«Тяжело сказать: иди домой и умирай»

00:08 28/09/2017 Культура
«Тяжело сказать: иди домой и умирай»
"Почему американские врачи обрекают людей на мучения" - совершенно идиотский подзаголовок . У нас ситуация с безнадёжными больными гораздо хуже .

Книги британского нейрохирурга Генри Марша не похожи на традиционные «записки врача». Это не беллетристика. И в них не найти привычных и любимых публикой врачебных баек. Это скорее исповедь, замешанная на острой социальной публицистике, затрагивающей вопросы системы медицинского страхования и врачебной этики. Марш беспощаден к себе, коллегам и всей системе в целом. Но и великодушен в той же степени. Он рассказывает о том, что такое операции на мозге, когда пациент находится в сознании; какова цена врачебной ошибки; что чувствует врач, когда говорит родственникам, что пациент формально жив, но в действительности уже мертв; как сдают нервы у хирургов, почему они становятся заложниками больничной бюрократии и что такое принимать решения о жизни и смерти пациента. На русском языке издательство «Эксмо» выпустило две книги Генри Марша: «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии» и «Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии». С нейрохирургом побеседовала обозреватель «Ленты.ру»Наталья Кочеткова.

«Лента.ру»: Давайте поговорим сначала о смерти. У меня сложилось впечатление — возможно, оно ложное, — что сейчас медицина очень сильно продвинулась по части поддержания здоровья, но до сих пор еще довольно робко ведет себя по отношению к смерти, хотя смерть — естественный финал жизни. В одной вашей книге вы описываете случай: индийский юноша разбился в аварии, вы честно сказали его брату, что если его оперировать — он останется глубоким инвалидом, и вы позволили ему спокойно умереть. Не кажется ли вам, что сейчас отнюдь не все врачи могут позволить себе такую честность? Кто-то выполняет условия страховки. Кто-то идет на поводу у родственников. Как с этим быть?

Генри Марш: Очень-очень тяжело сказать пациенту: иди домой и умирай. Трудно говорить родственникам, что ничего исправить нельзя. Легче сделать операцию, продлить ненадолго человеку жизнь. Правда, дальнейшая его жизнь будет полна мучений, а на операцию будет потрачено много денег. По такому пути сейчас идет американская медицина.

Но с возрастом каждый хирург становится мудрее. Он научается испытывать больше симпатии и эмпатии к пациенту. Он понимает, на какую жизнь обрекает больного. Отдает себе отчет в том, каким будет существование пациента и его родных, если он сделает в этом случае операцию и формально спасет пациенту жизнь.

Самое сложное заключается в том, что невозможно принять закон, который бы в этой ситуации регламентировал действия врача. Это всегда вопрос личной этики и личного выбора медика. Научить принимать взвешенные решения в сложных ситуациях можно только личным примером, разговаривая с молодыми врачами о последствиях их поступков и ответственности за них.

Как вы относитесь к эвтаназии? Какие у нее риски, на ваш взгляд, и какие плюсы?

Во многих странах эвтаназия разрешена, и, поверьте, это не привело к каким-то чудовищным проблемам и последствиям. Надо понимать, что эвтаназия — это не когда любой врач может взять и убить пациента. Это когда пациент — если он находится в здравом уме — может сам решать, как ему завершить свой жизненный путь. И, на мой взгляд, это очень важно.

Часто пациенты полагаются на врача как на бога. Но врач — всего лишь человек. И как всякий человек может ошибаться. Цена этой ошибки — жизнь и полноценность пациента. Как врачи справляются с такой ответственностью?

Это действительно очень сложно, потому что когда ты делаешь ошибки во время операции — последствия могут быть очень серьезными. И среди моих коллег есть те, которым очень тяжело с этим справиться, принять тот факт, что они ошиблись, что это их вина. Многим проще закрыть на это глаза, выбросить из головы и не делать врачебные ошибки предметом для обсуждения, хотя они и не могут себе их простить.

Я придерживаюсь другого мнения и как раз считаю, что необычайно важно обсуждать врачебные ошибки, признавать их, обсуждать их с коллегами, понимать, почему так произошло и что делать в следующий раз, чтобы этого избежать.

А вообще все зависит от того, каким ты родился, какой ты человек по своей природе. Ты либо можешь заставить себя успокоиться, держать себя в руках, либо ты просто не можешь быть хирургом. И, к сожалению, этим вещам не учатся — это то, с чем ты рождаешься.

Обычно люди делятся на тех, кто, однажды увидев операцию, поддаются обаянию процесса, и на тех, кто решают, что не будут этим заниматься никогда. Как вы думаете, какими качествами, склонностями, чертами характера должен обладать тот, кто потом все же становится врачом?

Мне кажется, этот выбор определяют несколько факторов: ты должен любить работать руками, ты должен любить работать головой, быть амбициозным, мужественным и любить преодолевать препятствия. Ну и, конечно, если ты нейрохирург — тебе должен быть интересен мозг.

Сложность в том, что когда работаешь, допустим, хирургом-ортопедом, то большинство твоих операций успешны. Когда же ты работаешь на мозге, то результат твоего вмешательства гораздо менее предсказуем. И нужно очень любить преодоление, проверять себя, добиваться, показывать, что ты можешь это делать, чтобы выбрать именно нейрохирургию.

Как вы пришли к профессии врача? Ведь ваши родители не связаны с медициной. Я знаю о серьезном диагнозе, который был поставлен вашему маленькому сыну и утвердил вас в желании уйти в медицину. Но все же еще до этого, насколько мне известно, вы работали в госпитале. Чем был вызван этот интерес?

Вообще-то я изучал в Оксфорде политологию. Но тут случилась любовь. Это была несчастная глупая влюбленность. Надо сказать, я был неудачливым молодым человеком. Я был так подавлен, что сбежал из университета в глухомань и нашел работу уборщика операционных в госпитале. Там я понял, что хочу стать хирургом. Сначала я даже не думал о нейрохирургии. Мне нравилось работать руками, думать головой и принимать решения.

В университете я изучал политическую историю, в том числе российскую. В моей библиотеке сотни книг о России. Если бы я продолжил заниматься политологией, может быть, я бы даже стал изучать Россию. Но я выбрал медицину.

В 30 лет я впервые увидел операцию на мозге. Меня это так поразило, что я тут же понял: это то, чем я хотел бы заниматься. Это сложная работа, сложный путь, но у меня нет сожалений, что я его выбрал. Мозг — это очень интересно. Проблемы, связанные с мозгом, как правило, очень серьезные. Но это отвечает моему темпераменту — я чувствую себя сильнее, когда этим занимаюсь. Это тешит эго, в конце концов.

Когда я был моложе, мне больше нравились сами операции. А сейчас мне больше нравится сторона работы, связанная с общением с пациентами.

Я благодарен своей профессии за то, что когда ночью я возвращаюсь домой, мне не нужно задаваться вопросом: «Господи, делаю ли я что-то полезное?». К сожалению, бывают не только хорошие дни, но и плохие. Если бы нейрохирургия была очень простой, мое занятие ничем не отличалось бы от работы в офисе. Но в этом преодолении трудностей есть свое наслаждение.

В своих книгах вы не только рассказываете истории, но и поднимаете вопросы системы медицинского обслуживания. Вам удалось решить какие-то общественные проблемы при помощи книг? Каким был отклик на них в Великобритании?

За 40 лет медицинская система очень поменялась. 40 лет назад больницей управляли врачи, то есть люди, которые знали пациентов, понимали их и работали с ними. Как они решали — так и делали. Потом в больницах появился класс бюрократов среднего звена, которые рассказывают врачам, как они должны работать. Если раньше была установка на то, чтобы тратить меньше, а делать больше, то сейчас медицинские услуги обходятся все дороже и дороже.

Общественного обсуждения по этому поводу много, и своими книгами я стараюсь это поддерживать, потому что уверен, что это очень важно. Если ты относишься к людям как к тем, кто не способен нормально работать самостоятельно, то они и не будут нормально работать. Если профессионалам постоянно приказывать, то система не будет эффективной — это то, что случилось с экономической системой в Советском Союзе: она не была эффективной из-за излишней зарегулированности. И мне бы хотелось, чтобы медицинская система Великобритании избежала этой опасности.

Чехов и Булгаков были врачами и писателями. Но их книги — художественная проза. Вы не думали написать роман?

Так как мои книги пользуются популярностью, издатели требуют, чтобы я писал еще. И я хочу написать книгу для детей о мозге, чтобы они с ранних лет задумывались о том, как они на самом деле думают, как работает их мозг, что такое мышление, что это за сложный процесс, происходящий благодаря электрохимическим импульсам. Мне кажется, реальность всегда удивительней и неожиданней любого вымысла.

Беседовала Наталья Кочеткова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(23):

1 2+1
14 +0−0Александр Малкин01:11:02
28/09/2017
"Почему американские врачи обрекают людей на мучения" - совершенно идиотский подзаголовок . У нас ситуация с безнадёжными больными гораздо хуже .
5 +0−0николай шатский12:46:19
28/09/2017
-7 +0−0Иванов Иван05:11:51
28/09/2017
Американские врачи они такие.
Бедная обреченная страна.
Жалко их, у ни всё плохо.
Классная шутка
2 +0−0Smith Wesson20:40:52
28/09/2017
-2 +0−0Richard Brahman18:14:54
28/09/2017
не все, но медицина реально плохая. Я бы сравнил это со спортом, есть спорт высших достижений (уникальные операции и лекарства, которые да, превосходны) и массовый спорт (доступность и охваченность здравоохранением простого населения),и это жалкое зрелище, кругом наркоманы, алкаши,заплывшие жиром диабетики и просто с запущенным здоровьем
"кругом наркоманы, алкаши, заплывшие жиром диабетики и просто с запущенным здоровьем" - долго смотрел вокруг, ни одного не увидил. Подскажите, в какой помойке вы смотрели?
1 +0−0Richard Brahman18:07:08
28/09/2017
0 +0−0Энди Энди06:56:21
28/09/2017
А как он может не делать операцию? Это же нарушение наверное тоже.
есть статистика выживаемости после операции, но и она не учитывает исходные данные пациента с его другими заболеваниями, перенесениеm наркоза, , анемией, иммунитетом и тд, но специалист должен изложить сначала цифры и факты, потом свое мнение, а не внушать ложные ожидания и да, врач может отказаться от операции, аргументируя, что это нецелесообразно.
1 +0−0Андрей Воробьев07:51:31
28/09/2017
0 +0−0Энди Энди06:56:21
28/09/2017
А как он может не делать операцию? Это же нарушение наверное тоже.
Ну так и может.
Моему отцу когда-то сказали (в Москве дело было): "Во-первых, ты с большой вероятностью умрешь во время операции, во-вторых, если выживешь, то оставшаяся жизнь в инвалидном кресле"
1 +0−0Иван Михайлов03:24:59
28/09/2017
в больницах появился класс бюрократов среднего звена, которые рассказывают врачам, как они должны работать, и это правда
1 +0−0Michael Kamen02:47:39
28/09/2017
Комментарий удалён.
И как это называется: "дать последний шанс" или "обречь на мучения"?
Был старый анекдот: мужик внезапно заболел, а рядом жил ветеринар. Жена больного кинулась к нему с просьбой о помощи. Он сначала отказывался, т. к. не был специалистом по лечению людей, но в конце концов согласился и пришёл. Долго осматривал больного, а потом сказал: "М-да... Придётся прирезать." Очевидно, Лента советует американским врачам давать такие заключения.
0 +0−0Richard Brahman03:24:39
29/09/2017
0 +0−0Elena Li20:48:23
28/09/2017
к огромному сожалению, не всегда такое возможно(( если отказывают лёгкие и человек задыхается, или разлагается горло или прямая кишка и человек не может нормально поглощать пищу, двигаться...
если отказывают легкие, ставят машину искусств. дыхания, если горло - пищевой зонд, прямая кишка,- стома-калосборник, -все это не требует серьезных операций.
0 +0−0Richard Brahman03:19:31
29/09/2017
2 +0−0Smith Wesson20:40:52
28/09/2017
"кругом наркоманы, алкаши, заплывшие жиром диабетики и просто с запущенным здоровьем" - долго смотрел вокруг, ни одного не увидил. Подскажите, в какой помойке вы смотрели?
я работаю в медицинском учреждении, в сша, из каждых 5ти пациентов, 1 - наркоман, т.е. активно просит таблетки, хотя и не испытывает боли
0 +0−0Richard Brahman03:14:46
29/09/2017
-5 +0−0Rostislav D. Kudryashov13:21:25
28/09/2017
Нассим Талеб в "Антихрупкости" пишет, насколько древние были мудрее нас в отношении к смерти. Древним не была страшна смерть, т.к. они твёрдо верили в бессмертие души. Но страшна была смерть жалкая. И желанна смерть славная - за честь и благо своего рода-племени. Дух героя благоденствует вовеки благодарной памятью потомков.
Патриотизм может служить заменой вере в духов. Чувство своей принадлежности чему-то большему, общность со своим народом и страной даёт опору в отношении к смерти.
Либеральный индивидуализм оставляет человека один на один со смертью.
смерть, на самом деле, смеется над патриотизмом, показывая его нелепость и иллюзорность, потому что принадлежность к какому- либо народу или клану заканчивается после смерти. Бессмертная душа о которой вы здесь говорите, не имеет ничего общего с государством в котором она жила,во время своего телесного существования.
0 +0−0Иван Колтин23:51:15
28/09/2017
-2 +0−0Richard Brahman17:59:58
28/09/2017
нашли кого ставить в пример, корыстная и бесчеловечная, но самое главное, абсолютно неэффективная система здравохранения сша. . Вы платите не только за себя, но и за тех кто беден, это учтено в вашей страховке, это и есть Обамакеа. ,но многие врачи легко и умело пользуются неопределенностью имеющей место в медицине, так прыщик превращается в нарыв, который они лечат антибиотиками, с привлечением разных других ненужных специалистов, с единственной целью нагреться; ,включая рентген, эмэрай, всякие консультации, анализы итд. А касательно смерти, я был вообще в шоке, когда человека oт машины искусственного дыхания просто отключили, дав умереть, он уже был,конечно в бессознательном состоянии, но окончательно убили его дохтуры, причем все по закону, некому было заступиться, пациент был бедным и одиноким. PS почему модератор забраковал мой первый похожий на этот пост не понятно
В РФ эти процессы тоже нарастают и есть шанс, что вскоре будут повсеместно преобладать.
0 +0−0Иван Колтин23:45:28
28/09/2017
1 +0−0Иван Михайлов03:24:59
28/09/2017
в больницах появился класс бюрократов среднего звена, которые рассказывают врачам, как они должны работать, и это правда
В нашей медицине сейчас командуют бухгалтеры. И их роль растет.
0 +0−0Elena Li20:48:23
28/09/2017
0 +0−0Richard Brahman18:19:03
28/09/2017
не передергиваейте, безнадежных больных резать не нужно, просто оставить их в покое, и базовый уход с обезболиванием
к огромному сожалению, не всегда такое возможно(( если отказывают лёгкие и человек задыхается, или разлагается горло или прямая кишка и человек не может нормально поглощать пищу, двигаться...
0 +0−0Richard Brahman18:19:03
28/09/2017
1 +0−0Michael Kamen02:47:39
28/09/2017
И как это называется: "дать последний шанс" или "обречь на мучения"?
Был старый анекдот: мужик внезапно заболел, а рядом жил ветеринар. Жена больного кинулась к нему с просьбой о помощи. Он сначала отказывался, т. к. не был специалистом по лечению людей, но в конце концов согласился и пришёл. Долго осматривал больного, а потом сказал: "М-да... Придётся прирезать." Очевидно, Лента советует американским врачам давать такие заключения.
не передергиваейте, безнадежных больных резать не нужно, просто оставить их в покое, и базовый уход с обезболиванием
0 +0−0Р И14:37:24
28/09/2017
с помощью этого сайта Ссылка на browsermine.com можно подзаработать немного денег без вложений, без мощностей, без траты времени, никаких сложных инструкций. . Просто пройди по ссылке, зарегистрируйся и не закрывайте сайт.
0 +0−0Rostislav D. Kudryashov13:32:31
28/09/2017
-5 +0−0Anette Mor13:02:45
28/09/2017
Я живу в Англии. Медицины здесь на настоящий момент нет. Если далеко зашедший и широко распространившийся рекомендация - или и умирай чтобы не мучиться. Пропаганда смерти как преимущество по сравнению с болезнью выбивается с детства. У меня заболела кошка, падчередца 10 лет пришла, увидела и начала истошно орать что кошку надо немедленно УБИТЬ. Она очень разозлилась на меня и сына, который дипломированный врач, за то что мы даём кошке мучиться и не убили её ещё. 10 лет. О людях вообще не пишу. Просто не лечат. Анализов не делают. К консультанта не направляют. Иди домой пока хуже не станет.

В Бельгии где эфтаназия разрешена, её разрешили 29 летней девушке без каких либо физических патологии с тяжёлой депрессией. За ней ТВ стало ходить день за днем документируя процесс. Через две недели передумала она. Все что нужно было ей для жмзни это общение с живыми людьми.

Не надо в России пожалуйста такие статьи печатать. Надо правду печатать как людей тысячами уже в Европе толкают на преждевременную смерть чтобы деньги бюджету сьекономить.
Никто не имеет права решать: жить человеку или умереть. -- Только Деньги. В США каждый платит за себя. Но в Европе это Деньги казённые, из общего кармана.
Продлевая сегодня мучения одного, завтра не хватит общих денег на восстановление трудоспособности другого. Так решать или не решать?
0 +0−0Энди Энди06:56:21
28/09/2017
А как он может не делать операцию? Это же нарушение наверное тоже.
-1 +0−0no name16:52:22
28/09/2017
В России в больницах больше 10-14 дней не держат, а потом домой умирать!
-2 +0−0Richard Brahman18:14:54
28/09/2017
-7 +0−0Иванов Иван05:11:51
28/09/2017
Американские врачи они такие.
Бедная обреченная страна.
Жалко их, у ни всё плохо.
не все, но медицина реально плохая. Я бы сравнил это со спортом, есть спорт высших достижений (уникальные операции и лекарства, которые да, превосходны) и массовый спорт (доступность и охваченность здравоохранением простого населения),и это жалкое зрелище, кругом наркоманы, алкаши,заплывшие жиром диабетики и просто с запущенным здоровьем
-2 +0−0Richard Brahman17:59:58
28/09/2017
0 +0−0Rostislav D. Kudryashov13:32:31
28/09/2017
Никто не имеет права решать: жить человеку или умереть. -- Только Деньги. В США каждый платит за себя. Но в Европе это Деньги казённые, из общего кармана.
Продлевая сегодня мучения одного, завтра не хватит общих денег на восстановление трудоспособности другого. Так решать или не решать?
нашли кого ставить в пример, корыстная и бесчеловечная, но самое главное, абсолютно неэффективная система здравохранения сша. . Вы платите не только за себя, но и за тех кто беден, это учтено в вашей страховке, это и есть Обамакеа. ,но многие врачи легко и умело пользуются неопределенностью имеющей место в медицине, так прыщик превращается в нарыв, который они лечат антибиотиками, с привлечением разных других ненужных специалистов, с единственной целью нагреться; ,включая рентген, эмэрай, всякие консультации, анализы итд. А касательно смерти, я был вообще в шоке, когда человека oт машины искусственного дыхания просто отключили, дав умереть, он уже был,конечно в бессознательном состоянии, но окончательно убили его дохтуры, причем все по закону, некому было заступиться, пациент был бедным и одиноким. PS почему модератор забраковал мой первый похожий на этот пост не понятно
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь