За двумя зайцами

00:02 13/12/2017 Бывший СССР
Нил Ушаков
Нил Ушаков

На днях «русского мэра» Риги Нила Ушакова переизбрали главой партии «Согласие». Этот год вообще сложился для него крайне удачно. Минувшим летом, к примеру, рижане уже третий раз доверили ему кресло градоначальника. Однако в последнее время со стороны русской общины на Ушакова, которого многие воспринимали как пророссийского политика, сыплется град упреков: его обвиняют в лицемерии и в том, что он все чаще поглядывает на Запад, забыв о своем обещании отстаивать интересы нацменьшинств. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто же он на самом деле, этот кунгс Ушаков.

Смена вектора

«Согласие» — главная оппозиционная партия в Латвии, с крупнейшей фракцией в парламенте и мэром Риги. Достичь этого удалось во многом благодаря авторитету ее лидера. Еще недавно лозунг «Нил, мы с тобой!» был одним из самых популярных в стране. Подавляющее большинство электората «согласистов» составляют русскоязычные — за что политические оппоненты любят упрекать партию Ушакова в том, что она-де — «рука Москвы». В России эта версия тоже пользуется популярностью — недаром после парламентских выборов в Латвии и в 2011-м, и в 2014-м российские СМИ пестрели заголовками в духе «Пророссийская партия одержала победу».

Впрочем, две подряд победы на выборах в Сейм принесли сторонникам Ушакова лишь моральное удовлетворение — латышские партии, объединившись в коалицию, до власти «согласистов» не допустили. Пытаясь как-то разорвать этот порочный круг, Нил Валерьевич давно уже старается заручиться поддержкой и установить особые отношения с руководством США и НАТО, членством в котором так гордится Латвийская Республика. Так, три года назад возвращаясь из Вашингтона, где он участвовал в консультациях с представителями Госдепа, мэр Риги многозначительно заявил: «Соединенные Штаты — наш важный союзник и партнер. Консультации между крупнейшей партией Латвии и нашими друзьями из США проходят регулярно и в Риге, и во время подобных поездок». А через некоторое время Нил Валерьевич опубликовал селфи на фоне выгружаемых в рижском порту американских танков. Позже в своем Facebook он выложил совместную фотографию со знаменитым сенатором Джоном Маккейном.

Мэра обвиняют в том, что он выстраивает свою популярность по законам шоу-бизнеса, гонясь в первую очередь за яркой, сочной картинкой. Он делает то, что можно быстро продемонстрировать избирателю в газетах и по телевидению: бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте, ремонт школ и детсадов, организация массовых гуляний для рижан. Однако у избирателей нарастает усталость от Ушакова и усиливается вполне понятное желание «сменить картинку». В начале июня этого года в Латвии прошли муниципальные выборы. Ушаков сохранил свой мэрский пост. Но его популярность пошла на убыль — теперь его партия располагает в столичной Думе лишь 32-мя мандатами из 60-ти, а не 39-ю, как раньше.

Менее чем через год, в октябре 2018-го в Латвии состоятся очередные выборы в парламент. Нил Валерьевич, мечтая увидеть свою партию в правящей коалиции, изо всех сил теперь отмывает «Согласие» от «пророссийского» имиджа. Минувшим летом второй человек в «Согласии» Янис Урбанович пообещал, что партия, скорее всего, не будет расторгать имевшийся у нее договор о сотрудничестве с «Единой Россией». Этим договором латыши попрекали «Согласие» все последние годы. Но прошел какой-то месяц, и Ушаков объявил, что договор более не действует. А в начале ноября латышское издание «Независимая утренняя газета» опубликовало информацию о том, что Ушаков, пользуясь своими связями в Партии европейских социалистов, искал способы встретиться с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Столичный мэр надеялся, что в рамках его сотрудничества с НАТО представители военного блока будут участвовать в программе рижского самоуправления по образованию — в частности, посещать русскоязычные школы, чтобы своими рассказами способствовать росту доверия к альянсу у молодежи.

Однако, Столтенберг Нила Валерьевича беседой не удостоил. С Ушаковым в присутствии специально призванных латвийских дипломатических представителей беседовал чиновник более низкого ранга — помощник генсека НАТО по вопросам публичной дипломатии Такан Илдем. После этого в латвийском МИДе официально выразили недоумение и недовольство попыткой Ушакова зайти к руководству альянса с заднего крыльца, в обход официального протокола. «Если он хотел какого-то более тесного сотрудничества со структурами НАТО, говорить об этом нужно было не в главном офисе альянса, а в Латвии, в министерстве обороны», — заявили в ведомстве.

Политический шпагат

Но самое неприятное для мэра Риги событие, буквально посадившее его на «политический шпагат», — недавнее решение правительства о переводе преподавания в школах для нацменьшинств на латышский язык. Правящие политики, включая президента Раймонда Вейониса, быстро пришли к консенсусу на сей счет. В ответ на это «Штаб защиты русских школ» провел в Риге массовые митинги протеста. Ожидалось, что «Согласие», держащееся на голосах русскоязычных избирателей, поддержит протест — но все ограничилось невнятным обещанием Ушакова «защитить и латышские школы, и русские».

В конце ноября Ушаков провел встречи с главой правительства Марисом Кучинскисом и министром образования Карлисом Шадурскисом, по итогам которых сообщил, что с 1 сентября 2019 года рижское самоуправление обеспечит в столичных школах для нацменьшинств дополнительные занятия для освоения предметов на родном языке. Это означает, что после урока физики на латышском ученик пойдет на дополнительное занятие, где ту же тему ему объяснят на родном языке. По предварительным подсчетам, расходы на эту программу в год составят около 2 миллионов евро. Пытаясь подсластить пилюлю, градоначальник уточнил, что никто не станет заставлять русскоязычных детей сидеть лишние часы за партами, когда их латышские сверстники пойдут играть на улице. «Дополнительные занятия будут интегрированы в программу "Домашние задания". Школам дадут свободу выбора и количества часов, и списка предметов. Решение примут администрация и родители», — заявил Ушаков.

Общественный деятель Илья Козырев объяснил «Ленте.ру»: нерешительность мэра в школьном вопросе обусловлена тем, что власть в столице он вынужден делить с партнером по коалиции — организацией «Честь служить Риге». «Это маленькая, но влиятельная партия латышских олигархов. И с позицией по латышизации русских школ ЧСР определилась давно. Там считают, что перевод школ нацменьшинств на латышский не является проблемой. Поэтому занять какую-то другую позицию для Ушакова означало бы рискнуть целостностью коалиции и властью», — говорит Козырев. По его мнению, Ушаков, располагая большой партией, мэрством в Риге и крупнейшей фракцией в парламенте, мог бы, если бы захотел, провести крупные акции протеста по всей стране, вызвать международный резонанс и таким образом сорвать «школьную реформу». Правда, после этого ему пришлось бы распрощаться с надеждой на место в парламентской коалиции и на министерские посты в правительстве следующего созыва — правящие партии такого демарша Ушакову не простили бы. «Похоже, у депутатов от "Согласия" другие планы применения их немалого ресурса, гораздо более важные, чем защита русских школ. Поэтому на следующий митинг мы опять выходим без них», — с грустью отмечает Козырев.

Раздор бывших соратников

Ситуация со школами поссорила Ушакова и евродепутата от Латвии Андрея Мамыкина. Некогда популярный журналист и телеведущий, в 2014-м он прошел в Европарламент — единственный от «Согласия». «Ленте.ру» Мамыкин объяснил, почему согласился баллотироваться от «согласистов»: «Принципы "Согласия", закрепленные до сего дня в программе партии и ее уставе, были и моими принципами: защита национальных меньшинств, русский язык, гражданство, дружба со странами-соседями, защита обездоленных, кем бы они не были».

Узнав о расторжении договора с «Единой Россией», Мамыкин отправил Ушакову открытое письмо. Выразив несогласие с таким решением, он посетовал, что вопрос о том, расторгать ли «Согласию» договор с ЕР, широко в партии не обсуждался — то есть решение принималось кулуарно на самом верху. А вскоре евродепутат с удивлением узнал, что руководство «Согласия» отказалось приглашать его на состоявшийся 9 декабря партийный съезд. Выступая на съезде, Ушаков многозначительно сказал, что, выдвигая кандидатов на выборах в Европарламент, партия допустила ошибки. И пообещал тщательнее присматриваться к тем, кто планирует баллотироваться на выборах, используя платформу «Согласия».

Что касается школ нацменьшинств, то Ушаков на съезде подчеркнул: было бы неправильно называть их «русскими», так как 60 процентов предметов там с 2004 года и так уже преподаются на латышском. Мэр Риги указал на бесполезность пикетов и митингов, более того, он назвал их организаторов националистами. «Одни наше предложение (о дополнительных занятиях на русском) называют антилатышской и противоправной деятельностью. Другие говорят, что мы предали русских. Это значит, что мы поступаем правильно. Если твои действия не нравятся националистам со всех сторон, значит, это правильно для развития страны в целом. Наша самая главная миссия — это мир и стабильность между латышами и нелатышами», — уверяет Ушаков.

Со своей стороны, Мамыкин в беседе с «Лентой.ру» отметил, что, по его мнению, партия в опасности из-за застоя и утраты принципов. По его мнению, в последнее время лидеры «Согласия» начали стесняться своих избирателей. «Это видно в том числе и по вялой реакции на перевод русских школ на латышский язык. Реформа школ нацменьшинств ставит целью их уничтожение. Выглядит так: нашему избирателю готовятся плюнуть в лицо, а руководство партии заботливо обещает ему платочек, чтобы тот мог утереться. Но от своего гаранта избиратель ждет не сочувствия, а защиты!» — подытожил Мамыкин.

Владимир Веретенников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(247):

12 3 456 ... +1
2 +0−0aermakov .03:58:15
13/12/2017
Ассоциация с ЕдРосами - клеймо вора и ублюдка. Ушаков не дурак и избавился от сравнения своей партии с этими гопниками-недоумками.
2 +0−0Поручик Лукаш03:01:33
13/12/2017
2 +0−0Сергей Вершинин00:58:46
13/12/2017
Сказано многое, но не главное. Он - проект российских транзитных олигархов. А тем хоть потоп, хоть смерть всех русских, лишь бы транзит через рижский порт спокойненько шёл. Всё ж таки уже заграница, уже мухлёж с таможней и оплатами производить можно. Конечно, Ушакову лучше влезть в коалицию с нацистскими партиями, глядишь и министерство какое обломится, но не бывать тому. Своей соглашательской политикой готовит он себе политическую кончину.
да все правильно он рассчитал. До след. муниципальных выборов еще 4 года. Пока что может сидя на двух стульях попробовать влезть в сейм. другой " русской" партии нет, за наци русские все равно голосовать не будут- может и наберет свои 35-40 мест, будет повод с наци поторговаться.. Не проканает с выборами в сейм- опять начнет " защищать интересы русскоязычного населения"- но уже поближе к выборам муниципальным. А память у народа короткая...хотя в этот раз, похоже, ему это двуличие припомнит. Журнализд, человек образованный- Макиавелли, несомненно , читал....
2 +0−0Сергей Вершинин00:58:46
13/12/2017
Сказано многое, но не главное. Он - проект российских транзитных олигархов. А тем хоть потоп, хоть смерть всех русских, лишь бы транзит через рижский порт спокойненько шёл. Всё ж таки уже заграница, уже мухлёж с таможней и оплатами производить можно. Конечно, Ушакову лучше влезть в коалицию с нацистскими партиями, глядишь и министерство какое обломится, но не бывать тому. Своей соглашательской политикой готовит он себе политическую кончину.
1 +0−0МОРЖ хреновый12:04:37
15/12/2017
-1 +0−0Jurijs Sazonovs03:34:30
15/12/2017
Не спорю, там видать люди и правда хотят "стабильности и духовности". Но половина кремлеботни считает, что они вот ща с танками придут в Ригу, Вильнюс или Кишинёв и типа так же будет - "хоть камни с неба, мы дома". Так вот, не будет. Это я вам как "притесняемый" русскоязычный прибалт говорю =) Но помимо кремлёвских комуняк, есть ещё и латвийские комуняки. И они в 2014-м зело испугались, что ихнюю комуняцкую власть отберут. Вот собственно и устроили "русофобию" налево-направо, как же ж такое пропустить - "оппозиционный мэр дружит с кремлём!" =)))))
ты опять врешь...скучно..)
1 +0−0Пётр Волков10:50:10
15/12/2017
0 +0−0Jurijs Sazonovs04:28:40
15/12/2017
модep днище, удалил мой коммент: повторяю, жильё в Риге стоит от 40.000 евро, в центре можно и сотку урвать, любой пенсионер мог бы годами жить в РФ на это бабло+пенсия. Однако, почему-то, 99,9% латвийских русских даже не пытаются уехать в РФ
Насмешил, право. Конечно можно. Можно купить и за 40000, можно и за 100000. Особенно, когда есть деньги. Имея 1000000 евро, мне на хрен сдалась бы эта Рига и тем более Латвия. Имея 1000000 евро я купил бы виллу на берегу Крыма или Адриатики и забыл бы про это днище, под названием Латвия. А вам я предлагаю спуститься на грешную землю, порезвиться на 260 евро в месяц и восхвалять мудрость свободной Латвии.
1 +0−0Kurlander seven_x21:52:48
14/12/2017
0 +0−0Пётр Волков19:06:07
14/12/2017
И что из этого? Это лишний раз доказывает, что СССР был свободной страной. Никто не был закрепощён по своим хуторам. Люди работали, служили, женились и оставались жить там где им удобно, Уж не будете же вы утверждать, что Латвия была самая перенаселённая республика СССР? Когда, перед сменой власти, приезжала семья латышей из Горького с целью обмена жилплощади, то пожили неделю, посмотрели и уехали. И хотя сосед предлагал им четырёхкомнатную на третьем этаже, на их трёшку, они не согласились, не объясняя причин. И сдаётся мне, что больше в Латвии они и не появились. Уж слишком большая разница чувствовалась в образовательном и культурном образе между ними и местной публикой.
1949-1989 через Латвийскую ССР прошло 5,7милионов проходимцев временной пропиской, почти 3х больше чем население республики. На месте разные периоды оседали постоянную прописку получали всего 9-13%. 1989 по переписи населения 75% русскоязычного населения местом рождения указывали вне Латвийской ССР. По тои же переписи 1989 латышским языком владело 62,3% всего населения Республики, латышей 1989 от всего населения 52%, лишь 10% русскоязычного населения по переписи знали латышский. По данным опросов, ведшихся партийно советскими органами и московским институтом середины 1970тых по концу 1980тых обширных исследований ИКСИ АН СССР позже ИСАНа громадным до 10% охватом населения республики, выявило крайне ограниченный круг социально культурной активности приезжего населения. Всего 10% опрошенных не местного происхождения имели круг общения интересов вне места работы. Не были вовлечены не участвовали местной общественной не культурной жизни. Самое интересное 70% опрошенных из числа русскоязычных респондентов указа не чествует себя принадлежащими конкретному месту жительства, при наличие более выгодного предложения направились новое место без долгих колебаний. Интересно за 10 лет за 1980тые число таких только росло конце 1980тых выросло до 75%. Ещё очень показательно число русскоязычных художественных коллективов, студий, гражданских общественных, культурных организаций. Их число среднем 1:10 по сравнению коренным латышским населением, причём как правило и тот мизер посещали русскоязычное население местными корнями. Теперь про последнее. Моя родня после 20 лет в Сибири вернулась домой начале 1960, из них половина вскоре уехало обратно и мои родичи. Вернулись лишь 1970тых после кандидатской уж из Москвы. Спрашивал бабку что так, бабуль из Питера переехавшая Латвию лишь 1920тых ответила. Меня выслали из Латвий, вернулась почти помойку, вокруг одна скотина да деревня, своим меня не пускали, потому решили уехать обратно.
1 +0−0Пётр Волков19:25:00
14/12/2017
-5 +0−0Фёдор Ёпифёнцев17:00:05
13/12/2017
Нет, никто ни в чем не виноват. Просто нужно здраво подходить к своему месту в жизни. Вот ты русский и живёшь в государстве под названием Латвия. Как бы любой человек в принципе понимает - хочешь говорить свободно по русски, значит едь в Россию. Но в Латвии есть своя титульная нация. И им, как и русским в России, неприятно соседство с социокультурной общностью людей, которые отрицают их ценности и ждут, когда же они повторят судьбу Крыма...
Какой дурак и откуда выкопал это определение: "титульная нация"? Из средних веков? Назовите мне хоть какой-нибудь документ международного права, где употребляется это определение. Нет в мире титульных наций, есть граждане определённой страны, только и всего. Если же использовать ваш подход, то титульная нация в США - это индейцы и все остальные "понаехавшие" обязаны учить индейские языки. Сунься в США с такой пропагандой, там тебя быстро научат уму-разуму.
1 +0−0Simor Simor15:44:35
14/12/2017
0 +0−0Злой Доктор10:19:52
14/12/2017
Где Россия так делает?
Сегодня наткнулся в инете на информацию где хакасы и шорты жалуются что все школы на национальном языке закрылись, так как учебники на этих языках не вошли в федеральную программу. Вот вам и пример где в России так делается.
1 +0−0Пётр Волков15:05:24
14/12/2017
-1 +0−0Jurijs Sazonovs14:16:18
14/12/2017
Защитничек ты наш, я прям расплакался от умиления =)))
Щаз. И не подумаю. Вы гражданство дали мне, чтобы я защищал вас?
1 +0−0Jurijs Sazonovs14:21:47
14/12/2017
0 +0−0Пётр Волков11:56:47
14/12/2017
Всё это так, но стоило ли ради этого советскую власть отменять? Все эти данные были и у Восса и у Пельше. Тогда из каждого утюга неслось "vairak, но все понимали, что их это не касается.
"стоило ли ради этого советскую власть отменять?"

Да, стоило. К сожалению, кадры ещё не все заменены на адекватных людей, поэтому советская власть ещё теплится во всех 15-и республиках =)
1 +0−0Jurijs Sazonovs14:20:02
14/12/2017
0 +0−0Пётр Волков11:39:56
14/12/2017
Разделения на русских и латышей небыло в советское время, за редким исключением. И как-то странно: при Сталине латышский язык никуда не исчез, а сегодня после 30-и лет свободы министр образавания говорит о катастрофическом положении и вынуждает к насильственной латышизации. Кино, театры, ломились от народа, литература выходила массовыми тиражами. Вместе ходили на танцы, вместе лиговали, вместе отмечали государственные праздники. Всё это сразу кончилось с приходом к власти национально озабоченных. С первых же дней началась атака на язык, которая продолжается и по сей день. Ваш лозунг "Ты здесь живёшь, ты должен говорить по латышски" не выдерживает никакой критики: В тюрьме законы покруче ваших, однако там не заставляют ботать по фене. И что это за язык, прости Господи, если коренные латыши, едва попав за границу, начинают говорить по русски, хоть с диким акцентом, но по русски. Если даже в самой Латвии невозможно найти работу, если не знаешь русского языка. Вы там оглянитесь по сторонам внимательно: Сталина-то нет и никто вас не заставляет говорить по русски. Следовательно, вы и сами понимаете, что по настоящему в свободной стране латышский язык никому не нужен, а русский - исторически является языком международного общения. Вы морочите голову себе и мучаете других.
Несколько придурков из Центра Госъязыка морочат голову, им же хлеб отрабатывать надо. Население, к счастью, умнее перекрашенных коммуняшек.
1 +0−0Jurijs Sazonovs14:15:35
14/12/2017
-7 +0−0nikon petro20:57:31
13/12/2017
латыши скоро умоются кровью
твоей чтоль? =)
1 +0−0Пётр Волков13:56:12
14/12/2017
0 +0−0Aнтон Sowan ( Сованс)12:40:48
14/12/2017
Вы и сами прекрасно понимаете, что от Восса или Пельше , и в меньшей степени от Рубикса в развале Союза мало что зависело. В случае с этим конкретно господином , так он просто удачно оказался на нужном месте.
Конечно не зависело, они сдали Союз по приказу из Москвы. Но вы не ответили на мой вопрос. Так ли вы его понимаете, как понимаю его я?
1 +0−0Пётр Волков12:04:03
14/12/2017
-1 +0−0Jurijs Sazonovs05:30:11
14/12/2017
Ушаков, прикинь, всего неделю НЕ высмеивал латвийских правящих с их "антирусскими" законами - сразу во враги записали. С кремлеботней шутки плохи.
Ушаков не неделю так поступает, тенденция к двурушничеству у него замечена с референдума по второму государственному языку.
1 +0−0Simor Simor11:49:29
14/12/2017
2 +0−0Kirpa FTW23:29:39
13/12/2017
Ну да, ну да. Особенно Россия так делает. Других школ нету, тольк русские - татарские, белорусские, армянские, чувашские и прочие давно закрыли. И в республиках местные языки не используются и официально не признаны. А за их использование штрафуют.
В России полно национальностей не имеющих автономные образования, такие как узбеки, немцы, корейцы, казахи и др которые не могут получить образование на родном языке, государство не создаёт условия для развития их культуры итд. Между прочим некоторые из них не пришлые народы а автохтонные.
1 +0−0Злой Доктор10:13:37
14/12/2017
0 +0−0Aнтон Sowan ( Сованс)18:01:09
13/12/2017
Соглашусь с Вашими выводами , хотя и самому хочется верить этаким человеколюбящим Идеалистам. Но Ушакову удалось многое именно потому , что дружит с головой и контролирует эмоции.
Что многое ему удалось? Пролезть на самый верх? Да удалось. А профит тем кто его туда протолкнул, избирателям своим он какой принес?)
1 +0−0Пётр Волков09:59:57
14/12/2017
3 +0−0Поручик Лукаш20:34:32
13/12/2017
Не нравится. Но не свалим. Не жди. Мэры латыши- почему то оказались ворюги, как и в Юрмале. Так что хватит, помэрствовали и будет. То, что флюгер- согласен.
То, что флюгер - согласен. Я разочаровался в нём сразу после референдума о втором государственном. Уже тогда было ясно, что с ним каши не сваришь. Держится на верху за неимением лучшего. А Россия сейчас занята более важными делами, чем отношения со шпротами. Ищите более достойного лидера, способного защитить русское население, не по своей воле попавшего под оккупацию.
1 +0−0Всеволод Бояринов08:20:47
14/12/2017
1 +0−0Pēteris Karlovs12:26:13
13/12/2017
Я русский философ, живу в Латвии, г. Рига. Я скажу, что сегодня обстановка в мире намного намного хуже, чем время перед второй мировой.
Дочь русского офицера?
1 +0−0Поручик Лукаш02:45:02
14/12/2017
0 +0−0Jurijs Sazonovs00:55:02
14/12/2017
А чо он не так сказал, ну кроме пассажа про шовинизм и нацию конечно? Недавно товарищ-негражданин пошёл и сдал на гражданство. Походил на курсы месяц какой, гимн выучил - и хepакс, сдал с первого раза При том, что латышским никогда не пользовался в принципе (нафига он строителю), да и последние лет десять в основном в других штатах ЕС трудился.
сказал он все так. Вот в чем дело. Россияне, украинцы, да все , кто угодно- когда пишут про Латвию, свято уверены, что все русскоговорящие у нас неграждане, и на латышском ни в зуб ногой. Надеюсь, вы не будете уверять, что это так и есть ? Отсюда человек пишет- что Ушаков гражданин ЛР , а русский только по фамилии. Я спросил - сколько по его мнению, русскоговорящих граждан- на что получил рассуждения- что сдать просто, но все шовинисты. вот и все.
1 +0−0Jurijs Sazonovs00:50:44
14/12/2017
1 +0−0Pēteris Karlovs12:26:13
13/12/2017
Я русский философ, живу в Латвии, г. Рига. Я скажу, что сегодня обстановка в мире намного намного хуже, чем время перед второй мировой.
Не умаляю ваших познаний в философии, но вы правда уверены, что знаете "обстановку" в умах сильных мира сего перед Второй Мировой? =)
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь