Бог дал — бог взял

00:04 28/01/2017 Россия
Бог дал — бог взял

Решение петербургских властей о передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ послужило для церкви стимулом продолжить передел собственности. Вскоре о намерении вернуть себе объекты на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» заявила Симферопольская и Крымская епархия. Заговорили о возвращении церкви храма Спаса на Крови в Петербурге. Всегда ли оправданы эти притязания? Чего добивается церковь, отвоевывая все новые объекты? «Лента.ру» разбиралась, какую недвижимость РПЦ уже забрала, к чему присматривается, а на что и смотреть не хочет.

Церковный Петербург

О передаче Исаакиевского собора РПЦ всерьез заговорили после обращения Петербургской епархии к городским властям летом 2015 года. Идея вызвала бурю протестов в культурной среде, против выступил и глава музейного комплекса Николай Буров. Год назад епархии официально отказали: у властей появились опасения, что при переходе к РПЦ городу придется взять собор на баланс, что создаст дополнительные нагрузки на бюджет. Городская администрация признала, что в текущих экономических условиях подобные решения нецелесообразны. Но церковь не отступала и заверила, что все расходы на содержание собора возьмет на себя. При этом РПЦ получит храм в долгосрочную аренду, а его собственником останется город. Вход станет бесплатным, музейные функции памятника культуры федерального значения сохранятся.

Из-за передачи собора церкви казна недосчитается от 50 до 70 миллионов рублей, ежегодно поступавших в виде налогов. Вызывает сомнения и то, что музейные функции сохранятся в существующем виде. В РПЦ пообещали сохранить доступ представителям всех религиозных конфессий, но даже в Минкульте сомневаются, что это возможно. В 2016 году музей посетили почти 3,9 миллиона туристов, российских и иностранных. Стоимость входного билета начинается от 250 рублей. Таким образом, за счет посетителей Исаакиевскому собору удавалось самостоятельно покрывать все затраты на содержание, в том числе на реставрацию. До 2020 года на эти цели планировалось потратить около 750 миллионов рублей.

Именно поэтому директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал повременить с передачей собора и сохранить статус-кво. Если вход в собор станет бесплатным, внутри будет больше людей, реставрация может затянуться. Председатель Союза музеев обратился к патриарху Кириллу с просьбой отозвать ходатайство на время, чтобы «остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение». В епархии посоветовали Пиотровскому не лезть не в свое дело и заниматься «проблемами собственного музея».

Реставрационные работы запланированы и в храме Спаса на Крови, входящего в музейный комплекс «Исаакиевский собор». После того как в Смольном огласили решение по Исаакию, Санкт-Петербургская епархия напомнила, что имеет основания получить в долгосрочное пользование и этот культурный объект. Личное обращение Дмитрию Медведеву написал митрополит Варсонофий. Свои притязания на здание XIX века в церкви объяснили тем, что в храме необходимо возобновить полноценные богослужения, а из-за светского характера приходская деятельность ограничена. По мнению сотрудников музея, после истории с Исаакииевским собором передача РПЦ Спаса на Крови — вопрос времени.

К слову, еще два собора — Смольный и Сампсониевский, также входившие в музейный комплекс Исаакия, перешли под управление РПЦ по договору с властями Санкт-Петербурга еще в феврале 2016 года. Оба храма остались в городской собственности, а церковь получила в нагрузку технические расходы на их содержание. Примечательно, что решение о передаче двух этих объектов не встретило сопротивления общественности.

Вышеперечисленные храмы объединяет и то, что решение о передаче их в собственность Петербурга было принято в октябре 2012 года правительством России, то есть кабинет министров поставил точку в вопросе деления собственности между питерскими и федеральными властями, решение которого тянулось с 2008 года. Обосновывался этот шаг тем, что все объекты «являются визитной карточкой Санкт-Петербурга, общепризнанными всероссийскими центрами культуры». Документ прописывал механизмы взаимодействия между епархией и комитетом по управлению городским имуществом. За год до его подписания глава комитета Александр Макаров намекнул, что в перспективе эти архитектурные объекты могут отойти церкви.

Освободите помещения

Впрочем, РПЦ не всегда удавалось отвоевывать территорию без боя. Здание в центре Москвы, в котором располагался Историко-архивный институт РГГУ, стало предметом длительного спора между вузом и церковью. В 2004 году Арбитражный суд Москвы закрепил право собственности за РПЦ. Администрация РГГУ не оспаривала решение, но отказалась покидать помещения до тех пор, пока вузу не предоставят равноценный по площади объект в центре Москвы.

РГГУ занимает несколько строений на Никольской улице, в непосредственной близости от Кремля: до революции в этих зданиях находились первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия, Заиконоспасский и Никольский монастыри, а также Синодальный печатный двор.

Занятия на Никольской прервались в 2008 году: к одному из зданий РГГУ пришли судебные приставы и попытались опечатать две аудитории. Их сопровождали около 20 человек в казачьей форме, требовавшие, чтобы студенты и преподаватели покинули помещения в несколько часов. Казаки ссылались на судебное решение, по которому помещения отошли в пользу Заиконоспасского монастыря четыре года назад.

После этого за университет вступилось Росимущество: в агентстве признали неправомерным выселение РГГУ с Никольской. Здание было передано вузу по распоряжению Минимущества в 2001 году, и тогда решение никто не оспорил. Вуз занимал 400 метров в здании общей площадью 1200 метров по арендному договору с департаментом имущества Москвы. Подворье бывших монастырей занимает оставшуюся площадь.

Спор разрешился в 2011 году: Федеральный арбитражный суд Московского округа признал здание на Никольской федеральной собственностью. За объектом был закреплен статус памятника историко-культурного наследия общероссийского значения, что лишило юридической силы требования мэрии передать его РПЦ.

Но казус РГГУ — скорее исключение. В Перми, например, имущественный спор с вузом, наоборот, завершился победой церкви. Трехэтажное здание бывшего собора, в котором располагался главный корпус фармацевтической академии, вернули епархии в 2009 году. Студенты и преподаватели переехали: город согласился предоставить взамен помещение большей площади. В освободившемся строении провели реконструкцию по сохранившимся фотографиям: обновили внутреннюю отделку, реставрировали фасад, возвели 55-метровую колокольню и повесили колокола.

Что нам стоит храм построить

В некоторых случаях интересы РПЦ выходили за пределы территорий, где исторически располагались православные святыни. Так, в 2010 году церковь получила в собственность лютеранские кирхи в Калининграде, которые едва ли могут представлять ценность для ее прихожан. Местные депутаты перевели под крыло РПЦ почти два десятка строений, в том числе Театр кукол (бывшая Луизенкирха), Калининградскую областную филармонию (кирха Святого Семейства) и замок Инстербург.

Столь скоропалительное решение властей в городе встретили с недоумением. Однако в РПЦ признали спешку в этом вопросе необходимой: в правительстве готовился закон (принятый вскоре после передачи калининградских кирх и замков), по которому религиозные объекты можно передавать только по конфессиональному принципу. То есть православная церковь теперь не может претендовать на лютеранскую кирху, синагогу или мечеть. В итоге здания перешли к РПЦ «ради соблюдения интересов православных верующих, которых в регионе больше, чем католиков и протестантов вместе взятых».

Наиболее заметные, такие как кирха Святого Семейства, в какой-то мере сохранили прежние функции: в зале бывшей филармонии по-прежнему дают органные концерты. Судьба менее заметных построек сложилась иначе: лютеранскую кирху Гумбиннена в городе Гусеве (бывший Гумбиннен) переделали в православный храм. Спустя два года после перехода в собственность РПЦ в довоенном здании начался ремонт — к нему пристроили колокольню, появились золотые купола, стены перекрасили в яркие цвета. Сменилось и название — теперь кирха называется храмом Успения Божией Матери.

В сфере имущественных интересов Калининградской епархии оказались не только религиозные объекты, но и культурные памятники. Тем же постановлением РПЦ отошли семь строений на территории Восточной Пруссии, в том числе средневековые рыцарские замки, которые достались церкви не в лучшем состоянии. Уже в 2010 году унаследованные руины в епархии признали «тяжким бременем» и заявили, что готовы предоставлять их в безвозмездное пользование или за символическую плату. От арендатора требовалось провести полную реставрацию за свой счет. «Это наследие церковь воспринимает скорее как крест, который нужно понести, и понести ответственно», — отмечал глава имущественного отдела Калининградской епархии Виктор Васильев. К сожалению, инвесторов, пожелавших вложиться в исторические развалины, так и не нашлось. Тогда в 2014 году по инициативе церкви началась реставрация одного из тевтонских замков — Брандербурга. На эти цели из федерального бюджета планировалось выделить не менее 29 миллионов рублей, однако кампанию по реконструкции вскоре свернули, развалины огородили забором, а за вход за забор начали взимать плату.

Пример Калининградской области с ее древними руинами не уникален: в стране сотни заброшенных церквей, причем среди них много связанных с историческими событиями. К ним церковноначалие не проявляет особого интереса: более того, в ряде случаев противится восстановлению силами общественников и энтузиастов. «Так происходит из-за формального подхода: если нет прихода, который бы приносил деньги, то и восстанавливать памятник неинтересно. Если он стоит, например, посреди вымершего села, — объясняет председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. — О том, чтобы приложить усилия и не дать ему превратиться в груду кирпича, речи не идет. Местному священнику в небогатом приходе не по силам самостоятельно собирать крупные суммы на восстановление. Деньги в РПЦ распределены неравномерно: все уходит наверх, а в качестве помощи таким объектам ничего не возвращается. Вот и получается, что где-то купола недостаточно блестят, а где-то здание не сегодня-завтра упадет».

Вернуть Богу богово

Не исключено, что по схожему сценарию будет развиваться ситуация вокруг «Херсонеса Таврического». Передача музея-заповедника под управление епархии ставит под угрозу как археологические раскопки на его территории, так и сам факт его существования. Церковь вместе с культовым зданием получает прилегающие постройки, а значит, и право передать их в аренду бизнес-структурам, поясняет специалист по религии и праву, профессор Анатолий Пчелинцев: «Причем необязательно околоцерковным. Хоть банку, хоть нефтяной компании — любой коммерческой организации. Все церковное имущество освобождается от уплаты налогов — таким образом, это выгодно вдвойне».

Законы не запрещают церкви заниматься бизнесом, но есть условие: доходы от коммерческой деятельности должны идти на уставные цели — совершение религиозных обрядов, просветительскую деятельность. В реальности проконтролировать, на что пошли деньги, невозможно, добавляет ученый. «Там 24 объекта недвижимости, которые впоследствии можно сдавать в аренду и получать с этого хорошие деньги. При этом само культовое здание можно использовать по назначению: проводить службы. Но и сегодня никто им этого не запрещает — там и так ведутся богослужения. Поэтому цель очевидна: стать собственником дорогих объектов недвижимости. Неважно где — в Крыму или в другом регионе», — резюмирует профессор.

Несмотря на протесты научной общественности, деятелей культуры и местных активистов, инициатор передачи Херсонеса под управление РПЦ протоиерей Сергей Халюта решительно настроен вернуть «Богу — богово». Пока в епархии генерируют идею, каким мог бы стать заповедник, в Минкульте вопрос называют дискуссионным. По итогам обсуждения станет ясно, сможет ли продолжить свою работу крупнейший научный центр полуострова, или на месте заповедника из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО восстановят монастырь.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(152):

123 4 567 ... +1
2 +0−0Сорвинас Ая10:31:17
28/01/2017
Надо РПЦ удвоить налог на элитную недвижимость в центре Питера. Им же еще Бог помогает.
2 +0−0Vit Lom10:16:44
28/01/2017
Вова хочет не просто войну, а религиозную ненависть среди православных...ну-ну.
2 +0−0owngrader owngrader09:45:23
28/01/2017
-1 +0−0Мизантроп .09:01:34
28/01/2017
вот тебя и отдать, тебе же лучше будет, спокойней.
брат - ключник тебя накормит, напоит, келью предоставит - всё как ты и тебе подобные холопы любят - самому не думать, ни за что не отвечать.
Так это ты про себя пишешь-ты не просто холоп, а РАБ божий, к ноге.
2 +0−0Владимир Николаевич09:12:28
28/01/2017
-1 +0−0Мизантроп .09:01:34
28/01/2017
вот тебя и отдать, тебе же лучше будет, спокойней.
брат - ключник тебя накормит, напоит, келью предоставит - всё как ты и тебе подобные холопы любят - самому не думать, ни за что не отвечать.
>вот тебя и отдать,

Отдать так отдать, барин. Мы люди подневольные. Только адресок усадебки своей сообщите - может понадобиться для воссоздания исторической картины с максимальной достоверностью.
1 +0−0Jurijs Sazonovs00:06:16
29/01/2017
-5 +0−0алексей иванов09:58:49
28/01/2017
Друзья, почему мы стали такими безразличными к проблемам наших ближних? Пожалуйста, оказывайте помощь при любой возможности. Это Он нам заповедовал, на это Его воля. Ведь не оказание помощи равносильно сеянию зла в сердцах людей и наше внутреннее, при этом, делает шаг в сторону тьмы. Часто искренняя моральная поддержка важнее материальной. Наше внутреннее состояние, т. е. Дух, формирует все вокруг, он в основе всего, что происходит. Ход событий мистически зависит от ваших чувств, вашего внутреннего мира. Оберегайте свои сердца от негативных чувств (даже слушая музыку и испытывая, при этом, агрессию, гордость, эйфорию и т.п., вы входите в демонические состояния, рождая и усиливая зло, а сами истощаетесь при этом) и своей помощью сейте добро даже в сердцах своих врагов, ибо все мы созданы по Его образу и подобию, все мы Его дети. Отец Наш Небесный хочет блага для каждого из нас. Прежде всего охраняйте Любовь-заботу о ближних в своих сердцах, это святое чувство, оно преобразует наш мир. Подавление Ее в себе-это преступление. Гнев, презрение, блуд и т. п. гасят ее в нас, мы теряем силы, внутренне опустошаемся, и приходят душевные муки. Зачем мы разносим всякую грязь о других (зачастую ложь) или в гордыне презрительно оскорбляем Его образ, радуемся чужому несчастью? Тем самым мы отвергаем помощь свыше. Гордыня обязательно будет наказана.
Враги специально дискредитируют идею милосердия. Даже нетрезвый Человек, без определенного места жительства и самый низкий преступник, все достойны сострадания. Мы просто сбились с пути к Нему. Наше естество стремится к отраве (греху), ошибочно считая что этот наркотик сделает нас счастливыми. С этим стремлением надо бороться, а не потакать ему. И только жизнь по Божьей Воле (заповедям) наполнит ее смыслом, радостью и миром. Забывайте все свои добрые дела, это не заслуга, а возможность исправить уже испорченное. Гордость-главное бесовское чувство, из-за нее падшие ангелы низвергнуты с Неба, бездонная бочка, которая не будет наполнена радостью и миром. Она, как и любой грех, уязвимость в психологическом и мистическом плане. Она наказуема.Осуждая кого-то, вы сами впадете в тот же порок. А критикующие нас подают нам лекарство от нее. Все, что называется грехом, нас разрушает.
Христианство - зло, единственная цель которого - убийства и порабощение чужаков, захват власти и денег. А все эти еврейские сказки про ангелов и чудеса чисто для благочинного экстерьера, мишура.
1 +0−0Виктор Василишин23:13:08
28/01/2017
-5 +0−0алексей иванов09:58:49
28/01/2017
Друзья, почему мы стали такими безразличными к проблемам наших ближних? Пожалуйста, оказывайте помощь при любой возможности. Это Он нам заповедовал, на это Его воля. Ведь не оказание помощи равносильно сеянию зла в сердцах людей и наше внутреннее, при этом, делает шаг в сторону тьмы. Часто искренняя моральная поддержка важнее материальной. Наше внутреннее состояние, т. е. Дух, формирует все вокруг, он в основе всего, что происходит. Ход событий мистически зависит от ваших чувств, вашего внутреннего мира. Оберегайте свои сердца от негативных чувств (даже слушая музыку и испытывая, при этом, агрессию, гордость, эйфорию и т.п., вы входите в демонические состояния, рождая и усиливая зло, а сами истощаетесь при этом) и своей помощью сейте добро даже в сердцах своих врагов, ибо все мы созданы по Его образу и подобию, все мы Его дети. Отец Наш Небесный хочет блага для каждого из нас. Прежде всего охраняйте Любовь-заботу о ближних в своих сердцах, это святое чувство, оно преобразует наш мир. Подавление Ее в себе-это преступление. Гнев, презрение, блуд и т. п. гасят ее в нас, мы теряем силы, внутренне опустошаемся, и приходят душевные муки. Зачем мы разносим всякую грязь о других (зачастую ложь) или в гордыне презрительно оскорбляем Его образ, радуемся чужому несчастью? Тем самым мы отвергаем помощь свыше. Гордыня обязательно будет наказана.
Враги специально дискредитируют идею милосердия. Даже нетрезвый Человек, без определенного места жительства и самый низкий преступник, все достойны сострадания. Мы просто сбились с пути к Нему. Наше естество стремится к отраве (греху), ошибочно считая что этот наркотик сделает нас счастливыми. С этим стремлением надо бороться, а не потакать ему. И только жизнь по Божьей Воле (заповедям) наполнит ее смыслом, радостью и миром. Забывайте все свои добрые дела, это не заслуга, а возможность исправить уже испорченное. Гордость-главное бесовское чувство, из-за нее падшие ангелы низвергнуты с Неба, бездонная бочка, которая не будет наполнена радостью и миром. Она, как и любой грех, уязвимость в психологическом и мистическом плане. Она наказуема.Осуждая кого-то, вы сами впадете в тот же порок. А критикующие нас подают нам лекарство от нее. Все, что называется грехом, нас разрушает.
Отказаться от дисскусий? А зачем же Вы участвуете ? Да ещё и учите! В вас гордыня -то, батенька, в Вас нелюбовь к сокрушающимся...
1 +0−0александр dator99921:45:06
28/01/2017
18 +0−0Блудова Татьяна12:38:01
28/01/2017
Сто лет, как церковь отделена от государства. Хотят иметь - пусть сами строят, покупают. Как надоела жадность РПЦ! Песть мерседесы свои продадут - как раз на покупку хватит. А так - сплошное лицемерие, алчность и гордыня, а не церковь. Позорище!!!
Гундяя надо бы в Магадан отправить с компанией. пусть там проповедует. в Барнауле лет 15 если не больше строится(Никольский) на Петрова. что же не помогают попики москвабадские
1 +0−0александр dator99921:40:22
28/01/2017
0 +0−0Тётя Соня21:18:11
28/01/2017
С пожертвований?
с кадастровой стоимости
1 +0−0Фада Ассасин19:32:38
28/01/2017
4 +0−0Александр Александров17:00:46
28/01/2017
На что идут собранные РПЦ деньги?
Интересно.
Деньги идут на отмывание грехов богоугодников.
Дабы заслужить прощение нужно покаятся, чтобы покаятся нужно согрешить.
1 +0−0Frederick Ericsson Kolp13:03:56
28/01/2017
0 +0−0Иван Черепанов11:35:15
28/01/2017
Спляшешь в Исаакие в балаклаве? )))
в маске Гая Фокса 7 ноября 2017 лучше.
1 +0−0Frederick Ericsson Kolp13:03:16
28/01/2017
5 +0−0Владимир Николаевич07:40:57
28/01/2017
Наконец, отмена крепостного права. Несмотря на отсутствие видимой корысти, церковь оказалась в числе наиболее консервативной части общества, решительных противников реформы. Наиболее авторитетный представитель высшего духовенства, московский патриарх Филарет умолял повременить с реформой, ссылался на Сергия Радонежского, который якобы явившись во сне, предупреждал против реформы (А. Шамаро. Дело игуменьи Митрофании. – Л., 1990. – С. 48). Ссылался он и на право: «При решительном отчуждении от помещиков земли, прежде их согласия… помещики не найдут ли себя стесненными в праве собственности?» (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 5. Ч. 1. - М., 1887. - С. 17).

Вместе с Филаретом против отмены крепостного права выступал ряд деятелей высшего духовенства (А. Яковлев. Александр II. – М.: Тера, 2003. – С. 302). Синод признал «неудобным» помещать в церковной печати статьи, «бичующие злоупотребления помещиков» (Дело канцелярии Синода № 662 за 1860 г). Богословское обоснование подобной позиции можно найти в рецензии митрополита Платона на перевод книги по христианской этике: «В & 403 внушается, что рабы, если только позволят обстоятельства, должны стремиться к своей свободе. Сколь вредные могут произойти следствия от этого внушения – это для всякого очевидно. Между тем, по учению слова Божия, и рабы могут достигать вечного спасения. Апостол ясно говорит: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван». Ту же точку зрения выразил В 1859 г. Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах» (протоирей Симеон Никольский. Освобождение крестьян и духовенство // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г. Вып. 1. - Ставрополь, 1911. - С. 10).
И становятся ясны мотивы революционеров.
1 +0−0Владимир Николаевич12:54:45
28/01/2017
0 +0−0Leonid Petrovsky11:16:11
28/01/2017
Анатолий Пчелинцев, давний известный защитник любых протестантских и сектанских движений, критик Православия, очень часто лукавит. По закону, если Церковь занимается коммерческой деятельностью, речь не идет о пожертвованиях и продаже предметов только (!) религиозного назначения, а, скажем, сдает в аренду светским организациям свое имущество, не освобождается от обычных для юридических лиц налогов.
Второе, любой переданный во владение Патриархии храм содержится в намного лучшем состоянии, например Троице-Сергиева Лавра.
>Анатолий Пчелинцев, давний известный защитник любых протестантских и сектанских движений,

Таки да, сопредседатель Славянского Правового Центра. Защищающего в основном баптистов, евангелистов и прочих мормонов. К чему его весомое мнение в статье, непонятно.

>любой переданный во владение Патриархии храм содержится в намного лучшем состоянии,

Правда?? И насколько плохо сейчас содержится Исаакиевский? И какую сумму ежегодно РПЦ (из своих средств, конечно) собирается тратить на его содержание ежегодно? Наверняка ведь есть конкретные предложения - не просто же сказали, отдайте.
1 +0−0Блудова Татьяна12:46:08
28/01/2017
0 +0−0Анна Слепко10:59:08
28/01/2017
Если так дело пойдет, скоро Эрмитаж передадим потомкам Романовых!
Я бы тоже не отказалась получить назад имущество сосланных царем моих предков.
1 +0−0Dmitrii Godunov12:41:14
28/01/2017
5 +0−0Ольга Иванова11:01:59
28/01/2017
Действия РПЦ носят захватнический характер,и всё только ради наживы,потому что налогов они не платят + власть от имени Бога!!И при этом реставрация их же прихваченных церквей должна идти из казны ?Не зря гундяй последнее время по ящику проповеди так часто стал нам начитывать!На что он строит себе дворцы,покупает яхты,на свои табачные гонорары,что в 90-х наварил?
Они действуют строго по законам РФ. К тем, кто эти законы написал и принял, а главное, к тому, кто их подписал, у тебя вопросов нет?
1 +0−0Viatcheslav Ivanov04:43:09
28/01/2017
Церковь, в переводе означает собрание людей а не храм, поэтому основное богатство любой конфессий являются прихожане. Сегодня самая богатая в долларовом эквиваленте (основной фонд это недвижимость) есть католическая церковь и она же самая нищая по прихожанам....РПЦ есть куда стремиться
1 +0−0Тётя Соня04:24:43
28/01/2017
О какой комерческой деятельности может говорить церковь? Они о душе должны заботиться, что Христос по этому поводу говорил?
1 +0−0Review Portal03:02:12
28/01/2017
Очень хорошо. Надо бы ещё церковную десятину ввести для всех в обязательном порядке.
0 +0−0Виктор Василишин02:49:19
29/01/2017
Близко то время, когда иссякнет терпение самого источника нашей Веры. Ведь невыносима сама мысль о том, что мы, люди, прокляты, забыты, брошены Творцом,(Творцами?), и лишь Надежда ещё как то теплится в нас, лишённых даже Любви! ...Горько мне, что я в Бога не верил, жалко мне, что не верю теперь! ... (Есенин)
0 +0−0Виктор Василишин02:36:41
29/01/2017
1 +0−0Jurijs Sazonovs00:06:16
29/01/2017
Христианство - зло, единственная цель которого - убийства и порабощение чужаков, захват власти и денег. А все эти еврейские сказки про ангелов и чудеса чисто для благочинного экстерьера, мишура.
Сказки про ангелов и демонов, задоооолго, до евреев рассказывали, суть в другом - Вы, очевидно, путаете Веру с церковью, религию с культом, священников с попами, Зло с Добром. Господу не важно совсем, верите ли Вы в него или нет, Он дал Вам это право выбора - и только Вы решаете, возлюбить ли его (Христа, Аллаха, Будду, Кришну, Аматэрасу или Маниту), или же гордо отвергнуть. А посему Ваши слова-лишь отчаянная жажда Надежды, Веры, Любви. Храни Вас Бог.
0 +0−0Виктор Василишин02:24:15
29/01/2017
0 +0−0Jurijs Sazonovs01:31:12
29/01/2017
истинно верующие должны отдать жизнь в праведном бою с басурманами. Даёшь всех христанутых на войну с ИГИЛ, так победим, ура товарищи!!! =)))
Вы, Сазоновфсс, человек русский, но очевидных вещей, судя по Вашим комментам, понять не хотите.Религии, в том числе, и христианство - лишь способ познания Творца, Космоса, как хотите для себя называйте. Все мы Люди, и басурмане, в том числе, и Господь нас создал, не Евреями, не Правоверными, не Православными, не Дзен-буддистами, и не Вудуистами даже. Мы, люди, сами позволили разделить нас именно тем, кто жаждал власти и злата. А жизнь отдать, штука нехитрая, однако гораздо труднее Жить и Трудиться, ради детей своих, ради Любви, Надежды, и, конечно же, Веры.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь