За двумя зайцами

00:02 13/12/2017 Бывший СССР
Нил Ушаков
Нил Ушаков

На днях «русского мэра» Риги Нила Ушакова переизбрали главой партии «Согласие». Этот год вообще сложился для него крайне удачно. Минувшим летом, к примеру, рижане уже третий раз доверили ему кресло градоначальника. Однако в последнее время со стороны русской общины на Ушакова, которого многие воспринимали как пророссийского политика, сыплется град упреков: его обвиняют в лицемерии и в том, что он все чаще поглядывает на Запад, забыв о своем обещании отстаивать интересы нацменьшинств. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто же он на самом деле, этот кунгс Ушаков.

Смена вектора

«Согласие» — главная оппозиционная партия в Латвии, с крупнейшей фракцией в парламенте и мэром Риги. Достичь этого удалось во многом благодаря авторитету ее лидера. Еще недавно лозунг «Нил, мы с тобой!» был одним из самых популярных в стране. Подавляющее большинство электората «согласистов» составляют русскоязычные — за что политические оппоненты любят упрекать партию Ушакова в том, что она-де — «рука Москвы». В России эта версия тоже пользуется популярностью — недаром после парламентских выборов в Латвии и в 2011-м, и в 2014-м российские СМИ пестрели заголовками в духе «Пророссийская партия одержала победу».

Впрочем, две подряд победы на выборах в Сейм принесли сторонникам Ушакова лишь моральное удовлетворение — латышские партии, объединившись в коалицию, до власти «согласистов» не допустили. Пытаясь как-то разорвать этот порочный круг, Нил Валерьевич давно уже старается заручиться поддержкой и установить особые отношения с руководством США и НАТО, членством в котором так гордится Латвийская Республика. Так, три года назад возвращаясь из Вашингтона, где он участвовал в консультациях с представителями Госдепа, мэр Риги многозначительно заявил: «Соединенные Штаты — наш важный союзник и партнер. Консультации между крупнейшей партией Латвии и нашими друзьями из США проходят регулярно и в Риге, и во время подобных поездок». А через некоторое время Нил Валерьевич опубликовал селфи на фоне выгружаемых в рижском порту американских танков. Позже в своем Facebook он выложил совместную фотографию со знаменитым сенатором Джоном Маккейном.

Мэра обвиняют в том, что он выстраивает свою популярность по законам шоу-бизнеса, гонясь в первую очередь за яркой, сочной картинкой. Он делает то, что можно быстро продемонстрировать избирателю в газетах и по телевидению: бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте, ремонт школ и детсадов, организация массовых гуляний для рижан. Однако у избирателей нарастает усталость от Ушакова и усиливается вполне понятное желание «сменить картинку». В начале июня этого года в Латвии прошли муниципальные выборы. Ушаков сохранил свой мэрский пост. Но его популярность пошла на убыль — теперь его партия располагает в столичной Думе лишь 32-мя мандатами из 60-ти, а не 39-ю, как раньше.

Менее чем через год, в октябре 2018-го в Латвии состоятся очередные выборы в парламент. Нил Валерьевич, мечтая увидеть свою партию в правящей коалиции, изо всех сил теперь отмывает «Согласие» от «пророссийского» имиджа. Минувшим летом второй человек в «Согласии» Янис Урбанович пообещал, что партия, скорее всего, не будет расторгать имевшийся у нее договор о сотрудничестве с «Единой Россией». Этим договором латыши попрекали «Согласие» все последние годы. Но прошел какой-то месяц, и Ушаков объявил, что договор более не действует. А в начале ноября латышское издание «Независимая утренняя газета» опубликовало информацию о том, что Ушаков, пользуясь своими связями в Партии европейских социалистов, искал способы встретиться с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Столичный мэр надеялся, что в рамках его сотрудничества с НАТО представители военного блока будут участвовать в программе рижского самоуправления по образованию — в частности, посещать русскоязычные школы, чтобы своими рассказами способствовать росту доверия к альянсу у молодежи.

Однако, Столтенберг Нила Валерьевича беседой не удостоил. С Ушаковым в присутствии специально призванных латвийских дипломатических представителей беседовал чиновник более низкого ранга — помощник генсека НАТО по вопросам публичной дипломатии Такан Илдем. После этого в латвийском МИДе официально выразили недоумение и недовольство попыткой Ушакова зайти к руководству альянса с заднего крыльца, в обход официального протокола. «Если он хотел какого-то более тесного сотрудничества со структурами НАТО, говорить об этом нужно было не в главном офисе альянса, а в Латвии, в министерстве обороны», — заявили в ведомстве.

Политический шпагат

Но самое неприятное для мэра Риги событие, буквально посадившее его на «политический шпагат», — недавнее решение правительства о переводе преподавания в школах для нацменьшинств на латышский язык. Правящие политики, включая президента Раймонда Вейониса, быстро пришли к консенсусу на сей счет. В ответ на это «Штаб защиты русских школ» провел в Риге массовые митинги протеста. Ожидалось, что «Согласие», держащееся на голосах русскоязычных избирателей, поддержит протест — но все ограничилось невнятным обещанием Ушакова «защитить и латышские школы, и русские».

В конце ноября Ушаков провел встречи с главой правительства Марисом Кучинскисом и министром образования Карлисом Шадурскисом, по итогам которых сообщил, что с 1 сентября 2019 года рижское самоуправление обеспечит в столичных школах для нацменьшинств дополнительные занятия для освоения предметов на родном языке. Это означает, что после урока физики на латышском ученик пойдет на дополнительное занятие, где ту же тему ему объяснят на родном языке. По предварительным подсчетам, расходы на эту программу в год составят около 2 миллионов евро. Пытаясь подсластить пилюлю, градоначальник уточнил, что никто не станет заставлять русскоязычных детей сидеть лишние часы за партами, когда их латышские сверстники пойдут играть на улице. «Дополнительные занятия будут интегрированы в программу "Домашние задания". Школам дадут свободу выбора и количества часов, и списка предметов. Решение примут администрация и родители», — заявил Ушаков.

Общественный деятель Илья Козырев объяснил «Ленте.ру»: нерешительность мэра в школьном вопросе обусловлена тем, что власть в столице он вынужден делить с партнером по коалиции — организацией «Честь служить Риге». «Это маленькая, но влиятельная партия латышских олигархов. И с позицией по латышизации русских школ ЧСР определилась давно. Там считают, что перевод школ нацменьшинств на латышский не является проблемой. Поэтому занять какую-то другую позицию для Ушакова означало бы рискнуть целостностью коалиции и властью», — говорит Козырев. По его мнению, Ушаков, располагая большой партией, мэрством в Риге и крупнейшей фракцией в парламенте, мог бы, если бы захотел, провести крупные акции протеста по всей стране, вызвать международный резонанс и таким образом сорвать «школьную реформу». Правда, после этого ему пришлось бы распрощаться с надеждой на место в парламентской коалиции и на министерские посты в правительстве следующего созыва — правящие партии такого демарша Ушакову не простили бы. «Похоже, у депутатов от "Согласия" другие планы применения их немалого ресурса, гораздо более важные, чем защита русских школ. Поэтому на следующий митинг мы опять выходим без них», — с грустью отмечает Козырев.

Раздор бывших соратников

Ситуация со школами поссорила Ушакова и евродепутата от Латвии Андрея Мамыкина. Некогда популярный журналист и телеведущий, в 2014-м он прошел в Европарламент — единственный от «Согласия». «Ленте.ру» Мамыкин объяснил, почему согласился баллотироваться от «согласистов»: «Принципы "Согласия", закрепленные до сего дня в программе партии и ее уставе, были и моими принципами: защита национальных меньшинств, русский язык, гражданство, дружба со странами-соседями, защита обездоленных, кем бы они не были».

Узнав о расторжении договора с «Единой Россией», Мамыкин отправил Ушакову открытое письмо. Выразив несогласие с таким решением, он посетовал, что вопрос о том, расторгать ли «Согласию» договор с ЕР, широко в партии не обсуждался — то есть решение принималось кулуарно на самом верху. А вскоре евродепутат с удивлением узнал, что руководство «Согласия» отказалось приглашать его на состоявшийся 9 декабря партийный съезд. Выступая на съезде, Ушаков многозначительно сказал, что, выдвигая кандидатов на выборах в Европарламент, партия допустила ошибки. И пообещал тщательнее присматриваться к тем, кто планирует баллотироваться на выборах, используя платформу «Согласия».

Что касается школ нацменьшинств, то Ушаков на съезде подчеркнул: было бы неправильно называть их «русскими», так как 60 процентов предметов там с 2004 года и так уже преподаются на латышском. Мэр Риги указал на бесполезность пикетов и митингов, более того, он назвал их организаторов националистами. «Одни наше предложение (о дополнительных занятиях на русском) называют антилатышской и противоправной деятельностью. Другие говорят, что мы предали русских. Это значит, что мы поступаем правильно. Если твои действия не нравятся националистам со всех сторон, значит, это правильно для развития страны в целом. Наша самая главная миссия — это мир и стабильность между латышами и нелатышами», — уверяет Ушаков.

Со своей стороны, Мамыкин в беседе с «Лентой.ру» отметил, что, по его мнению, партия в опасности из-за застоя и утраты принципов. По его мнению, в последнее время лидеры «Согласия» начали стесняться своих избирателей. «Это видно в том числе и по вялой реакции на перевод русских школ на латышский язык. Реформа школ нацменьшинств ставит целью их уничтожение. Выглядит так: нашему избирателю готовятся плюнуть в лицо, а руководство партии заботливо обещает ему платочек, чтобы тот мог утереться. Но от своего гаранта избиратель ждет не сочувствия, а защиты!» — подытожил Мамыкин.

Владимир Веретенников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(247):

123 4 567 ... +1
1 +0−0Jurijs Sazonovs00:47:23
14/12/2017
-1 +0−0михаил кузнецов18:45:52
13/12/2017
Лет через 30 все будут разговаривать на хорошем Русском языке.
Поверь, "михаил кузнецов", я знаю десятки латышей, которые говорят на русском НАМНОГО лучше 99% интернет-патриотов, "исконно русских" борцов за православие и прочих охотников на русофобию. Причём как 60-летних, так и совсем юнцов.

И да, термин "#скоро" в рунете не в почёте, удачи =)
1 +0−0Kurlander seven_x00:00:58
14/12/2017
0 +0−0Поручик Лукаш14:33:52
13/12/2017
я выше писал- "после 2-3 поколений" значительному числу русских гражданство досталось автоматом, "по праву почвы", через предков ? Это при том, что было декларировано " граждане Латвии до 40- го года и их потомки " ? Хватит уже повторять эту агитку, про "поголовно понаехавших совков"
Значительная часть ,ето порядка 20% ибо 1989 по переписи населения 75% всего русскоязычного населения имело место рождения вне Прибалтики.
1 +0−0Kurlander seven_x23:53:08
13/12/2017
2 +0−0Kirpa FTW23:29:39
13/12/2017
Ну да, ну да. Особенно Россия так делает. Других школ нету, тольк русские - татарские, белорусские, армянские, чувашские и прочие давно закрыли. И в республиках местные языки не используются и официально не признаны. А за их использование штрафуют.
Вы очевидно не в России или только московский ящик смотрите, на самом деле уж полгода Татарстане сильнейшее противостояние на счёт образования на Татарском языке. 27 лет оно было обязательно, но вдруг Москва решило его отменить, оставив только Русское обязательное Татарское по выбору. ЕТО ОЗНАЧАЕТ что Татарское становиться факультативным. Там уж беспорядки и снятие министров было, но Татары пока не сдаются диктату Русских шовинистов. Там местная лимита проходимцы закидывают Москву кляузами как при совке Прибалтике. Лимита шляиться из Татарстана в Калмыкию оттуда Ингушетию ВЕЗДЕ его дети школе должен учить местный язык, они считают, что раз это Россия то Русским где бы он нежил местный язык школе не нужно изучать. Татары так не считают, раз притащился учи обязательный Татарский как 27 лет до этого. Татарстан последнее место в России где местный ещё не упразднили до факультативного.
1 +0−0Kirpa FTW23:35:00
13/12/2017
0 +0−0Андрей Воробьев07:39:43
13/12/2017
- мог бы, если бы захотел, провести крупные акции протеста по всей стране,

Нельзя раскачивать лодку. Майдан со скачками - это очень плохо.
Вот согласосы такой политики и придерживались. В итоге за них голосуют только потому что больше не за кого. Как только появится альтернатива для русского избирателя, про них забудут. И пойдут они согласосить в коалицию к нацикам.
1 +0−0Simor Simor22:10:42
13/12/2017
0 +0−0marina asseloos12:24:26
13/12/2017
С какой радости?Гос-Во помогает национальным общинам,если им не хватает обучения в обычных школах ,пусть открывают свои .Разница в том,что выше перечислены граждане приехали в чужую страну,а русские в Латвии родились и прожили всю жизнь.Хотя,лично мое мнение:жить всю жизнь и не выучить язык как-то ущербно.пример надо брать с евреев ,они сохраняют созамобытность,но легко адаптируются к чужим условиям
В Астаханьской, Омской, Оренбугрской областях, в Алтайском крае казахи компактно живут веками. Общая численность более 1 млн чел. Так что насчет казахов промахнулись, они не приехали в чужую страну. К стати в России нет ни одной школы с казахским языком преподавания, а в Казахстане школ с русским языком преподавания тысячи.
1 +0−0Антон Гольдберг21:04:35
13/12/2017
5 +0−0Игорь Васильев14:13:40
13/12/2017
ага, четверть века не было, а сейчас вдруг появится... была программа переселения соотечественников... тот еще проектец
А кому они здесь нужны?
1 +0−0Поручик Лукаш19:49:55
13/12/2017
0 +0−0Kurlander seven_x19:11:58
13/12/2017
Рига это город, центр, не лимитские гетто типа Маскачка , Гравис , Иманта или Золик присоединение Риге тока при совке 1970тых . Мне пару лет назад одна дамочка на работу нанималась, прислала бумаги все как надо, объясняю куда придёте на собеседование, старом городе. Она убила меня текстом “Я вообще-то Пурчике живу”! Сперва не понял, что это значит, потом дошло, она свой 19 не разу жизни Риге центре не бывала, не знает где старый город находиться. Рассказал смеясь секретарше, та объяснила удивляться нечему, люди из лимитских трущоб часто некогда не выезжали из своего района. Все на месте, школа магазин медицина, зачем куда-то переть если никаких интересов как правило нет. Я такое Париже, Лондоне встречал, местные даже не молодые люди некогда центре города не бывали. Но Риге, небольшом городе столкнулся впервые, оказалось вполне обычным явлением для выходцев из лимитских низов. Так что твоей трущобе может и живут Люди там, , но Ригой и Латвией это не как не связано.
ну, то есть есть правильная Рига и неправильная. В правильной латыши живут, в неправильной русские. Нет, конечно разделение по районам есть. Но тебя послушать - тут прямо гетто, с колючей проволокой. Байки про дамочку- оставь московским либерастам. Это в их понятии - "в центр выехать" как на другую планету, и " лимита " . Школьники в 10-12 лет из Золика, Иманты и Пурчика в центр катаются и наоборот. 10 -15 минут на троллейбусе. Я передам соседям -латышам, что они стали " лимитой ".-
посмеются. Ври , но знай меру.
1 +0−0Поручик Лукаш19:42:23
13/12/2017
0 +0−0Фёдор Ёпифёнцев19:34:12
13/12/2017
- В целовании танковой брони при появлении очередных войск как раз таки были замечены чаще латыши - чем русские
На чем основано сие утверждение? Тут текст с простыню, а ответа я так и не услышал
И вопрос у тебя из серии - " ты прекратил бить жену ?" как ни ответь - все в дураках будешь
1 +0−0Шпрота ленточная18:08:39
13/12/2017
-9 +0−0Oleg Golovko13:59:45
13/12/2017
прибалты это недочеловеки.
Кто такие прибалты? Вы о ком? Латыши и литовцы - балты, эстонцы - финно-угры.
1 +0−0Kurlander seven_x18:03:33
13/12/2017
2 +0−0Рулон Обоев08:58:03
13/12/2017
Тююю... А моих предков-староверов в район теперешнего Резекне (Режицы) наверное Сталин прислал, да? При нём же они и моленные свои в каждой втрой деревне отстроили, видимо.

Учи историю по правильным латышским учебникам и дальше, там врать не будут.
Резекне вообще теперешняя латвийская Латгалия не какого отношения Прибалтике до 1920 года не имела, это часть внутрироссийских Витебской, Псковской и Новгородской губерний абсолютно нищим на 80% неграмотным большинстве русским и еврейским населением. Это военной трофей, репарация, заплаченная вместо многомилионных выплат золотом. Советская Россия 1919 решила захватить Прибалтику, но крепко получила по зубам от объединённых Латышско-Польско-Эстонских сил, была разгромлена капитулировала. По условиям капитуляций, подписанных августе 1920 в Риге Советская Россия выплачивала многомилионную компенсацию золотом, НО поскольку золота у Россий не было весь запас вывез Колчак то они предложили выплатить все Территорией. Все что заняли ваши войска ваше на веки веков, так и рассчитались. Тех пор с августа 1920 Прибалтике появились местная Русская община. До того она представлялась почти исключительно царскими чиновниками военными. Поскольку Латгалия была Россией, всеми присуши темной России проявления, повально неграмотное тёмное население, недавно отменённое крепостничество, барщина и еврейские погромы. Все чего некогда или сто лет не было Прибалтике на 80% грамотным европейским населением. Результат интересные забавные попытки превратить дикарей в людей, великороссам объяснили отныне они не лучше евреев, староверов, отныне все на латышском. Но еврей погромы им припомнили, путём уловок числом учеников урезания гос финансирования добившись практическое закрытие русских школ до 1935. Остались Латышские, Еврейские, Польские. 1940 представители Бунда еврейской компартий стали костяком советской власти, развернули разгром храмов , излов зажиточных крестьян. Это русские припомнили евреям 1941, немцы буквально за пару недель практически только из русских сформировали 6 !!!карательных батальонов те за пару месяцев энтузиазмом изловили всех евреев и активистов советской власти. Немцы благодарность столь усердную работу открыли им все закрытые ещё 1935 Русские школы.
1 +0−0Поручик Лукаш16:55:38
13/12/2017
-1 +0−0Фёдор Ёпифёнцев15:32:54
13/12/2017
Хватит писать, как разговариваешь. Из твоего поста ничего решительно не понятно.
хватит повторять штампы про " понаехавших оккупантов". Из твоих постов зато понятно все- виноваты все, говорящие на русском, в любой стране, независимо от гражданства.
1 +0−0Поручик Лукаш13:18:28
13/12/2017
6 +0−0Vasilij Balan13:14:17
13/12/2017
Русские в Латвии интересуют Путина только как колона №5, чтоб использовать ее в подрывных целях для дестабилизации обстановки. Расходный материал. А Ушаков несмотря на русскую фамилию все таки гражданин ЛР и было бы самоубийством для него плясать под дудку партии жуликов и воров.
а русские в Латвии не граждане Латвии ?Только Ушаков гражданин ? А как же он в мэры попал - благодаря чьим голосам ? Просветите меня- может я чего то не понимаю ? То, что Путина тут никто не интересует - согласен.
1 +0−0Сергей Вершинин13:10:33
13/12/2017
8 +0−0Александр Смирнов03:36:15
13/12/2017
На деле, перевод школ нацменьшинств на латышский мало, кого волнует. Протестные акции, по такому, казалось бы важному, вопросу, собирают не больше пары сотен человек. Точка невозврата уже пройдена. Сейчас, никто не будет защищать русскоязычное образование на политическом уровне, потому что это ассоциирует его с русской агрессией. Скажем же спасибо, любимому Владимиру Владимировичу, за ликвидацию русского образования, везде, где оно было до его украинских авантюр! Никто, больше такого "Русского мира" не хочет.
Вы неправы. Последняя акция собрала 3000 человек. Лично участвовал. Завтра будет повтор. Путин, конечно, мог бы поактивнее вести себя, но на него не надеемся, боремся сами. Ну а по Украине мы с Вами сильно расходимся.
1 +0−0Ainars Gabranovs13:04:32
13/12/2017
Ogovor na Nila--on za obrazoanije na russkom. Ja sam iz Rigi,znaju čto govorju
1 +0−0МОРЖ хреновый12:56:57
13/12/2017
-4 +0−0Фёдор Ёпифёнцев09:46:53
13/12/2017
Предлагаю российским властям показать на своём примере как нужно заботиться о нацменах. Создать в России широкую сеть таджикских, узбекских, казахских и молдаванских школ с преподаванием их версии «истории» и все это, естественно, на родном языке. Дублировать надписи улиц и пустить субтитры на фед каналах
глупенький,ведь Россия и так - федерация..))
1 +0−0Челябинский Трамвай12:30:05
13/12/2017
0 +0−0marina asseloos12:27:15
13/12/2017
Вы наверное еще много чего не знаете.сочувствую
...где так скрепно дышит человек...
1 +0−0Pēteris Karlovs12:26:13
13/12/2017
Я русский философ, живу в Латвии, г. Рига. Я скажу, что сегодня обстановка в мире намного намного хуже, чем время перед второй мировой.
1 +0−0marina asseloos12:03:58
13/12/2017
0 +0−0Челябинский Трамвай10:36:48
13/12/2017
А кому она нужна сегодня...?
Должна быть нужна своим гражданам,а если страна будет благополучно и удобной для проживания,люди сами будут стремиться попасть в нее
1 +0−0Максим Исаев09:36:56
13/12/2017
Да не нужна им Россия уже, все всё поняли.
1 +0−0Иван Иванов08:11:44
13/12/2017
3 +0−0Поручик Лукаш04:46:31
13/12/2017
не ты ли погонишь " всех в Россию " ? Это земля так же русских, как и латышей. Причем русские тут жили ДО того, как слово " латыш " появилось. И кому куда "валить "?
В татарстан татар тоже русские завезли? Или им родной язык не нужен?
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь