Наглые наезды на искусство

14:29 25/10/2016 Культура
Константин Райкин
Константин Райкин
Константин Акадьевич, вы человек большого мужества и честности! Снимаю перед вами шляпу!

Съезд Союза театральных деятелей (СТД) прошел своим чередом. Представители провинциальных и не очень театров привычно жаловались на жизнь: где-то в зрительном зале ощущается запах канализации, где-то молодые актеры покидают город, и везде не хватает денег, чтобы с этими (и другими) бедами справиться. Председатель СТД Александр Калягин, руководящий этим союзом с 1996 года, внимательно слушавший жалобщиков, — единогласно избран на новый пятилетний срок. Единственной неожиданностью стала речь Константина Райкина, который заговорил не на хозяйственные, а на культурно-политические темы. И высказался так пылко, что стало ясно — у худрука «Сатирикона» терпение лопнуло.

«Меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех, — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: "патриотизм", "Родина" и "высокая нравственность". Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется».

Понятно, что на Райкина произвели впечатления два события, случившиеся подряд: история с закрытием выставки Джока Стерджеса в Центре братьев Люмьер и история с запретом показа мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске. И в том, и в другом случае, собственно, государственная власть вроде бы ни при чем: инициаторами митингов и пикетов становились некие общественные организации (в Москве — «Офицеры России», которые теперь от этой чести открещиваются, в Омске — «Семья. Любовь. Отечество», и до сих пор собой горды), а официально запретов вроде бы не было. И в Москве, и в Омске под давлением «сломались» организаторы событий. Но совершенно очевидно, что и в том, и в другом случае учреждения культуры не получили той поддержки от государства, на которую имели право рассчитывать. То есть, если кто-то заподозрил, что выставка американского фотографа нарушает законы РФ, прокуратура имела полное право запросить экспертизу и посмотреть, что там в этих Люмьерах происходит. Но никакого криминала в ней не было (что было установлено официально), а выставке пришлось закрыться. Так же и в Омске — несчастный мюзикл вообще идет с благословения патриарха. Полиция же в обоих случаях бездействовала, позволив действовать «оскорбленным». В результате возникает ситуация, когда не облеченный властью человек даже, а любой гопник с улицы, решивший объявить себя моралистом, может закрыть выставку, спектакль и вообще все, что ему в голову взбредет. Что, разумеется, на российских просторах открывает огромные возможности для нерядового заработка. Что-то в духе «господин директор театра, помогите нашей общественной организации, а то мы вашим спектаклем возмутимся».

Но Райкина волнует не только «гопническая» цензура, а возрождение цензуры как таковой. В России она запрещена законом, и в этом запрете знаменитый артист видит «величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны». Слово «Тангейзер» им не было произнесено — но понятно, что сейчас все закрывающиеся в стране спектакли, вся дрожь под коленками региональных культурных властей обусловлена прежде всего воспоминанием о том, как был разгромлен новосибирский оперный театр. (О «Тангейзере» вспоминали и в Омске.) Спектакль, в котором никто — что было установлено судом — ничьи чувства не оскорблял. Но это не помогло директору театра, которого вышвырнули с работы. Инициатором скандала тогда стала группа православных граждан (не видевших обсуждавшийся спектакль), а поддержал эту группу местный митрополит (тоже театр не посетивший); то, что именно эту группу, а не театр, счел правой министр культуры, фактически говорит о введении цензуры.

«Церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать», — горько заметил Райкин.

Тут важно, что против цензуры (церковной в том числе) выступает не кто-то из юных режиссеров-экспериментаторов или веселых циников среднего поколения. Они, разумеется, тоже против — но первые эту цензуру и не заметят (потому что «обеспокоенная общественность», хорошо соображающая в пиаре, появляется там, где много народу, локальные тусовки для немногочисленных ценителей ее не интересуют), а вторые обернут скандал себе на пользу. Театр Константина Райкина ни в коем случае не революционный театр; в нем здоровая доза развлечения, и после спектакля в гардеробе удовлетворенно звучит «хорошо отдохнули». Но это — театр человеческий, гуманный, и в ситуации, когда идеология снова начинает провозглашать первостепенность государства при второстепенности человека, — тоже попадает под удар. И Райкин это чувствует.

Он говорит о необходимости солидарности театральных людей. «Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера — клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязывает каждого из нас, работника театра — артиста, режиссера ли, — не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. И в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему эсэмэску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации и делать это достоянием всех».

Фактически призыв — «возьмемся за руки, друзья». Классика. Вот только замечательный актер и худрук любимого зрителями «Сатирикона» не упоминает одного важного обстоятельства: все чаще деятели театра говорят о коллегах недобрые (мягко говоря) вещи не из привычки к злословию (ну, театр, как известно, террариум единомышленников, в глаза — все гении, за глаза — бездари), но из соображений элементарной выгоды. Пирог усыхает, деньги уменьшаются (и государственные, и спонсорские), за них надо воевать. И вот уже директор успешного театра имени Вахтангова призывает разобраться с театрами неуспешными (позакрывать их, что уж там) — он наверняка же не имеет ничего личного против хуже продающих билеты собратьев. Чисто бизнес. И понятно, что, поскольку немедленного экономического расцвета в ближайшее время не предвидится, ситуация конкуренции за государственные деньги будет толкать морально неустойчивых директоров к монологам в министерских кабинетах в духе «возьмите у этого, дайте мне».

И вот тут стоит удивиться, что эту пламенную речь именно в данный момент произнес именно Константин Райкин. Потому что у него-то как раз сейчас — острейшая проблема с финансами: здание «Сатирикона» ремонтируется, труппа играет на съемной площадке, и аренда этой площадки съедает все ресурсы театра, им не хватает денег на выпуск премьер. «Сатирикону» нужна государственная помощь (о чем Райкин и упоминал совсем недавно) для того, чтобы в период ремонта жить и выпускать новые спектакли, а не еле-еле выживать. От многих и многих худруков и директоров в такой ситуации можно было бы ожидать монологов вполне сервильных. А тут человек выходит и говорит не про то, что в данный момент нужно лично ему, а про важное для всех — про профессию, про товарищество. Идеалист? Безусловно. Но как здорово, что такие люди еще есть на свете.

Анна Гордеева специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(520):

1 234 ... +1
23 +0−0Павел Хузин16:01:02
25/10/2016
Константин Акадьевич, вы человек большого мужества и честности! Снимаю перед вами шляпу!
20 +0−0рен мед16:30:05
25/10/2016
Талантливый выдающийся человек. И как оказалось человек с совестью.
19 +0−0Иван Музыка15:46:33
25/10/2016
Блгодаря , или вопреки, кликушам околоцерковным и разным радетелям за скрепы и нравственность, я и сотни , а то и тысячи людей могут посмотреть шедевры мировой культуры. Так , недавно , к нам в провинциальный поселок городского типа приехал Петербургский театр со своей знаменитой на весь мир рок оперой Иисус Христос суперзвезда. Хоть и билет не из дешевых для наших мест, но зал был почти полон, Надо было видеть слезы на глазах у молодых и не очень зрителей. Зал стоя благодарил артистов , Браво, Молодцы, Спасибо. Я Впечатлен игрой , реакцией . И сам , от себя говорю труппе , Огромное спасибо. Говорю Константину Райкину, Огромное спасибо за его смелость и речь о цензуре.
16 +0−0Дмитрий Потехин17:45:57
25/10/2016
-9 +0−0John Bandersky17:35:30
25/10/2016
Глупый ты. Если вы выбрасывает мусор, это не значит, что на помойку надо отправлять и мебель. Из того, что нужно безжалостно ликвидировать (неьбесполезно и на кол сажать) театральных порнографов и гомиков, совершенно не означает, что нужно запрещать Вишневый сад или На дне. У либералов - мозг, как погремушка. Пустота и звон.
Правильно, к черту порнографов! Даешь дорогу "Давай поженимся", "Дом 2", "Пусть говорят"! Смотри до конца жизни на лысеющую Пугачеву и беззубого Филиппа! Смейся вместе с Ургантом! Гадай, какие трусы наденет Зверев! А всяких умников-театралов с их "Тангейзерами" заткнуть, чтоб не высовывались!
15 +0−0Степан Хренников .21:26:55
25/10/2016
-16 +0−0no name21:25:05
25/10/2016
Это столько лет Райкин младший во главе " Сатирикона" и все не доволен. ВОТ НЕБЛАГОДАРНАЯ СВИНЬЯ.
Кому он должен быть благодарным? Упоротым "общественным активистам"? С какой стати?
15 +0−0Сергей Михайлов15:32:02
25/10/2016
Спасибо, Константин Аркадьевич! Остались таки в стране думающие люди.
14 +0−0Воробьев Владимир18:05:28
25/10/2016
Всё правильно описал Константин. Если слаборазвитые формы жизни начнут указывать нам что смотреть и что слушать, что читать и что делать, то Россия окончательно превратится в сборище мракобесов, от которых даже Африка давно избавилась.
13 +0−0Потомок Атлантов21:06:46
25/10/2016
Господин, Константин Райкин, очень удручен отсутствием у сограждан и провинциального общества культуры как таковой. Я с ним полностью солидарен, люди сейчас словно живут и мыслят в новом "НЭП(е)" крайне малая художественная и литературная образованность, словно злые шерни кусают пустые
и бестолковые головы.... Самоопределением у большинства служит всего лишь паспорт РФ и русская национальность, твердо смотрят "Малахова" и "Время" а в промежутках упиваются жлобскими сериалами с "НТВ" и "СТС", гдеж тут взяться времени на прочтение Чехова А.П либо Тургенева И. С. Да, наши граждане работу-работают да скалятся желтыми зубами от просмотра сортирных шуток в "Youtube".

Бесы, что прикрываются патриотизмом и верой в Бога, вот кто враги Российской державы, своим мракобесием кидают тень на всю страну!
13 +0−0Петр Агафонов18:49:38
25/10/2016
-19 +0−0Olya Kush18:09:25
25/10/2016
К чему призыв у Райкина? Если проблемы - значит сразу власть плоха )) Не ново, право! Когда были деньги - все себе в карман и поза: мы - великие. А сейчас в оппозицию с призывом, кстати, оппозиционно объединяться.

Тот случай, когда Хирург прав.

И еще - всем "деятелям": поймите, наконец, что то, что вы клянчите у гос-ва - это наше - тех, кто живет и работает в России, значит, вы "гуляете" на наши деньги. Может поскромнее надо быть и умерить свои "великие" "я так вижу" в соответствии с общечеловеческими понятиями нравственности. Можете ли вы, деятели, создавать позитивные примеры? Или вообще, не знаете как это...((

Райкин разочаровал ...
Вы статью читали вообще? Или только ключевое слово "Райкин" увидели? О чем ваша ахинея графоманская, сами-то хоть можете понять?
13 +0−0Maxim Kroupennikov15:59:14
25/10/2016
Все правильно сказал.
13 +0−0Андрей Воробьев15:57:08
25/10/2016
-9 +0−0Elena Popova15:55:17
25/10/2016
Ну и рожа!
Свою покажь. И ж0пу. Сравним, что лучше.
13 +0−0Гена Котович15:36:33
25/10/2016
Всё верно сказал...только всякие пассивисты-активисты травить его начнут...а ЗАО РПЦ будет этим прихотям потокать
12 +0−0Степан Хренников .21:27:09
25/10/2016
-13 +0−0no name21:21:21
25/10/2016
Константин Райкин только и вылезает скандалами и провокациями. Не нравится в России скатертью дорога.
Вот и дуй отсюда.
12 +0−0Иван Семенов16:05:51
25/10/2016
Полностью поддерживаю Райкина, актер, режиссер, гражданин!
11 +0−0Георгий В.20:01:12
25/10/2016
-5 +0−0Oliver Heviside19:34:51
25/10/2016
Аристотель говорил:" я себя уважаю и никогда не начну ни с кем полемики, пока мы все, участвующие, не придем к одному и тому же пониманию терминов, которые мы будем обсуждать, Иначе это будет бесполезная болтовня и трата времени"
Я не стал бы спорить с Райкиным (а кто это?) по поводу его выступления. Я просто задал бы ему пару вопросов: " как вы понимаете Константин Аркадьевич ,слово "искусство"? Как вы относитесь к высказыванию классика о том: что писатель (художник) должен быть "инженером человеческой души"?
Вы всерьез думаете, что Райкину интересно с Вами дискутировать об искусстве?
10 +0−0Александр Троицкий20:15:06
25/10/2016
Райкин молодец! Стал уважать его еще больше.
Артист уровня, которого у нас по пальцам пересчитать. Честное слово, побывав на его концертах, могу сказать, что как драматический артист наверно превзошел отца. Например, его моноспектакль "Вечер с Достоевским" ("Записки из подполья") произвел огромное впечатление, на всю жизнь.
Пока у нас есть такие люди - у страны есть надежда!
10 +0−0Георгий В.18:17:42
25/10/2016
-2 +0−0John Bandersky17:53:12
25/10/2016
У меня впечатление такое, что защитники г-на Райкина не сморели ни одного его спектакля. Посещения "Ромео и Джульетты" достаточно чтобы больше в "Сатирикон" - ни ногой. Сплошной страстинг, мордастинг и педерастинг. Это конечно, ближе к Шекспиру, чем "Х-й напротив ФСБ", но что-то х-евое точно есть.

Нет ничего пошлее, чем выпендривание - что , собственно, и есть "идейна снова" всего так называемого "современного искусства". "Театр Колумба", где самое ценное - это стулья..
Есть другой вариант - вы слегка глуповаты для спектаклей Райкина. Ну ни ногой так ни ногой, не ходите, не надо. Вас же никто силком не заставляет. У Райкина и без вас зрителей много.
10 +0−0Valery Avdasev15:51:30
25/10/2016
Пружина сжимается.
9 +0−0Юля Кинд14:03:50
26/10/2016
Я его спектакли не смотрела. Но я полностью согласна что никакой пседвоактивисты православные, мусульманские, еврейские и тд. не должны вмешиваться в самовыражение людей. Не нравится не смотри никто не заставляет это не плакат на здании, это все платно и по собственному выбору. Если они такие православные то пусть помогут людям поесть согреться. а то один пиар. чеславие и гордыня. Сегодня фотографии нельзя а завтра скажут что о теории струн говорить
9 +0−0Потомок Атлантов21:46:49
25/10/2016
-22 +0−0ловец душ21:24:29
25/10/2016
ни этому еврейскому чмырю сракину решать что смотреть моим детям.
Ты жалкая свинья, отец этого человека при жизни еще стал легендарным комиком и юмористом, это при условии жизнеспособности тогдашнего ЦК, во время цензуры человек благодаря своему интеллекту смешил всех начиная от строителя закачивая академиками. Его сын продолжил ремесло отца, только на сцене Театра, ни куда не убежал и не уехал, чтобы там нахаивать медвежью страну. Ему больше чем тебе не все равно на родину где он родился, а ты упырь, у которого виноваты все у кого больше мозгов и больше денег. Типичное поведение колхозного чухана что перебрался в город.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь