Горящая плоть

00:01 09/10/2017 Наука и техника
Горящая плоть

В России разрабатываются радиоэлектронные боеприпасы, предназначенные для выведения из строя техники противника за счет мощного СВЧ-импульса, сообщил недавно советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. Подобные заявления, зачастую содержащие крайне скудную информацию, выглядят чем-то из области фантастики, однако звучат все чаще, и не случайно. Над электромагнитным оружием интенсивно работают в США и Китае, где понимают, что перспективные технологии дистанционного воздействия радикально изменят тактику и стратегию ведения будущих войн. Способна ли современная Россия ответить на такие вызовы?

Между первой и второй

Использование электромагнитного оружия считается частью элемента американской «третьей компенсационной стратегии», предусматривающей применение новейших технологий и методов управления для достижения преимущества над противником. Если первые две «компенсационные стратегии» реализовывались во время Холодной войны исключительно как ответ СССР, то третья направлена главным образом против Китая. Война будущего предполагает ограниченное участие человека, зато планируется активно использовать беспилотники. Они управляются дистанционно, именно такие системы управления и должно выводить из строя электромагнитное оружие.

Говоря об электромагнитном оружии, прежде всего имеют в виду технику, основанную на мощном СВЧ-излучении. Предполагается, что она способна подавлять, вплоть до полного выведения из строя, электронные системы противника. В зависимости от решаемых задач СВЧ-излучатели могут доставляться на ракетах или беспилотниках, устанавливаться на бронемашины, самолеты или суда, а также быть стационарными. Действует электромагнитное оружие обычно на несколько десятков километров, поражается электроника во всем пространстве вокруг источника либо цели, расположенные в относительно узком конусе.

В таком понимании электромагнитное оружие представляет собой дальнейшее развитие средств радиоэлектронной борьбы. Конструкция источников СВЧ-излучения различается в зависимости от поражающих целей и методов. Так, основой электромагнитных бомб могут служить компактные генераторы с взрывным сжатием магнитного поля или излучатели с фокусировкой электромагнитного излучения в определенном секторе, а СВЧ-излучатели, устанавливаемые на крупную технику, например, самолеты или танки, работают на основе лазерного кристалла.

Пусть говорят

Первые прототипы электромагнитного оружия появились в 1950-х годах в СССР и США, однако приступить к выпуску компактных и не сильно энергозатратных изделий удалось только в последние двадцать-тридцать лет. Фактически гонку начали США, России ничего другого, как ввязаться в нее, не оставалось.

В 2001 году стало известно о работе над одним из первых образцов электромагнитного оружия массового поражения: американская система VMADS (Vehicle Mounted Active Denial System) позволяла нагревать кожу человека до болевого порога (примерно 45 градусов Цельсия), таким образом фактически дезориентируя противника. Однако в конечном итоге главная цель перспективного вооружения — не люди, а машины. В 2012 году в США в рамках проекта CHAMP (Counter-electronics High Power Microwave Advanced Missile Project) прошла испытания ракета с электромагнитной бомбой, а спустя год была протестирована наземная система радиоэлектронного подавления беспилотников. Кроме этих направлений, в США интенсивно разрабатываются близкие электромагнитному оружию лазерные средства поражения и рельсотроны.

Аналогичные разработки ведутся в Китае, где недавно, кроме того, заявили о создании массива СКВИДов (SQUID, Superconducting Quantum Interference Device, сверхпроводящий квантовый интерферометр), позволяющего обнаруживать подводные лодки с расстояния около шести километров, а не сотен метров, как традиционными методами. ВМС США в подобных целях экспериментировали с одиночными датчиками СКВИД, а не их массивами, однако высокий уровень шума привел к тому, что от использования перспективной технологии отказались в пользу традиционных средств обнаружения, в частности гидролокации.

Россия

В России уже имеются образцы электромагнитного оружия. Например, машина дистанционного разминирования (МДР) «Листва» — бронеавтомобиль, оснащенный радаром для поиска мин, СВЧ-излучателем для обезвреживания электронной начинки боеприпаса и металлоискателем. Эта МДР, в частности, предназначена для сопровождения по пути следования машин ракетных комплексов «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». «Листва» неоднократно проходила испытания, в России до 2020 года планируется принять на вооружение более 150 таких машин.

Эффективность системы ограничена, поскольку с ее помощью нейтрализуются только дистанционно управляемые взрыватели (то есть с электронной начинкой). С другой стороны, всегда остается функция обнаружения взрывного устройства. Более сложные системы, в частности «Афганит», устанавливаются на современные российские машины универсальной боевой платформы «Армата».

За последние годы в России разработано более десяти комплексов радиоэлектронной борьбы, в том числе «Алгурит», «Ртуть-БМ» и семейство «Красуха», а также созданы станции «Борисоглебск-2» и «Москва-1».

Российским военным уже поставляют аэродинамические цели со встроенной системой радиоэлектронной борьбы, способной имитировать групповой ракетный налет, тем самым дезориентируя ПВО противника. В таких ракетах вместо боевой части установлено специальное оборудование. В течение трех лет ими оснастят Су-34 и Су-57.

«Сегодня все эти разработки переведены на уровень конкретных опытно-конструкторских проектов по созданию электромагнитного оружия: снарядов, бомб, ракет, несущих на себе специальный взрывомагнитный генератор», — говорит советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев.

Он уточнил, что в 2011-2012 годах под шифром «Алабуга» выполнялся комплекс научных исследований, позволивший определить основные направления развития радиоэлектронного оружия будущего. Подобные разработки, отметил советник, ведутся, и в других странах, в частности в США и Китае.

Впереди планеты всей

Тем не менее в разработке электромагнитного оружия пока именно Россия занимает если не лидирующую, то одну из ведущих позиций в мире. Специалисты в этом практически единодушны.

«Такие штатные боеприпасы у нас есть — например, генераторы есть в боевых частях зенитных ракет, также существуют выстрелы для ручных противотанковых гранатометов, оснащенные такими генераторами. По этому направлению мы находимся на передовых позициях в мире, аналогичных боеприпасов, насколько я знаю, пока на снабжении иностранных армий нет. В США и Китае подобная техника сейчас находится лишь на стадии испытаний», — отмечает главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета коллегии ВПК Виктор Мураховский.

По мнению аналитика Самуэля Бендетта из CNA (Center for Naval Analyses), Россия лидирует в радиоэлектронной борьбе, и США за последние 20 лет тут сильно отстали. Эксперт, выступая недавно в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия, перед правительственными чиновниками и представителями военно-промышленных кругов, особо отметил российский комплекс подавления GSM-связи РБ-341В «Леер-3».

Андрей Борисов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(390):

1 ... 456 7 8910 ... +1
0 +0−0Maksim Luzin01:44:27
10/10/2017
-3 +0−0aAlex steel12:27:24
09/10/2017
Готов разработать нано-электромагнитно-квантово телепортационое оружие за миллиард долларов. Движим сугубо патриотичными чувствами и мотивами. Готов приступить к созиданию задуманного, как только получу деньги на свой счет. Высылать любой валютой.
Справка для упоротых: США испытывали электромагнитные бомбы уже десятки лет назад. У США есть самое мощное в мире электромагнитное оружие - нейтроные бомбы, которых в России и СССР нет и небыло! Оно раз**башит тут все заряды и выведет всю технику в РФ с одного маха, так, как и не снилось!
Нейтронное оружие - это не ЭМ-оружие. Совсем другой спектр и принципы воздействия. Нет ничего "загадочного" в нейтронном оружии. Такие "физпакеты" для спец-БЧ были и разрабатывались в СССР. Ещё раз - нет ничего в этом "фантастичного"! Нейтронная бомба - это та же ядерная бомба, но "конфигурация физпакета" такая, что ядерный взрыв по энергетике уходит в образование потока нейтронов, а не в тепловую или другие типы энергии. Но нейтронная бомба - это такакая же атомная бомба... И область поражения ударной волной от неё тоже будет. И световая вспышка, и тепловое воздействие, и остаточная наведённая радиация в материалах тоже будет...
0 +0−0вечный скептик01:39:31
10/10/2017
0 +0−0Dmitry Pi01:27:42
10/10/2017
Что верно? Что ты одно враньё другим враньём защищаеш?
Стесняюсь спросить КТО начал втирать про ОМП в Ираке? Кто в Совбезе пяткой в грудь себя колотил, утверждая, что Хуссейн химического и бактериологического НЕМЕРЯНО наварил и завтро-послезавтра все человечество ОТРАВИТ? Или вся штатовская "доказуха", про которую неподкупно-честные СМИ кипятком усцыкались, не оказалась ГОЛИМОЙ ЛАБУДОЙ? Не могу понять...
0 +0−0Maksim Luzin01:37:13
10/10/2017
0 +0−0Maksim Luzin22:23:49
09/10/2017
Они просто собрались вмести и создали свою компанию... ;-)))
Российское законодательство не запрещает "нудакамм" собираться вместе и основывать свои компании.... ;-))))
0 +0−0Maksim Luzin01:32:12
10/10/2017
-3 +0−0aAlex steel14:47:11
09/10/2017
Будем реалистами, выйдем на улицу. У что мы увидим - высоко технолгичную сверх империю России с супернаноквантовым оружием? Нет, мы увидим толпы нелегалов торгующих на каждом углу и продающих наркоту на стройках, криминал, засилье диаспор, которые фактически стали филиалами радикальных движений типа игил. Избивают население, запугивают, насилуют детей. Кто их завозит сюда и зачем?
В Москве каждый день разборки на уровне средневековья между этно диаспорами. Коррупционные скандалы бьющие все мыслимые границы даже в сравнении с развивающимися странами. И вы реально верите, что те, кто позволил этому всему произойти - могут наладить высокотехнологичные производства техники?
С вопросами веры - это в церковь к батюшке! Он лучший эксперт по вопросам веры! ;-))))
0 +0−0Dmitry Pi01:27:42
10/10/2017
0 +0−0вечный скептик01:19:06
10/10/2017
И то ВЕРНО, приснилась эта пробирка. ВСЕМ-ВСЕМ приснилась. НЕ БЫЛО ее. Зато иприта с зарином и фосгеном у Саддама ТЫЩИ ТОНН нашли...
Что верно? Что ты одно враньё другим враньём защищаеш?
0 +0−0вечный скептик01:19:06
10/10/2017
0 +0−0Dmitry Pi23:16:51
09/10/2017
В том числе и враньё про "пробирку Пауэлла" в Совбезе.
И то ВЕРНО, приснилась эта пробирка. ВСЕМ-ВСЕМ приснилась. НЕ БЫЛО ее. Зато иприта с зарином и фосгеном у Саддама ТЫЩИ ТОНН нашли...
0 +0−0Maksim Luzin01:03:39
10/10/2017
0 +0−0Ben Grossman12:03:00
09/10/2017
Да, я 2004 полностью ушел из вузовской науки, надоело ходить и кляньчить у чиновников деньги на самые элементарные вещи, однако.
Надо было не клянчить, а доказать свою уникальность, неповторимость и необходимость! Тогда они деньги сами бы дали и ещё в попу тебя бы целовали! Стратегически неправильный подход и, как результат, "естественный отбор Эволюции" вышвырнул тебя на улицу в таксисты!
0 +0−0Maksim Luzin00:56:37
10/10/2017
0 +0−0Dmitry_Silver13:50:55
09/10/2017
Просто удивительно, как небо не упало на Землю и РФ, как минимум, сохраняет способность производить изделия высокой технической сложности, вроде АПЛ, изделий авиапрома и т.д.
Наверное потому, что подобные стенания плакальщиц, имеют весьма посредственное отношение к реальности.

Например, мне все никак не понятно. У нас что, мастеровое производство, как при Петре? Не изобрели технологических карт? Какой такой опыт должен передать рабочий дядя Ваня? И на кой ляд нужен его опыт, если сменилось не одно поколение средств производства? И что это за техпроцесс такой, который зависит сугубо от дяди Вани?
"Какой такой опыт должен передать рабочий дядя Ваня? И на кой ляд нужен его опыт, если сменилось не одно поколение средств производства? И что это за техпроцесс такой, который зависит сугубо от дяди Вани?"
----------------
Речь идёт о прошлой организации производственных процессов, основанных, в основном, на "бумажных" технологиях и "школе наставничества", когда многие "неписанные правила" (незадокументрированные) больше никак нельзя было передавать, т.к. "носители" этих знаний были уникальны и "рафинированную документацию" на производстве "напильником и какой-то там матерью" доводили до работающих изделий. Сейчас же всё давно уже не так (в большинстве компаний ВПК). Всё уже "оцифровывается" с самого начала и сразу же "проходит" по системе с учётом технологий, материалов и даже с генерацией маршрутных карт и программ для станков ЧПУ. Любые изменения и корректировки с рабочих мест конструкторов и технологов почти сразу же отражаются в матмоделях и даже в бухучёте изделий. "Дядя Ваня с напильником" - это уже даже ВРАГ такому производству, а не Мастер Кунг-Фу! Ибо "Дядя Ваня" должен чётко следовать просчитанной и предписанной технологии и ничего не трогать и не менять без разрешения!
0 +0−0Maksim Luzin00:47:00
10/10/2017
0 +0−0Dmitry_Silver13:50:55
09/10/2017
Просто удивительно, как небо не упало на Землю и РФ, как минимум, сохраняет способность производить изделия высокой технической сложности, вроде АПЛ, изделий авиапрома и т.д.
Наверное потому, что подобные стенания плакальщиц, имеют весьма посредственное отношение к реальности.

Например, мне все никак не понятно. У нас что, мастеровое производство, как при Петре? Не изобрели технологических карт? Какой такой опыт должен передать рабочий дядя Ваня? И на кой ляд нужен его опыт, если сменилось не одно поколение средств производства? И что это за техпроцесс такой, который зависит сугубо от дяди Вани?
Он рассуждает по ситуации конца 90-ых - начала 2000-ых. Но ситуация кардинально поменялась буквально за последние 10-12 лет!
0 +0−0Maksim Luzin00:45:01
10/10/2017
0 +0−0Dmitry_Silver14:01:22
09/10/2017
Да, ущерб был нанесён колоссальный.
Но многие ШКОЛЫ выжили! И производят "изделия", которые реально - не побоюсь этого выражения - "не имеют аналогов в мире". Не все. Но есть такие... В области РЭБ - точно "впереди планеты всей"!
0 +0−0Василий Пупкин00:38:53
10/10/2017
Не электромагнитные, а микроволновые боеприпасы. Андрей Борисов-Коган, задумайся.
0 +0−0Maksim Luzin00:33:42
10/10/2017
-3 +0−0Ben Grossman12:00:29
09/10/2017
Я искренне рад, что за последние годы у вас что-то улучшилось в науке, однако.
ЗЫ: Люди моего возраста ушли из вузов не оставив ни аспирантов, ни молодых КТН, те кто учили меня ушли совсем. Российская наука потеряла два поколения ученых, потребуется 30-40 лет, чтобы восстановить этот пробел.
Всё идёт гораздо быстрее... Ваш "советский отстой", всех этих преподов, КТНов, аспирантов давно надо было гнать в шею поганой метлой! Вы, кроме абстрактных теорий, ничего руками делать были неспособны - в большинстве случаев. Писали "диссертации" в стол, которые нахрен никому не были нужны! Такая когорта или клуб "бесполезных интеллектуалов", которые даже по-английски были неспособны читать (в своём подавляющем большинстве)! А вот современная молодёжь приходит - совсем другая! Они уже и на иностранных языках "шпарят", как на родном, и иностранную научную периодику читают, и совершенно по-другому смотрят на то, что такое "Real Science", а не титульная рафинированная "Советская Наука", которая ещё в 90-ые безнадёжно отстала по МЕТОДОЛОГИЯМ исследований и преподавания!

Так что утрись и слейся! Вы - "динозавры прошлого"! Вы должны были вымереть, как бесполезная ветвь научной эволюции и деградировавшая отсталая "орденская братия", "клубная тусовка", ничего или очень долго производящая реально нужное или полезное для страны. Вы уже даже в подмётки не годитесь современной научной российской молодёже!
0 +0−0Maksim Luzin00:12:51
10/10/2017
5 +0−0Любитель Котиков11:54:43
09/10/2017
==СВЧ-излучатели, устанавливаемые на крупную технику, например, самолеты или танки, работают на основе лазерного кристалла==
- "борисовщина" рулит. Слава богу, еще не "на основе волшебного кристалла".
И то спасибо.
"борисовщина" - как синоним поверхносности, непрофессионализма, теденциозности и манипулятивности. Пропагандонства.
Это уже имя нарицательное.
- хотя, о чем это я... - вся Ленто "имя нарицательное" с момента основания. Так и задумывалась.
У него с физикой очень серъёзные проблемы. А ещё он - ГЛАВНЫЙ технический редактор на Ленте! Я даже боюсь представить, что тут напишут НЕглавные тех.редакторы... 8-()
0 +0−0Maksim Luzin00:09:34
10/10/2017
0 +0−0Свин .12:19:19
09/10/2017
не все знают что у каждой семьи есть персональное оружие - портативный СВЧ-излучатель на кухне
ведь если бросить сверху из окна в голову оппоненту микроволновку - электромагнитный импульс враз перевернет его мозг
Достаточно просто выломать датчик закрытия дверки, заплести концы проводков и направить "жерло" включенной микроволновки на присутствующих... ;-))) Впрочем, это жестоко и бесчеловечно! У тех, кто поближе, кулоны, кольца, серёжки и ключи в карманах начнут жечь "неподецки"! Некоторые "мобилки" просто вырубятся... Абсолютно не рекомендуется засовывать голову в такую микроволновку!
0 +0−0Крымский Какелок Петр00:03:10
10/10/2017
0 +0−0Макар Гусев23:05:48
09/10/2017
Пошел на ХУХЬ, урод.
не плачь! напиши жалобу в на change org
0 +0−0Maksim Luzin23:40:18
09/10/2017
-4 +0−0aAlex steel14:36:47
09/10/2017
Слушай клоун. Из за таких упоротых как ты у нас всё реально стоит. В сжатые сроки они и пихают старые разработки за бешенное бабло. Ну не ужели ты думаешь, что приёмщик-чиновник реально в курсе какие должны быть параметры? Наша электроника, даже военная по всем параметрам отстает даже от коммерческой американской. Вертолеты эти долбанные черные акулы не имеют систем балансировки - их трясет и на скорости и от выстрелов!(это просто отсталая техника), военная электроника имеет параметры компонент в десятки раз уступающие компонентам из США, которые можно заказать на ебэй или алиэкспресс, Пак Фа - вообще похоже не летает на сверхзвуке, тк из за схожих с F-22 проблем обшивка плавится. Но они то научились через зад эту проблему решать, а у нас нет таких технологий. "Спасибо" диверсанту Погосяну, который запустил подрывные проекты - Су 47, Т-50, Суперджет.
Перестань пороть чушь! Её больно и она уже плачет! ;-)))
0 +0−0Maksim Luzin23:39:15
09/10/2017
4 +0−0ИМя12:08:07
09/10/2017
"делают на аутотренинге в Китае, однако"

Ты эксперт срaaный хотя бы для начала пойми смысл ,что значат слова "делают на аутотренинге " в русском языке :-) А затем эксперт диванный посмотри , что такое OEM и ODM производство
Откуда вы такие диванные выползаете? из каких схронов?. Хотя русифицированные неруси так обычно и палятся
У Пелевина был роман "Generation «П»"... Сейчас самое время написать роман "Generation «iPhone»"... Это уже почти диагноз для такого поколения! ;-)))
0 +0−0Alexander Aleks23:33:57
09/10/2017
0 +0−0Serjio Shtirlic15:01:20
09/10/2017
Ну да. На капитулирующую страну и два мирных города херосиму и Нагасаки кинули две ядерные бомбы. Убив при этом огромное количество мирных жителей.
Смелые... Трусы
Путин, когда в тогда еще украинском Крыму в военторгах танки марсианам продавали, угрожал ядерное оружие применить. В случае чего...
Ну тогда, когда депутатов Крымa голосовать пoтащили.
На Украине тогда прощадники одного коллекционера батонов из золота гоняли.
...прощадь - майдан по украински.
Американцы почти 4 года с японцами неслабо воевали.
И сдаватся японцы не собирались.
Для справки:
Мы 23 Июня 1941 мирный Хельинки с мирным населением бомбили, а они даже и войну нам не объявили. Мервым не важно, какой бомбой их грохнули.
0 +0−0Dmitry Pi23:33:57
09/10/2017
0 +0−0Russkiy Nemez15:38:46
09/10/2017
митько, а какое тебе дело до чужих пиписок?
да и статья, кстати, тот ещё бред...
Я написал то что не понял из статьи. Че тебе, жалко?
0 +0−0Maksim Luzin23:31:03
09/10/2017
0 +0−0Шут Балакирев12:23:34
09/10/2017
Средствами РЭБ - в том числе и работающими по принципам ЭМИ - и Россия, и США располагают уже давно. С середины 60-х годов - наверняка. Очевидно, что если дойдёт до открытого противостояния, то велика вероятность того, что из страха перед секретными вооружениями противника эти средства РЭБ будут использованы на полную катушку. И, образно говоря, будем воевать, как в каменном веке. Другой вопрос, почему вдруг СМИ стали именно сейчас активно муссировать тему ЭМИ-вооружений? Кому-то захотелось срубить бабла?
РЭБ - это несколько не совсем ЭМ-оружие. В классическом понимании этой тематики...
1 ... 456 7 8910 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь