Дорогой пролет

00:08 09/08/2018 Наука и техника
Истребители Су-57
Истребители Су-57
Для создания современных видов вооружений у России на настоящий момент нет ни финансовых, ни технологических, ни производственных возможностей. Потому как для разработки новой техники нужны развитая экономика, мощная промышленность и образованные, имеющие опыт работы, проектировщики. Это ведь не китайскими пуховиками торговать...

Перспективы новейшей российской боевой техники, прежде всего истребителя пятого поколения Су-57 и тяжелого танка Т-14 «Армата», многим экспертам представляются сомнительными. В настоящее время эти машины с приписываемыми им характеристиками фактически существуют исключительно на бумаге, а те немногие образцы, которые иногда демонстрируются общественности, далеки от завершения. Ситуация, складывающаяся вокруг Су-57 и Т-14 «Армата», очередной раз демонстрирует вероятное отсутствие у государства средств на новейшие вооружения. В происходящем разбиралась «Лента.ру».

Бумажный тигр

В конце июля 2018 года вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в правительстве России военно-промышленный комплекс, посчитал Т-14 «Армата» дорогим танком и пообещал продолжить выпуск советских Т-72. «Зачем "наводнять" "Арматами" или "Бумерангами" все Вооруженные Силы? У нас танк Т-72 пользуется огромным спросом на рынке, его берут все. По сравнению с "Абрамсами", "Леклерками" и "Леопардами" по цене, эффективности и качеству он значительно их превосходит», — сказал чиновник.

Он добавил, что «эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим», а средства идут на модернизацию старой техники, позволяя экономить бюджетные средства. «Нам и удается, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счет таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи», — заявил Борисов.

На заявление вице-премьера практически сразу отреагировали российские и зарубежные эксперты, а также «Уралвагонзавод», разработавший новый танк. Прежде всего, военный эксперт Алексей Леонков предложил упростить Т-14 «Армата», который может содержать избыточные инновации. Выяснить, какие «прорывные технические решения», заложенные в новый танк, имеет смысл оставить, а от каких можно избавиться, предлагается в ходе опытно-войсковой эксплуатации машин в российской армии.

Американский военный эксперт Джозеф Тревитик на страницах The Drive написал, что Россия «продолжит выдавливать максимум возможного из своих почтенных машин эпохи холодной войны», а через пять-семь лет вполне можно ожидать заявлений российских официальных лиц о некотором новом танке, созданном с учетом опыта Т-14 «Армата».

Директор по корпоративным коммуникациям «Уралвагонзавода» Дмитрий Калениченко отметил, что рассуждения СМИ о планах военных закупок Т-14 «Армата» вряд ли снизят загруженность предприятий корпорации, которое выпускает значительную часть военной техники сухопутных войск. «Подобные заявления никак не повлияли на работу цехов "Уралвагонзавода", работы ведутся в прежнем режиме в соответствии с заключенными контрактами», — сказал менеджер.

Комментарии экспертов и производителя объединяет то, что в них идет разговор практически исключительно о финансовой стороне вопроса, а не технологической. Необитаемая башня и изолированная бронированная капсула для экипажа, которые считаются одними из главных особенностей новейшего российского танка, ушли на второй план.

В сложившейся ситуации выгоднее продолжать эксплуатировать самый массовый основной советский танк второго поколения Т-72, который примерно в четыре раза дешевле Т-14 «Армата» (80 миллионов рублей против 320 миллионов). В связи с этим российские военные в ближайшие годы получат всего около ста современных боевых машин, фактически оставшись с техникой полувековой давности.

Штучный «козырек»

Перспективы Су-57 еще хуже, чем у Т-14 «Армата». Если российский танк, по крайней мере по заявленным характеристикам, опережает западную и китайскую технику, то российский самолет из-за фактического игнорирования стелс-технологий может считаться истребителем пятого поколения лишь с большой натяжкой. Кроме того, Су-57 до сих пор не получил серийный двигатель второго этапа. С другой стороны, необходимо отметить, что Су-57 оснащен современным радиоэлектронным оборудованием, в частности, радарами и средствами радиоэлектронной борьбы, которые, вероятно, по ряду характеристик превосходят западные и китайские аналоги.

«Самолет проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения», — сказал в начале июля 2018 года Борисов, добавив, что Су-57 следует рассматривать в качестве «козырька», который можно «разыграть тогда, когда самолеты предыдущих поколений будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолетов ведущих стран мира».

Вероятно, такое заявление предполагает, что вице-премьер считает действующие характеристики Су-35, в сравнении с западными и китайскими истребителями четвертого поколения, наилучшими. Однако в чем именно заключается уникальность Су-57, Борисов не сказал.

Такие слова Борисова прозвучали спустя два месяца после того, как Индия заморозила свое участие в программе FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающей создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Решение индийских партнеров объясняется несколькими причинами, главными среди которых можно считать финансовые соображения, ограниченный доступ к российским технологиям и неполное соответствие разрабатываемой машины пятому поколению. Россия же рассматривала партнерство с Индией по созданию истребителя пятого поколения в качестве основного источника финансирования серийного выпуска Су-57. В итоге российские военные получат всего 12 таких машин стоимостью около 3,2 миллиарда рублей каждая (без учета разработки и обслуживания).

«Для россиян потеря Индии в качестве партнера может обернуться еще большими проблемами. Без дополнительных средств от индийцев, необходимых для помощи программе Су-57, Кремлю, возможно, придется еще больше сократить свои планы на самолет», — писал в апреле 2018 года Тревитик. Эксперт вспоминает, как в течение последних лет откладывались планы серийного производства Су-57. «Вначале Россия надеялась к 2020 году построить 150 самолетов Су-57, основная часть которых была бы окончательной моделью. В итоге Москва уменьшила это число до покупки дюжины самолетов первоначальной модели. К концу 2017 года она все еще не получила эти самолеты», — пишет Тревитик.

В неудачах Су-57 ряд российских экспертов традиционно обвиняет западные страны, а не отсутствие финансирования и внутренние проблемы, изначально присущие российской разработке. «Вбросы о незаинтересованности Индии в проекте создания истребителя пятого поколения FGFA вместе с Россией можно расценивать как проявление недобросовестной конкуренции со стороны американских авиакорпораций — Lockheed Martin и Boeing», — считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Некоторые специалисты пошли еще дальше, обнаружив у Су-57 таинственные «ноу-хау», о которых знают только профессионалы, испытатели и военное руководство страны.

«Ни на одном самолете еще никогда не удавалось добиться того, чтобы на крейсерских сверхзвуковых скоростях (1600 километров в час) можно было летать в бесфорсажном режиме. Форсажный режим сопряжен с огромной тратой топлива, а Су-57 может развивать крейсерскую скорость "на номинале". Этого в мире еще не добился никто — ни Франция, ни Англия, ни Rolls-Royce, ни Pratt & Whitney — никто», — заявил в мае 2018 года летчик-испытатель Магомед Толбоев.

Высказывания подобного рода еще больше дискредитируют российский самолет, поскольку первый в мире истребитель пятого поколения, американский F-22 Raptor, за десять лет до появления прототипа Су-57 в бесфорсажном сверхзвуковом крейсерском режиме пролетал до 200 километров.

Опять не вышло

В итоге Россия за последние четверть с лишним века так и не смогла создать новые танк и истребитель, продолжая эксплуатировать советское наследие. Наряду с экономическими причинами подобного «успеха» следует отметить нарастающее технологическое отставание, приводящее к невозможности не только полноценной разработки новой техники, но и ограничениям, связанным с объемами серийного производства.

В ситуации, когда научные и инженерные школы стремительно деградируют, а планирование сложных технологичных программ на срок больше нескольких лет фактически нереально, создание полностью работоспособных машин наподобие Т-14 «Армата» и Су-57 превращается в затянутое и дорогое для налогоплательщиков зрелище.

Андрей Борисов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(241):

1 234 ... +1
14 +0−0Шут Балакирев00:40:38
09/08/2018
Для создания современных видов вооружений у России на настоящий момент нет ни финансовых, ни технологических, ни производственных возможностей. Потому как для разработки новой техники нужны развитая экономика, мощная промышленность и образованные, имеющие опыт работы, проектировщики. Это ведь не китайскими пуховиками торговать...
8 +0−0Воблы не то чем кажутся02:10:41
09/08/2018
"В итоге российские военные получат всего 12 таких машин стоимостью около 3,2 миллиарда рублей каждая (без учета разработки и обслуживания)."
Кто там про золотые F-35 говорил?
7 +0−0Dmitry_Silver12:53:11
09/08/2018
5 +0−0Максим Холодов11:49:08
09/08/2018
"тяжелого танка Т-14 «Армата»" - сейчас нет таких градаций, как тяжелый, средний и легкий танк, "Армата" это основной танк, хотя, во время ВОВ, 45-ти т. танки назывались тяжелыми, но не сейчас.
Что же вы хотите. Это уровень Ленты.
Пропаганда, клики, сиське и полная некомпетентность.
6 +0−0Игорь Соколов11:58:15
09/08/2018
" первый в мире истребитель пятого поколения, американский F-22 Raptor, за десять лет до появления прототипа Су-57 в бесфорсажном сверхзвуковом крейсерском режиме пролетал до 200 километров" что означает, что он в состоянии лететь в этом режиме до 7,5 минут. классное доказательство превосходства американской продукции ))))
лента, в оружейной темы у вас явно русофобский подбор статей.
палитесь.
5 +0−0Максим Холодов11:49:08
09/08/2018
"тяжелого танка Т-14 «Армата»" - сейчас нет таких градаций, как тяжелый, средний и легкий танк, "Армата" это основной танк, хотя, во время ВОВ, 45-ти т. танки назывались тяжелыми, но не сейчас.
4 +0−0Владимир Грилев21:08:50
09/08/2018
-2 +0−0Илья Павлов19:08:47
09/08/2018
А Т-90 моложе абрамыча (который всё равно с холодной войны) и тоже постоянно модернизируется как и Т-72. И что?
Так Т-90 и есть модернизированый Т-72.
4 +0−0Алексей Иполитов16:00:44
09/08/2018
1 +0−0Д К14:20:05
09/08/2018
Посмотрел автора- Борисов, значит статья шлак.
Срочно на канал Звезда метнись. Там всегда правду матку режут
4 +0−0Иван Иванов13:57:52
09/08/2018
Ага ....ть, ленту прочитали и решили-не будем производить.
Смешно аж.
4 +0−0Klok Smog06:31:14
09/08/2018
Борисову наскучила космическая тематика, теперь он взялся за остальное, правда с тем же результатом.
3 +0−0Теофраст фон Гугингейм17:57:15
09/08/2018
Борисов, сука :))
Дочитывать не стал.

К дизайнерам сайта ленты - предложение. Сделайте имя автора наверху статьи, сразу за заголовком. Чтобы время на таких персонажей сразу не тратить.
3 +0−0Fedor Vaschilov15:01:30
09/08/2018
0 +0−0Gennady Guroff14:34:31
09/08/2018
Надо не самолеты, а ракеты воздух-воздух делать "невидимые" для радаров. Тогда точно будет нежданчик. Принцип - не откуда, а когда!
Глупость написали. Несусветную глупость.
3 +0−0Михаил Аброськин12:22:49
09/08/2018
Какая-то "никакая" статейка с громки названием. Взяли разные высказывания без какой-то системы, крупно порубили, а потом этот "салат" скормили читателям. Гонорар, естественно, редакция оплатила...
3 +0−0Fedor Vaschilov11:59:48
09/08/2018
1 +0−0Sergey Kuntsevich07:59:35
09/08/2018
А самому заработать себе не старость слабо?) Что за народ - все на подачки надеется от хозяина (государства)
Бот, ты идиoт, если считаешь пенсию подачкой.
3 +0−0Р_Узкий Мир v2810:34:48
09/08/2018
0 +0−0Mitz Zigota10:28:08
09/08/2018
у России до сих пор нет ударных беспилотников на вооружении, с кем воевать собрались с США? Российская армия идеальная чтобы громить армии Грузии, Украины. Если бы не ЯО, НАТО бы уже смяли Россию
НАТО это нужно - сминать? Бензоколонка и так работает исправно
3 +0−0Двуглавый Мутант Лишнехромосомный Даун08:07:07
09/08/2018
-1 +0−0Альтер Иго03:30:17
09/08/2018
Читаю ленту уже много лет. Такое чуство что редакция перебралась в англию - всё больше откровенно антироссийских материалов. Куда ФСБ смотрит?
Дорогой, правда всегда горька. С озарением!
3 +0−0Klok Smog06:32:14
09/08/2018
-4 +0−0Rus net01:04:06
09/08/2018
Рано или поздно даже до самых отмороженных ватников дойдёт в какой они оказались заднице благодаря гению "аффективного" менеджера...
До тебя уже дошло, в какой ты.
3 +0−0Илья Павлов06:00:32
09/08/2018
"Почему Россия рискует остаться без Су-57 и «Арматы»"

Потому что лента перепечатывает разных болтунов, которые реальных решений не принимают, но зато любят нести околесицу для СМИ.
3 +0−0Василий Малов01:30:57
09/08/2018
Категорически не согласен с последним абзацем что не создано ничего нового. Не надо путать понятия "не создано" и "не будет запущено в крупную серию". Да у государства по тем или иным причинам нет возможности/желания поменять сразу все вооружение. Но это происходит. Хватит лить воду на мельницу великим украм и прочим всепропальщикам, пусть сидят свою альтернативную историю изучают, а нам ее не надо создавать. Говорю это как человек который видит что и как создается в оборонке.
2 +0−0Гуссейн Гуслия21:33:47
09/08/2018
3 +0−0Василий Малов01:30:57
09/08/2018
Категорически не согласен с последним абзацем что не создано ничего нового. Не надо путать понятия "не создано" и "не будет запущено в крупную серию". Да у государства по тем или иным причинам нет возможности/желания поменять сразу все вооружение. Но это происходит. Хватит лить воду на мельницу великим украм и прочим всепропальщикам, пусть сидят свою альтернативную историю изучают, а нам ее не надо создавать. Говорю это как человек который видит что и как создается в оборонке.
Согласен. Я видел новые российские армейские часы Ратник, которые ... сделаны в Китае :)
2 +0−0Алексей Иполитов15:59:58
09/08/2018
Это.... какой то.... позор
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь