Наглые наезды на искусство

14:29 25/10/2016 Культура
Константин Райкин
Константин Райкин

Съезд Союза театральных деятелей (СТД) прошел своим чередом. Представители провинциальных и не очень театров привычно жаловались на жизнь: где-то в зрительном зале ощущается запах канализации, где-то молодые актеры покидают город, и везде не хватает денег, чтобы с этими (и другими) бедами справиться. Председатель СТД Александр Калягин, руководящий этим союзом с 1996 года, внимательно слушавший жалобщиков, — единогласно избран на новый пятилетний срок. Единственной неожиданностью стала речь Константина Райкина, который заговорил не на хозяйственные, а на культурно-политические темы. И высказался так пылко, что стало ясно — у худрука «Сатирикона» терпение лопнуло.

«Меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех, — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: "патриотизм", "Родина" и "высокая нравственность". Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется».

Понятно, что на Райкина произвели впечатления два события, случившиеся подряд: история с закрытием выставки Джока Стерджеса в Центре братьев Люмьер и история с запретом показа мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске. И в том, и в другом случае, собственно, государственная власть вроде бы ни при чем: инициаторами митингов и пикетов становились некие общественные организации (в Москве — «Офицеры России», которые теперь от этой чести открещиваются, в Омске — «Семья. Любовь. Отечество», и до сих пор собой горды), а официально запретов вроде бы не было. И в Москве, и в Омске под давлением «сломались» организаторы событий. Но совершенно очевидно, что и в том, и в другом случае учреждения культуры не получили той поддержки от государства, на которую имели право рассчитывать. То есть, если кто-то заподозрил, что выставка американского фотографа нарушает законы РФ, прокуратура имела полное право запросить экспертизу и посмотреть, что там в этих Люмьерах происходит. Но никакого криминала в ней не было (что было установлено официально), а выставке пришлось закрыться. Так же и в Омске — несчастный мюзикл вообще идет с благословения патриарха. Полиция же в обоих случаях бездействовала, позволив действовать «оскорбленным». В результате возникает ситуация, когда не облеченный властью человек даже, а любой гопник с улицы, решивший объявить себя моралистом, может закрыть выставку, спектакль и вообще все, что ему в голову взбредет. Что, разумеется, на российских просторах открывает огромные возможности для нерядового заработка. Что-то в духе «господин директор театра, помогите нашей общественной организации, а то мы вашим спектаклем возмутимся».

Но Райкина волнует не только «гопническая» цензура, а возрождение цензуры как таковой. В России она запрещена законом, и в этом запрете знаменитый артист видит «величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны». Слово «Тангейзер» им не было произнесено — но понятно, что сейчас все закрывающиеся в стране спектакли, вся дрожь под коленками региональных культурных властей обусловлена прежде всего воспоминанием о том, как был разгромлен новосибирский оперный театр. (О «Тангейзере» вспоминали и в Омске.) Спектакль, в котором никто — что было установлено судом — ничьи чувства не оскорблял. Но это не помогло директору театра, которого вышвырнули с работы. Инициатором скандала тогда стала группа православных граждан (не видевших обсуждавшийся спектакль), а поддержал эту группу местный митрополит (тоже театр не посетивший); то, что именно эту группу, а не театр, счел правой министр культуры, фактически говорит о введении цензуры.

«Церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать», — горько заметил Райкин.

Тут важно, что против цензуры (церковной в том числе) выступает не кто-то из юных режиссеров-экспериментаторов или веселых циников среднего поколения. Они, разумеется, тоже против — но первые эту цензуру и не заметят (потому что «обеспокоенная общественность», хорошо соображающая в пиаре, появляется там, где много народу, локальные тусовки для немногочисленных ценителей ее не интересуют), а вторые обернут скандал себе на пользу. Театр Константина Райкина ни в коем случае не революционный театр; в нем здоровая доза развлечения, и после спектакля в гардеробе удовлетворенно звучит «хорошо отдохнули». Но это — театр человеческий, гуманный, и в ситуации, когда идеология снова начинает провозглашать первостепенность государства при второстепенности человека, — тоже попадает под удар. И Райкин это чувствует.

Он говорит о необходимости солидарности театральных людей. «Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера — клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязывает каждого из нас, работника театра — артиста, режиссера ли, — не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. И в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему эсэмэску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации и делать это достоянием всех».

Фактически призыв — «возьмемся за руки, друзья». Классика. Вот только замечательный актер и худрук любимого зрителями «Сатирикона» не упоминает одного важного обстоятельства: все чаще деятели театра говорят о коллегах недобрые (мягко говоря) вещи не из привычки к злословию (ну, театр, как известно, террариум единомышленников, в глаза — все гении, за глаза — бездари), но из соображений элементарной выгоды. Пирог усыхает, деньги уменьшаются (и государственные, и спонсорские), за них надо воевать. И вот уже директор успешного театра имени Вахтангова призывает разобраться с театрами неуспешными (позакрывать их, что уж там) — он наверняка же не имеет ничего личного против хуже продающих билеты собратьев. Чисто бизнес. И понятно, что, поскольку немедленного экономического расцвета в ближайшее время не предвидится, ситуация конкуренции за государственные деньги будет толкать морально неустойчивых директоров к монологам в министерских кабинетах в духе «возьмите у этого, дайте мне».

И вот тут стоит удивиться, что эту пламенную речь именно в данный момент произнес именно Константин Райкин. Потому что у него-то как раз сейчас — острейшая проблема с финансами: здание «Сатирикона» ремонтируется, труппа играет на съемной площадке, и аренда этой площадки съедает все ресурсы театра, им не хватает денег на выпуск премьер. «Сатирикону» нужна государственная помощь (о чем Райкин и упоминал совсем недавно) для того, чтобы в период ремонта жить и выпускать новые спектакли, а не еле-еле выживать. От многих и многих худруков и директоров в такой ситуации можно было бы ожидать монологов вполне сервильных. А тут человек выходит и говорит не про то, что в данный момент нужно лично ему, а про важное для всех — про профессию, про товарищество. Идеалист? Безусловно. Но как здорово, что такие люди еще есть на свете.

Анна Гордеева специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(520):

1234 5 678 ... +1
3 +0−0Дмитрий Потехин17:27:48
25/10/2016
Так держать, поцаны! Клеймите этих театралов, а то ишь - болтологию развели! А завтра Большой театр жечь пойдем и режиссеров на кол сажать! УУУУУУУУУУРРРРРРРРРРРААААААААААААА
3 +0−0Дмитрий Потехин17:23:06
25/10/2016
-1 +0−0vova ivanov17:12:39
25/10/2016
Костя еще не понял что живет не при Советской Власти которую он с остальными либералами гмном поливал. И никто ему ничего не должен. Нынче демократия. Народ платит за то что ему нравится. Если народом недоволен - не жалуйся начальству, а вали в другую страну. Где тебя полюбят.
Как вам кажется, кто из нас двоих народ?
3 +0−0Игорь Васильев16:52:37
25/10/2016
10 +0−0Valery Avdasev15:51:30
25/10/2016
Пружина сжимается.
говоришь пружина? не очко, не? Меня умиляет как умеют с пеной у рта обсуждать фигню аборигены страны в которой последние четверть века новые/старые хозяева жизни прут что хотят, имеют кого хотят и тащат наворованное и награбленное за границу эшелонами, при этом даже не делая приличной рожи... Вон хоть на Сечина поглядтеть с железнодорожным шубохранителем - у них же характеры на лицах выписаны!
3 +0−0Игорь Ивахненко16:51:38
25/10/2016
Почему? Так он же недавно давал интервью о том, что спонсоры из делового здания театрального участка отказали ему в увеличении мат.помощи, и теперь ему требуются государственные дотации для продолжения счастливой театральной жизни. Вот он и пошел во фронду)))
Не давать! Вон Серебрянникову давали театр Гоголя и кучу денег. Тот замутил "Гоголь-центр", повыгонял актеров, а когда деньги кончились, то просто свинтил оттуда. Теперь ни денег, ни театра им. Гоголя...
Давать деньги этим желтым, начиная с 1992 - значит убивать искусство, впрочем, как и здравоохранение, и ответственный бизнес, да и другие сферы.
3 +0−0ANKA16:39:42
25/10/2016
2 +0−0Андрей Воробьев16:00:38
25/10/2016
Ну в КНДР же длится. не вечно, но достаточно долго.
И в Кампучии было бы долго, если бы не внешнее вмешательство.
Да, Блистательный товарищ знает толк в диктатуре. Главное в этом деле - изолироваться от внешнего мира.
3 +0−0рен мед16:35:03
25/10/2016
-12 +0−0Егор Ведунов16:01:44
25/10/2016
Райкин надеется, что власть дадст ему государственных денег за наезд на власть. Это время ушло. Он просчитался, Песков рупор Кремля ему это хорошо объяснил.
Вот уж дурость. Спасаясь от зверя бежать ему на встречу. Но у вас куда не крути газета правда образца 30х годов. Хотя без привязки к времени.
3 +0−0Виталий Маркин16:30:03
25/10/2016
-12 +0−0Мизантроп .16:18:18
25/10/2016
я этого вяликого актёра помню только по роли труфальдино, а как режиссёр он мне вообще неизвестен, и чего такого ему мешают не делать?
тут скорее удивительно, что ты вообще что-то кроме своего Крыжополя знаешь..
3 +0−0Иван Музыка16:07:52
25/10/2016
-18 +0−0no name15:59:58
25/10/2016
Опера Иисус Христос суперзвезда - попса, бездарщина.
Сначала окунись в реку , а потом говори , холодная вода или теплая, Сначала посмотри, а потом суди, А то как в 30 годы , я не читал но книга дерьмо или ты околоцерковник?
3 +0−0Сергей Дотов15:51:02
25/10/2016
-1 +0−0Антон Петрович15:48:53
25/10/2016
вождь обещал только 2 года кризиса...
Циклы Кондратьева.
3 +0−0Антон Петрович15:50:15
25/10/2016
-23 +0−0no name15:47:55
25/10/2016
Господин Константин Райкин. если бы не его папенька не известно кем бы был. У Райкина одна напыщенность. апломб и либеральные взгляды. Если вам не нравятся условия работы в России. флаг в руки. и туда где нет цензуры. Может хватит политикой привлекать к себе внимание. Даже ИМЕНИТЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ Андрей Кончаловский себе такого не позволяет.
не нравится Райкин - в АТО, животное...
2 +0−0Fortrezz Fortrezz14:42:57
26/10/2016
-2 +0−0Андрей Лукьянов12:18:34
26/10/2016
Денег хочется за свои непонятные никому спектакли...я не хочу свои налоги трать на его театр
Ну и не трать, я вот тоже много куда не хочу тратить, и что!? Есть закон и он един для всех. Нравится, не нравится.
2 +0−0Андрей Лукьянов12:58:34
26/10/2016
-4 +0−0Василий Неруцкий12:57:27
26/10/2016
не друг ты мне.
я дико расстроился
2 +0−0Андрей Лукьянов12:57:00
26/10/2016
-7 +0−0Василий Неруцкий12:54:16
26/10/2016
можно подумать, что ты, савушкинская плесень, какие-то налоги платишь. черным налом вам там на вашей фабрике уродов башляют
осторожней на поворотах друг
2 +0−0Лука Петрищев11:22:56
26/10/2016
-1 +0−0Aleksei Ship08:52:07
26/10/2016
Что за псевдоинтеллектуальный высер? ))))
Просто выразил свое мнение, вам можно, а нам нельзя? )))
2 +0−0Aleksei Ship09:19:12
26/10/2016
-4 +0−0Юрий Ли09:01:55
26/10/2016
Перевод с театрального: дайте бабла, суки и не суйте нос в наши траты, падлы.
"Давать бабло" государство обязано на основании принятого бюджета, а "совать нос" не имеет права на основании запрета цензуры в Конституции. Так что, все правильно вы написали, только форму выбрали слишком экспрессивную.
2 +0−0Юрий Ли09:04:18
26/10/2016
4 +0−0Aleksei Ship08:49:00
26/10/2016
Вкладывает деньги зритель, купивший билет. И налогоплательщик, заплативший налог. А усатая секретарша сказала глупость. Потому что ничего другого сказать не могла.
Что-то практически нет желающих жить за счёт билетов, 99% сосут из госкормушки.
2 +0−0Aleksei Ship09:03:48
26/10/2016
-1 +0−0Дмитрий Жуков08:57:02
26/10/2016
Какого искусства? Вот эти больные галлюцинации под соусом своего не стандартного видения?
Давайте говорить предметно - где, когда и какой конкретно увиденный вами спектакль вам показался "галлюцинацией"?
2 +0−0Viktor Kovalev06:47:04
26/10/2016
Пошлость вошла в искусство,как через чур откровенной одежде с пошлыми движениями и двухсмысленными словами,а эстрада превратилась в шоу с воплями публики и полуголыми певичками и с мужиками,одетыми во фраки и джинсовые потёртые помятые штаны,а на ногах спортивные кеты.Сами дёргаются,кода что-то по 10 раз повторяют под одну ноту,а за ними бегают по сцене и дёргаются какие-то в чём попало одетые личности.Вспоминаешь советскую эстраду и спектали.
2 +0−0Егор Лысенко04:22:32
26/10/2016
-3 +0−0Python Kaa00:32:01
26/10/2016
Райкин, а ты сначала докажи, что это - искусство. То, что кто-то назвал себя выдающимся деятелем культуры, а свою хню - искусством меня не волнует абсолютно.
Я считаю, что этой хни быть не должно. И я имею полное право собрать десяток людей, которые считают хню - хнёй и воздействовать добрым словом на производителя хни.
Ха, ваше право - оторвать зад от кресла, если не понравился спектакль и уйти спокойно на кухне посудачить об этом... или не ходить на выставку, если не нравится... Ограничивайте свой и без того "ограниченный разум", кто ж вам мешает-то.
А книги, которые вам, сударь, не нравятся - сжигать на площадях собираетесь уже вместе с десятком таких же "умников"? ничего не напоминает?
А если вам люди на улице своими лицами не приглянулись - сразу лупасить начинаете?
2 +0−0Pavel Danin03:11:44
26/10/2016
Костя, примерно 25 лет назад я видел твое "искусство" бегать по сцене и перед камерами с голой писькой. Ты больше ничем не мог привлечь к себе внимания. Ну не тебе судить о морали и искусстве! Постыдись и не высовывайся!
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь