За двумя зайцами

00:02 13/12/2017 Бывший СССР
Нил Ушаков
Нил Ушаков
Про нищеброды! Сильно сказано! Посмотрите на каком месте по уровню жизни Латвия и где РФ?

На днях «русского мэра» Риги Нила Ушакова переизбрали главой партии «Согласие». Этот год вообще сложился для него крайне удачно. Минувшим летом, к примеру, рижане уже третий раз доверили ему кресло градоначальника. Однако в последнее время со стороны русской общины на Ушакова, которого многие воспринимали как пророссийского политика, сыплется град упреков: его обвиняют в лицемерии и в том, что он все чаще поглядывает на Запад, забыв о своем обещании отстаивать интересы нацменьшинств. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто же он на самом деле, этот кунгс Ушаков.

Смена вектора

«Согласие» — главная оппозиционная партия в Латвии, с крупнейшей фракцией в парламенте и мэром Риги. Достичь этого удалось во многом благодаря авторитету ее лидера. Еще недавно лозунг «Нил, мы с тобой!» был одним из самых популярных в стране. Подавляющее большинство электората «согласистов» составляют русскоязычные — за что политические оппоненты любят упрекать партию Ушакова в том, что она-де — «рука Москвы». В России эта версия тоже пользуется популярностью — недаром после парламентских выборов в Латвии и в 2011-м, и в 2014-м российские СМИ пестрели заголовками в духе «Пророссийская партия одержала победу».

Впрочем, две подряд победы на выборах в Сейм принесли сторонникам Ушакова лишь моральное удовлетворение — латышские партии, объединившись в коалицию, до власти «согласистов» не допустили. Пытаясь как-то разорвать этот порочный круг, Нил Валерьевич давно уже старается заручиться поддержкой и установить особые отношения с руководством США и НАТО, членством в котором так гордится Латвийская Республика. Так, три года назад возвращаясь из Вашингтона, где он участвовал в консультациях с представителями Госдепа, мэр Риги многозначительно заявил: «Соединенные Штаты — наш важный союзник и партнер. Консультации между крупнейшей партией Латвии и нашими друзьями из США проходят регулярно и в Риге, и во время подобных поездок». А через некоторое время Нил Валерьевич опубликовал селфи на фоне выгружаемых в рижском порту американских танков. Позже в своем Facebook он выложил совместную фотографию со знаменитым сенатором Джоном Маккейном.

Мэра обвиняют в том, что он выстраивает свою популярность по законам шоу-бизнеса, гонясь в первую очередь за яркой, сочной картинкой. Он делает то, что можно быстро продемонстрировать избирателю в газетах и по телевидению: бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте, ремонт школ и детсадов, организация массовых гуляний для рижан. Однако у избирателей нарастает усталость от Ушакова и усиливается вполне понятное желание «сменить картинку». В начале июня этого года в Латвии прошли муниципальные выборы. Ушаков сохранил свой мэрский пост. Но его популярность пошла на убыль — теперь его партия располагает в столичной Думе лишь 32-мя мандатами из 60-ти, а не 39-ю, как раньше.

Менее чем через год, в октябре 2018-го в Латвии состоятся очередные выборы в парламент. Нил Валерьевич, мечтая увидеть свою партию в правящей коалиции, изо всех сил теперь отмывает «Согласие» от «пророссийского» имиджа. Минувшим летом второй человек в «Согласии» Янис Урбанович пообещал, что партия, скорее всего, не будет расторгать имевшийся у нее договор о сотрудничестве с «Единой Россией». Этим договором латыши попрекали «Согласие» все последние годы. Но прошел какой-то месяц, и Ушаков объявил, что договор более не действует. А в начале ноября латышское издание «Независимая утренняя газета» опубликовало информацию о том, что Ушаков, пользуясь своими связями в Партии европейских социалистов, искал способы встретиться с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Столичный мэр надеялся, что в рамках его сотрудничества с НАТО представители военного блока будут участвовать в программе рижского самоуправления по образованию — в частности, посещать русскоязычные школы, чтобы своими рассказами способствовать росту доверия к альянсу у молодежи.

Однако, Столтенберг Нила Валерьевича беседой не удостоил. С Ушаковым в присутствии специально призванных латвийских дипломатических представителей беседовал чиновник более низкого ранга — помощник генсека НАТО по вопросам публичной дипломатии Такан Илдем. После этого в латвийском МИДе официально выразили недоумение и недовольство попыткой Ушакова зайти к руководству альянса с заднего крыльца, в обход официального протокола. «Если он хотел какого-то более тесного сотрудничества со структурами НАТО, говорить об этом нужно было не в главном офисе альянса, а в Латвии, в министерстве обороны», — заявили в ведомстве.

Политический шпагат

Но самое неприятное для мэра Риги событие, буквально посадившее его на «политический шпагат», — недавнее решение правительства о переводе преподавания в школах для нацменьшинств на латышский язык. Правящие политики, включая президента Раймонда Вейониса, быстро пришли к консенсусу на сей счет. В ответ на это «Штаб защиты русских школ» провел в Риге массовые митинги протеста. Ожидалось, что «Согласие», держащееся на голосах русскоязычных избирателей, поддержит протест — но все ограничилось невнятным обещанием Ушакова «защитить и латышские школы, и русские».

В конце ноября Ушаков провел встречи с главой правительства Марисом Кучинскисом и министром образования Карлисом Шадурскисом, по итогам которых сообщил, что с 1 сентября 2019 года рижское самоуправление обеспечит в столичных школах для нацменьшинств дополнительные занятия для освоения предметов на родном языке. Это означает, что после урока физики на латышском ученик пойдет на дополнительное занятие, где ту же тему ему объяснят на родном языке. По предварительным подсчетам, расходы на эту программу в год составят около 2 миллионов евро. Пытаясь подсластить пилюлю, градоначальник уточнил, что никто не станет заставлять русскоязычных детей сидеть лишние часы за партами, когда их латышские сверстники пойдут играть на улице. «Дополнительные занятия будут интегрированы в программу "Домашние задания". Школам дадут свободу выбора и количества часов, и списка предметов. Решение примут администрация и родители», — заявил Ушаков.

Общественный деятель Илья Козырев объяснил «Ленте.ру»: нерешительность мэра в школьном вопросе обусловлена тем, что власть в столице он вынужден делить с партнером по коалиции — организацией «Честь служить Риге». «Это маленькая, но влиятельная партия латышских олигархов. И с позицией по латышизации русских школ ЧСР определилась давно. Там считают, что перевод школ нацменьшинств на латышский не является проблемой. Поэтому занять какую-то другую позицию для Ушакова означало бы рискнуть целостностью коалиции и властью», — говорит Козырев. По его мнению, Ушаков, располагая большой партией, мэрством в Риге и крупнейшей фракцией в парламенте, мог бы, если бы захотел, провести крупные акции протеста по всей стране, вызвать международный резонанс и таким образом сорвать «школьную реформу». Правда, после этого ему пришлось бы распрощаться с надеждой на место в парламентской коалиции и на министерские посты в правительстве следующего созыва — правящие партии такого демарша Ушакову не простили бы. «Похоже, у депутатов от "Согласия" другие планы применения их немалого ресурса, гораздо более важные, чем защита русских школ. Поэтому на следующий митинг мы опять выходим без них», — с грустью отмечает Козырев.

Раздор бывших соратников

Ситуация со школами поссорила Ушакова и евродепутата от Латвии Андрея Мамыкина. Некогда популярный журналист и телеведущий, в 2014-м он прошел в Европарламент — единственный от «Согласия». «Ленте.ру» Мамыкин объяснил, почему согласился баллотироваться от «согласистов»: «Принципы "Согласия", закрепленные до сего дня в программе партии и ее уставе, были и моими принципами: защита национальных меньшинств, русский язык, гражданство, дружба со странами-соседями, защита обездоленных, кем бы они не были».

Узнав о расторжении договора с «Единой Россией», Мамыкин отправил Ушакову открытое письмо. Выразив несогласие с таким решением, он посетовал, что вопрос о том, расторгать ли «Согласию» договор с ЕР, широко в партии не обсуждался — то есть решение принималось кулуарно на самом верху. А вскоре евродепутат с удивлением узнал, что руководство «Согласия» отказалось приглашать его на состоявшийся 9 декабря партийный съезд. Выступая на съезде, Ушаков многозначительно сказал, что, выдвигая кандидатов на выборах в Европарламент, партия допустила ошибки. И пообещал тщательнее присматриваться к тем, кто планирует баллотироваться на выборах, используя платформу «Согласия».

Что касается школ нацменьшинств, то Ушаков на съезде подчеркнул: было бы неправильно называть их «русскими», так как 60 процентов предметов там с 2004 года и так уже преподаются на латышском. Мэр Риги указал на бесполезность пикетов и митингов, более того, он назвал их организаторов националистами. «Одни наше предложение (о дополнительных занятиях на русском) называют антилатышской и противоправной деятельностью. Другие говорят, что мы предали русских. Это значит, что мы поступаем правильно. Если твои действия не нравятся националистам со всех сторон, значит, это правильно для развития страны в целом. Наша самая главная миссия — это мир и стабильность между латышами и нелатышами», — уверяет Ушаков.

Со своей стороны, Мамыкин в беседе с «Лентой.ру» отметил, что, по его мнению, партия в опасности из-за застоя и утраты принципов. По его мнению, в последнее время лидеры «Согласия» начали стесняться своих избирателей. «Это видно в том числе и по вялой реакции на перевод русских школ на латышский язык. Реформа школ нацменьшинств ставит целью их уничтожение. Выглядит так: нашему избирателю готовятся плюнуть в лицо, а руководство партии заботливо обещает ему платочек, чтобы тот мог утереться. Но от своего гаранта избиратель ждет не сочувствия, а защиты!» — подытожил Мамыкин.

Владимир Веретенников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(247):

1 234 ... +1
8 +0−0Александр Александров07:24:05
13/12/2017
-19 +0−0Фёдор Володько01:12:18
13/12/2017
Пора наверное Ригу домой возвращать!, народец конечно братский. но как-то оборзели эти нищеброды брибалтские!
Про нищеброды! Сильно сказано! Посмотрите на каком месте по уровню жизни Латвия и где РФ?
8 +0−0Александр Смирнов03:36:15
13/12/2017
2 +0−0Сергей Вершинин00:58:46
13/12/2017
Сказано многое, но не главное. Он - проект российских транзитных олигархов. А тем хоть потоп, хоть смерть всех русских, лишь бы транзит через рижский порт спокойненько шёл. Всё ж таки уже заграница, уже мухлёж с таможней и оплатами производить можно. Конечно, Ушакову лучше влезть в коалицию с нацистскими партиями, глядишь и министерство какое обломится, но не бывать тому. Своей соглашательской политикой готовит он себе политическую кончину.
На деле, перевод школ нацменьшинств на латышский мало, кого волнует. Протестные акции, по такому, казалось бы важному, вопросу, собирают не больше пары сотен человек. Точка невозврата уже пройдена. Сейчас, никто не будет защищать русскоязычное образование на политическом уровне, потому что это ассоциирует его с русской агрессией. Скажем же спасибо, любимому Владимиру Владимировичу, за ликвидацию русского образования, везде, где оно было до его украинских авантюр! Никто, больше такого "Русского мира" не хочет.
6 +0−0Vasilij Balan13:14:17
13/12/2017
5 +0−0Фёдор Ёпифёнцев09:51:12
13/12/2017
Вообще конечно, печально видеть полнейший провал пророссийской политики на всём пространстве СНГ до такой степени, что у России в друзьях остались только асад да мадуро и то только потому, что им нужны халявные деньги и халявное оружие.
Русские в Латвии интересуют Путина только как колона №5, чтоб использовать ее в подрывных целях для дестабилизации обстановки. Расходный материал. А Ушаков несмотря на русскую фамилию все таки гражданин ЛР и было бы самоубийством для него плясать под дудку партии жуликов и воров.
6 +0−0marina asseloos12:19:46
13/12/2017
У России должна быть адекватная программа помощи переселенцам ,чтобы люди ,переезжая в РФ,сразу получали гражданство,трудоустройство и т.п. Те,кому действительно дорог язык,культура ,переедут,те,кто хочет не учить местный язык,но пользоваться паспортом ЕС и прочиМ ,пусть сидят и ждут,когда их совсем загнобят,потому что и ежу пьяному ясно,что курс взят на уничтожение всего русского и по-другому не будет.нигде
6 +0−0Aleksrya Rya00:58:52
13/12/2017
... российские СМИ пестрели заголовками в духе «Пророссийская партия одержала победу».
- Из за таких вот лозунгов и появились проблемы у русскоязычного электората «согласистов». Ты медведя в дверь, а он в окно... везде напаскудит.
5 +0−0Павел Хватков17:28:42
13/12/2017
5 +0−0Фёдор Ёпифёнцев09:51:12
13/12/2017
Вообще конечно, печально видеть полнейший провал пророссийской политики на всём пространстве СНГ до такой степени, что у России в друзьях остались только асад да мадуро и то только потому, что им нужны халявные деньги и халявное оружие.
латвия никогда не входила в снг
5 +0−0Игорь Васильев14:13:40
13/12/2017
6 +0−0marina asseloos12:19:46
13/12/2017
У России должна быть адекватная программа помощи переселенцам ,чтобы люди ,переезжая в РФ,сразу получали гражданство,трудоустройство и т.п. Те,кому действительно дорог язык,культура ,переедут,те,кто хочет не учить местный язык,но пользоваться паспортом ЕС и прочиМ ,пусть сидят и ждут,когда их совсем загнобят,потому что и ежу пьяному ясно,что курс взят на уничтожение всего русского и по-другому не будет.нигде
ага, четверть века не было, а сейчас вдруг появится... была программа переселения соотечественников... тот еще проектец
5 +0−0Поручик Лукаш13:37:01
13/12/2017
-1 +0−0Николай Наумов13:15:16
13/12/2017
он не русский. он латыш.
он еще сам не решил- кто он. В зависимости от силы и направления ветра. От национальности жены- первые две- русские , третья латышка.
5 +0−0Фёдор Ёпифёнцев09:51:12
13/12/2017
Вообще конечно, печально видеть полнейший провал пророссийской политики на всём пространстве СНГ до такой степени, что у России в друзьях остались только асад да мадуро и то только потому, что им нужны халявные деньги и халявное оружие.
5 +0−0Поручик Лукаш09:28:07
13/12/2017
4 +0−0Kurlander seven_x05:12:39
13/12/2017
Риге некто про Русских до 18 века нечего не слышал, до конца 19 века на Русском Прибалтике нечего не происходила. Полагаю, если местным нынче предложили договора, заключённые Петром и Екатериной они бы радостно согласились. До 1880тых годов Россия Прибалтике практически представлял только генерал губернатор да армейский гарнизон, все исключительно на немецком. Одно то что Прибалтике 80% населения было грамотным ещё начале 19 века России на 80% неграмотным до конца 1920тых болие чем красноречиво
на немецком - согласен. Но никак не на латышском- который до младолатышей был наречием крестьян и хлева, да и само слово "латыш" появилось ближе к концу 19 века. Так что не надо песен про " древнюю землю латышей". Земля то древняя, но только не латышей.
5 +0−0Поручик Лукаш04:21:50
13/12/2017
0 +0−0Александр Смирнов04:16:46
13/12/2017
У вас очень туго с причинно-следственными связями. Это называется - фрагментарное мышление.
у меня нормально с причинно- следственными связями. И плюс видение ситуации изнутри, а не по заданию редакции или по мотивам портала "Медуза". В Латвии правители ничего не делают без команды из посольства одной интересной страны. Попытка ликвидации образования- это как раз таки полученная команда. Причем делается это максимально топорно, в надежде на массовые протесты, которые оправдываются потом " рукой Москвы". Что мы и видим на Вашем примере- ну, конечно же, виноват Путин !! кто бы сомневался.
5 +0−0Поручик Лукаш04:10:57
13/12/2017
-1 +0−0Александр Смирнов04:07:53
13/12/2017
Он больше не президент России, который отвечает за её политику? Вы говорите что началось всё якобы с притеснения русского языка на Украине. А что в результате? Полная отмена на Украине и в Латвии, Казахстан переходит на латиницу. Всё это звенья одной цепи. Владимир Владимирович добился колоссальных успехов в деле ликвидации русского образования!
России.
А Латвия то тут причем ? Какая связь ? И ликвидация образования на языке второй по численности общины страны ? Когда в Украине попытались ликвидировать венгерское образование- оказалось, что это жутко" не демократично", и не по европейски. А русское в Латвии можно значит ? Может просто месть со стороны латышей ? А
4 +0−0Anatoly Nikolaev11:44:57
14/12/2017
-4 +0−0Гера Геров20:28:59
13/12/2017
ушаков - флюгер, как и любой политик. Через год-другой вполне может снова лизать зад пукину и его банде. Риге нужен мэр латыш, да и все посты в Латвии должны занимать латыши, а если русским не нравится, то пусть валят в рашку, будут там учиться на русском безо всяких проблем.
Поддерживаю полностью. Я сам родился и вырос в Туркменской ССР. Ни я, ни моя семья, ни один русский никогда не считал нужным учить язык республики в которой жил, в то время как коренное население поголовно знало русский. А когда союз распался начались вопли "а дайте нам образование на русском", "а почему все надписи на национальных языках, мы не понимаем?!". А с чего это республики должны тратиться на двуязычие и поддержку меньшинств? Учите национальные языки или вперед на историческую родину! Я последовал последнему совету и живу в РФ. Претензий к Туркменам не имею никаких.
4 +0−0Simor Simor21:50:40
13/12/2017
Ушаков прежде всего политик, и действует в пределах возможного. Совершенно ошибочно ждать от него чего-то другого.
4 +0−0Aнтон Sowan ( Сованс)14:23:05
13/12/2017
Что на парня Навалились то? Карьеру сделал, в викепедию занесён ,на нескольких языках умно мысли излогает , титульным и кремлёвцам себя сожрать не даёт. Молодца да только. Да и не обещал он ни кому, что "у вас ВСЁ бУДЕТ".
4 +0−0Поручик Лукаш12:40:42
13/12/2017
4 +0−0Leonid Berkhin10:20:28
13/12/2017
Что я думаю по данному вопросу - национальный вопрос (а язык - это и есть самый сложнейший из национальных вопросов) в любом случае будет решаться в пользу коренной нации.
Другое дело, если человек не владеет государственным языком -
1. может-ли он найти работу?
2. а если он не владеет языком может ли он получить помощь в переводе в учреждении куда он обратился по необходимости? (доктор или какие-либо услуги, круг может быть самый обширный).
Понимаете , жизнь такая штука, что деться вам некуда - не вам, так вашим детям все равно придется изучать язык той республики (страны) на территории которой вы живете.
Другое дело, что на территории национальных республик как бы вы не владели языком, но предпочтение всегда отдавалось представителям титульной (назовем это так) титульной нации.
P.S. И выдвижение в мэры Риги русского Нила Ушакова еще ничего не доказывает - это не правило - это исключение.
А язык все равно учить придется.
Леонид, никто не говорит о том- чтобы не учить язык. Да большинство школьников его знает. Да и во всех школах доля предметов на латышском - 60-80 %. Дело в другом.Латыши не скрывают - что цель реформы- как раз таки маргинализировать нелатышей, выбить их с трудовых позиций. Поэтому реформа такая поспешная. Язык нужно учить на уроках языка, литературы, гуманитарных дисциплин. А точные науки - извините, да и беден лат.яз на научные термины. Нету их просто. Идут титульные в чиновники - да и флаг им в руки( кстати, среди чиновников русские кстати есть и немало, так же как в армии, полиции- ну, где потяжелее, естественно ). Просто теперь есть желание ассимилировать в качестве люмпенов всех русских. А " российской политики соотечественников " тут никогда и не было. Так, неуклюжие попытки.
4 +0−0Leonid Berkhin10:20:28
13/12/2017
Что я думаю по данному вопросу - национальный вопрос (а язык - это и есть самый сложнейший из национальных вопросов) в любом случае будет решаться в пользу коренной нации.
Другое дело, если человек не владеет государственным языком -
1. может-ли он найти работу?
2. а если он не владеет языком может ли он получить помощь в переводе в учреждении куда он обратился по необходимости? (доктор или какие-либо услуги, круг может быть самый обширный).
Понимаете , жизнь такая штука, что деться вам некуда - не вам, так вашим детям все равно придется изучать язык той республики (страны) на территории которой вы живете.
Другое дело, что на территории национальных республик как бы вы не владели языком, но предпочтение всегда отдавалось представителям титульной (назовем это так) титульной нации.
P.S. И выдвижение в мэры Риги русского Нила Ушакова еще ничего не доказывает - это не правило - это исключение.
А язык все равно учить придется.
4 +0−0Поручик Лукаш09:23:38
13/12/2017
-4 +0−0Kurlander seven_x04:53:33
13/12/2017
Я нечего не делал , из Торонто в Ригу через Ротердам летел. У нас некто про криевсием любых других не вякает , сказки фольклер времен совка.
это ты можешь кому угодно рассказать, только не тем кто в Риге живет
4 +0−0Kurlander seven_x05:12:39
13/12/2017
3 +0−0Поручик Лукаш04:46:31
13/12/2017
не ты ли погонишь " всех в Россию " ? Это земля так же русских, как и латышей. Причем русские тут жили ДО того, как слово " латыш " появилось. И кому куда "валить "?
Риге некто про Русских до 18 века нечего не слышал, до конца 19 века на Русском Прибалтике нечего не происходила. Полагаю, если местным нынче предложили договора, заключённые Петром и Екатериной они бы радостно согласились. До 1880тых годов Россия Прибалтике практически представлял только генерал губернатор да армейский гарнизон, все исключительно на немецком. Одно то что Прибалтике 80% населения было грамотным ещё начале 19 века России на 80% неграмотным до конца 1920тых болие чем красноречиво
4 +0−0Поручик Лукаш04:25:03
13/12/2017
0 +0−0Александр Смирнов04:16:46
13/12/2017
У вас очень туго с причинно-следственными связями. Это называется - фрагментарное мышление.
и можно подумать- при другом раскладе ( без Крыма и т.д. ) геополитика бы куда то испарилась, и Запад бы горячо стал бы поддерживать русскоязычных за пределами России??? И образование бы не трогал и никаких санкций бы не было ?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь