Съезд Союза театральных деятелей (СТД) прошел своим чередом. Представители провинциальных и не очень театров привычно жаловались на жизнь: где-то в зрительном зале ощущается запах канализации, где-то молодые актеры покидают город, и везде не хватает денег, чтобы с этими (и другими) бедами справиться. Председатель СТД Александр Калягин, руководящий этим союзом с 1996 года, внимательно слушавший жалобщиков, — единогласно избран на новый пятилетний срок. Единственной неожиданностью стала речь Константина Райкина, который заговорил не на хозяйственные, а на культурно-политические темы. И высказался так пылко, что стало ясно — у худрука «Сатирикона» терпение лопнуло.
«Меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех, — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: "патриотизм", "Родина" и "высокая нравственность". Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется».
Понятно, что на Райкина произвели впечатления два события, случившиеся подряд: история с закрытием выставки Джока Стерджеса в Центре братьев Люмьер и история с запретом показа мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске. И в том, и в другом случае, собственно, государственная власть вроде бы ни при чем: инициаторами митингов и пикетов становились некие общественные организации (в Москве — «Офицеры России», которые теперь от этой чести открещиваются, в Омске — «Семья. Любовь. Отечество», и до сих пор собой горды), а официально запретов вроде бы не было. И в Москве, и в Омске под давлением «сломались» организаторы событий. Но совершенно очевидно, что и в том, и в другом случае учреждения культуры не получили той поддержки от государства, на которую имели право рассчитывать. То есть, если кто-то заподозрил, что выставка американского фотографа нарушает законы РФ, прокуратура имела полное право запросить экспертизу и посмотреть, что там в этих Люмьерах происходит. Но никакого криминала в ней не было (что было установлено официально), а выставке пришлось закрыться. Так же и в Омске — несчастный мюзикл вообще идет с благословения патриарха. Полиция же в обоих случаях бездействовала, позволив действовать «оскорбленным». В результате возникает ситуация, когда не облеченный властью человек даже, а любой гопник с улицы, решивший объявить себя моралистом, может закрыть выставку, спектакль и вообще все, что ему в голову взбредет. Что, разумеется, на российских просторах открывает огромные возможности для нерядового заработка. Что-то в духе «господин директор театра, помогите нашей общественной организации, а то мы вашим спектаклем возмутимся».
Но Райкина волнует не только «гопническая» цензура, а возрождение цензуры как таковой. В России она запрещена законом, и в этом запрете знаменитый артист видит «величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны». Слово «Тангейзер» им не было произнесено — но понятно, что сейчас все закрывающиеся в стране спектакли, вся дрожь под коленками региональных культурных властей обусловлена прежде всего воспоминанием о том, как был разгромлен новосибирский оперный театр. (О «Тангейзере» вспоминали и в Омске.) Спектакль, в котором никто — что было установлено судом — ничьи чувства не оскорблял. Но это не помогло директору театра, которого вышвырнули с работы. Инициатором скандала тогда стала группа православных граждан (не видевших обсуждавшийся спектакль), а поддержал эту группу местный митрополит (тоже театр не посетивший); то, что именно эту группу, а не театр, счел правой министр культуры, фактически говорит о введении цензуры.
«Церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать», — горько заметил Райкин.
Тут важно, что против цензуры (церковной в том числе) выступает не кто-то из юных режиссеров-экспериментаторов или веселых циников среднего поколения. Они, разумеется, тоже против — но первые эту цензуру и не заметят (потому что «обеспокоенная общественность», хорошо соображающая в пиаре, появляется там, где много народу, локальные тусовки для немногочисленных ценителей ее не интересуют), а вторые обернут скандал себе на пользу. Театр Константина Райкина ни в коем случае не революционный театр; в нем здоровая доза развлечения, и после спектакля в гардеробе удовлетворенно звучит «хорошо отдохнули». Но это — театр человеческий, гуманный, и в ситуации, когда идеология снова начинает провозглашать первостепенность государства при второстепенности человека, — тоже попадает под удар. И Райкин это чувствует.
Он говорит о необходимости солидарности театральных людей. «Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера — клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязывает каждого из нас, работника театра — артиста, режиссера ли, — не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. И в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему эсэмэску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации и делать это достоянием всех».
Фактически призыв — «возьмемся за руки, друзья». Классика. Вот только замечательный актер и худрук любимого зрителями «Сатирикона» не упоминает одного важного обстоятельства: все чаще деятели театра говорят о коллегах недобрые (мягко говоря) вещи не из привычки к злословию (ну, театр, как известно, террариум единомышленников, в глаза — все гении, за глаза — бездари), но из соображений элементарной выгоды. Пирог усыхает, деньги уменьшаются (и государственные, и спонсорские), за них надо воевать. И вот уже директор успешного театра имени Вахтангова призывает разобраться с театрами неуспешными (позакрывать их, что уж там) — он наверняка же не имеет ничего личного против хуже продающих билеты собратьев. Чисто бизнес. И понятно, что, поскольку немедленного экономического расцвета в ближайшее время не предвидится, ситуация конкуренции за государственные деньги будет толкать морально неустойчивых директоров к монологам в министерских кабинетах в духе «возьмите у этого, дайте мне».
И вот тут стоит удивиться, что эту пламенную речь именно в данный момент произнес именно Константин Райкин. Потому что у него-то как раз сейчас — острейшая проблема с финансами: здание «Сатирикона» ремонтируется, труппа играет на съемной площадке, и аренда этой площадки съедает все ресурсы театра, им не хватает денег на выпуск премьер. «Сатирикону» нужна государственная помощь (о чем Райкин и упоминал совсем недавно) для того, чтобы в период ремонта жить и выпускать новые спектакли, а не еле-еле выживать. От многих и многих худруков и директоров в такой ситуации можно было бы ожидать монологов вполне сервильных. А тут человек выходит и говорит не про то, что в данный момент нужно лично ему, а про важное для всех — про профессию, про товарищество. Идеалист? Безусловно. Но как здорово, что такие люди еще есть на свете.
Анна Гордеева специально для «Ленты.ру»
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
5 +0−0 | Иван Музыка | 22:27:48 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
А ты детей в чулан запри , или в стайку, пусть хвосты коровам крутят. |
5 +0−0 | Андрей Захаров | 20:11:28 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Вы перепутали прон и выставку. |
5 +0−0 | Andrey Orf | 20:04:17 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Дело вкуса. Слышали об этом? Совсем не обязательно, что то, что лично вам нравится - неприменно хорошо, и наоборот. Вам не понравилось, еще тысяче людей не понравилось, а другим двум тысячам понравилось, и они еще и еще раз пойдут в Сатирикон или театр Колумба. Для вас есть другой театр. Это НОРМАЛЬНО. И совсем не повод государственно поддерживать один театр, и тем же способом топить другой. Очень жаль, что художественный уровень за последние 30 лет снизился. Но театр Райкина планку все же держит. |
5 +0−0 | Георгий В. | 20:03:36 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Душевно смеюсь: тренд наблюдается. Как дебил - так обязательно измерял свой мозжечок на дуромере. Во всяком случае, утверждает. Комплекс, что ли? |
5 +0−0 | Andrey Orf | 19:54:52 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Всегда - не надо. Но в данном, конкретном случае он прав на 100%. И в общем, полное бескультурие не знать, чтьо Константин сам по себе сделал. Да, он принял папин театр, но сейчас это теарт его, без намека на папу. |
5 +0−0 | Петр Агафонов | 18:54:22 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Вам верно заметили - у вас низкий IQ, зачем обижаться. У нас таких много, особенно с "активной гражданской позицией" :) |
5 +0−0 | Обама нассал нам в подъезде | 18:31:05 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
И это главное. А то много талантливых людей было, которые оказались гнилыми внутри - табаков, боярский, калягин, гафт и т.д. Любил их как талантливых актеров, но теперь презираю как людей. А немногим таким как Райкин, Ефремов низкий поклон и уважение! |
5 +0−0 | Um Hg | 18:30:21 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
))) Не по пути отца ведь пошёл. А в его искусстве есть на что посмотреть. (Не только о фильмах речь идёт.) Было бы желание, изучили бы вопрос ... |
5 +0−0 | Обама нассал нам в подъезде | 18:25:30 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
так отойди от зеркала |
5 +0−0 | Обама нассал нам в подъезде | 18:22:21 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
не хватало еще что бы такое быдло как ты решало что искусство, а что нет |
5 +0−0 | Дмитрий Потехин | 18:03:22 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Да это вы что-то путаете. Я вам уже писал: в театр ходит 1% населения, телевизор смотрят почти все. Вот уж где реальное порно и разложение нравов. Чего не протестуете? |
5 +0−0 | Георгий В. | 17:14:49 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Извиняюсь, а что такое это ваше "государство" и кто уполномочен от его имени решать, имеет ли право гражданин Райкин творить? Райкин, вообще-то, тоже налогоплательщик. И имеет право ставить все, что находится в рамках закона. Если гопникам что-то не нравится, у них есть шикарная возможность не ходить - их никто билет покупать не заставляет. Отсутствие цензуры означает, что запретить можно только на основании решения суда. Суда, Карл, а не гопников. |
5 +0−0 | ANKA | 16:43:16 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Вечерние новости с Киселевым- лучший спектакль. |
5 +0−0 | Сергей Михайлов | 16:14:44 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Мы не с Юрием Лозой имеем дело? |
4 +0−0 | Дмитрий Жуков | 09:01:51 26/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Суть меняет, покемон? |
4 +0−0 | Aleksei Ship | 08:49:00 26/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Вкладывает деньги зритель, купивший билет. И налогоплательщик, заплативший налог. А усатая секретарша сказала глупость. Потому что ничего другого сказать не могла. |
4 +0−0 | ed vas | 08:42:46 26/10/2016 | ||||||
| ||||||||
люди имеют право высказывать свое мнение в неменьшей чем Райкин степени. никакого иммунитета у этих самоназванных "гениев" нет. называть чужое мнение цензурой глупо. тем более если требуешь денег от государства, то не имеешь права игнорировать большую часть граждан. свобода неотделима от ответственности. никто не мешает свободному творчеству на деньги твоих почитателей, а не за счет тех, кого ты держишь за быдло. |
4 +0−0 | Альпийский Стрелок | 00:53:43 26/10/2016 | ||||||
| ||||||||
А какому из них ты доверишь? Суркову? |
4 +0−0 | Георгий В. | 20:08:10 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Вы, голубчик, на редкость упертый в своей глупости экземпляр. Ну смотрите по 100 раз "Все остается", а другим не мешайте смотреть Райкина и "Тангейзер". Вроде бы нормальный вариант, чем он вас не устраивает? |
4 +0−0 | Валерий Воронов | 19:15:46 25/10/2016 | ||||||
| ||||||||
А Вы сходите хоть раз на его спектакль. Вживую. Наверное у Вас что то поменяется в голове. |