Интернета.нет

00:02 09/04/2017 Россия
Интернета.нет

Время от времени политики и общественные деятели выступают с предложениями ограничить или даже отключить интернет на территории России. Каждый раз эти инициативы подвергаются жесткой критике. Предполагается, что негативные последствия этого шага — в первую очередь общественное недовольство — будут куда большими, чем возможные выгоды. Однако опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный в апреле, показал, что почти половина россиян готовы жить без интернета. «Лента.ру» попыталась разобраться, действительно ли интернет так мало значит для соотечественников, что они готовы решительно захлопнуть это окно в мир.

По данным ВЦИОМ, 47 процентов опрошенных граждан заявили, что в результате гипотетического отключения глобальной сети в их жизни ничего не изменится. Еще 26 процентов заявили о незначительных изменениях, а 22 процента выразили готовность приспособиться к такой ситуации. Лишь пять процентов сказали, что не представляют своей жизни без сети.

При этом надо отметить, что сейчас в России интернетом пользуется 75 процентов населения, что на 24 процента больше, чем в 2015 году. Как правило, сеть нужна пользователям для общения, получения информации и развлечений. Почти половина респондентов учатся онлайн и пользуются банковскими услугами, 38 процентов оформляют госуслуги.

При таких-то показателях результаты опроса выглядят, мягко говоря, неправдоподобно. По словам руководителя практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилла Родина, дело в том, что россияне недооценивают степень влияния интернета на свою жизнь. А если разобраться, то окажется, что его отсутствие затронет не только самих пользователей, но и кардинально перевернет жизнь тех, кто вовсе не пользуется преимуществами глобальной сети.

Магия цифр

Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин считает такие результаты следствием того, что 25 процентов населения России, по данным тех же социологических опросов, вообще не пользуются интернетом, а 4 процента делают это реже раза в неделю. Эти люди составляют почти треть населения страны, и для них, конечно, жизнь не изменится. Гражданкин также подчеркнул, что и среди регулярных пользователей есть немало людей, недовольных сетью, и эти настроения тоже могут влиять на ответы.

— Если мы выбросим из числа тех, кто считает, что их жизнь не изменится с отсутствием интернета, людей, вообще не использующих сеть, и тех, которые пользуются ею редко, от этих 47 процентов останется 18, — отметил он. — То есть получится, что менее 20 процентов регулярных пользователей интернета сказали, что их жизнь не изменится. Не так уж много.

При этом Гражданкин предположил, что респонденты могли понимать вопрос о том, изменится ли их жизнь из-за отключения сети как «зависимы ли вы от интернета». «Если вы спросите людей, страдают ли они алкогольной зависимостью, не многие признаются, что страдают (поэтому в реальности их процент наверняка больше), — привел пример эксперт. — Респонденты пытаются показать себя независимыми и крутыми».

Общая масса россиян

Исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов считает, что для многих россиян интернет действительно неважен: «Да, многие пользуются социальными сетями, но принципиально жизнь людей не изменится из-за того, что у них не будет интернета».

Давыдов отметил, что связи, установленные в соцсетях, граждане смогут с легкостью восстановить в реальной жизни. Но, по его словам, общение не стоит на первом месте среди активности пользователей интернета. Большую часть времени они тратят на развлечения. В случае отключения сети, уверен Давыдов, они просто «будут меньше развлекаться, что не повлияет на жизнь людей в массе». Не видит он и угрозы для бизнеса, ведь «тех, кто с помощью интернета зарабатывает деньги, существенно меньше, чем тех, кто делает это без него». Он рекомендует соотечественникам развлекаться в реальной жизни: посещать музеи, парки, спортивные состязания, проводить больше времени на свежем воздухе, «заниматься чем-то полезным».

При этом Давыдов отметил, что российские власти вовсе не планируют лишать страну интернета, и сеть может быть отключена только в результате внешнего воздействия. «Оно может быть разным. Какие-нибудь террористы, получившие в свои руки хакерские инструменты ЦРУ, — рассуждает Давыдов. — Был случай, когда АНБ США выключило интернет в Сирии. Это технически возможно, поскольку вся инфраструктура интернета управляется из Америки. Наша страна готовится к таким сценариям и не допустит их».

Артем Козлюк, руководитель проекта Роскомсвобода, согласен, что нужно проводить время с детьми и друзьями в офлайне, посещать культурные мероприятия, однако не согласен с тем, как описал проблему Давыдов. Козлюк считает аргументы директора Лиги безопасного интернета подменой понятий, переводом важной темы в другую плоскость. Большинство пользователей интернета не ограничиваются походами во «ВКонтакте» и «Одноклассники». «Они совершают покупки, в том числе трансграничные, ищут работу на соответствующих сайтах, получают новости в более широком спектре, чем это представлено на нашем телевидении», — перечисляет Козлюк.

Помимо этого, интернет сегодня встроен в экономические модели. Козлюк считает, что сейчас даже мелкий бизнес, не говоря уже о среднем и крупном, невозможно представить без использования интернет-пространства — не только для коммуникации, но и для построения коммерческого взаимодействия. Он также усомнился в том, что обычный пользователь понимает все варианты действий, при которых используется интернет. «Когда он сохраняет документ в облачном сервисе, то не всегда отдает себе отчет, происходит это локально на его компьютере, в облаке или и там, и там», — привел пример Козлюк.

«Но если смотреть правде в глаза, это не всегда нужно пользователю, — продолжил руководитель Роскомсвободы. — Он просто хочет получать информацию, покупать товары, смотреть кино и не задумываться о том, как это происходит. Интернет — это новая действительность. Ее нельзя отменить, запретить. Сеть принципиально исключает привязку к конкретной территории, дает возможность обходить блокировки и ограничения, чтобы информация максимально доходила до адресатов».

Козлюк не исключил возможности отключения России от интернета — в зависимости от политической конъюнктуры момента. Он, однако, предупредил, что на это нужны «многие миллиарды рублей»: потребуется нанять тысячи чиновников и создать «министерство цензуры» по китайскому образцу.

Опрос из другой вселенной

Советник президента по вопросам развития интернета Герман Клименко усомнился в результатах опроса. Он считает, что многие россияне просто не понимают, что «мы уже живем в интернете», что вся инфраструктура страны зависит от него. «Даже не очень понятно, где ВЦИОМ проводил этот опрос — может, не в нашей, может, в параллельной вселенной», — предположил он.

Клименко также сомневается в том, что стоит проводить такие опросы по телефону: «Надо проводить их среди пользователей интернета — например, опросить 70 миллионов пользователей "ВКонтакте", их ответ был бы более релевантным».

При этом Клименко, как и Денис Давыдов, опроверг возможность отключении России от сети по инициативе руководства страны. Он признался, что изучал опыт регулирования интернета в Китае и на Кубе, но заверил, что дорожной карты по переходу к этим моделям у нас нет, а риск того, что «западные коллеги отключат Россию», оценил как «очень невысокий».

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1029):

123 4 567 ... +1
6 +0−0ruru11:40:19
09/04/2017
О чем говорят такие опросы, особенно после протестных акций?
Интернета нет только в КНДР, следовательно ожидается снижение уровня жизни и в случае волнений будет его отключение. Поэтому вашу реакцию хотят подготовить заранее. Так называемое "окно овертона", чтобы вы заранее согласились, что отключение интернета это нормально и не нервничали, когда это случится.
Для этого же заранее всех обязали перенести сервера и персональные данные россиян в Россию.
6 +0−0Борис Руденко11:40:05
09/04/2017
Опросы ВЦИОМА - угодливая холуйская брехня.
6 +0−0Иван Иванов11:18:03
09/04/2017
В общем, посмотрели злобное ботоксное плешивое чучело и его путведевские едирастические олигархические воровские мразотни на то, что интернет (ну и Самиздат) остаются единственным неподконтрольным воровской вертикали СМИ.

И более того, действенным СМИ, способным собирать многотысячные демонстрации и, потенциально, скинуть злобное ботоксное плешивое чучело с трона.

И взяли усиленный курс на запрещение Интернета. Ведь им очень важно сохранить "честно" наворованное! Все эти дворцы, "родовые имения", яхты, виноградники и домики для уточек!

Вот и готовят вату к отключению интернета. И уже на полном серьёзе выдвигают законопроекты про "соцсети по паспорту". Да-да, хохлы ржали по поводу "интернет по талонам" - а оно уже не гепотетическое, а вполне себе ясным солнышком маячит.

Злобное ботоксное плешивое чучело готово ввергуть страну в тоталитарный отброс типа Северной Кореи, но добровольно с трона не слезет. Не зря же оно питерское метро взрывало, чтобы так просто от наворованного отказаться!
6 +0−0Nikita Obama10:18:53
09/04/2017
Да ВИЦОМ уже достал выдавать 1200 человек за всю Россию. Так и пишите 47 процентов из опрошенных 1200 граждан РФ, а не 47 процентов граждан России!!!!
6 +0−0Я вам не Димон09:19:09
09/04/2017
-6 +0−0Mikhail Kuznetcov09:13:39
09/04/2017
Либерасты обтекайте. В Китае живут без интернета. Там его китайская лайт версия. Никто не умер.

У нас тоже будет только рунет. Обойдетесь без фэйсбука. Сидите вконтакте.

Зато не будет каклоботов и американской пропаганды.
Иди найух
6 +0−0Den R08:13:23
09/04/2017
По версии опроса ВЦИОМ 48% россЕян готовы отказаться от еды, а 20 % даже готовы жить без воздуха
6 +0−0Yuriy Ryndin08:05:07
09/04/2017
о чем речь, конечно отключать, спасите молодежь, у нее сразу появится время и она (молодежь) поедет в стройотряды и бесплатную прополку и уборку, гармонисты опять будут первыми на селах, страна с колен, я верю.
6 +0−0Tatyana Melnichenko07:06:00
09/04/2017
Это же голубая мечта власти держать народ в неведении своих проделок.На этом фоне она будет многим казаться непогрешимой.Что будет вещать говорящая голова из ящика-то и будет истиной.
6 +0−0лента говнище06:55:52
09/04/2017
Лента все глубже погружается в жо_пу. Уже и до пропаг_андонских статеек дошло.
Ну хотя бы прапаг_андоны были не такими тупыми как ч_мо под ником Карпов.
6 +0−0Viktor Maly06:28:29
09/04/2017
Россия движеться в сторону Северной Кореи
6 +0−0сергей лагутин05:32:56
09/04/2017
Правильно! Отключайте! Россиянам инет вреден! Мешает любить Путина!
6 +0−0№-186093505:06:41
09/04/2017
20 +0−0Pribor Sorok0704:58:53
09/04/2017
Статья какая то чушь. Сначала непонятно зачем сделали какой то левый опрос, непонятно среди кого, потом сами же начали объяснять что и зачем. С таким же успехом можно было бы провести опрос о том как изменится жизнь россиян без централизованного водоснабжения и канализации. Да никак она не изменится. Просто в гoвне утонем.
О, а это идея! Зачем народу канализация и водопровод? Предки духовно срали на улице и мылись из колодца!
6 +0−0Иван Кудрин01:41:57
09/04/2017
14 +0−0ODYS **********01:39:22
09/04/2017
Вместо того что бы уровень жизни поднять или бороться с безработицей , они бл@ть интернет отключают . Получше ничего не придумали ?
Медведев не так давно сказал что безработицы нет.
6 +0−0Иван Кудрин01:11:58
09/04/2017
Неужели Путин опять все переиграл? 61 томагавк ему в спину. Так же можно рассказывать что например в Сирии победили. Откуда русские правду узнаю. Вот по телеку в Северной Корее такую чушь несут на счет близкой победы над мировым злом и люди верят.
6 +0−0Мизантроп .00:51:06
09/04/2017
статейка из разряда: "чо будет, если завтра инопланетянцы нагрянут".
5 +0−0Андрей Барановский21:31:32
09/04/2017
2018 год, Левада-центр: жизнь половины россиян ничуть не изменится без еды.
5 +0−0Евгений Сибилев20:25:30
09/04/2017
Если власть захочет то завтра соц.опросы покажут что россияне хотят жить без электричества,школ и больниц.а средства массовой информации нам об этом начнут усиленно рассказывать чтоб мы знали что этого мы сами хотим.
5 +0−0Jánosz Strigoi20:18:31
09/04/2017
Половина проголосовавших за отключение просто не знают, что Одноклассники - это тоже интернет.
5 +0−0Олег Болховский19:31:21
09/04/2017
Можно еще ВЦИОМом спросить насчет иномарок и выпускать только ВАЗы, а остальные запретить к ввозу и производству. Бизнес у ВАЗа попрет. Как сыр попер. Есть не возможно, но зато его много.
5 +0−0Ара Анесян19:00:21
09/04/2017
Я поражаюсь наглости этих людей,которые по каким то непонятным причинам наделили себя полномочиями "решать" вопросы,которые касаются подавляющего большинства совершенно других людей,не имеющих к "решалам" никакого отношения!На каком основании отключать интернет?Хотят руководить или запрещать,пусть это делают в своих семьях.Единственная коммуникация,где они не могут полностью охватить и контролировать-это интернет.Это все равно,что отнять у людей свободу,свободу мыслить,поступать,думать,высказывать свое мнение.Думаю не стоит даже перечислять преимущества в нашей повседневной жизни с интернетом и без.Что эти "решалы" дали для людей?Кроме,как запрещать они умеют еще что делать?Кто им давал такие полномочия?Может быть их самих арестовать и посадить в тюрьму,изолировать от общества от их вредительской деятельности?
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь