«Народ у нас бедный и закомплексованный»

16:26 29/10/2014 Россия
Николай Сванидзе
Николай Сванидзе
С каким бы удовольствием Колян сдал бы редакцию Ленты в зиндан Коломойского! Да ручонки коротки)))

Член Общественной палаты и Совета по правам человека при президенте России Николай Сванидзе заподозрил «Ленту.ру» в разжигании вражды и даже в нацизме. В эфире радиостанции «Говорит Москва» он прокомментировал публикацию об этнической структуре российского бизнеса. По его словам, сам подход к написанию материалов, основанный на анализе этнической принадлежности кого бы то ни было, представляется каким-то расистским, а то и нацистским. «Лента.ру» связалась с Николаем Сванидзе и попросила его пояснить суть претензий.

«Лента.ру»: Вы очень резко отреагировали на нашу публикацию об этнической структуре российского бизнеса. Что взволновало вас в этом исследовании?

Сванидзе: Публикацию я не читал, поэтому мой комментарий это не анализ статьи и самого исследования, а лишь ответ на конкретные вопросы позвонившего мне корреспондента.

О чем вас спросили?

Меня спросили, считаю ли я такое этническое исследование правильным, я ответил — нет, не считаю — и объяснил почему. Тогда меня спросили, нужно ли наказывать за такие исследования «Ленту.ру». Я ответил — нет, не нужно — и, опять же, объяснил почему.

Вы действительно считаете, что исследование этнической структуры чего бы то ни было попахивает нацизмом?

Я считаю, что всякий акцент на этнической принадлежности людей опасен. Особенно в таком контексте, который может вызвать негативное отношение к этим людям. Не секрет, что богатых у нас не любят. Страна у нас патриархальная, левая — всякий богатый считается вором. Мы это понимаем. И когда делается акцент на этнической принадлежности этих людей, то вне зависимости от того, какие задачи ставили перед собой эксперты, людям дают понять, что вот эти богатые люди представляют такие-то этносы. Получается, изначальное недовольство богатыми приобретает еще одну составляющую — этническую: «они не только богатые, они еще и такие-то по национальности», «так вот они какие», «они богатые», «они нас прижимают»... Это же очевидно.

Но, судя по исследованию, первые позиции, будь то по количеству миллионеров или по суммарному капиталу, занимают как раз русские. Какие тут могут быть поводы для недовольства?

В данном случае это не столь важно. Желающие могут ознакомиться с этим исследованием поподробнее и скажут — «а кто там у нас на втором месте? Евреи. Ага! А в общей численности населения какое место они занимают? А кто на третьем, пятом? А этих в стране сколько»? У нас есть масса желающих статистически приравнять те или иные жизненные успехи представителей некоторых этнических групп к проценту от общей численности этой нации в нашей стране. Теперь посмотрите внимательно на исследование и скажите, какой этнос получился самым богатым?

Горские евреи…

Вот. Поэтому я считаю, что в любой многонациональной стране делать такие этнические исследования, как мне кажется, контрпродуктивно и опасно.

Мы все граждане Российской Федерации.

И что из этого?

Народ у нас в большинстве своем бедный и закомплексованный. Потому люди склонны искать причины своих неудач в чем угодно. В том числе и в этническом происхождении своих соседей. Поэтому подобного рода исследования, какую бы цель ни ставили перед собой авторы, на мой взгляд, достаточно опасны.

А что если сделать исследования по этническому составу наших известных спортсменов, ученых, деятелей культуры? Опять нацизм?

На мой взгляд, и этого не нужно. Потому что это тоже вызывает взаимную зависть и ревность. Ведь кто-то наверняка скажет — смотри-ка, а у них-то артистов больше, чем у нас. У них ученых больше, чем у нас. Интересно получается. Мы тут в шахте убиваемся, а они там пером чиркают.

То есть вопросов этноса лучше вообще не касаться.

Все это от лукавого. Ведь этническое происхождение конкретного человека в нашей стране сегодня установить крайне сложно. Чистый этнос сохранился только у аборигенов Австралии и у африканских пигмеев. Может, есть еще кто-то, но их крайне мало. Все остальные народы этнически нечисты. В них перемешано несколько этносов. Мы не знаем, каково на самом деле наше с вами этническое происхождение. Русские цари были нерусскими. Подавляющее большинство «великих русских» были разного происхождения.

Один Пушкин чего стоит.

Именно. Копаться в этом невозможно. У нас преобладают люди с разной кровью. Поэтому, кто и кем сам себя считает, это настолько интимный вопрос, что докопаться до сути крайне сложно, и не нужно. Во мне текут четыре крови. Кем я себя считаю — грузином, евреем, русским или поляком — это мое сугубо личное, интимное дело. Я гражданин Российской Федерации. Мой родной язык — русский. Я воспитан на русском языке и русской литературе. А каково мое истинное этническое происхождение — это уже только мое дело. Ковыряться в этом, еще раз повторюсь, контрпродуктивно.

Возможно ли восстановить в нашей стране интернационализм и дружбу народов, о которых теперь так часто вспоминают?

Боюсь, разочарую вас. У нас не было никакого интернационализма и никакой дружбы народов. Это все легенды и мифы Советского Союза. Вспомним хотя бы про государственный антисемитизм, который в полной мере проявил себя в конце 40-х годов прошлого века. Опирался он, к слову, сперва на латентный, а после и на вполне открытый антисемитизм масс. Вспомним депортации целых народов. Они что, сопровождались укреплением дружбы с этими народами? Ничего подобного.

Но ведь не было же таких открытых межнациональных конфликтов.

Не было. Но только потому, что каждый жил в своей норе, этносы редко сталкивались друг с другом. Люди с Кавказа не приезжали в таком количестве в русские города. А русские люди приезжали на юга преимущественно как отдыхающие, которых встречали замечательные гостеприимные хозяева. Но при этом межнациональные трения были, и очень сильные. Просто не было условий для такого вот близкого контакта между представителями разных этносов, который мы имеем сегодня. Но и дружбы никакой не было.

Сама формулировка «дружба между народами» — она ложная. Между народами не может быть дружбы. Даже внутри народов дружбы нет. В лучшем случае нормальное сосуществование.

И что, вы предлагаете вообще не писать о различии народов?

Исследования в этой области проводить, конечно же, надо. Не нужно делать вид, что таких проблем нет. Проблемы есть. Именно поэтому надо предельно тонко подходить к публикации материалов, связанных с этой проблематикой. Это очень тонкая материя. И мы можем налить воду на мельницу межэтнических и межнациональных предрассудков.

Быть может, наоборот, стоит писать как можно больше о том, что в нашей стране есть разные этносы и нет ничего ужасного, что среди евреев, скажем, много талантливых музыкантов? Люди начнут воспринимать это как норму.

На мой взгляд, не стоит. Если публиковать материалы о том, что среди евреев много талантливых ученых и музыкантов, то вы потом устанете объяснять, что это древний народ, у которого такие-то традиции и такие-то способности, обусловленные тем-то и тем-то. Это лишний раз будет вызывать ревность и ненависть. Уверяю вас, именно так и будет. Разговор о каких-то особых способностях будет вызывать отдельную ревность: «Ах, у них еще и способности. Ну-ну…»

Как в таком случае говорить о многообразии этносов в нашей многонациональной стране, чтобы никого при этом не обидеть и не возбудить ревности?

Надо говорить, что у нас живет много народов. У них разные культуры и традиции. Они не похожи друг на друга, но вместе мы составляем одну великую страну — Россию. Чем богаче это культурное многообразие, тем богаче наша российская культура. У нас нет младших братьев и старших. Нет более способных и менее способных. Нет отличников и двоечников. Нет тех, кто более матери-истории ценен, как говорил Маяковский, и менее ценен. Мы все равны.

Но не возникнет ли у читателя когнитивного диссонанса от того, что на бумаге все равны, а в жизни некоторые равнее?

А кто? Назовите мне народность, которая вот прямо богаче всех остальных, или народность, в которой сплошь ученые, бизнесмены или артисты. Это все предрассудки. И как раз такие исследования, о том, у кого сколько миллионеров в процентном соотношении, эти предрассудки подпитывают.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(333):

1 234 ... +1
21 +24−3Эдуард Опшин16:56:00
29/10/2014
17 +18−1№252259716:42:08
29/10/2014
Сионист кидает зигу
Картинка на rghost.ru
С каким бы удовольствием Колян сдал бы редакцию Ленты в зиндан Коломойского! Да ручонки коротки)))
20 +24−4Руслан Турченко16:47:22
29/10/2014
"А кто? Назовите мне народность, которая вот прям богаче всех остальных, или народность, в которой сплошь ученые, бизнесмены или артисты."

Кто бы это мог быть.. :)
17 +18−1№252259716:42:08
29/10/2014
-6 +18−24Иван Зуев16:37:54
29/10/2014
Согласен!
Сионист кидает зигу
Картинка на rghost.ru
10 +15−5Stealight16:47:46
29/10/2014
"Сванидзе: Публикацию я не читал, поэтому мой комментарий это не анализ статьи и самого исследования, а лишь ответ на конкретные вопросы позвонившего мне корреспондента." - из разряда, "Не читал, но осуждаю".
9 +9−0Grigory Razumovsky18:16:14
29/10/2014
-4 +1−5alcel2418:04:20
29/10/2014
Забавно как вы воспринимаете прочитаное.
Попробуйте ещё раз,
"Меня спросили, считаю ли я такое этническое исследование правильным, я ответил — нет, не считаю — и объяснил почему. Тогда меня спросили, нужно ли наказывать за такие исследования «Ленту.ру». Я ответил — нет, не нужно — и, опять же, объяснил почему."
Где что либо о свободе слова?
Забавно, как вы воспринимаете прочитанное. Раз уж вы умудрились вырвать одну фразу из контекста, то я поступлю таким же образом, но возьму другое интервью Свинидзе:

"Вообще, что это такое? Это какой-то, на мой взгляд, такой расистский, а то и нацистский подход. Совершенно древний и архаичный. И, в общем, на потребу людям, которые именно в этническом происхождении бизнесменов, политиков, артистов, экономистов ищут ответы на вопросы, почему именно им плохо живётся на этом свете"


Свинидзе недвусмысленно намекает, что есть запретные темы, о которых нельзя говорить. Тут суть в том, что он может сколько угодно оправдываться, что он, дескать, за свободу слова, так что ж его в такой свободе слова не устраивает? Что в этом исследовании, кроме цифр такого нацисткого и расисткого нашел Свинидзе? А все на самом деле просто: не нравится господам многонациональчикам такая свобода слова, не нравится, потому что такая свобода слова порождает ненужные к господам многонациональчикам вопросы от "бедного и закомплексованного народа".
9 +11−2Руслан Турченко17:25:02
29/10/2014
9 +10−1сергей амплеев17:02:34
29/10/2014
Представьте себе - в советские времена своими глазами видел и даже общался со слесарями и фрезеровщиками библейской национальности. Я уже не говорю про рядовых врачей районных поликлиник и учителей обычных школ. Это так, повод для размышления )))
При чем здесь евреи вообще?) Я о коряках и нанайцах думал и не мог выбрать, но никак не об этом скромном и трудолюбивом народе. :)
9 +10−1сергей амплеев17:02:34
29/10/2014
20 +24−4Руслан Турченко16:47:22
29/10/2014
"А кто? Назовите мне народность, которая вот прям богаче всех остальных, или народность, в которой сплошь ученые, бизнесмены или артисты."

Кто бы это мог быть.. :)
Представьте себе - в советские времена своими глазами видел и даже общался со слесарями и фрезеровщиками библейской национальности. Я уже не говорю про рядовых врачей районных поликлиник и учителей обычных школ. Это так, повод для размышления )))
9 +11−2сергей амплеев16:59:45
29/10/2014
Комментарий удалён.
Сравнивают с Америкой, чтобы была хоть какая-то точка отсчета. Ну в самом деле, не сравнивать же себя с киргизами, узбеками или протоукрами! Слишком благостная картина получится, уничтожающая всяческое желание развиваться. А при сравнении с Америкой - есть стимул для развития.
8 +8−0Michael Salop18:09:33
29/10/2014
Вообще, такое впечатление что говорить что-нибудь и пытаться что-то как-то понять или обсудить в России опасно и контропродуктивно, потому что народ бедный и закомплексованный. Стакан водки и спать.
8 +9−1Arthur Arapetian17:48:27
29/10/2014
6 +7−1Игорь Markin17:46:05
29/10/2014
Вечная проблема российских либералов - им очень не повезло с народом. Хотя...был бы народ другой, всё равно нашли бы повод дое..докопаться.
Да российским либералам не повезло с народом. Они грабят, а неблагодарный народ их не любит.
8 +11−3Федор Михайлович17:05:32
29/10/2014
Какое-то существо с нелепо намешанными генами говорит "народ у нас". Он себя барином мнит уже что ли? Откуда он вылез, где его народ?
7 +7−0A Ad18:59:53
29/10/2014
Бред. Если что-то является правдой - зачем это скрывать? Не надо считать людей за идиотов.
7 +8−1Grigory Razumovsky18:29:02
29/10/2014
-1 +2−3alcel2418:23:34
29/10/2014
Ну, а касательно второй части, всё ещё проще. Поделитесь какие такие вопросы возникают у вас (вы по видимому себе позиционируете как представителя народа?) к власти на основании этнического состава миллиардера. Мне правда будет очень любопытно услышать вашу формулировку.
А простые вопросы. Откуда деньги, Зин? Откуда деньги? Больше ничего. Если человек своим честным трудом, а не с помощью своей диаспоры нажил свое богатство, то разве можно в честно нажитом богатстве человека упрекать? А если нет... ну что ж есть законные методы экспроприации имущества в счет государства. :) Безусловно, я против национализации в самом кошмарном ее смысле "взять и поделить", но я также не вижу ничего плохого в том, чтобы воры сидели в тюрьме, я более чем за законность во всех смыслах этого слова. Вот и все.
7 +10−3Arthur Arapetian17:31:37
29/10/2014
5 +8−3SALAVAT S17:30:14
29/10/2014
Штаты использовали труд черных. В России, потом и в СССР выезжали на своих же, первые ГЭС и домны построили за счет продразверстки, Беломорканал за счет жертв режима, при этом надо заметить, что испльзовались исключительно немецко-англо-французские технологии. что мы и видим по сей день во многих ключевых отраслях.
Негров использовали в нескольких южных штатах. Так что Америка построена не неграми, а переселенцами из Европы.
7 +8−1Nikolay Musatkin17:27:24
29/10/2014
Во всём мире исследования этнических процессов - нормальное явление, а у нас видите ли разжигание. Боролись, боролись за свободу слова, а Сванидзе - против. Может перебраться ему куда-нибудь поюжнее, где с любителями свободы слова против евреев не миндальничают?
6 +9−3Х** Всемогущий01:04:58
30/10/2014
-6 +18−24Иван Зуев16:37:54
29/10/2014
Согласен!
...это древний народ, у которого такие-то традиции и такие-то способности.

*******************************************

Разбудили также еврея в корчме, который стал рвать на себе пейсы и сожалеть, что не может услужить панам солдатам , а под конец пристал к ним, прося купить у него старую, столетнюю корову , тощую дохлятину: кости да кожа. Он потребовал за неё бешенные деньги, рвал бороду и клялся, что такой коровы не найти во всей Галиции, во всей Австрии и Германии, во всей Европе и во всём мире. Он выл, плакал и божился, что это самая толстая корова , которая по воле Иеговы когда-либо появлялась на свет божий. Он клялся всеми праотцами, что по всему краю идет молва, что это не корова, а самый тучный буйвол. В конце концов он упал перед ними и, обнимая колена то одного, то другого, взывал: "Убейте лучше старого несчастного еврея, но без коровы не уходите".

Его завывания привели писаря и повара в совершенное замешательство, и они в конце концов потащили эту дохлятину, которой погнушался бы любой живодёр, к полевой кухне. Еще долго после, когда деньги уже были у него в кармане, еврей плакал, что его окончательно погубили, уничтожили, что он сам себя ограбил, продав им задешево такую великолепную корову. Он умолял повесить его за то, что на старости лет сделал такую глупость, из-за которой его праотцы перевернутся в гробу.

Повалявшись еще немного в пыли, он вдруг стряхнул с себя всю скорбь, пошел домой в каморку и сказал жене: "Elsalebn, солдаты глупы, а Натан твой мудрый!" (с)

Ярослав Гашек "Похождения бравого солдата Швейка "
6 +6−0Grigory Razumovsky18:25:27
29/10/2014
-3 +2−5alcel2418:20:43
29/10/2014
Не сложилось у вас.
Сванидзе не намекает, а прямым текстом говорит, что есть темы на которые говорить НЕ СТОИТ. Но при этом ни слова о запрете))). Разницу между неумно и нельзя понимаете?
Так суть в том, что Свинидзе рад бы был на такие темы запретить любые разговоры желательно с помощью законов, поэтому и реагирует так больно на весьма говорящие циферки, которые для него расизм и нацизм. Если же ему кажутся какие-то темы недостойные разговоров, то пусть себе сидит и молчит, какие вопросы к нему будут-то?

6 +7−1Grigory Razumovsky17:56:17
29/10/2014
-2 +0−2Утиль Утюгов17:54:37
29/10/2014
роди 3-х ребенков
А смысл? Вот Сванидзе может родить хоть десять, и все они будут за счет "закомплексованного и бедного народа" обеспечены. Русский может родить дай Бог трех, и далеко не факт, что каждый русский человек в этой стране сможет своих детей обеспечить. Ведь вы же всерьез не считаете, что жизнь устроена по принципу "бог дал зайку, даст и лужайку"?
6 +7−1Игорь Markin17:46:05
29/10/2014
Вечная проблема российских либералов - им очень не повезло с народом. Хотя...был бы народ другой, всё равно нашли бы повод дое..докопаться.
6 +7−1Игорь Егоров17:20:30
29/10/2014
Сванидзе в своем репертуаре: Я вот дума так ..., а что вы там думайте меня это не интересует.... позиция очень характерная для евреев единственный способ борьбы с ними- это квотирование, иначе они заполонят все...
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь