В столичном районе Метрогородок открылась выставка «Москва мигрантская», посвященная быту гастарбайтеров из стран Средней Азии. Ее создатели — социологи Центра исследования миграции и этничности — в течение двух лет изучали, как живут мигранты и как интегрируются в российское общество. В России антииммигрантские настроения достаточно сильны: 78 процентов граждан выступают за ограничение притока иностранцев в страну. Еще 40 процентов поддерживают идею сегрегации приезжих из азиатских стран — образование зон компактного проживания. Адаптацией мигрантов озабочены на самом высоком уровне. В начале уходящей недели, 5 декабря, президент поручил правительству детально проработать этот вопрос и подготовить законопроект к сентябрю будущего года. Кто и зачем едет в Россию? Довольны ли они условиями своей жизни? Стоит ли их остерегаться? Об этом «Ленте.ру» рассказал директор центра Евгений Варшавер.
Как вы пришли к идее такой выставки?
Евгений Варшавер:Мы работаем в Академии народного хозяйства (РАНХиГС) и в течение четырех лет занимаемся изучением этой темы. Мы не чисто научная группа, у нас много направлений, в том числе публичная социология. Когда появилась возможность сделать выставку, мы решили, что это один из способов рассказать миру о том, как устроен быт и жизнь мигранта, найти способы мирного сосуществования разных народов в неспокойных районах.
Экспонаты, похоже, достали из старой кладовки. По какому принципу вы их отбирали?
Могу ответить на примере одного из ключевых экспонатов — старого советского велосипеда. Он характеризует социальную группу — иностранных мигрантов — которая сложилась в Москве в последние 20 лет. Велосипед здесь не случайно, россияне богатеют и выбрасывают старое. Что-то из этого подбирают дворники-мигранты. Они бы могли купить себе велосипед получше, у них есть деньги, но необходимости в этом не испытывают. Они здесь временно, а значит, вкладываться в такую покупку бессмысленно. Кроме того, дворнику нужно перемещаться по району быстро и без дополнительных затрат. В результате, на пересечении всего этого, и получилось, что такой велосипед становится атрибутом этой социальной группы, хотя важно отметить, что мигранты занимаются множеством других вещей, в том числе и высококвалифицированной работой.
Район, где проходит выставка, выбран с умыслом?
Конечно. Окраины востока Москвы — не самое благополучное место. В других странах это бы сильно сказалось на ценах недвижимости. Там бы селились люди с меньшим уровнем достатка и формировалось подобие гетто. У нас такого не происходит, потому что рынок жилья устроен иначе. Исходя из имиджа районов, мы решили начать исследование с наиболее показательного — с Капотни на востоке. А для контраста выбрали еще Кунцево — на западе. Мы изучали, какие люди живут в районе, как взаимодействуют, перемещаются. По результатам исследований мы создали карту, показывающую, какие связи есть в районе и как люди общаются между собой. Ну а по ходу набрался и материал для выставки.
Выглядит несколько хаотично.
Это рабочий инструмент. С его помощью мы выявляли коммуникативные проблемы: есть район, в нем живут люди, которые могли бы общаться, но не делают этого по каким-то причинам, чаще всего связанным с предубеждениями. Например, мы исследуем детскую площадку как зону, где проводят время мамы разных национальностей. Русская мама, приехавшая из другого региона страны, быстро вливается в сообщество. Мамы же все знают, все читают, очень плотно интегрированы в районную коммуникацию.
А вот домохозяйки-мигранты в значительной степени выключены из районной жизни. Они могли бы общаться с русскими домохозяйками, но между ними стена. И лучше всего это видно на детской площадке. Если поговорить с теми и другими, истории, которые они рассказывают друг про друга, довольно печальные. Больших ксенофобов, чем русские мамы, я в районе не встречал. Они рассказывают исследователям истории, что мигрантки науськивают детей не любить русских. Если в песочнице мигрантский ребенок ударит местного лопаткой по голове, то это он специально, потому что его дома учат не любить русских, уверены они.
Считаете, с подобными предубеждениями можно бороться?
Можно и нужно. Мы пробовали несколько практик, чтобы менять сложившиеся стереотипы. Одна из них — кулинарные мастер-классы, где русские и нерусские мамы готовят вместе с детьми блюда национальной кухни. Там они знакомились, устанавливали контакты. Но мы в первую очередь ученые, а не активисты. Наша задача — придумать метод и замерить его эффект, а не интегрировать мигрантов района Капотня. Наша цель — разработать инструмент, который позволил бы на районном уровне осуществлять интеграцию. Заниматься этим должны другие: общественные организации, например.
И каков эффект?
Мы снимали весь процесс на видео, а потом анализировали каждое взаимодействие между мигрантами и местными. Например, когда Дильдора просит Марину передать ей соль — это как раз такое взаимодействие. На четвертом мастер-классе таких взаимодействий стало больше в два раза.
Все-таки это разовая практика. Сами по себе женщины не соберутся на мастер-классы. Чего уж говорить про мужчин.
Для мужчин мы придумали другую практику — футбол. Приходили игроки, и мы распределяли их по этнически смешанным командам. То есть в одной команде играли русский, узбек, киргиз и азербайджанец. Важно здесь именно то, что люди разных национальностей были в одной команде. Потому что футбол — сублимация войны, и чтобы происходила интеграция, тебе нужно оказаться в одной команде с тем, кого считаешь «не своим». По итогам выяснилось, что на вопрос: «Чувствуете ли вы себя своим в этом районе?», чаще стали отвечать положительно. Кроме того, улучшилось отношение к категориям «москвич» и «русский» среди мигрантов-участников матча.
Многие предубеждения в отношении мигрантов основаны на том, что приезжие могут в какой-то момент сплотиться против местных. Люди придерживаются такой модели поведения — дружить против «чужих».
Наш мозг устроен так, что вне зависимости от наших желаний, он делит людей на «своих» и «чужих». Мы механически оцениваем человека на предмет его этнической принадлежности, равно как пола и возраста. Причем дифференцировать их мы не можем: отличить узбека от киргиза мало кто способен. Мигранты — не являются единой группой. А уж говорить о массовой ненависти, желании захватить Россию и даже желании переселиться — это трансляция мифов, не имеющих отношения к реальности. Типичный рабочий мигрант хочет заработать денег и построить дом у себя на родине.
Но у мигрантов тоже есть свои предубеждения в отношении местных.
Единственное типичное в отношении мигрантов к местным: мнение, что москвичи зазнаются и задирают нос. Тут есть некоторые обиды. Но совместный досуг работает на обе стороны: мигранты видят, что москвичи — нормальные люди и с ними можно вместе проводить время.
Один из факторов, мешающий местным и мигрантам нормально общаться, — языковой барьер. Улучшилась ли ситуация с введением обязательного теста по русскому языку?
Сертификат по русскому — это очень простой экзамен, его сдают 80-90 процентов мигрантов. Он никого не отсекает. Те, у кого нет нужного уровня владения языком, готовятся к тесту методом натаскивания. Их языковые навыки от этого, конечно, не особо улучшаются. Если человек работает нелегально — это связано не с тем, что он не может сдать экзамен. Экзамен — это дополнительный налог, повышающий стоимость въезда. Увы, это просто попытка снизить число мигрантов и еще один способ получить с них деньги.
У гастарбайтеров, приезжающих в Россию из Средней Азии, наверняка есть свои мечты и чаяния. Та жизнь, которую они здесь ведут, их устраивает?
Зачастую в момент, когда человек решает ехать сюда, его мотивация и цели полностью связаны со страной происхождения. Едет он, чтобы решить некоторые свои биографические задачи. Например, нужно жениться, а для этого надо заработать на калым. Более того, неплохо бы иметь дом, чтобы туда привести жену. Для этого в миграцию поедет либо он сам, либо его отец, либо вместе. Здесь они будут есть хлеб с бульоном, скапливая неплохие деньги. Бывает и так, что сперва посылают женщин. Невестка же, по сути, чужая в семье, поэтому ее отправляют в Россию как бы на разведку. Если все нормально, приезжает муж. Это не самый распространенный вариант, но случающийся.
А потом переезжает вся семья, рожают много детей, закрепляются.
Есть еще одна страшилка: что матка мигрантки — главное оружие захвата России. Также не имеет ничего общего с действительностью. Рождаемость снижается. А вот дети мигрантов, родившиеся уже в России, несут в себе колоссальный интеграционный потенциал. То есть способны стать частью нашего общества, а не противостоять ему. То же касается и совсем молодых людей.
Порой, приезжая в Москву, хороший мальчик из среднеазиатской республики, устраивается не на стройку, где мигранты живут в замкнутом сообществе, а скажем, в японский ресторан. Он перемещается по городу в свободном режиме, смотрит на посетителей и видит, что жить можно по-другому. После нескольких лет в Москве у него меняются установки: ему уже не хочется поскорее жениться и жить у себя в селе.
Беседовала Анастасия Чеповская
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
3 +0−0 | D K | 02:09:12 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Все путем:хохлы прыгают,мигранты насилуют.Всё как обычно. |
3 +0−0 | Surt Buka | 01:37:07 11/12/2016 |
А вот в Берлине мигранты... ачётамухахлов .. |
2 +0−0 | Misha Bolshoy | 01:16:34 12/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Тогда Россия еще быстрее вымрет. То есть вместо нее будет какой-то гигантский Афганистан, бесполезный и неопасный для "партнеров". Чего они и добиваются. Сказка про "вымирающую" Россию из этой же оперы. Чем больше местное население конкурирует с мигрантами, тем быстрее оно само разбегается и хуже рождаемость. Все силы уходят на борьбу за кусок мяса. |
2 +0−0 | Игорь Бродский | 22:26:04 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
американцы тоже постарались на тему дружбы народов. вот ихний опыт Ссылка на xn----8sbeyxgbych3e.ru-an.info |
2 +0−0 | №-1916096 | 20:26:13 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Так сразу и пишите, что в Москве не осталось русских, вообще. Чего уж тут стесняетесь, раз врете. |
2 +0−0 | Вадим Вадим | 18:36:40 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
есть вполне конкретное общественное понимание "русскости". и то, что напишут политиканы не имеет отношение. если они скажут, что 2*2=5, вы тоже согласитесь? |
2 +0−0 | Вадим Вадим | 18:35:26 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
затем, что я не хочу вымереть... точнее моя генетическая линия. |
2 +0−0 | Александр Ломакин | 18:18:08 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Ничего против нормальных казахов не имею.Но вот аульные... |
2 +0−0 | Александр Ломакин | 18:16:42 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Россия - заповедник мультикультурализма и толерантности, ещё со времён СССР. И было так до тех пор, пока русских не погнали из "братских" республик. |
2 +0−0 | ВИТАЛИЙ ПОЛИЭКТОВ | 17:51:10 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Вадим ! Спасибо за предложение ! Но я уже пенсионер ! |
2 +0−0 | Сергей Митрохин | 17:30:04 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
И теперь половина США против мигрантов. Странно это. |
2 +0−0 | Алексей Гаврилов | 17:15:06 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
О да, они же не уважали до этого. Строили школы, вузы и больницы кочевникам. Вот же скоты. Высшее неуважение. Конечно, не желают, ибо никакого смысла в этом нет. Вранье судя по опросам чувствуют себя некомфортно, да и что говорить, если распространена дискриминация. |
2 +0−0 | Dutch Bird | 16:45:46 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Плов руками есть надо, иначе - не так вкусно. |
2 +0−0 | Peter Khanin | 16:37:59 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Вы знаете что такое прописка? Это не то, чем сейчас в простонародье называют регистрацию в жилом помещении. |
2 +0−0 | Вадим Вадим | 16:24:28 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
будет работать тот, у кого нет другой работы. или ты предполагаешь, что если мне не на что жить, то я всё равно не пойду работать за дешево? есть захочешь - будешь работать за тарелку риса. |
2 +0−0 | Вадим Вадим | 16:23:24 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Потому что они в своих республиках заняли все гос посты и кормушку от добычи сырья, а русских поставили на уровень простых исполнителей-инженеров. во всех фирмах: начальник казах, а русский - непосредственно работает. |
2 +0−0 | Jurijs Sazonovs | 16:20:53 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
да, это не объяснить никакой логикой, но если среди обычных людей 60-70% обязательно будут порядочными людьми, c которыми можно иметь дело - то среди муслов это от силы 1-2%. Эти днищенцы заcpaли большую часть Евросоюза, Москву, Питер и продолжают свою экспансию в города поменьше. Как же приятно будет в Латвию вернуться на НГ - сцука, 50 муслов на всю прибалтику, ноль мечетей, нулевая терпимость к тёмным, геям и веганам. Обожаю свою страну :P |
2 +0−0 | Вадим Вадим | 16:20:49 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
да полно желающих. полно журналистских расследования, когда они просто не могли устроиться дворником, т.к. местным управляющим компаниям выгоднее взять узбека и платить ему половину от официальной з/п, а остальное себе в карман класть. |
2 +0−0 | Вадим Вадим | 16:16:12 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
в россии, наоборот, слишком много интернационализма и космополитизма. полно межэтнических браков, причем, где русская жена и муж инородец или иноверец. что-то я не видел, чтобы казахи, узбеки, таджики выдавали своих женщин замуж за русских мужчин, зато обратных случаев полно. Так кто из нас расисит? и в россии я не видел, чтобы главы районов и городов назначались по этническому признаку. например, в 90-е даже в абсолютно русских регионах средней азии вся администрация была из "коренных". что-т оя в россии не вижу, чтобы в татарстане или якутии вся администрация была строго из русских. |
2 +0−0 | Robert A. | 16:13:26 11/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Но даёт высококвалифицированные места на разработке и производстве эксковатора. Да ладно экскаватор. Роботы собирают автомобили. На очереди - водители автобусов и локомотивов. |