Бог дал — бог взял

00:04 28/01/2017 Россия
Бог дал — бог взял

Решение петербургских властей о передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ послужило для церкви стимулом продолжить передел собственности. Вскоре о намерении вернуть себе объекты на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» заявила Симферопольская и Крымская епархия. Заговорили о возвращении церкви храма Спаса на Крови в Петербурге. Всегда ли оправданы эти притязания? Чего добивается церковь, отвоевывая все новые объекты? «Лента.ру» разбиралась, какую недвижимость РПЦ уже забрала, к чему присматривается, а на что и смотреть не хочет.

Церковный Петербург

О передаче Исаакиевского собора РПЦ всерьез заговорили после обращения Петербургской епархии к городским властям летом 2015 года. Идея вызвала бурю протестов в культурной среде, против выступил и глава музейного комплекса Николай Буров. Год назад епархии официально отказали: у властей появились опасения, что при переходе к РПЦ городу придется взять собор на баланс, что создаст дополнительные нагрузки на бюджет. Городская администрация признала, что в текущих экономических условиях подобные решения нецелесообразны. Но церковь не отступала и заверила, что все расходы на содержание собора возьмет на себя. При этом РПЦ получит храм в долгосрочную аренду, а его собственником останется город. Вход станет бесплатным, музейные функции памятника культуры федерального значения сохранятся.

Из-за передачи собора церкви казна недосчитается от 50 до 70 миллионов рублей, ежегодно поступавших в виде налогов. Вызывает сомнения и то, что музейные функции сохранятся в существующем виде. В РПЦ пообещали сохранить доступ представителям всех религиозных конфессий, но даже в Минкульте сомневаются, что это возможно. В 2016 году музей посетили почти 3,9 миллиона туристов, российских и иностранных. Стоимость входного билета начинается от 250 рублей. Таким образом, за счет посетителей Исаакиевскому собору удавалось самостоятельно покрывать все затраты на содержание, в том числе на реставрацию. До 2020 года на эти цели планировалось потратить около 750 миллионов рублей.

Именно поэтому директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал повременить с передачей собора и сохранить статус-кво. Если вход в собор станет бесплатным, внутри будет больше людей, реставрация может затянуться. Председатель Союза музеев обратился к патриарху Кириллу с просьбой отозвать ходатайство на время, чтобы «остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение». В епархии посоветовали Пиотровскому не лезть не в свое дело и заниматься «проблемами собственного музея».

Реставрационные работы запланированы и в храме Спаса на Крови, входящего в музейный комплекс «Исаакиевский собор». После того как в Смольном огласили решение по Исаакию, Санкт-Петербургская епархия напомнила, что имеет основания получить в долгосрочное пользование и этот культурный объект. Личное обращение Дмитрию Медведеву написал митрополит Варсонофий. Свои притязания на здание XIX века в церкви объяснили тем, что в храме необходимо возобновить полноценные богослужения, а из-за светского характера приходская деятельность ограничена. По мнению сотрудников музея, после истории с Исаакииевским собором передача РПЦ Спаса на Крови — вопрос времени.

К слову, еще два собора — Смольный и Сампсониевский, также входившие в музейный комплекс Исаакия, перешли под управление РПЦ по договору с властями Санкт-Петербурга еще в феврале 2016 года. Оба храма остались в городской собственности, а церковь получила в нагрузку технические расходы на их содержание. Примечательно, что решение о передаче двух этих объектов не встретило сопротивления общественности.

Вышеперечисленные храмы объединяет и то, что решение о передаче их в собственность Петербурга было принято в октябре 2012 года правительством России, то есть кабинет министров поставил точку в вопросе деления собственности между питерскими и федеральными властями, решение которого тянулось с 2008 года. Обосновывался этот шаг тем, что все объекты «являются визитной карточкой Санкт-Петербурга, общепризнанными всероссийскими центрами культуры». Документ прописывал механизмы взаимодействия между епархией и комитетом по управлению городским имуществом. За год до его подписания глава комитета Александр Макаров намекнул, что в перспективе эти архитектурные объекты могут отойти церкви.

Освободите помещения

Впрочем, РПЦ не всегда удавалось отвоевывать территорию без боя. Здание в центре Москвы, в котором располагался Историко-архивный институт РГГУ, стало предметом длительного спора между вузом и церковью. В 2004 году Арбитражный суд Москвы закрепил право собственности за РПЦ. Администрация РГГУ не оспаривала решение, но отказалась покидать помещения до тех пор, пока вузу не предоставят равноценный по площади объект в центре Москвы.

РГГУ занимает несколько строений на Никольской улице, в непосредственной близости от Кремля: до революции в этих зданиях находились первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия, Заиконоспасский и Никольский монастыри, а также Синодальный печатный двор.

Занятия на Никольской прервались в 2008 году: к одному из зданий РГГУ пришли судебные приставы и попытались опечатать две аудитории. Их сопровождали около 20 человек в казачьей форме, требовавшие, чтобы студенты и преподаватели покинули помещения в несколько часов. Казаки ссылались на судебное решение, по которому помещения отошли в пользу Заиконоспасского монастыря четыре года назад.

После этого за университет вступилось Росимущество: в агентстве признали неправомерным выселение РГГУ с Никольской. Здание было передано вузу по распоряжению Минимущества в 2001 году, и тогда решение никто не оспорил. Вуз занимал 400 метров в здании общей площадью 1200 метров по арендному договору с департаментом имущества Москвы. Подворье бывших монастырей занимает оставшуюся площадь.

Спор разрешился в 2011 году: Федеральный арбитражный суд Московского округа признал здание на Никольской федеральной собственностью. За объектом был закреплен статус памятника историко-культурного наследия общероссийского значения, что лишило юридической силы требования мэрии передать его РПЦ.

Но казус РГГУ — скорее исключение. В Перми, например, имущественный спор с вузом, наоборот, завершился победой церкви. Трехэтажное здание бывшего собора, в котором располагался главный корпус фармацевтической академии, вернули епархии в 2009 году. Студенты и преподаватели переехали: город согласился предоставить взамен помещение большей площади. В освободившемся строении провели реконструкцию по сохранившимся фотографиям: обновили внутреннюю отделку, реставрировали фасад, возвели 55-метровую колокольню и повесили колокола.

Что нам стоит храм построить

В некоторых случаях интересы РПЦ выходили за пределы территорий, где исторически располагались православные святыни. Так, в 2010 году церковь получила в собственность лютеранские кирхи в Калининграде, которые едва ли могут представлять ценность для ее прихожан. Местные депутаты перевели под крыло РПЦ почти два десятка строений, в том числе Театр кукол (бывшая Луизенкирха), Калининградскую областную филармонию (кирха Святого Семейства) и замок Инстербург.

Столь скоропалительное решение властей в городе встретили с недоумением. Однако в РПЦ признали спешку в этом вопросе необходимой: в правительстве готовился закон (принятый вскоре после передачи калининградских кирх и замков), по которому религиозные объекты можно передавать только по конфессиональному принципу. То есть православная церковь теперь не может претендовать на лютеранскую кирху, синагогу или мечеть. В итоге здания перешли к РПЦ «ради соблюдения интересов православных верующих, которых в регионе больше, чем католиков и протестантов вместе взятых».

Наиболее заметные, такие как кирха Святого Семейства, в какой-то мере сохранили прежние функции: в зале бывшей филармонии по-прежнему дают органные концерты. Судьба менее заметных построек сложилась иначе: лютеранскую кирху Гумбиннена в городе Гусеве (бывший Гумбиннен) переделали в православный храм. Спустя два года после перехода в собственность РПЦ в довоенном здании начался ремонт — к нему пристроили колокольню, появились золотые купола, стены перекрасили в яркие цвета. Сменилось и название — теперь кирха называется храмом Успения Божией Матери.

В сфере имущественных интересов Калининградской епархии оказались не только религиозные объекты, но и культурные памятники. Тем же постановлением РПЦ отошли семь строений на территории Восточной Пруссии, в том числе средневековые рыцарские замки, которые достались церкви не в лучшем состоянии. Уже в 2010 году унаследованные руины в епархии признали «тяжким бременем» и заявили, что готовы предоставлять их в безвозмездное пользование или за символическую плату. От арендатора требовалось провести полную реставрацию за свой счет. «Это наследие церковь воспринимает скорее как крест, который нужно понести, и понести ответственно», — отмечал глава имущественного отдела Калининградской епархии Виктор Васильев. К сожалению, инвесторов, пожелавших вложиться в исторические развалины, так и не нашлось. Тогда в 2014 году по инициативе церкви началась реставрация одного из тевтонских замков — Брандербурга. На эти цели из федерального бюджета планировалось выделить не менее 29 миллионов рублей, однако кампанию по реконструкции вскоре свернули, развалины огородили забором, а за вход за забор начали взимать плату.

Пример Калининградской области с ее древними руинами не уникален: в стране сотни заброшенных церквей, причем среди них много связанных с историческими событиями. К ним церковноначалие не проявляет особого интереса: более того, в ряде случаев противится восстановлению силами общественников и энтузиастов. «Так происходит из-за формального подхода: если нет прихода, который бы приносил деньги, то и восстанавливать памятник неинтересно. Если он стоит, например, посреди вымершего села, — объясняет председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. — О том, чтобы приложить усилия и не дать ему превратиться в груду кирпича, речи не идет. Местному священнику в небогатом приходе не по силам самостоятельно собирать крупные суммы на восстановление. Деньги в РПЦ распределены неравномерно: все уходит наверх, а в качестве помощи таким объектам ничего не возвращается. Вот и получается, что где-то купола недостаточно блестят, а где-то здание не сегодня-завтра упадет».

Вернуть Богу богово

Не исключено, что по схожему сценарию будет развиваться ситуация вокруг «Херсонеса Таврического». Передача музея-заповедника под управление епархии ставит под угрозу как археологические раскопки на его территории, так и сам факт его существования. Церковь вместе с культовым зданием получает прилегающие постройки, а значит, и право передать их в аренду бизнес-структурам, поясняет специалист по религии и праву, профессор Анатолий Пчелинцев: «Причем необязательно околоцерковным. Хоть банку, хоть нефтяной компании — любой коммерческой организации. Все церковное имущество освобождается от уплаты налогов — таким образом, это выгодно вдвойне».

Законы не запрещают церкви заниматься бизнесом, но есть условие: доходы от коммерческой деятельности должны идти на уставные цели — совершение религиозных обрядов, просветительскую деятельность. В реальности проконтролировать, на что пошли деньги, невозможно, добавляет ученый. «Там 24 объекта недвижимости, которые впоследствии можно сдавать в аренду и получать с этого хорошие деньги. При этом само культовое здание можно использовать по назначению: проводить службы. Но и сегодня никто им этого не запрещает — там и так ведутся богослужения. Поэтому цель очевидна: стать собственником дорогих объектов недвижимости. Неважно где — в Крыму или в другом регионе», — резюмирует профессор.

Несмотря на протесты научной общественности, деятелей культуры и местных активистов, инициатор передачи Херсонеса под управление РПЦ протоиерей Сергей Халюта решительно настроен вернуть «Богу — богово». Пока в епархии генерируют идею, каким мог бы стать заповедник, в Минкульте вопрос называют дискуссионным. По итогам обсуждения станет ясно, сможет ли продолжить свою работу крупнейший научный центр полуострова, или на месте заповедника из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО восстановят монастырь.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(152):

12 3 456 ... +1
6 +0−0Обезьяна Старая и мудрая02:20:53
28/01/2017
РПЦ претендует на всю недвижимость в России. Только всё сразу не успевает.
6 +0−0валерий франгулян00:27:34
28/01/2017
Вобщем-то речь о недоверии к церкви и её руководству.
5 +0−0Владимир Николаевич13:07:33
28/01/2017
6 +0−0Блудова Татьяна12:43:39
28/01/2017
Загляните в Иркутский Богоявленский Собор. Он передан РПЦ в 1994г. С тех пор один раз алтарь покрасили. Все. Все прогнило. Пол, фундамент, перекрытия... Когда ноги прихожан стали проваливаться - вместо ремонта ленточкой дырки огородили. Когда кто-то из служителей в подвал провалился - объявили сбор пожертвований на косметический ремонт. Снизу подпорок наставили, сверху фанеркой прикрыли...
Потом частная фирма, не равнодушная к истории города и края за свой счет сделала проект реставрации и провела ее. В "благодарность" бывший губернатор обанкротил компанию и заодно прочих конкурентов собственной строительной компании. Если ЭТО пример величайшего бережения, то я - балерина.
>Загляните в Иркутский Богоявленский Собор.

Можно еще ближе пример найти - Казанский собор. Вот где мрак. Давайте все соборы на Невском передадим РПЦ, закроем вход, обнесем забором. Культурная столица? Ишь чего удумали!
5 +0−0Ольга Иванова11:01:59
28/01/2017
Действия РПЦ носят захватнический характер,и всё только ради наживы,потому что налогов они не платят + власть от имени Бога!!И при этом реставрация их же прихваченных церквей должна идти из казны ?Не зря гундяй последнее время по ящику проповеди так часто стал нам начитывать!На что он строит себе дворцы,покупает яхты,на свои табачные гонорары,что в 90-х наварил?
5 +0−0Ольга Иванова10:17:08
28/01/2017
16 +0−0Завхоз Сараев08:12:59
28/01/2017
Как же надоели эти храмы да мечети! Стройте блин школы больницы и детсткие садики!!!! Еще немного и на каждой улице по церкви построят! ПЕРЕБОР уже не кажется???
И самозванцам-депутатам плевать на социальные вопросы.Напрашивается вывод,что все они (чиновники, депутаты,менты, священники) помалкивают, потому что кормятся за счёт народа!И если будут народные волнения,то полетят со своих кормленных кресел к чертям собачьим!
5 +0−0Владимир Николаевич07:40:57
28/01/2017
4 +0−0Владимир Николаевич07:38:55
28/01/2017
Массовые волнения монастырских крестьян привели в конце концов к обсуждению вопроса о них в правительственных кругах. С 1757 г. появились проекты секуляризации церковных имений, а в 1762 г. Петр III подписал указ о секуляризации, практическое осуществление которого задержалось на 2 с лишним года».
Наконец, отмена крепостного права. Несмотря на отсутствие видимой корысти, церковь оказалась в числе наиболее консервативной части общества, решительных противников реформы. Наиболее авторитетный представитель высшего духовенства, московский патриарх Филарет умолял повременить с реформой, ссылался на Сергия Радонежского, который якобы явившись во сне, предупреждал против реформы (А. Шамаро. Дело игуменьи Митрофании. – Л., 1990. – С. 48). Ссылался он и на право: «При решительном отчуждении от помещиков земли, прежде их согласия… помещики не найдут ли себя стесненными в праве собственности?» (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 5. Ч. 1. - М., 1887. - С. 17).

Вместе с Филаретом против отмены крепостного права выступал ряд деятелей высшего духовенства (А. Яковлев. Александр II. – М.: Тера, 2003. – С. 302). Синод признал «неудобным» помещать в церковной печати статьи, «бичующие злоупотребления помещиков» (Дело канцелярии Синода № 662 за 1860 г). Богословское обоснование подобной позиции можно найти в рецензии митрополита Платона на перевод книги по христианской этике: «В & 403 внушается, что рабы, если только позволят обстоятельства, должны стремиться к своей свободе. Сколь вредные могут произойти следствия от этого внушения – это для всякого очевидно. Между тем, по учению слова Божия, и рабы могут достигать вечного спасения. Апостол ясно говорит: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван». Ту же точку зрения выразил В 1859 г. Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах» (протоирей Симеон Никольский. Освобождение крестьян и духовенство // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г. Вып. 1. - Ставрополь, 1911. - С. 10).
4 +0−0Александр Александров17:00:46
28/01/2017
На что идут собранные РПЦ деньги?
Интересно.
4 +0−0Frederick Ericsson Kolp12:56:11
28/01/2017
0 +0−0Leonid Petrovsky11:16:11
28/01/2017
Анатолий Пчелинцев, давний известный защитник любых протестантских и сектанских движений, критик Православия, очень часто лукавит. По закону, если Церковь занимается коммерческой деятельностью, речь не идет о пожертвованиях и продаже предметов только (!) религиозного назначения, а, скажем, сдает в аренду светским организациям свое имущество, не освобождается от обычных для юридических лиц налогов.
Второе, любой переданный во владение Патриархии храм содержится в намного лучшем состоянии, например Троице-Сергиева Лавра.
Организация бывших агентов КГБ не имеет отношения к религии. Для них это лишь способ получить легитимацию власти при позднем капитализме.
4 +0−0Dmitrii Godunov12:35:59
28/01/2017
Да какая разница! Если законом положено, передавайте РПЦ. Тогда возможно через какое-то время стадо задумается - а что это за законы у нас и кто их принял и кто их подписал.
А то холуи-кнопкодавы, которых никто не выбирал, подобострастно напринимают дебильных законов, а потом несутся раболепные стоны "Патриарх, отец родной, не проси испольнять закооооон" с жалкими спекуляциями на тему - почему это в каждом конкретном случае закон исполнять не надо.
4 +0−0Ольга Иванова10:46:58
28/01/2017
-5 +0−0алексей иванов09:58:49
28/01/2017
Друзья, почему мы стали такими безразличными к проблемам наших ближних? Пожалуйста, оказывайте помощь при любой возможности. Это Он нам заповедовал, на это Его воля. Ведь не оказание помощи равносильно сеянию зла в сердцах людей и наше внутреннее, при этом, делает шаг в сторону тьмы. Часто искренняя моральная поддержка важнее материальной. Наше внутреннее состояние, т. е. Дух, формирует все вокруг, он в основе всего, что происходит. Ход событий мистически зависит от ваших чувств, вашего внутреннего мира. Оберегайте свои сердца от негативных чувств (даже слушая музыку и испытывая, при этом, агрессию, гордость, эйфорию и т.п., вы входите в демонические состояния, рождая и усиливая зло, а сами истощаетесь при этом) и своей помощью сейте добро даже в сердцах своих врагов, ибо все мы созданы по Его образу и подобию, все мы Его дети. Отец Наш Небесный хочет блага для каждого из нас. Прежде всего охраняйте Любовь-заботу о ближних в своих сердцах, это святое чувство, оно преобразует наш мир. Подавление Ее в себе-это преступление. Гнев, презрение, блуд и т. п. гасят ее в нас, мы теряем силы, внутренне опустошаемся, и приходят душевные муки. Зачем мы разносим всякую грязь о других (зачастую ложь) или в гордыне презрительно оскорбляем Его образ, радуемся чужому несчастью? Тем самым мы отвергаем помощь свыше. Гордыня обязательно будет наказана.
Враги специально дискредитируют идею милосердия. Даже нетрезвый Человек, без определенного места жительства и самый низкий преступник, все достойны сострадания. Мы просто сбились с пути к Нему. Наше естество стремится к отраве (греху), ошибочно считая что этот наркотик сделает нас счастливыми. С этим стремлением надо бороться, а не потакать ему. И только жизнь по Божьей Воле (заповедям) наполнит ее смыслом, радостью и миром. Забывайте все свои добрые дела, это не заслуга, а возможность исправить уже испорченное. Гордость-главное бесовское чувство, из-за нее падшие ангелы низвергнуты с Неба, бездонная бочка, которая не будет наполнена радостью и миром. Она, как и любой грех, уязвимость в психологическом и мистическом плане. Она наказуема.Осуждая кого-то, вы сами впадете в тот же порок. А критикующие нас подают нам лекарство от нее. Все, что называется грехом, нас разрушает.
По теме нынешней церкви,делающей "добрые" дела под видом прихватизации народного достояния,есть что сказать?))))))
4 +0−0Dmitriy Nevolin10:26:51
28/01/2017
Перевешать всех этих гомосеков и педофилов в рясах
4 +0−0Владимир Николаевич07:38:55
28/01/2017
9 +0−0Владимир Николаевич07:37:38
28/01/2017
В 18 в. церковь перегнула палку настолько, что в итоге полностью лишилась своих земель. Приведу отрывок из работы современного историка (История России / Институт российской истории РАН, под ред. член-корр. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996. – С. 161-162).

«В 40—50-х годах, особенно в конце 50-х годов по всей стране прокатывается могучая волна выступлений монастырских крестьян. Эта категория крестьянства, насчитывающая к середине века около I млн. душ мужского пола, принадлежала монастырям, церквам, церковным иерархам (архиереям и т.д.). Положение монастырских крестьян в этот период отличается особой тяжестью. С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов. Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. Крестьяне Волосова монастыря Владимирского уезда должны были платить до восьми разновидностей денежных поборов, обрабатывать свыше 80 десятин пашен и поставлять в монастырь продуктовый оброк (скот, птицу и т.п.). Подобное положение было в сотнях монастырских вотчин. Резко возросли во второй четверти XVIII в. различного рода работы крестьян по заготовке строительного материала для монастырских построек, по заготовке дров, ремонту церквей и хозяйственных помещений. Просвещенная монастырская братия наряду с традиционным хлебом в зерне и печеным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, крупами, куриными и гусиными яйцами, солеными и сушеными грибами требовала с крестьян и таких оригинальных поборов, как ягоды шиповника или живые муравьи по полфунту с души мужского пола.

Монастырская система управления вотчинами имела множество мелких, но отвратительных кровососов и пиявок в лице приказчиков, сотских, различного рода посыльных от монастырской братии и т.д. Пожалуй, нигде в это время так не расцвело взяточничество и лихоимство, как в монастырских деревнях. Произвол и угнетение монастырских крестьян в 50-е годы достигло высшей точки. В это время резко увеличивается и число крестьянских волнений. В 50-х годах их втрое больше, чем в 30-х (свыше 60 восстаний).
Массовые волнения монастырских крестьян привели в конце концов к обсуждению вопроса о них в правительственных кругах. С 1757 г. появились проекты секуляризации церковных имений, а в 1762 г. Петр III подписал указ о секуляризации, практическое осуществление которого задержалось на 2 с лишним года».
3 +0−0Виктор Василишин21:01:17
28/01/2017
0 +0−0Dmitrii Godunov12:49:08
28/01/2017
Теперь отбирают у государства и народа одно за другим
-----
Да ладно тебе. Народ избрал своих избранников, которые приняли закон, по которому РПЦ и передается собственность, народ выбрал Президента, который этот закон подписал.
Так что всё строго по воле народа.
Народ давно поруган, подавлен и, увы, больше озабочен выживанием.А те 15 миллионов паразитов, которые окормляются с тела его, яко менялы, которых Исус бил и изгонял. Церковь же не утопает ли в роскоши и сребролюбии?, вместо Служения людям - чадам Божиим, и Умиротворения злых сердец ???!
3 +0−0Сергей Ненашев19:11:32
28/01/2017
4 +0−0Александр Александров17:00:46
28/01/2017
На что идут собранные РПЦ деньги?
Интересно.
Там строгая иерархия распределения по кошелькам все согласно ее и попробуй шаг в сторону....ЗАО" РПЦ" это система которая существует не одину сотню лет она прошла все и вся ...
3 +0−0Alex Tihonov14:59:42
28/01/2017
0 +0−0Dmitrii Godunov12:49:08
28/01/2017
Теперь отбирают у государства и народа одно за другим
-----
Да ладно тебе. Народ избрал своих избранников, которые приняли закон, по которому РПЦ и передается собственность, народ выбрал Президента, который этот закон подписал.
Так что всё строго по воле народа.
"Выбрал"? Меня душит дикий смех.
3 +0−0Ирина Журавская09:48:11
28/01/2017
9 +0−0Владимир Николаевич07:37:38
28/01/2017
В 18 в. церковь перегнула палку настолько, что в итоге полностью лишилась своих земель. Приведу отрывок из работы современного историка (История России / Институт российской истории РАН, под ред. член-корр. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996. – С. 161-162).

«В 40—50-х годах, особенно в конце 50-х годов по всей стране прокатывается могучая волна выступлений монастырских крестьян. Эта категория крестьянства, насчитывающая к середине века около I млн. душ мужского пола, принадлежала монастырям, церквам, церковным иерархам (архиереям и т.д.). Положение монастырских крестьян в этот период отличается особой тяжестью. С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов. Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. Крестьяне Волосова монастыря Владимирского уезда должны были платить до восьми разновидностей денежных поборов, обрабатывать свыше 80 десятин пашен и поставлять в монастырь продуктовый оброк (скот, птицу и т.п.). Подобное положение было в сотнях монастырских вотчин. Резко возросли во второй четверти XVIII в. различного рода работы крестьян по заготовке строительного материала для монастырских построек, по заготовке дров, ремонту церквей и хозяйственных помещений. Просвещенная монастырская братия наряду с традиционным хлебом в зерне и печеным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, крупами, куриными и гусиными яйцами, солеными и сушеными грибами требовала с крестьян и таких оригинальных поборов, как ягоды шиповника или живые муравьи по полфунту с души мужского пола.

Монастырская система управления вотчинами имела множество мелких, но отвратительных кровососов и пиявок в лице приказчиков, сотских, различного рода посыльных от монастырской братии и т.д. Пожалуй, нигде в это время так не расцвело взяточничество и лихоимство, как в монастырских деревнях. Произвол и угнетение монастырских крестьян в 50-е годы достигло высшей точки. В это время резко увеличивается и число крестьянских волнений. В 50-х годах их втрое больше, чем в 30-х (свыше 60 восстаний).
Многие монастыри царской России служили тюрьмами, в которые заключались лица, обвиняемые в религиозном свободомыслии, участники антицерковных движений, а также боровшиеся против самодержавия, против крепостного гнета, участники революционного движения
Самыми страшными из монастырских застенков были земляные тюрьмы. Там держали наиболее опасных для церкви и царизма преступников — «раскольников и церковных мятежников». Земляные тюрьмы представляли собой вырытые в земле ямы, в которые затем опускались деревянные срубы. Поверх земли делалась кровля с небольшим оконцем для передачи пищи.
Во многих монастырях узников помещали в особые каменные мешки. Например, в Прилуцком монастыре Вологодской губернии каменные мешки представляли собой узкие каменные шкафы, возведенные в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды.
Из этих тайников узники редко выходили на волю
2 +0−0Камаз Отходов23:58:58
28/01/2017
Пора уже остановить сращение церкви и власти. Сколько можно? Им отдают здания,территории,каналы вещания,а отдачи-ноль. Налогов они не платят,хотя доходы-колоссальные. Более того,с недавних пор,против РПЦ и высказаться нельзя,без угрозы оказаться за решеткой. Короче,геобходимо принимать закон "О защите прав НЕверующих".
2 +0−0александр dator99921:41:47
28/01/2017
4 +0−0Александр Александров17:00:46
28/01/2017
На что идут собранные РПЦ деньги?
Интересно.
почитай сводку МВД. может догадаешься
2 +0−0Ольга Иванова13:40:18
28/01/2017
1 +0−0Dmitrii Godunov12:41:14
28/01/2017
Они действуют строго по законам РФ. К тем, кто эти законы написал и принял, а главное, к тому, кто их подписал, у тебя вопросов нет?
Есть к ним и вопросы, и обвинения!Такие законы проталкивают ,кому без всякого сомнения позолотили ручку!Удивительно, почему не учли мнение большинства избирателей, которые не доверяют сегодняшней епархии,и в первую очередь - гундяю!
2 +0−0Владимир Николаевич13:13:28
28/01/2017
1 +0−0Frederick Ericsson Kolp13:03:16
28/01/2017
И становятся ясны мотивы революционеров.
Еще более ясным становится равнодушие "народа-богоносца", а то и содействие большевикам.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь