«До сих пор слышу его крик…»

00:06 07/03/2017 Россия
«До сих пор слышу его крик…»
Вот так и живем: наркоша спокойно покупает дозу, а больному,которому необходимо ниииззззяяяяя. Спасибо г-же Скворцовой за заботу ,

По данным Росздравнадзора, количество пациентов, получивших необходимое им наркотическое обезболивание, за 2016 год выросло на 46 процентов. Однако сами больные снова начали жаловаться на недоступность эффективных препаратов. Если в случае с онкологией морфин удается с боем, но добыть, при других патологиях наркотические анальгетики практически не выписывают. На «горячую линию» Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи едва ли не ежедневно поступают жалобы на отказы в выписке сильнодействующих препаратов. Главные причины: боязнь уголовного преследования и бюрократические сложности при выписке рецептов. А также дефицит знаний у самих медиков. «Лента.ру» пыталась разобраться в проблеме.

Приходите завтра

В Санкт-Петербурге 17 февраля 2017 года на 85-м году жизни умерла Фаина Аркус. У нее была терминальная стадия рака. С января она находилась практически без сознания. Болевого синдрома у нее не отмечалось.

— В субботу мама начала сильно кричать, — рассказывает президент благотворительного фонда «Выход в Петербурге», создатель Центра социальной реабилитации и творчества для людей с аутизмом «Антон тут рядом» Любовь Аркус. — До этого она не издавала и стона. Поэтому я не сразу догадалась, что это боль, а металась в поисках снотворного. Вызвали «скорую». Прибывшая бригада призналась, что в укладке у них есть сильное обезболивающее. Но сказали, что, поскольку у меня нет назначения врача, ничего делать не будут. Но где в субботу вечером я возьму заключение врача?

В домашней аптечке Аркус хранился трамадол (сильнодействующий анальгетик строгой учетности, но не наркотик —прим. «Ленты.ру»). Ей выписывали его из-за больного позвоночника.

— Я просила сделать матери уколы хотя бы моим лекарством, сама я тогда не умела их ставить, — поясняет Любовь. — Однако врачи сказали, что не положено, так как назначения нет. Предложили баралгин. И пообещали, что утром в понедельник пришлют к нам домой врача из поликлиники.

Врач и правда, пришла в понедельник, но только в 16 часов дня. На больную едва взглянула. Поинтересовалась у родных — не хотят ли ее положить в больницу. А потом попросила подписать бумагу с отказом от госпитализации.

Уходя, девушка сообщила, что рецепт на наркотические анальгетики она выписать не может, так как сегодня рабочий день ответственных лиц уже закончился. Но пообещала, что завтра обязательно придет медсестра с лекарствами. Медсестра пришла. Но... с пустыми руками. Она сказала, что, по сведениям «скорой помощи», у родственников лекарства есть, и ее прислали сделать укол имеющимися в наличии препаратами. А за рецептом надо идти в поликлинику к заведующей.

Рецепт родственникам удалось получить в среду во второй половине дня. Сами обезболивающие до пациентки добрались только вечером. Потому что их выдавали всего в нескольких аптеках Санкт-Петербурга, расположенных далеко от дома больной.

— Благодаря моим друзьям мама к тому моменту уже была обезболена, — говорит Любовь Аркус.— Но если бы у меня не было таких возможностей и пришлось бы идти официальным путем — мама все четыре дня, пока «выбивался» рецепт, находилась бы в аду.

Сражение можно и не выиграть

По статистике Минздрава, которая опирается на различные исследования, боль испытывают до 77 процентов пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, до 50 процентов с почечной недостаточностью, 43 процента с рассеянным склерозом, 82 процента с болезнью Паркинсона, 89 процентов с ревматоидным артритом, 84 процента с онкологическими заболеваниями. Но если для онкобольных наркотик, снимающий боль, получить еще реально, в случае с другими болезнями добиться этого очень сложно. Родственникам требуется развернуть маленькую войну с медучреждением. Но сражение можно и не выиграть.

В начале февраля в подмосковной Лобне похоронили 64-летнего Владимира Казаченкова. У него был боковой амиотрофический склероз (БАС). Болезнь в среднем за три-пять лет приводит к параличу большинства мышц, в том числе и дыхательных. Часто пациентов мучает одышка. И это не то же самое, что чувствует любой, пробежавшись вверх-вниз по лестнице. Это обыкновенное удушье. И смотреть на это страшно. Вначале спасает аппарат неинвазивной искусственной вентиляции легких (НИВЛ), а потом перестает помогать и он.

— Муж у меня был под опекой московских врачей фонда помощи людям с БАС «Живи сейчас», — рассказывает вдова Тамара Казаченкова. — Он уже давно пользовался портативным НИВЛ. Но когда одышка усилилась и ничего уже не спасало, паллиативный врач назначила ему морфин и расписала схему приема. Я пошла в свою поликлинику в Лобне за рецептом. Никто не отказывал — ни участковый невропатолог, ни заведующая, все кивали головой. Но они говорили: давайте его госпитализируем в наше паллиативное отделение. И там будем колоть препарат. Но там, как назло, не было свободных мест. Нужно было неделю подождать. А выписать ему морфин на дом никто не захотел. Сказали, что учет этих лекарств очень строгий.

Страшную неделю, пока умирал муж, Тамара Александровна помнит по минутам. Он до последнего дня был в сознании и мог говорить (при БАС часто пропадает речь).

— До сих пор слышу его крик, — продолжает она. — Он метался по кровати, срывал маску НИВЛ. Думал, что так ему легче будет вдохнуть. Вызываю скорую, прошу морфин. А они говорят — нет у нас. Колют димедрол с анальгином. Никакого результата. Он снова кричит. Всю одежду порвал у себя на груди. Мне кажется, когда казнили через повешение, приговоренным легче было. Смерть сразу наступала. А тут он столько времени мучился. Я себя виноватой чувствую. Хотела даже наркоманов найти, чтобы купить у них этот морфин.

По словам медицинского директора фонда «Живи сейчас», невролога, кандидата медицинских наук Льва Брылева, на Западе в стандарты помощи при БАС всегда входит морфин, который снимает приступ одышки. Но в России врачи стараются не выписывать его пациентам. Боятся ответственности. Одна из причин — некорректный перевод инструкции к препарату. Среди противопоказаний к нему значится одышка. Причем не поясняется, в каких случаях она возникает и при каких дозах.

— Данные обзоров говорят нам, что морфин может применяться при одышке. Насколько я знаю, в европейских вузах это преподается студентам, — говорит Лев Брылев. — У нас об этом мало говорят. Факт, что морфин является самым эффективным препаратом для контроля одышки — новость для многих врачей, в том числе для онкологов, пульмонологов и врачей общей практики. В настоящее время применение морфина в России стремится к нулю, особенно это заметно по сравнению с цифрами в Великобритании и Германии. На сегодняшний день никаких препятствий к назначению морфина при одышке, кроме страха врачей и недостатка у них информации, — нет.

Болеешь — терпи

Ситуация с детским обезболиванием в российских медучреждениях также неутешительная, если не стоит диагноз «онкология».

— Особенно плохо обстоят дела с обезболиванием новорожденных с родовыми травмами в роддомах и детей первого года жизни в больницах в отделениях хирургии, реанимации, — говорит директор по научно-методической работе благотворительного фонда «Детский паллиатив» врач Наталья Савва. — Наркотический препарат для обезболивания даже при сильной боли ребенок с неонкологическим диагнозом получит в самую последнюю очередь. Проблема еще в том, что большинство сильных обезболивающих не разрешены для новорожденных. А иногда — и для старшего детского возраста. Отсутствуют детские дозировки и формы наркотических анальгетиков: капли, сиропы, леденцы. Морфин короткого действия в таблетках («золотой» стандарт обезболивания детей во всем мире) только разрабатывается на Московском эндокринном заводе. Сейчас врачи вынуждены применять то, что есть в наличии, использовать «взрослые» препараты в небольшой дозировке, поэтому их редко и неохотно выписывают.

У четырехлетней Саши Глаголевой — синдром Эдвардса, неизлечимое генетическое заболевание, которое приводит к набору разных пороков. У Саши неправильно развивается центральная нервная система. Во время обострения у девочки случаются боли неврологического характера, которые не купируются обычными анальгетиками. В последний раз приступ удалось снять только при помощи морфина. Но врачи часто считают, что детям такие лекарства противопоказаны.

— Когда у ребенка в очередной раз начались боли, Саше традиционно дали дексаметазон (стероидный препарат) и пытались снять боль при помощи обычных анальгетиков, — рассказывает отец девочки, Евгений Глаголев. — Когда я по рекомендации специалистов стал требовать морфин, мне сказали, что я сумасшедший. Что морфин — это финиш. Ребенок станет зависимым от лекарства и быстро умрет от него. Морфина мне удалось добиться только через трое суток. Но нас все равно пугали, что после увидим все страшное. Наркоманкой Саша не стала. Но последствия мы действительно расхлебываем. Из-за того что так долго не снимался болевой синдром, произошел регресс состояния, начались приступы эпилепсии.

Сейчас Евгений Глаголев возглавляет Ассоциацию профессиональных участников хосписной помощи, которая содействует решению проблем в области паллиативной медицинской помощи в нашей стране. Ассоциация совместно с фондом помощи хосписам «Вера» создала «горячую линию» по вопросам оказания паллиативной помощи8-800-700-84-36, где консультируют больных, родственников и специалистов. Жалобы на отсутствие обезболивания поступают чуть ли не каждый день. По мнению Глаголева, главная проблема здесь — не юридическая. В последнее время государство значительно упростило процедуру назначения опиоидных анальгетиков, в том числе отменив врачебную комиссию, что раньше сильно затягивало процесс.

— Все дело в ментальности, — говорит Глаголев. — Мы вышли из СССР, где обезболивания не было. Наверное, многие помнят, как в советское время лечили зубы без анестезии? Зато мало кто знает, что целый ряд операций тоже делали без нее. И это считалось нормальным. Поэтому у нас и врачи говорят, что если состояние тяжелое, то боль — это естественное состояние, которое необходимо терпеть. Но боль терпеть нельзя ни при каких обстоятельствах.

Врач Наталья Савва согласна, что этика и практика отношения медперсонала к боли в России только формируется:

— В медицинских вузах обезболиванию уделяется недостаточно внимания, практикующие врачи не владеют всеми необходимыми знаниями и опытом, плохо осведомлены об изменениях в нормативной базе. А между тем спрос на обезболивание будет только расти за счет повышения информированности людей, изменения сознания и стремления к повышению качества жизни.

***

Проблемам обезболивания было посвящено последнее заседание Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Специально для участников совещания фонд помощи хосписам «Вера» провел опрос среди врачей и пациентов о доступности наркотических анальгетиков. В нем приняли участие 118 докторов и 247 больных из разных регионов. Больше трети докторов признались, что боятся угодить в тюрьму из-за назначения обезболивающих наркотиков. Почти треть врачей не уверены в том, что назначение наркотических анальгетиков оправдано, а более 15 процентов заявили, что не знают, как помогать при болевом синдроме. Почти все жаловались на бюрократию — чрезмерное количество бумаг, которые нужно заполнить при выписке рецепта на наркотики.

В свою очередь больше половины пациентов, принявших участие в опросе, заявили, что назначенное им обезболивание не помогает. Большинству из них врачи не верили или «советовали потерпеть».

По результатам работы совета вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поручила Минздраву с 1 января 2018 года запустить регистр больных, нуждающихся в наркотических анальгетиках. А также разработать специальную компьютерную программу-шпаргалку, которая будет помогать докторам диагностировать болевой синдром и назначать терапию при тех или иных симптомах. Это позволит сделать процедуру назначения прозрачной. Также Минздраву, МВД и Минюсту в очередной раз дано поручение проработать вопрос о декриминализации статьи о незаконном обороте наркотических средств, если речь идет об ошибке врача при выписке рецепта.

Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(434):

1 234 ... +1
29 +0−0 Николай Кузнецов04:19:08
07/03/2017
Вот так и живем: наркоша спокойно покупает дозу, а больному,которому необходимо ниииззззяяяяя. Спасибо г-же Скворцовой за заботу ,
22 +0−0Alex Cheni13:48:19
07/03/2017
Страна просто погрязла в нарколыгах, дурь продают даже в школах детям, менты и чинуши сами крышуют продажу наркоты, а над умирающими издеваются. Страна идиотов.
21 +0−0Арнольд 112:43:33
07/03/2017
Блин читаешь это все и еще раз убеждаешься , на сколько в нашей стране насрать госудаственным деятелям до народа. В европе в правительство идут что бы решить какие то проблемы а у нас что бы заработать себе на карман.
21 +0−0Егор Лысенко01:07:38
07/03/2017
8 +0−0Юрий Вишневский00:21:54
07/03/2017
да хорош давай! эти уроды в халатах сами мрази!Ё им надо было бабла предложить и всё! ...а потом удивляются, чё-ж наших "врачей" везде пиZдят?
Все хороши, но соглашусь с Экскаватором - чиновники и наркоконтроль мудачьё ещё то, у самого отец умер от рака легкого восемь лет назад... Папа неделю перед смертью не мог вообще прилечь - задыхался сразу, сидел и сипел, скрипел, терпел, ни разу не пикнул...только говорил, что пить очень хочет ледяной воды - внутри всё горит. Не знаю откуда у него сил на всё это хватило.
Морфин не достать было, выбили какой-то другой опиат, но, как я понял, не такого сильного действия, и весьма ограничен был в дозах.... Короче пиз..ц, готов был задушить каждую чиновничью мразь, причастную к такому грёбанному ограничению к опиатам для терминальных больных... Наркоманы, сука, ширяются, всегда находят... а умирающим, мучающимся от боли людям - хрен.
Обращаюсь ко всему чиновничьему и наркоконтрольному аппарату - ВЫ МОРАЛЬНЫЕ УРОДЫ, ответственные за адовы муки умирающих людей. Чтоб в этом мире закончились все лекарства, когда рак посетит и вас
20 +0−0Сергей Ерохин10:40:18
07/03/2017
Во всем виновата религия, которая вбила в мозг, что самостоятельный уход из жизни человека - это грех. У меня дед болел раком, половина лица до кости опухоль съела, живое мясо. Морфин кололи 3 раза на дню. Почему нельзя разрешить эвтаназию? Люди свое пожили, дайте им умереть спокойно, отмучаться. Садисты.
19 +0−0№-246304809:04:44
07/03/2017
-17 +0−0Артём Котомин06:34:23
07/03/2017
Начал читать статью в Лента ру. И уже после первого абзац понял, что статья бездарная. Опишу его.
У пациентки рак 4 стадии. Пациентка лежит дома, родственники заметили в субботу, что у нее болит, вызвали скорую помощь, а потом ждали, когда к ним придет врач из поликлиники, чтобы выписать им наркотик!!!!! И описываются страдание матери, которую бездушные медики оставили без внимания!
А в действительности - это бездушные родственники наплевали на свою мать и теперь винят всех непопадя.
Как они должны были сделать? Перво-наперво надо поставить пациентку на учет в ПОД (первичный онко кабинет). Затем беседа с лечащим врачом (не участковым терапевтом, а онкологом). Определение тактики лечения пациентки с врачом и выписка рецепта у онколога в кабинете без матери. И все!
Но ведь все заняты, некогда за матерью ухаживать, пусть ею врачи занимаются, это их работа!
Еще один теоретик. У нас онколог раз в неделю принимает. Талоны разбирают за один день на месяц. Причем без направления участкового тебе талон не дадут. В твоей затуманенной опиатами голове видно возникла идея что родственники должны были в СУББОТУ пойти в поликлинику где их ждал онколог что бы выписать им рецепт. А они дебилы начали по скорым звонить.
18 +0−0Alex Terech08:01:33
07/03/2017
Зато бюсты царьков мироточат!
16 +0−0Сергей Иванов10:30:20
07/03/2017
Ваты и ольгинцев в таких темах удивительно мало. Из Таджикистана героин тоннами гонят, а сделать доступными обезболивающее - ни-ни. Вспомните хотя бы историю с кетамином. Этим тварям из наркоконтроля абсолютно плевать кого-садить, врачей даже удобнее - они никуда убегать не станут. Точно такие же скоты работают и в контролирующих органах Украины, там ветеринарам пытались вменять сбыт кетамина котам. Этому ФСКН нужна только красивая отчетность, на смысл им плевать.
13 +0−0Егор Лысенко12:55:55
07/03/2017
-11 +0−0Вася Пупкен12:41:50
07/03/2017
Статья - отличный наброс. Интересно, если все так переживали за своих родственников, то почему отказывались от госпитализации, где наркотики колят без проблем?
В той же Германии, которую тут обсасывали, наркотики на дому не колят. В Израиле, морфин входит в комплект обеспечения скорых, рецепты на дом с морфином никто не выписывает.
Вы нагло врёте... умирающих выписывают "на дом", никто их и не собирается держать в стационаре "до последней минуты". У меня на Камчатке (в Петропавловске-Камчатском) - только здесь краевой онкологический диспансер. Вы представляете сколько людей сейчас вообще имеет онкозаболевания на Камчатке? А сам диспансер знаете на сколько коек рассчитан? Туда люди месяцами по блату-то не всегда попадают...
Набрасываете именно вы. И на такой теме - весьма неэтично и некрасиво
13 +0−0Адьос Амигос09:00:06
07/03/2017
-4 +0−0Елена Доценко08:17:15
07/03/2017
Наркотические препараты это лекарства строгой отчетности, как и специальные рецептурные бланки на получение наркотиков. Больницы предоставляют годовую заявку на получение этих препаратов, в зависимости от количества на учете у них тяжело больных. я не думаю что просто врач скорой помощи может просто так сам выписать и уколоть морфин или трамадол. Это же все строго контролируется отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (раньше был ФСКН), и перевозятся эти все препараты до больниц или аптек через центр спецсвязи на бронированном автомобиле.
значит надо мучительно расстрелять того, кто придумал существующую систему, когда люди умирают вот так, без помощи
13 +0−0Бейбит Мустафин05:09:05
07/03/2017
10 +0−0№-246304805:00:09
07/03/2017
Пол наверно два раза менял? Вполне себе лечили и дергали без анестезии. Страх то у советских людей перед зубным врачом как раз из тех времен.
А какие бормашины стояли у советского стоматолога! Ими можно было оснащать пыточные камеры....
12 +0−0martaaddams04:10:03
07/03/2017
-4 +0−0Бетуля Пубесценс03:55:36
07/03/2017
Итак:

"Почему врачи не выписывают пациентам наркотические обезболивающие, а советуют терпеть "

Потому, что у наркотических анальгетиков анальгизирующий эффект временный и привыканием к наркотическому анальгетику постоянно снижается и для поддержания аналгизирующего эффекта , дозу нужно увеличивать. Но увеличивать до бесконечности дозу нельзя, ибо существует предельная разовая и предельная суточная доза наркотического анальгетика, при превышении которого наступает паралич дыхательного центра и апноэ. Эти препараты списка А, произвольно их колоть нельзя.

Поэтому применение наркотических анальгетиков откладывают как можно дольше и стараются максимально использовать другую группу - ненаркотических анальгетиков. Что бы оставить самое сильное на самое крайнее время.
Ну да, у вас же совершенно другая физиология, чем у всяких там пиндосов, фрицев и лягушатников.
Им колят, не смотря на риск привыкания, и дозу не боятся увеличивать, а вам нельзя.

Я этих баек наслушалась, когда у меня мама от рака умирала.
Предельная разовая доза, предельная суточная доза...
В итоге, когда боль стала совершенно нестерпимой, начались майские праздники.
И никого уже не колыхало, какая ей нужна доза, все ушли на выходные.

Мне до сих пор снятся её крики.
Но это, конечно, всё фигня, - ведь могло быть и хуже, вдруг врачи бы превысили дозу, и она бы умерла во сне, но на целую неделю раньше, - прям страшно подумать.
11 +0−0№-350902911:01:05
07/03/2017
Может пожелать всем врачебным чиновникам и мед работникам принимающих решения по обезболивания раковых больны заболеть раком?Прости меня господи.Иначе же не дойдёт до сволочей.
10 +0−0Ломай Систему10:04:02
07/03/2017
-8 +0−0Kir Alex08:59:39
07/03/2017
Почему мы говорим вокруг да около?
Предлагаем в термальной стадии делать людей наркоманами, так говорить правильнее.
А тот же трамадол не сложно достать серой схемой, но тут речь идет о бесплатных наркотиках.
ничего плохого не вижу если смертельно больной станет наркоманом, ему уже все равно...
10 +0−0№-246304805:00:09
07/03/2017
0 +0−0Denis Fed04:06:34
07/03/2017
— Все дело в ментальности, — говорит Глаголев.

Еще один спец по ментальности.

— Мы вышли из СССР, где обезболивания не было.

Ну что ты вреш гнида !
Мне 2 раза делали операцию (СССР) под галотаном... а перед этим премедикация морфин+фенобарбитал.

Наверное, многие помнят, как в советское время лечили зубы без анестезии?

Мне в СССР кололи новокаин-лидокаин. При осмотре глаза капали дикаин !
Пол наверно два раза менял? Вполне себе лечили и дергали без анестезии. Страх то у советских людей перед зубным врачом как раз из тех времен.
10 +0−0Nikolay Sivaev03:49:26
07/03/2017
Ту и дальше прикольные высеры кремлесосок что лучшее обезболивающее анальгин. И надо только им все обезболивать. А кто не согласен, особенно онкобольные, те хохолы.
9 +0−0Игорь Морозов12:52:02
07/03/2017
В медицине все паршиво,случись чего придется идти на хазу до таджиков героин покупать.Запугали тех же медицинских работников,а морфин и аналоги используют не только у инкурабельных раковых больных,а при многих заболеваниях,просто,чтобы облегчить человеку жизнь,в том числе при остром инфаркте миокарда.
9 +0−0Lgor Lgha11:30:48
07/03/2017
Тут много комментаторов, которых не коснулась подобная беда. Советы раздают, мол, всё нормально, просто не ленись таскаться в поликлинику, торчать там в очереди. Только всё не так просто, когда тебя посетит такая беда! Нередко и по рецепту-то получить препарат невозможно, а препарат жизненно необходим.
9 +0−0marina asseloos10:51:14
07/03/2017
Диво дивное!неправильный перевод!трудно специалиста найти для перевода?трудно опыт перенять по обезболиванию детей ?что за бред ?давно поняла :наша медицина застряла где-то в 50-х ,как и машиностроение :ракеты делаем,автомобили не можем.То же с передвижными военными госпиталями :помогаете Сирии -молодцы ,а почему бы не поехать так же,бесплатно,по российской глубинке?
9 +0−0 Ага Это я06:37:29
07/03/2017
0 +0−0Denis Fed04:06:34
07/03/2017
— Все дело в ментальности, — говорит Глаголев.

Еще один спец по ментальности.

— Мы вышли из СССР, где обезболивания не было.

Ну что ты вреш гнида !
Мне 2 раза делали операцию (СССР) под галотаном... а перед этим премедикация морфин+фенобарбитал.

Наверное, многие помнят, как в советское время лечили зубы без анестезии?

Мне в СССР кололи новокаин-лидокаин. При осмотре глаза капали дикаин !
Тебе просто повезло. А мне в школе насильно "лечили" зубы адским аппаратом на приводе с помощью тросиков.. Современные перфораторы менее болезненны по сравнению с ним
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь