«Надо держаться подальше, нельзя им доверять»

14:15 17/05/2020 Россия
«Надо держаться подальше, нельзя им доверять»

Ровно 30 лет назад Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность и бисексуальность из списка психических расстройств. Трансгендерность в 2018 году была перенесена из раздела психических расстройств в раздел вопросов, связанных с сексуальным здоровьем. Однако негетеросексуальные и нецисгендерные россияне до сих пор сталкиваются с дискриминацией даже в кабинете у психологов — людей, которые менее остальных должны быть подвержены предрассудкам по отношению к своим клиентам. По просьбе «Ленты.ру» психолог-логотерапевт, сооснователь движения «Психология за права человека» Кирилл Федоров поговорил с российскими психотерапевтами о том, почему части профессионального сообщества в России сложно принять факт депатологизации сексуального и гендерного разнообразия.

«Очень много гомофобии и трансфобии среди врачей»

Амина Назаралиева, врач-сексолог, врач-психотерапевт, соучредитель Mental Health Center:

Я живу в весьма специфическом профессиональном пузыре, который состоит из замечательных специалистов. Как только я выхожу из этого пузыря, я сталкиваюсь с чудовищными объемами ненависти к любым людям, которые отличаются. Можно взять любую инаковость. Очень много гомофобии и трансфобии среди врачей вообще, среди психиатров чуть меньше, чем среди врачей других специальностей, а среди психотерапевтов меньше, чем среди психиатров.

Но ситуация меняется к лучшему. Быть гомофобом или трансфобом в профессиональном сообществе становится стыдно. Это происходит благодаря работе ЛГБТ-активистов. И сейчас много просвещения, в том числе в СМИ, благодаря тому, что туда приходят все больше представителей другого поколения, молодые люди и молодые женщины, которые поднимают разные социальные проблемы. Все это помогает переосмыслять вопросы, связанные с ЛГБТ-сообществом.

Отдельная распространенная проблема — конспирологическое мышление.

Вот, путем голосования исключили гомосексуальность, «нельзя так делать, и все "нормальные" люди понимают, что все это противоестественно».

И идея о естественности тоже играет большую роль. С одной стороны, в этой дискуссии кого-то можно убедить, что это естественно, приводя в пример богатство сексуального поведения в животном мире, с другой стороны, права людей нужно защищать не только и не столько из-за этого. Не нужно медикализировать, стигматизировать сексуальность других людей до тех пор, пока это не нарушает свободу других людей или не вызывает тяжелый дистресс у самого человека.

Думаю, начинать нужно с просвещения и образования. Мы от этого точно все выиграем. Я не уверена, что, например, законодательный запрет лечения гомо/бисексуальности и трансгендерности в России без активного просвещения на эту тему не навредит больше, чем если бы его вообще не было. Специалисты не будут понимать, почему это запрещено, и я боюсь, что подобные практики просто уйдут в подполье. Афишировать никто не будет, но заниматься этим не перестанет. И, возможно, это приведет к новой волне всех эти обсуждений про насаждение «ненормы», окна Овертона и гей-лобби из Европы.

«Расстройства связаны не с идентичностью, а с реакцией мира на нее»

Психологические проблемы ЛГБТ-людей связаны с обстоятельствами, в которых они живут. Точно так же, как, например, бедные люди страдают чаще от депрессии и алкоголизма. Но это не делает бедность психическим расстройством. Поэтому, например, в МКБ-11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра,— примечание «Ленты.ру») и трансгендерность перенесена из раздела психических расстройств в раздел сексуального здоровья. Трансгедерность сама по себе не является психическим расстройством, а те расстройства, которые мы встречаем у транс-людей, связаны не с их гендерной идентичностью, а с реакцией мира на нее. По этой же причине ЛГБТ-подростки чаще заканчивают жизнь самоубийством, чем их гетеросексуальные сверстники.

Если вы не эксгибиционист, не садист, не насильник, у вас есть право заниматься тем сексом, каким вы хотите. ВОЗ неинтересно, что вы делаете в постели. Делайте все, что хотите, пока мир или вы сами от этого не страдаете.

Мир явно не страдает от того, что какой-то процент людей является геями, лесбиянками, бисексуалами. Мы ведь не называем болезнью пристрастие к кроссовкам — от того, что люди ходят в кроссовках, человечество не страдает. Но если вас злит, что кто-то носит кроссовки, то вы не начнете создавать целые отряды людей против тех, кто носит кроссовки и не будете доказывать, как кроссовки патологично влияют на свод стопы, почему кроссовки хуже балеток, говорить о том, что наши предки не носили кроссовки, что кроссовки появились только в XXI веке.

Ненависть, стигма, непонимание сами по себе разрушают любое психическое здоровье, в том числе ЛГБТ-людей. Если взять цисгендерного и гетеросексуального человека и отправить куда-нибудь в племя каннибалов, где он будет жить в бесконечном страхе, что его могут съесть, что все на него смотрят как на мясо, то очень быстро он начнет замечать ухудшение своего психологического здоровья.

«Разговор о гомофобии — разговор об отношении к меньшинствам»

Сергей Бабин, президент Российской психотерапевтической ассоциации, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук:

Я считаю, что психиатрия в целом из всех медицинских наук максимально политизирована. И это ее нормальное состояние. Почему нет? Я вообще не очень понимаю разговор о том, что где-то есть чистая наука, а вот где-то есть реальность. Ну какая чистая наука, когда где-то людям не дают права, отбирают детей, принудительно лечат? Никакой чистой науки, конечно, здесь быть не может. Чистая наука — это про мышей в лаборатории.

Если говорить о той же депатологизации трансгендерности, понятно, что она остается в МКБ, но сам факт, что это уже не психическое расстройство, а особенности сексуального здоровья, имеет большую разницу с точки зрения восприятия людей. Иллюзия, что все психические расстройства и заболевания — это какая-то наука, а исключение гомосексуальности из классификации — это вот политика.

Российские психотерапевты и психологи — часть российского общества в целом. Российское общество не очень толерантно. И психотерапевты так или иначе тоже транслируют существующие предубеждения, к сожалению. Разговор о гомофобии — это же разговор о стигме, об отношении, в общем, к меньшинствам. И это более широкая проблема. Да, отношение к ЛГБТ-меньшинству более актуально и негативно выражено, но наш социум нетолерантен к любому меньшинству — сексуальному, религиозному, иному внешнему виду, людям с инвалидностью. В обществе много внутренней агрессии, которая периодически находит выход в отношении того или иного меньшинства.

Сказать, насколько распространена гомофобия и трансфобия в профессиональном сообществе, сложно. Этот вопрос требует дополнительных исследований. Я допускаю, что это ошибка, аберрация личного впечатления. Гомофобные взгляды могут ярко транслироваться в интернете и больше бросаться в глаза. Возможно, такие взгляды распространены не так широко, как нам кажется, потому что «все остальные хорошие люди просто помалкивают».

«Давайте мы не будем поднимать эти темы, а то сейчас набегут сумасшедшие»

Конечно, специалистам необходимо рефлексировать на эту тему, осознавать, что происходит и что они публично высказывают. Наша профессиональная среда должна выступать как источник более зрелых взглядов и мыслей. Хотя с этим есть сложности: и образование хромает, и подготовка, и личная проработка этих вопросов. Далеко не во всех курсах рассматривают особенности работы с тем или иными маргинальными (с точки зрения социума) группами. В этой работе, безусловно, есть своя специфика.

Часть коллег не осознает даже необходимость специфической подготовки. Если осознал — это уже хорошо, значит, хотя бы специалист рефлексирует. У нас в профессиональном сообществе, к сожалению, отсутствуют площадки, где я могу обсудить, в том числе, и свои сомнения в безопасной для себя среде. В одной тусовке на меня навесят ярлык гомофоба, а в другой среде мне скажут: «Да не парься, гореть им в аду, они все больные...» И не хватает такого места в профессиональной среде, где это можно спокойно обсудить, посомневаться.

ЛГБТ-тематика не очень широко обсуждается в профессиональной тусовке. Безусловно, круг людей, которым интересна эта тема, расширяется. Но было бы неплохо вносить эти темы в более широкое профессиональное сообщество. Например, психотерапия тревожных расстройств звучит на всех конференциях, неважно, чему они посвящены — детям, старикам, аналитикам, когнитивистам. А вот, например, проблема гомофобии, помощи ЛГБТ-клиентам редко является просто одной из тем на общих конференциях. Это, в том числе, проблема и организаторов подобных мероприятий, которые тоже неидеальны и тоже имеют свои латентные фобии. Есть свои опасения, как бы чего не вышло: «Давайте мы не будем поднимать эти темы, а то сейчас набегут сумасшедшие и нам потом надо будет объясняться». И даже какие-то позитивные вещи делаются с определенной оглядкой.

Я думаю, что профессиональное сообщество должно четко заявлять, что мы не поддерживаем конверсионную терапию — изменение сексуальной ориентации или гендерной идентичности любыми способами, включая психотерапевтические. Но это не говорит о том, что если ко мне обращается клиент с неуверенностью, например, в своей сексуальности, я не помогу ему эту уверенность приобрести. Это разные вещи. Исследование его неуверенности не означает, что я тяну его в сторону собственной ориентации.

Или, например, если ко мне приходит клиент с признаками гендерной дисфории, это не означает, что я ему сразу говорю: «Давай вот сейчас тебе будем колоть гормоны, а через полгода операции сделаем». Насколько мне известно, в большинстве стран в рекомендациях конверсионной терапии нет. И если мы говорим про медицину, формально то, чего нет в рекомендациях, — то и запрещено. Я в принципе не очень хорошо отношусь к официальным запретам, но, возможно, в нашей стране это была бы такая символическая вещь, и скорее было бы позитивным шагом, который включал бы в себя просветительский компонент для населения.

«Научные достижения имеют больший вес, чем законодательные запреты»

Светлана Штукарева, психолог-логотерапевт, руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа:

Мне кажется, гомофобия вытекает из позиции, что любой другой, отличающийся от меня человек — враг. Позиция «Другой — это всегда опасность». Неважно, речь идет про ЛГБТ или человека с психическим расстройством, с диабетом, онкологией — «надо держаться подальше, нельзя им доверять». Это радикальный вариант, который, на мой взгляд, среди психологов встречается около 10 процентов. Весьма вероятно, что процент может быть другой, потому что есть люди, которые не высказывают свое мнение по этому вопросу.

Первое, что нужно сделать психологу, который хочет изменить свои гомофобные установки, — это признать их наличие. Безапелляционно и спокойно. Если я хочу изменить их, то я могу обратиться к людям, которые больше меня разбираются в этих вопросах, я буду читать специальную литературу, я пройду личную терапию, пройду супервизию или интервизию, попрошу помощи в социальных сетях.

Но мне кажется здесь принципиально важным не бороться с тем, чтобы эти переживания, взгляды ушли, а стараться, чтобы пришли еще и другие переживания. Я буду стараться, чтобы пришли еще и другие переживания. Я скажу: «да» другому отношению, и это будет автоматически подразумевать «нет» негативному отношению к ЛГБТ-сообществу. Необходимо развивать в себе умение видеть Человека в человеке. Видеть, что есть какие-то вещи, которые мне по каким-то причинам могут быть не близки, но я буду искать то, что мне будет близко в этом человеке. Необходимо развивать в себе умение видеть Человека в человеке. Видеть, что есть какие-то вещи, которые мне по каким-то причинам могут быть не близки, но я буду искать то, что мне будет близко в этом человеке.

Бывает, что-то не стыкуется между двумя людьми, какие-то взгляды, системы ценностей. Но я буду искать то, в чем я буду с ним стыковаться, оставив расхождения на обочине. Проявить интерес к сути в человеке, узнать, чем же он вообще дышит, не смотреть на очевидные характеристики, а пойти в глубину или в высоту. Если я ловлю у себя какое-то непринятие к другому человеку, я стараюсь узнать его лучше. Вижу то, то мне не нравится, и задаю себе вопрос: «А еще что, что еще я могу увидеть? Чем он еще может быть мне интересен? Чем еще человек богат?»

Конверсионной терапии не должно быть, это неправильно. Я очень надеюсь, что трагедии, подобные той, что произошла, например, с британским математиком Аланом Тьюрингом, в наше время больше не повторятся (один из известнейших математиков, стоявших у истоков информатики, Тьюринг имел гомосексуальные отношения, что еще в 50-х годах XX века являлось противозаконным в Великобритании; между тюрьмой и химической кастрацией ученый выбрал второе и в 1954 году покончил с собой,— примечание «Ленты.ру»). По поводу законодательного запрета — я не уверена. Мне кажется, это можно решать иначе, все теми же методами просвещения и введения в образовательные курсы для специалистов дополнительных опций, изменения образовательных программ на уровне Министерства образования, добавления информации о результатах новых исследований, научных достижений, которые, на мой взгляд, имеет больший вес, чем законодательные запреты.

Важно просвещение и супервизии. Например, со студентами обсуждать, как бы мы работали в психотерапии с клиентом, который является представителем ЛГБТ-сообщества: «Давай проиграем этот вариант. Что мы видим? Как бы мы поступили? Почему мы бы так поступили? Как можно было бы иначе поступить?» И мне кажется важным, чтобы психологи видели то человеческое страдание, которое является результатом отвержения со стороны других.

Кир Федоров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(391):

1 2 345 ... +1
5 +0−0Randall Mcmurphy19:51:39
17/05/2020
-7 +0−0Scot Malkinson19:40:01
17/05/2020
негатива нет, конечно. как нет негатива к больным туберкулезом. Плохо то, что болезнь принимают за норму. А вот к такому негатив всегда есть и будет. Если мне больной туберкулезом начнет рассказывать, что это нормально и это его выбор, как я должен на это реагировать?
гомофобия по сути частный пример фашизма, когда осуждается все не такие как ЯМЫ, разве это не очевидно?
5 +0−0Виктор Шиховцев19:51:25
17/05/2020
-7 +0−0Scot Malkinson19:40:01
17/05/2020
негатива нет, конечно. как нет негатива к больным туберкулезом. Плохо то, что болезнь принимают за норму. А вот к такому негатив всегда есть и будет. Если мне больной туберкулезом начнет рассказывать, что это нормально и это его выбор, как я должен на это реагировать?
Пока они там у себя тихонько друг дружку чпокают, негатива нет. Но как только эта погань вылазит на парад и пытается усыновлять детей, хочется их тупо мочить.
5 +0−0№-917989115:44:02
17/05/2020
-17 +0−0k - 32415:43:32
17/05/2020
Вы не об этом думайте. Тут другое интересно. Если вкратце, мы знаем по судьбе Содома и Гоморры, что небеса ясно дали понять, - они такого не потерпят на земле, в том смысле что через какое то время они опять, как в былые времена устроят примерно то же, что и раньше. Волею судьбы нахожусь в некоторой ситуации, которая имеет некие подобные черты. Было интересно, как долго нужно ждать реакции со стороны иного мира. Так вот, что интересно, первыми почему то отклинулись снизу. Приходил демон и говорил со мною. Небеса в этом смысле просто показали видение и этим пока ограничились. Пока...
ПГМнутый ты смешон)
4 +0−0№-919265314:36:31
18/05/2020
-9 +0−0Обнулей Обнулеев11:00:13
18/05/2020
Количество питаров должно быть обнулено!
твоя очковая девственность будет обнулена) если не уже)
4 +0−0Syd Ney10:45:03
18/05/2020
-8 +0−0Аноним Инкогнитов10:42:40
18/05/2020
Статья 6.21 КоАП РФ. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (действующая редакция)
..........................................................................
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
А камнями за семейную измену будем побивать? Или четвертовать за измену государству? Ежели Расея осталась в древности - это не есть хорошо.
4 +0−0Syd Ney09:02:28
18/05/2020
Проснулись гомофобы и роятся тут. Хорошо, что во всем мире все-таки люди становятся более цивилизованными. Уж ежели даже Китай почти признал гомо браки. Но Пу прав - Россия - особая цивилизация
4 +0−0linderman_lind07:41:11
18/05/2020
-12 +0−0Пушкинд07:08:00
18/05/2020
Ксенофобия это черта россиян. А отношение к евреям или геям ( которых они жалеют, но брезгуют ими)- черта, присущая дремучим россиянам. Причем, уверенным в своец эволюционной правде, будто нацисты, уничтожавшие в Третьем Рейхн своих непохожих
у вас повышенное желание либо евреев, либо геев, либо комбинированный вариант )
4 +0−0Syd Ney03:59:17
18/05/2020
-3 +0−0Syd Ney03:58:26
18/05/2020
Гомофобы хоть знают, что в Древней Греции, Спарте в частности, считалось, что гомосексуализм укрепляет мораль.
Что каждому молодому воину давали наставника, с которым у него были сексуальные отношения.
4 +0−0Карина Андреевна23:47:39
17/05/2020
-1 +0−0Ватан Леопольдович23:28:12
17/05/2020
Если я вас оскорбил, извините пожалуйста
Нет, вы меня не оскорбили. хотелось бы просто понимать людей. Но в любой теме бегать и вставлять ремарки про хохлов....Нет, не понимаю.
4 +0−0Карина Андреевна23:24:19
17/05/2020
-10 +0−0Ватан Леопольдович23:16:15
17/05/2020
Когда украинец пропадает в Европу или США, его первая мечта это посетить парад ЛГБТ. На фото хохлуха на переднем плане тому подтверждение.
Как вы определили что она именно хохлуха? У вас болезнь мозга под названием хохлошиза?
4 +0−0Ватан Леопольдович23:22:25
17/05/2020
-4 +0−0Карина Андреевна23:04:23
17/05/2020
Нет. Это обычная общественная дискуссия, которая должна вестись в кажом цивилизованном обществе. А если мы будем каждый вопрос обьявлять неким табу, то быстро прератимся в Мозамбик.
В Мозамбике все разрешено, даже людей кушать
4 +0−0ПРОРЫВНАЯ ПОБЕДА22:21:17
17/05/2020
-6 +0−0Олег Сидоров21:49:40
17/05/2020
ну и зря воз исключило лгбт из списка болезней - на самом деле это серьезное растройство - тыкать писей туда куда не расположено по природе - это опасно и заразно - когда рассказывают нам про няшек геев или лезби почему то в подробности не углубляются - что у боль-ва в голове пусто !!! природа делила полы как минимум 500 мильонов лет - а тут самые умные пе...ди...ки решили все исправить за 30 лет - пусть там у себя в гейропах месят хов...но !!!
половина ватанов уже месила или им месили в тюрьмах/в армии/ дет домах/на улице
4 +0−0Randall Mcmurphy20:01:10
17/05/2020
-10 +0−0Семен Спокойный19:08:03
17/05/2020
Какими доводами руководствовались ВОЗ, когда признала это нормой? Нет таких доводов, только политкорректность.
Нельзя логически доказать ни что это нормально, ни что это ненормально. Любой довод за или против может быть применен к любой патологии и к любой норме. Да, Чайковский был г-стом, но Гомер был слепым - это не делает слепоту нормой. Да, многие г-стами рождаются, а не становятся - но и слепыми многие рождаются.
Нельзя убивать гомосекдуалистов, унижать, сажать и т.д. Но и глухих нельзя. Насильно лечить геев не нужно – но и глухих не нужно. Все равно глухота – не норма.
С другой стороны, любой довод за то, что это – норма, подходит и к копрофилии, это когда человек есть экскременты. Это было у Мопассана. Все равно он хороший писатель, но это все равно болезнь.
Если такой человек не хочет лечиться и ест какашки у себя на кухне вместе с другими такими же больными – это его дело. Но я не желаю, прийдя в ресторан со своей дочкой, иметь такого соседа.
у вас лютые проблемы с логикой
4 +0−0Alter Ego Must Die19:00:50
17/05/2020
-15 +0−0Old Vorcun17:28:13
17/05/2020
А ЧТО НЕ ПОНЯТНО?

1. Выживаемость ЛЮБОГО живого вида зависит от темпов и напряженности экспансии.
2. Экспансия и ее успех зависит ТОЛЬКО от численности популяции.
3. Гомосексуалисты уменьшают численность популяции
4. Получается, что удовлетворяя личностные ценности, гомосексуалисты уменьшают шансы человечества на выживание.
5 Как следствие, они перекладывают проблемы ВСЕГО человечества на тех, кто гетеросексуален. Все проблемы, в том числе и финансовые, воспитания, развития социума, эффективности следующих поколений.

"Земля - колыбель человечества, но нельзя всю жизнь прожить в колыбели" Циолклвский...
Тезисы в принципе ошибочны.
Во-первых, гомосексуальность почти не влияет на репродукцию. Пару раз в жизни зачать детей может практически каждый гей и лесбиянка. В принципе, почти всегда так и было: женились для галочки, рожали детей, а сами бегали с соседом в гараж да на рыбалку. Сейчас люди отходят от этой сомнительной и лживой модели, благо завести детей можно и через суррогатное материнство, и ЭКО. Можно и вариант подешевле: лесби+гей+обычный шприц = беременность.
А во-вторых, народу в мире очень много. До вымирания нам очень далеко как виду. Есть страны с отрицательным естественным приростом, но почему-то цветущая гомофобия не помогает поднять рождаемость в Восточной Европе.
3 +0−0Ватан Леопольдович10:43:29
18/05/2020
Комментарий удалён.
Да боюсь, когда видишь как дымится кучка овна на чистом асфальте, мне страшно.
3 +0−0Michael Sharikov09:19:18
18/05/2020
0 +0−0Syd Ney09:16:29
18/05/2020
Это по-твоему. Но мир идет к другому.
К счастью, не у нас. Абсолютное большинство мира придерживается естественному институту семьи.
3 +0−0Azog The Defiler08:42:17
18/05/2020
Комментарий удалён.
Так вы же требуете детей усыновлять!!! Ладно бы себе трахались у себя дома, никому это не интересно. Но, требуя усыновлять невинных детей, которые не могут выбирать своих «родителей», вы переступаете ту грань, когда ваша так называемая свобода и ваши права начинают затрагивать права ДРУГИХ.
3 +0−0Иван Кедов08:35:59
18/05/2020
Комментарий удалён.
А то что эта болезнь нифига не от природы, а навязанная.)
3 +0−0Олег Ч05:17:21
18/05/2020
12 +0−0Reed01:00:10
18/05/2020
Для любителей порассуждать про норму/не норму / больных / здоровых - хочется напомнить что НОРМАЛЬНЫМ для взрослого здорового человека считается иметь жену/мужа и минимум (!) троих детей, причем детей рожать до 30, так уж организм природой устроен. Ну так что, много тут среди нас "нормальных"? Или все через одного "разрушители института семьи и традиционных ценностей"?
И каким Вы видите выход? Раз уж нет троих детей - примкнём стройными рядами к гомосексуалистам? ))
3 +0−0А А01:51:36
18/05/2020
«Расстройства связаны не с идентичностью, а с реакцией мира на нее»
То есть если мальчик не понимает что он мальчик, и думает что он девочка - это не расстройство. Расстройство - что все остальные не хотят так же думать)))
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь