Скифский ядерный щит

09:45 23/05/2013 Силовые структуры
Ладожское озеро
Ладожское озеро

Петербургское конструкторское бюро «Рубин» и миасский Государственный ракетный центр имени Макеева завершили создание баллистической ракеты «Скиф», способной длительное время находиться в режиме ожидания на морском или океанском дне и по команде поражать наземные и морские цели. Испытания ракеты намечены на конец июня 2013 года, и если они окажутся успешными, носитель передадут на госиспытания Министерству обороны. Однако последующее принятие ракеты на вооружение может осложнить политические взаимоотношения России с другими странами, поскольку действующий договор с США не предусматривает размещения стратегического вооружения вне подводных лодок под толщей воды.

Заводские испытания перспективной баллистической ракеты должны состояться на дне Белого моря. Как пишет газета «Известия», для установки носителя будет использоваться опытовая дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров» проекта 20120, уже модифицированная для выполнения такой задачи. Корабль оснащен торпедным аппаратом диаметром около метра и дополнительными цистернами балласта, которые должны сохранить устойчивость и положение подлодки под водой после сброса ракеты. В ходе испытаний будет проверена ракета и система ее погрузки в море с корабля на подводную лодку. В ГРЦ имени Макеева разработку «Скифа» подтвердили, однако подробности проекта раскрывать не стали.

Впервые о возможности создания баллистических ракет донного базирования военные заговорили еще в первой половине 1960-х годов, однако конкретных шагов для реализации масштабных проектов предпринято не было. Размещение стратегического оружия на морском дне сулило практически полную секретность позиций ракет, недоступность для подводных кораблей противника и, соответственно, небольшое преимущество в гонке ядерных вооружений. Кроме того, подводное размещение носителей ядерного оружия позволило бы несколько сэкономить на военных расходах, поскольку места базирования таких ракет не нуждались бы в усиленной охране и защите от поражения.

В 1970-х годах США от идеи размещения ракет на дне отказались, сделав ставку на строительство подземных ракетных шахт с высокой степенью защиты, в том числе и от ядерного удара. СССР же во второй половине 1980-х приступил к разработке облика перспективных донных ракет и задания на их создание, а в начале 1990-х Министерство обороны заказало у ГРЦ имени Макеева разработку такого оружия. Проект ракеты засекречен. Известно только, что предположительно в 2005 году началось производство первых опытных образцов ракет донного базирования, а в 2008-м были проведены первые испытания перспективного вооружения. В 2009 году опытный образец отправили на доработку.

Любопытно, что по классификации НАТО обозначение «Скиф» (SS-N-23 Skiff) имеют жидкостные трехступенчатые баллистические ракеты подводных лодок серии Р-29РМ, поступившие на вооружение в 1986 году. В настоящее время на вооружении России стоят ракеты Р-29РМУ2 «Синева», а с февраля 2012 года в ВМФ поступают модернизированные носители Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Эти ракеты являются основным вооружением стратегических атомных подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин». Носители ядерных боеголовок разработаны ГРЦ имени Макеева. Имеют ли «Скиф» и ракеты «Синева» и «Лайнер» общие черты, неизвестно.

Какие именно технические решения используются в новой ракете, также пока неизвестно. Вероятнее всего речь идет даже не о самом носителе ядерных боеголовок (поскольку для экономии средств и времени в проекте можно использовать ту же «Синеву» с минимальными доработками, а то и вовсе без них, или новую Р-30 «Булава-30»), а о специальном контейнере для хранения ракеты на глубине и ее запуска. Такой контейнер должен длительное время оберегать ракету от чрезмерного давления, коррозионного воздействия окружающей среды и обеспечивать связь и обмен информацией с командным пунктом. Перед запуском такой контейнер может всплывать и, достигнув допустимой для пуска глубины (около 50 метров для баллистических ракет подводных лодок), давать старт носителю.

Вероятнее всего, для еще большего упрощения конструкции в контейнере могут использоваться балластные цистерны с системой продувки сжатым воздухом. Это позволит переводить контейнер из горизонтального в вертикальное положение и обеспечивать всплытие. Такое решение значительно упрощает установку ракеты под водой ─ для этого подводной лодке необходимо будет лишь сбросить контейнер, убедиться в работоспособности его систем и надежности связи с ним, а затем вернуться на базу. За все остальные действия будет отвечать уже сама донная пусковая установка. Неясным остается только одно: каким образом планируется организовать связь командного пункта с ракетой, находящейся под водой?

Между тем оперативной необходимости размещения баллистических ракет на донных пусковых установках у России в настоящее время нет. Государственной программой вооружений развитие морского компонента ядерной триады России предусмотрено, однако речь идет лишь о модернизации имеющихся подводных лодок проекта «Дельфин» и их переоснащении ракетами «Лайнер», а также о закупке восьми новых подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей», вооруженных «Булавой». Развитию морского компонента триады уделяется большое внимание, поскольку именно подлодки способны вести скрытное (до пуска баллистических ракет) боевое патрулирование и постоянную смену местоположения носителей ядерных боеголовок.

Кроме того, в отличие от подводных лодок, которые могут свободно перемещаться практически по всему Мировому океану, использование донного стратегического оружия значительно ограничено международными соглашениями. В 1972 году вступил в силу договор «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения», или, если короче, «Договор по морскому дну». Этот документ к настоящему времени подписали 94 страны мира (из стран «ядерного клуба» договор не подписали Франция, Пакистан и Северная Корея). Документ запрещает размещение ядерного оружия на морском или океанском дне за пределами 12-мильной прибрежной зоны.

Таким образом, в случае принятия на вооружение Россия сможет разместить новые донные ракеты проекта «Скиф» только во внутренних водоемах, а также в своих территориальных водах Тихого и Северного Ледовитого океанов. При этом наибольшая скрытность размещения может быть обеспечена только при установке донных ракет во внутренних водоемах с большими глубинами, например, в Ладожском озере (максимальная глубина ─ 230 метров, средняя ─ 51 метр), Каспийском море (наибольшая глубина ─ 1025 метров, средняя ─ 208 метров) или Саяно-Шушенском водохранилище (наибольшая глубина ─ 220 метров у плотины Саяно-Шушенской ГЭС, наименьшая глубина ─ 30 метров).

Наконец, постановка ракет «Скиф» на вооружение может осложнить политические взаимоотношения России с другими странами, в первую очередь с США. Подписанный Москвой и Вашингтоном в 2010 году и вступивший в силу в 2011 году договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) не предусматривает создания и размещения носителей ядерного оружия донного базирования. Это означает, что при принятии ракет на вооружение Москве придется договариваться с Вашингтоном о внесении в действующий документ поправок. Американцы, вероятнее всего, на такие поправки не согласятся или, в обмен на согласие, будут настаивать на смягчении позиции России по вопросу развития ЕвроПРО.

Разработку донного ракетного комплекса «Скиф» российское Министерство обороны пока официально не подтвердило. О том, что такие комплексы включены в госпрограмму вооружений России до 2020 года, ранее не сообщалось, хотя, скажем, официально известно, что программа включает в себя разработку новой баллистической ракеты большого радиуса, которая должна будет заменить устаревшие Р-36М2 «Воевода». Какие-либо однозначные выводы о «Скифе» делать пока рано. Не исключено, что проект, стартовавший еще при СССР, так и останется проектом, а полученные наработки будут использованы в других военных областях.

Василий Сычев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(390):

1 ... 101112 13 141516 ... +1
0 +0−0Draxx I15:38:44
24/05/2013
2 +2−0Draxx I15:36:56
24/05/2013
Именно, их просто могут стырить. Большой глюк оставлять ядерную начинку без присмотра. А вот противокорабельные ракеты, вполне. Можно одноразового использования, пригодятся например при прохождении АУГ и субмарин поблизости.
Точнее не ракеты а торпеды.
0 +0−0Мих Пух15:03:03
24/05/2013
0 +0−0ASLR100014:22:51
24/05/2013
>> Бред... в режиме ожидания система может находиться сутками, и потреблять копейки.
даже сухопутные тополь-м постоянно потребляют в режиме ожидания для поддержания микроклимата в транспортно пусковом контейнере, а здесь ракета на дне моря, да еще связи и т.п.
>> На сверхдлинных? Ну да... выдадут... с точностью до половины длины волны можно будет запеленговать... +-1800 км. Очень точно, согласитесь )))
да запеленгуют, хотя бы сначала +- 1800, потом по интенсивноси сузят район возможного базирования и пройдутся частым гребнем глубинными бомбами.
Вобщем бред это, если и ставить где то, во внутренних водах, а это уже не то.
площадь круга pr2 представьте площадь поиска
0 +0−0ASLR100014:22:51
24/05/2013
10 +10−0Stalko7613:44:36
23/05/2013
>> питать электронику полюбому нужно,
А какая проблема в век ядерных технологий, или с учетом халявного электролита за бортом?
>> а это никак не меньше 100 Вт.
Бред... в режиме ожидания система может находиться сутками, и потреблять копейки.
>> средства связи сразу же её выдадут.
На сверхдлинных? Ну да... выдадут... с точностью до половины длины волны можно будет запеленговать... +-1800 км. Очень точно, согласитесь )))
>> Бред... в режиме ожидания система может находиться сутками, и потреблять копейки.
даже сухопутные тополь-м постоянно потребляют в режиме ожидания для поддержания микроклимата в транспортно пусковом контейнере, а здесь ракета на дне моря, да еще связи и т.п.
>> На сверхдлинных? Ну да... выдадут... с точностью до половины длины волны можно будет запеленговать... +-1800 км. Очень точно, согласитесь )))
да запеленгуют, хотя бы сначала +- 1800, потом по интенсивноси сузят район возможного базирования и пройдутся частым гребнем глубинными бомбами.
Вобщем бред это, если и ставить где то, во внутренних водах, а это уже не то.
0 +0−0Alex Azarov10:57:07
24/05/2013
1 +1−0Мих Пух15:56:09
23/05/2013
не не не я про сверх длинные, я может просто не в курсе, но там соответсвующая антенна должна быть. вы там антенну собираетесь многокилометровую разворачивать?

думаете ее потом будут по излучаемому радиосигналу как то искать? огромный объект правильной геометрии, эхолот.... это не говоря уже о том что эта антенна будет в несколкьо десятков раз больше самого пускового контейнера. но повторяю может я просто ошибаюсь насчет размеров таких передатчиков.
не ошибаетесь..передатчики небльшие..а вот антенны..они просто очень длинные..
0 +1−1Alex Azarov10:52:41
24/05/2013
-18 +7−25Anton Timohin11:42:36
23/05/2013
этого никто нам не даст сделать. 2-й карибский кризис хотите?
а кто об этом узнает??..постановка ведется скрытно..
0 +1−1Vasiliy Sytchev09:38:00
24/05/2013
3 +3−0Yura Sudakov15:03:58
23/05/2013
Что за ерунда - "СНВ-3 не предусматривает развитие или создание такого оружия и потому придётся договариваться с США..."? Издание точно "иностранный агент". СНВ-3 - это договор о привидении количественного ядерного потенциала к определённым цифрам, а не договор определяющий развитие или условия разработки и постановки на вооружения какого либо вооружения. Если исходить из глупой логики автора статьй, то России при разработке и поставки на вооружения какого-либо образца оружия надо по СНВ-3 постоянно спрашивать разрешения у США. Скажите, автор, а почему не спросили разрешения по булаве или Лайнеру или Яхонту...??? Так что не городите чепуху.
Скажите, а Вы текст договора когда-нибудь внимательно читали?

Ссылка на news.kremlin.ru

Настоятельно рекомендую Вам ознакомиться с пунктом 8 статьи III. И "Ярс", и "Булава", и "Бореи" в нем перечислены. Включение "Лайнера" в договор не обязательно, потому что это не новый тип стратегического оружия, а модернизация уже имеющейся "Синевы". "Яхонт", он же "Оникс", в договор не включен по простой причине - соглашение касается только стратегических наступательных вооружений, а П-800, как ни крути, стратегической ракетой никак не является.
0 +0−0Мих Пух09:18:41
24/05/2013
0 +1−1Leon Pauker07:24:36
24/05/2013
А американский спутник это не заметит как какой то русский корабль с чем то возится в середине океана?
они предполагают что это все будет производится подводными лодками.
0 +0−0Super Duck08:46:11
24/05/2013
22 +29−7Округ Инфо10:38:04
23/05/2013
В любом случае России нужно иметь технологии и ядерные ракеты донного базирования. Сегодня США строят евроПРО, завтра ещё затеют какую-то гадость у границ России, так что Россия должна иметь ответную увесистую ядерную дубинку. Разместим донные ракеты вблизи побережья США с обоих сторон и у Кубы, и евроПРО окажется бесполезной тратой денег американцами.
Во-первых по международному законодательству такая установка станет совершенно официально добычей любого кто ее найдет, даже частного лица. Во-вторых в эпоху донных тралов (а 4 километра глубина траления вполне обычное явление) уже через год сия установка будет опутана капроновыми канатами и стальными тросами. В третьих - вообще как по мне не очень этично утыкивать океанское дно ядерными боеголовками не имея возможности произвести эвакуацию системы в 90% случаев в разе отказа. А если мозги проглючит а какой нибудь северокорейский траулер эту байду возьмет на буксир и приволочет в порт приписки? Что объяснять мировому сообществу?
0 +0−0Stalko7608:22:10
24/05/2013
0 +0−0Алексей Кузнецов22:49:10
23/05/2013
Да ну? Пораньше всё-таки... Горбачёв в 1985 начал править... Когда он родился "гонка на лафетах"началась...
>> Да ну? Пораньше всё-таки...
Согласен, перепутал маненько (:joy:)
0 +1−1Stalko7608:15:50
24/05/2013
Комментарий удалён.
>> Для тупых обясняю
Вот и встаньте перед зеркалом и займитесь разговором с самим собой. Ибо несете Вы полную чушь, подгоняя решение под нужный Вам ответ
0 +1−1Leon Pauker07:24:36
24/05/2013
0 +0−0dfgsdfg klasdlfw03:31:01
24/05/2013
Для обслуживания, будет дана команда на подвсплытие, ракету заберут, обслужат и установят снова, хватит бред городить, не нужная ей двухсторонняя связь. Команду приняла - действие выполнила и большего от нее не требуется.
А американский спутник это не заметит как какой то русский корабль с чем то возится в середине океана?
0 +0−0dfgsdfg klasdlfw03:31:01
24/05/2013
-2 +0−2Мих Пух22:11:42
23/05/2013
ну мины и мбр както разный уровень технической сложности вам не кажется? заодно поинтересуйтесь что происходит с ракетами на жидком топливе при длительном хранении. а судя по разработчику там скорее всего она и будет. опять же как боеготовность учитывать будете?
Для обслуживания, будет дана команда на подвсплытие, ракету заберут, обслужат и установят снова, хватит бред городить, не нужная ей двухсторонняя связь. Команду приняла - действие выполнила и большего от нее не требуется.
0 +3−3dfgsdfg klasdlfw03:16:39
24/05/2013
7 +12−5Dmitrii Godunov12:30:16
23/05/2013
Да и не важно это. Соображения о защищенности этих ракет и полной секретности их установки, при том, что еще и связь с ними поддерживать придется - ерунда. Когда они будут установлены за пределами наших вод, там с ними смогут сделать все что хотят. Думаю наши это отлично понимают, поэтому вся эта информация - для поднятия нашего "боевого духа".
"...
Когда они будут установлены за пределами наших вод, там с ними смогут сделать все что хотят.
..."
Вы их найдите для начала, при условии, что
все возможное для их ненахождения сделают, будет нужно придумают как в дно их закопать))).
0 +0−0George Sullivan03:03:52
24/05/2013
1 +4−3Сергей Ирхужин11:40:03
23/05/2013
// что в какой-нибудь сраной Финляндии//

Не хрена себе в "какой-нибудь сраной".. Финляндия по уровню жизни, соц защиты, безопасности, экологии, низкого уровня коррупции, правам и свободам, инновационности экономики, промышленности и науки, входит в мировую пятёрку лидеров и оставляет далеко позади даже Германию, не говоря уже о всяких полудиких США. Про сравнение с РФ я и не заикаюсь..
Не хрена себе в "какой-нибудь сраной".. Финляндия по уровню жизни, соц защиты, безопасности, экологии, низкого уровня коррупции, правам и свободам, инновационности экономики, промышленности и науки, входит в мировую пятёрку лидеров и оставляет далеко позади даже Германию, не говоря уже о всяких полудиких США
^^^^^^^^^^^^^^^^^
Смешной троллик, смотри не лопни. Если смотреть на сравнительную конкурентноспособность стран то за последние несколько лет Финляндия мало чем отличалась от "полудиких" США:

Финляндия: 2012-13 (3), 2011-12(4), 2010-11 (7), 2009-10 (6)
США: 2012-13 (7), 2012(), 2011-12 (5), 2010-11 (4), 2009-10 (2)

Уровень жизни (Human Development Index) за последний год США были на 3-м месте (после Норвегии и Австралии), а развитая Финляндиа - на 21-м месте (!).

По уровню инновационности экономики - Bloomberg's Global Innovation Index: USA (1), Germany (3), Finland (4).

IT industry rankings by country: USA (1), Finland (13).

По уровню промышленности и науки сравнивать Финляндию, глубокую научную провинцию, и США, которые являются абсолютным лидерoм просто смешно. Даже в сравнительных масштабах, скажем по уровню цитируемости научных работ по физике, США нa первом месте, а Финляндии нет даже в первой тридцатке; по биологическим наукам, США на первом месте, Финляндия на 57-м месте.

Среди лучших университетов в мире, десятки вузов США на первых местах, самых лучших университет Финляндии (Хелсинки) - на 109 месте (по другим рейтингам на 400-500 местах).

Пpомышленность: Industry Statistics > Manufacturing output (most recent) by country: USA ( 1st place with $2,305,005,553,569.08; Finalnd - 32nd place with $43,708,310,300.35).
0 +0−0Алексей Кузнецов22:49:10
23/05/2013
4 +4−0Stalko7618:28:54
23/05/2013
>> какой перестройки?
Ну, до 8 годиков-то он же все хорошо помнит, как он утверждает... А вот до двух, когда страну бешено "заперестроило", он вряд ли помнит... Да и не жил он, в принципе, без Меченого... он родился на год позже прихода того к рулю...
Да ну? Пораньше всё-таки... Горбачёв в 1985 начал править... Когда он родился "гонка на лафетах"началась...
0 +0−0Олег Рябов20:36:00
23/05/2013
Если мы в договоре по морскому дну, надо доверить постановку этого добра Северной Корее - она его не заключала.
0 +0−0Stalko7618:47:06
23/05/2013
1 +1−0Алексей Доберман14:45:49
23/05/2013
Для приемника длинная антенна не особо нужна)))поверьте опыту. Правда подвсплыть надо. А кабель конечно надежнее.
Но я думаю, что реально будут работать самолеты-ретрансляторы и подлодки-ретрансляторы, которых у нас достаточно сделано для связи с АПЛ-ками...
0 +0−0Stalko7618:46:02
23/05/2013
1 +1−0Алексей Доберман14:45:49
23/05/2013
Для приемника длинная антенна не особо нужна)))поверьте опыту. Правда подвсплыть надо. А кабель конечно надежнее.
>> Для приемника длинная антенна не особо нужна
При хорошей чувствительности и избирательности... воистину правда (:joy:)
0 +1−1Вова Н17:10:29
23/05/2013
-1 +0−1Мих Пух16:01:58
23/05/2013
ну еще два момента столько новых боевых ракет мы не потянем, второе какими средствами мы их в таком количестве будем размещать?
ну устанавливать по 10-20 штук в год думаю найдут технические возможности.
А сейчас кстати уже выпускают по 20 новых ракет в год.
0 +0−0Вова Н16:49:39
23/05/2013
0 +0−0Мих Пух16:14:45
23/05/2013
мина не нуждается в обслуживании, это раз. небольшая важность каждой отдельной мины компенсируется ее массовостью, если вы потеряете 100 мин из 1000 это неприятно но приемлемо, если вы потеряете 1 из 10 ракет это уже не приемлемо.

Опять же в ваших военных расчетах появляется слегка огромная неопределенность сколько из этих зарядов вам доступны, может они уже все не рабочие, а вы им цели задумали раздать. Цели не поражены война проиграна.
есть мины, кстати давным давно в ВМФ СССР приняты, которые могут находиться 10 лет в дежурстве и при этом имеют активную часть в виде торпеды 400мм и соответственно акустический комплекс.
вот эти ракеты и будут сделаны по схожей технологии и будут полностью не обслуживаемые в течении всего срока дежурства (10-20 лет) и им нужна только команда на старт (для пуска по заложенной программе) или ещё команда на новое ЦУ.
1 ... 101112 13 141516 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь