«Мама не кормит мясом»

00:11 03/04/2017 Россия
«Мама не кормит мясом»
Хорошая статья. Абсолютно согласен с автором.

Московские власти задумались о том, чтобы ввести в школьных столовых религиозное меню. Предлагается разнообразить рацион учащихся за счет постных, кошерных и халяльных блюд. Авторы идеи настаивают также на появлении вегетарианского меню. Подобные практики уже существуют в столице и других городах, где открываются частные детсады и школы для детей-вегетарианцев. Некоторые родители настаивают и на более строгих системах питания: веганстве и сыроедении, в которых предусмотрен полный отказ от продуктов животного происхождения, а также термически обработанной пищи. О том, как пищевые эксперименты родителей могут отразиться на здоровье ребенка, «Ленте.ру» рассказал детский врач-диетолог, кандидат медицинских наук, Михаил Зейгарник.

«Лента.ру»: Отказ от животной пищи, полный или частичный — насколько безопасны эти практики?

Михаил Зейгарник: Подобные эксперименты отражаются на здоровье ребенка негативно. Родители пытаются возразить: «Вокруг столько детей-вегетарианцев, и никто от этого еще не умер!». Это клише используют как доказательство того, что врачи со стандартным подходом «жлобствуют» против вегетарианцев. Действительно, массово дети не умирают, но это отражается на качестве жизни ребенка, а главное — на его развитии.

Но визуально ребенок здоров и нормально развивается. В чем проблема?

Это не мгновенные изменения, которые могут привести к заболеванию, хотя такое тоже возможно. Чаще всего болезнь возникает из-за накапливающегося дефицита тех или иных веществ в рационе. Со временем это может проявиться в нарушении физического и даже умственного развития. Никому в голову не придет связать это с тем, что ребенок в течение многих лет недополучал каких-то полезных веществ.

Возможно ли компенсировать отсутствие мяса растительными компонентами или пищевыми добавками?

Если это не строгое вегетарианство, а питание с включением молочного белка и яиц, то, возможно, последствий удастся избежать, потому что самая большая проблема в этой системе питания — дефицит белка. В то же время у таких детей будет склонность к дефициту железа — со всеми вытекающими последствиями. Железо, которое организм усваивает и может нормально использовать, содержится только вкрасном мясе. Никакое «растительное железо» не может его полноценно заменить. Так устроен наш организм. Что бы там ни говорили апологеты растительного питания, бобами и орехами не восполнить этот дефицит.

Получается, чем строже пищевые ограничения, тем серьезнее последствия?

Если говорить о строгом вегетарианстве — веганстве, подразумевающем полное исключение продуктов животного происхождения, мы получим целый комплекс проблем. Не только дефицит белка, из-за которого нарушаются абсолютно все процессы, связанные с ростом и развитием, но и нехватку многих минеральных веществ. Например, кальция, необходимого для формирования костей и зубов. Не лучшим образом на развитии детского организма сказывается нехватка животных жиров, которые невозможно полностью компенсировать жирами растительными. Проблем может быть очень много, но главное — заболевания, связанные с дефицитом питательных веществ.

В таком случае с какого возраста можно отказываться от продуктов животного происхождения без вреда для организма?

С момента, когда прекращаются рост и созревание мозговых структур. Когда установятся все связи в центральной нервной системе и все начнет работать так, как будет функционировать всю оставшуюся жизнь. Это индивидуально, но в среднем — после 20 лет.

Сторонники растительного питания утверждают, что булки и котлеты наносят гораздо больший вред растущему организму, чем здоровая «зеленая» пища.

Не стану спорить с тем, что фастфуд, кока-кола и многое из того, что любят дети, наносит вред организму. Другое дело, я не понимаю, почему этому нужно противопоставлять именно растительную пищу. Доказано, что булки и газировка не богаты полезными веществами и приводят к ожирению. Но такое противопоставление абсолютно неправомерно, потому что растительное питание не тождественно здоровому и сбалансированному.

Большинство родителей-веганов убеждены, что отказ от мяса — осознанный выбор ребенка. Как формируется пищевое поведение в юном возрасте?

Ребенка очень просто убедить в чем угодно. Его «осознанный» отказ от мяса, которое ему предлагали родители-вегетарианцы, может быть связан с тем, что оно невкусно приготовлено. Но это можно выдать за то, что ребенок сам не захотел мяса. Разговоры, что «он с самого рождения не хочет никакой животной пищи», — лукавство, причем в основном подсознательное. Родители часто внушают ребенку свою модель питания, не давая ему животных продуктов. А уже в более осознанном возрасте, когда у него сформировались пищевые привычки, ребенку дают попробовать незнакомый продукт. Зачастую он не хочет его есть. Это вполне закономерно, но никак не связано с физиологией.

С чем же тогда?

С психологией. Может быть так, что мама не кормит мясом, а в детском саду его готовят невкусно и ребенок растет в уверенности, что мама права, говоря, что «эту бяку есть не надо». К тому же мама всячески одобряет и поощряет его отказ.

В таких странах, как Индия, дети питаются растительной пищей. А в Италии за принуждение детей к вегетарианству предлагают сажать. Кто прав?

Индия — в пятерке стран с самой высокой смертностью детей до пяти лет. Цифры просто колоссальные. Даже сравнивать не приходится с европейскими показателями, где вегетарианство хоть и становится популярным, но детей, как правило, к этому не приучают с рождения.

У нас в некоторых регионах на Крайнем Севере дети питаются сырым мясом и в силу климатических особенностей не избалованы растительной пищей.

Мне что-то подсказывает, что они живут в несколько более цивилизованных условиях и доступ к другим продуктам у них все-таки есть. Мы же не в XIX веке живем, когда алеуты-оленеводы кочевали по заснеженным просторам и ничего, кроме солонины, не ели.

С другой стороны, у наших предков тоже не было мяса в ежедневном рационе. Многие апеллируют к традициям: так жили наши прабабушки — на капусте и репе.

А кто сказал, что они жили хорошо? Кто видел, как они жили? Тогда в крестьянской семье рождалось 13 детей, а до совершеннолетия доживали в лучшем случае двое-трое. Да и в дворянских семьях была колоссальная детская смертность и заболеваемость. Мне совершенно непонятно, откуда плодятся эти мифы, о том, что палеопитание — это здоровое питание. Средний возраст жизни, если посмотреть в прошлое, гораздо ниже, чем сейчас. В русской литературе встречается «дверь нам открыла старуха лет сорока», это конец XVIII — начало XIX века. Люди жили недолго и плохо.

Как насчет временных ограничений в еде, скажем, по религиозным причинам. Это тоже вредно?

Ограничения для детей, если они не обусловлены какими-то медицинскими показаниями, на мой взгляд, совершенно недопустимы. Под показаниями я имею в виду пищевую аллергию, когда ребенку нельзя есть какие-то продукты. Или у него какие-то заболевания, накладывающие ограничения на питание. Просто так не позволять ребенку есть мясо из религиозных или идеологических побуждений абсолютно неверно и безответственно. Ребенок вырастет и сам решит, каких взглядов будет придерживаться, в том числе и в питании. Задача родителя — дать ему возможность вырасти. В этом их долг и обязанность. Любые эксперименты с физическим и психическим здоровьем недопустимы.

То есть какая-то связь между питанием и психическим здоровьем тоже прослеживается?

Это новое направление в науке, интенсивно развивающееся, но пока еще не сформировавшее постулатов. Очевидно лишь то, что хронический дефицит полезных веществ вызывает задержку или нарушения умственного развития. Нехватка витамина В12, железа или фолиевой кислоты вызывает хроническую анемию, которая, в свою очередь, провоцирует развитие гипоксии головного мозга — то есть нехватку кислорода. В результате у ребенка происходит умственное недоразвитие той или иной степени. Сейчас изучаются более тонкие вещи. Установлено, например, что дефицит определенных веществ может вызвать хроническую депрессию.

Все ли пищевые ограничения одинаково опасны?

Любая несбалансированная система питания не несет ничего хорошего для здоровья детского организма. Считается, что для гармоничного развития ребенку нужно определенное соотношение полезных веществ. Любые излишества и ограничения неизбежно отразятся на здоровье. Вопрос лишь в том, когда и как именно.

Беседовала Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(443):

1 234 ... +1
38 +0−0Pribor Sorok0400:17:42
03/04/2017
Хорошая статья. Абсолютно согласен с автором.
33 +0−0Воробьев Владимир06:48:51
03/04/2017
Для меня веганы просто сектанты. Лишение детей нормальной пищи должно рассматриваться как жестокое обращение.
21 +0−0Mariposa Morena06:06:22
03/04/2017
хорошие родители! сами выросли на мясе, а детей травой кормят. помнится что многие зерноядные птицы птенцов выкармливают животной пищей, и только потом становятся "вегетарианцами". воробьи умнее некоторых людей
17 +0−0Alex Frost08:47:43
03/04/2017
Веганство-это изощренная ветвь злобного феминизма. Стервозные бабы отождествляют себя с "чистыми и непорочными" божествами и прутся от навязывания своих идей всем, хоть как то зависящим от них людям. Мужьям они съедают мозг, а у бедного чада попросту нет другого выхода.
15 +0−0Иван Иванов06:26:00
03/04/2017
Ахтунг, веган затесался! Логику на него тратить бесполезно. Кста, заметил закономерность, веганы это, обычно, малолетние долбайбы. Бгг
13 +0−0Petr Petrov04:00:55
03/04/2017
-21 +0−0Аня Дасова03:55:32
03/04/2017
Очередная чушь про поедание трупов. Статья из серии - табак и пиво детям полезны, в них содержится много полезных веществ. Хотя низшим категориям людей положено по жизни убивать алкоголем мозг и пожирать трупы, такова их низменная сущность ... Без мяса можно полноценно питаться и жить, только в наших условиях с ним просто проще. А если бедные еще начнут отказываться от мяса и из экономии есть сахар и крупу, то конечно - они сами себе злобные буратины. Отказ от мяса не даст пользы никакой и даже навредит когда его в меню заменяют еще большей дрянью. Если на орехи и разные семена денег нет - то молочные продукты, только без добавок маргарина и пальмового масла, яйца и гематоген - выйдет дешево и сердито.
Ну ты то поумнее диетолога, всяко. Ты же в инет вхожа.
12 +0−0ы в07:19:33
03/04/2017
В италии уголовная отвественность для родителей лишающих мяса детей и переводящих их на веганскую диету.
10 +0−0Александр Матросов09:48:40
03/04/2017
Комментарий удалён.
Так делают дураки. Умный человек заточит копье, объединится ещё с двумя, загонит и зарежет корову, быка, слона, льва и вообще кого угодно.
8 +0−0Боевые Экскаваторы11:16:36
03/04/2017
-3 +0−0Maserati Quattroporte11:15:49
03/04/2017
Поедатели трупов разбущевались ) ахахахаах)))
Больные на голову дрыщи-рахиты, объедающие животных, пригорели )))
8 +0−0Боевые Экскаваторы11:00:07
03/04/2017
Веганы - е6ланы уже сами по себе ! А за принуждение к веганству детей, надо ваще лишать родительских прав. Уроды травоядные.
8 +0−0Хорус08:43:54
03/04/2017
Чтобы нормально жить на веганской диете нужно иметь, минимум, трехкамерный желудок как у травоядных..
7 +0−0Полигам Полигамыч11:02:12
03/04/2017
Комментарий удалён.
хм. а картошку сырой жрут? )) кстати, если неделю без соли жить то привыкаешь и уже не надо ничего солить
7 +0−0Александр Силантьев10:13:28
03/04/2017
Лента, а можно уже сделать так что бы реклама млядь не включалась внезапно на полном звуке!!!??? Задолбали уже !!! Так и оглохнуть можно!!! Пожалейте наши уши пожалуйста гомосексуалисты тупорылые!!!
7 +0−0Полигам Полигамыч07:56:06
03/04/2017
Таких родителей надо стерилизовать, а детей отнимать!
6 +0−0Полигам Полигамыч09:52:48
03/04/2017
Комментарий удалён.
Человек не только хищник, он еще и разумный. Думаю миллионы лет назад человек запросто мог запрыгнуть кому нить на спину и прокусить шкуру. Но эволюция берет свое ... появился нож.
6 +0−0trali_ valli08:32:58
03/04/2017
Человеку мясо необходимо, особенно в северных широтах. кто от него отказывается просто болен на голову. Мясо, птица и рыба просто обязаны быть в меню каждого человека. Пусть всякие веганы, если человек взрослый питается как он хочет, но ребёнок должен получать нормальную сбалансированную пищу. Человек не козёл, а существо всеядное.
6 +0−0Аргын бек04:13:00
03/04/2017
-4 +0−0Аня Дасова03:39:21
03/04/2017
В Африке много чего дефицит и поедать мясо - последнее что им нужно. В жарком климате трупы быстро превращаются в яд, а холодильники там встречаются только в местах куда подведено электричество ... Для начала надо бы обеспечить население чистой водой, а потом можно и порассуждать об источниках инфекций.
я ем кажды день мясо----конину баранину говядину --больше всего коннину ...на зиму свежак режу коннину \\\вегаторианца видель они все бледные дохлые
6 +0−0Petr Petrov01:45:36
03/04/2017
-17 +0−0Troll SimpleTroll01:25:23
03/04/2017
Чушь, однако, городит диетолог.
Отнюдь не чушь. Все это уже давно известно. Да и просто съезди в Индию и сравни жителей какого нибудь Кашмира с жителями того же Гуджарата. Все становится на свои места.
5 +0−0Боевые Экскаваторы11:37:31
03/04/2017
Доктор Майкл Идс, автор книги “Сила белка”, утверждает, что вегетарианский образ жизни не имеет смысла, так как люди плотоядны по своей природе. Устроим сравнение хищников, травоядных, людей. Просто взгляните на желудочно-кишечный тракт человека и сравните его с львиным или свиным. Внутри мы устроены так же, как лев: с одним желудком, предназначенным для переваривания питательных продуктов животного происхождения, которые мы едим в течение сотен тысяч лет. Устройство наших внутренностей отличается от строения травоядных, имеющих несколько желудков, предназначенных для расщепления и переваривания бедных питательными веществами зёрен, которыми сейчас завалены наши кладовки и холодильники. Для нашего существования необходим витамин B12, а лучшим его источником, не считая специальных добавок, является мясо. Без витамина B12 вы умрёте.

Веганы, валите отсюда, вам надо бошку лечить.
5 +0−0Полигам Полигамыч11:10:02
03/04/2017
Комментарий удалён.
некоторые не понимают что Бык не способен физически переварить животную пищу )) и пишут бредятину ))) а человека создала природа так что он может есть ВСЕ!
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь