«Мамы приносили мне выдержки из писаний»

00:02 15/04/2019 Россия
«Мамы приносили мне выдержки из писаний»
Давно это было, 65 лет назад. Сейчас уже никто не скажет почему не сделали прививку против полиомиелита, остался инвалидом. Прививки надо делать!

В российском Минздраве предлагают наказывать за публичные призывы к отказам от прививок. В министерстве указывают, что в России, как и во всем мире, через СМИ, интернет и религиозные секты распространяется большое количество информации о вреде вакцинации, что подрывает доверие граждан к медицине. Совсем недавно, в январе 2019 года, Всемирная организация здравоохранения впервые внесла отказ от прививок в список угроз человечеству. Педиатр, заведующая отделением научно-исследовательского института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева Татьяна Дубровская рассказала «Ленте.ру» о том, кто распускает мифы о прививках, есть ли в них какая-либо доля правды и что нужно знать родителям перед вакцинацией ребенка.

***

Но сейчас очень много законных медотводов от прививок: недоношенные, часто болеющие. То есть получается, что врачи сами провоцируют отказников.

Татьяна Дубровская: Как педиатр — я поддерживаю ее. Это внесет ясность. Я считаю, что сегодня неслучайно опять активизировались болезни, которые мы считали практически побежденными. Та же корь — настоящая проблема в Европе. И в России регистрируются случаи. Это из-за того, что у нас исчезает иммунная прослойка. Есть такое понятие — коллективный иммунитет. Например, статистически подсчитано: чтобы корь не распространилась в популяции, вакцинировано должно быть 85 человек из 100. Когда снижается это количество, начинаются вспышки, болеют непривитые. Это и происходит сейчас. Есть много сайтов с недостоверной информацией о вакцинации. Это дезинформирует людей, несет угрозу не только их здоровью, но и здоровью окружающих. Поэтому вполне оправдано, что предлагается этот вопрос регулировать на законодательном уровне.

Есть ли дети, которым прививки противопоказаны?

В принципе, активного роста сейчас нет. Многие понимают, что врачи действительно не просто так говорят о просыпающихся инфекциях. Но попадаются родители с устоявшимися тенденциями, особенно среди многодетных. Вот приходит мама: «Я первому прививки сделала, а второму — пять лет назад уже не стала делать. Сейчас родила третьего — и тоже не хочу».

Ну а все-таки, какие реакции после вакцинации должны насторожить родителя, когда нужно вызывать скорую, а какие, наоборот, не должны пугать?

В топе вакцин, которые недолюбливают, — АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина —прим. «Ленты.ру»), БЦЖ (вакцина против туберкулеза), корь. И еще достаточно много предубеждений против отечественных вакцин. Родители считают, что они тяжелее переносятся организмом и чаще протекают с осложнениями. На импортные пациенты соглашаются гораздо быстрее.

Многие родители уверены, что у врачей есть негласный запрет на регистрацию различных негативных реакций на вакцины. Так ли это?

Поствакцинальные реакции и осложнения бывают и от тех, и от других. Но импортные вакцины в основном производятся из инактивированных штаммов, с помощью генной инженерии. Считается, что организмом это переносится легче.

Надо ли сдавать какие-то анализы, аллергопробы перед вакцинацией, сдавать другие анализы для большей безопасности?

Когда нормально беседуешь с людьми, то порой прямо во время беседы начинает меняться отношение к ситуации. И не то чтобы ты их прямо силой переубеждаешь, просто разговариваешь. В интернете ведь гораздо легче найти недостоверную информацию. Вот недавно был бум сообщений, что в прививках содержится свинец. И это вызвало ажиотаж среди родителей. Обеспокоенные мамы приходили ко мне: «Как же так, в организме детей будет копиться свинец, это отрава». Объясняешь, что существуют определенные технологии производства вакцин, и доза свинца, содержащаяся в вакцинах, не является токсичной.

Осложнения и побочные реакции — это разные вещи? Чем они отличаются?

Действительно, бывают продвинутые родители. Сейчас век доказательной медицины. Некоторые спрашивают, где и что почитать. Пожалуйста, я как врач посещаю различные симпозиумы, конгрессы. Поэтому могу им предоставить ссылки и на отечественные, и на зарубежные сайты, где опубликованы различные исследования, касающиеся иммунопрофилактики. Естественно, предлагаешь им документальные материалы.

Часто ли бывают осложнения от прививок?

Честно — за 22 года работы я не встречала вот совсем уж упертых родителей. Возможно, мне просто повезло. Но я прошла путь от участкового педиатра до заведующей отделением поликлиники.

Одно время шли все с религиозными убеждениями. Мамы приносили мне выдержки из писаний. Потом эта волна прошла, а сейчас настала эра современных молодых родителей, которые все знают, ответственно ко всему подходят, много читают. Но аргументы на них действуют. Мне удается с пациентами прийти к общему знаменателю. Объясняю, что иммунопрофилактика — залог здоровья нации. Это всегда было, есть и будет во всех государствах. Потому что это политика во имя сохранения здоровья и предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Иногда не с первого раза получалось убедить. Рассказываю все риски, все, что следует обсудить на семейном совете. Разбираем все страхи. Предлагаю индивидуальную схему вакцинации. Кто-то, например, боится ставить комплексные вакцины. Не проблема — можно по отдельности. Давайте сначала сделаем коклюш, дифтерию, столбняк, а затем — полиомиелит. Всегда можно найти какое-то решение. Но для этого нужно, чтобы врач и родитель были в одной связке.

Наверное, на такую просветительскую работу требуется время. Вряд ли педиатр в поликлинике, у которого 10-12 минут на пациента, будет так убеждать.

Я согласна, но ведь в организации работы врача многое зависит от администрации и самого учреждения, и города. Когда началась оптимизация здравоохранения, я работала в городской поликлинике, было сложно. Но стали создаваться кабинеты здорового детства, где с родителями целенаправленно уже беседовали педиатр, медсестры. Тех, кто не хотел слышать педиатра, направляли в специализированные иммунологические кабинеты. То есть выход всегда есть.

Были ли какие-то аргументы сомневающихся родителей, которые поставили вас в тупик? Вы сами когда-нибудь сомневались в пользе вакцин?

Об осложнениях я знаю только в теории, лично не сталкивалась. Но побочные реакции — и местные, и общие — наблюдала. И всегда предупреждаю родителей, что любое введение иммунобиологического препарата (это не только касается вакцины, но также иммуноглобулинов) может вызвать реакцию организма. Поэтому мы настоятельно рекомендуем после вакцинации полчаса посидеть в коридоре поликлиники.

Вам верят на слово? Или родители требуют доказательств?

Осложнения — это тяжелые и стойкие нарушения состояния здоровья ребенка в результате введения вакцины. Анафилактический шок, судороги, паралич. Но они встречаются очень редко. Например, вакциноассоциированный полиомиелит в виде вялотекущего пареза — один на два миллиона доз вакцин. Может развиться на пятый день болезни. Вакциноассоциированный энцефалит — тоже один случай на 250-500 тысяч доз.

То есть осложнения — очень редки. Побочные реакции случаются чаще. Причем, как на живые, так и на инактивированные вакцины. Это, допустим, сыпь, припухлость в месте введения вакцины, небольшая температура и прочее. Импортные вакцины производятся на основе куриного белка. К сожалению, ХХI век — век аллергии. У нас на самом деле очень много аллергиков. И естественно, они воспроизводят детей со склонностью к аллергии. И эта аллергия может развиться на любом отрезке жизни, не обязательно с рождения. Конечно, перед вакцинацией мы собираем семейный анамнез (историю —прим. «Ленты.ру»). И если есть среди родственников случаи аллергии, то для предупреждения негативных реакций мы готовим ребенка к вакцинации. Просим соблюдать диету, принимать противоаллергические средства.

Что может переубедить антипрививочников?

Самое главное, на момент вакцинации ребенок должен быть здоров и, конечно, его окружение тоже. И обязательно необходимо сдать клинический анализ крови и общий анализ мочи. Есть дети с хроническим очагом инфекции. Допустим, аденоиды или миндалины увеличены. Однако их также надо прививать. У детей-хроников любая инфекция протекает гораздо тяжелее. Например, коклюш у детей с бронхиальной астмой часто приводит к астматическому приступу. А всем известный грипп является провоцирующим фактором обострения самых разных болезней. Вакцинопрофилактика гриппа не только приводит к снижению заболеваемости, но и к достоверному снижению обращаемости к врачу по поводу фоновых соматических заболеваний.

Естественно, мы выбираем промежуток, когда пациент не болеет. Но все равно предупреждаем родителей, что, поскольку есть хроническое заболевание, возможен подъем температуры. Как правило, помогает прием жаропонижающих препаратов. И родители, когда проинформированы, более спокойно все воспринимают.

Нелюбовь к отечественному обоснована?

Наоборот, как врач я четко знаю, что если действительно происходит осложнение на вакцину, то проводится очень серьезное расследование. Информация об этом сообщается в Роспотребнадзор, изымают партию скомпрометированных вакцин. В Москве были случаи, когда изымали партию АКДС, Диаскинтеста. Там дело было в недоочищенном сырье. Препараты исследуют лабораторно. Но, естественно, в Роспотребнадзор сведения о небольших температурных скачках или покраснениях не передаем, а только что-то серьезное. Однако в любом случае все реакции фиксируются в амбулаторных картах. И все очень строго контролируется. Не надо думать, что кто-то сознательно хочет причинить вред ближнему. И ни у кого нет желания что-то скрывать.

Чаще всего от каких прививок отказываются?

Аллергические осложнения, даже серьезные, обычно развиваются в первые часы после вакцинации. Родителям нужно насторожиться, если после вакцинации у ребенка больше трех дней температура выше 38 градусов, ничем не сбивается. Второе — если ребенок стал либо слишком возбужденным, либо, наоборот, — вялым, спит целыми сутками. Когда такое происходит — нужно обязательно показаться врачу и сказать про вакцинацию.

Отказники — это действительно большая проблема сегодня? Их количество растет?

Абсолютные противопоказания — это дети с тяжелыми иммунодефицитными патологиями. В этом случае медотвод оформляется не просто педиатром, а иммунологом, генетиком, нефрологом. Не рекомендуются прививки детям с онкологией, получающим иммуносупрессивную (гормональную —прим. «Ленты. ру») терапию. Во всех остальных случаях прививки нужны.

«Лента.ру»: Как вам инициатива Минздрава?

Да, я сталкивалась с таким. И кстати, если вернуться к законопроекту, который готовит Минздрав, то на разных конференциях я как раз слышала информацию о том, что в основном к ответственности за публичные призывы к отказу от прививок хотят привлекать медработников. Им будет разрешено давать медотводы лишь при наличии у пациентов абсолютных противопоказаний. В противном случае хотят предусмотреть административную ответственность и дополнительное обучение по вакционопрофилактике. Я считаю, что это правильно. Врач как специалист должен более ответственно относиться к вопросу иммунизации. Но и родители также несут ответственность за будущее своего ребенка.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(483):

1 234 ... +1
10 +0−0Юрий Долин00:55:13
15/04/2019
Давно это было, 65 лет назад. Сейчас уже никто не скажет почему не сделали прививку против полиомиелита, остался инвалидом. Прививки надо делать!
9 +0−0№-669431907:43:38
15/04/2019
Введите налог на религию с обязательной регистрацией верующих и отчислениями в полпроцента с доходов. Обяжите все храмы отчитываться в налоговую и берите с них полный налог. Все доходы от религии пустите на нужды образования.
В итоге затрат ноль, а ситуация выправится. Попы поворчат да успокоятся, будут возбухать посадить самых ретивых.
Умные люди вообще должны избегать этих фанатиков и уж тем более не пускать к ним своих детей. Одну и ту же иконку тысячи людей обмусолят, сколько болячек носит один верующий?
9 +0−0Леонид Молотков01:17:23
15/04/2019
А когда врачи начнут брать ответственность за серьезные осложнения от прививок? И ведется ли какая-то статистика по осложнениям вообще?! Как правило все сводится к тому, что осложнение пошло от чего угодно, но не от прививки, не так ли?!
7 +0−0Jackob Skir01:42:52
15/04/2019
Никто никогда не заявлял ,что прививки абсолютно безвредны.
5 +0−0Уолтер Колупаев13:14:54
15/04/2019
0 +0−0Hello Titty13:11:05
15/04/2019
Антипрививочники - это зло. Только благодаря прививкам побеждены такие болезни, как оспа, полиомиелит, корь, туберкулез, гепатиты A и B и множество других. Почему их мракобесие вылезает именно в вопросе прививок?
Из указанного побеждена только натуральная оспа.
5 +0−0Serg Efrik10:53:24
15/04/2019
вместо того, что бы поднимать уровень жизни людей, делать качественную уборку улиц и помещений- давайте будем жить в грязи но привитые, чтоб можно было спать в выгребной яме и ни одна зараза не липла.

....зима прошла, тот снег, который вместо того, что бы вывозить, снег, со всей грязью, он растаял. и все то дэрьмо, которое вдоль обочин, на тротуарах копилось месяцами сейчас раздувается ветром. Все эти отходы, гниль, канцерогены, ага. Но прививки конечно, куда без них.
5 +0−0Riva Criva09:51:32
15/04/2019
Почему бы не сделать как в Австралии (вроде). На пикабу пост давеча был. Там кто не привит лишают всяких льгот. Полная стоймость всего.
4 +0−0Antoine Herve18:05:47
15/04/2019
-3 +0−0Nurbek Irzhanov17:57:05
15/04/2019
Все вакцины надо производить у себя , и не только нельзя делать комплексно , а делать одну прививку сперва пробно , микродозу , потом только полную.
гениальная идея. У Вас еще такие мысли имеются ?
Делитесь, не стеснятесь !

(инъекции микродоз - лучше не придумаешь для индукции толерантности к антигену :)
4 +0−0Уолтер Колупаев13:13:01
15/04/2019
3 +0−0Сергей В13:09:11
15/04/2019
Вопрос крайне серьезный. С учетом того, какие средства вкладывают в закупку вакцин и, главное, страхом Минздрава дать честную статистику (сколько осложнений после прививок, сколько заболевших среди привитых и непривитых) сейчас у меня вывод один - нас обманывают.
Для интереса набрал в поисковике: Статистика заболеваний туберкулёзом по возрастным категориям. Первая попавшаяся таблица (по Москве) в 2015 году среди мужчин и женщин -максимум у группы 35-44 года. Значит они родились в период с 1971 по 1980г. Тогда ВСЕ были привиты от туберкулёза.
Картинка на cf.ppt-online.org
БЦЖ не защищает от туберкулеза и никак не влияет на эту статистику.
БЦЖ защищает от генерализованных форм туберкулеза детей до полутора лет.
От туберкулеза вакцины нет.
4 +0−0Antoine Herve10:58:31
15/04/2019
-2 +0−0Pioner2 Isledovatel10:56:12
15/04/2019
Думаю вы ошибаетесь , Аутизм болезнь вызваная паразитами и грибками .
а еще я слышал что олигофрения передается через антивирус Касперского - у Вас его не стоит ?
4 +0−0№-669431907:35:01
15/04/2019
2 +0−0Павел Белобрысов00:31:39
15/04/2019
Кто мог предполагать что в 21 веке начнется такое махровое мракобесие?
Те, кто закрывал школы и открывал храмы. Не будьте наивным, это просчитанный ход. Дальше будет только хуже.
Или вы думали что закрыв десятки тысяч школ и введя уроки православия получите гениальных ученых и инженеров/медиков?
3 +0−0alien alien18:27:22
15/04/2019
А кто берет на себя ответственность и финансовую, за то что потом с человеком ничего не случиться?Минздрав?Не смешите.А то что медицина стала бизнесом ,где ни кто никакой ответственности ни несет,от слова никак.Просто скажут что мы тут ни причем и все вопросы к производителю.
3 +0−0Georgy Malyshev16:08:57
15/04/2019
1 +0−0Владимир Михайлович Дзювин15:56:03
15/04/2019
Почему церковь молчит?
Если фармацевты будут отчислять церкви десятину, то она не смолчит!
3 +0−0Товарищ Коммунист15:20:29
15/04/2019
1 +0−0Здравый смысл14:55:55
15/04/2019
Тот редкий случай, когда в запрете действительно есть смысл и польза. Заодно можно было бы вывести из школьной программы религии, которые с ранних лет настраивают впечатлительных на непринятие эволюции, генетики, современной биологии и медицины в целом.
Религия ужасное зло, но еще более ужасное зло - рынок и капитализм. Они из реально полезных вещей, типа вакцинации - сделали механизм создания потребителей, за счет ухудшения их здоровья. Людям "прививками" портят здоровье, чтобы те потом всю жизнь на фармацевтов работали
И продавливают это на государственных уровнях
3 +0−0Уолтер Колупаев14:51:04
15/04/2019
-2 +0−0Andrey Dmitrievich14:43:59
15/04/2019
каша, не каша, а голову включать нужно. человечество, официально отвергающее духовную составляющую организма человека со своими биоопытами далеко не уедет. дерево может сколько угодно отказываться от своих корней, потому что оно их не видит (под землей), но если корни погибают, дереву конец. здоровье физического тела прямо зависит от духовного здоровья (или чистоты биополя, что уже даже некоторые ученые подтверждают). так вот пока у нас с полем проблемы (агрессия, зависть, злоба и пр.), здоровыми мы никогда не будем, никакая вакцина не поможет. наоборот, будут появляться вирусы, против которых медицина бессильна.
Понятно. Вот с этого и надо было начинать, вместо того чтобы пытаться свить длинную умную тираду из бессвязанных реплик из различных опер.
Духовная вундерчакра выглядит вполне убедительно и вполне в духе современного антипрививочника.
С этим никто спорить точно не станет.
3 +0−0Сергей В13:09:11
15/04/2019
Вопрос крайне серьезный. С учетом того, какие средства вкладывают в закупку вакцин и, главное, страхом Минздрава дать честную статистику (сколько осложнений после прививок, сколько заболевших среди привитых и непривитых) сейчас у меня вывод один - нас обманывают.
Для интереса набрал в поисковике: Статистика заболеваний туберкулёзом по возрастным категориям. Первая попавшаяся таблица (по Москве) в 2015 году среди мужчин и женщин -максимум у группы 35-44 года. Значит они родились в период с 1971 по 1980г. Тогда ВСЕ были привиты от туберкулёза.
Картинка на cf.ppt-online.org
3 +0−0Уолтер Колупаев12:18:12
15/04/2019
0 +0−0Alexey Chsherbakov12:06:48
15/04/2019
Прививки нужны, но сначала сделайте их безопасными. Мы в 1.5 года поставили своему ребенку прививку АКДС и до сих пор лечимся от ее последсвий. Ребенку 5 лет почти, он слово мама сам не может сказать.
Фи 5 лет, у меня соседу 40 лет так он после этой АКДС уже 15 лет алкоголизмом мучается.
Совсем эти убийцы в белых халатах распоясались!
3 +0−0Уолтер Колупаев12:14:01
15/04/2019
-1 +0−0Андрей Дроздов12:04:12
15/04/2019
Почему-то в Минздраве отсутствует статистика случаев осложнений и появления тяжелых заболеваний, возникших после проведения вакцин, равно как и полностью отсутствует порядок проведения исследований, особенно независимых, наличия взаимосвязи между вакцинацией ребенка и наступившими осложнениями, особенно тяжелыми заболеваниями. Думается, что такая статистика не выгодна самому Минздраву и тем, кто стоит за закупками препаратов для вакцинации.
К вопросу о вакцинации ещё стоит сказать следующее. Медицина говорит о том, что иммунная система ребенка в течение первого года жизни формируется и ещё недостаточно сильна. Так зачем же возлагать на неё нагрузки в виде "вирусов-микробов", пусть и полудохлых, если иммунная система не сформирована. Несколько раз разговаривал с врачами, которые прямо говорят, что вакцинация в первый год жизни ребенка вредна для формирующейся иммунной системы.
В-третьих, до сих пор не понятно, почему перед вакцинацией у детей не проводятся анализы на наличие противопоказаний против введения вакцины, состояние иммунной системы и наличие противопоказаний.
В-четвертых, сколько лично знаком с людьми, у чьих деток были осложнения после вакцинации, ни у кого в медицинских картах не указано, что заболевание появилось в результате или сразу после вакцинации. Взаимосвязь между осложнениями, тем более возникновением заболеваний, максимально скрывается.
Обратная сторона не вакцинации тоже известна. У каждого своя голова на плечах.
Ну что ты несешь, болезный? Статистика ПВР и ПВО есть и она публична. Остальной бред даже читать не стал.
3 +0−0Артем Старостин12:03:59
15/04/2019
5 +0−0Serg Efrik10:53:24
15/04/2019
вместо того, что бы поднимать уровень жизни людей, делать качественную уборку улиц и помещений- давайте будем жить в грязи но привитые, чтоб можно было спать в выгребной яме и ни одна зараза не липла.

....зима прошла, тот снег, который вместо того, что бы вывозить, снег, со всей грязью, он растаял. и все то дэрьмо, которое вдоль обочин, на тротуарах копилось месяцами сейчас раздувается ветром. Все эти отходы, гниль, канцерогены, ага. Но прививки конечно, куда без них.
как бы тут нет прямой корреляции с вакцинированием. от инфекций передающихся от человека к человеку чистые улицы вас не спасут
3 +0−0Pioner2 Isledovatel10:57:57
15/04/2019
5 +0−0Serg Efrik10:53:24
15/04/2019
вместо того, что бы поднимать уровень жизни людей, делать качественную уборку улиц и помещений- давайте будем жить в грязи но привитые, чтоб можно было спать в выгребной яме и ни одна зараза не липла.

....зима прошла, тот снег, который вместо того, что бы вывозить, снег, со всей грязью, он растаял. и все то дэрьмо, которое вдоль обочин, на тротуарах копилось месяцами сейчас раздувается ветром. Все эти отходы, гниль, канцерогены, ага. Но прививки конечно, куда без них.
Вы забыли про сабачие дерьмо на каждом углу .
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь