«Кто китайцам может помешать?!»

08:55 13/11/2014 Россия
«Кто китайцам может помешать?!»

Депутат Госдумы, член комитета по делам СНГ Илья Дроздов предложил заселять опустевшие российские деревни «трудолюбивыми китайцами, северными корейцами и японцами». По словам парламентария, сегодня к нам из Средней Азии налажен поток нелегальных гастарбайтеров. Они не платят налоги, и государство от них ничего не получает. Дроздов уверен, если власти легализуют мигрантские потоки и направят их в нужное русло, страна как минимум получит дополнительные доходы в бюджет и подъем экономики в сельской местности. О том, могут ли спасти русскую деревню приезжие азиаты, «Лента.ру» поговорила с руководителем института демографии Высшей школы экономики Анатолием Вишневским.

«Лента.ру»: Спасут ли китайцы, японцы и корейцы русскую деревню?

Вишневский: Без миграции России не обойтись. Демографический вопрос для нас — один из ключевых. Это одно из узких мест, которые будут сдерживать развитие страны и ставить под вопрос ее будущее. У нас в год рождаются около полутора миллионов человек, а умирают два с лишним миллиона. Таким образом, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, стране необходим прирост населения не менее 700 тысяч человек в год.

Но депутаты не с того начинают. К сожалению, сейчас стало вполне нормальным, когда Госдума может внести любое предложение без всякой экспертизы специалистами. Нельзя просто так вбрасывать в пространство идеи. Тут ведь масса нюансов: куда селить приезжих, по какому принципу.

Депутат как раз и собирается создать некий орган, который бы рассмотрел все эти вопросы.

Орган создать, зарплату положить, а там и жизнь наладится... Надо сначала почву подготовить, а уже потом будоражить общественность. У нас в стране и так сложилось неблагожелательное отношение к миграции. По поводу высказанного предложения могу сказать — массово заселять китайцами российские земли опасно.

Почему?

В Китае существуют определенные притязания на российские территории. Китайцев в десять раз больше, чем русских. Представьте: заселим мы приграничные территории, а через несколько лет они придут на защиту своих китайцев. Точно так же, как мы сегодня пришли на защиту русских на Украине.

Может произойти захват территории?

Конечно. У нас на Дальнем Востоке на одной стороне Амура живут примерно 6 миллионов россиян. А на другой стороне реки — больше 100 миллионов китайцев. Кто им может помешать? Многие возразят — мол, «Китай наш друг, он не захочет». Но и мы же не говорим, что это произойдет завтра. А если через 20-30 лет? Соломку-то надо подстелить. А мы Сибирь и Дальний Восток сегодня практически не развиваем. Коренное население оттуда уезжает. Но если нам не нужны эти земли, их возьмет кто-то другой. Есть пословица: «Свято место пусто не бывает». Но эта тема практически не обсуждается, разве что в каких-то кулуарах.

Если китайцев следует опасаться, то с какими иностранцами мы могли бы мирно «ужиться»?

Кого и как приглашать должна определить стратегия. Возможно, потребуется сделать какие-то пробы, эксперименты. Желающих найдется тьма. Если речь идет о развитии сельского хозяйства, возможно, нужно обратить внимание на страны с развитым аграрным сектором. Те же таджики, узбеки, индийцы. В принципе, в Россию может приехать кто угодно. В Америке мигранты отовсюду: из Китая, Индии, России, из соседней Мексики. Сейчас нас подпитывает население Средней Азии. Мы к ним негативно относимся. Но все-таки у нас с ними много общего. Хотя на долговременное освоение российских земель приезжих из Средней Азии будет недостаточно.

Кроме Сибири и Дальнего Востока, какие российские регионы считаются малозаселенными?

Пустующие земли встречаются практически везде. У нас одна пятая населения сосредоточена в Центральном экономическом районе, который занимает менее трех процентов территории. Но плотность населения — свыше 62 человек на квадратный километр — тут почти вдвое ниже, чем в Евросоюзе — примерно 119 человек на квадратный километр. Главные проблемы — это азиатские части России. Там на территории, составляющей 75 процентов страны, проживает всего 22 процента ее населения при плотности 2,5 человека на квадратный километр.

Не получится ли, что в результате колонизации русские деревни со временем превратятся в таджикские, корейские, узбекские?

Если не принимать мер, а просто открыть границы и звать всех-всех, то лет через двадцать в заселенных территориях действительно забудут про русский язык. Американцы сейчас не могут справиться с испаноязычием, которое идет вместе с мексиканцами. В Штатах целые регионы переходят на испанский язык. И это — американцы при их мощи, богатстве и достаточно высокой плотности населения. Так что и нам совсем избежать этого, наверное, не удастся. Но есть определенные методы, как минимизировать риски. Многие государства вводят систему квотирования, когда из определенной страны в год к ним могут приехать сколько-то человек. Если контингент будет разный по национальностям, им придется учить русский язык, чтобы коммуницировать друг с другом. Например, многоязычием отличается население Африки. В Европе вы можете встретить африканцев, которые не могут общаться между собой свободно: один знает немецкий, другой — французский.

Качество мигрантов, уровень их образования имеет значения для более успешного процесса «колонизации»?

На мой взгляд, это заблуждение, что нам нужны исключительно высокообразованные приезжие, а неквалифицированным тут не место. В России высокообразованное население, пусть даже и с поправками на наше самомнение, чтобы оно могло реализовать свои потенции, нужно освободить от той необходимой рутины, которую могут выполнять и менее образованные, и менее квалифицированные люди.

Как лучше заселять территории в той же Сибири: создавать для мигрантов автономные городки или «разбавлять» приезжими коренное население?

Значительная часть Сибири пустует. Нет там населения.

Получается, приезжие будут вариться в своей каше. А как ассимиляция?

Вы мне задаете вопросы, об ответах на которые никто не думал. Конечно, анклавы организовывать не очень предусмотрительно и небезопасно. Надо считать, рассматривать потенциал конкретных районов. Это же не просто — взяли семечко и бросили, куда упадет. Нужно думать, какие территории можно было бы выделить в первую очередь, куда двигаться дальше. Над этим должны работать демографы, географы. Экономисты могли бы подсказать, где можно создать точки роста.

Нужно ведь думать, чем мигранты там будут заниматься. Только лишь развитием сельского хозяйства? Это слишком узкая постановка вопроса. У нас огромные территории пустуют. И, между прочим, потребуются средства. Необходимо инвестировать в создание каких-то экономических условий для сельского хозяйства, развития транспорта и так далее. И это должна быть долговременная программа. Чтобы не получилось: сегодня мы за мигрантов, а завтра у нас кризис, давайте мы их выгоним.

Есть ли мировой опыт, когда страны заселяли свои территории исключительно иностранцами?

Америка. Когда-то там сельскохозяйственные земли приглашали осваивать мигрантов. Потом, когда Штаты индустриализовались, сельское население сконцентрировалось в городах. На экономическое развитие страны приезжие оказали существенное влияние.

Наши приезжие возможно также со временем сбегут из деревень в города?

И что в этом плохого? Процесс урбанизации и должен идти. В Сибири ведь не только с деревнями дефицит, но и с городами. Ну и потом, мигрантов-колонизаторов не надо рассматривать как командировочных, которые пожили и уехали. Я вижу в них людей, которые обжились на месте, обзавелись семьями. И ставку нужно делать не на первое поколение приезжих, а на их детей и внуков. Они будут учиться в российской школе, знать русский и так далее.

Если судить по соцопросам, к миграции у нас у большинства населения отношение отрицательное. Как преодолеть этот барьер?

Нужна правдивая информация, общественная дискуссия на эту тему. Нужна, наконец, политическая воля. Люди не идиоты, они все поймут. Но со стороны государственных властей я не вижу подвижек.

Вокруг миграции сложилась мифология, преувеличивающая и количество приезжих, и негативные последствия их присутствия. И политики любят эксплуатировать этот вопрос. В Москве, например, любимая тема: а давайте мы не будем приглашать мигрантов из Средней Азии, а позовем из российской глубинки. Но это неправильно. В результате Россия опустеет, и все сконцентрируется в Москве и Московской области.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(599):

1 2 345 ... +1
9 +10−1Щедрый Санта09:30:11
13/11/2014
1 +2−1Отнила Доефрата09:14:48
13/11/2014
Надо перенимать опыт Израиля и строить кибуцы и мошавы.
Надо собрать идиотов из ГосДуры и отправить на полгода на деревенские сельхозработы , чтоб потом херню не выдумывали ..
8 +8−0Александр Голубев19:29:08
13/11/2014
-4 +1−5Yuxenus Entselat13:43:41
13/11/2014
Ну если учесть что в китайской деревне живет от 500 000 до 5 млн. китацОв, то нормально. Для начала провести експеримент заселить деревни что в упадке на дальнем востоке и зауралье. Польза будет огромная, кстати гражданство тоже давать переселенцам.
Получат китайцы российское гражданство, научатся говорить по- русски, но в душе они останутся китайцами и дети их будут китайчатами, а эти дети проведут референдум, Китай поддержит, и уплыла Сибирь от России! Почитай русскую сказку как заяц пустил лисицу в свою избушку лубяную. Видно наши предки не дурней нас были, хотя и грамоте не обучены были.
8 +11−3Artem Kalyta10:35:50
13/11/2014
0 +2−2Petr Petrov10:31:36
13/11/2014
Самый лучший способ освоить русский язык - учить его у китайцев на youtube...
Ссылка на www.gramota.ru
он уже никому не нужен...что нужно китайцы уже перевели.....учи язык говорю...начальником бригады в китайском колхозе гляди поставят! Вяличественный!)
8 +11−3Petr Petrov10:11:53
13/11/2014
7 +16−9Artem Kalyta10:03:58
13/11/2014
Китайский начальника очень добрый с тупым Ванька будет! Не чего было Ванька на Украину нападать..!)))
Руccкая языка такая сложная... "Нечего" пишется слитно...
8 +8−0Щедрый Санта09:44:02
13/11/2014
20 +20−0Щедрый Санта09:23:41
13/11/2014
Россияне не хотят работать на своей земле за копейки и жить в условиях начала 20-го века ...
Живу с 86 года в Тверской области , где остался после армии . С времен СССР по моему району масса разрушенных коровников и свиноферм , 80 % полей заросло березками и дачами "внутримкадышей" ...Есть немного фермеров , которые что-то пытаются сделать , но это капля в море ...Да и продукцию свою они прут в Москву (благо до нее всего 135 км.)
7 +7−0Александр Голубев19:20:12
13/11/2014
-4 +2−6Игорь Богданов13:35:17
13/11/2014
давно пора , а то как собаки на сене .... Корейцы , китайцы , японам Курилы на освоение-НО НЕ ОТДАВАТЬ , а жить и деньги в казну платить и осваивать.
Чужой дядя для тебя ничего в твоем доме создавать не будет, а если придет, то с выгодой для себя, а ты останешься без дома. Нет денег? Чушь! Деньги есть, но они в роскошных особняках "господ" нуворишей,в их дорогих автомобилях, драгоценностях,в их антиквариате, любовницах, в личных счетах заграничных банков. Все имеет реальную стоимость - природные богатства, заводы, продукция заводов, труд рабочего, инженера, ученого. Когда каждый будет получать по заслугам своего реального труда, тогда и деньги появятся, но тогда " единоросы" прикажут долго жить! Цены должно устанавливать государство, а не барыги (предприниматели, т,е. спекулянты).
7 +8−1Александр Голубев18:16:24
13/11/2014
40 +46−6Ota B.14:43:05
13/11/2014
правильно, как раз к 2100 году накопится Китайцев на референдум о присоединении к Китаю. всвязи с этим предлагаю присоединить лучше анус Дроздова к колу, во избежании дальнейших негативных последствий.
Вы здраво мыслите. На это и рассчитывает Китай, не воевать же с Россией!
7 +7−0иван иванов11:02:59
13/11/2014
Это же какая мразь,антироссийская такое предлагает,наверняка сам нерусь,беда деревни в перекупщиках ,дайте людям самим продавать свою продукцию без поборов .Пусть лучше эта думская сволочь отдаст китайцам свое депутатское место ну или жену на худой конец.
7 +7−0Ширинский Кирилл10:34:57
13/11/2014
Зачем нефтяной стране новые люди? Бредовая статья и идея. По мне так правильнее запрещать миграцию из Средней Азии. Это верное решение.
7 +7−0Дмитрий Газаев10:15:50
13/11/2014
удвивительно что творится вообще, в Европе приняли мигрантов в РОссии хотят в Сибири их пустить с больших количествах.. что с ВАМИ? раньше за проживание на земле надо было жизнь отдавать, умирать - а сейчас пож-ста приходи и живи.. неужели непонятно что вы отдаете свою землю чужим!! ведь рано или поздно на любой территории мигрантов станет много и там где они будут жить - уже коренные люди не смогут! за землю воевали, умирали за право жить на такой-то территории а теперь что ... как пустите - особенно китайцев - так и все - эти земли не вернете!!!! Ау!!!!!!!!!!
7 +16−9Artem Kalyta10:03:58
13/11/2014
-34 +34−68Холоп Рашкин-Ватников09:21:13
13/11/2014
Правильно мыслят наши власти и Президент. Русская деревня нашим гражданам не нужна - почему бы и не отдать ее китайским братьям? И им хорошо, и нам польза!
Китайский начальника очень добрый с тупым Ванька будет! Не чего было Ванька на Украину нападать..!)))
7 +8−1Андрей Воробьев09:52:31
13/11/2014
-5 +2−7Кыся09:34:40
13/11/2014
Дык, вибирайте такую власть, которая будет о вас заботится! Всё ж начинается с выборов на "местах". Если какой-то фермер толковый хозяйственник-выберите его главой своего посёлка.
А этот фермер пройдет какой-нибудь избирательный "фильтр"? Его избирком не снимет с выборов за подпись "выходящую за границу клеточки"?
И какие возможности у главы поселка? Из чего формируется бюджет поселка? Налоги идут в лучшем случае в район, а скорее всего в область. Глава поселка не может проводить самостоятельную экономическую политику. У поселка нет возможностей изменить налоги, самостоятельно решить куда пустить деньги, выделенные сверху.
7 +7−0Щедрый Санта09:51:04
13/11/2014
1 +2−1Отнила Доефрата09:30:45
13/11/2014
так было уже такое при совдепии.
Так тогда и подобных "коников" не выкидывали ...
7 +7−0Щедрый Санта09:33:12
13/11/2014
-3 +6−9Игорь Markin09:30:24
13/11/2014
Вот я об этом и говорю! Ключевое слово - НЕ ХОТИТЕ работать! Я живу за границей, давно, но вот почему ты про россиян в 3-м лице, непонятно. Это привычку такую я у современных россиян заметил. Говорить о себе в 3-м лице, как бы снимая с себя личную ответственность.
В отличии от вас работал на селе сам . И знаю о чем говорю ..Но вам очевидно из-за границы виднее ...
7 +11−4Артём Строкин09:09:32
13/11/2014
Дурак, это, наверно, самое слабое, как можно назвать этого депутата!
6 +6−0Mikhail Gubenko17:36:47
13/11/2014
-4 +2−6Игорь Богданов13:35:17
13/11/2014
давно пора , а то как собаки на сене .... Корейцы , китайцы , японам Курилы на освоение-НО НЕ ОТДАВАТЬ , а жить и деньги в казну платить и осваивать.
Ну правильно, а председателем колхозов поставить представителе ЛДПР и чтобы дань собирал и все в Москву отправлял в казну императора России а тот уже будет отстегивать императору Китая и его жене, уж больно она ему понравилась. Добро пожаловать в XVII век, дорогие россияне.
6 +6−0Игорь Markin12:37:11
13/11/2014
0 +1−1Кыся12:21:51
13/11/2014
Да, что-то в этом есть. Особенно, насчёт консерватизма.
Замечал(?), что когда в России предлагаешь идею, тебе сразу говорят: "Нет, так нельзя, не получится!" -"А как получится?"-"Не знаю как получится, но так как предлагаешь ты, не получится точно!" Вот это и есть консерватизм по-русски.
6 +6−0Бен Гроссман09:41:34
13/11/2014
0 +0−0Кыся09:28:00
13/11/2014
Да ну нах...Прошли те времена.
Не скажите, лично знаю чела, который купил дом, построил дорогу от ближайшей трассы через всю деревню, так местные жалобу написали, на него прокуратура дело завела за незаконное строительство. Результат - пригнал технику и срыл всю дорогу за одну ночь, однако.
6 +8−2Vasiliy Romanov09:37:17
13/11/2014
Твари конченные! Как так можно относится к своему населению!!!! Пусть все сдохнут, мы кем нибудь да заселим территории!!! Твари, вас там всех расстрелять нужно, кто такие решения обсуждает!!! Вместо того чтобы делать ставку на свой народ, на его развитие, вы его изживаете и переживаете только за свой паршивый кошелек!!!!!
6 +7−1Алексей Стрелецкий09:33:06
13/11/2014
Почему бы не отдать этого депутата в психушку!?! Такое впечатление, что 99.9% этих депутатов законотворцев имеют явные психические отклонения.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь