«У них у всех на заставках мобильных "Родина слышит"»

00:01 30/09/2018 Россия
Вася Ложкин «Родина слышит»
Вася Ложкин «Родина слышит»
Вася прекрасен. ИМХО, он лучший российский художник сейчас. Да, знаю, что многие не поймут, и скажут, что Вася рисовать не умеет. Но xyдожник обязан не достоверно отображать материальные предметы (это ведь любой фотоаппарат сделает), а передавать состояние. И с этим у Ложкина всё офигенно. Спасибо тебе, Вася за картины. Особенно, за картину "Девятый вал". Когда я тяжело болела, и думала, что умираю, но старалась держаться, - я себя ощущала в точности как тот кот у руля на палубе...

На сегодняшний день федеральный список экстремистских материалов Минюста включает 4503 единицы: книги, тексты песен, видеозаписи и изображения. Среди них — ставшая мемом картина художника Васи Ложкина (Алексея Куделина) «Шестая часть суши», более известная как «Великая прекрасная Россия». Несмотря на очевидный ироничный посыл, за размещение мема людей вызывают на допросы и даже судят по 282-й статье. В августе Новосибирский областной суд отменил решение районного суда о признании картины экстремистской, но она все еще есть в списке Минюста, а значит, за ее публикацию вполне можно угодить в тюрьму. «Лента.ру» поговорила с Васей Ложкиным об экстремизме, ксенофобии, самоцензуре и о тех, кто одновременно любит и запрещает его творчество.

Об этом они сами вам говорили?

Вася Ложкин: Конечно, нет. Она скорее юмористическая, рассказывающая о некой ксенофобии, порицающая ксенофобию. Здесь важен контекст, в который она помещена. Но, на мой взгляд, это не самая удачная картинка.

Например, можно взять вашу популярную картинку «Родина слышит» про двух сотрудников на прослушке, сопроводить ее какой-то надписью, и точно так же картинка отправится в список экстремистских материалов.

Нет, дело именно в том, что важен контекст — под каким соусом ее подать. Понимаете, если я наряжусь в эсэсовскую форму и буду с этой картинкой в руках маршировать — это будет одно. В других ситуациях будет другое. Важен субъективный взгляд, и, видимо, эксперт, который рассматривал ее, находился под воздействием каких-то определенных факторов. И он принял решение, что она экстремистская.

Как думаете, к другим вашим картинам не могут возникнуть претензии у правоохранителей?

В общем, да. Все возможно. Это зависит от политической ситуации или чего-то другого.

Ситуация с запретом картины привела к появлению или усилению самоцензуры?

В изначальном виде это было высмеивание ксенофобских настроений. Это была пародия на другие карты.

В течение столетий рисовались карты, в которых страны изображались в виде каких-то животных, каких-то надписей. Это был юмор и, на мой взгляд, не очень удачный.

Поэтому вы удалили картину со своих страниц и дистанцировались от нее. В других интервью вы говорили, что она вам разонравилась. Разонравилась в том числе и потому, что вы поняли, что от нее могут быть неприятности?

И да, и нет. Мне она показалась такой грубоватой, топорной. И я понял, что ее могут истолковать не так, как надо. Поэтому я решил, что не стоит ее светить.

А в каком изначальном контексте вы представляли эту картину?

Нет, потому что ее запретили сравнительно недавно, и еще до этого я пришел к выводу, что вообще не стоит рисовать то, что происходит сейчас, что-то сиюминутное, актуальное. Я в основном сконцентрирован на вечных ценностях: измены, страхи, радости — то есть такие вещи, которые со всеми людьми происходят, происходили всегда и будут происходить всегда. Это скорее ковыряние во внутреннем мире, а не сатира на то, что сейчас в тренде.

Так ведь, наверное, многие произведения можно вырвать из контекста и запретить?

Ну, это надо у правоохранителей спросить. Но надо быть совсем в плохом настроении, чтобы смотреть на мои картины и видеть там… Хотя люди разные, и на все картины реакция разная. Человек видит, как правило, не то, что нарисовано, а то, что он хочет увидеть. Это нормально. Человек же не воспринимает информацию буквально. Он воспринимает 25 процентов от нее, а остальное сам додумывает. В частности, если человек озабочен чем-то политическим — что сейчас очень модно, все такие эксперты, и у всех радикально отличаются взгляды, — они видят в картинах аллегории. Помню, сто лет назад кто-то, увидев оранжевого кота (оранжевые коты — постоянные персонажи картин Ложкина— прим. «Ленты.ру»), увидел в этом «Оранжевую революцию» на Украине. Или, например, у меня часто присутствует старушка с топором, и люди начинают говорить, что это Россия. Но на самом деле это не так. Старушка с топором — это старушка с топором. Люди думают, что постигли тайный смысл, и проецируют это на увиденное.

Так что если раньше я пытался максимально сузить пространство для интерпретации, то потом понял, что это просто бесполезно. Интерпретировать можно что угодно — в зависимости от ситуации, настроения и так далее. Что ж поделать...

А как в таких условиях художнику и высказаться понятно, и в то же время уберечься самому и уберечь зрителей, которые могут что-то перепостить и сесть? Реально ли соблюсти баланс?

Однако это довольно ироничная работа. Как вы думаете, почему правоохранители и суды не понимают этой иронии? Это глупость, или есть какая-то другая причина?

Не факт. Что касается этой конкретной картинки, вряд ли с ней такое произойдет. Потому что эта картинка уж очень нравится тем людям, которые на ней изображены.

«Лента.ру»: Считаете ли вы сами картину «Одна шестая часть суши» экстремистской?

Конечно! У них у всех она на заставках мобильных телефонов и на рабочих столах компьютеров. Юмор-то люди понимают. Там не дураки работают.

***

Обратная связь с отделом «Общество»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]

Я думаю, что это очень противоречивая статья. Я не очень хорошо разбираюсь в политике и мало ею интересуюсь, но, насколько я помню, за нее топили люди ультралиберальных взглядов, а потом все это обернулось против них. Я думаю, эта статья не очень продуманная, ее можно так вертеть, можно сяк. Она недоделанная.

Конечно, реально. Большинство людей обладают здравым смыслом. Не надо ориентироваться на сумасшедших. Я в этом смысле фаталист. Можно пойти по улице — и на голову упадет кирпич. От сумы и от тюрьмы, как говорится... Поэтому чего об этом думать?

Если, раз уж на то пошло, философски на это посмотреть, то была такая знаменитая фраза: «Художник, помни, что после смерти ты попадаешь в мир своих картин». Ты примеряешь на себя оболочку творца, создавая нечто, чего до тебя еще не было, поэтому надо обладать внутренним чутьем.

Что вы вообще думаете о применении статьи 282? У вас сложилось какое-то мнение?

Беседовал Владимир Шумаков

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(73):

24 +0−0martaaddams .00:55:53
30/09/2018
Вася прекрасен.
ИМХО, он лучший российский художник сейчас.

Да, знаю, что многие не поймут, и скажут, что Вася рисовать не умеет.
Но xyдожник обязан не достоверно отображать материальные предметы (это ведь любой фотоаппарат сделает), а передавать состояние.
И с этим у Ложкина всё офигенно.

Спасибо тебе, Вася за картины.
Особенно, за картину "Девятый вал".
Когда я тяжело болела, и думала, что умираю, но старалась держаться, - я себя ощущала в точности как тот кот у руля на палубе...
22 +0−0Сергей Кудаев08:55:35
30/09/2018
В стране насаждается квадратный, бездумный "патриотизм", резкое неприятие всего, что выходит за пределы отупляющего мейнстрима СМИ: все плохие, только мы хорошие. Гонения за инакомыслие - настоящее или высосанное из пальца ретивым чинушей - вполне укладываются в парадигму этого средневекового вектора "развития", сиречь - мракобесия.
Удивляться нечему. Скоро и недостаточная публичная демонстрация патриотизма станет виртуальным преступлением со вполне реальными тюремными сроками.
11 +0−0Сергей Кудаев08:49:50
30/09/2018
-17 +0−0Злобный Дядька06:57:17
30/09/2018
Судя по его картинам , его лечить надо ,либо гнать из России санной тряпкой.
"Санная" тряпка - это тряпка, сделанная из саней? Чем человек безграмотней и тупее, тем более упёрто он всюду вылезает со своим убогим мнением.
9 +0−0Alexander Rokov13:14:08
30/09/2018
-10 +0−0Scolotoi10:56:00
30/09/2018
Обожаю такие интервью когда журналист-либераст пытается вытянуть «откровения», но ничего не выходит, потому что собеседник не либераст : ))
- ну ведь они же все тупые, правда? Рашка гoвнo, у нас 37 год, гулаг?
- да нет, не гoвнo, 37 год вы сами пытались сделать.
Да какой 37-ый. Сущая фигня - ну всего-то сажают людей за мемы с часами Патриарха за 30 000 евро. Но это ж не миллионы людей сажают, так что и переживать нечего.
9 +0−0Моня Циферблатт01:28:16
30/09/2018
Вася, удачи и больших творческих успехов! Мои любимые картинки - про врачей
8 +0−0Sand M08:13:30
30/09/2018
-17 +0−0Злобный Дядька06:57:17
30/09/2018
Судя по его картинам , его лечить надо ,либо гнать из России санной тряпкой.
злобный ты, а ссаную тряпку постирай и мир станет чище, и гнать никого не захочется
8 +0−0Chrys Red02:40:16
30/09/2018
Безумно ржал с "масоны изобретают р'н'р"
)))
7 +0−0Vava Avav08:19:34
30/09/2018
Василий - талант! Ему удалось отобразить истинную сущность "загадочной русской души"... )))
7 +0−0№-608430807:07:06
30/09/2018
Руки прочь от Ложкина!!
7 +0−0Sergei Ternovykh01:08:13
30/09/2018
24 +0−0martaaddams .00:55:53
30/09/2018
Вася прекрасен.
ИМХО, он лучший российский художник сейчас.

Да, знаю, что многие не поймут, и скажут, что Вася рисовать не умеет.
Но xyдожник обязан не достоверно отображать материальные предметы (это ведь любой фотоаппарат сделает), а передавать состояние.
И с этим у Ложкина всё офигенно.

Спасибо тебе, Вася за картины.
Особенно, за картину "Девятый вал".
Когда я тяжело болела, и думала, что умираю, но старалась держаться, - я себя ощущала в точности как тот кот у руля на палубе...
Кто, интересно, скажет, что он не умеет рисовать? Всем бы так не уметь)).
6 +0−0Змей Плискен16:38:45
30/09/2018
Великолепная картина "великая прекрасная россия" + "заграница-родина"
5 +0−0Вечный взрыв18:11:37
30/09/2018
Очень осторожное интервью. Человек явно не хочет дальнейших неприятностей.
5 +0−0Сергей Смирнов12:05:19
30/09/2018
3 +0−0Andrew Dark11:40:31
30/09/2018
Картину забанили как раз не за ксенофобию, а за обличение ксенофобии, вот что печально.
Уж больно гротескно выглядит российская власть если внимательно "всмотреться" в эту картину :) Там же есть и продолжение, наберите: вася ложкин заграница родина
5 +0−0Вова Олдрик09:03:05
30/09/2018
Патриотизм - скотство. У меня всё.
5 +0−0Сергей Кудаев08:52:05
30/09/2018
Комментарий удалён.
Совершенно верно. А зачем замечать то, что искусственно раздувается верхами? Это ущербный горе-патриотизм, эти угрозы закидать всех ссаными тряпками - они ведь не на пустом месте появились, все это насаждается и поддерживается сверху.
4 +0−0Сергей Смирнов12:13:51
30/09/2018
5 +0−0Вова Олдрик09:03:05
30/09/2018
Патриотизм - скотство. У меня всё.
Смотря в чьих руках. В руках чекистов, депутатов и прочих уголовников он конечно скотство, но с помощью его же можно построить комфортную среду обитания для граждан. Хотя можно и без него построить.
4 +0−0Крис Майер06:48:31
30/09/2018
Кратко ознакомился с его творчеством. Понравилось. Не нашел в картине, вынесенной в начало статьи, ксенофобии, скорее реально смешно.
3 +0−0Всегда Против17:39:21
30/09/2018
Творчество Васи шикарно! Удачи ему и всяких творческих успехов.
3 +0−0Andrew Dark11:40:31
30/09/2018
Картину забанили как раз не за ксенофобию, а за обличение ксенофобии, вот что печально.
3 +0−0Konsthall09:54:18
30/09/2018
-7 +0−0Oliver Hevisyde09:41:08
30/09/2018
Не болтайте чушь как баба на Привозе , Сергей! В наше время так просто набрать вопрос в Гугле: Список "нещзависимиых , частных и оппозиционных СМИ в РФ"!! Ещё несколко месяцев назад в выданном списке было 93000 названий СМИ! Немного государств могут показать такое же число! И чтоб вы знали: буквально на днях под давлением австралийских журналистов и депутаттов вынужден был пойти в отставку директор АВС Австралийской государственной теле -радиокомпании потому, что в сеть просочились емылы Примьера страны (прошлого, того которого свергли в недавнем путче - Тернбулла) директору АВС с просьбой уволить журналистку, разоблачавшую враньё и невыполнимые обещания этого примьера! Вот вам и "отсуствие цензуры" в " свободных старнах!Не выдача аккредитации нашей RT - ещё один пример!
Это все равно как набрать в поиске - количество денег у населения россии. Сумма будет грандиозная, но это не значит что все олигархи.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь