В середине октября в Орле торжественно открыли первый в России памятник Ивану Грозному, возможно, самой противоречивой фигуре российской истории. Не успели утихнуть споры по поводу этого монумента, как стало известно о планах установить еще один — в Александрове Владимирской области, поскольку именно в этом городе располагалась резиденция царя. Александровская слобода действительно была центром опричнины — репрессивной политики, за которую Иван IV получил прозвище Кровавый. Но инициаторы всего этого с такой трактовкой совершенно не согласны. Они убеждены: царя оболгали, и его эпоха заслуживает более тщательного и непредвзятого анализа. «Лента.ру» разбиралась, кому и зачем понадобилось реабилитировать Ивана Грозного спустя почти 500 лет после его царствования.
Спешился в АлександровеИнициатива орловских властей вызвала ожидаемый и весьма негативный общественный резонанс. Даже пришлось переносить сроки открытия монумента царю, которого считают основателем города. Впрочем, недовольство местных жителей вызвало не столько то, кому памятник, сколько его местоположение. В городе состоялся санкционированный митинг против установки монумента в охранной зоне другого памятника архитектуры — здания местного ТЮЗа. Против высказались краеведы и депутаты местного горсовета. По итогам судебного разбирательства было принято решение о переносе памятника. Ивану Грозному выделили место на набережной у слияния рек Ока и Орлик. После этого споры утихли. Как показали опросы, большинство жителей Орла не имеют ничего против памятника Ивану Грозному.
В Александрове царя также решили поставить возле реки. Монумент выполнен в камне по проекту скульптора Василия Селиванова. Его ориентировочная стоимость — пять миллионов рублей, причем деньги собирались посредством добровольных пожертвований. По словам инициаторов, власти не помогали, но и не препятствовали им, что они расценивают как одобрение.
В Орле Иван Грозный изображен верхом на коне, в Александрове он стоит с посохом в руках на постаменте из известняка. Немного другой крест на груди царя — напоминает мальтийский. Скульптор объяснил, что консультировался по этому поводу в местной епархии. Он утверждает, что там в целом его поддерживают.
Памятник святоубийцеПозиция церкви в отношении Ивана Грозного много лет остается неизменной. Патриарх Алексий II крайне жестко критиковал попытки реабилитации царя и тем более считал кощунством «иконы» и «молитвы» Ивану Грозному. «Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода” канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию, — писал патриарх. — Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги церкви. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита московского Филиппа и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие».
Его преемник патриарх Кирилл также высказывался о Грозном нелестно. Во время обсуждения личности Ивана Грозного в проекте «Имя России» тогда еще бывший митрополитом Кирилл рассуждал о нравственном надломе царя, имевшего по меньшей мере четырех жен и убийстве святого старца Корнилия на глазах множества свидетелей. «Отдавая дань должного государю Ивану Васильевичу Грозному, мы не можем оторвать и отделить от его образа все то, что связано со страданиями и кровью людей», — отмечал Кирилл.
В день памяти святителя Филиппа патриарх Кирилл выступил с обличительно речью в адрес Ивана Грозного. «Окружив себя опричниной, стремясь укрепить собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некоей оппозиции. Море крови было пролито на Руси, и когда царь после очередного набега на свой собственный народ, после очередной расправы над теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие», — сказал патриарх в своей проповеди.
Однако в 2016 году патриарх неожиданно смягчил свою риторику. Он поддержал и благословил установку памятника в Орле, заявив, что царь заслуживает монумента как «основатель города и мощный государственник». Хотя патриарх по-прежнему выступает против канонизации Грозного, равно как и Петра Первого. Памятник был освящен духовником патриарха схиархимандритом Илием.
Изменение отношения патриарха к Ивану Грозному неслучайны, считает протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев. «Патриарх мог отстраниться от этой дискуссии. Это вопрос его выбора, тут не было непреодолимой силы гравитации, — говорит протодиакон. — Он подлаживается под некий властный тренд — играть мускулами, казаться очень сильными и не признавать своих ошибок ни в прошлом, ни в настоящем. До некоторой степени он этого стесняется, потому что сам публично не выступил с одобрением».
Протодиакон отрицает возможность внутрицерковных изменений по этому вопросу. «Это памятник святоубийце. То, что Иван Грозный многое сделал для России, — не аргумент. В свое время Пол Пот многое сделал для Камбоджи, а уж сколько хорошего сделал Ирод для своего королевства, не говоря о Понтии Пилате», — резюмировал он.
Ударили опричниной по пятой колоннеПозиция почитателей Ивана Грозного, собирающих деньги на его памятники, в корне отличается от церковной. В фонде сохранения и развития наследия русского мира «Светославъ» уверены, что царь — наиболее выдающийся государственный деятель в российской истории, незаслуженно оклеветанный оппонентами. По словам автора фильма об Иване Грозном «Царское дело» Бориса Лизнева, об этом свидетельствуют письма царя. «Все его тексты бесценны. Из них надо было выжать самое главное. Никто не читал его великолепной переписки с Курбским (бежавшим в Литовское княжество в 1564 году —прим. «Ленты.ру»). Это идеология власти и духовности страны», — отмечает режиссер, добавляя, что памятники Грозному стоит также поставить в Казани, Коломне, Рязани, Туле и Москве. «Шельмование Грозного в XVIII веке могло быть выгодно представителям новой династии (Романовых —прим. «Ленты.ру»), которая совершила духовный и социальный раскол, введя в стране крепостное право», — считает Лизнев.
Во время круглого стола, посвященного памятнику Ивану Грозному в Александрове, упоминали об «общей победе». Над кем или над чем, напрямую не говорилось, но сторонники памятника в один голос винят в очернении образа царя «либералов», которые, как они утверждают, существовали и при Грозном. Против них, очевидно, и была направлена карательная политика. «Это жалкие полпроцента людей, называющих себя либералами, которых волнует только их будущее. Они видят памятник и понимают, что история в России повторяется, идет циклично. Каждый раз, когда в России какой-то кризис — политический или экономический, — мы видим, что русская власть применяет методы опричнины», — считает член Общественной палаты Владимирской области Вячеслав Манягин.
Враги Грозного пытались привнести в страну западные порядки и обычаи, говорит директор Института русской цивилизации Олег Платонов. «Они были готовы сломать церковь и перевести страну в сторону католичества. Создав опричнину, Грозный сумел отрубить голову этой гидре. Без этого Россия стала бы второй Польшей, ее бы растаскали по кусочкам», — уверен он.
Смута, наступившая после смерти царя, — следствие действий той самой недобитой царем пятой колонны. А опричнина была «инструментом социально-экономических преобразований в стране».
«Иван Грозный — духовный покровитель нашего народа, государства и страны, — добавляет Манягин. — Одно известие об установке памятника улучшило психическую и демографическую ситуацию в стране». Каким образом монумент повлиял на рождаемость и психическое здоровье граждан, член Общественной палаты не уточнил.
Председатель Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич начал свое выступление на круглом столе с молитвы Ивану Грозному. Он также предложил поставить памятник царю на Лубянской площади в Москве, где раньше стоял монумент Дзержинского. Эту идею горячо поддержали. «Хочется верить, что Иван Васильевич своим духовным присутствием объединит народ и приведет к победе русского духовного оружия», — подчеркнул Симонович-Никшич.
Казнил и каялсяИван Грозный сейчас актуален по разным причинам. К нему обращались, о нем говорили, его правление оценивали уже младшие его современники. И оценивали, как правило, отрицательно, считая, что смута начала XVII века случилась из-за «ратоненавистного разделения» в годы опричнины. Позднее, c XVII по XIX века, Иван Грозный как правитель постоянно привлекал к себе внимание по разным поводам. Но достижения, как и преступления царя, правильно вписывать в общий контекст эпохи истории страны и российского общества середины и второй половины XVI века, считает старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров. «В его правлении можно выделить два периода. Если бы он скончался после первых двух — возведение памятника ему, быть может, было бы обоснованным. Хотя я в принципе не считаю правильным сооружать памятники только правителям. Однако с началом массовых репрессий, особенно с введением опричнины в 1565 году, второй период его правления вообще нельзя оценивать как позитивный», — отмечает Назаров.
Большинство российских историков за редким исключением личность Грозного воспринимали негативно. «Было одно небольшое исключение в середине XVIII века, когда российская историческая наука только формировалась, — продолжает ученый. — И была советская историография в годы массовых репрессий при Сталине. Тогда опричнину считали прогрессивной формой борьбы царя, якобы выражавшего интересы широких кругов дворянства, с остатками родовой аристократии и реакционным боярством. И это расценивалось как важный этап в централизации российского государства. Истоки таких взглядов восходили отчасти к работам авторитетных историков второй половины XIX — начала XX века, которые полагали основным вопросом в годы опричнины борьбу царя с боярством. Но системные исследования отечественных историков второй половины XX и начала XXI века показали, что такая концепция не верна фактически и неприемлема в теоретическом плане. А в наши дни характеристика Ивана Грозного как "собирателя земли русской", как поборника государственной централизации стала уже ненаучным мифом, используемым в сиюминутных политических целях».
Попытки почитателей Грозного приуменьшить масштабы его казней не выдерживает критики, добавляет Назаров. Число жертв только в дни погрома Новгорода и еще нескольких городов зимой 1570 года, по самым скромным оценкам, превышало три тысячи человек. Об этом свидетельствуют поминальные списки, которые рассылались по приказу царя по многим монастырям вместе с деньгами и вещевыми вкладами после смерти сына. «В январе 1583 года царь каялся перед близкими ему монахами Троице-Сергиевого монастыря во время частной беседы и договаривался об особом порядке поминания царевича. Именно тогда его канцелярия стала рассылать по обителям наиболее подробные перечни казненных. Это, однако, неполный список», — отметил историк.
Он также назвал некорректными попытки проводить сравнения с числом убитых в те же годы во Франции и Англии. «Это были не казни, а расправы католиков над протестантами, или в отдельных случаях наоборот. Эти взаимные массовые истребления людей были неизбежным следствием многолетней религиозной войны в тогдашней Франции. Так что сторонникам подобного сравнения надо доказать, что русский царь аналогично французскому королю вел религиозную войну против своих подданных. Что значительная часть русского общества, от бояр до простых крестьян, были еретиками и конфессиональными противниками православного царя. Вряд ли это им удастся», — говорит Назаров.
По приказу царя казнили без исповеди и причастия, запрещалось хоронить казненных вблизи церквей, нередко тела жертв выбрасывались на помойку, а родственникам запрещались заупокойные вклады в монастыри и церкви. Сами способы казни, по словам Назарова, были таковы, что у репрессированных не было никакой надежды на спасение своей души на Страшном суде. Учитывая все вышесказанное поклонникам Грозного вряд ли удастся доказать, что царь милостив, опираясь лишь на то, что он казнил немного меньше своих подданных, чем европейские монархи.
Анастасия Чеповская
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | Ben Grossman | 13:35:24 24/10/2016 |
Русский Генрих восьмой, знал семь языков, играл на четырех музыкальных инструментах, сочинял стихи и музыку, собрал огромную, по мерками Европы, библиотеку. После себя оставил смуту, войну и экономическое разорение. Именно с него, в толерантной к инородцам и многонациональной Руси, началась русская инквизиция, гонения и сегрегация по религиозному и национальному признаку, однако. |
1 +0−0 | Jesse Pinkman | 12:54:33 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
На религиозную возню мне вообще фиолетово. Как будто не понятно с каким смыслом я слово "анафема" использовал. |
1 +0−0 | Сулим Земной | 12:47:11 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
"Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах." Вы, демагоги, сначала узнайте что такое либерализм, прежде чем махать шашкой. Вы хотите сказать что все выше перечисленное есть зло для человека? Или пожмем руку здравому смыслу и признаем что враг данных ценностей и есть зло? |
1 +0−0 | 666 B | 12:37:22 24/10/2016 |
Иван Грозный вepнyлcя.... |
1 +0−0 | Alex viking | 12:34:17 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
И население при Петре сократилось минимум на четверть, а то и на треть. Совсем как в Камбодже при Пол Поте. |
1 +0−0 | Андрей Ольшанский | 12:33:57 24/10/2016 |
"Инициатива орловских властей вызвала ожидаемый и весьма негативный общественный резонанс. Даже пришлось переносить сроки открытия монумента царю" - весь этот "резонанс" из за пары десятков местных клоунов-яблочников, и из за них же и перенос срока произошел, завалили своими жалобами все возможные инстанции, после чего администрация, вполне разумно, пошла на опрос общественного мнения. |
1 +0−0 | alexey_drynov | 11:50:27 24/10/2016 |
Практически весь негатив, который у нас муссируется об Иване Грозном, мы знаем от "власовца" того времени Курбского, да его приспешников по обе стороны границы. |
1 +0−0 | KudesNick X | 11:46:45 24/10/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Памятники ставить можно писателям, ученым, первооткрывателям, космонавтам, питекантропам, т.е. тем кто внес вклад в развитие человеческой цивилизации А вот правителям, политикам и военным не стоит. Отбеливать личность Ивана Грозного нужно в научных кругах. А ставить памятник человеку в надежде на то, что это изменит общественное мнение, которое, в свою очередь, "надавит" на научные круги, считаю неправильным. |
1 +0−0 | Alexey Kuznetsov | 11:17:22 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Рассказать где памятник Генриху 8 стоит? И закон действовал до 1967 года... Это так для справки... :-))) |
1 +0−0 | Georgy Klochkov | 10:45:01 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Разница в том, что в современной Англии законы о бродяжничестве или резню католиков/гугенотов/кто под руку подвернулся не считают чем-то положительным и заслуживающим отлития в граните, а вот в современной России находятся люди считающие опричнину положительным событием истории. |
1 +0−0 | Руслан кей | 10:37:38 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Реально Кураев поп растрига |
1 +0−0 | Вячеслав Голубчиков | 10:21:12 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Они же (либерасты) маскируются. Даже пусть стоят на коленях, но внутри-то бунтуют! А надо просто каждого десятого наугад сварить или с медведями посадить, тогда все либерасты сами сбегут из страны (они же трусливые). Да и народец будет воодушевлённее временные трудности переносить. А потери среди невиновных.... ну так всё равно люди смертны. А смерть их будет не напрасна - послужит устрашению внутренних и внешних врагов. Как сказал какой то мудрый чел : "рубите всех - господь потом своих разберёт" |
1 +0−0 | KudesNick X | 10:02:49 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
да что там гигант! Массивная Чёрная дыра средневековья! |
1 +0−0 | KudesNick X | 09:59:55 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
во время чисток все представители пятой колонны нарисуют на груди шестиконечную звезду и будут громко цитировать Тору дабы быть опознанными и правильно идентифицируемыми. |
1 +0−0 | Сергей Александрович | 09:58:11 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Как будто святош в зассаных рясах кто то спрашивает. Иван им храм какой отгрохал - на весь мир слава о нём, все иностранцы приехав в Россию, там фотографируются, а попам-упырям всё мало, неймётся им. Всё плох им Иван чем то. А чем же? А тем, что старый обряд. Никон, упырь православный, сколько старообрядцев в срубах пожёг, а? Такова православная Церковь упырей. Оттого не признают оне заслуг Ивана, что старообрядец он, и Василий Блаженный - старообрядец. Поэтому все эти шакалы Кураевы, умытые кровью убийств старообрядцев, так яростно лают на Ивана. |
1 +0−0 | Рауль Кажаев | 09:52:56 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Просто искажают немного.. Говорят мол земли Новгорода, и Москвы опустели... так Иван был страшен... но опускают, что народ заселял Поволжье, Урал, Днепр с Киевом обезлюдевшим (Черкассами) и т.д. |
1 +0−0 | Rostislav D. Kudryashov | 09:51:11 24/10/2016 |
Что важно: история России не так уникальна и ужасна, чтобы оправдывать (детерминировать) нынешние неудачи экономики особым национальным характером. Этот характер на 100% (!!!) определяется промышленным базисом. Состояние базиса легко меняется решениями власти. О характере немцев, японцев и т.п. до промышленной индустриализации и после читайте Ха-Джун Чхана (Чанга) "Недобрые самаритяне" и "23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм". И Эрика Райнерта "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными". |
1 +0−0 | Alex Blunt | 09:35:34 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Провинциальное да, но не жалкое. |
1 +0−0 | Сергей Александрович | 08:54:51 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
При чём тут Сталин? Ау, тут речь вообще-то о 16 веке, расцвет Средних Веков на Руси! В это время в тёмной Европе-то, ошалевшей от крови и едва отошедшей от костров инквизиции, идут Возрождение и Реформация, с которых ещё только начинают зарождатся либеральные ценности протестантизма Лютера и социализм Мора и Кампанеллы. И это ещё не эпоха Просвещения с её рабовладельческим строем! Это 16 век! |
1 +0−0 | Alex Zoloto | 07:54:06 24/10/2016 | ||||||
| ||||||||
Креститель мля убил больше))))-но ведь во благо)))))после крещения территория влияния руси сократилась в 3раза.-предлагаю церкви предать анафеме этого б...ь крестителя-за убийство тех кто проповедовал религию отцов.а кирилла ссуку повесить в назидание потомкам. |