«Случилось почти чудо»

00:01 25/11/2021 Россия
«Случилось почти чудо»

Возможно, в Японии случилось то, чего ждал весь мир, — дельта-штамм коронавируса самоликвидировался. Это пока не официальная версия вирусологов, а предположение, которое озвучил профессор Национального института генетики Итуро Иноуэ. Но факт в том, что если летом в стране ежесуточно заболевали по 26 тысяч японцев, то сейчас — около 200 человек. Что на самом деле происходит в Японии и можно ли ждать повторения этого чуда в России, «Лента.ру» спросила доктора биологических наук, профессора Школы системной биологии университета Джорджа Мейсона (США) Анчу Баранову.

С практической точки зрения наблюдения японцев могут к чему-то привести? Или это просто наблюдения?

Анча Баранова: Япония — изолированная страна. Ну, по крайней мере более изолированная, чем любая европейская и США. При этом довольно дисциплинированная по поводу внутренних мер. Поэтому в Японии скорость распространения вируса ниже, чем в Европе. И там не было большого разнообразия штаммов, доминировала дельта.

Поскольку в Японии была одна дельта, в ней, как сообщают японские коллеги, накопились мутации в белке nsp14. А этот белок определяет способность вируса исправлять мутации. Но поскольку сам nsp14 — «испортился», то исправить уже ничего не мог, ошибки стали множиться бесконтрольно. И в конце концов вирус пришел к печальному для себя финишу.

Но важно понять, что как только «подпорченный» дельта-штамм попал на территорию Японии, все остальные производные вируса там пошли от него. И так получилось, что у всех у них была ослаблена функция по исправлению мутаций. По крайней мере именно такой ход событий логичен, если японские ученые правы.

Представьте масляной контур в машине. Если там появится дырка размером с булавочную головку, то в принципе ваша машина рано или поздно заглохнет, вы должны будете ее чинить задорого. Но произойдет это не в тот же момент, как появилась дыра, а через какое-то время. Машина еще довольно долго будет бегать, пока не вытечет масло. То есть «дырочка» появилась в момент, когда вирус только попал в страну. А дальше он начал дальше расходиться, расходиться. «Масло» в это время вытекало. И у всех потомков этого вируса оно вытекло примерно в один момент. Мотор у вируса заглох, и он самоликвидировался.

В глобальном плане самоликвидация SARS-CoV-2 возможна?

То, что в Японии случилось, — почти чудо. Но оно действительно обусловлено тем, что страна изолирована. Если бы то же самое событие, появление этой маленькой дырочки, из которой масло вытекает, произошло в Европе, никакого эффекта это бы не оказало. Есть теория монофилетического происхождения вируса именно в Японии. Проще говоря, в Японии был один занос дельты, от которого все пошло. А в Европе таких заносов было много. То есть штаммы в Европе растут не из одного корня, а из множества разных. Какие-то из Ирана пришли, какие-то из США, потом обменялись между собой. Поэтому если какая-то одна ветка из них выродится, то вы этого не заметите.

Насколько долго в Японии может продлиться это «чудо»?

В Японии очень сильная школа по изучению мутаций вирусов, эволюции мутаций, мутаций в популяциях и так далее. Это исторически сложилось еще со времен Хиросимы. Японцы сильно развивали радиационную биологию и на людях, и на животных, а классические исследования мутаций были сделаны именно на примере действия радиации. Эксперименты, до которых в Европе руки не доходили, потому что дорого и долго, в Японии проводились. Потому что для них это было вопросом национальной безопасности. И все это дало мощные всходы, там образовалось сильное научное сообщество биологов-мутационщиков. Сейчас их называют «молекулярные эволюционисты».

Среди японских академиков всему миру известен Мотоо Кимура. Он создал теорию нейтральности молекулярной эволюции. После дарвиновской теории она дала человечеству самый значимый толчок вперед в понимании природы эволюции. Дарвин создал классическую теорию, у него все нарративно — ну, как длинная повесть научным языком. А у Мотоо Кимуры уже появились формулы, мутации и многое другое. Именно работы Кимуры послужили основой, платформой для современной теории эволюции. Поэтому я бы внимательно прислушивалась к словам японских ученых — они обладают большим опытом интерпретации молекулярных событий.

В России, по данным Роспотребнадзора, штамм дельта также доминирует, вытеснил все остальные. Может, и у нас тоже возможен японский сценарий?

Не думаю, что такой шанс реален. Единственный признак, по которому мы можем сказать, что в России доминирует дельта, а других штаммов нет, — это информация о секвенированных вирусах, которая приходит из Роспотребнадзора. Но этих сиквенсов крайне мало. Когда в Британии секвенируют сотни и тысячи образцов в день, Роспотребнадзор выдает сведения о гораздо меньшем количестве. Может, они где-то копятся и их кто-то анализирует, но мировое сообщество их в массе не видело.

Формула «чем более интенсивно вы ищете, тем больше вы находите» всегда актуальна. А поскольку в России мы ищем довольно мало, говорить о том, что здесь такая же картина, как и в Японии, — некорректно. Вот есть лес. Его внимательно изучают тысячи ученых: каждую травинку, каждую божью коровку переписывают. А к соседнему лесу ученые подошли и сказали: да ну, похоже, точно такой же лес, зачем его изучать? Здесь точно так же, как и там.

Многие ученые-биологи скептически отнеслись к выводам японских коллег. Может, их скептицизм оправдан?

Пока к ним не приедет носитель еще какого-то штамма. Чтобы чудо было долгим, нужно вводить полную изоляцию. Естественно, в мире страны встроены друг в друга. И как только у нас где-то становится хорошо, как только вирус вычищается, мы хотим границы открыть. Хотя логично поступать как раз наоборот — закрыться в своей коробочке, пока весь остальной мир бушует. Однако наша человеческая культура этого не приемлет.

Вероятность такого события — строго индивидуальна, характерна именно для Японии?

Конечно, нет. Мир очень большой, у нас много разных вариантов вируса. Даже если вы получите ситуацию, что дельта вдруг исчезнет, то не факт, что это хорошо. Сейчас дельта, которая самая инфекционная, сидит везде и как бы «держит поляну», другие штаммы вируса не пускает. То есть дельта быстрее передается, чем другие штаммы, поэтому у них мало шансов размножиться. Есть штаммы более зловредные, среди них и те, кто уклоняется от антител, а значит, их хуже берет вакцина. А потому, если дельта сама по себе сдохнет, а другие штаммы обрадуются и придут — возможно, от этого станет гораздо хуже.

«Лента.ру»: Японские ученые удивили весь мир сообщением о том, что в их стране самоликвидировался дельта-штамм. Этому можно верить?

Знания сейчас — самое основное. Когда только начиналась пандемия, все говорили: «Сейчас вакцину и лекарства быстро придумаем, шапками вирус закидаем». Вакцины появились, человечество возликовало. Но сейчас уже понятно, что вакцины — хорошее решение проблемы, но не финальное. Нам нужно еще кучу всего придумать. И как раз главное, чего не хватает, — знаний, прожектора, который светит в будущее и показывает нам очертания этого будущего. И японское заявление, пусть пока еще и не полноценная научная работа, но один из позитивных лучиков, просвечивающих темноту. Эту дорожку обязательно нужно исследовать и в результате наметить хоть какую-то карту будущего. Пока не Меркатор, а просто от руки нарисованная береговая линия — и все же лучше, чем ничего!

Самоликвидация вируса — важная вещь. Гипотезу надо обсудить и обязательно валидизировать путем отслеживания влияния обнаруженной в Японии мутации штамма дельта на вирусах из других стран. Я уверена, что этим многие вирусологи сейчас и занимаются.

Не надо обесценивать находку японцев и писать, что она не имеет практического значения. Конечно, пока это чисто научные данные. Это именно то, что человечеству нужно сейчас, — построить грамотную модель будущего, а она только на данных может вырасти.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(67):

0 +0−0petr petroff15:04:39
25/11/2021
11 +0−0Андрей Верник09:45:06
25/11/2021
Что происходит вне России, говорят биологи, а что происходит внутри - роспотребнадзор и Голикова
и это при всем при том что Япония в 2021 году провела олимпиаду! да и скученность народа у них безумная - правда здравоохранение (да и все остальное) не на один порядок лучше, чем в РФ.
0 +0−0One Two14:08:18
25/11/2021
Вроде пишут про профилактику вируса с применением Иве
0 +0−0Лия Кузьмичёва14:02:56
25/11/2021
2 +0−0А А08:35:56
25/11/2021
Какое отношение Лоза имеет к вирусологии?
Вы правы!
0 +0−0Лия Кузьмичёва14:01:13
25/11/2021
0 +0−0Модератор удален комментатором08:18:06
25/11/2021
А как же Лоза утверждает, что вирус мутирует бесконечное число раз, поэтому никакая вакцина против него не поможет, надо с этим жить.
Кто такой Лоза,простите?
0 +0−0Оп Вы уже забанены13:59:44
25/11/2021
11 +0−0Андрей Верник09:45:06
25/11/2021
Что происходит вне России, говорят биологи, а что происходит внутри - роспотребнадзор и Голикова
и те и другие ни разу не медики
0 +0−0Алексей Шостак13:54:20
25/11/2021
1 +0−0Иван Верховой09:10:52
25/11/2021
И врачи в Японии лечат, и контакты у японцев в основном - с Китаем, где довольно жесткий карантин. Самурайская прививка-то - не "арбидол"...
Абсолютно согласен.
0 +0−0Алексей Шостак13:51:40
25/11/2021
3 +0−0Кирилл Солодовниковъ06:16:39
25/11/2021
Быть может - там вречи лечат , а не как у нас калечат ...
Зачем за врачей говорить? Вы- честный, правильный? Ну и не ходите к ним.
0 +0−0Tramparam Parampampam12:57:16
25/11/2021
Что, и в Китае он тоже самоликвидировался? Там по 30-40 человек в день заболевают.
0 +0−0Игорь Петров12:14:03
25/11/2021
Просто в Японии икру красную больше есть, а в России скоро её бесплатно будут раздавать вместо вакцины
0 +0−0Roman Vodopianov11:50:02
25/11/2021
11 +0−0Андрей Верник09:45:06
25/11/2021
Что происходит вне России, говорят биологи, а что происходит внутри - роспотребнадзор и Голикова
"Демоны были,мы этого не отрицаем.Но они самоликвидировались"
0 +0−0Пётр Клеймор11:36:07
25/11/2021
0 +0−0витя сидоров10:35:54
25/11/2021
Глядя на Японию-я бы так не сказал-всё таки там 130 миллионов человек им вылечили от ковида.
Пруфов, конечно же не будет.
0 +0−0Denis Gribov11:05:39
25/11/2021
все равно это очень странно
если сломался механизм компенсации поломок, то мутации должны быть массовыми, в результате чего должен возникнуть штамм, устойчивый к мутациям, и пожрать всех
если исходному вирусу так "не повезло", что у него сломался nsp14 (и это было действительно редкое событие), то у всех его последышей, число коим триллиард, должно мутировать ВСЕ, включая и nsp14, и вероятность появления штамма с "исправившимся" nsp14 гораздо выше, чем первоначальной поломки nsp14

грубо говоря, для штамма с нормальным nsp14 надо доооолго вариться в человеке, чтоб хоть как-то мутировать, дать пару-тройку новых штаммов, как бывает с людьми в больницах
но штамм с поломанным nsp14 должен даже в одном человеке давать тысячи мутаций, а уж в социуме и подавно
0 +0−0Василий .10:53:05
25/11/2021
Комментарий удалён.
В исправном атомном реакторе радиоактивных утечек нет!
0 +0−0витя сидоров10:35:54
25/11/2021
Комментарий удалён.
Глядя на Японию-я бы так не сказал-всё таки там 130 миллионов человек им вылечили от ковида.
0 +0−0Levaksinyak Sinyak10:20:25
25/11/2021
0 +0−0Модератор удален комментатором08:18:06
25/11/2021
А как же Лоза утверждает, что вирус мутирует бесконечное число раз, поэтому никакая вакцина против него не поможет, надо с этим жить.
Лоза уверен что земля плоская, ты о чем??!
0 +0−0Levaksinyak Sinyak10:18:38
25/11/2021
В РФ это навсегда, так Проще управлять стадом
0 +0−0Станислав Иванов09:24:59
25/11/2021
Не надо забывать, что в Японии 76% привитых, жесткое наблюдение для въезжающих и строгие правила перемещения. При въезде берут мазок, во время Олимпиады и других мероприятий все сдавали мазок, ходить можно было только в разрешенные места.
0 +0−0Модератор удален комментатором08:18:06
25/11/2021
А как же Лоза утверждает, что вирус мутирует бесконечное число раз, поэтому никакая вакцина против него не поможет, надо с этим жить.
0 +0−0Tom Meintz07:29:25
25/11/2021
Уровень жизни людей разнится в 10 раз на острове Хоккайдо—окраинные задворки Японии.... и на Курильских островах— глухая окраина России.
Между ними всего 18 км.
Это просто цивилизационная и культурная пропасть.
0 +0−0John Saxtorph02:55:31
25/11/2021
В Африке вакцинировано не более 6%…
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь