Не место для дискуссий

13:25 28/03/2016 Россия
Не место для дискуссий
К сожалению, как бы вам ни хотелось обвинить путина, обаму, олигархов, сговор авикомпаний, пришельцев из космоса, да кого угодно, человеческий фактор был есть и будет основной причиной большинства авиакатастроф.

Причиной падения «Боинга 737-800» компании FlyDubai могли стать разногласия между пилотами. Версия об ошибке членов экипажа доминирует в расследовании, утверждает источник газеты «Коммерсантъ». По его словам, из-за погодных условий пилоты пытались посадить самолет в режиме ручного управления, но допустили ошибку, которая в конечном счете привела к гибели 62 человек. Летчик слишком сильно задрал нос лайнера, самолет начал резко терять скорость и сваливаться. Из-за этого между пилотами возник конфликт. Напарник попытался перетянуть штурвал на себя, однако это только усугубило ситуацию.

Утром 19 марта самолет, летевший рейсом из Дубая в Ростов-на-Дону, ушел на третий круг над аэропортом из-за сильного ветра, меняющего свое направление. Предыдущие два захода пилоты совершали в автоматическом режиме, однако всякий раз им мешали погодные условия. Из-за этого плохо работал автомат тяги, обеспечивающий движение воздушного судна по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота. Было принято решение сажать самолет в ручном режиме. На высоте около 270 метров, в шести километрах от взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление на себя.

Однако экипаж не учел специфику перехода «Боинга» из режима посадки в режим набора высоты. При быстром переходе в этих условиях с автоматики на ручное управление, если летчик тянет штурвал на себя, лайнер резко устремится вверх. Пилоты своевременно не распознали самопроизвольный маневр. Источник связывает это с усталостью или отсутствием опыта. Когда скорость резко упала, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос. Он вразумлял партнера криками «Стой. Куда? Стоять! Стоять!» и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая штурвал от себя.

В итоге из-за несогласованности сигналов управления самолет обрушился вниз на скорости 325 километров в час под углом около 45 градусов. Оставшиеся несколько секунд на записи расшифровки черных ящиков слышны крики отчаяния. Экспертам пока не удалось установить, кто именно из летчиков совершил ошибку из-за схожести голосов обоих пилотов.

Командир разбившегося лайнера принимал все решения единолично, не советуясь с диспетчерами. «В соответствии с воздушными правилами окончательное решение остается за командиром воздушного судна. Он вправе лишь прислушаться к диспетчеру, но решение принимает сам, принудить его нельзя. В случае с «Боингом» FlyDubai также все решения командир принимал самостоятельно», — заявил источник в Межгосударственном авиационном комитете. В МАК отказались комментировать версию о конфликте между пилотами, пояснив, что расшифровка ящиков еще не завершена. «Сотрудники МАК данную информацию не давали ни "Коммерсанту", ни кому-либо еще, и подтвердить или опровергнуть ее достоверность мы сейчас не можем», — заявил помощник председателя ведомства Артур Мурадян. В настоящий момент специалисты занимаются идентификацией голосов летчиков. Предварительные данные расшифровки бортовых самописцев обещают опубликовать через неделю-две.

Второй пилот подчиняется приказам командира. Однако в критической ситуации несогласованность действий экипажа вполне типична, рассказал РИА Новости почетный президент Московского аэрокосмического салона, герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев. «Исключить все в этой жизни нельзя. По правилам полетов всегда принято, что за все отвечает командир, а второй пилот делает то, что приказывает командир. Командир всегда решает, как он будет летать — по приборам или визуально, предупреждает об этом второго пилота и дает ему указания. Если происходят какие-то внутренние разногласия, значит, в экипаже были два равноценных лидера, которые могли перебороть друг друга. А это недопустимо. То есть в таком случае вина ложится на экипаж», — пояснил он.

Тем не менее следствие пока не отбрасывает и версию о технической неисправности лайнера. Однако, как считает Толбоев, эта версия маловероятна. Неполадки техники случаются лишь в 5-10 процентах случаев авиакатастроф. «У каждого самолета есть свои особенности, но у экипажа в инструкции все указано. Летчики-испытатели испытывают самолет для того, чтобы безопасно передать его в руки тому, кто будет его эксплуатировать, в данном случае это гражданская авиация. Так что все делается для того, чтобы самолет не разбивался. А дальше — это дело обученности экипажа», — добавил он.

Причиной произошедшего также могли стать чрезмерные нагрузки пилотов. В распоряжении телеканала RT оказалось расписание второго пилота разбившегося лайнера Алехандро Алавы Круса, согласно которому за 11 дней у него был всего один выходной. Вместе с тем бывшие пилоты авиакомпании FlyDubai рассказали RT, что руководство вынуждало их увольняться за сообщения о повышенных нагрузках и опасных условиях работы. Именно усталость могла стать причиной конфликта в кабине пилота, утверждает один из летчиков, пожелавший остаться анонимным. В авиакомпании поспешили опровергнуть сообщения о переутомлении сотрудников. По словам представителя компании, по правилам безопасности пилоты обязаны заявлять о том, что не готовы к вылету, если чувствуют усталость перед полетом.

Специалисты не исключают, что причиной падения «Боинга-737» под Ростовом-на-Дону мог стать заклинивший руль высоты. Схожая ситуация произошла при крушении аналогичного лайнера в Казани в 2013 году. После катастрофы в Ростове-на-Дону члены Общественной палаты обратились с письмом в МАК с требованием отозвать сертификаты на эксплуатацию российскими авиакомпаниями самолетов Boeing 737 (Classic и NG). По мнению автора инициативы Артема Кирьянова, конструкционные особенности системы управления рулями высоты приводят к повторяющимся катастрофам на протяжении ряда лет. «Если обледеневает трубка, которая принимает воздушный поток, на приборе снижается скорость. Электроника делает свое дело: увеличивает угол атаки, чтобы удержать самолет на заданной высоте. Экипаж сидит, ушами хлопает. Самолет переводится на закритический угол атаки и падает», — утверждает бывший замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(87):

1 234 ... +1
14 +14−0Админ Всея Руси14:25:53
28/03/2016
Комментарий удалён.
К сожалению, как бы вам ни хотелось обвинить путина, обаму, олигархов, сговор авикомпаний, пришельцев из космоса, да кого угодно, человеческий фактор был есть и будет основной причиной большинства авиакатастроф.
9 +9−0Богдан Невмержицкий14:29:18
28/03/2016
Комментарий удалён.
не вижу абсолютно никакого смысла в данном случае сваливать на пилотов именно авиакомпаниям... В любом случае компенсации будут выплачены авиакомпанией (авиакомпания несет ответственность за действия пилотов), а если бы вина была на производителе самолета или сервисной компании - расходы понесли бы они...
так что никакого сговора тут нет и не может быть.
А что касается моего имени... то прочитав Вашу теорию определения интеллекта по имени, смею заявить - Вы де6ил.
9 +10−1Максим Незнайка 7514:28:48
28/03/2016
Комментарий удалён.
И к чему вы это написали, интересно?
8 +9−1Муму Герасимовна14:23:04
28/03/2016
Комментарий удалён.
Увы это жестокая статистика. Пилот - самое слабое звено в современном самолёте, а CFIT по моему самая распространённая причина катастроф. В половине случаев пилоты разбивают совершенно исправный самолёт. Ещё в четверти - к катастрофе приводят некритические отказы, с которыми самолёт вполне мог бы лететь дальше и совершить благополучную посадку.
7 +7−0Сергей Фомин14:29:13
28/03/2016
Комментарий удалён.
идиот, ты даже сам не понимаешь о чём пишешь? ты как раз писал об этом конкретном случае, сначала сделал утверждение о том что ты прав, а потом стал пытаться его обосновать своим бредом
6 +6−0Муму Герасимовна14:42:07
28/03/2016
Комментарий удалён.
Вернусь конечно же. Хотя бы потому, что пилотов с налётом более 50000 часов не бывает. Даже с регулярным вылетом из саннормы это надо лет семьдесят регулярно летать, чтобы такой налёт был. Т.е нужно либо родиться со штурвалом в руках, либо летать до девяностолетия.

Оценивать вероятность отказа по сложности механизма - это бред. Отказоустойчивость оценивают по несколько иным параметрам.
6 +8−2Богдан Невмержицкий14:18:18
28/03/2016
Комментарий удалён.
в чем ты прав?
где тут что отвалилось?
самолет рухнул на землю целешенький... под большим углом...
5 +5−0Антон Петров16:21:24
28/03/2016
Комментарий удалён.
До чего инфантильно генерируется текст. Сначала он пишет про 50000 часов налёта, потом вдруг резко бежит прятаться в кусты с тупой отмазкой, что это, оказывается, были ЛИЧНЫЕ ощущения. Вы маньяк батенька ! И присоединяюсь к вашему оппоненту - Боинг стали падать реже, просто их общее количество гораздо больше чем самолёты других типов. И какого в к своим инфантильным личным ощущениям добавили боинги сбитые ракетами и пропавшие по невыясненным причинам ? :-)
4 +4−0Антон Петров16:17:03
28/03/2016
Комментарий удалён.
Нет. Путин у вас бох. Откуда такая бурная реакция на эту фамилию ?
4 +4−0Богдан Невмержицкий14:15:45
28/03/2016
0 +2−2Максим Незнайка 7514:07:58
28/03/2016
А что он может сказать? Если пилоты не смогли разобраться друг с другом - тут уже ничего не скажешь. Надо запрещать полеты этой авиакомпании, это и ее нарушение. Как инструктор Денис однозначно что-нибудь про это напишет, ибо в свое деятельности постоянно обращает повышенное внимание взаимодействию в экипаже

Пилоты конечно дебилы... вместо криков отчаяния надо самолет вытаскивать
"вместо криков отчаяния надо самолет вытаскивать"... провал на такой высоте и с такой скоростью... тут уже ничего не сможешь сделать...
3 +3−0Татьяна Егорова21:49:19
28/03/2016
-2 +1−3Антон Петров16:14:36
28/03/2016
Были вообще когда нибудь такое время ? Посудите сами: как можно без суда засудить человека ? :-) А Солженицын наговорил достаточно, чтобы ничего из его графоманского гамна не читать.
А кто Вы такой, чтобы судить Солженицина???

Даже если бы он написал только "Матренин двор", то это уже достойно УВАЖЕНИЯ.
3 +3−0Антон Петров16:48:17
28/03/2016
3 +3−0Муму Герасимовна15:00:43
28/03/2016
Ну т.е посмотрел человек на нагромождение трубочек, сказал, чё та сложная какая то хрень, обязательно сломается. Поэтому поеду ка я поездом. Так было в вашем представлении?

Боинги не стали разбиваться чаще. Боинги стали разбиваться реже, чем например, 20 лет назад. Согласно статистики. То, что вам кажется, что они будто бы начали падать слишком часто в последнее время лишь демонстрирует несовершенство человеческого восприятия.
У чувака была проф деформация. В современном процессоре транзисторов гораздо больше чем этих самых трубочек и вентиляторов в двигателе самолёта, но он почему то боялся за трубочки :-)
3 +3−0Антон Петров16:39:29
28/03/2016
0 +3−3Муму Герасимовна15:43:30
28/03/2016
Я не знаю, кто вам говорил, что компьютер никогда не обыграет гроссмейстера. Шахматы - это логическая игра, с заранее известными правилами, поэтому вопрос победы компьютера в шахматах или го - лишь вопрос вычислительной мощности и алгоритма. Вы попробуйте построить программу, которая сможет победить в шахматы, если противник будет на ходу придумывать новые правила.

Экспедиции у других планет тоже проходят по известному сценарию, а если происходит какая нибудь неожидавшаяся хрень, то это обычно кончается потерей аппарата.

Что касается бурана, то в конце восьмидесятых автоленд был уже давно отработанной технологией. Посадку буран совершал в условиях, близких к идеальным, потому что в неидеальных условиях никто не стал бы рисковать. И никакого ухода на второй круг буран не выполнял, потому на посадке был по сути планером без двигателей, для которого уход на второй круг в принципе невозможен.
У воздушных полётов тоже есть допустимые границы, в которых осуществляется управление воздушным судном, если нарушать эти границы, то и пилот и автоматика проиграют. А если не нарушать, то автоматика гораздо лучше их удержит в заданном диапазоне. Заметьте, что почти все манёвры в космосе осуществляет автоматика. Тот Буран, что летат в космос не выполнял второй круг, но была лётная модель с реактивными двигателями, которая это делала многократно.
3 +3−0Антон Петров16:17:54
28/03/2016
Комментарий удалён.
Детский сад, хамилкин, мля ! И причём тут имя укра ?
3 +3−0Vladimir15:42:55
28/03/2016
1 +1−0Дмитрий Сергеев15:13:49
28/03/2016
+ автоматика не смогла посадить самолет в этом конкретном случае.

Два раза.

А вот права командира воздушного судна и диспетчеров на принятия тех или решений я бы пересмотрел
>автоматика не смогла посадить самолет в этом конкретном случае. Два раза.

В том то и дело, что именно в этом конкретном случае автоматика оказалась намного умнее пилотов. Если условия посадки, погода, внешние факторы итд не позволяют посадить самолет, автоматика принимает решение этого не делать, и уводит самолет на второй круг. Если бы могла автоматика принять решение уйти на запасной аэродром, я уверен, она бы это сделала. Но к сожалению, вместо умной автоматики, управление самолетом взяли на себя два не очень умных "пилота" у угробили несколько десятков пассажиров и самолет.
3 +4−1Максим Незнайка 7515:22:18
28/03/2016
Комментарий удалён.
Не устаю писать - я не ставлю тут оценок, не вижу смысла. То что пилоты "дебилы" - это очевидно. Я не верю в тех. неисправность, поэтому остается только вина экипажа, который уронил самолет на ровном месте убив с собой вместе еще кучу людей. Аналогичная ситуация была в Казани. И кстати в Перми еще похожая. Недостаток подготовки экипажа (куда входит и соблюдение инструкции и субординация) - это вина авиакомпании. Очевидно если компания просрала отсутствие должной подготовки этого экипажа - то абсолютно равновероятно просрет и подготовку других пилотов, поэтому я бы приостановил ее полеты до выяснения всех деталей на территории РФ.

Кстати где вы увидели хамство?
3 +3−0Богдан Невмержицкий15:10:08
28/03/2016
Комментарий удалён.
это называется "человеческий фактор"....
Основные потери с технологическим фактором авиация понесла в 20 веке... в 21 веке - потери в основном из-за человеческого фактора... Либо пилот, либо сервисные службы.
3 +3−0Муму Герасимовна15:00:43
28/03/2016
Комментарий удалён.
Ну т.е посмотрел человек на нагромождение трубочек, сказал, чё та сложная какая то хрень, обязательно сломается. Поэтому поеду ка я поездом. Так было в вашем представлении?

Боинги не стали разбиваться чаще. Боинги стали разбиваться реже, чем например, 20 лет назад. Согласно статистики. То, что вам кажется, что они будто бы начали падать слишком часто в последнее время лишь демонстрирует несовершенство человеческого восприятия.
3 +3−0Богдан Невмержицкий14:51:39
28/03/2016
Комментарий удалён.
Катастрофа A310 под Междуреченском — авиационная катастрофа, произошедшая в ночь с 22 на 23 марта 1994 года. Авиалайнер Airbus A310-308 авиакомпании «Аэрофлот», совершавший рейс SU593 по маршруту Москва—Гонконг, рухнул в лес под Междуреченском в Кемеровской области. Погибли все 75 человек, находившиеся на его борту (63 пассажира и 12 членов экипажа).

Главной причиной катастрофы стала недопустимая ситуация, при которой командир воздушного судна посадил за штурвал авиалайнера своего пятнадцатилетнего сына, чьи непредумышленные действия привели к отключению автопилота. Второстепенными причинами были недокументированное поведение автопилота и отсутствие на тот момент в программе подготовки экипажа правил принятия решений в подобных ситуациях...
3 +3−0Ярослав Евтихиев14:46:05
28/03/2016
1 +2−1Vladimir14:43:53
28/03/2016
Убирать надо "пилотов" из самолета. Экипаж должен состоять только из стюардесс. Все беды происходят именно тогда, когда эти дебилы думают, что они в состоянии управлять самолетом, и отключают автопилот. Так было под Донецком, в Казани, Перми...
И летать с ними на такси до бани...
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь