Разъединенные эмираты

00:05 12/04/2016 Бывший СССР
Разъединенные эмираты

По какому пути движутся государства Центральной Азии? Грозит ли им вторжение боевиков-исламистов из Афганистана и ползучая экспансия Китая? Какую политику проводит тут Россия? Об этом шла речь на состоявшемся в Центре теоретической и прикладной политологии РАНХиГС научном семинаре. С докладом «Центральная Азия — регион амбициозных и уязвимых режимов» выступил политолог Аркадий Дубнов. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.

Вперед, к феодализму

За четверть века после распада СССР большая часть стран Центральной Азии вернулась к тем порядкам, которые господствовали там до советской власти. Регион постепенно скатывается к архаике, к полуфеодальной системе отношений. Прежде всего это касается Туркменистана и Таджикистана. И в каждой стране при выработке пути развития решающую роль сыграла личность главы государства.

Например, покойный туркменский президент Сапармурат Ниязов с первых лет независимости в лучших традициях средневекового эмирата сделал ставку на старейшин местных племен и сакрализацию своей абсолютной власти. В Таджикистане Эмомали Рахмон сначала опирался на кулябский клан, затем — на выходцев из родного ему города Дангара, а потом и вовсе только на свою семью. В то же время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев решился провести модернизацию страны, предоставив населению некоторую экономическую свободу. В Киргизии 15 лет относительно демократического (особенно на фоне соседей) правления Аскара Акаева заложили серьезный фундамент, позволяющий сейчас худо-бедно решать многочисленные внутренние проблемы.

В России и на Западе принято рассматривать страны Центральной Азии как нечто целостное и одинаковое, без особых различий. Так зачастую воспринимают регион и в Евросоюзе, и в США, и в Японии. Скажем, в ЕС привыкли видеть его только в качестве источника трудовых и сырьевых ресурсов, а также рынка сбыта товаров. Но, к сожалению, Центральная Азия так и не состоялась как единый регион.

К этому выводу, в частности, приходят такие известные киргизские аналитики, как экс-глава МИД Киргизии Муратбек Иманалиев и политолог Валентин Богатырев. Они рассматривают три главных проекта, которые потенциально могли бы обеспечить Центральной Азии некоторую целостность, но ни один из них пока не достиг этой цели.

Первый из проектов — это Евразийский экономический союз (ЕАЭС), на деле преимущественно политический, созданный в январе 2015 года по инициативе России и Казахстана. Большинством элит центральноазиатских государств он воспринимается в качестве опосредованной попытки Москвы воссоздать некое подобие Советского Союза, что в конечном итоге, как им представляется, угрожает их нынешним политическим и финансовым преимуществам. Другая проблема ЕАЭС — его искусственность в сочетании с отсутствием долговременной и продуманной экономической стратегии.

Вторую концепцию — «Экономический пояс Шелкового пути», проект Китая — в столицах стран Центральной Азии расценивают как опасное стремление Пекина к ползучей экспансии в регион. Растущее китайское влияние там воспринимается как серьезная угроза даже на уровне менталитета.

Наконец, третий проект — это исламский фундаментализм в самом общем виде, активно распространяющийся в Центральной Азии в широких слоях населения. Главная тому причина — понятность и доступность для массового сознания исламистских идей, апеллирующих к простым и ясным понятиям о справедливости.

Проблемы евразийского единства

Что касается Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как военно-политического «зонтика» над ЕАЭС, то на сегодняшний день эта структура не может быть востребована для решения конфликтов, подобных украинскому, войне в Сирии, клинчу в отношениях России и Турции, а теперь и обострению в Нагорном Карабахе.

Например, недавно озвученная позиция Белоруссии по поводу эскалации карабахского конфликта, где Минск фактически встал на сторону Баку, привела к дипломатическому скандалу с Арменией. Казахстан и Киргизия дистанцировались от этого, а Россия в очередной раз попыталась выступить в роли посредника между враждующими сторонами. Если международным посредникам удастся договориться о вводе в зону конфликта миротворческого контингента, то вряд ли ОДКБ будет иметь к нему отношение.

Надо понимать, что правящие режимы Центральной Азии не разделяют социально-политическую стабильность как условие развития своих стран и стабильность как гарантию собственной устойчивости. Лидеры некоторых государств склонны рассматривать коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ как последний ресурс в случае угрозы своей власти. Особенно эта тенденция усилилась теперь, на фоне постоянных разговоров об угрозе массового проникновения в регион боевиков-исламистов из Афганистана. Хотя есть серьезные сомнения, что даже сконцентрированные в северных афганских провинциях вооруженные формирования моджахедов стремятся перейти Пяндж.

Авторитет евразийских структур был сильно подорван событиями двухлетней давности в Крыму и Донбассе. Раздававшаяся из Москвы риторика о защите интересов русскоязычного населения за пределами России сильно встревожила Казахстан. Астане тогда пришлось постоянно лавировать между стремлением сохранить добрососедские отношения с Москвой и отражением политических атак казахских национал-радикалов.

В результате, выступая недавно в вашингтонском Центре Карнеги, президент Назарбаев недвусмысленно дал понять, что Россия — лишь один из векторов внешней политики Казахстана, наряду с Евросоюзом, Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Нынешняя казахстанская элита рассматривает ЕАЭС исключительно в качестве среднесрочного (если не краткосрочного) тренда развития страны.

Скорее всего, в недалеком будущем в ЕАЭС вступит Таджикистан. В Душанбе видят, как успешно пользуется членством в союзе соседняя Киргизия, чьи граждане могут работать в России в качестве трудовых мигрантов на льготных условиях — без оформления патентов и с упрощенным порядком регистрации. Для Таджикистана, где суммарный размер денежных переводов от граждан, работающих за границей, вполне сопоставим с государственным бюджетом, это очень сильный аргумент.

Братская Киргизия

Для России в свое время было очень важным вступление Киргизии в ЕАЭС, поскольку это наглядно демонстрировало незыблемость позиций Москвы в регионе. На сегодняшний день Киргизия — наш самый надежный и лояльный союзник в Центральной Азии. Нынешний президент страны Алмазбек Атамбаев, помня об ошибках своего предшественника Курманбека Бакиева, постоянно обманывавшего Москву и в конечном итоге за это поплатившегося, старается проводить разумную и взвешенную политику, выстраивая отношения с Россией.

Но в диалоге с российским руководством он умело отстаивает интересы Киргизии — например, в ЕАЭС страна вступила, выторговав достаточно выгодные для себя условия. Атамбаев искусно балансирует между Россией и Китаем, влияние которого в Киргизии постоянно растет. Достаточно сказать, что экономика страны, по его словам, уже сейчас на 30 процентов зависит от китайских кредитов, и киргизский президент не стремится увеличить эту долю, предпочитая рассчитывать на заимствования из других источников, в частности — из российских.

Москва практически ежегодно поддерживает бюджет Киргизии беспроцентными кредитами. Недавно на поддержку киргизского бюджета был направлен очередной грант в 30 миллионов долларов. Но это не мешает Бишкеку демонстративно высказывать недовольство, когда Россия срывает выполнение своих обязательств.

В январе этого года парламент Киргизии денонсировал соглашения о строительстве Россией Камбар-Атинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, своевременно не профинансированные Москвой. С другой стороны, на днях «Газпром» согласился снизить для Киргизии цену на газ на 10 процентов: со 165 долларов за тысячу кубометров до 150 долларов.

Бишкек в диалоге с Москвой старается также избегать ловушек исторических обид, способных омрачить отношения двух стран. Летом этого года будет отмечаться столетие Туркестанского восстания 1916 года против колониальной политики Российской империи. В Киргизии его жестокое подавление царскими войсками привело к тяжелым моральным, экономическим и демографическим последствиям для местного населения.

Современные киргизские радикалы-националисты уже сейчас готовятся встретить этот печальный юбилей под антироссийскими лозунгами, что очень беспокоит власти страны. Траурные мероприятия в Киргизии намечены на август 2016 года, и в Бишкеке, очевидно, надеются, что в них примет участие и российское руководство. Если это произойдет, то такой шаг окажется, без преувеличения, мудрым решением, способным смягчить остроту восприятия весьма деликатной темы.

Мягкое бессилие

Что касается возможности влияния России на регион с помощью «мягкой силы», то здесь в последнее время приходится только недоумевать. Потенциал использования таких механизмов в Центральной Азии до сих пор очень высок, поскольку основная масса населения мало что получила за годы независимости и с ностальгией вспоминает советские времена. Но у нас почему-то к этому относятся очень небрежно.

Например, находящийся в Душанбе Российско-таджикский (славянский) университет с конца 2015 года не получает финансирование из России. В результате в вузе, способном стать идеальным инструментом применения нашей «мягкой силы», весь образовательный процесс сейчас на грани срыва. Если мы не будем обучать таджикских студентов у них на родине, то довольно-таки быстро найдутся другие желающие — и еще неизвестно, какие науки они станут там преподавать.

Другой пример: в Киргизии — почти поголовно русскоязычном и наиболее дружественном нам государстве Центральной Азии — в последнее время наблюдается острейший дефицит литературы на русском языке. Бывший президент страны Роза Отунбаева, которую многие в Москве почему-то считают прозападным политиком, сейчас возглавляет Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» и занимается образовательными программами. По ее словам, в стране катастрофически не хватает учебно-методической литературы, необходимы также курсы повышения квалификации учителей русского языка.

В то же время сейчас в Киргизии очень ощутима «мягкая сила» Китая (например, Института Конфуция). В стране также работают представители американского «Корпуса мира» и Британского совета, японские и корейские волонтеры.

Тем не менее, как уже говорилось, подавляющее большинство населения Центральной Азии по-прежнему тяготеет к России, поэтому потребность в нашей «мягкой силе» в регионе пока остается высокой. Но как сложится ситуация для нас через несколько лет, когда окончательно уйдет старшее поколение, в какую сторону будет смотреть нынешняя молодежь, пока неясно.

Записал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(173):

1 2 345 ... +1
4 +6−2Philipp Rott09:22:00
12/04/2016
5 +6−1Тахир Kz09:14:49
12/04/2016
В "Большой игре" придуманной ещё Киплингом не Россия не Британия не выиграли, выиграл третий игрок, которого в те времена и не было. Китай скупает все и денег не жалеет, а у России на своих то граждан не хватает, так что игра проиграна.
Денег хватает только на Якунина, Хлопонина, Чайку и других героев России.
3 +3−0Rupor Pravdovich22:40:22
12/04/2016
0 +2−2Baihan Naiman21:09:25
12/04/2016
че ты мелешь?
Грузия существовала с незапямятных времен, еще когда турки не пришли к ним в соседи, И с турками грузины жили рядом соседями несколько веков и чего же это янычары таки не вырезали грузин за все это время?
Про Азербайджан такую чушь ты мог подчерпнуть только из тупых пропагандистских методичек Кремля. азербайджанцы и персы это две абсолютно разные народы, с разными культурами, языком и историей
Грузия вошла в состав России добробольно заключив в
конце 18-ого века договор с Россией.

А про Азербайджан - где это я говорил что персидская и азербайджанская культуры одинаковы или даже похожи?? Я говорил про поглощение (т.е. исчезновение) азербайджанской культуры как таковой. В Иране сейчас живёт около 15-ти миллионов азербайджанцев. Язык и культура уже забылась - все "южные азербайджанцы" уже давно стали иранцами... и кстати многие заниманют высокие гос. посты в Иране.
Я хотел сказать что если бы территория современного Азербайджана осталась бы в Иране, то об азербайджанской культуре и языке сегодня мы бы знали только из учебников истории.
3 +4−1Zoya Solla19:02:27
12/04/2016
1 +2−1Mikhail Aksenov18:57:03
12/04/2016
Оно и видно, тот же ТАПОиЧ сдох, как наследие жуткой оккупации:-)))))
Ходячее мнение, что еслиб не Советы, то Узбекистан бы был Эмиратами, а не Афганистаном типа
3 +3−0Zoya Solla18:42:50
12/04/2016
8 +9−1Николай Волков06:23:03
12/04/2016
в воскресение в программе Соловьёва обсуждалась тема работы России в странах бывшего СССР. большинство гостей и ведущий сошлись во мнении,что работа провалена,что кадровый потенциал таких "послов",как Зурабов крайне скуден. но при этом раздались очередные хвалебные оды Лаврову...не понятно,чем же так хорош Лавров,если работа министерства в целом провальная...не Министр ли отвечает за своё министерство???

П.С. статья хорошая и интересная.
Вы еще Соловьва смотрите! Хорошие у вас нервы!
3 +4−1Zoya Solla18:30:21
12/04/2016
7 +12−5Philipp Rott09:00:20
12/04/2016
О чем Вы говорите? Все это просто смешно читать, какие интересы России? Помню, как дочь бывшего посла РФ в Киргизии Рудова продавала российские паспорта уезжающим из страны русским как на базаре. Чтобы иметь "друзей", нужно платить, а Россия платить не привыкла - "им надо - пусть и плотють", вот и имеет сейчас почти враждебную Белоруссию (откуда , кстати, Россию очень невежливо попросили убраться со своими военными базами и о чем почему-то не рассказывает Киселев), потерянную Украину, неопределенный Кавказ, и столь же смутную Среднюю Азию. Унылая попытка удержать там что-то своими дохлыми базами с солдатами-алкашами, бухающими в местых пивнарях и сливающих свои скудные зарплаты на местных ш.люх, вызывает просто смех.
Современная Россия не в состоянии свои огромные территории освоить, куда уж ей до колоний. Крым и тот к разрухе идет, на одной пропаганде все держится. Сейчас грядет очередное 9 Мая с победным воем на всех каналах
3 +4−1Абв Гдеж18:21:18
12/04/2016
1 +3−2Абв Гдеж18:12:18
12/04/2016
Чечня все-таки российский регион. А Р.А. Кадыров - первый патриот России. Своим-то как не помочь?
А то так ведь и на Крым деньги начнёте считать!
3 +3−0Алмаз Акунов16:48:40
12/04/2016
8 +11−3Philipp Rott09:16:38
12/04/2016
Явно пишите про Ошскую, Баткенскую, Джалал-Абадскую, Нарынскую области?!
В этих областях Вам, может быть, на безукоризненном Могучем и с совершенным акцентом экскурсию не проведут. Но в любой из этих областей, 9 из 10 Вас поймут, и сносно (с акцентом и неправильным склонением) объяснят как пройти в библиотеку ))
3 +4−1Эдуард Пустобрёхов16:14:06
12/04/2016
-2 +4−6Бубака Маматень Маматень10:50:13
12/04/2016
Как сказал Ленин, в первой мировой невиноватых сторон не было. Россия оказалась в дурачках - надо было воевать на стороне соседов - Австро-Венгрии и Германии, а не лягушатников и коварных англосаксов. Тогда бы победили и поделили французские и британские колонии, по-братски. И немцы не финансировали бы банду Ленина - никаких запломбированных вагонов.
Коалиции не случайно складывались,не надо ерунду писать,союз России с Францией и Сербией складывался десятилетиями.
3 +6−3Св. Валентин15:34:16
12/04/2016
-2 +4−6Бубака Маматень Маматень10:37:09
12/04/2016
"Если мы не будем обучать таджикских студентов у них на родине, то их начнут обучать какелы. И все таджики начнут жечь покрышки. Если найдут.
все эти славянские универы хрень, лучше бы поступил в американский, сейчас жил бы как белый человек, а теперь живу как холоп.
3 +4−1Vadim Bazyak12:48:50
12/04/2016
1 +2−1Саят Ережепбаев08:57:01
12/04/2016
молодежь в Америку хочет, печальный факт.
если б не хотели при текущей ситуации, им можно было бы клинический диагноз ставить)
3 +4−1Тахир Kz11:04:37
12/04/2016
Почему Россия не используют территорию Центральной Азии как транзит с Ираном, а собираются строить железную дорогу через Кавказ? Почему трубопроводы с нефтью и газом в Китай строят в обход Казахстана, когда выгодней напрямую?
Таких вопросов к нынешним властям РФ много.
3 +4−1Тахир Kz10:55:55
12/04/2016
1 +3−2Бубака Маматень Маматень10:54:26
12/04/2016
Имхо, узбеки есть отюреченные таджики. По их мордам видно. Половина узбеков фейсами похожи на казахов.
Половина узбеков фейсами похожи на казахов.
======================
Это каракалпаки, их записывают узбеками. И самих казахов в Узбекистане не мало.
3 +4−1Бубака Маматень Маматень10:43:01
12/04/2016
7 +16−9E V00:39:24
12/04/2016
==етом этого года будет отмечаться столетие Туркестанского восстания 1916 года против колониальной политики Российской империи. В Киргизии его жестокое подавление царскими войсками привело к тяжелым моральным, экономическим и демографическим последствиям для местного населения.

Неплохо было бы еще добавить, что восставшие довольно усердно стреляли в спину казакам, которых послали мобилизовать местных на Первую мировую, вырезали казачьих жен и детей. Понятно, что казаки в долгу не остались.
.....которых послали мобилизовать местных на Первую мировую....ывали не воевать за империю,

В том то и дело, что мобилизовывали не воевать за империю, а рыть окопы и на черновые работы. Вот и оскорбились таким отношением - типа абреков брали в войска, а их как рабов. Так пишет Википедия.
3 +3−0Тахир Kz09:32:15
12/04/2016
Комментарий удалён.
Зачем рабочие руки если нет работы, и её и не будет если ума нет.
2 +3−1Урмат Жанаков08:39:43
13/04/2016
0 +0−0Ахлиёр Касымов23:46:04
12/04/2016
Георграфические связи это конфликты между Айзербайджанцами и Армянами, это между Узбеками и Киргизами. Это между Грузией и Абхазией, и т д.
Просто так был построен СССР, что все держалось на РФССР. И в итоге РФССР + Украина + Белорусы все эти экономические связи разрушили, в связи с чем пришла разруха в каждую республику!!! Я помню эти очереди за хлебом. И до сих пор, кажется, ни одна из республик не вышла на те показатели ВВП которые были при СССР.
Мне, кончено, очень жаль что такие бытовые отношения сложились между вами Русскими и нами представителями ССА, мне очень жаль что такие отношения сложились и между странами ССА (скажем спасибо Сталину, хотя делал дело грамотно, надеясь что на века, но фундамент дал трещину из за чего мы имеем эти сложные отношения между ССА). Если бы не эти географические разделения сделанные Сталиным, то было бы меньше конфликтов и злобы друг на друга у представителей ССА (это я про то что отдали Ош и еще один город Киргизии когда там проживало подавляющее большинство Узбеков, это как сейчас отдать Калининград Немцам)))). Если был бы лидер который смог бы объединить представителей ССА, то конечно было бы там куда спокойнее и менее взрывоопасно. И в этой роли я бы предпочел РФ, так как она заинтересована в спокойных границах, она не будет производить экономической экспансии как Китай, и она не будет подкидывать огонь как америкосы. Но пока попытки не самые удачные. Так что с автором статьи я соглашусь что стоит работать в ССА, тогда плюсы что границы будут надежные и спокойные. Так как если в ССА придет алькаида, то РФ обеспечен второй Афганистан, и как мы знаем из истории эта задача была не под силу СССР, так РФ думаю и подавно.
Мне очень жаль что когда-то Российской империей (РИ) планировался апартеид в ССА, что делает РИ не лучше Англичан, но скажу спокойно живет тот, кто с соседями дружит. Можете дальше писать всякие гадости про представителей ССА, но это только усложнит вашу жизнь в будущем с соседями. Запад и Китай вам не друзья.
Что вы бред несете? Когда это Ош принадлежал Узбекистану? Когда УзССР собирали из остатков эмиратов в Туркестане, об Оше и речи не шло. Радуйтесь что вам оставили Ташкент, хотя этот город по плану шел как столица КазахскойССР.
2 +2−0Ахлиёр Касымов23:25:23
12/04/2016
-3 +0−3Виктор Давыдов20:25:55
12/04/2016
Халяву Средняя Азия - любит, ну очень. В Союзе приучили - дотациями, а нужно было их заставлять жить на свои - потом заработанные теньге.
Я по национальности узбек. Родился в МСК, закончил тут школу, ВУЗ. Женился на половине узбечке половине таджичке. есть 2ое детей. Я ИТшник фриилансер, зарабатываю в РФ, Австралии, США, Дубаях. Слава богу родители хорошо зарабатывают и дали хорошее образование, спасибо им за это. Теперь о статье и комментариях которые тут написаны (буду писать с точки зрения своей национальной принадлежности). Да сейчас в странах средней Азии не самое лучшее время. Да многие в РФ приезжают на заработки из-за отсутствия рабочих мест дома. Да рожают много. Но с этим там борются, может не совсем эффективно, но борются (после рождения первого или 2го ребенка принудительно ставят спирали на некоторое время). Всех заставляют перед браком сдавать анализы на инфекции, чтобы они не распространялись, что я считаю было бы не плохо применить в масштабах всей планеты. Девушек носящих хиджабы милиция пресует, заставляет снять хиджаб и ставят на учет (доводят до сведения главу района и участкового, чтобы следили). Теперь о том почему так сложилось что они едут к вам и почему они считались дотационными: СССР мог держаться на экономических, культурно-исторических, географических (территориальных) и т д связях. Самые сильные из них это естественно экономические связи. Поэтому хлопок который добывали в странах средней Азии (ССА) отправляли на переработку в РФ (в знаменитый город невест), где создавались рабочие места и куда более высоко оплачиваемые чем у фермеров которые вырастили сырье. нефть которая добывалась в Айзербайджане перерабатывалась в РФ, газ который добывался в ССА тоже отправлялся в РФ. Если бы то что добывалось перерабатывалось на месте, то они жили бы самодостаточно и давным давно, возможно, отделились бы от СССР. Так что я не сказал бы что все страны дотационные, просто все отправлялось в РФ, где и перерабатывалось и создавались рабочие места. на этом держался СССР. Вспомните какой был уровень безработицы в Иваново после распада СССР, потому что сырья не было.
2 +3−1Анна Познякова20:01:02
12/04/2016
1 +4−3Rupor Pravdovich16:02:44
12/04/2016
ох как грозно! И когда это бриты хоть кого-то имели? Во
вторую мировую вообще со своего острава не вылазили, боялись... о чём Сталин и сообщил напрямую
Черчилю. На что тот ответил что-то вроде "..и только в знак уважения к героической борьбе Красной Армии против гитлеровцев он оставит это без ответа"... а по делу и Сталина испугались. Лохи они!
Ну ты и дурилО
2 +2−0Zoya Solla19:06:26
12/04/2016
-2 +0−2Юрий Щербаков19:03:16
12/04/2016
Мне - нет.
Я зарабатываю больше, чем способен потратить.
При всём при этом работа для меня - так, развлекуха.
Для заработка.
Вот моё хобби - это да,
дело всей жизни.
Но за него денег не платят.
Ключевое слово "зарабатываю". Еслиб не зарабатывали, было бы не до хобби
2 +2−0Zoya Solla18:56:38
12/04/2016
-1 +2−3Юрий Щербаков18:21:33
12/04/2016
Ну неужели Вы, взрослый человек,
верите всем этим СРУ-шным байкам об олигархе-президенте ?!
--------------------------
К чему Пу деньги ?
Он и так полностью в шоколаде.
Власть - да, ему нужна.
А при долгой власти важнее денег становится престиж, благодарность народа.
------------------------
Другое дело, от этого вокруг заводятся холуи.
Вот они-то как-раз денежки очень любят.
Сколько у нас проворовавшихся советников да замов, а ?
----------------------
Ну а в остальном с Вами полностью согласен.
Наивный вы, деньги всем и всегда нужны
2 +2−0Zoya Solla18:51:08
12/04/2016
3 +4−1Vadim Bazyak12:48:50
12/04/2016
если б не хотели при текущей ситуации, им можно было бы клинический диагноз ставить)
В Казахстане действует программа обмена студентами с Сша, правда надо местному вузовскому руководству взятку дать.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь