Бритая голова с реденькой челкой — в 1990-е так ходила провинциальная молодежь и почти все столичные пэтэушники. Позже фотографии подобных персонажей публиковались как курьез на «Одноклассниках», а к концу 2010-х так стали стричься модели на подиумах недель моды. «Лента.ру» разбиралась, почему это произошло.
Гопота и «волосатые»В юности и ранней молодости нынешних сорокалетних мужчин пристальное внимание к внешности представителей их собственного пола не было признаком нетрадиционной ориентации. Скорее наоборот: некоторым это внимание сохранило здоровье, работоспособность и даже жизнь. «Волосатые» неформалы — панки с поставленными на пиве или даже манной каше гребнями волос на голове, хиппи с длинными патлами, перетянутыми на лбу «хайратниками», рокеры (они же металлисты) с длинными хвостами на затылке и серьгами в ушах должны были остерегаться попадавшихся на их пути бритоголовых гопников. Если неформал видел гопника — он сразу понимал: перед ним враг, надо бежать или готовиться к драке. Это было мгновенно считываемым культурным кодом.
От западных скинхедов, с которыми все, в общем, понятно, гопоту 1990-х отличало две вещи: объект ненависти (за почти полным неимением в те времена в российских городах чернокожих людей и необычно выглядящих мигрантов, она, в отличие от скинов, охотилась за соплеменниками из других субкультур) и, как ни странно, челочка. Если честный западный скин брил голову полностью или, в особо тяжелых случаях, выбривал на затылке свастику, то верные сыны славян и присоединившиеся к ним оставляли на лбу трогательные длинные (сравнительно с прочими, практически отсутствующими) волосики.
У челочки был долгий и интересный жизненный путь в российской истории. Начался он задолго до гопников 1990-х годов и тем более воспевающих их ныне модельеров Демны Гвасалии из Vetements и Гоши Рубчинского, а также постоянной стилистки обоих Лотты Волковой (дочки моряка из Владивостока и эксперта в предпочтениях гопоты, которой она поколенчески ровесница). Образы «брутальных челов», братков с бритыми головами и слипшимися от боевого пота челочками, выведенные ею на парижский подиум на показах Vetements, зародились не двадцать и не тридцать лет назад, а все сто, а то и больше: так стригли еще в царской армии, а потом и в Красной.
Рад старатьсяСтиль и размер военной челки на бритой или коротко стриженной голове военнослужащего варьировались в зависимости от предписаний начальства, фантазии полкового (корабельного, дивизионного etc.) парикмахера и традиции рода войск. То, что сейчас называют челочкой, нельзя было путать с чубом: привилегию носить пышный чуб имели казаки, чей статус в армии вообще отличался от положения солдата из крестьянских рекрутов. Позже, в Красной и Советской армии, солдаты носили пилотки, из-под которых чубом не покрасуешься — не тот вид, а казаки — фуражки и папахи-кубанки: то, что нужно.
Самый, пожалуй, лиричный рассказ о челочке в рядах вооруженных сил, во все времена выступавших нравственной кузницей кадров мужской половины российского (и советского) общества, приводится в повести Валентина Катаева «Сын полка». По сюжету мальчик-сирота во время войны попадает на воспитание в артиллерийскую часть, и солдаты первым делом одевают и стригут его на военный манер. «Его острые уши, освобожденные из-под волос, казались несколько великоваты , зато лоб оказался открытый, круглый, упрямый, но только с небольшой, хорошенькой челочкой. Челочка вызвала у разведчиков особенное восхищение. Это было как раз то, что нужно. Не бесшабашный кавалерийский чубчик, а именно приличная, скромная артиллерийская челка».
Примерное представление о том, какой была челка малолетнего солдата Вани, дает одноименный фильм 1946 года. Тогда с такими прическами (наголо или очень коротко остриженная голова с челкой) ходили все послевоенные школьники, не только суворовцы: помимо традиционной маскулинно-армейской эстетики, внедряемой таким образом с головы в голову отрока, стрижка еще и защищала от педикулеза, сиречь вшей. Что характерно, в более поздней экранизации повести (1981 года) сын полка острижен по застойной моде — то есть, по солдатским меркам, на радость вшам лохмат как стиляга.
Академиев не кончалиПосыл советского кинохудожника по прическам начала 1980-х понятен: мальчик должен был вызывать симпатию, а значит — соответствовать культурному коду времени, в которое уже можно было носить и «виски», и бакенбарды, и — если волосы были достаточно кудрявы — прическу «афро», как у Анджелы Дэвис. Если в 1940-е, 1950-е и даже ранние «добитловские» 1960-е традиционный и положительный мужчина должен был стричься коротко, то позже либерализация моды позволила людям из интеллигентных слоев общества не стричься под машинку.
А вот «неинтеллигентные» слои, чей трудовой и боевой путь пролегал по короткой линии школа-ПТУ-армия-завод, «стиляжьи патлы» не носили и интеллигенцию слегка презирали. Для таких граждан срочная служба зачастую была и на всю жизнь оставалась самым ярким, формирующим личность воспоминанием — отсюда и любовь к бритой голове с челкой из-под пилотки или, позже, голубого (защитного или иного) берета. В стране, где в тюрьме сидел каждый десятый мужчина, челка поясняла: я реальный пацан, но я не зек, по крайней мере в данный момент (в местах не столь отдаленных при санобработке челочками не заморачивались). Впрочем, и сидевший мог, «откинувшись» с зоны, отрастить челку в знак свободы — зачастую временной, оставив голову удобно коротко обритой.
В 1990-е, когда сдержанная интеллигенция в процессе перехода к рыночному обществу породила в лице своих отпрысков-подростков множество неформальных, но, как правило, лохматых субкультур, честная бритая башка с челкой у пацана «с раёна» демонстрировала простоту и чистоту намерений, далеких от всей этой заумной металлической музыки на нерусском языке, и неразрывные до гроба дружеские отношения с себе подобными, взращенные армейским братством. «Волосатые», как правило, в армию не ходили, этих «хлюпиков» родители «поступали» в институты или как-то иначе отмазывали.
Крах и возвращение гопниковГопническая субкультура была зачастую околоуголовной, но только около: переварить всех носителей челочки не смогла бы и обширная российская пенитенциарная система. С открытием границ и доступа к западному кино среднего пошиба оказалось, что у отечественных гопников немало общего с фанатскими «мобами» из британской и немецкой глубинки: сходясь на «махачах», наши гопники и иностранные скины, помимо зуботычин и оплеух, обменивались и некультурными кодами. Развитие рынка товаров народного потребления, усиление деятельности органов правопорядка по пресечению мелкого хулиганства, распространение высшего образования и смена образцов для подражания привели к тому, что те, кто раньше носил челочки, стали носить стрижки а-ля высокооплачиваемые западные футболисты и американские рэперы: от хвостика на макушке до «гусеницы» из волос от лба к затылку.
Так бы и остались российские гопники 1990-х — в своих штанах с полосками, кроссовках, на кортах, с бритыми головами и челками, — только фольклорными персонажами: героями анекдотов, репортажных фото залетных западных фотографов, радующихся собственной прогрессивности, и полотен украинского художника Ивана Семесюка, — если бы не уже упомянутые Гвасалия, Рубчинский и Волкова. Сила их таланта — иронического, но многими неискушенными простецами воспринимаемого буквально, — возродила гопников из пепла, предварительно творчески переработав до степени карикатурности. Впрочем, и карикатурность считывается не всеми: не исключено, что эти саркастические образы вновь станут образцами для подражания. Правда, пока непонятно, для кого: для выпускников ПТУ, как в оригинале, или для юных постмодернистов из хороших семей.
Вера Вольфсон
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Виталий Орлов | 22:54:06 23/01/2018 |
Комментарий удалён. | ||
еще кепочка и барсетка под мышкой - вот это полный набор как свидетель тех времен че-то не помню остроносые туфли, ну обычные туфли, причем больше в туфлях деревня ходила, четкие городские пацанчики все же в кроссовках, но кепка и барсетка - у всех были |
0 +0−0 | Алексей Птуха | 21:42:31 23/01/2018 |
не ходил так никто в 90х. в деревнях может где-нибудь |
0 +0−0 | Вася Васин | 19:13:25 23/01/2018 |
Как под гопника не маскируйся, суть педерастическую всё равно не спрячешь |
0 +0−0 | Николай Ушаков | 18:30:43 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
да и сейчас такие встречаются на Курском вокзале, правда в единичных экземплярах, смотрится уже как анахронизм, или это модники новой волны_?_)) я вот косуху тоже раньше таскал много лет, пока кто-то не сделал из неё модную фичу для барышень, теперь каждая вторая в псевдо косухе щеголяет, испоганили своей модой хорошую вещь. |
0 +0−0 | Рафик Неувиновний | 17:12:15 23/01/2018 |
Комментарий удалён. | ||
такие челки только колхозаны носили |
0 +0−0 | Dim Sam | 16:36:22 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Земляк. В Темиртау такие же тёрки были, но тогда по поводу причесона никто не парился. Важнее было "с какого района" |
0 +0−0 | Борис Коваленко | 16:01:31 23/01/2018 |
Каждый 10 мужчина сидел, после этого с авторшей статьи все понятно. Ей срочно в Америку на большой афроамериканский буй.... Ибо неуч... |
0 +0−0 | cергей белеберда | 15:30:44 23/01/2018 |
какие там 90-е!! жил в пгт в 40 км от Самары, такдо 2006 года (а может и больше, тк в том году я оттуда уехал), половина молодого населения носила полосатые спортивки с остроносыми классическими туфлями и причёску с чёлкой. |
0 +0−0 | №-1903825 | 15:25:31 23/01/2018 |
Да, выглядит конечно омерзительно. |
0 +0−0 | Lera Lera | 13:12:46 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
они ужасны и отталкивающе несексуальны. хотя это выход, если волосы не растут |
0 +0−0 | Lera Lera | 13:10:29 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
точнее не скажешь |
0 +0−0 | Stanislaw Shaking | 12:52:13 23/01/2018 |
настоящие мужские стрижки - бокс и полубокс) |
0 +0−0 | Lera Lera | 12:40:08 23/01/2018 |
меня всегда поражало, зачем русские и кавказцы так коротко стригут волосы мальчикам, в паре с торчащими ушами и зубами это смотрится просто омерзительно, у них вид как у заключенных или беспризорных А у европейских мальчишек и мужчин прекрасные волосы, густые и ухоженные. Ну, нельзя же до такой степени быть неотесанными |
0 +0−0 | Кудай _ | 12:00:01 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Да и в 90-х у многих блатных были длинные челки, закрывающие половину лица. Если мне не изменяет память такая стрижка ассиметрия называлась. Уже потом пошли быдловские площадки и прочие извращения. |
0 +0−0 | Абв Гдеж | 10:36:07 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Это ты статью не читал, дальше первого абзаца ниасилил. Там далее "исторический экскурс" есть, который иуда в этой ветке процитировал, а кудай отвечал. |
0 +0−0 | абвыргал нофелет | 09:54:45 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Хах, а ты спалился. Давай выкладывай свое фото, заценим. Может оно будет первым без признаков даунизма. Хотя можно даже любое чужое! А я такого безобразия на голове не ношу - и желания нет, и работа не позволяет. |
0 +0−0 | Тупое Быдло | 09:23:44 23/01/2018 |
многа букаф ахинеи |
0 +0−0 | Александр Б | 04:59:45 23/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Оу Е! :)) +100 :)) |
0 +0−0 | moder idiotov | 03:16:51 23/01/2018 |
Лента пошутила над русскими гопниками, а в мире посчитали, - такие простые. |