«Граждане жили с фигой в кармане»

00:03 10/11/2019 Россия
«Граждане жили с фигой в кармане»

Чтобы не быть частью государства, советские граждане учились быть невидимыми для системы. «Внутренняя эмиграция» — так называют это понятие, — стала для некоторых единственной возможной стратегией выживания во враждебном им обществе. Внутренние эмигранты отказывались от публичности, от открытого сопротивления и часто — от благ и привилегий, которые могла сулить политическая жизнь. Но возможно ли спрятаться от реальности? На этот вопрос попытались ответить участники дискуссии из цикла «Философия несвободы» Сахаровского центра в Москве. Выдержки из их выступлений — в материале «Ленты.ру».

***

Михаил Немцев,кандидат философских наук, доцент Российского экономического университета, историк:

— Когда говорят про внутреннюю эмиграцию, то часто по умолчанию почти всегда речь идет об опыте жизни в России в советское время. Этот опыт описан в песнях, стихах и так далее. Но если взглянуть широко, то можно обнаружить, что внутренняя эмиграция ни в коем случае не российское изобретение. Мы можем говорить об этом как об общечеловеческом явлении. Что такое внутренняя эмиграция — определения давать не будем. Потому что если сделаем это, то дискуссию сразу можно заканчивать. Для каждого это — свое понятие. Но можем говорить о том, какой образ у каждого возникает, когда он слышит эти слова.

Дмитрий Петров,писатель, главный редактор журнала «Со-общение»:
 
— Я догадываюсь, почему меня позвали участвовать в этой дискуссии. Потому что я написал две книги о Василии Аксенове. Это человек, для которого опыт внутренней эмиграции был очень важной жизненной практикой в течение нескольких лет, как и опыт его настоящей эмиграции. А что касается вопроса об образе, то здесь мне как раз очень просто. Мне ничего не надо выдумывать. Образ внутреннего эмигранта хорошо описан Василием Аксеновым в двух его книгах. Одна называется «В поисках грустного бэби», а другая — «Желток яйца». Там есть персонаж с одинаковым именем, который во многом повторяет себя в обеих книгах. Он житель Москвы и внутренний эмигрант, его часто называют смесью Печорина с Обломовым.

Он чрезвычайно телесно могучий, живет в центре Москвы в Кривоколенном переулке, выдающийся интеллектуал, абсолютно никак не участвует в отношениях с властью ни в политической сфере, ни в социальной. Единственное пространство, где он так или иначе соприкасается с властью, — это наука. И то только тогда, когда речь заходит о публикации каких-то его сочинений. Он исключительно широко образован. Его интересы безграничны, простираются от суффиксов и приставок слов русского языка до биологии и космонавтики. Что еще важно в этом образе — он никогда не стремился уехать из СССР, хотя его многократно приглашали в западные университеты.

Ксения Голубович,главный редактор издательства «Логос», председатель Совета премии Александра Пятигорского:

— Для меня явление внутренней эмиграции связно с 70-ми годами, с детством. Моя учительница Александра Седакова дружила с Венечкой Ерофеевым, рассказывала, что существовали такие разные сообщества творческих людей. Вход — цитата. То есть при знакомстве бросали цитату, и ты должен был ответить по месту, точно и в то же время не прямым образом. Но не каждый мог ответить. Например, ты не знал, что это Мандельштам. А откуда ты это мог знать, потому что в то время такие книги не были в общем доступе. То есть таким образом шло деление на своих и чужих, проверка на степень советскости.

В некотором смысле это была оборона внутри общества. Причем я бы не сказала, что был некий единый круг внутренней эмиграции. Таких явлений, таких кругов было очень много. И часто одному человеку не под силу было все их пересечь. Очень сложно представить какую-то синтетическую фигуру, которая могла бы объединить все эти пространства, интересы. Хотя, наверное, объединяло их слово «анти». А образ, который мог бы описать это явление, — для меня это замок. Его описал [диссидент Владимир] Буковский.

Ян Левченко,профессор Школы культурологии ВШЭ:

— Я вырос не в Москве, в начале 1990-х учился в университете в Тарту (Эстония). Там был профессор, который публиковал свои работы по санскриту в ученых записках Тартуского университета. Причем публикации у него были исключительно на немецком языке. Когда цензоры спрашивали его: «А почему на немецком?» — он говорил, что это ведь тоже социалистический язык. И действительно — была ГДР.

Кроме того, если бы он писал о санскрите на русском или на эстонском, работу бы прочитали один-трое ученых, включая его. Эту вольность вынуждены были терпеть. Потому что если в университет приезжала делегация из Англии — были люди, которые могли с гостями поговорить. Если из Франции — тоже можно было кого-то найти. А если вдруг приезжали из Швеции, Дании или еще откуда-то, из не самых массовых стран, то выходил этот профессор и начинал переводить. Он знал примерно два десятка разных языков. Поэтому с ним ничего не могли сделать и позволяли ему в советском журнале печататься на немецком. Для меня это отличный образ советской внутренней эмиграции.

Немцев:

— Является ли внутренняя эмиграция вынужденным решением или это личный выбор? Этот костюм ты сам надеваешь или его на тебя надевают?

Голубович:

— Мне кажется, что это слишком широкий вопрос. Поэтому хочется уточнить: внутренняя эмиграция — когда, при каких обстоятельствах? Если мы говорим про 1970-е годы, то мы имеем дело все-таки с людьми, которые хорошо понимали, что за томик Бродского на твоем столе ты получишь уезд за 101-й километр. Знаменитый образ замка, который нарисовал Буковский, в своем воображении он детально построил, он знал, какие комнаты у него будут, где что будет висеть. С помощью внутреннего воображения он отстраивался от реальности, которая для него была достаточно разрушительна.

В 90-е годы было немного другое. Мы вошли в перестройку совершенно не готовыми к ней. И многие не хотели визировать процессы, которые начались тогда в обществе. Они не считали их правомочными: обогащение, появление новых классов и прочее. Нельзя сказать, что им что-то угрожало. Они считали, что угрожало не им, а тому, что они отстаивают. В определенных случаях речь шла об унаследованных ценностях, а где-то и самостоятельно выработанных.

Допустим, я провела 1990-е годы во внутренней эмиграции. Не потому, что я была поклонницей Советского Союза. Нет. Я не принимала того, что происходило, не считала это легальным. То, что называли демократией, никакого отношения к ней не имело.

Сказать, что я была поставлена в эти условия, что мне кто-то приставил пистолет к виску, — нельзя. Но для меня это был даже не выбор, это получалось органически, я искала людей на нюх, которые разделяли мои взгляды. То есть никакой обороны от чего-то не было. Мне нравится термин «асимметричная война». Ты находишься в состоянии внутреннего противостояния. И противник, в общем-то, неизвестен. Что это? Мировая пошлость?

А сейчас я согласна, что история внутренней эмиграции уже отыграна. То есть в современном мире речь будет идти о разных степенях конформизма. Но конформизм и внутренняя эмиграция — это разные вещи. И ты должен отдавать себе отчет, какую степень конформизма ты будешь допускать.

Немцев:

— Для меня образ внутренних эмигрантов — это одинокие творческие люди, которые противостоят с одной стороны социальной пошлости, а с другой — необходимости принимать участие в каких-то неприятных для них политических действиях. То есть, говоря о внутренних эмигрантах, мне бы не пришло в голову обсуждать сообщества, а вы это делаете. Это интересно.

Петров:

— Наша культура дает нам колоссальное количество примеров подобного выбора. Я сейчас заканчиваю книгу об Анатолии Гладилине. В 1960-х годах его активно издавали. Но примерно с 1972 года, когда вышла его книга «Евангелие от Робеспьера», до 1976-го, когда он уехал в Париж, он находился в состоянии внутренней эмиграции.

Он оказался в ситуации, когда его просто не издавали в СССР, в какое бы издательство он ни приходил, он везде получал отказ. Хотя в 1960-е годы его прекрасно издавали. Но у него был выбор очень простой. Пойти в Союз писателей и сказать: «давайте я сейчас напишу книгу и прославлю чекистов»; или «я пойду и напишу книгу и прославлю в ней партийную организацию N-ского предприятия»; или «давайте я напишу о наших блистательных коллегах-комсомольцах, которые на картошке что-то там такое вытворяют и собирают нечеловеческий урожай». Ему бы сказали, конечно, Толя, вперед, пиши. Вот тебе договор, вот тебе гонорар, и мы ждем от тебя блистательного произведения. Другие люди так и делали в то время, но он — нет. Так что это выбор. Система ставит тебя в такие условия, что ты либо принимаешь их, либо нет.

Артем Космарский,сотрудник Института востоковедения РАН:

— Те классические случаи, на которые мы опираемся, думаем и разговариваем о внутренней эмиграции, — они так или иначе связаны с XX веком. И главное, они завязаны на состоянии общества, в котором есть глубокая граница между публичным и приватным, между авансценой общественно-политического и личным. То есть внутренняя эмиграция — это именно перемещение из одного мира в другой. А сейчас эта граница размылась, она стала диффузной, и даже можно сказать, что она исчезла. То есть фактически у тебя есть выбор: ты из одного политического пространства переходишь в другое. Из политики людей в кабинетах ты переходишь в политику людей, сидящий в Facebook. Я знаю случаи, когда люди красиво хлопают дверью в одной социальной среде, чтобы переместиться в другую социальную среду.

Но сама политика от этого никуда не девается. У меня была такая обывательская гипотеза: сейчас в России большой страх остаться без своей тусовки, без своей социальной группы. Человек боится утратить социальный круг, который дает ему признание, что он есть, что он существует. И это может быть круг коллег, друзей, круг проставителей лайков в социальных сетях. То есть без социального одобрения современному герою никуда. Возможно, есть люди, которые готовы отключить себя от социальных связей, порвать со всеми и уехать в деревню. Теоретически допускаю такое. Но вообще, это очень маловероятное событие. Страх утраты социального признания очень сильно подточил позицию одиночки. То есть одинокого существования, когда ты понимаешь, что это сейчас ты один, но потом тебя услышат. Принципиальный водораздел проходит не между внутренней эмиграцией, внешней и чем-то еще. А между тем, испытываешь ты аффект от происходящего, просто возмущаешься лежа на диване или действуешь.

Левченко:

— Я бы хотел вернуться к мысли Артема о том, что внутреннюю эмиграцию сейчас нельзя вернуть, что могут возникать какие-то стилизации, какие-то попытки описать происходящие процессы в уже известных терминах. Но это не принижает этих процессов.

Когда был разговор про 90-е годы, мне пришла мысль о сообществе судьбы. В то время я перебрался из Эстонии в Россию. Но так никто из земляков не делал. Потому что у эстонских русских сложилось прекрасное состояние: появилось гражданство страны, которая впоследствии вступит в Европейский союз, все это понимали. И в то же время, сидя с этим европейским паспортом, эту страну можно прекрасно поливать, смотреть только российский Первый канал да и ждать Путина на небесном танке.

Я вспомнил об этом сюжете, когда слушал рассуждения Ксении про 1990-е годы, что во внутренней эмиграции оказались те, кто не думал о том, что происходит вокруг. И это люди, которые просто пользовались той жизнью, которая у них оказалась. Они учились в университетах, они даже думали, что идут к какой-то цели. Они радовались тому, что появляются новые рестораны, что можно начать пить пиво уже зарубежное, а не только «Жигулевское» пятый сорт и так далее. То есть они входили в состояние потребления, и это часто понималось как синоним освоения политических инструментов. Но эти люди как бы оказались во внутренней эмиграции, потому что на протяжении примерно 20 лет человек живет мимо страны, когда он только ходит и фиксирует: вот открылись «Пироги», потом «Жан-Жак», потом «Жаки» вышли из моды, еще что-то появилось.

Голубович:

— Очень сложно говорить о современном мире, он очень пронизан разными вещами, и ты оказываешься носителем разных опытов. Меня совсем недавно поразила сцена, в которой присутствовали двое артистов балета. У них начало топить квартиру, на чердаке в доме лопнул бак и вся вода, порядка тысячи литров, грозила пролиться к ним. И они в пять утра выгребали ведрами воду. А утром у них репетиция спектакля, нужно играть Зигфрида. И тогда я нашла инженера, который известен у нас в округе как настоящий гад. И стала с ним разговаривать. Причем не интеллигентно, а сказала ему все, что думала.

Мне кажется, что современность — она как раз важна тем, что ты постоянно оказываешься в очень разных аспектах, у тебя нет какой-то одной роли, каждый раз ты должен выбирать стратегию того, что хочешь сделать в этой ситуации. Дадут завтра этому инженеру, допустим, какой-то иммунитет, как у депутатов, и мои сегодняшние действия завтра могут быть рассмотрены как политическая диверсия. И нужно быть готовым завтра за это оказаться где-нибудь. Наша ситуация характеризуется тем, что политическое — мигрирует, оно подходит очень близко.

В советское время были четкие правила. Многие граждане жили с фигой в кармане. Они по одну сторону писали роман о студентах на картошке, а по другую — то, о чем думали на самом деле. Сейчас ситуация у нас характеризуется тем, что мы вообще не знаем, что будет дальше. То, что сегодня разрешено, завтра может быть признано политическим, запрещенным. Мы не знаем, что будет дальше, и живем на других скоростях. Может получиться так, что ни во внутреннюю, ни во внешнюю миграцию ты просто не успеешь.

Подготовила Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(136):

1 2 345 ... +1
2 +0−0Вепрь Ы14:08:05
10/11/2019
0 +0−0Фёдор Ёпифёнцев14:05:00
10/11/2019
Да? То есть в Совке свободно можно было выйти на Болотку и кричать "Брежнев вор"?
Воры при СССР сидели в тюрьме.
2 +0−0Сергей Фельдман11:40:06
10/11/2019
0 +0−0Пушкинд11:04:41
10/11/2019
тогда, на излете социализма у нас была ясная альтернатива ему - капиталистический мир потребления, а не замшелые догмы пр окласс рабочих и крестьян
А что сегодня? есть ли такая альтернатива у жителей России? Я спрашиваю без подкола - в России не живу уже очень много лет
Без подкола? Тогда Россия давно уже свободная для предпринимательства страна. Про советские времена вспоминают только старики. Новое поколение уже ничего не помнит из советских проблем. Какие то там альтернативы никомуиуже не нужны.
Израиль уже давно по уровню маразма и следованию догмам во власти ближе к СССР, чем современная Россия
2 +0−0Сергей Шаров11:12:57
10/11/2019
0 +0−0Пушкинд11:04:41
10/11/2019
тогда, на излете социализма у нас была ясная альтернатива ему - капиталистический мир потребления, а не замшелые догмы пр окласс рабочих и крестьян
А что сегодня? есть ли такая альтернатива у жителей России? Я спрашиваю без подкола - в России не живу уже очень много лет
Сегодня те, кто хоть немного задумывается понимают, что рая на этой планете нет нигде, везде свой ад. Просто где то он почище и побогаче, но полно мест, где такой адище, что Россия за рай сойдет. Впрочем, большинство населения о таких вещах и вовсе не думает.
2 +0−0Pavel Chichikov11:10:59
10/11/2019
Советские люди держали фигу в кормане, а где держат фигу рассеяне? Видимо в заднем проходе!
2 +0−0Пушкинд10:34:56
10/11/2019
Сегодня в РФ иные находятся такой же "внутренней эмиграции", особенно, после 2014го
2 +0−0aquarius58009:17:40
10/11/2019
На эту ситуацию можно посмотреть и с другого конца. Леонид Ильич Брежнев, либерал по натуре, получил под своё управление очень буйное население, лишённое простейших человеческих инстинктов, таких как сострадание к ближнему, способность выслушать альтернативную точку зрения и т.п. Более 200-х миллионов населения, которое ещё два поколения до того не умело застёгивать собственные штаны. Конечно, режим держал вожжи в натянутом состоянии. Что произошло когда вожжи были отпущены - все помнят лихие 90-е, когда кладбища росли в геометрической прогрессии.
2 +0−0Михаил Медведев03:55:37
10/11/2019
7 +0−0Huy Pesda02:27:25
10/11/2019
Автор статьи - баран. Респондент - просто придурок.
ты свой ник видел?
1 +0−0Вепрь Ы14:07:31
10/11/2019
0 +0−0Фёдор Ёпифёнцев14:05:00
10/11/2019
Да? То есть в Совке свободно можно было выйти на Болотку и кричать "Брежнев вор"?
А он был вор?
1 +0−0Вепрь Ы14:03:48
10/11/2019
0 +0−0Фёдор Ёпифёнцев14:02:29
10/11/2019
Например?
Например, никто не сажал на 5 лет в тюрьму за то, что ты случайно дотронулся до полицейского.
1 +0−0фомич12:35:26
10/11/2019
о путинизме ни слова. Фигу в кармане держало много совков, но они ментально оставались комунячьими совками. На протест были способны единицы (диссиденты). Внутренняя эмиграция термин широкий, но по большей части служащий для оправдания приспособленчества и трусости.
1 +0−0Кот Бегемот11:54:33
10/11/2019
0 +0−0red_army_191708:01:13
10/11/2019
//уходим во внутреннюю миграцию.//

хорошо хоть не в запой

а вот в СССР бы вашу миграцию направили бы на стройки коммунизма, освоение целины, или покорение космоса.

польза для человечества хоть какая то была бы
Ой да да да, расскажи нам как в ссср большинство населения учавствовало в освоении космоса и целины. Ну а стройки, многие стоят ни3ому не нужные, гниют , разваливаются. пользы от них...вон есть хорошая статья про архитектурные обьекты бывшей югославии...
1 +0−0Георгий Бойцов10:15:46
10/11/2019
> Сахаровского центра

А что, позвать издающие звуки голову из вшэ или фонда га/ейдара денех не хватило?
1 +0−0aquarius58009:34:25
10/11/2019
Теме большой плюс. Царствие небесное Леониду Ильичу, который сумел удержать в руках столь слабый в умственном отношении народ.
1 +0−0Дмитрий Жуков09:25:00
10/11/2019
0 +0−0Сергей Фельдман09:23:51
10/11/2019
Предположим, ты директор банка, допустим Апоалим. Кого ты возьмёшь на работу, сына бывшего советского милиционера, или сына диссидента, который неизвестно чем жил в советские времена?
какая ужасная альтернатива :(
1 +0−0aquarius58009:20:14
10/11/2019
Комментарий удалён.
Я засчитываю Вам слифф. Ибо переход на личности - признак отсутствия аргументов.
1 +0−0Сергей Фельдман09:16:01
10/11/2019
-1 +0−0Пушкинд09:08:27
10/11/2019
Все годы студенчества принципиально не участвовал ни в каких совецких мероприятиях. Кроме стройотрядов, конечно. Ездил 6 раз. В дни демонстраций 1 мая и 7 ноября, когда явку требовали по списку ( особенн, на младших курсах), брал суточные дежурства в больнице. Это считалось уважительной причиной на моем факультете.
Чем твои предки занимались во время революции и гражданской войны?
1 +0−0Пушкинд09:14:00
10/11/2019
Вне Москвы и Ленинграда было трудно встретить "внутренних эмигрантов", описанных в статье.
Но отьехав от любого областного города в район и пообщавшись месяц с мужьями работниц совхозов и женами трактористов и вальщиков леса, можно было четко представить себе, что такое "внутренняя эмиграция" и почувствовать презрение и пренебрежение к власти, ее бюрократической совецкой сиситеме, ее тупости, наушничеству и завиральству
1 +0−0Виталий Л09:05:03
10/11/2019
-2 +0−0Рональд Рейган04:50:22
10/11/2019
Застой - это пока такую мразь как ты еще не повесили.
Призыв к физической расправе - уголовное преступление, о злобственный дедуля!
1 +0−0Виталий Л09:03:22
10/11/2019
0 +0−0Карина Андреевна04:13:20
10/11/2019
Вот и мы при путине уходим во внутреннюю миграцию. Это когда есть несогласие с происходящим в стране, а сил и смелости изменить это уже нет. Обрастаешь связями, статусом, работой, семьями , кредитами. Куда проще замкнуться в своем маня-мире. да и пошло оно все.
Что власть от нас и хочет. Ведь толпу одиночек одолеть труднее сплоченного коллектива.
1 +0−0Fuad Haciyev05:26:47
10/11/2019
0 +0−0Syd Ney02:24:46
10/11/2019
За это многие благодарны Горбачеву. Хоть он и ду7рак.
Парадоксально, но факт: Горбачев дал людям свободу, но его все поносят почем зря. Наверное, это потому, что он не предвидел последствия этой свободы: межнациональные конфликты, распад страны, обнищание населения, правовой беспредел....
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь