«Зачем прессовать подростков?»

01:36 05/04/2017 Россия
«Зачем прессовать подростков?»

Массовые несанкционированные выступления против коррупции в Москве и других городах для многих стали неожиданностью. После «болотных шествий» волна уличной активности практически сошла на нет. Дискуссии продолжались большей частью в узком семейном кругу и соцсетях. Даже разрешенные акции оппозиции не собирали сколько-нибудь заметное число участников. Но «прогулка» по Тверской оказалась неожиданным исключением. Только в столице на нее вышли не менее 8 тысяч человек. Еще одна неожиданность для многих — большое количество среди протестующих старшеклассников и студентов младших курсов. О чем думают современные подростки? Почему выходят на улицы под политическими лозунгами? Чего больше в этих поступках — гражданской позиции или юношеского бунта против мира взрослых? Об этом «Ленте.ру» рассказала директор Центра молодежных исследований, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Петербурге Елена Омельченко.

«Лента.ру»: Школьники и студенты, которые стали символом недавних протестов, — это молодежь или все-таки еще дети?

Омельченко:Насколько я понимаю, речь идет о 16-22-летних участниках несанкционированных митингов. Социологи называют эту категорию «старшие (или взрослые) подростки». С точки зрения психологии подросток — это человек, который находится в состоянии формирования и отсутствия определенной социальной позиции или социального статуса. Только в период поздней подростковости появляется какой-то личностный стержень.

Однако у «взрослых подростков», похоже, есть свои ценности. Что они считают правильным, против чего восстают?

Ключевые каналы потребления информации — интернет, социальные сети, видеосервисы. Предыдущие поколения, которые заходили в интернет в начале 2000-х годов, предпочитали анонимизировать себя, закрывались. Эти же, наоборот, очень публичны, демонстративны. Их мироощущение предполагает открытую, искреннюю коммуникацию. Для них это важно. Поэтому рождается обостренное чувство справедливости: слышат тебя или нет, реагируют на твое появление или нет? Самоуважение, достоинство — значимые понятия для них. И это усиливается обстоятельствами повседневной жизни, которые они наблюдают. Поэтому они просто отказываются публично говорить то, чего от них ждут, «играть» в неправду, двоемыслить. И в то же время они индивидуалисты.

Раз индивидуалисты, то значит, им не свойственны субкультуры? Панки, хиппи, готы — окончательно ушли в прошлое?

Сегодня мы уже говорим не о субкультурах, а о различных молодежных группах — солидарностях. Есть молодежь, которая относит себя к «устоявшимся» субкультурам. Но у них внутри нет однородности, как было раньше. Все очень дробное, все размывается, идет постоянный поиск эксклюзивности. Например, анархисты. Внутри них есть стрейтержи, которые придерживаются патриархата, жестких принципов отказа от сексуального разнообразия. И есть анархофеминисты, которые продвигают идею мужского и женского равенства полов. То есть солидарности формируются на основе каких-то ценностей. Это, как и прежде, помогает отделять «своих» от «чужих». Кроме гендера, для молодых значима тема «Восток — Запад». Кто-то транслирует идеи милитаризованного патриотизма, кто-то космополит. Актуальна религия — споры между атеистами и радикальными фундаменталистами. Но на переднем фланге оказался вопрос справедливости и доступа к ней. Можно сказать, что все солидарности находятся как бы между двух векторов: безоговорочная лояльность власти и конформизм или негативизм.

По итогам мартовских событий можно ли сделать вывод, что в данный момент побеждает вектор негативизма, оппозиционности?

Противостояние между векторами условно. Эти группы очень подвижны, они переформатируются в зависимости от политической обстановки. Сразу после присоединения Крыма можно было говорить об однозначном патриотическом всплеске среди молодых, многие из них были «крымнаш». Сейчас это уходит, становится уже не таким заметным. А еще мы постоянно фиксируем то, как меняется представление о текущих «врагах России».

Это уже не американцы?

Нет. В этой роли уже побывала Украина. Политический дискурс на детей, конечно, оказывает влияние. Молодежь очень зависима от семьи, от государства. Но это не значит, что власть может бесконечно пользоваться одними и теми же рычагами воздействия на молодежь, мобилизовывать ее под одни и те же знамена. Дети способны к саморазвитию. Они читают, смотрят, думают.

Есть мнение, что по-настоящему идейных подростков среди участников «антикоррупционной» прогулки было крайне мало. Для многих несанкционированная акция стала развлечением, «движухой».

«Попутчики», конечно, были. Но, опять же, что понимать под этим. Допустим, я иду мимо и вижу движущуюся толпу. И у меня всегда есть выбор — отсидеться в кафе, зайти в какой-то двор. Или влиться.

Многих поразила активность регионов. Всегда считалось, что провинциальная молодежь по степени активности уступает столичной. Что-то изменилось?

В развитии менталитета мы движемся к Европе. Там практически не видна разница между молодыми в городе и на селе. Интернет, соцсети позволяют преодолевать географические пространства и присоединяться к солидарным группам опосредованно, не напрямую. Идеи равенства, неприятия гомофобии, отказа от сексизма — глобальны и характерны не только для России. Россияне стали больше ездить. С помощью реальных и виртуальных путешествий они включаются во все эти тренды. Мы сейчас проводим исследование студентов-младшекурсников в четырех российских городах: Питере, Ульяновске, Махачкале и Казани. Интересный феномен заключается в том, что продвинутая городская молодежь по своим взглядам, мыслям, настроениям похожа друг на друга. Сельская молодежь пока остается исключенной из этих процессов. Но, думаю, что это всего лишь вопрос времени, развития технологий.

А как с ними разговаривать? Организаторам прогулки удалось найти общий язык с молодыми. Почему у других не получается?

Другие даже и не пытаются. У нас в контексте политики молодежь видится общей массой. И прямым текстом везде в официальных документах прописано, что это — ресурс. Экономический, политический, демографический. С ресурсом и обращаются обезличенно, как с объектом, который требует контроля и управления. А им бы хотелось, чтобы с ними считались, чтобы их слышали.

Вроде бы в каждой губернии есть департаменты по делам молодежи. Где-то даже молодежные парламенты созданы. То есть нельзя сказать, что с молодежью не считаются. Что не так?

В последние годы воспитательный дискурс отчетливо ориентирован на патриархатные ценности, на патриотизм проимперского милитаристского толка, на уникальность, особость российского пути, настраивание на то, что ценности «гейропы» нам чужды во всех проявлениях. То есть власть демонстрирует свою солидаризацию с лояльным крылом этих молодежных групп. А других старается не замечать.

Их много? Других.

Тут дело не в том, кого больше или меньше. Лояльных и конформистов, конечно, больше. Но мы знаем, что любые изменения и новации в обществе движутся меньшинством. Нужно понимать, что разнообразие — необходимо. Методы общего плана не срабатывают. Нужны более тонкие политики, учитывающие всю палитру мнений. А сейчас с «разностью» государство старается бороться. В конце нулевых годов, например, помню, были программы вроде бы по работе с субкультурами. Но фактически они были ориентированы на борьбу с этими группами. Чтобы детей, состоящих там, выявлять, беседовать с родителями, ставить их чуть ли не на учет в полицию. Это все походило на борьбу со стилягами в советское время.

Считалось, что некоторые субкультуры, особенно эмо и готы, — чуть ли не прямой путь к саморазрушению и суициду. Чиновники просто спасали детей.

Мне как-то уже задавали вопрос по суицидам среди эмо или готов. Я очень сомневаюсь, что раньше в молодежной среде было сильно меньше суицидов. Просто тогда люди с суицидальными наклонностями не назывались эмо. Но с этим даже не разбирались. Просто решили все выровнять и сделать общую массу. С ней удобней работать.

Инаковость искореняют и законы, принятые в отношении ЛГБТ-подростков. Такие дети существуют, но школы делают вид, что нет такой проблемы. Социологам эту тему также запрещено обсуждать с подростками, пока им не исполнится 18 лет. То есть они оказываются в изоляции и полном одиночестве. Во всем этом еще множество сюжетов. Если не будет признания права на различия, то не возникнет и инициативы, в том числе экономический. Когда человек не чувствует себя субъектом, понимающим, что обладает правами самореализации, он превращается в пассивного, диванного гражданина.

Но что делать сейчас?

Виды и формы возможных решений разнообразны. Конечно, нужно искать общий язык с молодежью. Я была потрясена высказыванием сенатора Мизулиной о том, что борьба с коррупцией — это не патриотизм и детям нельзя об этом рассказывать. Разве человек, который отказывается мириться с нарушением прав и несправедливостью, — не патриот? Как может государственный деятель, представитель власти так говорить?

Судя по такого рода заявлениям, разговаривать никто не собирается. По крайней мере с молодежью. К чему это может привести?

Брожения могут продолжаться. Но вполне вероятно, что найдутся желающие воспользоваться ситуацией, чтобы возглавить процесс. Приближается время выборов. В истории так часто происходило. Возможно, интерес молодежи переключится на какую-то иную повестку. Или начнут формироваться новые неформальные объединения. Хуже, если это недовольство уйдет в подполье. Я не понимаю, чего так испугались взрослые, зачем прессовать подростков? Ведь история-то позитивная. Замечательные юные граждане, активно хотят участвовать в политической жизни государства, мечтают сделать нашу страну лучше, чище. Что в этом плохого? Власть именно это должна в первую очередь увидеть и отреагировать. Это ведь не движение против миграции, это не экстремизм, который мог бы вызвать панику и смущение. Это хорошие дети.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(448):

123 4 567 ... +1
2 +0−0Natalya Nazarova09:16:05
05/04/2017
-3 +0−0Aleken Nogovitsin07:29:53
05/04/2017
Почитал коменты. Хм... Сложилось чувство, что народ совсем отупел. Ну не может быть что-бы все были такими наивными. Развили тут сопли-слюни. Для организации таких митингов (причём по всей стране) нужны были огромные средства. Во вторых дети ничего просто так делать не будут и никуда не пойдут и политика им нафиг не нужна. А вот теперь нужно отследить, как и откуда происходило финансирование этой сопливой толпы и вычислить того провокатора, который настропалил "детишек" поиграть во "взрослые игрушки" (угадайте с первого раза его фамилию), ну и за одно вернуть смертную казнь, как высшую меру наказания. Нет человека . нет проблем (ну... тут я что-то увлёкся ;-)).
Согласна с вами полностью. Подростки хороший инструмент для управления. Как раз в этом возрасте присутствует юношеский максимализм. 15-22 года. И тот кто поднимал их, знал об этом прекрасно. И решил воспользоваться . Как говорится зерно упало на благодатную почву. А тут пытаются им присвоить какие то политические суждения.
2 +0−0Александр Матросов08:45:50
05/04/2017
0 +0−0Растудыть Качелин08:43:36
05/04/2017
Ты Димон или Вован? Так вам радоваться надо "отупевшему" народу. Вы его таким 17 лет делали. Да только вроде не все отупели.
А до 99-ого как будто не делали этого?
2 +0−0№-186367708:42:26
05/04/2017
-2 +0−0Petr Petrov08:35:31
05/04/2017
Фото неудачные. Хотя, может именно такие девушки и ходят на митинги оппозиции. А симпатичные по клубам...
рыженькая девчонка очень даже красавица... просто не размалёванная клубная барби, чей мозг выполняет одну функцию - поддерживать уши, чтоб не отвалились)
2 +0−0Sergey Krug08:18:33
05/04/2017
-3 +0−0Aleken Nogovitsin07:29:53
05/04/2017
Почитал коменты. Хм... Сложилось чувство, что народ совсем отупел. Ну не может быть что-бы все были такими наивными. Развили тут сопли-слюни. Для организации таких митингов (причём по всей стране) нужны были огромные средства. Во вторых дети ничего просто так делать не будут и никуда не пойдут и политика им нафиг не нужна. А вот теперь нужно отследить, как и откуда происходило финансирование этой сопливой толпы и вычислить того провокатора, который настропалил "детишек" поиграть во "взрослые игрушки" (угадайте с первого раза его фамилию), ну и за одно вернуть смертную казнь, как высшую меру наказания. Нет человека . нет проблем (ну... тут я что-то увлёкся ;-)).
Посмотрел YouTube, возмутился и вышел на улицу, какие огромные средства :)))
Хотя нет Вы правы! Да точно! К каждому приходил агент ЦРУ и приносил пачку казахских тенге, чтобы никто не догодался. А ещё обещали миллиард монгольских тугриков за подкоп под кремлём. Потом приходил вампир из Госдепа и прокусывал шею, ну чтобы участник стал зомби. Поэтому всем участникам надо осиновый кол в сердце. Я уже по Вашему заданию отследил финансирование этих беспорядков. Спешу доложить это перкеры с альфа-центавры, так как они на дух не переносят путиноидов.
2 +0−0Сергей Фокин06:28:47
05/04/2017
Ощущение из статьи, будто спрашивают ученого о жизни каких-то зверушек - как они там живут и чем занимаются. Может, пригласили бы саму эту неизвестную "молодежь"?! А все, кто теперь на распев говорит о том, почему "вдруг" дети заинтересовались политикой, сами детьми не были. Они вылупились из коконов прямо на работе взрослыми и всезнающими... Сколько себя помню, всегда был вовлечен в политику. Шло еще перестроечное время, а я, и что важно - все мы школьники младших классов (!), с вниманием смотрели "Прожектор перестройки" и обсуждали эту передачу в своих кругах. Потом пришел "Взгляд", и т.д. Больше 10 лет мне пришлось работать с детьми подростками в системе внешкольного образования. И я не припомню таких ребят, которые бы были аполитичны. Приходилось иметь дело даже с завербованными в фашистские организации. Исключение составили детдомовские, но там у них изначально закладывается ориентация на преступный мир... То, что дети и молодежь следят за политикой и готовы выйти на улицу - это норма. Так было всегда и во все времена. Поэтому не надо придумывать сенсацию на пустом месте… Что же касается пассажа о комитетах молодежи и т.п. чиновничьих организациях, то могу с уверенностью сказать. – Если работаешь с молодежью, всеми путями старайся обойти эти конторы, иначе загубишь дело.
1 +0−0Николай03:47:24
06/04/2017
Дети от наивности и избытка фантазии идут на поводу чужих амбиций, давать этому явлению оценку это бред, сами были такие и помним как огонек тренда перерастает в мэйнстрим существования, так некоторые по вкладышем "турбо" становились "спецами" забугорного автопрома... Этим летом модно быть против власти и взрослых - господа готовьте малолетние колонии этим летом там будет тесновато. Навальный может этого и не хотел - но это та аудитория которая репостила его в соцсетях самоинфицируя себя предвыборным бредом навального.
1 +0−0Константин Шавлов23:40:10
05/04/2017
Дело не в ФБК или Медведеве.. накипело просто. Система гнилая, это коню понятно.. а менять ее не то что не хотят, ее защищают, и не известно на какие жертвы они готовы будут пойти защищая эту падаль...
1 +0−0Ирина Вильямс23:18:42
05/04/2017
-2 +0−0Vladimir Bouilov19:34:54
05/04/2017
Борьба с коррупцией это не только не дело детей но и взрослых тоже. Это дело спецслужб и политического руководства страны.
Для этого нужны спецсредства, знания и полномочия.
Если каждый кому не лень этим станет заниматься в стране порядка не будет никогда.
Т. е. люди у нас все безграмотные и не у полномочены свои естественные права отстаивать и за свою жизнь бороться?
1 +0−0Беклемешев Виталий19:45:55
05/04/2017
-2 +0−0Vladimir Bouilov19:34:54
05/04/2017
Борьба с коррупцией это не только не дело детей но и взрослых тоже. Это дело спецслужб и политического руководства страны.
Для этого нужны спецсредства, знания и полномочия.
Если каждый кому не лень этим станет заниматься в стране порядка не будет никогда.
А если взрослые и спецслужбы сами коррупционеры???
1 +0−0Tigra White18:41:03
05/04/2017
-3 +0−0№-344087215:43:16
05/04/2017
интересно сколько они стоят?
ударение в "стоят" на О или на Я ? )))

минут 10 уже стоЯт. думают когда фотосессия закончится.
1 +0−0Alexandre Fedorovski18:05:27
05/04/2017
0 +0−0Tigra White17:38:16
05/04/2017
а кто сказал, что хозяин медведа - Путин?
КТО сказал, что Путин - ХОЗЯИН??? Посмотрите, КТО за их спинами - упорно прячут "шнобели"
1 +0−0aziz kako17:32:02
05/04/2017
0 +0−0Алекс минотавр17:27:10
05/04/2017
Ерунду не говори , может надо просто жить стране по Конституции и соблюдать все законы ? А вор должен сидеть в тюрьме !
Кто вам мешает жить по конституции? Будут новые выборы - выберите нового честного президента который сможет инициировать возбуждение уголовного дела против предыдущей власти? Все по закону
1 +0−0Alexandr Pikalyuk16:46:36
05/04/2017
-2 +0−0aziz kako14:24:18
05/04/2017
К сожалению, вы плохо понимаете структуру власти. Например, на Украине, одним из организаторов и спонсоров Майдана был олигарх Левочкин, который был как членом правящей партии, так и на тот период главой аппарата президента Януковича. И Янукович не мог ничего поделать. В России то же самое. Путин не бог, а всего лишь рулевой олигархических группировок
У вас какой-то "заговорщический" взгляд. Я, вам, без всякой конспирологии скажу, -- из искры возгорится пламя. Не из тазика с водой, к простому примеру, понимаете?
1 +0−0Tigra White16:32:49
05/04/2017
Че все так кричат-то? Молодежь у нас нормальная, здоровая.
_Разделяйте_ старперов с утятами и молодежь. Мелким нужно побузеть. А у некоторых дяденек энергии нет, вот они и присасываются к молодым, навязывая свое видение. Отличаются _цели_ молодежи и старперов с утятами:

-- молодежь выходит, чтобы сделать Россию ЛУЧШЕ
-- дяденьки подсовывают утят, чтобы сделать тут ХУЖЕ

так что не надо молодежи, которая (аллегория) решила заниматься спортом по утрам и быть сильнее, предлагать вырезать у нее почку для ее же здоровья. )))
1 +0−0Михаил Лисовин15:47:40
05/04/2017
-3 +0−0aziz kako13:59:02
05/04/2017
Простой подросток не пойдет на серьезное дело, если не будет уверен, что завтра его не перегнут через колено и не дадут ремня. А значит что кто-то серьезный в высоких верхах сказал ему: "Иди, не двефь, мы тебя вытащим и медальку дадим". Речь идет не о простой голоте, которой нравиться понтоваться - речь об организаторах
Запросто пойдёт. Подросткам свойственен риск - это даже интереснее для них.
1 +0−0ruru14:47:17
05/04/2017
Эти выступления очередной повод закрутить гайки в интернете. Реакция уже отработана. Вышли на улицу - ввели законы, чтобы нельзя было. Теперь введут доступ в соцсети по паспорту, чтобы навсегда отключать тех, кто требует соблюдать конституцию и критикует власти.
1 +0−0Дмитрий Потехин14:30:31
05/04/2017
-2 +0−0aziz kako14:24:18
05/04/2017
К сожалению, вы плохо понимаете структуру власти. Например, на Украине, одним из организаторов и спонсоров Майдана был олигарх Левочкин, который был как членом правящей партии, так и на тот период главой аппарата президента Януковича. И Янукович не мог ничего поделать. В России то же самое. Путин не бог, а всего лишь рулевой олигархических группировок
А я не об этом. В Киеве была гопота (частично), в Париже - гопота, потому что горели машины и били витрины. Здесь тысячу человек скрутили за то что просто высунули нос. Ну и поставили на них клеймо смутьянов.
1 +0−0Артем Лопатко14:09:00
05/04/2017
-7 +0−0Артем Лопатко13:35:39
05/04/2017
Надеюсь мои дети такими придурками не будут
Вижу, что эти дети на ленте прописались))))
1 +0−0Сергей Антипов13:54:12
05/04/2017
В статье сказано: "... даже не разбирались. Просто решили все выровнять и сделать общую массу. С ней удобней работать." - такой подход в обществе, основанном на информации и общении, не сработает. Ровная масса - это, извините, совсем не та среда, в которой могут вырасти гении. Кто это сказал: "Моду творят те, кто ей не следует" - то есть нужны разнообразные мнения, нужны все. А ровная масса - по ней скользить хорошо, а вот стоять на своих ногах - сложно.
1 +0−0Владимир Жердев13:47:37
05/04/2017
-1 +0−0Артем Лопатко13:39:31
05/04/2017
Вова...Это поколение так же лояльно относится к педерастам и пьяницам ...Потому что это они и есть...А ты Вова походу дальше своего носа не видишь
Тёма разлупи глазки, по зонам среди русских авторитетов уже который год клич, "наркоманы и педерасты знак равенства ", дак куда смотреть ?)
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь