«Кто китайцам может помешать?!»

08:55 13/11/2014 Россия
«Кто китайцам может помешать?!»
Что же они там дураковатые то все такие...

Депутат Госдумы, член комитета по делам СНГ Илья Дроздов предложил заселять опустевшие российские деревни «трудолюбивыми китайцами, северными корейцами и японцами». По словам парламентария, сегодня к нам из Средней Азии налажен поток нелегальных гастарбайтеров. Они не платят налоги, и государство от них ничего не получает. Дроздов уверен, если власти легализуют мигрантские потоки и направят их в нужное русло, страна как минимум получит дополнительные доходы в бюджет и подъем экономики в сельской местности. О том, могут ли спасти русскую деревню приезжие азиаты, «Лента.ру» поговорила с руководителем института демографии Высшей школы экономики Анатолием Вишневским.

«Лента.ру»: Спасут ли китайцы, японцы и корейцы русскую деревню?

Вишневский: Без миграции России не обойтись. Демографический вопрос для нас — один из ключевых. Это одно из узких мест, которые будут сдерживать развитие страны и ставить под вопрос ее будущее. У нас в год рождаются около полутора миллионов человек, а умирают два с лишним миллиона. Таким образом, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, стране необходим прирост населения не менее 700 тысяч человек в год.

Но депутаты не с того начинают. К сожалению, сейчас стало вполне нормальным, когда Госдума может внести любое предложение без всякой экспертизы специалистами. Нельзя просто так вбрасывать в пространство идеи. Тут ведь масса нюансов: куда селить приезжих, по какому принципу.

Депутат как раз и собирается создать некий орган, который бы рассмотрел все эти вопросы.

Орган создать, зарплату положить, а там и жизнь наладится... Надо сначала почву подготовить, а уже потом будоражить общественность. У нас в стране и так сложилось неблагожелательное отношение к миграции. По поводу высказанного предложения могу сказать — массово заселять китайцами российские земли опасно.

Почему?

В Китае существуют определенные притязания на российские территории. Китайцев в десять раз больше, чем русских. Представьте: заселим мы приграничные территории, а через несколько лет они придут на защиту своих китайцев. Точно так же, как мы сегодня пришли на защиту русских на Украине.

Может произойти захват территории?

Конечно. У нас на Дальнем Востоке на одной стороне Амура живут примерно 6 миллионов россиян. А на другой стороне реки — больше 100 миллионов китайцев. Кто им может помешать? Многие возразят — мол, «Китай наш друг, он не захочет». Но и мы же не говорим, что это произойдет завтра. А если через 20-30 лет? Соломку-то надо подстелить. А мы Сибирь и Дальний Восток сегодня практически не развиваем. Коренное население оттуда уезжает. Но если нам не нужны эти земли, их возьмет кто-то другой. Есть пословица: «Свято место пусто не бывает». Но эта тема практически не обсуждается, разве что в каких-то кулуарах.

Если китайцев следует опасаться, то с какими иностранцами мы могли бы мирно «ужиться»?

Кого и как приглашать должна определить стратегия. Возможно, потребуется сделать какие-то пробы, эксперименты. Желающих найдется тьма. Если речь идет о развитии сельского хозяйства, возможно, нужно обратить внимание на страны с развитым аграрным сектором. Те же таджики, узбеки, индийцы. В принципе, в Россию может приехать кто угодно. В Америке мигранты отовсюду: из Китая, Индии, России, из соседней Мексики. Сейчас нас подпитывает население Средней Азии. Мы к ним негативно относимся. Но все-таки у нас с ними много общего. Хотя на долговременное освоение российских земель приезжих из Средней Азии будет недостаточно.

Кроме Сибири и Дальнего Востока, какие российские регионы считаются малозаселенными?

Пустующие земли встречаются практически везде. У нас одна пятая населения сосредоточена в Центральном экономическом районе, который занимает менее трех процентов территории. Но плотность населения — свыше 62 человек на квадратный километр — тут почти вдвое ниже, чем в Евросоюзе — примерно 119 человек на квадратный километр. Главные проблемы — это азиатские части России. Там на территории, составляющей 75 процентов страны, проживает всего 22 процента ее населения при плотности 2,5 человека на квадратный километр.

Не получится ли, что в результате колонизации русские деревни со временем превратятся в таджикские, корейские, узбекские?

Если не принимать мер, а просто открыть границы и звать всех-всех, то лет через двадцать в заселенных территориях действительно забудут про русский язык. Американцы сейчас не могут справиться с испаноязычием, которое идет вместе с мексиканцами. В Штатах целые регионы переходят на испанский язык. И это — американцы при их мощи, богатстве и достаточно высокой плотности населения. Так что и нам совсем избежать этого, наверное, не удастся. Но есть определенные методы, как минимизировать риски. Многие государства вводят систему квотирования, когда из определенной страны в год к ним могут приехать сколько-то человек. Если контингент будет разный по национальностям, им придется учить русский язык, чтобы коммуницировать друг с другом. Например, многоязычием отличается население Африки. В Европе вы можете встретить африканцев, которые не могут общаться между собой свободно: один знает немецкий, другой — французский.

Качество мигрантов, уровень их образования имеет значения для более успешного процесса «колонизации»?

На мой взгляд, это заблуждение, что нам нужны исключительно высокообразованные приезжие, а неквалифицированным тут не место. В России высокообразованное население, пусть даже и с поправками на наше самомнение, чтобы оно могло реализовать свои потенции, нужно освободить от той необходимой рутины, которую могут выполнять и менее образованные, и менее квалифицированные люди.

Как лучше заселять территории в той же Сибири: создавать для мигрантов автономные городки или «разбавлять» приезжими коренное население?

Значительная часть Сибири пустует. Нет там населения.

Получается, приезжие будут вариться в своей каше. А как ассимиляция?

Вы мне задаете вопросы, об ответах на которые никто не думал. Конечно, анклавы организовывать не очень предусмотрительно и небезопасно. Надо считать, рассматривать потенциал конкретных районов. Это же не просто — взяли семечко и бросили, куда упадет. Нужно думать, какие территории можно было бы выделить в первую очередь, куда двигаться дальше. Над этим должны работать демографы, географы. Экономисты могли бы подсказать, где можно создать точки роста.

Нужно ведь думать, чем мигранты там будут заниматься. Только лишь развитием сельского хозяйства? Это слишком узкая постановка вопроса. У нас огромные территории пустуют. И, между прочим, потребуются средства. Необходимо инвестировать в создание каких-то экономических условий для сельского хозяйства, развития транспорта и так далее. И это должна быть долговременная программа. Чтобы не получилось: сегодня мы за мигрантов, а завтра у нас кризис, давайте мы их выгоним.

Есть ли мировой опыт, когда страны заселяли свои территории исключительно иностранцами?

Америка. Когда-то там сельскохозяйственные земли приглашали осваивать мигрантов. Потом, когда Штаты индустриализовались, сельское население сконцентрировалось в городах. На экономическое развитие страны приезжие оказали существенное влияние.

Наши приезжие возможно также со временем сбегут из деревень в города?

И что в этом плохого? Процесс урбанизации и должен идти. В Сибири ведь не только с деревнями дефицит, но и с городами. Ну и потом, мигрантов-колонизаторов не надо рассматривать как командировочных, которые пожили и уехали. Я вижу в них людей, которые обжились на месте, обзавелись семьями. И ставку нужно делать не на первое поколение приезжих, а на их детей и внуков. Они будут учиться в российской школе, знать русский и так далее.

Если судить по соцопросам, к миграции у нас у большинства населения отношение отрицательное. Как преодолеть этот барьер?

Нужна правдивая информация, общественная дискуссия на эту тему. Нужна, наконец, политическая воля. Люди не идиоты, они все поймут. Но со стороны государственных властей я не вижу подвижек.

Вокруг миграции сложилась мифология, преувеличивающая и количество приезжих, и негативные последствия их присутствия. И политики любят эксплуатировать этот вопрос. В Москве, например, любимая тема: а давайте мы не будем приглашать мигрантов из Средней Азии, а позовем из российской глубинки. Но это неправильно. В результате Россия опустеет, и все сконцентрируется в Москве и Московской области.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(599):

1 234 ... +1
76 +83−7Maxim Krupin09:01:49
13/11/2014
Что же они там дураковатые то все такие...

40 +46−6Ota B.14:43:05
13/11/2014
-15 +12−27Роман Л.10:38:31
13/11/2014
пусть юанями платят! доллар - простая бумажка, а юань - наше все!
правильно, как раз к 2100 году накопится Китайцев на референдум о присоединении к Китаю. всвязи с этим предлагаю присоединить лучше анус Дроздова к колу, во избежании дальнейших негативных последствий.
36 +38−2Ратибор Петренко09:50:33
13/11/2014
-29 +7−36Кыся09:38:37
13/11/2014
Вот что ерунду порите? Статью, вижу, не читали, лишь бы гадость какую-нибудь сказать. О продаже земли даже не УПОМИНАЕТСЯ.
вот именно что государство от этой сделки не выиграет ни копейки, а шубохранилище Якунина достроит
23 +24−1ivan nazarov14:46:03
13/11/2014
18 +19−1Георгий Седин09:59:13
13/11/2014
а это все равно что продать их потом не выгонишь есть такое понятие тихая экспансия .
Да, депутаты и эксперты смешные. Ассимиляция... Это китайцы таким макаром всю Россию тихо ассимилируют, и не они в русских школах, а мы в китайских учиться будем. Их официально 1.5 миллиарда. А сколько неучтенных "незаконорожденных"... Столько же как минимум.
20 +25−5Сабель Вострый17:28:35
13/11/2014
40 +46−6Ota B.14:43:05
13/11/2014
правильно, как раз к 2100 году накопится Китайцев на референдум о присоединении к Китаю. всвязи с этим предлагаю присоединить лучше анус Дроздова к колу, во избежании дальнейших негативных последствий.
Вот и настал пи..ц России.
20 +20−0Щедрый Санта09:23:41
13/11/2014
2 +8−6Игорь Markin09:18:03
13/11/2014
Россияне не хотят работать на своей земле руками, так научитесь хотя бы руководить толково. Обеспечте условия, чтобы российское хозяйство на российской земле осталось российским! или это тоже китайцам предоставите? Тогда точно, получится так как ты думаешь.
Россияне не хотят работать на своей земле за копейки и жить в условиях начала 20-го века ...
18 +19−1Георгий Седин09:59:13
13/11/2014
-29 +7−36Кыся09:38:37
13/11/2014
Вот что ерунду порите? Статью, вижу, не читали, лишь бы гадость какую-нибудь сказать. О продаже земли даже не УПОМИНАЕТСЯ.
а это все равно что продать их потом не выгонишь есть такое понятие тихая экспансия .
16 +17−1Igor Egorich09:45:10
13/11/2014
2 +4−2Кыся09:15:38
13/11/2014
Скорее, некоторая опастность в этом:

-В Китае существуют определенные притязания на российские территории. Китайцев в десять раз больше, чем русских. Представьте: заселим мы приграничные территории, а через несколько лет они придут на защиту своих китайцев. -
Проживут так китайцы на нашей территории лет 50-100, а потом отожмут как мы Крым.
15 +20−5Dmitriy Bazhenov09:02:47
13/11/2014
такая госдура
13 +20−7Игорь Markin09:15:26
13/11/2014
-7 +10−17Кыся09:09:00
13/11/2014
-Надо сначала почву подготовить, а уже потом будоражить общественность. У нас в стране и так сложилось неблагожелательное отношение к миграции. По поводу высказанного предложения могу сказать — массово заселять китайцами российские земли опасно.-
Так если русские не хотят заселяться в свои деревни и работать на своей же земле. Кем заселять не опасно БРОШЕННЫЕ русские деревни? Так и будем продолжать нефть и газ менять на импортную жрачку?
13 +18−5Victor Klimovich09:06:19
13/11/2014
Как сказал один политик: в брачную ночь как невеста ни ляжет - результат будет один, вопрос времени.
12 +12−0gena lobanov22:24:31
13/11/2014
4 +7−3Юрий Букреев16:04:57
13/11/2014
Родину продаешь ?
у депутатов родина на гниющем Западе и в Америке! здесь они разворовывают Россию! и плевать им на будущее поколение! а мы идём и голосуем за этих уродов!
12 +12−0Александр Голубев18:38:17
13/11/2014
4 +7−3Юрий Букреев16:04:57
13/11/2014
Родину продаешь ?
А он ее не создавал и не защищал. Для таких главное не продешевить, такие и мать родную продадут, не то, что Родину!
11 +11−0Вячеслав Соломасов11:16:52
13/11/2014
-34 +34−68Холоп Рашкин-Ватников09:21:13
13/11/2014
Правильно мыслят наши власти и Президент. Русская деревня нашим гражданам не нужна - почему бы и не отдать ее китайским братьям? И им хорошо, и нам польза!
Она не нужна власти. Не фига все на народ валить. Не он определяет политику власти и не он развалил сельское хозяйство
11 +24−13Кыся09:23:38
13/11/2014
-34 +34−68Холоп Рашкин-Ватников09:21:13
13/11/2014
Правильно мыслят наши власти и Президент. Русская деревня нашим гражданам не нужна - почему бы и не отдать ее китайским братьям? И им хорошо, и нам польза!
Первую пару прогуливаешь? Ай-яй-яй!)
10 +15−5александр жуков20:34:24
13/11/2014
20 +25−5Сабель Вострый17:28:35
13/11/2014
Вот и настал пи..ц России.
да жопа а не мозг у этого купленого депутата я участник боевых действии досих пор не могу кусок земли получить бесплатно потомучто хочу, все участки уже для приежих с баблом
может дадите нормальную жизнь чтоб люди могли размножатся ох жидовское иго как придавило то уничтожали в тюрьмах русскии костяк и подменяли русское на жидовское и досих пор подменяют
10 +10−0Angarsk Users11:04:51
13/11/2014
Если не ошибаюсь, раньше за такие гениальные идеи давали сразу 10 лет строгого расстрела - были не правы?
10 +10−0Щедрый Санта09:28:07
13/11/2014
0 +1−1Кыся09:25:08
13/11/2014
Почему не принимается-просим, просим! Только молодёжь что-то всё больше в города едет, насмотревшись по "телеку" на сладкую городскую жизнь.
Кыся , если власть будет к людям на селе поворачиваться лицом , а не жопой (простите) --- все бу ОК .Я сам родом из Каз.ССР и в былые времена на селе зарабатывали столько , сколько высококласс. спец мог заработать на заводе .
9 +12−3Роман Своркуты14:07:48
13/11/2014
4 +8−4Роман Шаман13:51:19
13/11/2014
ПНХ, дура. Твои гребанные коммунисты развалили империю, про...али первую мировую, платили контрибуцию проигравшей стране, вырезали всю интеллигенцию и науку, проводили репрессии и не сделали нашей родине ни_че_го (все, в тч гоэлро - было придмано и просчитано при Императоре).
при императоре не было не то что гоэлро, водопровода не было, канализации. большая часть домов в москве были деревянными, население неграмотно и это 20 век между прочим(13 год). всего через 17 лет--метро, трамваи, тролейбусы, автозаводы, индустриализация, всеобщая грамотность, медобслуживание, механизация сельхоза, рабочий и крестьянин получили возможность высшего образования, страна огромными шагами в будущее. всё что ты только можешь лицезреть вокруг, кем сотворено? повторяю, всего за 17 лет. что нынешняя власть сделала за тот же срок? произносить стыдно что они сделали. по твоему образованию видно.
9 +10−1Алексей Стрелецкий09:56:14
13/11/2014
-29 +7−36Кыся09:38:37
13/11/2014
Вот что ерунду порите? Статью, вижу, не читали, лишь бы гадость какую-нибудь сказать. О продаже земли даже не УПОМИНАЕТСЯ.
Ты наивен
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь