Скифский ядерный щит

09:45 23/05/2013 Силовые структуры
Ладожское озеро
Ладожское озеро

Петербургское конструкторское бюро «Рубин» и миасский Государственный ракетный центр имени Макеева завершили создание баллистической ракеты «Скиф», способной длительное время находиться в режиме ожидания на морском или океанском дне и по команде поражать наземные и морские цели. Испытания ракеты намечены на конец июня 2013 года, и если они окажутся успешными, носитель передадут на госиспытания Министерству обороны. Однако последующее принятие ракеты на вооружение может осложнить политические взаимоотношения России с другими странами, поскольку действующий договор с США не предусматривает размещения стратегического вооружения вне подводных лодок под толщей воды.

Заводские испытания перспективной баллистической ракеты должны состояться на дне Белого моря. Как пишет газета «Известия», для установки носителя будет использоваться опытовая дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров» проекта 20120, уже модифицированная для выполнения такой задачи. Корабль оснащен торпедным аппаратом диаметром около метра и дополнительными цистернами балласта, которые должны сохранить устойчивость и положение подлодки под водой после сброса ракеты. В ходе испытаний будет проверена ракета и система ее погрузки в море с корабля на подводную лодку. В ГРЦ имени Макеева разработку «Скифа» подтвердили, однако подробности проекта раскрывать не стали.

Впервые о возможности создания баллистических ракет донного базирования военные заговорили еще в первой половине 1960-х годов, однако конкретных шагов для реализации масштабных проектов предпринято не было. Размещение стратегического оружия на морском дне сулило практически полную секретность позиций ракет, недоступность для подводных кораблей противника и, соответственно, небольшое преимущество в гонке ядерных вооружений. Кроме того, подводное размещение носителей ядерного оружия позволило бы несколько сэкономить на военных расходах, поскольку места базирования таких ракет не нуждались бы в усиленной охране и защите от поражения.

В 1970-х годах США от идеи размещения ракет на дне отказались, сделав ставку на строительство подземных ракетных шахт с высокой степенью защиты, в том числе и от ядерного удара. СССР же во второй половине 1980-х приступил к разработке облика перспективных донных ракет и задания на их создание, а в начале 1990-х Министерство обороны заказало у ГРЦ имени Макеева разработку такого оружия. Проект ракеты засекречен. Известно только, что предположительно в 2005 году началось производство первых опытных образцов ракет донного базирования, а в 2008-м были проведены первые испытания перспективного вооружения. В 2009 году опытный образец отправили на доработку.

Любопытно, что по классификации НАТО обозначение «Скиф» (SS-N-23 Skiff) имеют жидкостные трехступенчатые баллистические ракеты подводных лодок серии Р-29РМ, поступившие на вооружение в 1986 году. В настоящее время на вооружении России стоят ракеты Р-29РМУ2 «Синева», а с февраля 2012 года в ВМФ поступают модернизированные носители Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Эти ракеты являются основным вооружением стратегических атомных подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин». Носители ядерных боеголовок разработаны ГРЦ имени Макеева. Имеют ли «Скиф» и ракеты «Синева» и «Лайнер» общие черты, неизвестно.

Какие именно технические решения используются в новой ракете, также пока неизвестно. Вероятнее всего речь идет даже не о самом носителе ядерных боеголовок (поскольку для экономии средств и времени в проекте можно использовать ту же «Синеву» с минимальными доработками, а то и вовсе без них, или новую Р-30 «Булава-30»), а о специальном контейнере для хранения ракеты на глубине и ее запуска. Такой контейнер должен длительное время оберегать ракету от чрезмерного давления, коррозионного воздействия окружающей среды и обеспечивать связь и обмен информацией с командным пунктом. Перед запуском такой контейнер может всплывать и, достигнув допустимой для пуска глубины (около 50 метров для баллистических ракет подводных лодок), давать старт носителю.

Вероятнее всего, для еще большего упрощения конструкции в контейнере могут использоваться балластные цистерны с системой продувки сжатым воздухом. Это позволит переводить контейнер из горизонтального в вертикальное положение и обеспечивать всплытие. Такое решение значительно упрощает установку ракеты под водой ─ для этого подводной лодке необходимо будет лишь сбросить контейнер, убедиться в работоспособности его систем и надежности связи с ним, а затем вернуться на базу. За все остальные действия будет отвечать уже сама донная пусковая установка. Неясным остается только одно: каким образом планируется организовать связь командного пункта с ракетой, находящейся под водой?

Между тем оперативной необходимости размещения баллистических ракет на донных пусковых установках у России в настоящее время нет. Государственной программой вооружений развитие морского компонента ядерной триады России предусмотрено, однако речь идет лишь о модернизации имеющихся подводных лодок проекта «Дельфин» и их переоснащении ракетами «Лайнер», а также о закупке восьми новых подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей», вооруженных «Булавой». Развитию морского компонента триады уделяется большое внимание, поскольку именно подлодки способны вести скрытное (до пуска баллистических ракет) боевое патрулирование и постоянную смену местоположения носителей ядерных боеголовок.

Кроме того, в отличие от подводных лодок, которые могут свободно перемещаться практически по всему Мировому океану, использование донного стратегического оружия значительно ограничено международными соглашениями. В 1972 году вступил в силу договор «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения», или, если короче, «Договор по морскому дну». Этот документ к настоящему времени подписали 94 страны мира (из стран «ядерного клуба» договор не подписали Франция, Пакистан и Северная Корея). Документ запрещает размещение ядерного оружия на морском или океанском дне за пределами 12-мильной прибрежной зоны.

Таким образом, в случае принятия на вооружение Россия сможет разместить новые донные ракеты проекта «Скиф» только во внутренних водоемах, а также в своих территориальных водах Тихого и Северного Ледовитого океанов. При этом наибольшая скрытность размещения может быть обеспечена только при установке донных ракет во внутренних водоемах с большими глубинами, например, в Ладожском озере (максимальная глубина ─ 230 метров, средняя ─ 51 метр), Каспийском море (наибольшая глубина ─ 1025 метров, средняя ─ 208 метров) или Саяно-Шушенском водохранилище (наибольшая глубина ─ 220 метров у плотины Саяно-Шушенской ГЭС, наименьшая глубина ─ 30 метров).

Наконец, постановка ракет «Скиф» на вооружение может осложнить политические взаимоотношения России с другими странами, в первую очередь с США. Подписанный Москвой и Вашингтоном в 2010 году и вступивший в силу в 2011 году договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) не предусматривает создания и размещения носителей ядерного оружия донного базирования. Это означает, что при принятии ракет на вооружение Москве придется договариваться с Вашингтоном о внесении в действующий документ поправок. Американцы, вероятнее всего, на такие поправки не согласятся или, в обмен на согласие, будут настаивать на смягчении позиции России по вопросу развития ЕвроПРО.

Разработку донного ракетного комплекса «Скиф» российское Министерство обороны пока официально не подтвердило. О том, что такие комплексы включены в госпрограмму вооружений России до 2020 года, ранее не сообщалось, хотя, скажем, официально известно, что программа включает в себя разработку новой баллистической ракеты большого радиуса, которая должна будет заменить устаревшие Р-36М2 «Воевода». Какие-либо однозначные выводы о «Скифе» делать пока рано. Не исключено, что проект, стартовавший еще при СССР, так и останется проектом, а полученные наработки будут использованы в других военных областях.

Василий Сычев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(390):

1 2 345 ... +1
12 +12−0Fac Quod10:49:57
23/05/2013
-23 +5−28Вячеслав Сосницкий10:16:18
23/05/2013
Я бы лучше кормил чужую, но нормальную армию.
Кто мешает свалить в штаты и платить налоги там?
11 +11−0Pete Petrov Dzaft11:47:27
23/05/2013
-10 +2−12Denis Fed11:40:31
23/05/2013
штамповка ...
Я Вам кажется уже выше отвечал, что такое штамповка. Вы уже успели запамятовать?)
11 +13−2Fac Quod10:57:42
23/05/2013
Комментарий удалён.
иди прокомментируй в теме про испанские подлодки
11 +11−0Fac Quod10:52:08
23/05/2013
-13 +2−15Denis Fed10:38:59
23/05/2013
А зачем валить ?
Я предлагаю меньше тратить на бряцанье оружием и больше на простых людей ...

Оружия наговноляпили более чем достаточно ....
Я предлагаю "простым людям" оторвать жопу от стула и идти работать, если не хватает.
10 +11−1Алексей Доберман14:44:18
23/05/2013
-11 +1−12arcman arcman13:33:16
23/05/2013
Патриотизм головного мозга не на пустом месте развивается.
Электропитание ты к ней через весь океан тянуть будешь?
К вояджерам как электропитание тянут? Разберетесь -возвращайтесь
10 +10−0Stalko7613:44:36
23/05/2013
-9 +2−11arcman arcman13:37:54
23/05/2013
она не автономная!
питать электронику полюбому нужно, а это никак не меньше 100 Вт.
средства связи сразу же её выдадут.
>> питать электронику полюбому нужно,
А какая проблема в век ядерных технологий, или с учетом халявного электролита за бортом?
>> а это никак не меньше 100 Вт.
Бред... в режиме ожидания система может находиться сутками, и потреблять копейки.
>> средства связи сразу же её выдадут.
На сверхдлинных? Ну да... выдадут... с точностью до половины длины волны можно будет запеленговать... +-1800 км. Очень точно, согласитесь )))
10 +10−0Stalko7612:51:06
23/05/2013
-15 +0−15Alexey Timoshenko11:24:25
23/05/2013
Ну, в Литве сильно получше, чем в России. Бардака на улицах сильно меньше - в Вильнюсе, например, я с детской коляской спокойно ходил по центру, в Москве и тем более в провинции это малореально.
>> я с детской коляской спокойно ходил по центру, в Москве и тем более в провинции это малореально.
И у меня жена совершенно спокойно ходила по городу с коляской... И что? Вы это... приезжайте, поживите в России немного. Хоть увидите, как НА САМОМ ДЕЛЕ тут дела обстоят.
10 +11−1Стас Горенко12:05:45
23/05/2013
-11 +3−14Alexey Timoshenko11:48:10
23/05/2013
Да ,я не люблю совков. А за что, простите, их любить?

Вы можете назвать хотя бы еще одну страну, в которой бы продолжительность жизни с 1960-х годов не растет? И которая бездарно развалилась, потому что в ней даже женских прокладок не смогли сделать в достаточном количестве?

Я не хочу жить в аналоге КНДР при наличии примера Финляндии.
Любовь - чувство беззаветное, а не с условиями. Иначе, это не любовь, а другое чувство, например, поиск выгоды и максимального комфорта для себя любимого... И вообще хорошо, наверное, жить благодаря нашим дедам-совкам, ходить с коляской под мирным небом и всё при этом охаивать. Танкам он порадовался бы, надо же! Через многое Россия прошла, но любить её в радости и ненавидеть в печали - недостойно!
10 +10−0Вова Н11:57:13
23/05/2013
-8 +2−10Denis Fed11:45:49
23/05/2013
и что с того ?

Они деньги печатают ....
Внешний долг посмотри.
А мы нефть печатаем и чё? завидно чё ли?
10 +12−2Pete Petrov Dzaft11:56:51
23/05/2013
-11 +3−14Alexey Timoshenko11:48:10
23/05/2013
Да ,я не люблю совков. А за что, простите, их любить?

Вы можете назвать хотя бы еще одну страну, в которой бы продолжительность жизни с 1960-х годов не растет? И которая бездарно развалилась, потому что в ней даже женских прокладок не смогли сделать в достаточном количестве?

Я не хочу жить в аналоге КНДР при наличии примера Финляндии.
"Совки" отстроили сотни населенных пунктов после двух мировых войн и одной гражданской, "совки" подняли свою медицину и здравоохранение на высочайший уровень (почти ВСЕ хорошие врачи и ученые из СССР нашли отличную себе работу за границей после развала СССР), "совки" внесли огромный вклад в мировую фундаментальную науку, "совки" научили Россию читать и писать, при "совках" ИРЧП был выше, чем сейчас в России, при "совках" была продолжительность жизни и рождаемость выше чем сейчас.

Вы все еще не знаете, за что вам любить "совков"?
10 +11−1bypassed bypassed11:54:01
23/05/2013
-15 +1−16Alexey Timoshenko11:26:42
23/05/2013
К слову, большая часть Югославии сейчас живет дольше (продолжительность жизни), чем большая часть России.

Лично я только поприветствую танки НАТО, расстреливающие Кремль.
я начинаю понимать людей добровольно шедших в нквд
10 +10−0Anton Timohin11:47:58
23/05/2013
-7 +10−17Alexander Doe11:10:50
23/05/2013
> Не хочешь кормить свою армию? Будешь кормить чужую!

Наверно, примерно тоже самое говорят в Северной Корее, когда предлагают населению жрать траву. Есть, вот только одна проблема. Даже две. Первая - к гражданам Северной Корее все относятся с сочувствием, как к убогим дурачкам, которым мозги промыли пропагандой, которые живут в говне ради великой идеи Чучхе и правления клики негодяев, которые у руля власти, а вторая проблема заключается в том, что в какой-нибудь сраной Финляндии люди живут значительно лучше и отношение к ним со стороны государства гораздо человечнее. Безо всяких экивоков на кормление армии, патриотических надрывов и говна в ушах и голове.
финляндия таки кормит нато (не напрямую, а через ЕС). кто не тянет свою армию, тот объединяется, либо прогибается под старшего брата
10 +10−0Ильнур Баймухаметов11:09:49
23/05/2013
Спасибо, наконец-то. Как то Эдуард Тополь- написал о своем страхе, что в США может наступить конец безоблачному счастью демократии, если русские подлодки незаметно всплывут у берегов звездно-полосатой. Подлодок столько сделать незаметно не получится - а тут предложен отличный вариант! Браво, а всем мальчишам плохишам советую сразу валить к своим буржуинам, пока к вам не постучали.
10 +10−0Fac Quod11:00:16
23/05/2013
5 +6−1Стас Иржигитов10:48:22
23/05/2013
Чего чудовищного то?
"друзья" России негодуэ!
10 +10−0Fac Quod10:54:44
23/05/2013
-5 +5−10Вячеслав Сосницкий10:16:53
23/05/2013
Сравните уровень жизни Европы и наш
Как там в европах с бесплатным образованием/медициной обстоит?
10 +12−2Стас Иржигитов10:51:02
23/05/2013
-10 +2−12Вячеслав Сосницкий10:17:56
23/05/2013
Ещё одни расходы на оборонку. Одна страна уже надорвалась из-за этого. Нам это зачем вообще? Может, лучше будем тратить на медицину, образование, а не на силовые ведомства?
А ты посмотри что стало с Ливией, что делают с Сирией. Что сделали с Югославией (была такая страна). И может быть поймешь зачем самой большой стране на планете нужна сильная армия с современным оружием.
10 +11−1Стас Иржигитов10:44:17
23/05/2013
-13 +2−15Denis Fed10:38:59
23/05/2013
А зачем валить ?
Я предлагаю меньше тратить на бряцанье оружием и больше на простых людей ...

Оружия наговноляпили более чем достаточно ....
Интеллект не обезобразил твое лицо, ведь так?
10 +13−3Pete Petrov Dzaft10:33:37
23/05/2013
-19 +6−25Abelardo Martinez10:31:31
23/05/2013
хм. единственным моим утверждением было, то, что вы мыслите штампами.
вот три штампа, которые из вас вышли:

1. Pete Petrov Dzaft » Denis Fed 55 минут назад
Не хочешь кормить свою армию - будешь кормить чужую.

2. Pete Petrov Dzaft » Alexey Timoshenko 48 минут назад
Есть фразы, которые со временем не теряют своей актуальности.

3. Pete Petrov Dzaft » Вячеслав Сосницкий 6 минут назад
Если бы наши с Вами деды думали также, мы бы сейчас не дискутировали в интернете, а пасли бы свиней в рейхскомиссариате Московия, под наблюдением чутких и отзывчивых СС-овцев.

все три фразы являются стереотипами, и представляют из себя однобокий взгляд, не отражающий всей картины.

если мои слова заставляют вас думать обо мне, как о "светоче Истинной Правды", ваше право) хотя мне на это если честно плевать.

>> хотя мне на это если честно плевать
Аналогично.
10 +13−3Виталий Саркисян09:36:52
23/05/2013
Не плохая позиция для ракет. Наши ученые гении как всегда на высоте. Так держать. Очень весомый аргумент для всех наших """""""друзей""""""".
10 +19−9Pete Petrov Dzaft09:33:55
23/05/2013
-11 +16−27Alexey Timoshenko09:31:44
23/05/2013
На этот аргумент пора вводить квоты. А то затаскали уже до дыр просто.
Есть фразы, которые со временем не теряют своей актуальности.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь