Не только танки

00:04 11/05/2019 Культура
Не только танки
Новое русское кино о войне, за редким исключением, не просто стыдно, а невозможно смотреть. Невозможно смотреть на убогую работу режиссёров и операторов. Невозможно смотреть, как посредственные артисты кривляются, пытаясь изображать переживания, которые сами никогда в жизни не испытывали. В сравнении с такими шедеврами, как "В бой идут одни старики", "Живые и мёртвые", "Летят журавли", "Судьба человека". "Проверки на дорогах", эти поделки и фильмами язык назвать не поворачивается...

Шестилетняя девочка, несколько лет в одиночестве — преодолевая голод, холод и постоянный страх расстрела — выживает в оккупации («Война Анны»). Трое взрослых советских офицеров в эйфории от Дня Победы сбегают в самоволку в Париж — и попадают под арест НКВД («На Париж»). На этот день Победы русское кино вдруг вспомнило, что и о Великой Отечественной войне можно говорить не только на утомительном монументальном языке героических эпопей и танкового экшена, но и посредством историй более камерных, подразумевающих скорее частный опыт войны, чем общенародный. При этом оказывается возможным и разнообразие жанров: если Алексей Федорченко снимает «Войну Анны» почти как хоррор, то «На Париж!» Сергея Саркисова смягчает драму через гротеск.

«Война Анны»
Режиссер — Алексей Федорченко

Осень 1941-го. Анне (Марта Козлова) шесть лет. Ее лицо — испуганное, бледное, с узнаваемыми еврейскими чертами, — впервые появляется в «Войне Анны», заваленное землей и листвой. Чтобы выбраться, ей придется не только буквально раскопать саму себя — но и оттолкнуть голые тела вокруг. Одно из них принадлежит маме Анны, и выползая из-под него, девочка, конечно, разрыдается — похоже, именно мама во время расстрела закрыла ее собой. Спасение, впрочем, окажется мнимым: покормив и одев ребенка (захудалое пальто, старые ботинки), соседские старики поведут ее в оккупировавшую местную школу комендатуру. В ней Анна спасется еще раз — спрятавшись в заваленном учебниками и мусором камине. Там она проведет следующие два года: страдая от отсутствия еды и питья, подглядывая сквозь зеркало за фрицами и работающими на них местными, ненадолго выбираясь лишь по ночам, когда здание пустеет.

Фильм Федорченко почти безотрывно, часто утыкаясь в детское лицо крупными планами, следит за своей героиней. Вот Анна тащит еду из мышеловок для крыс. Вот — жадно пьет грязную воду из стакана для малярных кисточек. Вот — грызет корешки книг из служащего ей укрытием камина. Поначалу беспомощная, постепенно девочка переходит к выживанию более активному. Осваивается в помещении бывшей школы, осторожно исследуя ее по ночам. Чтобы согреться, разделывает чучело волка и надевает на себя его шкуру. Наконец утоляет голод, придумав довольно хитроумную охоту на обживших чердак голубей. Федорченко снимает и обрывает все эти сцены с лаконичной, емкой резкостью — ничего лишнего, строгий натурализм выживания, показанный так подробно, что не будет преувеличением и сравнение «Войны Анны» с «Выжившим» Иньярриту. При таком подходе неудивительно, что фильм раскачивается, как качели — амплитуда которых с течением времени становится все шире и шире, пока бытовые в сущности сцены не начинают бросать и аудиторию в крайние эмоциональные состояния.

Эти экстремумы могли бы казаться эксплуатацией, если бы через удивительную историю выживающей, несмотря ни на что, Анны режиссер не пытался вывести свой фильм на уровень более широкого обобщения. Кажется, именно желанием увидеть в судьбе героини долю, выпавшую всей стране, объясняется, например, кода «Войны Анны», в которой девочка переставляет обозначающие продвижение немецких войск по России и Европе флажки на школьной карте мира, возвращая их обратно в Германию. Этот финал, впрочем, пусть и показательно патетичный, на деле, конечно, только подчеркивает персональный вклад в выживание страны отдельного, не просто маленького, а крошечного человека.

«На Париж»
Режиссер — Сергей Саркисов

9 мая 1945-го. Майор Воронин (Дмитрий Певцов), не успев выписаться из госпиталя в немецкой глуши, где он залечивал полученное в последние месяцы войны ранение — и где успел обрести любовь в лице симпатичной медсестрички — катит в расположение своей танковой части на стиле: удачно конфисковал по пути генеральский «Мерседес». Боевых товарищей такая распальцовка только восхитит: все они — от простых мужиков из воронинского танкового экипажа до засевших в дворянском поместье старших офицеров — беззаветно и беспробудно пьют с самой капитуляции: победа — время поднимать бокалы за ждущих дома жен и мечты о мирной жизни. В случае некоторых из победителей — вроде капитана Стержнева (Евгений Стычкин), интеллигента и романтика — не без печали: его супруга в тылу нашла другого, а его мечту — увидеть воображаемо, по книгам и искусству, любимый Париж — реалистичной не назовешь.

Не стоит, впрочем, недооценивать силу алкоголя и лихость русской души. Уже на утро Воронин, Стержнев и увязавшийся с ними старлей Каха (Торнике Квитатиани) будут мчать в том же «Мерседесе» в направлении столицы Франции, окончательно обозначая жанр режиссерского дебюта Сергея Саркисова как послевоенное — и похмельное — роуд-муви. Саркисов при этом стремится выдерживать интонацию, почти отечественным кино о Великой Отечественной, забытую — лирическую, не столько духоподъемную, сколько утешительную. Война закончена — так что сотрясают воздух здесь уже не раскаты артобстрелов и предсмертные вопли, а звон бокалов. При этом «На Париж» на удивление (особенно в свете неопытности режиссера) ловко балансирует между драмой и комедией — дорога к Лувру и Эйфелевой башне не обойдется ни без столкновений с озлобленными проигравшими и недоверчивыми союзниками, ни без комического бенефиса Ринаты Литвиновой в роли мадам из провинциального борделя.

Легкость истории и интонации в «На Париж» при всем этом не оборачивается совсем уж наивной легкомысленностью — фильм Саркисова в кульминационный момент готовит резкую смену тона: ее проводником здесь станет вторжение в сюжет заслуженного артиста Маковецкого в кителе с синими погонами офицера НКВД. Не стоит, впрочем, ждать от режиссера Саркисова однозначности и интереса к идеологическим высказываниям: как обходился его фильм без ура-патриотизма, так и не опускается он и до уровня проклятий в адрес карателей из контрразведки. Этой свободе в обращении с тяжелыми, до сих пор остающимися больными вопросами (как и свободе формальной — мало какой русский режиссер решился бы ввести в фильм такие параджановские по гротеску эпизоды снов персонажей), могли бы поучиться у дебютанта многие куда более опытные отечественные кинематографисты.

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(57):

1 23+1
14 +0−0Вепрь Ы11:38:43
11/05/2019
Новое русское кино о войне, за редким исключением, не просто стыдно, а невозможно смотреть. Невозможно смотреть на убогую работу режиссёров и операторов. Невозможно смотреть, как посредственные артисты кривляются, пытаясь изображать переживания, которые сами никогда в жизни не испытывали. В сравнении с такими шедеврами, как "В бой идут одни старики", "Живые и мёртвые", "Летят журавли", "Судьба человека". "Проверки на дорогах", эти поделки и фильмами язык назвать не поворачивается...
10 +0−0Тихомир Димитров05:10:34
11/05/2019
вот странно как-то умеют в Ленте писать... вроде бы все правильно и ладно, а после прочтения чувство какое-то мерзкое. как будто в ресторане тебе подали фирменное блюдо, а потом выяснилось что официант в него высморкался перед этим.
8 +0−0ivanov ivanov12:11:42
11/05/2019
михалков с утомленным солнцем, бондарчук со сталинградом -- это классика дури, про русских панфиловцев, про танк т-34, про смерш в 1941 году, это неоклассика -- там дури еще больше. гордиться чем? фильмами о войне в паралельной вселенной где история ничего общего не имела с нашей? вот примеры ляпов в новых фильмах : т-34-85 не было в том году, не делали на кировском заводе, толстых танкистов не бывает, блокадница-иженер из ленинграда спец по т-34?! смерш в 1941? обращение : "офицеры", полицаи 22 июня 1941 года? на машинах!? и напоследок: погуглите про дивизию панфилова, посмотрите фамилии бойцов. эти фильмы могут вызвать только омерзение -- гордость лучшие советские. кстати про т-34 -- плохой ремейк с "жаворонка", про девочку -- "девочка ищет отца".
6 +0−0Иван Кедов07:08:38
11/05/2019
Говнофильмы.
5 +0−0Алексей Сергеев05:58:54
11/05/2019
Резюмируем:

а) вторая мировая - костюмированное пиротехническое сопровождение ХОЛОКОСТА (Центрального События ХХ века)

б) Снимать кино про мальчика с узнаваемыми белорусскими чертами (например) - не кошерно. Авторам Ленты наверняка не понравится.

в) Русские алкоголики - потешные. Авторам Ленты смищно и не совестливо.
А, напротив, - радостливо.
4 +0−0ivanov ivanov12:07:45
11/05/2019
14 +0−0Вепрь Ы11:38:43
11/05/2019
Новое русское кино о войне, за редким исключением, не просто стыдно, а невозможно смотреть. Невозможно смотреть на убогую работу режиссёров и операторов. Невозможно смотреть, как посредственные артисты кривляются, пытаясь изображать переживания, которые сами никогда в жизни не испытывали. В сравнении с такими шедеврами, как "В бой идут одни старики", "Живые и мёртвые", "Летят журавли", "Судьба человека". "Проверки на дорогах", эти поделки и фильмами язык назвать не поворачивается...
согласен! михалков с утомленным солнцем, бондарчук со сталинградом -- это классика дури, про русских панфиловцев, про танк т-34, про смерш в 1941 году, это неоклассика -- там дури еще больше.
4 +0−0Николай Радионов09:01:23
11/05/2019
Что там все-таки курят в редакции? Про авторов все понятно, но проверять то нужно статьи? Во втором предложении такую хрень написать, нужно постараться.
"Трое взрослых советских офицеров...", а что бывают "детские" советские офицеры?
4 +0−0Алексей Сергеев06:31:30
11/05/2019
Как-то даже не припоминаю за последние лет 25 фильма о войне, чтобы в нём не поднималась так называемая тема Еврейства.
Вот ни одного упоминания эвенков или удмуртов (чисто например) - это рупь за сто.
И то сказать - какой дурак будет смотреть про удмуртов или чувашей?
Это ведь никому не интересно, да ведь?

PS
Шолом шаббат, галутная интеллигенция.
4 +0−0As sa04:40:43
11/05/2019
На фоне выхода обзора Бэда на Т-34 аннотация статьи выглядит довольно комично.
2 +0−0Алексей Сергеев06:00:10
11/05/2019
0 +0−0Dixi Hobbit03:43:47
11/05/2019
к сожалению, есть иные фильмы, рэмбоподобные
Угу. "Ярость", например. Или "Бесславные ублюдки".
1 +0−0Дмитрий Потехин21:50:23
11/05/2019
Ну что будем смотреть на День Победы? Как шестилетняя малышка в волчьей шкуре ест пойманных голубей возле трупа матери? Или как советские офицеры, не просыхая, мчатся из Берлина в Париж пугать местных куртизанок и хрустеть французскими булками?
Тот редкий случай, когда я даже не хочу видеть трейлеры данных фильмов. Слишком уж красноречивы аннотации в статье.
1 +0−0Gamma Drill19:44:58
11/05/2019
Хорошая попытка, Мединский, но...
1 +0−0Вепрь Ы16:35:45
11/05/2019
-1 +0−0Котан Котановский15:42:58
11/05/2019
Т-34 между прочим, это на реальных событиях, перебрано куча секретных документов
Милок, фильм "Т-34" это ремейк фильма "Жаворонок". И художественной ценности в "Жаворонке" на несколько порядков больше.
1 +0−0Slavyanin15:10:09
11/05/2019
0 +0−0Pribor Sorok2012:21:25
11/05/2019
Это, к сожалению, общемировая тенденция. Давайте вспомним тех же "бесславных ублюдков" Тарантино. Гламуризация в кино зашкаливает
бесславные ублюдкu - это треш. не претендующий на историческую летопись... не пытайтесь скрасить убогость современного русского кинематографа
1 +0−0Снимай шорты14:58:17
11/05/2019
Сейчас же модно форсить все фильмы по новостям в тв, но даже показав рекламу по всей стране в утреннем выпуске "чотамухохлов24" с получасовыми диферамбами и причмокиваниями режиссёру не получается собрать столько, сколько собирают зарубежные кинопрокатчики. Что надо делать? завидно же иванам, а повторить не можем. Правильно, нужно ещё кому нибудь денег занести, например в редакцию!Пускай напишут как всё хорошо и стабильно в кинематографе. И в следующий раз бюджетников надо для поднятия кассовых сборов обязать смотреть любую дристоту, снятую полоумными идиотами на бюджетные деньги! Эвона как кино то сразу поднимется!
1 +0−0Всегда Против09:47:57
11/05/2019
Пойду лучше новых Мстителей посмотрю.
1 +0−0Денис Давыдов09:31:01
11/05/2019
Заголовок в стиле
Не только приличные СМИ стали писать о кино, но и Лента
1 +0−0Алексей Сергеев09:30:59
11/05/2019
0 +0−0Николай Радионов09:26:59
11/05/2019
А из постсоветских?
Кроме Брестской крепости ничего на ум не приходит.
А "Брестскую крепость" пересматривать не хочется. Хоть один диалог/реплику помните? Не искусство это, а реконструкторские потешки.
Докатились - "ну, не пакость, вроде..." - уже как комплимент звучит.
1 +0−0Алексей Сергеев09:27:56
11/05/2019
0 +0−0Николай Радионов09:25:21
11/05/2019
А зачем вы тогда заочно сравниваете комиксы и произведения искусства?
Так все-таки какое ваше мнение о российских комиксах последних лет? Они такие же комиксы как голливудские?
Или голливудские качественнее?
Наши комиксы хуже голливудских. Просто потому что вторичны.
Они снимают комикс про войну, а наши снимают типа голливудский комикс про войну.
1 +0−0Алексей Сергеев09:18:37
11/05/2019
-2 +0−0Capt Obli09:03:00
11/05/2019
Назови не говнофильмы
На войне как на войне, Торпедоносцы, Иди и смотри, Живые и мёртвые, Они сражались за Родину...достаточно?
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь