„ | Три великих итальянца. Великое кино. Это не Михалков со своей мутью. | “ |
На Netflix вышел один из самых ожидаемых фильмов года (если не десятилетия) — гангстерский эпос-долгострой Мартина Скорсезе «Ирландец», первый в карьере легендарного режиссера фильм, в котором сыграли и Роберт Де Ниро, и Аль Пачино, причем большую часть экранного времени омоложенные с помощью новейших технологий. «Лента.ру» рассказывает, чем удивляет эта неожиданно сдержанная и скорбная картина внушительной продолжительностью три с половиной часа.
«Говорят, ты дома красишь?» Не без этого — вот только Фрэнк Ширан (Роберт Де Ниро) если и раскрашивает стены, то исключительно кровью своих жертв. Убивает он не для удовольствия, но и без лишних эмоций: просто такая уж у киллеров мафии работа. Начинал свою трудовую жизнь отслуживший четыре года на Второй мировой Ширан, впрочем, обычным филадельфийским работягой — развозил мясные туши по клиентам, состоял в профсоюзе и благодаря юристам последнего даже обошелся без наказания после того, как однажды продал налево содержимое своего фургона. После этого инцидента и одного случайного знакомства карьерный путь Ширана и вывернул на криминальную стезю: его взял под крыло Рассел Буфалино (Джо Пеши), уважаемый решала с зоной влияния на все Восточное побережье. От мелких поручений вроде выбивания долгов послушный и исполнительный Ширан, предсказуемо окрещенный итальянскими боссами Ирландцем, быстро перешел к делам поважнее — то есть к мокрухе. И достиг в ней такого мастерства, что вскоре именно его Буфалино рекомендует профсоюзному боссу-глашатаю Джимми Хоффе (Аль Пачино) в качестве телохранителя.
Быстро превратившиеся в дружбу отношения Хоффы и Ширана и составляют основной массив эпического 200-минутного хронометража «Ирландца». Вот, пожалуй, самый известный профсоюзный деятель в истории, к шестидесятым превратившийся в настоящую звезду американской политики (особенно — политики тайной, включающей махинации мафиози и подковерные сделки с властями), выписывает Ирландца в Чикаго разобраться с местными штрейкбрехерами. Вот уже делит с тихой дочерью Ширана Пегги (Анна Пакуин) свою экстраординарную любовь к мороженому, а с остальной семьей киллера — выходные и праздники. Вот Хоффа обеспечивает Ширана еще и высокой должностью в профсоюзе — тот становится президентом одного из региональных отделений, а также ближайшим конфидантом босса. Именно через Ирландца свои пожелания Хоффе будет передавать и мафия, пока отношения криминальных и профсоюзных деятелей не войдут в критическую, грозящую кровью для всех фазу. Параллельно же будет греметь большая американская история, от высадки в Заливе свиней до Уотергейта, — не без участия всех фигурантов этого сюжета.
Степень взаимопроникновения большой политики и большого криминала — наверное, главное откровение «Ирландца» (узнать о том, как плотно были связаны с мафией профсоюзы, можно было еще два с половиной десятилетия назад в «Хоффе» Дэнни Де Вито). Другое дело, что для самого Скорсезе эта линия здесь явно третьестепенная — и в драме Хоффы и Ширана, которая в теории могла бы, наверное, смотреться этаким сборником хитов гангстерского кино, его своеобразной квинтэссенцией, ему очевидно интереснее другое. Хитросплетения политики, при всем их сенсационном потенциале, здесь пересказываются вскользь, наспех, порой почти бессвязно — исключительно глазами больше озабоченного службой и дружбой Ирландца, который не сильно скрывает своей дилетантской неосведомленности в тех глобальных вопросах, к которым оказывается причастен. Не стремится просвещать и сам режиссер — в одной из озвученных закадровым голосом Де Ниро реплик он даже произносит: «Сейчас молодежь вряд ли помнит, кем был Хоффа», тем самым невольно по-стариковски резонируя с другим живым классиком Александром Сокуровым, который во «Франкофонии» утешал аудиторию: «Потерпите, мои маленькие зрители, осталось совсем немного».
Про фильм продолжительностью три с половиной часа «осталось совсем немного» не скажешь — но не то чтобы «Ирландца» так уж приходилось терпеть: фирменное скорсезевское владение режиссерским мастерством, может быть, и стало общим местом, лишилось революционности, но своей действенности еще не растеряло. Интереснее, как именно теперь Скорсезе распределяет техничные приемы по своему кино. На контрасте со «Славными парнями» или «Казино» в этом плане «Ирландец» — фильм не гангстерский, а антигангстерский. Вспышки насилия, убийства и поджоги здесь показаны с подчеркнутой будничностью, на минимуме броских средств, а некоторые из ключевых деяний Ширана и вовсе вдруг остаются за кадром, обозначаясь лишь строчками диалогов или той же закадровой скороговоркой. А вот фирменные скорсезевские эффектные проезды камеры, нервное крещендо монтажных склеек, самые лихие решения саундтрека — все это приходится на сцены и эпизоды, в которых герои максимум выясняют отношения: друг с другом, с родными, с самими собой, с богом, наконец. Скорсезе двадцатилетней давности поступил бы ровно наоборот.
Эта смена акцента — вместе с тем неуютным, почти загробным чувством, которое вызывает сочетание явно старческой пластики тел Де Ниро и Пачино, Джо Пеши и Харви Кейтеля с достаточно убедительным омоложением их лиц посредством компьютерных технологий, — приводит к странному, но, пожалуй, действительно новому (а значит, заслуживающему уважения и восхищения) впечатлению от «Ирландца». Он оказывается фильмом и безусловно зрелищным (мало какое кино со столь внушительным хронометражем смотрится так бодро), и начисто лишенным даже минимальных драматических всплесков — будь у него кардиограмма, она выглядела бы почти идеальной, с минимальными колебаниями амплитуды, прямой линией. Как у умирающего то есть. Что ж, если Скорсезе и компания что-то в «Ирландце» и хоронят, отказывая своим персонажам в кульминациях и падениях (даже умирает киллер Ширан, как дают понять уже открывающие сцены, в тихом безмолвии дома престарелых), так это гангстерское кино: его типичные персонажи, традиционные носители насилия и хаоса, здесь уже не заслуживают ни адреналиновой подпитки, ни даже минимальной романтизации.
Но не заслуживают они и забвения — хотя бы потому, что Скорсезе прекрасно понимает и дает это ощутить зрителю: похороны по жанру гангстерского кино — это поступок не столько кинематографический (пусть даже и утяжеленный весом собственного влияния режиссера «Славных парней» и «Злых улиц» на этот конкретный жанр), сколько гражданский. По одной простой причине: мало какой другой жанр так четко и полнокровно воплотил миф об Америке как стране действия и воли, территории героической маскулинности, выраженной через насилие и преодоление . Именно этот миф Скорсезе и добивает контрольным в голову. Это не славных парней больше не осталось, их просто никогда здесь и не было.
«Ирландец» вышел на Netflix 27 ноября
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
8 +0−0 | Philipp Rott | 21:49:54 28/11/2019 |
Три великих итальянца. Великое кино. Это не Михалков со своей мутью. |
4 +0−0 | Соколов Дмитрий | 09:52:46 29/11/2019 |
Обязательно почитайте Книгу Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона "Почему одни страны богатые, а другие бедные" Основная причина отсутствие конкуренции в политике и экономике, любой монополист в любой области (как например путин) становится неэффективным и дорогим в условиях отсутствия конкурентов... грубо ,если я ,например, открою, единственную парикмахерскую на 100 тыс город,а остальных просто задавлю при помощи подконтрольного мне суда, то мои услуги стрижки будут очень дороги и вряд ли качественны . Путин -монополист в политике, не пускает к тв и к выборам никого, давно уже неэффективен и дорог,коррупция везде ... для рейтингов раскручивает внешнюю угрозу. В экономике например - монополист Газпром, чтобы подключиться к газу предприятию( как говорит его директор) необходимо заплатить 20 миллионов, других конкурентов просто нет... Так в любой области, отсутствие сдержек и противовесов 4 ветвей власти порождает монополизм, монополизм ведет к неэффективности... |
3 +0−0 | Макс Галанин | 23:35:46 28/11/2019 | ||||||
| ||||||||
150 млн долл бюджет. дешевые изделия? вчера смотрел 3,5 часа прошли мгновенно. такое должно быть кино. ! |
2 +0−0 | Death dealer | 08:06:17 29/11/2019 |
Прочел заголовок-понял, что статью читать не надо. А фильм посмотрю обязательно. |
2 +0−0 | Сергей Подалирий | 08:00:22 29/11/2019 |
Де ниро и аль пачино в фильме схватка уже играли |
1 +0−0 | Noname Nosurname | 12:59:34 29/11/2019 |
Пером своим надрочил плохоусваиваемый тект. |
1 +0−0 | №-8629238 | 10:33:26 29/11/2019 |
убил 3.5 часа на унылую нудятину |
1 +0−0 | Vasily Pupkin | 08:53:29 29/11/2019 |
Статья какая то странная, вроде о кино должна бы быть а чуется что нассер на омерику и скорсезе, какой смысл такое гаавнно печатать? |
1 +0−0 | Foreign Legion | 05:09:34 29/11/2019 |
Посмотрел эту сказку о потеряном времени, потерял 3.5 часа. Слава богу в Америке ловят и сажают всю эту мафиозную шушару. |
1 +0−0 | Гия Бодия | 02:13:27 29/11/2019 |
Там тайные сделки мафии с властями , а в России опг "Озеро" уже 20 лет в кремле рулит. |
1 +0−0 | horizon desolate | 22:27:23 28/11/2019 |
Дешевые изделия (по содержанию) Netflix поставил на поток. |
1 +0−0 | Dmitry Ilyin | 21:28:19 28/11/2019 |
Надо глянуть, рейтинги хорошие. |
0 +0−0 | Алексей Варфоломеев | 13:47:03 29/11/2019 |
Автор, видимо, решил пойти стопами Скорсезе и взялся за большой масштаб. Получилось графоманство с нотками нарциссизма. Извините меня, но "нервное крещендо монтажных склеек" - это перебор. А уж волности со словосочетанием "славные парни" - похоже от безыдейности. Что за вывод такой? Славных парней здесь не было? Для начала, Скорсезе никогда и не называл этих ребят славными парнями. Так они называли сами себя - и то, со слов одного из них. А то, как они дружно потерпели крах в финале одноименного фильма, указывает на сарказм в названии самой картины. Так что вывод высосан из пальца. |
0 +0−0 | дыц- дыц | 13:35:31 29/11/2019 | ||||||
| ||||||||
в той книжке мафия не рассматривается как один из обязательных к наличию противовесов? )) |
0 +0−0 | Demizz Del Toro | 13:18:20 29/11/2019 | ||||||
| ||||||||
Так это они у Майкла Манна сыграли вместе, имелось ввиду что впервые вместе сыграли у Скорсезе. |
0 +0−0 | Михайло Белоцытя | 09:11:35 29/11/2019 |
Не скажу за остальных - Де Ниро полный - педераст. |
0 +0−0 | Abrvalg com | 08:57:59 29/11/2019 |
Фильм понравился, но пересматривать врядли захочеться. Альпачино сыграл кайфово. Де Ниро и Пиши как то не очень. У Де Ниро лицо хоть и омолодили но стариковская неуклюжесть осталась. Но в целом фильм хороший, но на один раз. Это вам не Казино и Славные парни которые можно посмотреть за жизнь с пару тройку десятков раз. |
0 +0−0 | Death dealer | 08:09:50 29/11/2019 | ||||||
| ||||||||
Я бы ваш IQ заценил в районе 40 |
0 +0−0 | Death dealer | 08:08:01 29/11/2019 | ||||||
| ||||||||
И что? Кто его сделал, фильм тот? и назывался он ЖАРА (Heat) |
0 +0−0 | Александр | 06:35:29 29/11/2019 |
По описанию начала похож на ремейк "Рафферти" с Олегом Борисовым и Арменом Джигарханяном. |