Храмы раздора

09:39 04/09/2014 Россия
Храмы раздора
Гнать их в шею, лучше бы сады строили и детские/спортивные площадки.

Московские власти объявили о кардинальном пересмотре программы строительства православных храмов в столице. С учетом присоединенных территорий Новой Москвы в ближайшие годы в городе построят не 200, а 380 храмов шаговой доступности. Кому и зачем понадобилось столько церквей? Кто будет в них служить и почему ради них горожан лишают скверов и парков? Ответы на эти вопросы ищут сейчас москвичи, выступившие против церковной застройки.

Ходынские хроники

Активно строить храмы в городе решили в 2010 году. Тогда патриарх Кирилл заявил, что Москва находится на последнем месте среди всех регионов страны по числу храмов на душу населения. По задумке властей, любой москвич должен иметь церковь в радиусе километра от дома.

«Но это туалет и хлебный магазин должны быть в шаговой доступности, а не храм. Храм вообще не место интенсивного спроса и мгновенного потребления», — комментирует инициативу Александр Афанасьев, член оргкомитета движения «За парк». Вот уже два года Александр вместе с жителями района ведет борьбу против незаконной застройки Ходынского поля. На территории будущего парка власти собирались построить храмовый комплекс, сопоставимый по масштабам с храмом Христа Спасителя. Причем возвести его хотели в непосредственной близости от жилых домов. Летом 2012 года там установили помост и крест, а люди, называющие себя общиной будущего храма, стали проводить в этом месте молебны и стояния, созывая под видом местных жителей активистов со всего города.

«Они собирали подписи за строительство храма, набрали восемь тысяч. Все бы хорошо, но собирали-то их по всей Москве. Активистов этих видели и на Тверской, и в других местах», — отмечает Афанасьев.

Местные жители писали заявления и обращения в управу, префектуру, мэрию, выходили на митинги против строительства храма. В 2012 году на мероприятие в защиту парка вышло почти две тысячи человек. После волны протестов храм перенесли подальше от домов, но от строительства все равно не отказались.

Аналогичные протесты против строительства храмов то и дело возникают и в других частях города. Против возведения храмов протестуют в Кузьминках, Гольяново, Митино, Измайлово, Печатниках, Останкино... В большинстве случаев недовольство граждан вызывают не сами храмы или религия, а выбранные для строительства места. Из сотен первоначально выделенных под церковное строительство участков, 77 были расположены на территории природных комплексов — в скверах и парках.

«В программе остались только те, где в инициативном порядке выступили [поддержали] жители, будущие прихожане, муниципальная власть и которые соответствуют требованиям градостроительных регламентов комплексной застройки», — отрапортовал на заседании попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов советник мэра Владимир Ресин в апреле 2014 года.

Но несмотря на заверения властей, проблема остается. Многие жители продолжают выступать против конкретных объектов храмового строительства. Свою позицию горожане отстаивают на митингах, в одиночных пикетах и через длительную переписку с чиновниками.

Жители жалуются, что их мнения никто не спрашивает. Решение о размещении храмов должны обсуждаться на общественных слушаниях. Однако борцы за парки говорят, что слушания проходят практически подпольно, без участия местных жителей. Подписи на петициях за строительство также нередко собирают за счет привлечения мертвых душ. А порой о строительстве храма жители района узнают случайно. Так, например, прошлым летом жители Куркино узнали о строительстве храма в их районе лишь тогда, когда на будущую стройплощадку привезли бетонные плиты. А в Джамгаровском парке гуляющие неожиданно для себя обнаружили забор, за которым уже полным ходом шло строительство.

Все в сад

Муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский недавно выяснил, что один из новых храмов собираются строить в старой Москве, на территории уникального Сиреневого сада. Сейчас в парке идет благоустройство, высаживаются кусты сирени коллекционных сортов, но в случае строительства все улучшения вместе с выделенными на них деньгами пойдут псу под хвост, переживает депутат. Зачем нужен в Сиреневом саду храм, Барановский понять не может: в 500 метрах от него стоит старинная церковь, второе культовое сооружение расположено в 1,3 километра от сада. Еще один храм в рамках программы планируют возвести поблизости — в километре от сада, в сквере около кинотеатра «Енисей». С этим строительством активисты района пытались бороться два года. Но безуспешно — на данный момент храм спроектирован и согласован.

По словам Барановского, массовой поддержки строительство не встретило. «За храм ратовал отец Павел, которому храм отойдет, — вроде он в нашем районе живет. Пару человек я встречал на публичных слушаниях. Остальные «сторонники» приезжают из других районов. Это Кирилл Фролов, Дмитрий Энтео, которые ездят из района в район и устраивают показательные выступления», — рассказал депутат.

Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов и религиозный активист Дмитрий Энтео — завсегдатаи митингов в поддержку программы «200 храмов» в разных районах города. Несколько раз они даже оказывались участниками потасовок с защитниками скверов. Так, в сентябре 2012 года сообщалось , что после митинга на Ходынке активисты Фролова избили двух волонтеров.

В свою очередь официальные представители РПЦ все обвинения отрицают и называют протест москвичей раздутым. «Есть кучка активистов, которые изображают многолюдство в разных районах — мегаполис позволяет им быть мобильными», — полагает протодиакон Андрей Кураев. А патриарх Кирилл видит в антихрамовых выступлениях «разменную монету в недобросовестных агитационных кампаниях», направленных на протестный электорат.

Вне закона

Тем временем беспокойство парковых защитников разделяют экологи. Они считают, что уничтожение зеленых массивов крайне пагубно скажется на состоянии города. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, на каждого человека в городе должно приходиться около 50 квадратных метров зеленых насаждений, а в Москве эта цифра уже гораздо ниже. «Для московской городской среды критична потеря каждого квадратного метра озелененной территории. В Москве незапечатанных земель и так дефицит, и дорожить нужно каждым метром, где это возможно», — отмечает член Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов.

Вице-президент атеистического фонда «Здравомыслие» Александр Голомолзин подчеркивает, что, по оценкам юристов, застройка озелененных территорий Москвы нарушает более 80 актов всех уровней. «Это абсолютно противозаконное мероприятие. У людей просто отбирают придомовые территории или отбирают парки. Отдельным протестам жителей противостоит государственная машина», — считает он.

По его словам, успехи, которых добиваются активисты, временные. Жителям Куркино удалось отстоять парк, но церковь перенесли на придомовую территорию, и теперь храм будет втиснут во двор. «Людям в открытую говорят, что его все равно построят», — утверждает эксперт.

Кроме жителей окрестных домов, ущемленной категорией могут стать предприниматели, считает председатель Атеистического общества Москвы Александр Никонов. Ведь землю под строительство церквей город выделяет бесплатно, а строительство ведется за счет добровольных пожертвований.

«Я помню, как строился храм Христа Спасителя. Тогда деньги выдавливались из московских предпринимателей с выкручиванием рук, ног и души. Та же история имеет шанс повториться и сейчас, потому что денег, наверняка, не хватит, потому что их всегда не хватает, а предприниматели не такие дурачки, чтобы их выбрасывать», — считает Никонов.

С чужой колокольни

По результатам опроса Фонда общественного мнения, православными считают себя 64 процента россиян, остальные граждане относят себя к другим вероисповеданиям либо называют неверующими. Причем большинство российских православных посещают церковь лишь несколько раз в год.

«Это массовое строительство бессмысленно, народ не ходит в храмы. Мне недавно написали, кажется, из Череповца. Там построили огромный храм, который стоит пустой, заполняется только по праздникам. Зачем сотни пустых помещений, которые отапливаются, я совершенно не понимаю», — комментирует ситуацию глава московских атеистов.

Представители других конфессий не возражают против массовой православной застройки Москвы, однако их беспокоит игнорирование интересов их прихожан. Рядовые же москвичи считают, что Москва сегодня больше нуждается в строительстве новых больниц, поликлиник, школ, детских садов, образовательных и спортивных центров, нежели в храмах.

«Оттого, что будут строить красивые компактные храмы, мы никакого дискомфорта не чувствуем. Мы же не испытываем дискомфорта из-за того, что строят очень много магазинов. Но Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, и кроме наших православных братьев в храмах нуждаются и мусульмане, и буддисты, и представители других религий», — заметил муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов. По его словам, в Москве не хватает пяти небольших мечетей. Их недостаток ощущается во время пятничных служб: в имеющиеся четыре московских мечети вмещаются только 10 тысяч мусульман, а еще 15-20  тысяч человек вынуждены молиться на улице.

Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской, член Общественной палаты Сергей Ряховский соглашается, что церкви в городе должны распределяться по всем религиям и конфессиям равномерно, исходя из числа имеющихся прихожан. «Для меня принципиально важно, чтобы не было перекосов в пользу одной очень уважаемой конфессии», — подчеркнул Ряховский. По его словам, за 24 постсоветских года московским протестантам землю под строительство храма выделяли раз или два.

Александра Федотова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(404):

1 234 ... +1
72 +78−6Сергей Веретенников10:13:30
04/09/2014
Гнать их в шею, лучше бы сады строили и детские/спортивные площадки.
56 +62−6Сергей Веретенников10:23:55
04/09/2014
-47 +6−53Alexandr Korshikov10:19:06
04/09/2014
Стройте. А Церковь строит храмы - это логично.
Церковь нелогично использует средства и землю. Если есть деньги - отремонтируйте больницы, есть земля - постройте новые. "Вселенная реальна и бесконечна для изучения - один планетарий. Религия - недоказуемая сказка - церковь в каждом дворе."
41 +44−3Maria Siniakova13:30:15
04/09/2014
-38 +7−45Alexandr Korshikov10:43:52
04/09/2014
Нет, совершенно, не знают. Даже слова Церковь, вера - для людей закрытый ребус. Плюс влияние советской пропаганды с кучей мифов и шаблонов.
Ну почему же! Религиозное возрождение длится уже лет двадцать, и все мы знаем, что такое "Церковь и Вера". Это торговля сигаретами и одновременно разговоры о "здоровье нации". Это золотые часы, кресты, парчовые рясы - и разговоры о "православной аскезе" и "духовных ценностях". Это избиения несимпатичных "верующим" людей - и разговоры о "православной доброте". Это жадность, ложь и агрессивность.
35 +36−1lustramentum10:41:01
04/09/2014
-46 +7−53Alexandr Korshikov10:39:07
04/09/2014
Церковь логично использует деньги, просто не так как хочется вам. Понятно, что люди, не понимающие, что такое Церковь, пытаются превратить ее в социальный институт.
Все давно уже знают за 2000 лет.
30 +33−3Сергей Веретенников10:36:04
04/09/2014
9 +10−1Ольга Васильева10:32:41
04/09/2014
А деньги на эти храмы она где берет?
Где...? Известно где - Аллах дает, из наших налогов. Сейчас строю загородный дом, знаю сколько это все стоит и НИКОГДА не поверю, что можно в МОСКВЕ построить 200 храмов только на пожертвования. Это огромнейшие деньги!
26 +31−5Ольга Васильева10:39:00
04/09/2014
-26 +3−29Alexandr Korshikov10:37:18
04/09/2014
Потому и медленно идет программа. Что деньги нужны большие. Если б было нормальное гос. финансирование - построили за 5 лет все храмы.
Я как гражданка категорически против. У нас церковь отделена от государства, стройтесь сами.
24 +25−1Сергей Веретенников10:41:22
04/09/2014
-26 +3−29Alexandr Korshikov10:37:18
04/09/2014
Потому и медленно идет программа. Что деньги нужны большие. Если б было нормальное гос. финансирование - построили за 5 лет все храмы.
А с какой радости должно быть госфинансирование? У нас церковь отделена от гос-ва, или нет? Зачем мне все это навязывать за мои же деньги? Если людям это надо - они несут деньги. стройте, если не несут - значит не надо. Науку государство почему-то так активно не навязывает, не строит музеи и тенопарки по 200 шт. на город. Моему ребенку, например, в 11 лет интереснее сходить в палеонтологический музей, музей метро, записаться в кружок авиамоделирования, а не идти в храм кланяться сказочному герою и целовать картинки.
23 +25−2Сергей Веретенников11:17:15
04/09/2014
-17 +3−20Alexandr Korshikov11:14:11
04/09/2014
Есть большая доля унификации узлов при проектировании. Вообще, суммарная стоимость по оценкам - 1.5-2 миллиарда долларов. Конечно, случай. Я знаю лишь каплю в море. Я ж этим даже близко не занимаюсь. И где случай в регионе, там 20 случаев в Москве, образно говоря.
Два лярда баксов! Суммарная по Мск или по РФ? Это сколько же можно РЕАЛЬНОЙ помощи оказать, тем же бедным региональным детдомам!
23 +28−5Roman Kostin10:49:00
04/09/2014
-46 +7−53Alexandr Korshikov10:39:07
04/09/2014
Церковь логично использует деньги, просто не так как хочется вам. Понятно, что люди, не понимающие, что такое Церковь, пытаются превратить ее в социальный институт.
откуда деньги??? откуда участки???
22 +24−2Сергей Веретенников11:06:36
04/09/2014
-15 +7−22Alexandr Korshikov11:00:38
04/09/2014
Я знаю лично случай, когда один бизнесмен пожертвовал миллиард рублей (и не в Москве). Тем более есть богатые и здесь. Но программа идет постепенно. Сейчас строятся не 200 храмов, а куда меньшее число. Нет денег на то, чтоб все храмы поднимать одновременно.
Именно СЛУЧАЙ. Построить дом 120 квадратов не в Московской области из не самых дорогих пеноблоков, ища самому материалы и рабочих стоит примерно 2.5-3 млн. р. Контора (ну вы же не строите своими руками!) построит такой же дом за 4-4.5 млн. А теперь вопрос - сколько стоит один храм метров так на 600-800 в пределах МКАД? Мне кажется можно смело нолика так 3-4 пририсовать к моей цифре. Пожертвования?
22 +22−0Ольга Васильева10:43:02
04/09/2014
-17 +4−21Alexandr Korshikov10:41:05
04/09/2014
Сами и строимся, в чем проблема?
Кто вам поверит, что сами? К тому же вы строитесь, располагаясь на землях парков и скверов, которые нужны большему числу людей, чем ваши молельные дома.
21 +24−3Надежда Митрофанова11:17:33
04/09/2014
-38 +7−45Alexandr Korshikov10:43:52
04/09/2014
Нет, совершенно, не знают. Даже слова Церковь, вера - для людей закрытый ребус. Плюс влияние советской пропаганды с кучей мифов и шаблонов.
Конечно! А церковь у нас без кучи мифов и шаблонов! Вы в своем уме?!
21 +23−2Ольга Васильева10:49:52
04/09/2014
-17 +4−21Alexandr Korshikov10:46:59
04/09/2014
А у нас презумпция невиновности. Если обвиняете, доказывайте. А иначе это клеветой называется. Мы строимся там, где получаем разрешение. Некоторых людей просто в принципе не устроит храм ни в каком месте. Что делать, такова жизнь.
Вот они, верующие :) Плевать на других людей, главное соблюсти все свои интересы? Жалкие лицемеры.
20 +21−1Татьяна Кузьмина12:43:35
04/09/2014
23 +28−5Roman Kostin10:49:00
04/09/2014
откуда деньги??? откуда участки???
В статье же написано-участки дают даром,а деньги выпрашивают у предпринимателей.Но потом содержать эти храмы некому-приходы не растут,т.е.добровольно никто не платит регулярные взносы на содержание.Придут-пройдут ритуал крещения,например,и все-больше в церковь ни ногой.Ну,может,в пасху поглазеть на крестный ход.Новый храм-это просто еще одно рабочее место для выпускника семинарии.А как они выбивают деньги мне пришлось однажды слышать в кабинете директора.И слушать противно и уйти не могла
20 +21−1lustramentum10:53:44
04/09/2014
Комментарий удалён.
Быть атеистом это прекрасно. Поверьте. Например не боитесь некого всесильного мужика. Понимаешь что такое мораль и нравственность, в условиях отсутствия мамы/папы и прочего карательно надзирающего. И учишься ценить единственную жизнь.
18 +21−3Сергей Веретенников10:56:09
04/09/2014
-21 +6−27Alexandr Korshikov10:54:07
04/09/2014
Какой вы любопытный. Но можно же обратиться в фонд программы, там вам все подобно расскажут.
А фонды и программы их откуда берут? Или миллиарды только для Москвы это на 100% пожертвования?
17 +18−1Тамара Буйлова12:35:29
04/09/2014
10 +11−1Сергей Веретенников11:59:35
04/09/2014
У меня слов нет... Я, кстати, оказываю - с крупным автоклубом ездим по как раз региональным детдомам и привозим что они просят. У вас есть такой опыт? Например ДД в Осташково, Тверская область.
Вопрос с сиреневым садом вообще должен быть очень больным для Москвы. Самой лучшей сиренью в мире считается сорт "Красавицы Москвы", вывел его Колесников, который вообще то был начальников автоколонны в Москве и работал в саду только утром и вечером. 300 сортов , сохранилось только 50, и бренд "русской сирени" во всем мире. Лес рубят- щепки летят, храмы, новостройки, индустриализация - человек исчезает за громадьем иногда пустых дел.
17 +18−1lustramentum10:38:36
04/09/2014
-26 +3−29Alexandr Korshikov10:37:18
04/09/2014
Потому и медленно идет программа. Что деньги нужны большие. Если б было нормальное гос. финансирование - построили за 5 лет все храмы.
И наконец бы благодать настала? Моя прабабушка несколько километров на богомолье ходила. И ничё. А тут Х-с шаговой доступности.
17 +21−4Ольга Васильева10:37:54
04/09/2014
Да, насильственное насаждение православия в нашей стране - это большая проблема. Как раковая опухоль, оно лопает огромные земли, имущество, деньги, людей, все это выводит из экономического оборота. А что дает взамен? Отупение сознания людей?
17 +17−0Алексей Калмыков10:32:11
04/09/2014
Бабушка с бумажкой "Чем больше храмов - тем меньше геев"...Что то не верится при нынешней ситуации....больно уж много "попиков" на крутых тачках и в одежке не фабрики большевичка...намолили?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь