Белорусские мидии

15:02 11/08/2014 Россия
«Вкусные. Французские. Не твои»
«Вкусные. Французские. Не твои»
Правительство и Путин это еще не Россия.

Почти неделя прошла с тех пор, как в России было объявлено об ограничениях на поставку пищевых продуктов из ряда западных стран. Этого времени хватило на формирование цикла «продуктовых» анекдотов, который уже начал входить в городской фольклор. Как можно одним волевым решением вызвать взрыв творческой активности горожан, рассказывает ведущий специалист по современному российскому политическому анекдоту, кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Архипова.

— А что у нас на ужин?
— Черт, достали уже своей политикой!

В среду, 6 августа, появилась первая информация о запрете на импорт иностранных пищевых продуктов. Пока новости распространялись, а специалисты их комментировали, в России успел оперативно сложился анекдотно-продуктовый эпос.

Сейчас есть два основных резервуара, в которых «варится» современный анекдот: «анекдотособирательные сайты» вроде «Анекдоты из России» (anekdot.ru) и социальные сети. Однако просто публикацией в сети или устным исполнением на публике сделать любой текст анекдотом невозможно. Для того, чтобы забавная история стала анекдотом многое должно сойтись: остроумие, актуальность, неожиданность развязки... Только при таких условиях он начинает «размножаться», то есть передаваться дальше. Но в этих двух «резервуарах» совершенно разная динамика цитирования: на сайтах анекдоты «складируются», а в соцсетях «размножаются».

«Анекдотособирательные сайты» похожи на иноформационные инкубаторы. В отличие от них, копирование текстов в социальных сетях максимально приближено (насколько это возможно) к модели устной коммуникации.

Если мы сравним «продуктовые» анекдоты, собранные через Facebook и (или) в устном пересказе с опубликованными на таких инкубаторных сайтах, то мы заметим существенную разницу. Сейчас именно соцсети несут основную нагрузку в распространении анекдотов, аналогичную традиционной устной передаче. «Креативный класс», являющийся автором большинства продуктовых шуток (вербальных или визуальных), в основном делится ими через Facebook, Twitter и с удовольствием дает советы европейским странам-производителям::

ЕС нужно менять визовые анкеты для русских. Перечень целей заграничной поездки («бизнес», «туризм», «учеба», «лечение») надо дополнить пунктом «просто, чтобы пожрать».

Шутки, порожденные «партией камамбера и тирамису» — в основном горькая ирония по отношению к самим себе. Хотя большое число жителей России (согласно спешно произведенным опросам) поддерживают спецсанкции президента, шуток, которые бы выражали поддержку этим мерам, пока не слышно. Только в одном тексте (отметим, что как раз он популярен на сайтах вроде «Анекдоты из России», но не в Facebook) слышна злорадная нотка по поводу заявления польских поставщиков фруктов (мол, переживем!).

Радиопередача: Владимир из Москвы просит поставить для польских радиослушателей песню «Яблоки на снегу».

Самый удачный на сегодняшний момент анекдот появился почти сразу после появления «пищевого указа», 7 августа:

Граждане, употребляющие в пищу иностранные продукты, должны будут регистрироваться как иностранные пищевые агенты.

Не самый удачный, но самый популярный текст такой:

Обама выразил удовлетворение тем фактом, что Путин присоединился к санкциям против России.

Пока это наиболее значимый тренд в создании анекдотов на пищевую тему. Спонтанных шуток подобного типа возникло уже великое множество.

Путин решил показать, что он настоящий западный лидер и тоже ввел санкции против России.

Россия прислушалась к голосу международного сообщества и присоединилась к антироссийским санкциям.

Бурно обсуждаемый вопрос о возможности реэкспорта запрещенных продуктов через Белоруссию породил такой текст. Далеко не шедевр, но очень популярен в сетях:

— Мидии есть?
— Есть.
— Господи, но откуда, ох, нигде же нет.
— Белорусские.
— Но в Белорус...
— БЕЛОРУССКИЕ.
— Понял, 15 белорусских мидий.

Параллельно с появлением новых шуток происходит и обратный процесс: актуализация старых, проверенных сюжетов. Русская традиция вытаскивает из своих запасников все анекдоты как-то связанные с едой и пытается приноровить их к действительности. Вот, например, практически не измененные с советских времен анекдоты:

2002 год. — Алло, ФСБ? — Да. — Мой сосед ест! — Ну и что? — Так он ест черную икру! — Ну и что? — Так он ест ее ведрами! — Выезжаем.
2008 год. — Алло, ФСБ? — Да. — Мой сосед ест! — Ну и что? — Так он ест черную икру! — Выезжаем.
2014 год. — Алло, ФСБ? — Да. — Мой сосед ест! — Выезжаем.

В центре Москвы спрашивают: Где находится ближайший хороший рыбный ресторан?
Ответ: В Минске.

Остроумцы не обошли и тему цензуры:

За фотографии иностранной еды Роскомнадзор будет блокировать аккаунты в Instagram.

Среди всех возможных продуктовых шуток основной удар приходится на потерю французских или итальянских сыров:
Пицца 4 сыра теперь будет состоять из пошехонского, костромского, адыгейского и российского

Не случайно, что тема французской и итальянской еды всплывает так часто — она ассоциируется у нас с чем-то изысканным и красивым. Прощаясь с ней, мы прощаемся с приятной жизнью.

Раньше, в случае дефицита население скупало соль, сахар и спички. Теперь скупает французские вина, хамон и пармезан.

Путин принял страну с пармезаном, а оставил без пошехонского.

Последняя незамысловатая шутка отсылает нас к известной, правда, искаженной фразе Исаака Дойчера (приписываемой порой Уинстону Черчиллю).

Среди немудреных анекдотов на тему пармезана шедевром кажется распространенная в Twitter шутка за авторством Ивана Давыдова:

Был расстрелян партизан, через границу несший пармезан.

Кроме всенародного «плача по пармезану», не утихают стоны и по другим сырам:

— У вас есть сыр ДорБлю?
— А что это?
— Это сыр с плесенью.
— Нет, сыра нет, но есть селедка ДорБлю и сосиски ДорБлю.

А стонущая по моцарелле «пятая колонна» обыграла в следующем стишке вечный лозунг времен НЭПа«Ешь ананасы, рябчиков жуй, // День твой последний приходит, буржуй»:

Слышатся стоны
От пятой колонны:
«Где моцарелла?»
«Где маскарпоне?»
Хватит скулить,
Бездуховный буржуй!
Ешь наш российский
Плавленый …сыр!

Не остались в стороне и украинские коллеги. Вот текст из Киева:

Русский: А у нас в квартире газ, а у вас?
Украинец: А у нас есть что пожрать...
Русский: Млять…

Поток санкций и антисанкций, в котором мы живем, уже стал постоянной мишенью для анекдотов. Ничего другого по отношению к происходящим вокруг событиям мы, увы, сделать не можем. Единственный же выбор, который нам остается, описан следующим образом:

Москвичи сами выберут себе санкции при помощи приложения «Активный гражданин».

Александра Архипова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(169):

1 234 ... +1
18 +27−9Awesome 15:02:59
11/08/2014
-4 +10−14Валерий Егоров14:33:57
11/08/2014
И здесь умудрились элегантно помочь пятой колонне Россию обоср@Ть.
Правительство и Путин это еще не Россия.
18 +24−6Злой Доктор14:52:34
11/08/2014
Долго пытался вспомнить, чего такого импортного подсанкционного я в последнее время ел. Кроме йогуртов от Валио и литовской сметаны ничего в голову не пришло. Переживу.
14 +20−6Alex Merkator19:25:41
11/08/2014
Комментарий удалён.
Зажрался народ)
Московские мажорики за пармезан Родину продать готовы)
Тьфу, стадо)
14 +19−5Злой Доктор15:34:29
11/08/2014
5 +9−4Владимир Кричевский15:29:37
11/08/2014
Так дело не в том, что продуктов не будет. Просто половина объема с рынка уходит, а спрос не меняется. Что будет с ценами, как считаете?
Цены вырастут, но не особо сильно, а кое-где и упадут. Как пример - в Орле знаю директора одной небольшой агрофирмочки, молочка, мясо. Так он еще два года назад готов был увеличить производство втрое при той же низкой цене, что у него была, мощности хватало, но не мог - ритейлеры продукцию не брали, у них договоры с крупными производителями, им так проще, а мелочь вынуждена была ютиться по мелким сетям и отдельным магазинам. Так что для них это шанс, главное правительству не просрать его опять и поддержать.
12 +13−1toxotai romanian15:16:35
11/08/2014
2 +5−3Alexander Mayorov14:58:45
11/08/2014
Ещё одна статья про критику чистого разума и Роскомнадзор запретит ленту.
Да какая критика, если каждая шутка с претензией на остроту помечается выражением "Не самый удачный"
11 +15−4Антон Федонин15:37:02
11/08/2014
Всем доброго времени суток!
Дамы и господа, меньше паники и праздных настроений!
Поверьте, мидии, сыры, ананасы и прочие радости есть и в других странах. Высокие технологии мы получали независимо от поправки "Джексона с веником". Хватит истерить в сети... Если нет тем для общения или собственных мозгов, угомонитесь...
11 +13−2Злой Доктор15:27:45
11/08/2014
-1 +6−7Mihail Izvekov15:12:47
11/08/2014
Примерно: 40% кур, 30% свинины. 100% селедки, 40% молока. Это то что Вы съели сами. Здесь же 100% черного. красного, белого перца, мускатного ореха и колбасной оболочки. Ну еще можно перечислить кондитерские изделия, сливочное, подсолнечное, масло. Все не так радужно как кричат власти, к сожалению не обеспечивает РФ население продовольствием на 100%. Причем не миногами с устрицами и донышками артишоков а элементарными молоком мясом овощами и фруктами.
Да молоко я люблю импортное. Белорусское. Куры - только российские, увы. Свинина - тоже, проверенная. Колбаса - ладно, переживем, не так уж и часто ее ем. Растительное масло? Не знаю, может быть и импорт в нем, хотя, судя по тому, что я вижу, когда еду к теще - проблем с маслом быть не должно, поля плотно подсолнечником засеяны и в Тульской, и в Орловской области. Конфеты и сладкое не ем, вообще. С селедкой не особо ясно, хотя, если есть возможность - беру каспийский залом. Перец, мускат и прочие специи идут не только из Европы, так что, думаю переживем, азиаты расстараются.
11 +14−3Андрей Лебедев14:59:12
11/08/2014
Не знаю, мне кажется эта ситуация более раздута, чем таковой является. Много ли у нас народа ДорБлю закусывает вечерком? Да не спорю, иногда бывает но в основном не так уж страшно. Я пока не заметил очередей.
10 +11−1Сергей Кликунов15:31:42
11/08/2014
5 +9−4Владимир Кричевский15:29:37
11/08/2014
Так дело не в том, что продуктов не будет. Просто половина объема с рынка уходит, а спрос не меняется. Что будет с ценами, как считаете?
наши продавцы и более не значительные события используют для поднятия цен, а тут такое!!! Как пройти мимо такого жирного куска.
9 +9−0nadinca0919:35:58
11/08/2014
3 +9−6Awesome 15:05:08
11/08/2014
Мне до Москвы 700 километров, но я люблю вкусно поесть не меньше чем москвичи. Запасы нормальных сыров в магазинах пока есть, потом придется переться в Финляндию за ними.
А я и до этого только российские сыры покупала, пармезан вообще не продается в нашем райцентре :), а остальные мне все равно какие... а на день рождения в сентябре местных курочек куплю и свининки свеженькой на шашлычок. Овощи сама выращиваю, молочко беру от соседской коровки... вот за цены немного переживаю, в сентябре на пенсию...:(
8 +9−1Оксана Гапонова17:51:36
11/08/2014
"Признаться,я знавал еще семейки, где наше хаят и бранят, где с умилением глядят на заграничные наклейки...... .а сало русское едят.... .С.Михалков (Тем,кто очень плохо знает российскую глубинку,хочу сообщить,что сало не только прерогатива Украины)
7 +7−0Злой Доктор15:44:56
11/08/2014
0 +1−1Владимир Кричевский15:39:43
11/08/2014
Я вот что-то сомневаюсь, что ритейлеры делают как проще. Я все-таки думаю, они делают как дешевле. Крупные производители могут предложить лучшую цену. Эта проблема никуда не уйдет.
Там другое. Цена у мелких может быть даже ниже, но проблема с логистикой - сеть берет сразу огромные объемы и ассортимент у ОДНОГО производителя (тот же Вимбмльдан или Валио), причем доставка - за счет него же. А мелкие вынуждены курить в сторонке. И из за отсутствия сбыта не могут расширяться - продукция просто протухнет. Замкнутый круг.
7 +8−1Злой Доктор15:38:29
11/08/2014
14 +19−5Злой Доктор15:34:29
11/08/2014
Цены вырастут, но не особо сильно, а кое-где и упадут. Как пример - в Орле знаю директора одной небольшой агрофирмочки, молочка, мясо. Так он еще два года назад готов был увеличить производство втрое при той же низкой цене, что у него была, мощности хватало, но не мог - ритейлеры продукцию не брали, у них договоры с крупными производителями, им так проще, а мелочь вынуждена была ютиться по мелким сетям и отдельным магазинам. Так что для них это шанс, главное правительству не просрать его опять и поддержать.
А так, вообще, он рассказывал, что на цену продукции больше всего влияет цена на топливо и электричество, а остальное довольно слабо. А вот жадность продавцов бензина, которые цены повышают при любом раскладе - это п-ц. Вот тут надо регулировать цены и яйца им защемлять.
7 +12−5Злой Доктор15:05:25
11/08/2014
7 +12−5Сергей Кликунов14:59:18
11/08/2014
ты даж не представляешь сколько импортных составляющих в российских продуктах которые ты каждый день ешь.
Например? Я ем кур и свининку (корма не запрещали ввозить), редко - колбаску (без всяких добавок будет лучше), рыбку (селедку и карпиков с местного рыбхоза), молоко. Да, еще кофе люблю, кубинский, но его я сам привожу. Фрукты и овощи - свои. Где импорт?
7 +12−5Сергей Кликунов14:59:18
11/08/2014
18 +24−6Злой Доктор14:52:34
11/08/2014
Долго пытался вспомнить, чего такого импортного подсанкционного я в последнее время ел. Кроме йогуртов от Валио и литовской сметаны ничего в голову не пришло. Переживу.
ты даж не представляешь сколько импортных составляющих в российских продуктах которые ты каждый день ешь.
6 +6−0Злой Доктор16:13:07
11/08/2014
0 +2−2Владимир Кричевский15:59:45
11/08/2014
Согласен, это проблема. Но санкции ее не решат.
Х.з., будем надеяться, что мелким производителям поможет уход крупных импортных - сети будут вынуждены искать поставщиков, это все-таки шанс.
6 +8−2Рафаэль Камашев15:50:25
11/08/2014
5 +9−4Владимир Кричевский15:29:37
11/08/2014
Так дело не в том, что продуктов не будет. Просто половина объема с рынка уходит, а спрос не меняется. Что будет с ценами, как считаете?
Сначала небольшое повышение цен, потом перестройка на новых поставщиков и стабилизация. У нас цены растут не из-за высокого спроса, а из-за наличия посредников. Если их убрать, цены упадут даже сейчас.
5 +8−3Поджог Сараев16:38:53
11/08/2014
не зря в России московских не любят, судя потому че они жрут, полные извращенцы
5 +7−2Stanislav Fedorov16:24:15
11/08/2014
0 +1−1Виктор Моршнев16:12:31
11/08/2014
прочитал. купил плавленный сыр "дружба". куплю еще...
но совет. не покупайте дешевый..
Дешевого скоро не будет, всё ок.
5 +9−4Владимир Кричевский15:29:37
11/08/2014
11 +13−2Злой Доктор15:27:45
11/08/2014
Да молоко я люблю импортное. Белорусское. Куры - только российские, увы. Свинина - тоже, проверенная. Колбаса - ладно, переживем, не так уж и часто ее ем. Растительное масло? Не знаю, может быть и импорт в нем, хотя, судя по тому, что я вижу, когда еду к теще - проблем с маслом быть не должно, поля плотно подсолнечником засеяны и в Тульской, и в Орловской области. Конфеты и сладкое не ем, вообще. С селедкой не особо ясно, хотя, если есть возможность - беру каспийский залом. Перец, мускат и прочие специи идут не только из Европы, так что, думаю переживем, азиаты расстараются.
Так дело не в том, что продуктов не будет. Просто половина объема с рынка уходит, а спрос не меняется. Что будет с ценами, как считаете?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь