>Ну а допустим, граница соприкосновения с другим таким шаром-вселенной от нас далека. Да нет, вы неправильно меня поняли. Это никакого значения просто не имеет.
>Так далека, что мы до сих пор не видим свет оттуда? Мы видим свет от очень близкой к границе расширения зоны, реликтовое излучение называется.
>"Локальные" взаимодействия были бы гораздо сильнее Да не были бы. Вы не понимаете, что я хочу сказать.
На пальцах: в двухмерном пространстве длина окружности пропорциональна r, в трехмерном площадь поверхности сферы пропорциональна r^2, в четырехмерном и далее — гиперповерхности, «площадь» которых пропорциональна r^3, r^4, и так далее.
Ослабевание взаимодействий на расстоянии r зависит от того, как быстро растет эта площадь поверхности, т.е. по тому, как ослабевают взаимодействия, можно узнать, сколько пространственных измерений у нас есть.
Взаимодействия ослабевают по закону обратных квадратов, поэтому у нас этих измерений три.
Со свернутыми измерениями все еще хитрее. Представьте себе трехмерное пространство, в котором длина и ширина не ограничены, а высота, скажем — максимум 10 сантиметров. Если мы засунем туда воздушный шарик и начнем его надувать, то он будет выглядеть как обычный шар. Если мы засунем туда большой воздушный шар, и начнем надувать его, то он издалека будет выглядеть как плоский диск, т.е. пространство легко перепутать с двухмерным.
Чтобы узнать, двухмерное пространство на самом деле или трехмерное, большой воздушный шар не годится, нужен способ измерять силы взаимодействий на очень-очень маленьких расстояниях.
Зато можно легко сказать, что измерения если и существуют, то очень маленькие, так что никаких n-мерных пузырей нет. |