Хорасан на пороге

02:56 01/06/2015 Бывший СССР
Боевики «Исламского государства»
Боевики «Исламского государства»
Враги России - те, кто говорят про врагов России.

Террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) успешно расширяется. Мало того, что ей удается захватывать все новые территории на Ближнем Востоке, так к ней еще по «франшизе» присоединяются боевики во всем исламском мире. Безусловно, в планах руководства ИГ есть место и открытию «филиалов» на территории России, а также в Средней Азии — благо желающих «работать» в этих филиалах хватает. И если у России достаточно ресурсов, чтобы не пустить ИГ в Поволжье и на Северный Кавказ, то возможности среднеазиатских государств гораздо скромнее. «Лента.ру» попыталась разобраться, чем это грозит России.

Стажеры

Точных данных о численности граждан Средней Азии, воюющих в рядах террористического интернационала, нет. По словам вице-премьера Киргизии Абдырахмана Маматалиева, в ИГ (деятельность группировки запрещена на территории России —прим. «Ленты.ру») находятся порядка 330 его сограждан. В Министерстве внутренних дел Таджикистана утверждают, что из их страны в ИГ отправились 386 человек. Узбекские власти тоже говорят о нескольких сотнях. По другим данным, по состоянию на январь 2015 года из Таджикистана и Узбекистана на стажировку в ИГ отбыли от 2 до 4 тысяч человек. Некоторые политологи считают даже эти цифры заниженными. В Сирию и Ирак жители Средней Азии едут в основном из России, где они работают в качестве трудовых мигрантов. Родственники, естественно, не горят желанием рассказывать соседям, куда отправился член их семьи — на заработки или на джихад.

В конце мая весь мир увидел, что к ИГ присоединяются уже не только среднеазиатские мигранты, которым сложно заработать на жизнь. С видеообращением к соотечественникам выступил новобранец ИГ, командир таджикского ОМОН полковник Гулмурод Халимов. Харизматичный полковник заявил, что не хочет оставаться в Таджикистане, где «мужчины не могут свободно носить бороду, а женщины — хиджаб», и призвал других жителей региона последовать его примеру.

Проблема не только в том, что множество граждан среднеазиатских государств воюет за ИГ, но и в том, что они собираются потом вернуться домой. Они вернутся, чтобы устраивать теракты, убивать неверных, устраивать революции и расширять границы «Исламского государства», поскольку в этом и есть его суть.

В России зачастую считают, что ИГ и ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») — это одно и то же, что неверно. ИГИЛ — предшественник ИГ, не представлявший особой опасности ни для России, ни для Средней Азии. Это была локальная террористическая группировка, чьи претензии, как явствует из названия, ограничивалось Ираком и Левантом (древнее название нынешней территории Сирии, Ливана, Палестины, Иордании, Синая). А вот после ребрендинга и сокращения названия до ИГ («Исламское государство») для России и Средней Азии возникла самая непосредственная угроза . Просто потому, что в основу была положена идея халифата — создания единого мусульманского государства не только на территории Ирака и Леванта, но и на всех населенных мусульманами землях, включая Среднюю Азию (которую исламисты называют Хорасан), Северный Кавказ, Поволжье.

А дома что?

Вопреки мнению ряда российских политологов, ИГ возникло не как проект Соединенных Штатов (американцы приложили руку к созданию ИГИЛ, причем под конкретную цель дестабилизации Сирии и войны на периферии с Ираном), а как реакция на неудачи национальных элит в попытке создания стабильных светских государств в большей части исламского мира. Население Сирии, Ливии, Ирака не ощущало своей сопричастности с государством и тихо ненавидело собственные элиты.

Похожие условия, в общем-то, сформировались в странах Средней Азии, особенно в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии. Авторитарные или даже диктаторские режимы не способны добиться легитимности и согласия населения поступиться частью свобод в обмен на экономическое процветание. А поскольку легитимности нет, то власти полагаются на силовой аппарат и постоянно зачищают политическое пространство от любых потенциальных конкурентов. Доходит до абсурда — режим Ислама Каримова организовал тотальную слежку за местным населением через осведомителей в так называемых махаллях, местных общинах, объединяющих квартал или несколько домов. Оппозиция там большей частью либо сидит в тюрьмах, либо лежит на кладбищах, либо выступает с трибуны где-нибудь за рубежом.

Долгое время население безучастно смотрело на подобные методы государственного управления. От властей требовалось просто не мешать людям зарабатывать самим — то есть, как правило, ехать в Россию, обеспечивавшую семьи мигрантов и экономики среднеазиатских государств (так, в 2012 году на долю денежных переводов трудовых мигрантов приходилось без малого половина — 47,5 процента — всей экономики Таджикистана). Однако экономический кризис в России и падение курса рубля вынудили многих искать другие источники доходов. Если говорить о том же Таджикистане, то, по данным Национального банка этой страны, за четыре месяца 2015 года в республику в виде денежных переводов от физических лиц поступило 615,6 миллиона долларов, что на 318,6 миллиона (34,1 процента) меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Естественно, люди стали больше обращать внимания на то, что творится у них в государстве, а власть, в общем-то, не собирается менять отношение к экономике и социальной сфере.

Между тем опыт шахского Ирана показал, что ликвидация светской оппозиции ведет к тому, что у недовольного населения остается лишь один способ выражения протеста — через религиозные организации и группировки, которые в силу своей сетевой структуры гораздо эффективнее могут существовать в подполье или противостоять силовому давлению. Да, эти организации бывают разными — есть и умеренные, способные собрать под свое крыло недовольное население и послужить противовесом радикалам. Однако они также попадают в категорию альтернативных центров силы и, соответственно, противников действующей власти со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Пример тому — Партия исламского возрождения Таджикистана, которая находится на грани роспуска. Неудивительно, что деятели умеренных религиозных организаций в ответ радикализируются и стучатся в дверь к исламистам. Неспособность властей контролировать религиозную сферу приводит к тому, что ее начинает контролировать кто-то другой.

Если власть продолжит нынешнюю политику, то к радикалам как к безальтернативной оппозиционной силе обратятся все слои общества, недовольные ситуацией в стране. В том числе, как показал пример полковника Халимова, и представители силовых структур — предпоследней преграды на пути исламской революции в регионе. Пока что влияния ИГ на силовые структуры недостаточно, однако все может измениться. И тогда останется надежда лишь на последнюю преграду — Россию и внешних игроков, для которых уход региона в радикальный ислам категорически неприемлем.

Все придется делать самому

Распространение в Средней Азии религиозного фундаментализма (не говоря уже об исламских революциях и смене режима) чревато резкой деградацией региона и нивелированием результатов двухвековой цивилизаторской деятельности России и особенно Советского Союза по формированию там светских, образованных и урбанистических обществ. Во многом благодаря этим двухвековым усилиям у России сейчас нет условного Афганистана на южных границах. Естественно, Москва хотела бы как минимум сохранить нынешнюю ситуацию.

Теоретически эту задачу можно было бы переложить на местные режимы — в конце концов, они как никто другой заинтересованы в недопущении исламистов к власти. Однако эти режимы уже практически неспособны на трансформацию и либерализацию общественной жизни (либо просто боятся этого), и все их усилия по противодействию исламистам сводятся к укреплению границы с Афганистаном, откуда они ожидают вторжения ИГ. Между тем основной риск исламизации как раз внутри, и он лишь усиливается из-за отсутствия в этих странах института передачи власти.

Наиболее сложное положение в Узбекистане, где у Ислама Каримова нет явного наследника. Да, теоретически после его ухода местные силовики могут организовать передачу власти по туркменскому образцу — то есть собраться за столом и назначить следующего главу государства. Однако нет никаких гарантий, что этот президент, как и нынешний Туркменбаши II, не станет затем самостоятельной фигурой. Тогда он может попытаться уравновесить силовиков за счет альтернативной силы — исламистов. Это у Каримова с исламистами личные счеты (в далеком 1991 году будущий основатель исламского движения «Узбекистан» Тахир Юлдашев его унизил, заставив, держа руку на Коране, клятвенно пообещать ввести в конституцию нормы шариата), а у его преемника таких сантиментов может и не быть.

Поэтому России самой придется решать проблему с проникновением ИГ в регион. Безусловно, Москве понадобятся союзники. На западные страны надежды мало. Кремлю достаточно нынешней позиции Вашингтона и Брюсселя, согласно которой коллективный Запад не стремится вмешиваться в среднеазиатские проблемы. Основными же союзниками Москвы будут экзистенциальные враги «Исламского государства» — шиитский Иран (который любые суннитские террористические группировки мечтают уничтожить) и Китай. Да, Тегеран сосредоточится на борьбе с ИГ в Сирии и Ираке, и помощь от него можно ждать разве что по Таджикистану. А вот Пекин готов заниматься Средней Азией — и косвенное упоминание об этом содержалось даже в прощальной речи Ху Цзиньтао. Ведь ИГ планирует открыть свой «филиал» и в КНР — в халифат должен входить Синьцзян-Уйгурский автономный округ, и исламизация Средней Азии резко обострит ситуацию на этой китайской территории, поставив крест на попытках Китая обеспечить свою экономику среднеазиатскими энергоресурсами и перенести торговлю с ЕС с морских на сухопутные маршруты.

Конечно, с ИГ можно бороться силовыми методами, активизировав свои спецслужбы, однако для эффективного и долгосрочного противостояния исламистам нужно ликвидировать саму причину их популярности в Средней Азии — тяжелое социально-экономическое положение в регионе. Москве и Пекину нужно заняться модернизацией Средней Азии — как через китайский проект Экономического пояса Шелкового пути (предусматривающий масштабные инвестиции в регион), так и через проводимую Россией евразийскую интеграцию. Неслучайно в ходе визита Си Цзиньпина в Москву стороны заявили о взаимной интеграции этих двух проектов. А если региональные элиты будут мешать этим проектам, то совместное давление Москвы и Пекина (при молчаливой поддержке Тегерана) усмирит любого местного лидера.

Геворг Мирзаян

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(206):

1 234 ... +1
12 +24−12Я Гость03:25:38
01/06/2015
Комментарий удалён.
Враги России - те, кто говорят про врагов России.
11 +11−0Имя Фамилия07:12:27
01/06/2015
даже в относительно благополучном, тенгрианском Казахстане бородачей и платочков всё больше и больше, людям конкретно дурят голову. Рост религиозности прямое следствие деградации общества, обращаясь к Богу (последней инстанции) человек бежит от действительности, единственное решение избежать радикализации и исламизации повернуться к простому человеку лицом, а не жопой, и добиваться благополучия в обществе, искореняя коррупцию.
10 +15−5Al Kazar03:54:35
01/06/2015
Комментарий удалён.
Эх, Геворг..))
Позор ты армянского народа и гордость канадско-американского)
Ты, бедолага, неправильно вопрос задаешь))
Правильно, Геворг-джан, вопрос задавать так: "Чем опасен поход ИГИЛ на Россию"))
Ответ:
/>
Геврог-джан..))
Аллаху Акбар)
9 +9−0Имя Фамилия07:01:24
01/06/2015
Херня вопрос. Среднюю Азию заполонят исламисты, режимы шаткие, бедность и коррупция, развития никакого, люди должны ехать в Россею и быть рабами-ничтожеством, хуже животного в глазах местных. В таких условиях, автомат, который дадут в руки террористы, сделает из раба сверхчеловека. Не говоря о денежном вознаграждении, и самое главное Идее - чё там у них Оллах чтоли.
6 +6−0Den Ism (Trex)07:47:00
01/06/2015
Да ладно нету, исламисты уже давно в России сидят и ждут подходящего случая который становится все ближе и ближе с политикой наших кремлядей. В Волгоградской области бородатые уже во всю ходят пропагандируют свой гребанный халифат, даже в Волгограде есть пункт сбора для своих последователей и среди них не мало русских...
5 +5−0Mark Gerlyand06:49:08
01/06/2015
У ИГ большие доходы от продажи нефти. Есть много денег для закупки уружия, техники. Тем более столько добровольцев прибывают со всех стран
4 +5−1Блудова Татьяна15:20:34
01/06/2015
Путин на фото на себя не похож. И профиль не тот, и уши другие. Или они от ботокса растут ТАК?
4 +4−0хм ...12:43:59
01/06/2015
Комментарий удалён.
Маша, ты бы уже определилась как-то... Или крестик сними или паранжу.
4 +5−1Арсений Яйценюк09:36:33
01/06/2015
-3 +3−6Евдоки Раз Два09:03:36
01/06/2015
Пипец приближается. Порежут ватниками брюшко(юг рашки на карте как брюшко туши коровы. См сами. Дикари востока, неважно какого, в данное время ближнего востока справятся с рашкой как справились монголо татары. Так что пророчества старцев не просто слова. Пророчества старцев - правда жива. От наши останется то, что присоединено будет к Киевской Руси. А все остальное Китай и азиаты поделят по братски ну или поровну. Китай умеет договариваться. Отдадут магометанам уйгурию а заберут у рашки манчжурию и весь Дальневосточный край до Урала. А Курилы японцам вместе с Сахалином. И будет мир.
Размечтался с утра протоукр))
4 +6−2Имя Фамилия07:46:42
01/06/2015
-1 +3−4Разрыватель Какло-пердаков07:28:47
01/06/2015
Никто никому не должен!
Берите столько суверенитета, сколько сможете унести(:smile:)(:smile:)(:smile:)
С Китаем ударим, если уже припечёт
тут Лента не пропускает мои комментарии, напишу сдержанней: разрыватель какло-пердаков, на Китай не расчитывай, кинет вас Китай, как и все кидают (:smile:)(:smile:)(:smile:)
3 +3−0Kazimir Almazov13:15:14
01/06/2015
2 +2−0alcel2413:08:47
01/06/2015
Вообще то разбегается нехалальное население. А в основном пока что разбегается иракская армия.
Да все бегут...ИГИловцы и своим то бошки режут...
3 +3−0Имя Фамилия12:46:00
01/06/2015
-1 +0−1Ivan Agashkin11:56:21
01/06/2015
Вообще-то Казахстан уже лет так шестьсот-семьсот никакой не тенгрианский. Другое дело, что и мусульманство в нем не пустило такие глубокие корни, как оседлой Средней Азии, например.
не пустило такие глубокие корни, потому что в казахском обществе, что раньше, что сейчас сильно тенгрианское мировоззрение (в подкорке), это и почитание духов предков, и тенгрианские обряды и обычаи, никакие исламские законы не проникли в казахскую степь.
Тенгри это не религия, а мировоззрение, Бог- везде, всюду - он не требует убивать и заставлять других ему поклоняться - это природа, и мы сами. Спинозизм чистой воды.
И на что казахи меняют сейчас философию предков - на Бабах!
3 +3−0Ruslan Gumerov10:17:42
01/06/2015
Комментарий удалён.
стесняется
3 +5−2Dmitrii Godunov09:36:20
01/06/2015
Комментарий удалён.
американцы приложили руку к созданию ИГИЛ, причем под конкретную цель дестабилизации Сирии и войны на периферии с Ираном)
---------
Откуда "точная" инфа?
3 +4−1Елесей Упырёв09:35:04
01/06/2015
Господи Лента откуда вы таких упоротых авторов берете? Ах да "Геворг Мирзаян научный сотрудник Института США и Канады" вот он откуда. Ну конечго " ИГ" это не американский выкормыш. Гевор что за ахинею ты несешь. Главаная задача пиндостана создать мощное исласмкое государство на границе с Россией и Китаем для дестабилизации ситуации в наших странах не понимать этого могут только дети. Сценарий простой уничтожение Сирии и Ирака как такового создание плацдарма для нападениея на Иран. Замес в Йемене с шиитами что бы натарвить Иран на Саудию, победителя мочат с помощью ИГ. Но Иран с помощью наших людей понял куда его хотят втянуть и так же использует метод гибридной войны для поддержки шиитов в Йемене. Пиндоссы очень торопятся запускают недоработанные процессы по всему миру. И прекратите брать доморощенных аналитеговввв из пиндоссии никогда вам правды не скажут только говна в уши нальют.
3 +4−1Имя Фамилия07:45:03
01/06/2015
0 +4−4Разрыватель Какло-пердаков07:30:01
01/06/2015
Вот и работайте над этим, всё ждут Русь, когда освободит.
Вы свободны!
мы от вас да, а вы от них нет
3 +3−0Олег Ка07:23:22
01/06/2015
2 +2−0Валентин Мельников07:18:22
01/06/2015
Не понимаю сегодняшних руководителей. Они не в состоянии ИЗОЛИРОВАТЬ ИГИЛ? Запретить ПОД УГРОЗОЙ всяческих санкций ВСЯКУЮ торговлю с ними? Ведь ИГИЛ сам не производит автомобили, тяжелое вооружение, самолеты и пр, главное - запрет на закупки нефти у них. Закрыть ВСЮ связь с ними.
Сейчас же делается: с фронта - нельзя, с тыла - пожалуйста.
Или правительство кричит об одном, коммерсанты делают другое?
В годы гражданской войны в СССР сумели справиться и с басмачеством и с бандами в др местах. В том числе и с бандеровцами на Украине после войны. Беда, что не довели до конца работу, понадеялись на самоисправление!
>>Не понимаю сегодняшних руководителей. Они не в состоянии ИЗОЛИРОВАТЬ ИГИЛ?

А зачем? ИГ, пока, полезна всем. Это кусок дерьма, лежит, воняет. И его всегда можно бросить в суп соседа.
3 +5−2Нестор Яровой04:13:23
01/06/2015
аналитика на ленте зашкаливает за ноль
2 +2−0Flavius Severus17:02:55
01/06/2015
Комментарий удалён.
По сравнениюс неблагополучием Афганистана, Пакистана и прочих нищих мусульманских станов, молиться должны, что в России живете и радоваться. А ваша каша в голове и зомбанутость только и добавляют этого неблагополучия.
2 +2−0lead artist15:12:25
01/06/2015
В Игил идут дикие люди с аулов (основная масса), но таджикского полковника диким не назовёшь. Знаете почему он туда пошёл? Молится запрещали? Смешно. Молись хоть по 10 раз в день. Чувство справедливости и желание наказывать -- вот мотив. Чувство справедливости есть у каждого, даже у животных (были опыты). Наш мир, очевидно, несправедлив. И вот тут возникает желание наказывать. Причём сначала наказываешь виновных, потом просто тех кто на тебя не похож -- другой веры, другого цвета кожи, другого языка, даже просто тех, кто умнее! Умнее меня? Значит, па-дла, будешь страдать! Нагнём весь мир, не таких как мы.
Вот зачем идут в игил и прочие организации.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь