«Сергиев Посад — не придаток монастыря»

00:08 04/08/2017 Россия
Александр Демахин
Александр Демахин
Абсолютно адекватный мужик. Хочет продвигать исключительно положительные проекты, , в цвет говорит , что любое спорное , якобы гейское , режиссерское решение готов обсудить с недовольными и даже убрать. Ну яблоко да , кто виноват, что нормальной партии нет у либералов? Имеет право. Либеральные взгляды не разделяю , но мужик , судя по интервью нормальный.

В подмосковном Сергиевом Посаде с «Учителем года — 2012» Александром Демахиным не продлили контракт в гимназии имени Ольбинского, где он много лет преподавал мировую художественную культуру (МХК) и ставил спектакли с учениками. Это совпало с попыткой Демахина баллотироваться в городской совет депутатов от партии «Яблоко». В день подачи документов в здании горадминистрации прошел одиночный пикет, участник которого обвинил Демахина в пропаганде гомосексуализма из-за театральной постановки двухгодичной давности. В беседе с «Лентой.ру» Демахин рассказал о тайном смысле своих постановок и о том, зачем ему понадобилось идти в политику.

«Лента.ру»: Расскажите подробности вашего увольнения.

Демахин:В моей записи в Facebook от 1 августа нет ни слова об увольнении. Я совместитель, работаю по срочным трудовым договорам. 31 мая они заканчиваются, а 1 сентября заключаются новые. Недавно мне пришло письмо от директора гимназии Ольги Филимоновой. Она дала мне понять, что есть указание сверху не заключать со мной новый контракт, не объясняя причин. Официально это и не требуется.

А основное место работы у вас где?

Работал помощником художественного руководителя в Большом драматическом театре Товстоногова, вел там образовательные проекты.

И вся эта ситуация с нежеланием продолжать с вами сотрудничать совпала с попыткой выдвижения в депутаты?

В городской совет депутатов. Выборы пройдут 10 сентября. Я выдвигаюсь от партии «Яблоко». 3 августа я официально стал кандидатом, после того как мои документы рассмотрели в территориальном избиркоме.

Эта ваша первая попытка заняться политикой на местном уровне?

Я был членом районной Общественной палаты и сам вышел из нее некоторое время назад. Это было связано со степенью ее эффективности. Я понял, что мое присутствие там ничего не дает. Хочется больше ответственности, иметь право голоса при решении каких-то вопросов. Совет депутатов ближе к непосредственному управлению.

Судя по последним новостям, вы остаетесь в гимназии?

После нескольких публикаций в СМИ к делу подключился областной министр образования, и в горадминистрации заявили, что меня никто увольнять не собирался. Я написал заявление о приеме на работу и отдал его в секретариат. Так что 1 сентября выйду на работу преподавать МХК, как и прежде. Интересно, что о реакции управления образования я узнал из СМИ, а не от них самих, хоть и нахожусь с ними в одном городе, в зоне досягаемости.

Что вы можете рассказать о проблемах с постановками «Дом на краю света» по Майклу Каннингему, где, как говорят, действующие лица — гомосексуалисты, а также «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»? Один священник назвал это «театрализованной пропагандой подросткового секса».

Это было два года назад. И эта история, на мой взгляд, связана не столько с творчеством. Я тогда находился в Общественной палате. И, похоже, кому-то это было не по душе. Мне лично никто не звонил, шли какие-то письма в разные ведомства. Хотя уверен, что следует сначала с человеком поговорить, а потом уже куда-то на него жаловаться.

А вообще, я театром занимаюсь не первый день, и у нас особенно в последние годы возникает много сложных ситуаций, конфликтов, недопонимания. В случае с «Малышом и Карлсоном» я это даже предвидел. Районное управление образования попросило представить эту постановку в городе. Я им ответил, что, на мой взгляд, спектакль сложный и могут возникнуть проблемы с его восприятием вне гимназической жизни. Отослал видеозапись. Но спектакль все равно выставили, а затем высказали претензии. И я старался по каждому спорному режиссерскому решению дать пояснения.

Была ли все же в этой работе некая борьба за права лиц нетрадиционной сексуальной ориентации?

Я не увидел там того, что так людей задело, таких устремлений, которые мне приписываются. Но я обратил внимание на позицию своих оппонентов и в следующих своих работах, тем более показанных публично, я уже стремился делать так, чтобы не вызывать прежних вопросов.

Ведь если бы речь шла о творческом коллективе взрослых людей, то это одно дело. Но у меня занимались дети, и подставлять их под удар было бы неправильно.

Что это за история с пикетом под лозунгом «Нет содомии в сердце православия» против вашего выдвижения на выборы? Вы знаете, кто стоит за этим?

На видео человек прикрывает себе бумажками лицо, но если вы приглядитесь, то увидите, что вокруг него ходят люди из других предвыборных штабов. Это наводит на определенные мысли, как и сам факт того, что этого человека впустили в здание администрации в тот самый момент, когда я подавал заявку.

Этого пикетчика на видео спрашивают, против кого и чего именно он протестует. Он неправильно называет фамилию и не может обозначить конкретные факты, которые его так возмутили.

Вы родились и всю жизнь провели в Сергиевом Посаде, чем вы здесь занимаетесь еще, кроме преподавания в гимназии?

Я здесь родился, учился и работаю. Но, кроме этого, работаю в Москве и Санкт-Петербурге. В Сергиевом Посаде у меня в последнее время было два больших дела: преподавание в гимназии и арт-кафе «Вишневый сад», где я арт-директор. Это частная площадка, занимающаяся организацией и проведением различных культурных событий в городе: концертов, спектаклей, кинопоказов. Здесь много кто был за два года ее существования из значимых для российской культуры людей.

Ваш город считается столицей православия. Тут находится резиденция патриарха Кирилла. Сотни тысяч паломников прибывают сюда к мощам преподобного Сергия Радонежского. Говорят, в Сергиев Посад перебираются из Москвы особенно воцерковленные семьи. Вы верующий? Как вы оцениваете превращение советского Загорска в православный центр?

Я человек крещеный, православный, но это мое внутреннее дело, то есть неистовым верующим я не являюсь.

Убежден, что Свято-Троицкая Сергиева лавра — это достояние России и всего мира. Но я считаю центром православия лавру, а не весь город. Вот в чем особенность моей позиции. Сам же Сергиев Посад, в светской своей части, должен быть достойным и самодостаточным субъектом, а не просто придатком монастыря. Это то, над чем я пытаюсь работать в образовательной и культурной сфере.

Многие с подачи СМИ воспринимают нападки на режиссеров Кирилла Серебренникова, Алексея Учителя и на вас как звенья одной цепи. Что вы по этому поводу думаете?

Я не хотел бы ставить себя в один ряд с названными вами людьми. Прекрасно понимаю разницу масштабов. То, что с ними происходит, вызывает у меня печаль. Хочется сказать, что культура — это не пропаганда. Если человек о чем-то говорит, то это не значит, что он это поддерживает сам и пропагандирует. Вопрос, насколько талантливо и профессионально он все делает.

Творчество — это способ осмысления истории и сегодняшнего дня, нашего общества. Это еще и повод о чем-то поспорить, обсудить. Мне, в принципе, кажется, что фильмы и спектакли — не самые больные вопросы сегодняшней жизни.

Вы идете на выборы от «Яблока», а насколько велика поддержка этой либеральной партии в Сергиевом Посаде?

Известная особенность маленьких городов в том, что все друг друга знают. Если кандидат идет от какой-то партии, то это говорит о его взглядах, но здесь люди голосуют за конкретного человека, а не за абстрактный образ представителя партии. Поддержка, думаю, такая же, как и в других похожих по численности и структуре городах. Не очень большая, но стабильная. Вместе со мной партия выставила на городские выборы 15 кандидатов (всего в совете депутатов 25 мест). Конкретно в моем округе у меня два конкурента-однопартийца.

С чем вы идете в совет депутатов, чего хотите добиться?

Меня больше волнуют вопросы культуры. Я считаю, что у города есть большой потенциал и много частных инициатив достойны поддержки. Это моя предполагаемая специализация. А еще есть общие для совета депутатов вопросы, требующие внимательного рассмотрения и разрешения. В этом году баллотируется много приличных людей, чтобы принимать там разумные решения.

Но зачем нужно было давить на вас через школу?

Возможно, это связано с тем, что сейчас решается вопрос об административной форме Сергиева Посада. В области обозначилась тенденция по объединению городов и поселков, муниципальных образований. Я не поддерживаю это.

Считаете ли вы себя борцом? Не жалеете о том, что написали в Facebook? Ведь тот ваш пост вызвал скандал.

Нет, борцом я себя не считаю. И я не ожидал столь бурной реакции на простую публикацию в соцсети. Просто я понял, что мне не придется больше работать в той гимназии, которой многое было мною отдано. И я счел нужным поделиться своими мыслями и эмоциями с друзьями и учениками. Там только констатация факта и мое сожаление. Никаких призывов.

А как вы оценили волну поддержки от незнакомых людей?

Я приятно удивлен. Если столько людей на эти события реагируют, то и мне нужно соответствовать их реакции. Теперь я чувствую больше ответственности перед другими.

Вы же понимаете, что сейчас вы переходите с позиции свободного творческого человека на позицию политика, хоть и местного. А значит, придется вступать в компромиссы, интриги, союзы и так далее.

Я искренне не намерен играть в эти игры. Может, я наивен. Если будет так, как вы говорите, то я от политики откажусь. Все-таки творческие и образовательные проекты мне важнее.

Как восприняли историю с вашим увольнением ученики? Не было у них порывов пикетировать администрацию и тому подобное?

Высказывали разные мысли. Мне было приятно слышать выпускников, рассказавших о важности каких-то наших совместных проектов. Устраивать митинги с их помощью я ни в коей мере не собирался и никого провоцировать не хотел.

Какие сейчас дети, чем отличаются от предыдущих поколений?

В чем-то инфантильные, в чем-то более продвинутые. Главное, найти к ним подход, подобрать ключи. Тогда работать очень интересно.

Другое дело, что есть общие для общества тенденции, которые отражаются и на детях. Когда видишь, что некоторые из них готовы оправдать Сталина за репрессии и массовые убийства ради спокойствия в стране... Я не мог себе представить подобной позиции у подростков в 90-е годы. Для меня это звоночек. Значит, на какие-то ценностные ориентиры надо обратить внимание в работе с ними.

Если взрослые сегодня не могут разобраться в ситуации, что говорить о детях? Вот пару лет как появилась формулировка «оскорбление чувств верующих», и у меня прямо на уроке разгорелся конфликт между теми, кто с ней согласен и кто — нет. Мы говорили о средневековой культуре и архитектуре. Я пытался и пытаюсь сделать все для того, чтобы носители полярных позиций могли слушать друг друга и мирно разговаривать.

Вам предложили остаться в гимназии, но если не получится или не захочется, то вы продолжите работу со школьниками в других образовательных учреждениях?

У меня много вариантов, и я успел получить массу предложений за те два дня, что прошли после публикации моего поста в сети. Всех благодарю за это.

Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(61):

9 +0−0Сергей Сидоров10:46:57
04/08/2017
Абсолютно адекватный мужик. Хочет продвигать исключительно положительные проекты, , в цвет говорит , что любое спорное , якобы гейское , режиссерское решение готов обсудить с недовольными и даже убрать. Ну яблоко да , кто виноват, что нормальной партии нет у либералов? Имеет право. Либеральные взгляды не разделяю , но мужик , судя по интервью нормальный.
7 +0−0Darja0809:41:57
04/08/2017
Если он полностью честен в своем интервью - какой-то непроходимый оптимист получается. Надеюсь, такие искреннии люди еще остались у нас .
7 +0−0Том Сойер09:35:36
04/08/2017
-5 +0−0Ося Бендер09:14:51
04/08/2017
На лицо этот товарищ гей стопроцентный
На лицо, что если пациент везде видит геев, то он сам латентный гомосексуалист.
6 +0−0Сергей Кудаев10:18:30
04/08/2017
2 +0−0Валентина Маслова09:30:21
04/08/2017
С вами согласна.. Власть религиозных верующих в городе достала. . Мы уже придаток этого монастыря и туристов ,которые еще летом есть ,а зимой минимальное количество. Под распил денег для ТСЛ и угождение лавровских готовы ужать жителей города всякими прожектами. Достали .
Эта псевдорелигиозная вакханалия различных "защитников веры" не только вас достала.
Но вот почувствовали они, что нужны в качестве поддержки нынешней власти - вот и борзеют. Сколько ни читаю обо всех этих жалобщиках - об оскорблении чувств их веры, никаких с их стороны чувств не вижу, кроме чувства дикой злобы и желания уничтожать несогласных с их бесноватой позицией.
Да и с чего они возомнили, что Бог всемогущий нуждается в защите со стороны таких носителей зла и тьмы, какими они, в сущности, являются?
Вера - это Свет и Любовь, а не размахивание дубинами.
4 +0−0threbbler14:40:32
04/08/2017
Скоро таких учителей не останется. Серость наступает.
4 +0−0Сергей Караулов09:30:08
04/08/2017
«Сергиев Посад — не придаток монастыря»...
Вот именно,что придаток монастыря. Когда Сергиев Посад назывался Загорск и там было оборонное предприятие союзного значения - оптико-механический завод ЗОМЗ,тогда это был промышленный город. А сейчас кроме Лавры там ничего нет. А Лавра и забирает все лавры,городу перепадает лишь церковная милостыня...
4 +0−0Viktor Kovalev06:47:09
04/08/2017
-12 +0−0Елена Андреева01:05:54
04/08/2017
Я возмущена! Нам таких учителей не надо! Содомиты езжайте в свою гейропу любимую! Россия! Путин! Национальное освобождение! Долой фашингтонскую оккупационную администрацию!
Правильно подметил учитель А.Демахин,что С.Т.Сергиева лавра-это достояние религиозных верующих РПЦ,и это не относится к г. Сергиев Посад, который не придаток монастыря и не его территория,т.к по Конституции РФ,РПЦ отделена от Государства.По этой причине он попал в опалу,т.к религии тоталитарны и не любят иноверцев.
3 +0−0Вася Петров16:19:08
04/08/2017
Жалко хорошего мужика: правительство клептократов его будет гнобить всеми силами. Тупые не терпит умных.
3 +0−0threbbler14:36:33
04/08/2017
-5 +0−0Игуанодон Динозаврович Ящеров13:18:16
04/08/2017
Ещё один заднеприводной режиссёр....неужели все режиссёры - глиномесы?
Еще одна безмозглая рептилия высказала очередное авторитетное мнение.
3 +0−0Сергей Караулов13:59:22
04/08/2017
Оптимистам с верой в светлое будущее:
Позавчера знакомая видела как дети во дворе играли в Роспотребнадзор...
2 +0−0Demogorgon14:44:27
04/08/2017
-1 +0−0Том Сойер09:22:29
04/08/2017
"Владимирская пенсионерка зарезала буянившего сына-десантника на День ВДВ"
Владимирская пенсионерка зарезала буянившего сына-десантника на День ВДВ

Вот где кладезь вдохновения, и не поддельная игра страстей. Вот откуда надо черпать сюжеты. Или например из передач Малахова, а тут какие то Малыш и Карлсон. Я кстати с самого детства подозревал, что мультфильме, Мылыш всегда на Карлсоне как то ни так сидел, когда они летали. Да и ночные визиты Карлсона всегда выгладили по меньшей мере странно.
а ты как думал он же лучше собаки
2 +0−0Виктор Минеев13:36:10
04/08/2017
-2 +0−0Алексей Гурченок13:23:00
04/08/2017
Анитки Маяковского, Горького, Бедного, Багрицкого убивали литературу с 1917,
Сейчас нет ни одного большого писателя или поэта. Бездарность и серость. Рифмованная политграмота. Заказная критика.
эти люди огромного таланта и не тебе любитель мужиков судить об о их таланте
2 +0−0Валентина Маслова09:30:21
04/08/2017
4 +0−0Viktor Kovalev06:47:09
04/08/2017
Правильно подметил учитель А.Демахин,что С.Т.Сергиева лавра-это достояние религиозных верующих РПЦ,и это не относится к г. Сергиев Посад, который не придаток монастыря и не его территория,т.к по Конституции РФ,РПЦ отделена от Государства.По этой причине он попал в опалу,т.к религии тоталитарны и не любят иноверцев.
С вами согласна.. Власть религиозных верующих в городе достала. . Мы уже придаток этого монастыря и туристов ,которые еще летом есть ,а зимой минимальное количество. Под распил денег для ТСЛ и угождение лавровских готовы ужать жителей города всякими прожектами. Достали .
2 +0−0Том Сойер09:29:48
04/08/2017
2 +0−0Angel OfSky04:47:38
04/08/2017
Ну... нет. Предвыборная программа выдвиженца в депутаты должна бы быть пообъемнее.
Да например: "Вождь всегда прав!!!" очень ёмко, доходчиво и понятно!!!
2 +0−0Валентина Маслова09:26:40
04/08/2017
-5 +0−0Ося Бендер09:14:51
04/08/2017
На лицо этот товарищ гей стопроцентный
Ты сам гей. Прекрасный парень.
2 +0−0Angel OfSky04:47:38
04/08/2017
Ну... нет. Предвыборная программа выдвиженца в депутаты должна бы быть пообъемнее.
1 +0−0Степан Хренников .17:49:19
04/08/2017
0 +0−0Алексей Гурченок17:14:02
04/08/2017
В начальных классах школы.
А это как выглядит?
1 +0−0D C13:30:59
04/08/2017
Со времен Евы известно, что с яблоком надо осторожнее - товарищ уж точно не придаток монастыря.
1 +0−0Сергей Герасимов13:03:14
04/08/2017
6 +0−0Сергей Кудаев10:18:30
04/08/2017
Эта псевдорелигиозная вакханалия различных "защитников веры" не только вас достала.
Но вот почувствовали они, что нужны в качестве поддержки нынешней власти - вот и борзеют. Сколько ни читаю обо всех этих жалобщиках - об оскорблении чувств их веры, никаких с их стороны чувств не вижу, кроме чувства дикой злобы и желания уничтожать несогласных с их бесноватой позицией.
Да и с чего они возомнили, что Бог всемогущий нуждается в защите со стороны таких носителей зла и тьмы, какими они, в сущности, являются?
Вера - это Свет и Любовь, а не размахивание дубинами.
Согласен. И самое страшное, что такие "защитники" во многом дискредитируют само Православие по крайней мере в глазах обывателей. Конечно, Церковь нашу это не уничтожит, но навредить ей сильно - может.
1 +0−0Олег Пальчик12:19:30
04/08/2017
1 +0−0Dmitry Anipko12:08:08
04/08/2017
"Была ли все же в этой работе некая борьба за права лиц нетрадиционной сексуальной ориентации?" - тон вопроса где-то между интервью в Правде 30-х годов и допросом в Гестапо.
Таки ответа внятного нет.. откуда вообще тянется шлейф про гомосятину?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь