этом Клименко, как и Денис Давыдов, опроверг возможность отключении России от сети по инициативе руководства страны. Он признался, что изучал опыт регулирования интернета в Китае и на Кубе, но заверил, что дорожной карты по переходу к этим моделям у нас нет, а риск того, что «западные коллеги отключат Россию», оценил как «очень невысокий».

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1029):

12 3 456 ... +1
8 +0−0Alexander Starikoff04:32:20
09/04/2017
Если верить официальным опросам, большинство россиян одобряют снижение своих доходов и уровня жизни. Понятно, что с реальностью это никак не пересекается. Это же касается дутых рейтингов политиков и т.п. Поэтому, любой адекватный человек понимает, что относиться к подобной инфе следует с изрядной долей скептицизма.)
7 +0−0Vlad Barry15:05:31
09/04/2017
"почти половина россиян готовы жить без интернета." - так почти у половины его и нет. Телевизор, диван, настойка боярышника и Путин в телевизоре - все к чему привыкли и без чего не представляют существования.
7 +0−0Coig Ignat14:06:36
09/04/2017
А может сразу начать своих граждан травить дустом?
7 +0−0sergiyinkognit12:24:43
09/04/2017
85% опрошенных россиян не возражают против введения обязательного обрезания на платной основе. Это не сильно отразится на нашей жизни, говорили они социологам. Только хотелось бы чтобы не очень дорого было и была бы опция без дорого и ненужного обезболивания, уточнили респонденты.
7 +0−0knightrocker 2111:56:08
09/04/2017
надо больше доверять вциому и этому пиgoру фадееву,который в начале 90-х работал в американском учреждении , а потом резко заделался идиoт.. патриотом.
7 +0−0Семен Семенов11:46:16
09/04/2017
9 +0−0Андрей Кашпин11:28:44
09/04/2017
Следующий этап - выездные визы )
Следующий этап - "железный занавес".
7 +0−0Борис Руденко11:35:48
09/04/2017
-3 +0−0Валерий Бердыгабидуллин11:29:38
09/04/2017
Это ты то сливки общества?
Поржал ))))))))))))))))))))))))
Он прав. Сливки общества - это образованные, квалифицированные специалисты. Которые и так уезжают из страны сотнями тысяч в год. Отключат интернет - уедет ещё больше.
7 +0−0Алексей Струлев11:05:46
09/04/2017
ФЕЕРИЧЕСКИЙ МАРАЗМ
7 +0−0№-185645810:58:01
09/04/2017
Какая феерическая тупость. Особенно результаты опросов: наверное, их среди трёх с половиной алко-люмпенов где-то на окраинах усть-засранска проводили? Если по сути, то россияне, которые пользуются интернетом не потеряют ничего, потому что отключение от интернета невозможно технически. Если только провода не перерубить и не вернуться в средневековье. Только ради чего это надо делать? Ради того, чтобы чью-то поехавшую умом жoпу не укачало? Нет уж, увольте.
7 +0−0bumbarash bumbarash10:11:22
09/04/2017
короче готовят.. "общественное мнение"
7 +0−0Иван Талдыкин07:09:24
09/04/2017
Эта такая же "правдивая статистика' как и то,что 80% Путина поддерживают. Как насчёт того, что у почти 100% российских предпринимателей бизнес на интернет завязан?
7 +0−0Голубин Валерий02:31:01
09/04/2017
5 +0−0Pavel Golyakevich02:29:34
09/04/2017
Это в какую такую "Европу" завозили "миллионы рабов" из Африки???
Это боярышник забористый попался
7 +0−0Иван Кудрин00:48:27
09/04/2017
Северной Корее БЫТЬ, БЫТЬ, БЫТЬ!!!
6 +0−0Вадим Вадим18:35:52
09/04/2017
российским чиновникам нравится, что в китае интернет ограничен, но им не нравится, что в китае расстреливают за коррупцию ))
6 +0−0Ladys Winters17:14:13
09/04/2017
Кек, прямо как в том анекдоте, где на партсобрании говорят, что завтра надо повеситься, и мол вопросы есть? и робкий голос спрашивает: а веревку свою брать или профком выделит? ))
Если следовать этой методике, то завтра выяснится, что россияне готовы также обойтись без автомобилей, пересев на гужевые повозки, а также без электричества, перейдя на керосиновые лампы. Потому что, если подумать философски, жили же наши предки духовноскрепно столетиями без этих бесовских искусов, и ничего, родили потомков. А вот если спросят россиян - готовы ли они обойтись без охеревшего от безнаказанности правительства, или без православной церкви, сразу поднимется грозный гул возмущения. Мол, вот без них, наших господ любимых, богом данной власти, обойтись ну никак не можем!
6 +0−0Константин Дорохин14:03:51
09/04/2017
Конечно надо отключить!!!!Усилить, углубить, придать особую значимость!!!!!!Зачем нам интернет? Надо оставить только функцию слежения за гражданами и все остальное отключить!!!!!На хрен россиянам интернет? Что б Диму обсуждали? Или Вову? Пусть телек смотрят.
6 +0−0Имя Правды13:40:50
09/04/2017
Блевады и вциомы для того и создавались что бы оболванивать население
6 +0−0Alexander Rokov12:59:29
09/04/2017
Эволюцию-то всё равно не обманешь. Чем больше уровень архаичности, тем глубже уровень деградации, регресса, тем слабее экономика, слабее страна, слабее режим, тем быстрее ему конец.

Россия ведь всё же не КНДР, массовые и жесточайшие репрессии уже тут невозможны. Россия даже не Узбекистан и Таджикистан. Кто-нибудь может себе представить события типа митингов 26 марта в Узбекистане или Таджикистане? Это нереально. А в России реально. Хотя и при противодействии режима. И никакой Навальный в Таджикистане и Узбекистане невозможен. А в России Навальный хоть и под серьёзнейшим прессингом, но действует. Ну и т.д.

Как бы путинизму это не было печально, Россия - страна с зачатками европейского менталитета, на большей части территории, и полную КНДР тут построить не получится.
6 +0−0Иван Иванов12:21:00
09/04/2017
Безмозглой ватой проще управлять. Она легко поддаётся внушению.

Приказали вате любить братский хохлятский народ - она и любила, ровно до поступления приказа ненавидеть скакелов. Теперь ненавидит.

Приказали вате любить дружественную Турцию - она и любила, ровно до поступления приказа ненавидеть предателей-турков. Она возненавидела, но ровно до поступления приказа снова любить дружественный турецкий народ. Теперь снова любит.

Приказали вате ненавидеть обамку-обезьянку и всех пиндосов - она и ненавидела. Ровно до поступления приказа обожать трямпушкуняшегоперзидента. Она и любила его неистовой любовью, но ровно до поступления приказа ненавидеть трампочмо. Теперь ненавидит.

Приказали вате считать злобное ботоксное плешивое чучело гением и мастером двухходовочек всех времен и народов - она и считает. Но ровно до поступления приказа....
6 +0−0Влдаислав Листьев11:49:52
09/04/2017
И на Ленте комментарии отключите, а то слишком много недовольных.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь