Достаточно одного лайка

00:07 19/08/2016 Россия
Патимат Гаджиева (справа)
Патимат Гаджиева (справа)

В Московском окружном военном суде состоялись слушания по уголовному делу 20-летней студентки пятого курса Медицинского университета имени Сеченова Патимат Гаджиевой. Она оказалась на скамье подсудимых за репост во «ВКонтакте» двух материалов запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Девушка частично признала свою вину. По ее словам, она разместила эти тексты, чтобы обсудить деятельность ИГ с друзьями. Суд ей поверил и приговорил к штрафу в 400 тысяч рублей. Подробности дела — в материале «Ленты.ру».

Двухдневный процесс завершился мягким приговором. В своем последнем слове подсудимая заявила, что не поддерживает деятельность «Исламского государства». «Ситуация, с которой я столкнулась, — результат небрежного использования социальных сетей. Я не задумывалась, что это противозаконно. У меня не было цели оправдать терроризм», — сказала студентка. Вместо четырех лет в колонии-поселении, о чем просил гособвинитель, суд наказал ее рублем: 400 тысяч за перепост двух экстремистских материалов на своей странице в социальной сети. Патимат освободили из-под стражи в зале суда.

О пользе телевизора

В зале суда уроженка Дагестана Патимат Гаджиева появилась в хиджабе. Ее обвиняли в публичных призывах к терроризму (статья 205.2 УК РФ) и разжигании религиозной розни (статья 282 УК РФ). По версии следствия, 11 и 24 июля 2015 года она разместила на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» два материала о деятельности «Исламского государства». Один из них — стоп-кадр видеозаписи казни с текстом об оправдании убийства неверных. Второй содержал призыв к молитве на арабском языке в поддержку ИГ.

Прокурор Павел Емельянов сообщил в суде, что эти экстремистские материалы находились на странице Патимат больше месяца. После чего девушка их удалила.

На процессе подсудимая частично признала свою вину. По ее словам, она хотела обсудить с друзьями тему ИГ, пишет BFM.ru.

«С тех пор как возникла эта организация, появились те кто за, а кто-то против. Мне хотелось понять с точки зрения ислама, правильны их действия или нет», — объяснила Патимат судьям. Она утверждает, что не знала о решении Верховного суда России, который в декабре 2014 года признал ИГ экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны, поскольку не смотрит телевизор.

«Меня заинтересовали эти материалы, и чтобы их обсудить с друзьями, я сделала репост», — заявила студентка.

Патимат рассказала о своей привычке копировать большие тексты и выкладывать их на своей странице, чтобы потом ознакомиться с ними. По ее словам, после того как она изучила опубликованную ею информацию, удалила ее. «Никто ничего мне не говорил. Это было лично мое решение», — сказала подсудимая.

«Вину признаю частично. Я признаю факт размещения. Но разжигать рознь и призывать к террору я не собиралась. Я даже не подозревала, что за свои действия могу быть привлечена к уголовной ответственности», — отметила она.

В ответ на это председательствующий на процессе судья Михаил Кудашкин рассказал, что когда в суд стали поступать подобные дела, он своим детям строго-настрого запретил размещать подобные картинки в соцсетях.

«Я им сказал: не вздумайте. Мой младший сын, он младше вас, ответил: "Я что, дурак?" Они почему-то знают, что размещать подобное на своей странице во «ВКонтакте» законом запрещено. Это я к тому, что, по вашим словам, прогрессивное человечество и "все нормальные люди", как вы говорите, должны обсуждать таким способом», — пояснил судья.

Когда же он поинтересовался у обвиняемой, посещали ли ее страницу другие пользователи, та уклончиво ответила «возможно», сообщает газета «Коммерсантъ».

И добавила, что ее посту периодически ставили «лайки». «Для квалификации ваших действий нам хватит и одного "лайка"», — откликнулся судья.

Отрицание Гаджиевой умышленного призыва к терроризму прокурор расценил как попытку уйти от ответственности. Он считает, что обвиняемая всех вводит в заблуждение. «В ее айфоне и ноутбуке были обнаружены другие материалы экстремистского характера. В частности, оскорбительное для всех россиян стихотворение с призывами к поддержке боевиков ИГ, убийствам и унижениям "неверных". К тому же, по данным полиции Дагестана, один из братьев обвиняемой состоит на учете как лицо, подозреваемое в поддержке бандподполья», — сообщил прокурор.

На это студентка ответила, что ноутбук принадлежал не ей, а сестре. А содержимое своего айфона она «не припоминает».

Уникальное дело

Адвокат подсудимой Тимур Алиев рассказал «Ленте.ру», что в ноябре 2015 года Патимат вызвали в деканат, где ее ждали оперативники. После допроса со студентки взяли подписку о невыезде.

«Патимат по ошибке призналась в том, что именно она разместила эти материалы, и ей сразу предъявили обвинение. Если бы она не призналась, то у следствия не было доказательств. Ее публикацию перепостили несколько раз, человек двадцать», — сказал защитник. Вскоре Гаджиеву арестовали, и с тех пор она содержалась в женском изоляторе №6 в Текстильщиках.

По словам адвоката, правоохранительные органы мониторят соцсети, изучают контакты пользователя, опубликовавшего нечто запрещенное, проверяют всех по цепочке. «Видимо, так на нее и вышли», — полагает Алиев.

Защита студентки настаивала в суде на том, что гособвинение не представило доказательств приверженности обвиняемой идеям и целям ИГ.

«Учитывая то, что она добровольно прекратила совершение преступления без всякого давления со стороны, мы просили в прениях о прекращении уголовного дела», — сказал Алиев.

«Ее дело уникальное, потому что в других аналогичных случаях репост шел вдобавок к чему-то более серьезному — участию в экстремистской организации, показаниям свидетелей о том, что обвиняемые поддерживают экстремистов», — говорит адвокат. Он привел в качестве примера приговор Верховного суда Чечни в отношении гражданина, открыто призывавшего присоединиться к ИГ, склонявшего молодых людей к отъезду в Сирию для участия в боевых действиях на стороне террористов.

Дело Гаджиевой передали на рассмотрение в Солнцевский суд, но затем перенаправили в Московский окружной военный суд. Как объяснил защитник, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предписывает военным судам рассматривать дела о преступлениях, имеющих террористическую направленность, в том числе и об оправдании терроризма, даже когда по ним проходят гражданские лица.

Популярная соцсеть

Самая популярная для поиска экстремистов соцсеть — «ВКонтакте», на ее пользователей приходится порядка трети всех приговоров, рассказывал «Ленте.ру» год назад директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.

Он называл тому две причины: привязанность националистов к отечественному ресурсу и лояльность администрации соцсети к правоохранительным органам.

«Большей частью это случайный выбор, но иногда обращают внимание на различных активистов. Чаще всего — националистов и исламистов, — говорит директор центра "Сова". — Если конкретному активисту хотят предъявить обвинение, то найти его аккаунты в соцсетях несложно, но чаще происходит случайная выборка, просто для статистики. Это еще проще. Вы заходите во "ВКонтакте", набираете "бей хачей" — и пожалуйста, у вас огромный выбор». По его словам, репост — один из наиболее частых поводов для привлечения к уголовной ответственности.

По данным центра «Сова», в 2015 году за экстремистские высказывания было вынесено не менее 233 обвинительных приговоров, примерно 90 процентов из них приходится на публикации в интернете.

По информации правозащитной организации «Агора», за последние четыре года преследование за высказывания в сети ужесточилось, до 2012 года реальные сроки получали единицы.

Любовь Ширижик

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(89):

1 +1−0Koba Ivanovich15:16:33
19/08/2016
1 +3−2Виктор Мельник11:43:00
19/08/2016
Проблема я считаю не в преступнике, а в законе по которому этого человека считают преступником. Никто никаких законов по большей части никогда не изучал и не будет изучать, все руководствуются понятями хорошо-плохо, определяя их по своей шкуре, вот если бы меня убили/ударили/ограбили мне бы понравилось? Если нет, то это плохо.
А когда в соц. сети есть картинка, которую кто-то разместил, человек смотрит на неё, ему от этого не плохо, почему тогда закон её репост карает?
Потому что эта картинка является манипуляционной, она влияет на того кто на неё смотрит, побуждает к действию, если бы не влияла, то никто бы её за эту картинку не наказал. Получается что её наказали за то что она выполнила то на что её принудили, при этом она это сделала неосознано, а многие другие люди, под воздействием манипуляции со стороны рекламы, покупают в магазинах всякое говно, по такой логике людей поддающихся рекламе также должны наказывать, так как они тем что тратят деньги на ненужные вещи подрывают благосостояние семьи, а семья это ячейка страны, т.е. они подрывают благосостояние страны, по сути они вообще предатели и изменники родины, за это нужна высшая мера наказания, но ничего подобного законами не предусмотрено.
Думаю что законодатели должны изначально определиться, можно ли влиять подобным образом на личность. И наказывать не покупателей, а рекламщиков, не тех кого запрограмировали на действие, а тех кто их запрограммировал.
Хотя конечно, проще всего закрыть глаза на то до чего руки не дотягиваются, и наказать тех до кого дотянулись, в принципе это тоже манипуляция, так сказать прививка, от подобных действий другим, но она в корне не решает проблему, пока будут манипуляторы, они будут манипулировать.
Так она и есть манипулятор, раз распространяет. Заманипулированный манипулятор.
1 +1−0аскорбинка натуральная14:26:33
19/08/2016
хороший метод для пополнения бюджета ........
1 +2−1Vova Semenov12:14:26
19/08/2016
6 +6−0Koba Ivanovich11:32:09
19/08/2016
Не столь важно, понимает преступник свои действия или нет. Его изолируют не только для мести за совершенное зло, которого он мог не предполагать по глупости своей, а также чтобы оградить общество от опасности, которую он представляет.
Суд судит по содеянному и закону, незнание закона не освобождает от ответственности, это принцип. Суд может рассмотреть смягчающие обстоятельства, если видит основания для этого. Видимо, суд не увидел деятельного раскаяния.
1 +3−2Виктор Мельник11:43:00
19/08/2016
6 +6−0Koba Ivanovich11:32:09
19/08/2016
Не столь важно, понимает преступник свои действия или нет. Его изолируют не только для мести за совершенное зло, которого он мог не предполагать по глупости своей, а также чтобы оградить общество от опасности, которую он представляет.
Проблема я считаю не в преступнике, а в законе по которому этого человека считают преступником. Никто никаких законов по большей части никогда не изучал и не будет изучать, все руководствуются понятями хорошо-плохо, определяя их по своей шкуре, вот если бы меня убили/ударили/ограбили мне бы понравилось? Если нет, то это плохо.
А когда в соц. сети есть картинка, которую кто-то разместил, человек смотрит на неё, ему от этого не плохо, почему тогда закон её репост карает?
Потому что эта картинка является манипуляционной, она влияет на того кто на неё смотрит, побуждает к действию, если бы не влияла, то никто бы её за эту картинку не наказал. Получается что её наказали за то что она выполнила то на что её принудили, при этом она это сделала неосознано, а многие другие люди, под воздействием манипуляции со стороны рекламы, покупают в магазинах всякое говно, по такой логике людей поддающихся рекламе также должны наказывать, так как они тем что тратят деньги на ненужные вещи подрывают благосостояние семьи, а семья это ячейка страны, т.е. они подрывают благосостояние страны, по сути они вообще предатели и изменники родины, за это нужна высшая мера наказания, но ничего подобного законами не предусмотрено.
Думаю что законодатели должны изначально определиться, можно ли влиять подобным образом на личность. И наказывать не покупателей, а рекламщиков, не тех кого запрограмировали на действие, а тех кто их запрограммировал.
Хотя конечно, проще всего закрыть глаза на то до чего руки не дотягиваются, и наказать тех до кого дотянулись, в принципе это тоже манипуляция, так сказать прививка, от подобных действий другим, но она в корне не решает проблему, пока будут манипуляторы, они будут манипулировать.
1 +3−2cергей белеберда09:02:53
19/08/2016
9 +10−1Оккультист _05:49:40
19/08/2016
Ну... это зависит от человека... Для некоторых отрезание головы - единственный способ стать лучше...
а некоторые обходятся отрезанием клитора
1 +2−1Адьес Амигос07:47:38
19/08/2016
-2 +10−12Георгий Агеев01:57:39
19/08/2016
А с другой стороны - ДАИШ выглядит не так уж и страшно с кровожандо. В сравнении с евронацистами, уничтожившими в крупнейшей этнической чистке двадцатого века, в сороковых годах, тридцать миллионов русских. И планировавших уничтожить ВООБЩЕ ВСЕХ. Причем катавшихся на моторах от Форда.

Но почему то вон, не только не преследуют "надо было сдаться! Пили бы сейчас баварское! С СОСИСКАМИ!!!!" но и уже во всю звучат призывы к реабилитации предателей, воевавших на стороне евронацистов, типа Власова и его "армии".
как раз, зная историю, и борются с ИГ, т.к. те могут еще больших бед натворить
1 +1−0Денис Болотов07:31:42
19/08/2016
Ждите - не ходите рядом с ней - вдруг взорвется!
ЗАПРЕТИТЬ ВСЕ РЕЛИГИИ - ВОЗВЫСИТЬ РАЗУМ!
0 +0−0Екатерина Кудинова22:25:32
19/08/2016
Как легко стало погонникам работать. Зашел вконтактик - и сразу нашел из чего дело сшить
0 +0−0Nexu20:59:57
19/08/2016
Девчонке 20 лет. Неужели необходимо было содержать её в изоляторе, терзать в суде, назначать огромный штраф? Неужели нельзя было просто вызвать к следователю и побеседовать? Кто из нас глупостей не делал в 20 лет?
0 +0−0Юра Казакевич19:52:08
19/08/2016
ИГ это только предлог, чтобы ужесточить борьбу с истинными "врагами стабильности". Вот например, что творят с ИГРП "ЗОВ":
/>
Про "накопительный арест" еще ДО решения суда что-нибудь слышали??? Вот как!
0 +0−0DRV19:35:32
19/08/2016
-15 +8−23Samedi09:04:45
19/08/2016
А ты прошел мужскую инициализацию через усаживание на бутылку, согласно русскому обычаю?
ой ой ой
русские пьют
муслимы дурь траву курят ..

неправильно, когда русские дурь курят, а муслимы пьют , это неправильно биологической точки зрения.

индейцы испытывают малый стресс от курева но вымирают от алкоголя.
арабам алкоголь вредит больше чем курево
славянам алкоголь меньше вреда принесет чем курево


кому пить нельзя так это японам и их мамам.
0 +0−0DRV19:27:04
19/08/2016
14 +18−4Павел Жмогин08:01:33
19/08/2016
Интересно, а у неё центр удовольствий вырезан в соответствии с требованиями шариата?
надо спросить тех матросов , что напялили на неё тельняшку ♿

предлагаю! покласть ее на стул и связав показывать ей всю ночь видосики где игилушки купают своих братьев в кислоте.

даже для нее это будет пинком по яйцам :))
0 +0−0Alex Allisoon17:54:14
19/08/2016
сажать по полной программе. Экстремистка, это же явно.
0 +0−0marina asseloos17:53:24
19/08/2016
-1 +1−2Кирилл Летов15:12:45
19/08/2016
я когда в ментуре работал за такую дичь, как лайк какого-то материала, опубликованного в свободном доступе, в тюрьму не сажали. ппц просто я в акуе. Очень интересно почитать как этот у судьи расписан в приговоре....
Может законы плохо знаете?распространение экстремисткой информации,а распространять по-разному можно,в т.что. перепост:прочти и передай другому-быстро и дешево!!!
0 +0−0marina asseloos17:45:07
19/08/2016
5 +5−0Наталья Синицына14:38:19
19/08/2016
Да, особенно женщины любят репостить стопкадры казней, ага. Все соцсети забиты обсуждением женщинами расчленёнки и прочей прелести. Вы думаете хоть иногда, что говорите?
Похоже,там нечем думать ,усохло все
0 +0−0marina asseloos17:42:40
19/08/2016
1 +3−2Виктор Мельник11:43:00
19/08/2016
Проблема я считаю не в преступнике, а в законе по которому этого человека считают преступником. Никто никаких законов по большей части никогда не изучал и не будет изучать, все руководствуются понятями хорошо-плохо, определяя их по своей шкуре, вот если бы меня убили/ударили/ограбили мне бы понравилось? Если нет, то это плохо.
А когда в соц. сети есть картинка, которую кто-то разместил, человек смотрит на неё, ему от этого не плохо, почему тогда закон её репост карает?
Потому что эта картинка является манипуляционной, она влияет на того кто на неё смотрит, побуждает к действию, если бы не влияла, то никто бы её за эту картинку не наказал. Получается что её наказали за то что она выполнила то на что её принудили, при этом она это сделала неосознано, а многие другие люди, под воздействием манипуляции со стороны рекламы, покупают в магазинах всякое говно, по такой логике людей поддающихся рекламе также должны наказывать, так как они тем что тратят деньги на ненужные вещи подрывают благосостояние семьи, а семья это ячейка страны, т.е. они подрывают благосостояние страны, по сути они вообще предатели и изменники родины, за это нужна высшая мера наказания, но ничего подобного законами не предусмотрено.
Думаю что законодатели должны изначально определиться, можно ли влиять подобным образом на личность. И наказывать не покупателей, а рекламщиков, не тех кого запрограмировали на действие, а тех кто их запрограммировал.
Хотя конечно, проще всего закрыть глаза на то до чего руки не дотягиваются, и наказать тех до кого дотянулись, в принципе это тоже манипуляция, так сказать прививка, от подобных действий другим, но она в корне не решает проблему, пока будут манипуляторы, они будут манипулировать.
Не разводите демагогию!Ту же песню поют распространители детской порнографии :"только посмотрел,никаких черных мыслей.."На это все и рассчитано-посмотрел и передал дальше,а голова на что дана?Если эта дамочка в таком виде в суд пришла ,можно представить каких взглядов она придерживается.Хотела она узнать ,сответствует ли казнь Корану.На кого этот бред рассчитан?А то она не знает,что из себя И представляет!сколько народу они уже на тот свет отправили,а кто-то еще сомневается ,правильно ли они ислам исповедуют? В Сирию ее отправить,чтобы на месте разбиралась.
0 +0−0Anatoliy Ivanov17:15:13
19/08/2016
обрезание ей надо сделать. достойна сего действа, иначе в халифат не возьмут!
0 +0−0John Malkovich16:48:26
19/08/2016
-12 +7−19Василий Иванов01:40:31
19/08/2016
Правильно, инакомыслие должно караться. Лучше, конечно, сразу бы на костёр, как в старые добрые времена, но и сломанная жизнь тоже сойдёт.
С такими высказываниями, скоро придут и за Вами )
0 +0−0Эдуард Суровый15:37:45
19/08/2016
Слишком мягко,казнить дур было бы норм.
0 +0−0Vasily Ivanov15:26:44
19/08/2016
И где бедная девушка возьмёт 400 тысяч ? Из стипендии будут высчитывать ?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь