«В мусорном ведре лежала отрезанная голова»

00:01 21/02/2019 Мир
«В мусорном ведре лежала отрезанная голова»

Искалеченные судьбы тысяч женщин и детей — одно из самых тяжких последствий краткого правления террористической группировки «Исламское государство»(запрещена в РФ). Мировое сообщество ломает голову над тем, что делать теперь с гражданами «халифата», которые отвергли общечеловеческие ценности ради идей джихада, и как устроить их жизнь, чтобы не наказать невиновных, но и не пустить домой послов радикального исламизма. «Лента.ру» изучила, как с этим пытаются справиться на Западе и в России.

Жена джихадиста

«Нет, казней я не видела. Однажды я увидела, что в мусорном ведре лежит отрезанная голова. Меня это не смутило — это же враг ислама! Я думала о том, что этот человек мог бы сделать с мусульманками», — говорит 19-летняя Шамима Бегум. Журналист Times отыскал ее, беременную, в лагере беженцев «Аль-Хауль» на севере Сирии, где проживает почти 40 тысяч человек, многие из которых — родственники боевиков ИГ. Спустя несколько дней женщина родила.

Родившаяся и выросшая на востоке Лондона «жена джихадиста» говорит на почти безукоризненном английском, спокойно и уверенно. Она ни о чем не жалеет — знала, на что шла. В 2015 году она, впечатлившись пропагандистскими видео «Исламского государства», вместе с двумя подругами — Кадизой Султаной и Амирой Абазе — вылетела в Турцию и пересекла границу Сирии, чтобы выйти замуж за воина джихада. Тогда ей было 15 лет.

Отчаянные домохозяйки

Первые дни в ИГ девочки провели в специальном «доме невест» — им подыскивали женихов. Уже через три недели Шамима вышла замуж за 27-летнего Яго Ридейка, террориста из Голландии. В начале 2019 года ее муж сдался сирийской армии. Одна из ее подруг погибла, вероятнее всего, от российского авиаудара в 2016 году — в подвале дома, где она жила, находился один из командных пунктов ИГ. Где находится третья девушка, до сих пор неизвестно.

Жизнь в ИГ Шамиме казалась вполне заурядной: «Да нормально жили. Бомбили нас иногда, но вообще все было хорошо». На вопрос, считает ли она ошибкой отъезд в Сирию, отвечает однозначно, равнодушно глядя на репортера: «Не жалею. Я изменилась, стала сильнее. В Британии такого мужа я бы точно не нашла».

Ребенок, родившийся в лагере беженцев, — третий за четыре года. Два других умерли из-за голода и болезней в «столице» ИГ Ракке. Теперь юная жена террориста хочет, чтобы о ее новорожденном сыне Джарахе — имя заранее выбрал отец — позаботилось британское правительство и налогоплательщики. Шамиме кажется, что она пережила достаточно ударов судьбы и теперь заслуживает покоя.

«У них нет доказательств, что я занималась чем-то противоправным, я просто уехала в Сирию и четыре года была домохозяйкой. Сидела дома с детьми. Ничего не пропагандировала и никого никуда приезжать не звала», — говорит она в свое оправдание.

Дома не ждут

Однако ни ее слова, ни мольбы ее родителей, кажется, не убеждают власти Великобритании. «Мы не должны забывать, что жены джихадистов кормили халифат. Они помогали с логистикой, а также призывали других британок последовать своему примеру», — заявил министр безопасности Бен Уоллес. Кроме того, добавил он, Британия не ведет консульской деятельности в Сирии, поэтому для возвращения Бегум придется самостоятельно добраться до Турции или Ирака.

К мнению Уоллеса присоединился и министр внутренних дел Соединенного Королевства Саджид Джавид: он считает, что подобные Бегум женщины «полны ненависти к стране». «Если вам удастся вернуться, будьте готовы к допросу, расследованию и наказанию», — обратился он напрямую к Шамиме на страницах Times.

Как пишет «Би-би-си», Великобритания была бы обязана забрать Бегум, будь она несовершеннолетней, но по достижении 18-летия она самостоятельно несет ответственность за свои действия перед законом. Лишить гражданства ее, однако, не могут — по международным нормам, такое допустимо только в отношении людей с двумя паспортами, а Шамима к ним не относится.

Джихадистский интернационал

За последние годы Британия десятки раз лишала гражданства боевиков ИГ — в 2015 году правительство страны приняло новый порядок, облегчающий процедуру лишения гражданства для террористов, пытающихся вернуться домой. Однако среди сотен британских граждан в Ираке и Сирии четверть — женщины и дети, и вопрос о том, что делать с «львятами халифата» и их матерями, остается дискуссионным.

В 2018 году Международный центр исследования радикализации (ICSR) опубликовал доклад, посвященный этому вопросу. В нем говорится, что роль женщин в рядах террористов недооценена: «Мы считаем, что эти женщины могут представлять угрозу — некоторые из них прошли определенную подготовку на подконтрольной ИГ территории и могут применить свои навыки в других местах или передавать их детям».

В том же докладе уделено внимание несовершеннолетним — подчеркивается, что дети в ИГ с раннего возраста подвергаются идеологической обработке и проходят боевые тренировки. Этот опыт вместе со статусом ребенка, рожденного в «Исламском государстве», может в дальнейшем привести к изоляции и радикализации возвращенных детей. Это, как считают авторы доклада, особенно вероятно, если родина примет их вместе с матерями — отдельно освещается такой феномен, как «семейные террористические ячейки».

Показателен опыт другой британки, уехавшей в Сирию с полуторагодовалым сыном: Тарина Шакил через Twitter призывала женщин ехать в ИГ, фотографировала ребенка с флагом организации, а когда ее задержали на границе при возвращении, заявила, что была похищена и присоединена к ИГ против желания. Недавно она вышла на свободу после шести лет заключения.

Невинные жертвы

Как сообщил побывавший в лагере «Аль-Хауль» журналист The Independent, практически все живущие там жены террористов говорят о своем опыте жизни в ИГ совсем не так, как Шамима Бегум. Женщины с европейскими паспортами рассказывают, что присоединиться к группировке их заставили насильно, что они стали жертвами обстоятельств, что жизнь в халифате была настоящим адом. Они сожалеют, стыдятся и раскаиваются.

Оказалась ли 19-летняя британка единственной, кто сохранил верность убеждениям? Стоит ли верить словам матерей, живущих в условиях нехватки воды, еды и лекарств в палатках посреди пустыни и готовых на все, чтобы спасти своих детей? Уместно будет вспомнить об исламском понятии «такия», дословно переводимом как «осмотрительность» или «осторожность». Оно предполагает, что правоверный мусульманин может скрыть свои убеждения, подружиться с неверным и даже публично отречься от веры для сохранения своей жизни, но быть верен Аллаху в душе. Возможно, за время жизни в ИГ кто-то из женщин действительно разочаровался в былых идеалах и искренне раскаивается, но как проверить их честность — неясно.

Видимо, подобными соображениями и руководствовались власти Франции, когда в конце прошлого года решали, что делать с десятками гражданок республики в курдских лагерях. Решение было следующим: Франция примет примерно 150 детей — вызволит несовершеннолетних из убогих палаток, спасет от болезней и отдаст на обучение в государственные школы. Но при одном условии: если их матери останутся в Сирии, и решать их судьбу будет курдское, а не французское правосудие. Оно вряд ли окажется милосердным — об этом говорит опыт Ирака, где в 2018 году приговорили к смерти и пожизненному заключению десятки женщин из Франции и России.

В январе 2019 года французам пришлось передумать и согласиться на возвращение десятков джихадистов для суда над ними. Как выяснилось, у сирийских курдов просто не хватает ресурсов, чтобы удерживать пленных, и если европейцы не начнут их забирать, террористов придется отпустить.

Добро пожаловать домой

Проблема исламистских семей в России, возможно, стоит более остро, чем в прочих европейских государствах: как сообщал сайт «Кавказский узел», о возвращении домой попросили около семи тысяч россиянок, у большинства из них несколько детей. Как и на Западе, роль в репатриации играют слезы родных: семьи, чьи дочери отправились помогать в войне с неверными, не устают бороться за милосердие государства к «оступившимся».

Возвращение идет постепенно и неоднозначно — в Дагестане прибывших женщин, как правило, задерживают прямо в аэропорту, а уроженки Чечни остаются на свободе под присмотром семьи и спецслужб. Кавказские правозащитники подчеркивают: женщины, просящие о возвращении, раскаялись и готовы понести наказание, а их рассказы о нелегкой жизни в ИГ помогут профилактике терроризма. Неизвестно, как именно жен и детей игиловцев планируют переубеждать — о программах реабилитации для них только начали говорить.

Заметную роль в этом вопросе сыграл глава Чечни Рамзан Кадыров. Он последовательно отстаивает позицию, согласно которой детей необходимо вернуть в Россию вместе с матерями. «Мы (...) не прекратим поиски и возвращение граждан России, пока в Ираке и Сирии остается хотя бы один ребенок и одна женщина», — написал Кадыров в своем канале в Telegram 30 декабря прошлого года. По-видимому, глава республики полагает, что надзор семей и наставления традиционных религиозных лидеров смогут оградить Россию от деятельности последователей радикальных идей.

Скрытая угроза

Со «спасителями оступившихся» не согласны силовики: по словам директора ФСБ Александра Бортникова, женщины и дети, которых возвращают в Россию по гуманитарным каналам, «используются главарями террористов в качестве вербовщиков либо исполнителей терактов».

«Знайте, муртады, если мы доберемся до вас, мы, добравшись, отрубим вам головы, и они полетят», — говорит с кавказским акцентом мальчик лет одиннадцати, сидя на диване с ножом в руке, — такое видео опубликовал Telegram-канал «ТВ Д///ИХАД». Может быть, оно снято ради шутки. Зато не шутил его сверстник из Чечни, на видео присягнувший террористам вместе с несовершеннолетними братьями и погибший от пуль полицейских в Грозном при попытке совершить теракт летом прошлого года.

Еще в 2016 году Европол предупредил, что после разгрома ИГ в Сирии и Ираке не стоит ждать полного исчезновения группировки: предчувствуя территориальное поражение, она меняет тактику и становится, как ранее «Аль-Каида», тайной сетью террористических ячеек. Наверняка не последнюю роль в подпольной деятельности будут играть дети, под видом невинных жертв принятые в родных странах, и их матери, некогда вдохновлявшие на джихад их отцов, а теперь воспитывающие новое поколение боевиков. Кому и как в России и на Западе придется столкнуться с последствиями нынешних решений и чья тактика более выигрышна — через некоторое время нам всем предстоит узнать.

Дополнение: после сдачи материала стало известно, что Британия лишила Шамиму Бегум гражданства, так как у нее якобы есть гражданство Бангладеш. И сама Бегум, и власти Бангладеш отрицают этот факт — так что ее дальнейшая судьба пока неясна. По британским законам, ее новорожденный сын — подданный Великобритании. В данный момент семья женщины ищет способ перевезти ребенка к себе.

Степан Костецкий

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(143):

12 3 456 ... +1
5 +0−0Antoine Herve11:53:33
21/02/2019
3 +0−0владимир фартуна11:25:22
21/02/2019
оказывается в англии таких лишают гражданства,а почему у нас это не делается, наверно 100 раз подумали бы прежде чем ехать,конечно для родственников это большой шок ,но они уже не дети и сами выбрали свой путь
англичане имеют опыт борьбы с ирландскими террористами.
В Англии на публике сплошное political correctness, а в реале террористов кончали без суда и следствия. Так что, думается, джихадистов ждет то же самое. God save the Queen!
5 +0−0№-748569909:01:39
21/02/2019
в некотором смысле, в этот исламский рай стекалось все отребье и религиозные фанатики, избавляя от своего присутствия цивилизованное общество. Гнездо разворошили, но не надо думать, что они готовы в него вернуться нормальными людьми. детей жаль, но пусть лучше остаются в Сирии, чем станут потенциальными террористами или паразитами в Европе. А Россия их возвращает по понятным причинам.
5 +0−0Бейбит Мустафин05:59:48
21/02/2019
Безмозглые дуры!
4 +0−0werther nikon15:59:48
21/02/2019
8 +0−0Валентина Анатольевна15:40:17
21/02/2019
твою же мать......зачем они нам ..русским...в русском государстве?...Абзац просто....
,абсолютно и 100 пудово правильно мыслите -эти аульщики взращены на халяву в российском инкубаторе ИГ-все это очень странно ,непонятно и преступно
4 +0−0Василий Сергеев15:58:27
21/02/2019
А нафиг эти "жены и дети" здесь нужны? Что бы терракты устраивать? Пусть остаются в Сирии, здесь своих преступников хватает. Сейчас гуманисты и либералы понавезут этот мусор и они начнут метро взрывать.
4 +0−0Валентина Анатольевна15:41:25
21/02/2019
12 +0−0Geo Lock13:48:46
21/02/2019
Не совсем понятно, почему я как налогоплательщик должен оплачивать возвращение и реабилитацию, да еще наблюдение за этими игиловскими свиньями. Референдум был бы уместен.
хочется знать КОНКРЕТНО по фамилиям -КТО ЭТО ПРИДУМАЛ И ЗАЧЕМ?
4 +0−0ivanov_ivan15:15:56
21/02/2019
Чтоб вы знали, только четыре страны в мире пускают назад жён/членов семей настоящих мужчин из ИГИЛ (запрещена в России) это Судан, Ливан, Индонезия и Россия. ЧСХ гуманнейшие европейцы с США отказывают в возвращении своим гражданам в подобной ситуации. Значит дело не в гуманизьме, а в роли Ислама в этих странах, выводы делайте сами.
4 +0−0Kazak Uralsky11:32:31
21/02/2019
"Теперь юная жена террориста хочет, чтобы о ее новорожденном сыне Джарахе — имя заранее выбрал отец — позаботилось британское правительство и налогоплательщики. Шамиме кажется, что она пережила достаточно ударов судьбы и теперь заслуживает покоя."
Мусорные баки чистить пусть хочет, животное.
4 +0−0Товарищ Чжаочжоу09:37:33
21/02/2019
-2 +0−0Навыворот Шиворот09:16:21
21/02/2019
К чему это ? То что большинство против того что я написал это ясно, но Россия цивилизованная страна с верховенством закона, а не что хочу то и ворочу, а гражданин России есть гражданин России, всё очень просто.
>> Россия цивилизованная страна с верховенством закона

Наркоман, что ли?
4 +0−0Dmitry Grigorev07:29:32
21/02/2019
-5 +0−0telman teymurov05:42:18
21/02/2019
расисткую Армению забыл.
Это сейчас азер, который армян за людей не считает, рассказывает о расизме? Какой же ты недалекий...
3 +0−0Roman Carelass19:46:32
21/02/2019
Их вернут, а потом через пару лет где-нибудь рванёт бомба. Конечно, это ж не Рамзана задница взлетит на воздух.
3 +0−0Roman Carelass19:43:35
21/02/2019
Если Аллах с ними, то он их не бросит, так что оставить в Сирии, пусть святым духом питаются.
3 +0−0Кастусь Каліно́ўскі18:02:35
21/02/2019
3 +0−0Здравый смысл17:37:06
21/02/2019
Создать зону отчуждения где-нибудь в Сирии как это было в свое время с прокаженными, пусть живут. Блага цивилизации им все равно ни к чему, они против нее воевали.
Да расстрелять всех их и точка!
3 +0−0Здравый смысл17:37:06
21/02/2019
Создать зону отчуждения где-нибудь в Сирии как это было в свое время с прокаженными, пусть живут. Блага цивилизации им все равно ни к чему, они против нее воевали.
3 +0−0Валентина Анатольевна15:46:27
21/02/2019
6 +0−0Алексей Грошиков09:48:31
21/02/2019
Ещё в советских учебниках было написано что труд сделал из обезьяны человека. Потому просто нужно создать для них трудовые лагеря. Иначе они начнут взрываться на улицах наших городов.
блин....на фиг...все равно народу придется эти лагеря одержать....
3 +0−0Валентина Анатольевна15:45:43
21/02/2019
9 +0−0Alexander Nowikow11:57:27
21/02/2019
вариант один.оставить их там, куда они так рвались. и Аллах им в помощь.
истинно ...говорю вам....пусть сбудутся их мечты...там....
3 +0−0Змей Плискен13:55:07
21/02/2019
Е..б...аньки махмудорылые
3 +0−0Antoine Herve11:55:06
21/02/2019
6 +0−0Алексей Грошиков09:48:31
21/02/2019
Ещё в советских учебниках было написано что труд сделал из обезьяны человека. Потому просто нужно создать для них трудовые лагеря. Иначе они начнут взрываться на улицах наших городов.
Arbeit macht frei :)
3 +0−0владимир фартуна11:25:22
21/02/2019
оказывается в англии таких лишают гражданства,а почему у нас это не делается, наверно 100 раз подумали бы прежде чем ехать,конечно для родственников это большой шок ,но они уже не дети и сами выбрали свой путь
3 +0−0Егор Избеков04:15:37
21/02/2019
Новый вид Абхазкого охотничьего туризма Kill hunting islamik woman & kids (за пределами РФ). Деньги потекут рекой. 40% той стране, 20% на налоги.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь