Спокойной ночи, бердыши

00:09 24/10/2016 Россия
Спокойной ночи, бердыши

В середине октября в Орле торжественно открыли первый в России памятник Ивану Грозному, возможно, самой противоречивой фигуре российской истории. Не успели утихнуть споры по поводу этого монумента, как стало известно о планах установить еще один — в Александрове Владимирской области, поскольку именно в этом городе располагалась резиденция царя. Александровская слобода действительно была центром опричнины — репрессивной политики, за которую Иван IV получил прозвище Кровавый. Но инициаторы всего этого с такой трактовкой совершенно не согласны. Они убеждены: царя оболгали, и его эпоха заслуживает более тщательного и непредвзятого анализа. «Лента.ру» разбиралась, кому и зачем понадобилось реабилитировать Ивана Грозного спустя почти 500 лет после его царствования.

Спешился в Александрове

Инициатива орловских властей вызвала ожидаемый и весьма негативный общественный резонанс. Даже пришлось переносить сроки открытия монумента царю, которого считают основателем города. Впрочем, недовольство местных жителей вызвало не столько то, кому памятник, сколько его местоположение. В городе состоялся санкционированный митинг против установки монумента в охранной зоне другого памятника архитектуры — здания местного ТЮЗа. Против высказались краеведы и депутаты местного горсовета. По итогам судебного разбирательства было принято решение о переносе памятника. Ивану Грозному выделили место на набережной у слияния рек Ока и Орлик. После этого споры утихли. Как показали опросы, большинство жителей Орла не имеют ничего против памятника Ивану Грозному.

В Александрове царя также решили поставить возле реки. Монумент выполнен в камне по проекту скульптора Василия Селиванова. Его ориентировочная стоимость — пять миллионов рублей, причем деньги собирались посредством добровольных пожертвований. По словам инициаторов, власти не помогали, но и не препятствовали им, что они расценивают как одобрение.

В Орле Иван Грозный изображен верхом на коне, в Александрове он стоит с посохом в руках на постаменте из известняка. Немного другой крест на груди царя — напоминает мальтийский. Скульптор объяснил, что консультировался по этому поводу в местной епархии. Он утверждает, что там в целом его поддерживают.

Памятник святоубийце

Позиция церкви в отношении Ивана Грозного много лет остается неизменной. Патриарх Алексий II крайне жестко критиковал попытки реабилитации царя и тем более считал кощунством «иконы» и «молитвы» Ивану Грозному. «Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода” канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию, — писал патриарх. — Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги церкви. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита московского Филиппа и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие».

Его преемник патриарх Кирилл также высказывался о Грозном нелестно. Во время обсуждения личности Ивана Грозного в проекте «Имя России» тогда еще бывший митрополитом Кирилл рассуждал о нравственном надломе царя, имевшего по меньшей мере четырех жен и убийстве святого старца Корнилия на глазах множества свидетелей. «Отдавая дань должного государю Ивану Васильевичу Грозному, мы не можем оторвать и отделить от его образа все то, что связано со страданиями и кровью людей», — отмечал Кирилл.

В день памяти святителя Филиппа патриарх Кирилл выступил с обличительно речью в адрес Ивана Грозного. «Окружив себя опричниной, стремясь укрепить собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некоей оппозиции. Море крови было пролито на Руси, и когда царь после очередного набега на свой собственный народ, после очередной расправы над теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие», — сказал патриарх в своей проповеди.

Однако в 2016 году патриарх неожиданно смягчил свою риторику. Он поддержал и благословил установку памятника в Орле, заявив, что царь заслуживает монумента как «основатель города и мощный государственник». Хотя патриарх по-прежнему выступает против канонизации Грозного, равно как и Петра Первого. Памятник был освящен духовником патриарха схиархимандритом Илием.

Изменение отношения патриарха к Ивану Грозному неслучайны, считает протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев. «Патриарх мог отстраниться от этой дискуссии. Это вопрос его выбора, тут не было непреодолимой силы гравитации, — говорит протодиакон. — Он подлаживается под некий властный тренд — играть мускулами, казаться очень сильными и не признавать своих ошибок ни в прошлом, ни в настоящем. До некоторой степени он этого стесняется, потому что сам публично не выступил с одобрением».

Протодиакон отрицает возможность внутрицерковных изменений по этому вопросу. «Это памятник святоубийце. То, что Иван Грозный многое сделал для России, — не аргумент. В свое время Пол Пот многое сделал для Камбоджи, а уж сколько хорошего сделал Ирод для своего королевства, не говоря о Понтии Пилате», — резюмировал он.

Ударили опричниной по пятой колонне

Позиция почитателей Ивана Грозного, собирающих деньги на его памятники, в корне отличается от церковной. В фонде сохранения и развития наследия русского мира «Светославъ» уверены, что царь — наиболее выдающийся государственный деятель в российской истории, незаслуженно оклеветанный оппонентами. По словам автора фильма об Иване Грозном «Царское дело» Бориса Лизнева, об этом свидетельствуют письма царя. «Все его тексты бесценны. Из них надо было выжать самое главное. Никто не читал его великолепной переписки с Курбским (бежавшим в Литовское княжество в 1564 году —прим. «Ленты.ру»). Это идеология власти и духовности страны», — отмечает режиссер, добавляя, что памятники Грозному стоит также поставить в Казани, Коломне, Рязани, Туле и Москве. «Шельмование Грозного в XVIII веке могло быть выгодно представителям новой династии (Романовых —прим. «Ленты.ру»), которая совершила духовный и социальный раскол, введя в стране крепостное право», — считает Лизнев.

Во время круглого стола, посвященного памятнику Ивану Грозному в Александрове, упоминали об «общей победе». Над кем или над чем, напрямую не говорилось, но сторонники памятника в один голос винят в очернении образа царя «либералов», которые, как они утверждают, существовали и при Грозном. Против них, очевидно, и была направлена карательная политика. «Это жалкие полпроцента людей, называющих себя либералами, которых волнует только их будущее. Они видят памятник и понимают, что история в России повторяется, идет циклично. Каждый раз, когда в России какой-то кризис — политический или экономический, — мы видим, что русская власть применяет методы опричнины», — считает член Общественной палаты Владимирской области Вячеслав Манягин.

Враги Грозного пытались привнести в страну западные порядки и обычаи, говорит директор Института русской цивилизации Олег Платонов. «Они были готовы сломать церковь и перевести страну в сторону католичества. Создав опричнину, Грозный сумел отрубить голову этой гидре. Без этого Россия стала бы второй Польшей, ее бы растаскали по кусочкам», — уверен он.

Смута, наступившая после смерти царя, — следствие действий той самой недобитой царем пятой колонны. А опричнина была «инструментом социально-экономических преобразований в стране».

«Иван Грозный — духовный покровитель нашего народа, государства и страны, — добавляет Манягин. — Одно известие об установке памятника улучшило психическую и демографическую ситуацию в стране». Каким образом монумент повлиял на рождаемость и психическое здоровье граждан, член Общественной палаты не уточнил.

Председатель Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич начал свое выступление на круглом столе с молитвы Ивану Грозному. Он также предложил поставить памятник царю на Лубянской площади в Москве, где раньше стоял монумент Дзержинского. Эту идею горячо поддержали. «Хочется верить, что Иван Васильевич своим духовным присутствием объединит народ и приведет к победе русского духовного оружия», — подчеркнул Симонович-Никшич.

Казнил и каялся

Иван Грозный сейчас актуален по разным причинам. К нему обращались, о нем говорили, его правление оценивали уже младшие его современники. И оценивали, как правило, отрицательно, считая, что смута начала XVII века случилась из-за «ратоненавистного разделения» в годы опричнины. Позднее, c XVII по XIX века, Иван Грозный как правитель постоянно привлекал к себе внимание по разным поводам. Но достижения, как и преступления царя, правильно вписывать в общий контекст эпохи истории страны и российского общества середины и второй половины XVI века, считает старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров. «В его правлении можно выделить два периода. Если бы он скончался после первых двух — возведение памятника ему, быть может, было бы обоснованным. Хотя я в принципе не считаю правильным сооружать памятники только правителям. Однако с началом массовых репрессий, особенно с введением опричнины в 1565 году, второй период его правления вообще нельзя оценивать как позитивный», — отмечает Назаров.

Большинство российских историков за редким исключением личность Грозного воспринимали негативно. «Было одно небольшое исключение в середине XVIII века, когда российская историческая наука только формировалась, — продолжает ученый. — И была советская историография в годы массовых репрессий при Сталине. Тогда опричнину считали прогрессивной формой борьбы царя, якобы выражавшего интересы широких кругов дворянства, с остатками родовой аристократии и реакционным боярством. И это расценивалось как важный этап в централизации российского государства. Истоки таких взглядов восходили отчасти к работам авторитетных историков второй половины XIX — начала XX века, которые полагали основным вопросом в годы опричнины борьбу царя с боярством. Но системные исследования отечественных историков второй половины XX и начала XXI века показали, что такая концепция не верна фактически и неприемлема в теоретическом плане. А в наши дни характеристика Ивана Грозного как "собирателя земли русской", как поборника государственной централизации стала уже ненаучным мифом, используемым в сиюминутных политических целях».

Попытки почитателей Грозного приуменьшить масштабы его казней не выдерживает критики, добавляет Назаров. Число жертв только в дни погрома Новгорода и еще нескольких городов зимой 1570 года, по самым скромным оценкам, превышало три тысячи человек. Об этом свидетельствуют поминальные списки, которые рассылались по приказу царя по многим монастырям вместе с деньгами и вещевыми вкладами после смерти сына. «В январе 1583 года царь каялся перед близкими ему монахами Троице-Сергиевого монастыря во время частной беседы и договаривался об особом порядке поминания царевича. Именно тогда его канцелярия стала рассылать по обителям наиболее подробные перечни казненных. Это, однако, неполный список», — отметил историк.

Он также назвал некорректными попытки проводить сравнения с числом убитых в те же годы во Франции и Англии. «Это были не казни, а расправы католиков над протестантами, или в отдельных случаях наоборот. Эти взаимные массовые истребления людей были неизбежным следствием многолетней религиозной войны в тогдашней Франции. Так что сторонникам подобного сравнения надо доказать, что русский царь аналогично французскому королю вел религиозную войну против своих подданных. Что значительная часть русского общества, от бояр до простых крестьян, были еретиками и конфессиональными противниками православного царя. Вряд ли это им удастся», — говорит Назаров.

По приказу царя казнили без исповеди и причастия, запрещалось хоронить казненных вблизи церквей, нередко тела жертв выбрасывались на помойку, а родственникам запрещались заупокойные вклады в монастыри и церкви. Сами способы казни, по словам Назарова, были таковы, что у репрессированных не было никакой надежды на спасение своей души на Страшном суде. Учитывая все вышесказанное поклонникам Грозного вряд ли удастся доказать, что царь милостив, опираясь лишь на то, что он казнил немного меньше своих подданных, чем европейские монархи. 

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(373):

1 ... 345 6 789 ... +1
2 +0−0Тахир .11:30:17
24/10/2016
Такие настроение в российском обществе приведут к тому что от федерации начнут отваливаться национальные республики.
2 +0−0Alexey Kuznetsov11:23:35
24/10/2016
-13 +0−0Сергей Матисон02:51:49
24/10/2016
Ага! Ссылал неугодных подальше. А эти неугодные открывали Сибирь, которая была не нужна Москве. Но Ванька любил пушнину и кедровые орехи, а людей не жаловал. Пять веков прошло, а в России ничего не изменилось.
Да... давненько я такого бреда не читал...
2 +0−0Alexey Kuznetsov11:22:39
24/10/2016
-9 +0−0Сергей Матисон02:57:39
24/10/2016
Потом пришлось прорубать окно в прогрессивное европейское общество и децентрализировать вертикаль власти, перенеся столицу из поганкиных палат в Санкт-Петербург. Но это уже совсем другая история. Пётр был Гением, а не маньяком.
Вот только головы стрельцам лично рубил... А так конечно добрейшей души человек :-)
2 +0−0KudesNick X11:19:15
24/10/2016
Комментарий удалён.
для средневековья вполне нормальная фигура. Вопрос в другом. На какой х он сейчас сдался? Он что, моральный авторитет, на который должны ориентироваться молодые россияне? Он идеальный правитель, с которого должен брать пример президент? Памятник питекантропу выгледил бы более логичным, ибо кем бы сейчас были мы, если бы не питекантропы? и были бы?
2 +0−0Руслан кей10:36:34
24/10/2016
-18 +0−0Иван Левин07:14:55
24/10/2016
Я изучил это чудище под названием царь Ив Грозный. На деле это было просто бездушное существо; об этом говорит его неконтролируемое поведение (паскудничал и тут же каялся). Его использовал Нечистый для полного завладения Россией, обещая помочь объединить страну. За эту помощь Иван 4 должен был подчиниться сатане и принести сына в жертву. С тех пор Россия полностью зависима от нижнего сатанинского мира.
Ив чего ты там "изучил" карась?
2 +0−0Alex Tihonov10:29:30
24/10/2016
-18 +0−0Иван Левин07:14:55
24/10/2016
Я изучил это чудище под названием царь Ив Грозный. На деле это было просто бездушное существо; об этом говорит его неконтролируемое поведение (паскудничал и тут же каялся). Его использовал Нечистый для полного завладения Россией, обещая помочь объединить страну. За эту помощь Иван 4 должен был подчиниться сатане и принести сына в жертву. С тех пор Россия полностью зависима от нижнего сатанинского мира.
"Я изучил" - по своим видениям изучали?
2 +0−0Sergey Valien10:03:22
24/10/2016
7 +0−0Tatiana Litvinov09:53:16
24/10/2016
"Число жертв только в дни погрома Новгорода и еще нескольких городов зимой 1750 года по самым скромным оценкам превышало три тысячи человек". Это кому же Елизавета Петровна погром учинила?
Имелся в виду 1570 год. М-да.. "Историки"...
2 +0−0Боцман Стар09:46:25
24/10/2016
Как по мне, то мух от котлет все-таки стоит отделять. Как правитель государства - то результаты говорят сами за себя. В святые? Это что, теперь обязательное условие установки памятника? Не, в святые не годится.
2 +0−0Яг Морт09:42:17
24/10/2016
-9 +0−0Сергей Матисон02:41:13
24/10/2016
Великий Новгород с древнейшим парламентом Северной Европы так и не встал с колен, после разгрома, учененного Иваном Грозным, до сих пор волокущим жалкое провинциальное существование. А Владимирская Губерния превратилась в мотель по дороге в ссыльный край, в 101-ый километр.
Расскажи про города Турку, Тро́нхейм, Сигтуна, Тракай.
Расскажи про Сейм Речи Поспалитой.
Очень интересно.
2 +0−0Diman Koenig09:26:12
24/10/2016
-13 +0−0Viktor Kovalev08:18:43
24/10/2016
Иван Грозный был патологическим убийцей,который лично пытал и казнил .Каждый правитель,что -то делает положительного для страны.Тогда нельзя шельмовать никого.Оказывается можно. Всё в последние годы делается ЭТО избрано. Цари,которые строили свои дворцы на костях простого народа, стали добродетелями,а советские Руководители,к ним нельзя отнести ни Горбачёва,ни Ельцина,оказываются деспотами. Особенно достаётся Сталину,в период которого было сделано больше хорошего,чем сотворили все цари.
Очень хорошо что лично пытал - с вашим племенем так и надо!
2 +0−0Сергей Александрович08:37:46
24/10/2016
6 +0−0WhiteGuard1918 .08:27:29
24/10/2016
,,...добавляет Назаров. Число жертв только в дни погрома Новгорода и еще нескольких городов зимой 1750 года(!!!!!)".... н-да...вот такие историки)))
Пропогандоны пэдеролиберальные!
2 +0−0Николай Плужников05:56:26
24/10/2016
Великий царь! А либерасты сморчки!
1 +0−0 Николай Кузнецов04:20:06
25/10/2016
Хватит спорить.Эта наша история.Ну а тем кто против хочется напомнить,а где вы были когда открывали центр нашему алкашу и вору Бориске в Екатеринбурге.А ведь этот алкаш на порядок больше людей угробил.
1 +0−0Вася Пупкин03:40:38
25/10/2016
Русская православная церковь иногда удивляет. Ладно, она негативно относится к Ивану 4-му. Её право. Но она причислила к лику святых человека, который устроил Кровавое воскресенье, развязал бесславную русско-японскую войну 1904-1904 года, втянул страну в первую мировую войну, где погибли миллионы русских людей. А когда в стране начались беспорядки, то БРОСИЛ свой пост. Бросил страну. Сбежал от ответственности. А что сам погиб в гражданской войне, которая случилась из-за его трусости, так сколько людей в ней погибло. Невелика доблесть.
1 +0−0Сергей Ъ23:40:09
24/10/2016
Олегу Платонову вообще голова не нужна, её можно было бы попросить отрубить кого-нибудь из сторонников Ивана Грозного. Дело в том, что именно внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного привела к Смутному времени. В этом солидарны абсолютно все историки, хоть российские, хоть зарубежные.
1 +0−0Алексей Семенов23:02:25
24/10/2016
1 +0−0aprel_iris19:07:33
24/10/2016
Ну что из нашего "далёко" судить тех, кто жил сотни лет назад...кровавый- не кровавый, убивал, казнил...- главное для нас , сегодняшних, понимать, что он -Собиратель России... Сегодня - много наши правители для России сделали? НИЧЕГО- только ПРОДАЖА природных богатств и личное обогащение!
если твой отец насилуЕт мамку и соседок, избивает тебя, убивает или калечит твоего брата, пытает собак и с дружками избивает слабых, но при этом он отжал у соседа велосипед для семьи. будешь гордиться таким папкой?
1 +0−0Rus Do22:56:50
24/10/2016
3 +0−0Алексей Семенов22:45:01
24/10/2016
вы недопукнули... что вы хотели в статье? ясности как в методичке или пищи для размышлений?
Статья основана на чуши. Какая может быть пища для размышлений если в статье очевидная чушь, которую пытаются преподнести как факты.
1 +0−0Алексей Семенов22:47:40
24/10/2016
2 +0−0Yemelya Kolovrat20:34:02
24/10/2016
Либерастня от имени Грозного писается и кладет кирпичи.
Она боится и ненавидит любых правителей, которые делают Россию сильнее и наводят порядок в государстве.
Потому как либерастня саму Россию ненавидит и мечтает подставить свой зад любому Западному хозяину, а так же любит мутную воду, в которой удобно заниматься мелким шахер-махером.
Либерастня в России это всегда склизкая лакейская мразь типа Смердякова. И Грозный как символ российской силы и государственности для них ненавистен.
только на росии слово либерал имеет явный негативный окрас.. это из-за тупоси или рабской сути, а может вам википедию отключиои и вы не можете найти определение слову либерал
1 +0−0Лука Тимохин21:53:53
24/10/2016
митрополит филипп был ведь колычев. Противного боярского рода. Канонически он не имел права не благословить царя. Царь сделал вывод, что он не митрополит, а Колычев, и хочет Церковь поднять за бояр. Убийство Урии царём Давидом, немыслимо подлое убийство, не мешает Церкви, слава Богу, почитать его святым и читать ежедневно его 50 псалом. Кураева надо посадить на престол, тогда будет с кем сравнить кровавых Иоанна и Николая. Россия будет опять, как Алексиевский раввелин.
1 +0−0Сергей Александрович20:18:38
24/10/2016
2 +0−0Python Kaa20:02:18
24/10/2016
Эк как либерастню корёжит)) Чуют, твари, что скоро за них возьмутся. Перед войной "пятую колонну" уничтожают.
Да ниче они не чуют. Тупо на автомате брыжут слюнями и соплями трясут. Либерасня не любит Ивана по разным причинам - РПЦ и православные активисты всякие не признают его заслуг из за того, что он старого обряда был и в свое время ряд признаваемых РПЦ метрополитов чморил (по мнению и летописи самой РПЦ). Всякие простые ЛГБТ-либерасты просто за компанию, мол, садист же. Надо на всякий случай облаять.
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь