Их любимый sputnik

21:15 11/10/2013 Наука и техника
Их любимый sputnik

Газета «Ведомости» опубликовала статью, из которой следует, что в России в начале 2014 года появится государственный поисковик. Называться он будет «Спутник», разместится по адресу sputnik.ru (сейчас для входа нужны логин и пароль); потратили на него три года и 20 миллионов долларов. Уже якобы проиндексирована значительная часть рунета.

Разрабатывает поисковик компания «КМ-Медиа». До недавнего времени она принадлежала «Кириллу и Мефодию», теперь — дочке «Ростелекома». Предполагается, что «Спутником» будут пользоваться государственные служащие.

По отдельности каждый из этих фактов понятен. Но чем дальше читаешь, тем отчетливее вспоминаешь известную картинку: «Вот так, с помощью нехитрых приспособлений, буханку белого (или черного) хлеба можно превратить в троллейбус… Но зачем?!»

С какой стороны ни посмотри, разработка собственного поисковика государству не нужна. И дело даже не в стартовых деньгах — на обслуживание, в конечном итоге, уйдет гораздо больше. Просто разработка поисковика при современном развитии технологий требует невероятных усилий.

Это одна из самых бурно развивающихся и алгоритмически, математически сложных, ресурсо- и наукоемких отраслей знания. Достаточно сказать, что из трех с половиной вышедших томов культового «Искусства программирования» Дональда Кнута один целиком посвящен вопросам поиска и сортировки — то есть областям, без которых невозможно представить себе как поиск, так и ранжирование результатов.

Нет ни одной причины, по которой государству следовало бы ввязываться в поисковую гонку вооружений. Чтобы просто оставаться на месте, ее участникам, по меткому выражению Черной Королевы, приходится бежать со
всех ног, что означает наем десятков сотрудников и сотни миллионов долларов расходов. Пожалуй, даже наладить с нуля производство национальных смартфонов проще, чем пытаться пройти заново двадцатилетний путь частного капитала в области поисковых технологий.

Когда властям нужна экспертиза, которой они не имеют, назначается тендер, нанимаются знающие люди. И даже со всеми своими технологиями не всегда справляются со сложнейшими задачами. Помните, была забава — ввести в поиск школьного портала «мокрые киски» и попытаться найти хоть одного котенка?

Думаете, это потому, что поиск плохой? Нет, просто это только со стороны кажется, будто фильтровать опасный контент легко. На деле эта задача до конца никем не решена, и решена не будет. Чтобы мусора в ответе поисковика стало меньше, а мокрые киски не выскакивали на каждом запросе, нужны лучшие мозги планеты. Нужны лучшие, прорывные технологии машинного обучения, огромные массивы данных, понимание привычек и поведения пользователей (у чиновников ведь тоже разные потребности). Все это не делается ни за год, ни за три, ни за пять.

И, говорят, люди из «Спутника» уже проводят собеседования с сотрудниками крупных поисковиков. Ей-богу, с такой звериной серьезностью лучше те же деньги отдать школам с математическим уклоном. Тамошние ученики гарантированно принесут государству больше пользы, если займутся поисковыми технологиями в «Яндексе», Google или Mail.ru.

Вместо этого власти с упорством, достойным лучшего применения, пытаются запустить sputnik на орбиту. Поскорее бы он, что ли, рухнул.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(418):

12 3 456 ... +1
5 +6−1Silent 11:02:48
12/10/2013
помниться минобороне выделили деньги на создание патриотичной игры,деньги освоили и создали тетрис
5 +6−1Алексей Кипарисов00:26:58
12/10/2013
Александр, Ваши бы слова да государству в уши, но только все это очень напоминает мучения эксперта Петрова в рассказе про семь красных перпендикулярных линий
4 +5−1Bu Bu17:59:37
12/10/2013
-43 +0−43Превед Главред10:04:14
12/10/2013
А те, кто против спутника, против российских законов и против российских властей в целом трындят, тоже по паспорту вроде как русские. А душок чужой исходит ;)
"...А душок чужой исходит ;)..."

Вот именно для таких поцтреотов и будет создан родной до боли поисковик. Так акромя стандартных вариантов поиска, как то "web", "image", "youtube" и т.д., будет еще раздел "душок" с расширением поиска "с душком", "с чужим душком" и "врага надо знать в лицо"
4 +5−1Данила Прохоров13:22:34
12/10/2013
Не знаю как на счет поисковика, а вот свою операционку для гос. учереждений на базе какого нибудь линуха давно пора сделать. Не только из соображений информационной безопасности, огромные деньги тратятся на закупку окон.
4 +5−1Андрей Воробьев12:53:24
12/10/2013
6 +6−0Александр Амзин11:21:21
12/10/2013
Спасибо, я думал об этом повороте (нацбезопасность), когда писал. Во власти не дураки сидят - для глубокого внедрения еще по крайней мере недавно нужен был аудит программного кода, а для хороших отношений с поисковиками до сих пор есть куча механизмов, начиная с приснопамятной золотой акции.

Собственно, с точки зрения внутренней механики все становится на место со слов "Ростелеком", здесь вы правы.

Другое дело, что мне, колумнисту, ужасно не нравится направление, в котором тратится государственный ум. Запасы ума во вселенной ограничены. Как-то так.
Помнится года 2-3 назад было много разговоров про национальную ОС. Даже проэкты, что с 2014 г гос.учреждения на нее пересаживать будут. У нашей конторы есть заказчики среди них, так мы с дуру начали смотреть, как нам наши работы переводить на линух. Что просто, что большой работы потребует...
Так где ОС и где деньги на нее выделенные.
Если государство за что то берется, пусть даже ради национальных интересов, то результат в большинстве случаев один, деньги потрачены, выход, если не 0, то гумно.
4 +5−1Aleksey Boyko03:41:49
12/10/2013
-6 +0−6Голохвастов Анатолий03:15:22
12/10/2013
Телевизор изобрел русский. В качестве домашнего задания найди фамилию этого человека, подсказка, она начинается на букву З.
В космос, как искусственный спутник, так и человека первыми запустили русские. Я понимаю, что на курсах по адаптации к реальной жизни на новой родине факты конечно другие, но не настолько же!
А вы уже смотрю и русский язык начали подзабывать.
Да он троллит просто, вы шо так серьезно-то?
Гражданин З., кстати эмигрировал после революции в штаты, и изобретение свое в 1923 году запатентовал уже как американский гражданин.
Сергей Брин тоже в Москве родился, но только не любит он это место.
Вообще, интересная тенденция, что да, вроде американцы всего наизобретали, но двигали чаще всего эмигранты 0-го поколения..
3 +3−0Вася Пупкин11:51:22
13/10/2013
Уважаемый автор! Причина банальна и примитивна. Помимо очередного распила бабла на бюджетном проекте и возможности фильтровать неугодный контент по указке сверху. Это банальная диверсификация рисков. Думаете, просто так ЕС, Китай, Индия включились в гонку систем глобального позиционирования? Есть же GPS! Зачем?? Нет, просто страны не хотят все яйца в одной корзине хранить. В случае чего США прикрутит гайки и ограничит выдачу координат для чужих приёмников. Так же и с Гуглом. После скандала с проектом PRISM, более чем уверен, национальные поисковые системы будут плодиться как грибы после дождя. Притом не только в тоталитарных странах вроде нас, России. Никто не захочет статистику своих поисковых запросов скармливать АНБ.
3 +3−0Андрей Гусев13:45:55
12/10/2013
-8 +0−8curve pudel03:18:17
12/10/2013
Эта хорошая идея, для многих появятся вакантные места и какие-то возможности совершенствования в достаточно интересной теме.

Надо понимать, что Яндекс вообще ничего не изобрел, это большой велосипед длиною в 16 лет, перевод книги доступной для скачивания
Ссылка на nlp.stanford.edu

Которую они умудрятся продавать
Ссылка на www.ozon.ru

Действительно. Купите форд начала века, катайтесь на нем и рассуждается о велосипеде 100-летнем и, что современные автопроизводители ничего не придумали. Еще можете попробовать его продавать.
3 +3−0Семен Семеныч13:31:46
12/10/2013
-31 +6−37X X21:03:35
11/10/2013
Я вот одного не могу понять почему автор упорно не хочет допустить мысли, что во первых в России самые лучшие в мире программисты, а во вторых спутник не для него не нужен не пользуйся!
Ну так если бы его делали на частные деньги, у автора и претензий бы не было.
3 +3−0Петр Титов10:29:11
12/10/2013
-6 +1−7Александр Ляндрес10:08:03
12/10/2013
Я конечно не любитель конспирологических теорий, но факт, что наши коммерческие запуски проходят на ура, а запуски российских спутников периодически срываются заставляет задуматься. Причем выводящая спутники на орбиту платформа одна и та же. Очень похоже на действие крота косящего под русского разгильдяя.
Намекаете на то, что Светлейший Князь Владимир Красно Солнышко внедрил "специалистов по датчикам скорости"(с) и в родную "кговавую гэбню"(с) тоже? (:cry:)
3 +5−2Голохвастов Анатолий03:17:13
12/10/2013
Интересно, есть ли область человеческих знаний, умений и навыков в которых г-н Амзин не является экспертом?
3 +6−3Андрей Кузнецов22:06:48
11/10/2013
1 +15−14Максим Максимов21:08:45
11/10/2013
омериканцы изабрели интирнет, виндоувсы, тилифоны и тиливизоры, и дажи на луне пабывали, а что сделоли расияни? они только и могут, что водку жрать, да на пичи волятся, это дажи школьнике знают
Не справедливо! Росияни сделали Скольково!!
2 +3−1Yevgeny Taradayko21:29:06
13/10/2013
Это ж как нужно не любить свою страну, чтобы написать такую статью или каким маргиналом нужно быть чтобы не понимать для чего серьезной стране нужен свой поисковик.
2 +2−0Alex Goretsky10:22:49
13/10/2013
Российская власть смотрит на Китай и на его интернет-цензуру, на их национальный поисковик Baidu - и стремится так же сделать и в России. Через ICANN не удалось продавить предложение глобального цензурирования поисковых выдач - теперь заходят с другой стороны.

Вот и вся правда о Sputnike.
2 +2−0curve pudel00:38:58
13/10/2013
6 +6−0Александр Амзин11:21:21
12/10/2013
Спасибо, я думал об этом повороте (нацбезопасность), когда писал. Во власти не дураки сидят - для глубокого внедрения еще по крайней мере недавно нужен был аудит программного кода, а для хороших отношений с поисковиками до сих пор есть куча механизмов, начиная с приснопамятной золотой акции.

Собственно, с точки зрения внутренней механики все становится на место со слов "Ростелеком", здесь вы правы.

Другое дело, что мне, колумнисту, ужасно не нравится направление, в котором тратится государственный ум. Запасы ума во вселенной ограничены. Как-то так.
Александр, моё мнение такое: создание поисковика - это вклад в науку, в возможность для студентов применять свои знания и развиваться. Возможно, что было подсчитано, что это покупается и в дальнейшем принесёт прибыль. У яндекса капитализация 10 миллиардов.
2 +3−1Tir Manma00:04:07
13/10/2013
Пронализируем сей плод оппомысли:

1 ------------------------------------------------
Автор: "Это одна из самых бурно развивающихся и алгоритмически, математически сложных, ресурсо- и наукоемких отраслей знания"
------------------------------------------------
Я: Если область "бурно развивается", это значит, там ещё есть возможности открыть/создать что-то действительно новое. Почему не взяться? А, понятно, если русские серьёзно этим займутся, слишком велика вероятность, что они там скоро займут лидирующие позиции...
2 --------------------------------------------------
Автор: "Достаточно сказать, что из трех с половиной вышедших томов культового «Искусства программирования» Дональда Кнута один целиком посвящен вопросам поиска и сортировки"
---------------------------------------------------------
Я: "достаточно" 1т. Кнута? Было бы достаточно Кнута, так отрасль бы не была "бурно развивающейся". Развивается именно потому, что знаний накоплено ещё НЕДОСТАТОЧНО. Подумаешь, испугал толстой книжкой. Да нормальный специалист таких книжек прочитывает сотни, и ещё свои собственные пишет. Просто детский лепет какой-то: "Детки, не идите в старшие классы! Там книжки надо читать!"
3 -------------------------------------------------------------
Автор: Нет ни одной причины, по которой государству следовало бы ввязываться в поисковую гонку вооружений.
---------------------------------------------------------
Я: Причин очень много: 1. независимость невозможна без информационная независимости. 2. Для того чтобы создавать сверхтехнологии, нужно овладевать имеющимися на сегодняшний день. 3. Любой крупный проект приводит к увеличению суммы знаний и в смежных областях.
2 +2−0demm4521:12:57
12/10/2013
-1 +3−4Олег Бармин17:44:19
12/10/2013
Разница в том, что нужно выбирать проекты, которые потянешь. Для разработки проекта уровня серьезного поисковика у них нет ни опыта, ни команды.
А где по вашему можно взять опытную команду? Если ничего не делать.
2 +2−0alexander nadolinski19:07:52
12/10/2013
Ссылка на ru.wikipedia.org
Вот аналогичная китайская подделка.
По количеству обрабатываемых запросов поисковый сайт «Байду» стоит на 3 месте в мире (3 млрд 428 млн; с долей в глобальном поиске 5,2 %)[2]. С запуском японской версии уверенно обогнал Bing.
Baidu также имеет онлайн-энциклопедию — Энциклопедию Байду, которая обогнала Китайскую Википедию.
В индексе Байду содержится свыше 740 млн веб-страниц, 80 млн изображений и 10 млн медиафайлов[3].
2 +2−0zlrkprlc18:49:57
12/10/2013
-14 +3−17Comrade Mauser04:44:51
12/10/2013
"Поскорее бы он, что ли, рухнул." --- это уже паранойя. Может, автору купить себе спальный мешок и поселиться на Болотной площади?
для того что бы оно полетело надо вкладывать денежки в экспоненциальной пропорции, Яндекс и Гугл зарабатывают эти денежки сами, движок который сильно отстаёт по качеству будет зарабатывать 0, соотв. все деньги пойдут из бюджета.
2 +2−0zlrkprlc17:38:19
12/10/2013
-8 +0−8Vasya14:11:37
12/10/2013
>Потом подмешивает туда свои результаты
Это самый интересный момент. Дело в том, что партнерский поиск предполагает широкие возможности по обработке результатов. Как сказано в этой статье, mail.ru нужен поиск по большой базе. Если вы считаете, что даже ранжирование провайдеру целесообразно проводить на своём железе - флаг в руки.
А сфинксу без разницы какую базу индексировать, кажется, вы путаете сбор информации с сайтов и поиск по ней. Соберите с помощью паука несколько сайтов в одну базу и всё.
Ваш комментарий в какой-то степени подтверждает мою точку зрения, что поисковики готовы делиться и что основное не надо изобретать с нуля.
иначе говоря не считайте коммерческие фирмы благотворительным организациями.
то что даёт им конкурентное преимущество просто так они вам не расскажут - а то что расскажут быстро вы реализовать не сможете.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь