Дорого, сердито

00:04 21/09/2020 Культура
Дорого, сердито
Несуществует никакого бесплатно, нигде и никогда, бесплатно следует законодательно заменить фразой - оплачено налогоплательщиками. Как и не бывает "государственных" денег, есть только деньги налогоплательщиков.

В России показали, пожалуй, самый громкий отечественный фильм года — получив специальный приз жюри в Венеции, посвященные расстрелу рабочих в Новочеркасске «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского закрыли программу «Кинотавра», а в ноябре выйдут в широкий прокат. «Лента.ру» попросила кинокритика Василия Корецкого написать об этой парадоксальной картине.

Когда в 1962 году Андрей Кончаловский в компании Тарковского, Павла Финна и Натальи Рязанцевой тусил на съемочной площадке у Марлена Хуциева, изображая золотую молодежь в «Заставе Ильича», главном фильме хрущевской «оттепели», его, надо полагать, не очень волновало внезапно объявленное двукратное повышение цен на мясомолочную продукцию в СССР. Не волнует оно и главную героиню его нового фильма «Дорогие товарищи!», действие которого происходит в том же 1962-м. Работница новочеркасского горкома Люда (Юлия Высоцкая) спокойно и бесплатно получает свой спецпаек в подсобке, а грядущее подорожание беспокоит ее только по одной причине — с утра народ набежит в продмаг, до входа на склад и не протолкнешься.

Однако непопулярное решение правительства так аукнется в рабочем Новочеркасске, что народное недовольство почувствуют на себе и Люда, и ее начальник (и любовник) Логинов (Владислав Комаров), и Москва. Возмущенные одновременным повышением цен и снижением зарплат на электровозостроительном заводе, рабочие начнут действовать так, как предписывали им книжки и фильмы про революционную борьбу. Заблокируют движение поездов через город, объявят забастовку и, не получив никакого внятного фидбэка от начальства, выйдут с красными знаменами к горкому. Тут их и встретит цепь автоматчиков да снайперы на крыше.

Счет жертв шел на десятки, семеро «зачинщиков» были приговорены к высшей мере. Уже в конце 1980-х все осужденные по этому делу были реабилитированы. В 1992-м началось следствие уже против инициаторов расстрела, к тому моменту покойных.

Кончаловский воссоздает на экране трагические события с документальной точностью, вплоть до повторения реплик исторических лиц и безымянных участников, до реконструкции отдельных сцен (например, показанная тут нелепая смерть парикмахерши от случайной пули, влетевшей в салон, зафиксирована документально, в показаниях очевидцев). Сюжетообразующий путь героини Высоцкой по инстанциям и учреждениям в поисках пропавшей в мясорубке дочери, которая оказалась в толпе вышедших с завода демонстрантов, эта «улица роз», ведущая от морга до заброшенного кладбища в деревне около города, тоже, очевидно, составлена из фрагментов реальных показаний матерей. И даже сталинистские высказывания героини — это реальные цитаты из анонимных листовок, которые циркулировали по Новочеркасску в те дни.

Впрочем, зрителю, знакомому с нынешней политической философией Кончаловского, несложно догадаться, что Люда — это героиня-резонер, альтер-эго режиссера. И все ее слова — мешанина из Чехова, материнских причитаний и «партийной речи», льющейся из нее как из сомнамбулы, словно против воли — это и его слова. И трагедия бывшей фронтовички, держащей на стене портрет Сталина и одновременно участвующей в мелких экономических махинациях в подсобке продмага, гневно призывающей к расстрелу бунтовщиков на партсобрании и нарушающей все приказы властей в процессе поисков дочери за стенами горкома — это и трагедия Кончаловского. Неразрешимая дилемма одновременно европейца и русского почвенника, который с тоскливым презрением смотрит на негодный народ, «козье племя» (по выражению покойного Эдуарда Лимонова), не понимающее иного языка, кроме языка насилия — но должен как-то держать себя в западных цивилизованных рамках, чтобы иметь возможность ставить оперы в Италии.

И для Италии, точнее, Венеции, где «Дорогие товарищи» только что получили спецприз жюри, у Кончаловского есть другая, культурная трактовка фильма — это трагедия вроде античной, а Люда, мечтающая нормально похоронить свою дочь (спойлер — конечно, в финале беда обойдет номенклатурную даму стороной, а как же иначе) — это типа Антигона, которая похоронила своего брата-бунтовщика вопреки приказу царя Креонта.

Можно ли снять великую агитку? Этот вопрос регулярно стоит перед российскими режиссерами, берущимися за госзаказ. «Нет», — отвечают «Дорогие товарищи!» Действительно, агитка из них никакая — что бы там ни читал Кончаловский на досуге сегодня, Струве или Герцена, талант автора пронзительной «Аси Клячиной» и субверсивного «Романса о влюбленных» никуда не делся. «Дорогие товарищи!» — это действительно многогранный и парадоксальный портрет советского человека, пойманного в безысходности конфликта между реальным и идеальным, между политическим инстинктом и человеческим чувством. Этот конфликт в конце концов уничтожил СССР — и в фильме мы видим первые трещины. Память о красном терроре на Дону (отец Люды — казак, хранящий в сундуке три «георгия» и икону), память о войне, кровь гражданских на асфальте, советская армия, захватившая советский же город — соединить все это в какую-то связную картину не помогает ни водка, которую хлещут из горла Люда и помогающий ей добрый КГБшник, ни песни сталинских музыкальных комедий.

Дорогие товарищи в кургузых костюмах набухают адской тяжестью, а прибывшие из Москвы Микоян, Шелепин, Козлов и другие высшие партийные чины выглядят как персонажи сокуровского «Молоха», как измятые герои-полутрупы из фильмов сталинского малокартинья, называемого в шутку «кинематографом Чейн-Стокса». Оттепель для сегодняшнего Кончаловского — это время гниения подмороженного при Сталине трупа государства, а не эпоха НТР, возвращения к «ленинским нормам» и веселых прогулок по Москве. Рассказать бы ему, молодому моднику-интеллектуалу об этом в 1962-м — не поверил бы!

Василий Корецкий

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(25):

1 2+1
8 +0−0pyrey19:11:46
21/09/2020
Несуществует никакого бесплатно, нигде и никогда, бесплатно следует законодательно заменить фразой - оплачено налогоплательщиками. Как и не бывает "государственных" денег, есть только деньги налогоплательщиков.
5 +0−0Иван Кедов10:35:45
21/09/2020
4 +0−0TaijiquanGaoshou .07:15:20
21/09/2020
Black Lives Matter, mate !
Это другое! Понимать надо!
4 +0−0Георгий Бойцов10:51:49
21/09/2020
Неполживо.
Скрепоносно.
Скаленапривставательно.
+ 15
4 +0−0TaijiquanGaoshou .07:15:20
21/09/2020
0 +0−0№-911779206:55:28
21/09/2020
И ты вывалил сюда кусок своего платного дерьмеца. От расстрела в Новочеркасске твоим совком никуда не деться.
Black Lives Matter, mate !
2 +0−0№-911779206:56:55
21/09/2020
Кстати, «Романс о влюбленных» тоже порядочное г...
1 +0−0Фёдор Пупкин13:02:49
21/09/2020
1 +0−0Сергей Фельдман09:52:15
21/09/2020
Рабочим?
Можно уже забыть про это сказку, как рабочие сами организуются.
это ты на доблестную госбезопасность сейчас клевещешь?))) что недосмотрела и допустила организацию рабочих госдепом?)))
1 +0−0Jean-Baptiste Emmanuel ZOrg12:58:01
21/09/2020
-4 +0−0Иван Кедов03:35:53
21/09/2020
Очередной кусочек дерьмеца от Кончаловского и его жены опять провалится в прокате.) К гадалке не ходи.
такие фильмы снимаются не ради бабла, но тебе это конечно сложно понять
1 +0−0Сергей Фельдман09:52:15
21/09/2020
1 +0−0Фёдор Пупкин08:04:04
21/09/2020
заигрались коммуняки в космос (нафиг никому не нужный), обнаружили дыру в кармане, пришлось завинчивать гайки
когда рабочим это не понравилось - первое в мире государство рабочих и крестьян, самое справедливое в мире тупо рабочих постреляло. весь совок в одном эпизоде.
совки могут начинать вякать про ленский расстрел и негуманное отношение к демонстрантам в сша. которые сами себя государством рабочих и крестьян не называли
Рабочим?
Можно уже забыть про это сказку, как рабочие сами организуются.
1 +0−0Глюканат Каммунизия08:31:31
21/09/2020
-7 +0−0TaijiquanGaoshou .07:16:26
21/09/2020
Это кино для тех, кто ни дня не жил в СССР -- чтобы прочувствовать "вау, реально жесть" . Художественная ценность, как и правдивость освещения событий, равна нулю. Типичное россиянское гуано.
Канешно же наглая ложь, не могло такого быть в счастливом эсесесере
1 +0−0Фёдор Пупкин08:04:04
21/09/2020
заигрались коммуняки в космос (нафиг никому не нужный), обнаружили дыру в кармане, пришлось завинчивать гайки
когда рабочим это не понравилось - первое в мире государство рабочих и крестьян, самое справедливое в мире тупо рабочих постреляло. весь совок в одном эпизоде.
совки могут начинать вякать про ленский расстрел и негуманное отношение к демонстрантам в сша. которые сами себя государством рабочих и крестьян не называли
0 +0−0sure valiance02:24:07
22/09/2020
0 +0−0diezwiebel21:45:24
21/09/2020
Когда Кончаловский, наконец, кончит?
От тебя зависит.
0 +0−0sure valiance02:23:39
22/09/2020
Эй, вы, художники юркие,
Полно вам спать по утрам -
Звезд да крестов на тужурки
Вдоволь наделайте нам!

Ну-ка, поэты проворные,
Hешто вам унывать -
Дайте нам песен задорных,
Чтоб было под что умирать!
0 +0−0diezwiebel21:45:24
21/09/2020
Когда Кончаловский, наконец, кончит?
0 +0−0Фёдор Пупкин13:01:36
21/09/2020
-5 +0−0Власть Сове10:17:35
21/09/2020
Ты хотя бы в Вики посмотри кого постреляли и при каких обстоятельствах. О большем я уж и не прошу. Вся суть современной либерастни в твоём посте - ни фига не знают, не понимают, но везде лезут со своей космической глупостью.
страна советов закончилась в 1991 году. свои советы можешь спрятать себе поглубже
0 +0−0Виктор Моисеев09:56:26
21/09/2020
1 +0−0Глюканат Каммунизия08:31:31
21/09/2020
Канешно же наглая ложь, не могло такого быть в счастливом эсесесере
Тогда уж лучше документалку посмотреть.
0 +0−0Фёдор Пупкин08:06:21
21/09/2020
-7 +0−0Vladimir Tarasov08:00:45
21/09/2020
да, поняли уже! поняли, совок плохо. дальше то что? идеи есть? а то заело как пластинку, старого маразматика. ваще странно что русское кино это смесь ненависти к Родине и гогот под пердеж.
это не родина, чувак, это уродина
идеи все остались в 1991 году, когда уродина разваливалась под аплодисменты всего мира
а это просто крепкий ей пинок под зад вдогонку
0 +0−0№-911779206:55:28
21/09/2020
-4 +0−0Иван Кедов03:35:53
21/09/2020
Очередной кусочек дерьмеца от Кончаловского и его жены опять провалится в прокате.) К гадалке не ходи.
И ты вывалил сюда кусок своего платного дерьмеца. От расстрела в Новочеркасске твоим совком никуда не деться.
-1 +0−0igorcgtv17:26:36
21/09/2020
-1 +0−0News Info12:52:11
21/09/2020
Статья толковая, но кадр из фильма портит все впечатление: на переднем плане - современная сантехника. Если в этом "документализм" фильма, то смотреть его точно не буду и другим не советую.
Посмотри другие фотки в статье. Кроме этой сантехники, все остальное очень аутентично. Посмотрел на фотографию магазина, как будто в детство попал. Только прилавок каким-то гoвнoм измазан.
-1 +0−0News Info12:52:11
21/09/2020
Статья толковая, но кадр из фильма портит все впечатление: на переднем плане - современная сантехника. Если в этом "документализм" фильма, то смотреть его точно не буду и другим не советую.
-1 +0−0Telman Teymurov12:20:18
21/09/2020
Про Анастаса Микояна, надо снять отдельный фильм, как о махровом дашнаке.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь