Они и мы

14:19 02/03/2016 Россия
Они и мы

Кажется, никакой национальной или религиозной специфики в деле Гюльчехры Бобокуловой нет: одна психиатрия. Ужасы эти случаются и случались — не то чтобы часто, но с некоторой регулярностью. «Рука, качающая колыбель» оказывается не просто забойным триллером, но и фактом отечественной судебной хроники. Что и говорить, работа няней — тяжелое, вредное производство. Социальная этническая, культурная, бытовая несхожесть делает эту работу тяжелее вдвойне.

Но национальное и религиозное — было. Не в самом преступлении, но в его театрализованном сопровождении: черные одежды, хиджаб, «аллах акбар», «ненавижу демократию», «я террористка, сейчас всех взорву» и так далее. А также в самом факте отрезания головы бедной четырехлетней больной девочки и использования ее в качестве реквизита для устрашения прохожих.

Безумная Гюльчехра вела себя, что называется, по образу и подобию террористов, ее психоз принял заранее уготованные формы и в оформлении убийства, и в сценарии действия: убивать и устрашать. На второй день трагедии заговорили, наконец, о том, что мать собиралась расстаться с няней: слишком много времени она молилась, слишком долго сидела в интернете, не обращая внимания на малышку. Конечно, покойнее думать, что «исламистский фактор» не ночевал в этой чудовищной драме, но, похоже, свести к одной только истории болезни не получится.

В этой истории все важно, и все, кто разбирает ее по косточкам, — правы. Как можно было три года не замечать душевной болезни? Как обезопасить свой дом, свое дитя от подобного? Какие медосмотры-справки-визы-ужесточения режима-бюрократические заборы помогут матерям, принимающим на работу среднеазиатских и северокавказских нянь, чувствовать себя в безопасности?

Никакие.

Вот на материнских интернет-форумах стон идет: «как же так? О Господи! У нас тоже няня-узбечка, и лучше ее нет!», «А у нас таджичка, и ребенок ухожен, обласкан, накормлен и в чистоте». И я знаю прекраснейших рабочих и уборщиц — в дачном поселке мало кто обходится без разовой подсобной помощи, почистить снег или вымыть дом к праздникам. Зовут их, негромких восточных людей, — и дело не в экономии. Они рядом, они исполнительны, они, как ни крути, наши бывшие соотечественники. Среди них встречаются и образованные люди. Сохраняя некоторую настороженность друг к другу, мы, кажется, вполне успешно сотрудничаем. Границы очерчены ясно. Ключ от калитки — всегда, от дома — никогда. Помочь в трудной ситуации (с полицией ли, с ФМС), дать денег сверху — непременно, но поселить трудовую семью в своем гараже — нет. Кажется, с помощью несложных правил можно выстроить отношения, в которых обе стороны сохраняют относительное достоинство и которые так легко принять за полноценную межкультурную коммуникацию.

Но что же между нами и ними происходит на самом деле? Или уже произошло? В чем мы не решаемся себе признаться?

Мы их боимся.

Они нас ненавидят.

Часто, очень часто — именно так.

Потому что, когда кроткий садовник включает телефон с характерными песнопениями — как их назвать, если я не могу, не смею спросить? — с очевидно религиозными песнопениями, — мы не об арабской музыкальной культуре думаем, увы. Мы вспоминаем «Аллах акбар», безумные глаза, взрывы, захваты заложников.

Рационально ты понимаешь, что ислам как таковой тут ни при чем, что сумасшедшие и экстремисты есть везде, что мусульманский мир страшно неоднороден и что твое напряжение называется бытовой ксенофобией, — но все равно холодок бежит за ворот. Он бежит, с ним ничего не поделаешь. Инстинкт, Его Величество. И страшно нам оттого, что мы не знаем, как с этим страхом быть.

Правовой экстремизм нам претит, при словах «депортация» и «полицейский надзор» мы, как минимум, морщимся — и это тоже Инстинкт. Мы знаем, как легко маленькая незаслуженная репрессия превращается в огромную дискриминацию, как гонения на мусульман легко могут перейти в «бей жидов», к гонениям на инакомыслящих совсем другого толка и так далее. И мы, конечно, давим в себе Инстинкт Номер Один. Мы бесконечно и безжалостно иронизируем над тем, как сытые и защищенные бюргеры боятся бесправных и полуголодных мигрантов, — и порой даже успешно, Инстинкт Номер Два может снова восторжествовать. Но потом взрывается самолет с двумя сотнями питерских отпускников и выходит к метро безумная Гюльчехра со своим кровавым конферансом. И сколько бы ни говорил нам здравый смысл, что это события разного поля, мы ощущаем их иначе.

Боимся мы их также и потому, что видим, как крепчает их сообщество. Не только в городах, но и в пригородах. При каждом поселке стайка таджиков или узбеков. И как бы ни были милы и услужливы конкретные Али и Зухра, их ненависть к нам — находящаяся на поверхности или где-то глубоко внутри — вполне понятна. Они долгие годы живут в нищете, наблюдая наше благополучие. Румяные и сытые, мы выскакиваем из наших квартир и дач, от нас пахнет домашним теплом. А они скребут наши дворы за треть положенной зарплаты, с вечно серыми, мучнистыми лицами от полуголода и недосыпа в бараке или бытовке, где хозяева не разрешают включить обогреватель.

Да, да, именно так. В массе своей они нами угнетены, и ненависть в этой ситуации — понятное чувство. В поселках к ним лучше относятся, а в городах — это рабы, живущие ниже мыслимого уровня жизни. Добавим к этому религиозные установки, сразу помещающие нас, иноверцев, в ад. И добавим к этому общий контекст — кровавая война с ИГИЛ, настоящая, реальная, не на жизнь, а на смерть. Отрезать голову и обрядиться в черное — в духе времени.

Заслуженный шизофреник Гюльчехра Бобокулова хорошо почувствовала этот цайтгайст. Потому и оказалась там, у «Октябрьского Поля» в хиджабе и со своим страшным трофеем. Под прицелом, в том числе и телекамер. Чтобы получить далекий, может быть, ей одной слышный аплодисмент за чудовищное деяние, которое еще несколько лет назад никем и ни за что не могло быть одобрено.

Но теперь шаг сделан, страница перевернута. Пока в частном сознании будет продолжаться склока между неприятным ксенофобом и приятнейшим интеллигентом-гуманистом, много чего попадает из шкафов нашего тихого домашнего персонала. Молельные коврики, хиджабы, прелюбопытные списки контактов или что-то посерьезнее. Какое светское, учтивое, мультикультуральное лицо мы будем натягивать на себя, перешагивая через эти радости? И как скоро они закончатся у нас, эти лица?

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(68):

2 +2−0Alexey Pr07:40:07
03/03/2016
3 +3−0Captain Canuck22:35:42
02/03/2016
Ксенофобия когда-то была важной частью инстинкта самосохранения. Это стадо, что живет в соседней пещере - не наши люди, с ними надо поаккуратнее, а то недообглоданные кости таскать начнут...
прикинь, схема то не поменялась, потому что участники те же - сапиенсы как и тогда. Поменялась форма но не содержание
2 +2−0Ehmil Talyshli23:43:48
02/03/2016
А кто это "они" и "мы". Странная постановка. Если подойти с точки зрения покинувших страну - Они, оставшиеся, в подавляющем большинстве являются балластом страны, деградирующим обществом!
2 +2−0rety22:49:55
02/03/2016
тетка каким-то чудом осталась после разгона прошлой ленты
2 +3−1Василий Алибабаевич22:06:21
02/03/2016
Комментарий удалён.
Увеличение дешевой рабсилы на падающем рынке приведет к социальным проблемам.
2 +5−3Walther Stalnhelm17:49:51
02/03/2016
Если няня или нянь получает 1-1,5 тысяч рублей в час, то это специалист. А когда для ребёнка нанимают нелегально какую-то узбечку - ну это просто был закономерный итог. Не потому что узбеки там кровожадные, а просто потому, что ребёнка воспитывал человек, больной шизофренией и без специального образования. Хотели экономии? Ну вы её получили - теперь на ребёнка вообще не надо тратиться.
1 +1−0ольга шумихина 17:14:58
03/03/2016
Люди,погиб ребёнок,малышка такую страшную смерть приняла.Конечно хочется,чтобы деточки жили и никогда не поднималась рука убийцы над безвинными душами ангелочков. Всё в руках власть имущих,но они как будто живут где-то далеко,ни с нами вместе. Ну когда они будут принимать правильные законы!То ли у них не хватает ума,то ли им на нас как-то фиолетово.
1 +2−1Александр Куприн16:21:19
03/03/2016
6 +7−1Vladimir Kulikov19:47:07
02/03/2016
Что за сопли??? В Ташкенте, русская женщина отрежет голову узбекскому ребенку.. и русским кранты!! А тут сослагательное сю! Нас убивают, а мы счастливы(((((
Этим мы и отличаемся от дикарей, не? Что не устраиваем геноцид и массовые акции самосуда. Что нужно? За поступок больной шизофренией бабы убить десяток узбекских детей? Это не поможет родителям убитой девочки, а преступнеце похрен, ибо она неадекватна.
1 +1−0Alexey Pr10:33:53
03/03/2016
0 +0−0tmld1 s09:06:48
03/03/2016
вон парень мамашу сжег за то что она ему на пузырь водки денег не дала че прямь такой религиозный был чтоль ??? христанутый??
так о том и речь. просто упырь без идеологии
1 +1−0tmld1 s08:22:37
03/03/2016
1 +1−0Alexey Pr07:35:02
03/03/2016
еще одна полезная идиотка ищущая какие то там оправдания. Ах, они обижены, что то там скребут у нас. Так собирай манатки и катись к себе домой, там ведь много дел, не так ли? Что за полунамеки ночевал там ислам не ночевал и ислам то ли причем то ли не причем. Ислам причем. Религиозная мотивация насилия проблема ислама, хватит врать уже себе. И потом уже из-за этого проблемы у всех остальных.
мотивация насилия сам человек потому что это его в крови и генах это базовые инстинкты
1 +1−0Alexey Pr07:35:02
03/03/2016
еще одна полезная идиотка ищущая какие то там оправдания. Ах, они обижены, что то там скребут у нас. Так собирай манатки и катись к себе домой, там ведь много дел, не так ли? Что за полунамеки ночевал там ислам не ночевал и ислам то ли причем то ли не причем. Ислам причем. Религиозная мотивация насилия проблема ислама, хватит врать уже себе. И потом уже из-за этого проблемы у всех остальных.
1 +1−0swarley07:26:10
03/03/2016
-3 +1−4Tatyana Guseva21:55:39
02/03/2016
Очень хорошая статья! Спасибо.Все как по полочкам.
сам себя не похвалишь...
1 +3−2Igor Tar15:38:37
02/03/2016
1 +1−0Michael Sadovsky15:38:02
02/03/2016
А ларчик, э-э-э.. не проще ли открывается?
Да я предлагал...
1 +1−0Michael Sadovsky15:38:02
02/03/2016
А ларчик, э-э-э.. не проще ли открывается?
0 +0−0Alex Zan21:27:42
03/03/2016
Мне кажется, пришло время исламу каяться. Да, не спорю, в свое время христианство было воинствующей религией, натворило много бед.. было. Но неужели исламу обязательно суждено повторить грехи христианства? В настоящее время именно ислам сформировал в Европе и у нас мнение о себе, как о воинствующей религии. Как о религии, один из методов которой - терроризм. И если ислам не хочет, чтобы это мнение о себе закрепилось твердо в Европе и у нас (с соответствующим подозрительно-враждебным отношением) - ему пора громко и чётко заявить о неприятии таких методов. И не только в Европе и России - но и в Турции, в Сирии, в Иране и Афганистане!
0 +0−0Пушкинд20:47:27
03/03/2016
В этой истории не ночевала психиатрия.
Вам дурят бошки, сообшая об "остром психозе" и шизофрении с госпитализациями 20 лет назад
0 +0−0Зоя Кирилычева17:52:21
03/03/2016
4 +5−1Alexey Pr07:38:26
03/03/2016
да ладно с больной головы на здоровую. "угнетены" они потому что они сами себя угнетают, потому что дома они не делают ничего, потому что там развал и нечего жрать и негде работать, а можно только производить на свет большое количество новой правоверной биомассы для биореактора. Никто ни виноват в их положении кроме их самих. Во первых. А то что кто то этим пользуется это да, но это - во вторых. Я что то не вижу метущих улицы норвежцев например у нас или скажем австралийцев.
Совершенно верно. Только даже на родине у них работа есть! Но их же тянет туда, где, как им кажется, трава зеленее. А когда здесь они оказываются тоже не очень-то обласканы и озолочены, то назад ехать и там уже своим признаваться, что в Москве-то ничего не вышло у него, уже не комильфо!
0 +0−0Зоя Кирилычева17:50:29
03/03/2016
Комментарий удалён.
Если оплата труда будет достойной/приемлемой, то и коренное население пойдет в дворники. Особенно за неимением других рабочих мест!
Даже я ещё застала в нашем дворе дворника местного дядьку, ушел, когда состарился совсем.
Давайте смотреть правде в глаза, мигрантам действительно платят в разы меньше положенного.
0 +0−0Бобр Добр13:16:08
03/03/2016
Комментарий удалён.
Свое говно малиной пахнет
0 +0−0Бобр Добр13:11:34
03/03/2016
0 +3−3洪 吉童 洪23:02:45
02/03/2016
Вы напоминаете человека, который пытается ответственность за изнасилование переложить на потерпевшую - типа, "каким местом думала, когда так вызывающе-провокационно одевалась"?
Она двух слов связать не может. Еле еле разговаривает. Живет х.з. где в х.з. каких условиях. Нормальный человек сто раз подумает прежде чем связываться с таким работником и тем более прежде чем допускать его до собственного ребенка.
0 +0−0Бобр Добр13:04:43
03/03/2016
Повысить минимальную зарплату иностранного рабочего до средней в регионе пребывания. Ввести трудовые визы.
Сделать труд мигранта невыгодным.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь