«От одного удара проламывался череп»

00:02 19/05/2018 Силовые структуры
«От одного удара проламывался череп»

Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» — одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Роберт Гараев, ныне диджей, рассказал о том, что заставляло детей и подростков вступать в банды, заниматься рэкетом и биться с конкурирующими группировками стенка на стенку. С развалом СССР Гараев и его сверстники попали в кровавый водоворот, из которого немногим удалось вырваться. Корреспондент «Ленты.ру» побывала на выступлении экс-бойца «Низов» и послушала его рассказы о кровавой летописи Казани 90-х, которые вошли в еще не опубликованную книгу.

Тайна «казанского феномена»

Лекция Роберта Гараева проходила в небольшом андеграундном баре в центре Москвы. Маленький зал, пара диванов, несколько кресел — сотрудникам бара пришлось принести дополнительные лавки для слушателей, которых оказалось довольно много. Там была и московская молодежь в рваных джинсах и со стаканами пива, и публика постарше — друзья Гараева, уроженцы Татарстана, заставшие так называемый «казанский феномен».

Лекция началась с просмотра документального фильма с одноименным названием. Собственно, сам «феномен» в том, что в 80-е — 90-е годы Казань, как и другие города региона, была поделена между несколькими группировками, контролировавшими отдельные районы. Среди них были очень серьезные, куда входили взрослые, но были и молодежные, костяк которых составляли подростки и даже дети, начиная с учеников младших классов. Каждая улица, каждый микрорайон имели своих хозяев.

Уличные бойцы позиционировали себя либо как спортсмены, либо как люди с «правильными понятиями». В их среде строго-настрого запрещалось пить, курить и употреблять наркотики, они много тренировались и во всем слушались старших товарищей. В группировках существовала строгая иерархия: «шелуха» или «скорлупа» (школьники от 9 до 13 лет), далее — «супера» (подростки 14-16 лет), которые считались боевым ядром команды, ходили в набеги на вражеские территории и отбирали деньги у «чушпанов» (тех, кто не входил в группировки).

Затем шли «молодые» (17-19 лет) — они имели право голоса при принятии решений с кем воевать, а с кем мириться. И, наконец, высшее звено — «авторитет», он же «дед» или «король». Как правило, это был мужчина за тридцать, с уголовным прошлым. Именно он распоряжался общаком — деньгами, которые собирали ребята для своей группировки.

Банды гопников постоянно конфликтовали между собой, их противостояния переходили в массовые драки с жестокими избиениями и убийствами. Самая массовая драка в истории казанских группировок произошла на льду озера Глубокое зимой 1983 года: там собрались около 400 подростков. Представители группировок «Жилка» и «Грязь» сошлись стенка на стенку, вооруженные кольями, цепями и монтировками. После таких драк многих увозили в больницы с тяжелыми травмами и увечьями, некоторые ребята становились инвалидами и даже умирали, не приходя в сознание.

На кривую дорожку

По статистике, львиную долю — почти половину молодежных группировок — составляли учащиеся ПТУ. Потом шли школьники, работающая молодежь и безработные, которых было не более пяти процентов. Все были из разных семей — бедных и состоятельных, рабочих и интеллигентных. Роберт Гараев был как раз из последних: его мама работала в НИИ, а отец был кооператором. Сам он прилежно учился, ходил в художественную школу, так что преступные сообщества до определенного времени его не интересовали.

14-летний Роберт вступил в группировку «Низы» из-за проблем в школе, а точнее — из-за громилы из параллельного класса по имени Искандер, состоявшего в группировке «Чайники». Искандер подошел к Гараеву и сказал, что теперь будет трясти с него деньги: «Принеси завтра три рубля, иначе изобью!» Сумма для школьника оказалась неподъемной: в неделю на обеды ему выдавался всего один рубль двадцать копеек.

Сдавать обидчика милиции было не принято — это привело бы к бойкоту и всеобщему презрению. Выход нашелся сам собой: парни из параллельного класса, Макс и Дима, предложили Гараеву вступить в группировку «Низы».

— Новое положение в корне поменяет все, — рассуждал школьник. — Искандер сразу перестанет быть для меня угрозой. По уличному закону, за меня впишутся парни из «Низов», если участники других группировок имеют ко мне какие-то претензии...

После недолгих раздумий Гараев принял предложение ровесников. Шел 1989 год.

Свой среди своих

— Первый сбор «Низов», на который я попал, был окружен дворовой романтикой, — пишет в своих мемуарах Гараев. — На полянке посреди заросшего канадским кленом пустыря горел костер, в который мы кидали картошку. Человек десять моих сверстников должны были провести на этом месте полтора часа. Больше всего мне запомнились двое: Бисприк (от слова «беспредельный») — маленький юркий и авантюрный добряк, обматывающий ноги пластинами свинца, чтобы «удар был», и Малыш — наш «крайний» (что-то вроде старосты среди бойцов нашего возраста).

Малыш был голубоглазым блондином с пухлыми губами, косой челкой и в моднейших «шмотках». Его штаны-«широчи» были не меньше 35 сантиметров в ширину — тогдашний писк пацанской моды. Он носил импортную олимпийку, а главное — рамсовал (общался) не хуже взрослого уголовника. По словам Гараева, Малыш «был по-настоящему дик и опасен».

Основных опасностей для молодых гопников было две: милиционеры, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успел убежать, и старшие, приходившие с проверками. Они проверяли количество пацанов и соблюдение правил. Если кого-то заставали за курением — избивали.

— В моей юной голове бушевали мысли по поводу того, что было написано в газетах и рассказано по поводу «казанского феномена» по телевизору, — вспоминает Гараев. — Я отчетливо помню статью, в которой рассказывалось, как дрались две группировки, с каждой стороны человек по тридцать с монтажами (металлическими прутьями) и металлическими шарами. И в этой статье были проломленные черепа, смертельные исходы и милицейские машины. А в том, что я увидел тем сентябрьским вечером, была романтика, мужская дружба и плечо к плечу. Забегая сильно вперед, надо сказать, что я жестоко ошибался...

Жизнь по понятиям

Члены подростковых ОПГ Казани жили по своим понятиям, будто в отдельном государстве: у них была своя территория, своя улица, свой квартал. Гражданами в нем считались пацаны, и у них был свой социальный и экономический ресурс — их собственная сила. Силу они могли применять в отношении «чушпанов», членов других группировок и бизнесменов, отказавшихся платить дань.

Понятий было много, но основные каждый должен был знать обязательно. «Если тебя назвали лохом или чертом — ты обязан драться»; «Если тебя послали на …, и ты не встал в отмах [нанес хотя бы один удар без предупреждения], то тебя отшивают [выгоняют] с санкциями [с побоями]»; «Если в тебя плюнули — ты загашенный, никто не имеет права здороваться с тобой, даже «чушпан», но самое страшное — если тебя опустили, то есть обоссали».

Пацан не мог сдавать своих или чужих милиции и обязан быть предельно честным со своей группировкой. Слово пацана считалось чем-то вроде клятвы: «пацан сказал — пацан сделал».

В случае нарушения правил старшие могли выгнать пацана из группировки. В лучшем случае — просто с побоями, в худшем — с побоями и вымогательством денег.

Законы улиц

По словам Гараева, членство в группировке чем-то напоминало работу. В обмен на новый статус ребята были обязаны трижды в неделю посещать сборы и вести здоровый образ жизни. В случае нарушений их ждали санкции — побои.

— Получить можно было по нескольким поводам, — вспоминает Гараев. — Чаще всего за сигареты и алкоголь. Считалось, что мы — боевая бригада физически крепкой молодежи. Даже когда мы писали на стенах название нашей «конторы», то пользовались аббревиатурой НСО — «Низовское спортивное общество». То есть идеальный член группировки — это непьющий и некурящий спортсмен, что на деле, конечно же, было не так.

На сборах старшие определяли лимит минимального количества присутствующих — 15-20 человек. Если количество пацанов было меньше положенного, к отсутствующим отправлялись гонцы и всеми правдами и неправдами их притаскивали. В противном случае — «санкции».

— Экзекуция происходила следующим образом, — рассказывает бывший член «Низов». — Старшие выстраивались в линейку, и все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу. Важным нюансом было то, что уворачиваться нельзя. Ты должен был принять эти удары в полную силу. Иногда старшие проверяли: размахиваясь, останавливали кулак перед самым твоим лицом.

Если ты пытался увернуться — отшивали [выгоняли]. Однажды после такой экзекуции я очнулся в снегу, помня только искры в глазах, а дальше — черный экран. На половине моего лица был огромный синяк, губы не слушались, и ближайшие два дня сигарета постоянно выпадала изо рта. Когда ко мне на следующий день зашел одноклассник, чтобы поинтересоваться, почему я не пришел на уроки, он не узнал меня и спросил: «А Роберт дома?»

Били нечасто — раз в два-три месяца. Когда провинившихся «суперов» били молодые, те потом приходили отрываться на младших, припоминая им все пропуски на сборах и выкуренные сигареты.

Умирали молодыми

Помимо Малыша за новичками «Низов» присматривал еще один «крайний» — Куян. Оба были невысокого роста и очень агрессивные. В обязанности «крайних» входило общение со старшими и дисциплина среди пацанов.

— Внешность Малыша была обманчива: голубоглазый блондин с лицом ангелочка был неуравновешенным психопатом, злить которого было опасно для жизни, — вспоминает Гараев. — Он был любимчиком старших и грозой не только для «чушпанов», но и для своих пацанов. Стоило появиться в модном, на его взгляд, прикиде на сборах, Малыш был тут как тут с фразой: «Дай заносить». Эта его фраза значила одно: больше ты этой вещи не увидишь. Куян был тоже по-своему стильным. В отличие от разговорчивого и компанейского Малыша, он был немногословен и строг.

«Крайние» наравне с обычными пацанами участвовали в войнах с другими группировками. И били их наравне со всеми — в подворотнях, в подъездах домов. Расчлененное тело Куяна нашли возле озера Кабан после работы с какой-то дальней «конторой». А Малыш умер от остановки сердца после удара кого-то из своих во время популярной в пацанской среде игры «обмен ударами». Каждому из них было не больше 20 лет.

Пацанские войны

Политика группировок была такова, что к преступной деятельности пацанов никто не принуждал. И все же, вступив в ту или иную банду, они могли пользоваться привилегиями — то есть собирать дань с районных бизнесменов, трясти деньги со школьников или отбирать у них модную одежду. Если какой-то «чушпан» выходил на улицу в новом спортивном костюме, высока была вероятность, что домой он вернется уже без него. Иногда пацаны обкрадывали дачи, в основном брали еду из холодильника: многие росли в бедных семьях, где есть было нечего.

Внешняя политика группировок была довольно простой. Чаще всего воевали с ближайшими соседями — просто потому, что было нечего делать. С дальними заключались «абсолютно бесполезные союзы».

— Ареал обитания казанского подростка, вне зависимости от принадлежности к группировке, был весьма ограничен, — вспоминает Гараев. — Ездить в другой конец города было опасно — в центре бушевали новотатарские и хадитакташевские [члены крупных ОПГ «Новотатарская» и «Хади Такташ»], на кварталах были свои авторитеты, и в одиночку ты мог нарваться на неприятности. Но главными врагами «Низов» была соседняя «Грязь»: их территория была значительно больше нашей — соответственно, и боевых единиц там проживало больше, и были они брутальными и яростными.

Конфликт, как правило, начинался из-за драки старших либо проникновения пацанов на чужую территорию. После этого назначалась «стрелка», и если парни на ней не договаривались, объявлялась война. Во время войны у группировок были две обязанности: патрулировать свою территорию на предмет врагов и совершать набеги.

— На память приходит один драматический момент, когда во время «войны» к нам на сборы пришли «супера» и объявили, что мы сейчас побежим на «Грязь», потому что те готовят набег на нас, — вспоминает Гараев. — Нас привели к высотному дому на улице Серова, за которым была наша граница, и раздали оружие. Это были металлические прутья арматуры, украденные на стройке, и металлические шары. От одного сильного удара такой монтажкой по голове проламывался череп. Первая моя мысль была: «Ну все, нам ****** [конец]».

И вот мы встали на позицию — и началось томительное ожидание. Ужас читался на лицах всех пятнадцатилетних бойцов. Он сопровождался звенящей тишиной. Почему-то не было никакой бравады, обычно сопутствующей предстоящей драке. Все, даже смотрящие на нас с сочувствием старшие, понимали бессмысленность предстоящего кровопролития. В этом подвешенном состоянии мы простояли там минут 40, прислушиваясь к посторонним звукам. Бегущей толпы слышно не было, а в какой-то момент вернулись дозорные и сообщили, что «грязевские» ушли. Все вздохнули с облегчением и пошли по домам...

Отступники

Для борьбы с подростковыми группировками в регионе работал ОКОД — оперативный комсомольский отряд. По сути, такая же группировка, только под прикрытием местной милиции, работавшая в сговоре с сотрудниками. Со слов Гараева, в нее вступали либо «отшитые» из других бригад, либо «соискатели» с неподходящей, порой драматичной биографией.

— Как-то к нам пришился [присоединился] паренек, который за короткое время стал для всех своим, — вспоминает рассказчик. — Коммуникабельный, всех знавший на короткой ноге и к тому же лихой хулиган. Где-то через месяц или два его отшили с жестокими побоями и опустили. Малыш хвастался, как с разбега, с ноги разбил ему ***** [лицо]. Выяснилось, что в глубоком детстве, когда парню было лет семь, над ним надругался какой-то педофил. И то, что он утаил это от пацанов, было серьезным проступком. Тот факт, что парнишка был тогда ребенком и не мог ответить педофилу, в расчет не брался. Дорога таким ребятам была только в презираемый нами ОКОД.

В «окодовцы» шли и простые школьники, которых задевали дворовые гопники. Вступив в группу, боролись с обидчиками вместе с милицией. Выезжали на облавы во время сборов, ловили пацанов и забирали в отделение.

— В отделении милиции они вели себя нагло и по-хозяйски, один из их старших как-то запер меня в туалете и бил по почкам кирпичом, засунутым в валенок, — вспоминает Гараев. — На мое возмущение он отвечал, что ему это сойдет с рук, так как его «конструкция» не оставляет синяков и вообще каких-либо следов на теле жертвы. ОКОД был хитроумной выдумкой тогдашней неповоротливой милиции, он мог бы стать панацеей в борьбе с «казанским феноменом», но так и не смог решить проблему. Наши группировки брали массой и количеством.

В новую жизнь

Роберт вышел из «Низов» в 1991 году, проведя в них два года. Со временем пребывание в организации перестало казаться ему интересным — и он начал пропускать сборы. К нему приняли обычную для того времени меру — «отшили». Пытались опустить, но парень дал отпор, плюнув в обидчика. С группировкой было покончено.

Для того чтобы жить спокойно, молодому человеку пришлось переехать к отцу в другой район. Он получил образование историка в казанском университете, в «нулевые» переехал в Москву. Сейчас он известный диджей, музыкант, гид Еврейского музея и Центра толерантности.

Судьбы других членов казанских ОПГ сложились по-разному. Кто-то из ребят был убит, кто-то стал инвалидом, а кто-то отбывает наказание в колониях. Некоторые из вчерашних уличных бандитов, по словам Гараева, стали уважаемыми в регионе людьми — чиновниками, депутатами и бизнесменами.

Мария Фролова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(44):

1 2 3+1
0 +0−0Карина Белый Шум21:10:35
19/05/2018
0 +0−0leningrad_live10:36:26
19/05/2018
Святые 90е
статью видать не читал... это ваши благославенные 80 е..
0 +0−0Сергей Казаков20:14:11
19/05/2018
Юмор в том что эти Низы были курам насмех, а не группировкой, но продается как Вау!)) Сейчас любая шестёрка по тем временам пишет мемуары и гордится - я ж воевал, расскажу детишкам и романтик найдёт отклик.
0 +0−0Rabbit Red18:41:26
19/05/2018
1 +0−0Иван Иванов07:42:01
19/05/2018
Половина гопов из ПТУ уже этим все сказано)
Одноклассник в пту ушел С молотком на шее ходил Его потом в ВДВ взяли
0 +0−0Rabbit Red18:40:50
19/05/2018
1 +0−0Иван Иванов07:42:01
19/05/2018
Половина гопов из ПТУ уже этим все сказано)
Половина скололись позже:))
0 +0−0Rabbit Red18:40:27
19/05/2018
1 +0−0Иван Иванов07:42:01
19/05/2018
Половина гопов из ПТУ уже этим все сказано)
Так и было. Половина отсидели по 2 срока
0 +0−0Иван Залeпин18:37:21
19/05/2018
Мы,в соседнем регионе,тоже бегали за район.Начал в 15 лет. Помню, старшие били нас каждые сборы, пока в группировке не набралось 40 человек.Так же наказывали за курение,за алкоголь не наказывали.Делали проверки, спарринг с кем то из старших,потом к нему присоединялись еще 2-3 человека,если упал,спрашивали,вставать будешь?-если отказывался,что было крайне редко,прогоняли по кругу своей группировки,после предлагали помахаться сразу против всех и если тут отказался,становился мастью (изгоем).По началу на другие районы не бегали,дежурили на своей территории,собирали кирпичи для старших,отлавливали фуцанов (тех,кто не бегал) отбирали деньги,обычно никого не били,если деньги отдавали сразу.Позже начали ходить на дискотеки в ДК в центр,где собирались еще две три группировки из других районов.Серьезных конфликтов на дискотеке не было, дежурила милиция, ДНД. Частенько после дискотеки провожали под конвоем до района,выстроив пацанов в колонну по одному.При мне, каких то серьезных противостояний не случалось,обычно после 3-5 минутной переброски кирпичами,одна из группировок ломилась (убегала),но бывало и монтажками приходилось махать,лежачих не добивали. Вообще же,если кого отлавливали с другого района и прессовали,то обычно на следующий день об этом узнавали свои,так как связь между водилами районов какая-то существовала.Бегать силой никого не заставляли, но статус от этого был соответствующий.Ушел в армию,на этом данный этап жизни был закрыт.
0 +0−0Rabbit Red18:35:14
19/05/2018
Куян - заяц
0 +0−0Наивный Замкадыш16:47:15
19/05/2018
читал в старых советских журналах про казанские банды 70хх.
0 +0−0Роберт Гараев16:12:28
19/05/2018
0 +0−0Андре de Ив11:39:32
19/05/2018
насчет романтики и ЗОЖ автор немного приукрасил- и клей нюхали и наркоту потребляли. Девчушек по кругу пускали. "Попасть под моталку " это почти 100% инвалидность тогда была..
это вы про какой год говорите?
0 +0−0Виктор Ветров16:04:17
19/05/2018
раньше были пассионарии , а теперь полупокеры кругом
0 +0−0Максим Грув15:00:07
19/05/2018
А ведь это началось еще с 80ых годов. Еще говорят что сейчас поколение дикое и агрессивное
0 +0−0Янки гоу хоум!12:48:01
19/05/2018
1 +0−0Ivanov Ivan10:11:02
19/05/2018
и в очередной раз напрашивается вопрос. А где же была милиция. В казани все это началось еще с 70х !
Она их и крышевала .
0 +0−0Янки гоу хоум!12:47:26
19/05/2018
0 +0−0Ivanov Ivan11:05:40
19/05/2018
вот интересно ... почему в москве и питере не было в таких масштабах в 70е-80е... банды разрослись только в 90-е и то доставали в основном барыг...
Вот барыг то как раз не трогали те были под защитой ментовской или воровской мафии, мелких предпринимателей щемили.
0 +0−0Янки гоу хоум!11:44:22
19/05/2018
А началось это все еще в восьмидесятые с подачи коммуняк и спецслужб ,когда почуяли что власть из рук уплывает ,они всегда опирались на уголовников ,только сноровку потеряли не сумели подчинить себе эту дикую силу ,да и народ поумнел .А вот в наши дни создание АУЕ это точно их работа ,идет выработка новой идеологии.
0 +0−0Андре de Ив11:39:32
19/05/2018
насчет романтики и ЗОЖ автор немного приукрасил- и клей нюхали и наркоту потребляли. Девчушек по кругу пускали. "Попасть под моталку " это почти 100% инвалидность тогда была..
0 +0−0Ivanov Ivan11:05:40
19/05/2018
вот интересно ... почему в москве и питере не было в таких масштабах в 70е-80е... банды разрослись только в 90-е и то доставали в основном барыг...
0 +0−0Евгений Тарасов10:46:02
19/05/2018
В нашей деревне как-то потише прошли 80-90-ые, была конечно шпана и разборочки, но по сравнению с Казанью, просто детский сад, а уж случаи перестрелок и убийств, можно по пальцам двух рук пересчитать.
0 +0−0leningrad_live10:36:26
19/05/2018
Святые 90е
0 +0−0bypassed bypassed09:51:30
19/05/2018
слышал массу таких же рассказов о своем городе, но по настоящему ни чего не видел.
0 +0−0Игор Артемов01:29:32
19/05/2018
В Улан-Удэ жил у бабушки-дедушки полгода. Не Казань, но тоже в чужой район просто так лучше было не ездить. Как сейчас помню - одна группировка Чавы, а другая Чуваки:)) И много других. После Москвы было все это немного непривычно:)))
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь