Бог дал — бог взял

00:04 28/01/2017 Россия
Бог дал — бог взял
"На какую недвижимость претендует РПЦ" Глупый вопрос. На любую - которая стоит дорого и может приносить деньги. Все остальные критерии - второстепенны.

Решение петербургских властей о передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ послужило для церкви стимулом продолжить передел собственности. Вскоре о намерении вернуть себе объекты на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» заявила Симферопольская и Крымская епархия. Заговорили о возвращении церкви храма Спаса на Крови в Петербурге. Всегда ли оправданы эти притязания? Чего добивается церковь, отвоевывая все новые объекты? «Лента.ру» разбиралась, какую недвижимость РПЦ уже забрала, к чему присматривается, а на что и смотреть не хочет.

Церковный Петербург

О передаче Исаакиевского собора РПЦ всерьез заговорили после обращения Петербургской епархии к городским властям летом 2015 года. Идея вызвала бурю протестов в культурной среде, против выступил и глава музейного комплекса Николай Буров. Год назад епархии официально отказали: у властей появились опасения, что при переходе к РПЦ городу придется взять собор на баланс, что создаст дополнительные нагрузки на бюджет. Городская администрация признала, что в текущих экономических условиях подобные решения нецелесообразны. Но церковь не отступала и заверила, что все расходы на содержание собора возьмет на себя. При этом РПЦ получит храм в долгосрочную аренду, а его собственником останется город. Вход станет бесплатным, музейные функции памятника культуры федерального значения сохранятся.

Из-за передачи собора церкви казна недосчитается от 50 до 70 миллионов рублей, ежегодно поступавших в виде налогов. Вызывает сомнения и то, что музейные функции сохранятся в существующем виде. В РПЦ пообещали сохранить доступ представителям всех религиозных конфессий, но даже в Минкульте сомневаются, что это возможно. В 2016 году музей посетили почти 3,9 миллиона туристов, российских и иностранных. Стоимость входного билета начинается от 250 рублей. Таким образом, за счет посетителей Исаакиевскому собору удавалось самостоятельно покрывать все затраты на содержание, в том числе на реставрацию. До 2020 года на эти цели планировалось потратить около 750 миллионов рублей.

Именно поэтому директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал повременить с передачей собора и сохранить статус-кво. Если вход в собор станет бесплатным, внутри будет больше людей, реставрация может затянуться. Председатель Союза музеев обратился к патриарху Кириллу с просьбой отозвать ходатайство на время, чтобы «остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение». В епархии посоветовали Пиотровскому не лезть не в свое дело и заниматься «проблемами собственного музея».

Реставрационные работы запланированы и в храме Спаса на Крови, входящего в музейный комплекс «Исаакиевский собор». После того как в Смольном огласили решение по Исаакию, Санкт-Петербургская епархия напомнила, что имеет основания получить в долгосрочное пользование и этот культурный объект. Личное обращение Дмитрию Медведеву написал митрополит Варсонофий. Свои притязания на здание XIX века в церкви объяснили тем, что в храме необходимо возобновить полноценные богослужения, а из-за светского характера приходская деятельность ограничена. По мнению сотрудников музея, после истории с Исаакииевским собором передача РПЦ Спаса на Крови — вопрос времени.

К слову, еще два собора — Смольный и Сампсониевский, также входившие в музейный комплекс Исаакия, перешли под управление РПЦ по договору с властями Санкт-Петербурга еще в феврале 2016 года. Оба храма остались в городской собственности, а церковь получила в нагрузку технические расходы на их содержание. Примечательно, что решение о передаче двух этих объектов не встретило сопротивления общественности.

Вышеперечисленные храмы объединяет и то, что решение о передаче их в собственность Петербурга было принято в октябре 2012 года правительством России, то есть кабинет министров поставил точку в вопросе деления собственности между питерскими и федеральными властями, решение которого тянулось с 2008 года. Обосновывался этот шаг тем, что все объекты «являются визитной карточкой Санкт-Петербурга, общепризнанными всероссийскими центрами культуры». Документ прописывал механизмы взаимодействия между епархией и комитетом по управлению городским имуществом. За год до его подписания глава комитета Александр Макаров намекнул, что в перспективе эти архитектурные объекты могут отойти церкви.

Освободите помещения

Впрочем, РПЦ не всегда удавалось отвоевывать территорию без боя. Здание в центре Москвы, в котором располагался Историко-архивный институт РГГУ, стало предметом длительного спора между вузом и церковью. В 2004 году Арбитражный суд Москвы закрепил право собственности за РПЦ. Администрация РГГУ не оспаривала решение, но отказалась покидать помещения до тех пор, пока вузу не предоставят равноценный по площади объект в центре Москвы.

РГГУ занимает несколько строений на Никольской улице, в непосредственной близости от Кремля: до революции в этих зданиях находились первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия, Заиконоспасский и Никольский монастыри, а также Синодальный печатный двор.

Занятия на Никольской прервались в 2008 году: к одному из зданий РГГУ пришли судебные приставы и попытались опечатать две аудитории. Их сопровождали около 20 человек в казачьей форме, требовавшие, чтобы студенты и преподаватели покинули помещения в несколько часов. Казаки ссылались на судебное решение, по которому помещения отошли в пользу Заиконоспасского монастыря четыре года назад.

После этого за университет вступилось Росимущество: в агентстве признали неправомерным выселение РГГУ с Никольской. Здание было передано вузу по распоряжению Минимущества в 2001 году, и тогда решение никто не оспорил. Вуз занимал 400 метров в здании общей площадью 1200 метров по арендному договору с департаментом имущества Москвы. Подворье бывших монастырей занимает оставшуюся площадь.

Спор разрешился в 2011 году: Федеральный арбитражный суд Московского округа признал здание на Никольской федеральной собственностью. За объектом был закреплен статус памятника историко-культурного наследия общероссийского значения, что лишило юридической силы требования мэрии передать его РПЦ.

Но казус РГГУ — скорее исключение. В Перми, например, имущественный спор с вузом, наоборот, завершился победой церкви. Трехэтажное здание бывшего собора, в котором располагался главный корпус фармацевтической академии, вернули епархии в 2009 году. Студенты и преподаватели переехали: город согласился предоставить взамен помещение большей площади. В освободившемся строении провели реконструкцию по сохранившимся фотографиям: обновили внутреннюю отделку, реставрировали фасад, возвели 55-метровую колокольню и повесили колокола.

Что нам стоит храм построить

В некоторых случаях интересы РПЦ выходили за пределы территорий, где исторически располагались православные святыни. Так, в 2010 году церковь получила в собственность лютеранские кирхи в Калининграде, которые едва ли могут представлять ценность для ее прихожан. Местные депутаты перевели под крыло РПЦ почти два десятка строений, в том числе Театр кукол (бывшая Луизенкирха), Калининградскую областную филармонию (кирха Святого Семейства) и замок Инстербург.

Столь скоропалительное решение властей в городе встретили с недоумением. Однако в РПЦ признали спешку в этом вопросе необходимой: в правительстве готовился закон (принятый вскоре после передачи калининградских кирх и замков), по которому религиозные объекты можно передавать только по конфессиональному принципу. То есть православная церковь теперь не может претендовать на лютеранскую кирху, синагогу или мечеть. В итоге здания перешли к РПЦ «ради соблюдения интересов православных верующих, которых в регионе больше, чем католиков и протестантов вместе взятых».

Наиболее заметные, такие как кирха Святого Семейства, в какой-то мере сохранили прежние функции: в зале бывшей филармонии по-прежнему дают органные концерты. Судьба менее заметных построек сложилась иначе: лютеранскую кирху Гумбиннена в городе Гусеве (бывший Гумбиннен) переделали в православный храм. Спустя два года после перехода в собственность РПЦ в довоенном здании начался ремонт — к нему пристроили колокольню, появились золотые купола, стены перекрасили в яркие цвета. Сменилось и название — теперь кирха называется храмом Успения Божией Матери.

В сфере имущественных интересов Калининградской епархии оказались не только религиозные объекты, но и культурные памятники. Тем же постановлением РПЦ отошли семь строений на территории Восточной Пруссии, в том числе средневековые рыцарские замки, которые достались церкви не в лучшем состоянии. Уже в 2010 году унаследованные руины в епархии признали «тяжким бременем» и заявили, что готовы предоставлять их в безвозмездное пользование или за символическую плату. От арендатора требовалось провести полную реставрацию за свой счет. «Это наследие церковь воспринимает скорее как крест, который нужно понести, и понести ответственно», — отмечал глава имущественного отдела Калининградской епархии Виктор Васильев. К сожалению, инвесторов, пожелавших вложиться в исторические развалины, так и не нашлось. Тогда в 2014 году по инициативе церкви началась реставрация одного из тевтонских замков — Брандербурга. На эти цели из федерального бюджета планировалось выделить не менее 29 миллионов рублей, однако кампанию по реконструкции вскоре свернули, развалины огородили забором, а за вход за забор начали взимать плату.

Пример Калининградской области с ее древними руинами не уникален: в стране сотни заброшенных церквей, причем среди них много связанных с историческими событиями. К ним церковноначалие не проявляет особого интереса: более того, в ряде случаев противится восстановлению силами общественников и энтузиастов. «Так происходит из-за формального подхода: если нет прихода, который бы приносил деньги, то и восстанавливать памятник неинтересно. Если он стоит, например, посреди вымершего села, — объясняет председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. — О том, чтобы приложить усилия и не дать ему превратиться в груду кирпича, речи не идет. Местному священнику в небогатом приходе не по силам самостоятельно собирать крупные суммы на восстановление. Деньги в РПЦ распределены неравномерно: все уходит наверх, а в качестве помощи таким объектам ничего не возвращается. Вот и получается, что где-то купола недостаточно блестят, а где-то здание не сегодня-завтра упадет».

Вернуть Богу богово

Не исключено, что по схожему сценарию будет развиваться ситуация вокруг «Херсонеса Таврического». Передача музея-заповедника под управление епархии ставит под угрозу как археологические раскопки на его территории, так и сам факт его существования. Церковь вместе с культовым зданием получает прилегающие постройки, а значит, и право передать их в аренду бизнес-структурам, поясняет специалист по религии и праву, профессор Анатолий Пчелинцев: «Причем необязательно околоцерковным. Хоть банку, хоть нефтяной компании — любой коммерческой организации. Все церковное имущество освобождается от уплаты налогов — таким образом, это выгодно вдвойне».

Законы не запрещают церкви заниматься бизнесом, но есть условие: доходы от коммерческой деятельности должны идти на уставные цели — совершение религиозных обрядов, просветительскую деятельность. В реальности проконтролировать, на что пошли деньги, невозможно, добавляет ученый. «Там 24 объекта недвижимости, которые впоследствии можно сдавать в аренду и получать с этого хорошие деньги. При этом само культовое здание можно использовать по назначению: проводить службы. Но и сегодня никто им этого не запрещает — там и так ведутся богослужения. Поэтому цель очевидна: стать собственником дорогих объектов недвижимости. Неважно где — в Крыму или в другом регионе», — резюмирует профессор.

Несмотря на протесты научной общественности, деятелей культуры и местных активистов, инициатор передачи Херсонеса под управление РПЦ протоиерей Сергей Халюта решительно настроен вернуть «Богу — богово». Пока в епархии генерируют идею, каким мог бы стать заповедник, в Минкульте вопрос называют дискуссионным. По итогам обсуждения станет ясно, сможет ли продолжить свою работу крупнейший научный центр полуострова, или на месте заповедника из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО восстановят монастырь.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(152):

1 234 ... +1
18 +0−0Ivan Ivanov13:49:54
28/01/2017
"На какую недвижимость претендует РПЦ"
Глупый вопрос. На любую - которая стоит дорого и может приносить деньги. Все остальные критерии - второстепенны.
18 +0−0Блудова Татьяна12:38:01
28/01/2017
Сто лет, как церковь отделена от государства. Хотят иметь - пусть сами строят, покупают. Как надоела жадность РПЦ! Песть мерседесы свои продадут - как раз на покупку хватит. А так - сплошное лицемерие, алчность и гордыня, а не церковь. Позорище!!!
17 +0−0Georgy Mikhaylov07:13:34
28/01/2017
лента разразилась серией статей по поводу рейдерства сектантов из рпц! мне сие по нраву
17 +0−0owngrader owngrader06:27:36
28/01/2017
Я давно знал, кто такой гундяев и когда его избрали стало ясно, что неумная
жадность этого бизнес-попа приведет к подобным результатам. Своими действиями
функционеры ОПГ ЗАО РПЦ вызывает ненависть у большинства населения.
Желаю гундяеву обожраться.
17 +0−0Oleg Ruso03:02:23
28/01/2017
А.С.Пушкин: " Кто проповедь читать захочет людям - тот жрать не должен слаще, чем они."
16 +0−0Завхоз Сараев08:12:59
28/01/2017
Как же надоели эти храмы да мечети! Стройте блин школы больницы и детсткие садики!!!! Еще немного и на каждой улице по церкви построят! ПЕРЕБОР уже не кажется???
15 +0−0owngrader owngrader08:16:41
28/01/2017
Великий комбинатор не любил ксендзов.В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа.
-Я сам склонен к обману и шантажу,- говорил он , - сейчас , например, я занимаюсь
выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа,
ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков.

-Фу! Мерзость! Наша "Антилопа" уже пропахла свечками, кружками на построение
храма и ксендзовскими сапожищами.
Ильф и Петров "Золотой теленок".

Господа не дайте себя охмурить, ведь жизнь прекрасна! Нечего убивать время в
темных, потных, пропавших ладаном молельных домах. На улицу, взгляните на
солнце, вдохните полной грудью пьянящий воздух свободы, послушайте пение
птиц с любимой женщиной и продолжайте просто жить - без идолов, а ради себя,
своих родных, близких и друзей. Счастья вам, люди!
15 +0−0Ivan Agashkin03:04:25
28/01/2017
нет более циничной и наглой структуры в современной России, чем РПЦ
14 +0−0Vladimir Rybkin00:41:47
28/01/2017
11 +0−0Vladimir Shishov00:26:28
28/01/2017
Окончательно поехавшая коммерческая организация, денег много, можно продавливать любые решения даже на федеральном уровне.

"Год назад епархии официально отказали: у властей появились опасения, что при переходе РПЦ городу придется взять собор на баланс, что создаст дополнительные нагрузки на бюджет." - сейчас точно также, содержать собор будет город. Сдадут его при этом за 3 копейки. РПЦ его не собирается содержать.

"Вход станет бесплатным, музейные функции памятника культуры федерального значения сохранятся." - нет, уже объявлено о том, что музей должен съехать. Раньше это был музей со служениями, смысл именно в том, чтобы сменить приоритет и выдавить музей.
Вход будет бесплатным, но минимальное пожертвование, без которого не пустят дальше порога, будет по таксе. Такса 500 рублей. И свечи, купленные в другом храме, будут богу этого храма неугодны.
13 +0−0РЕЗОНЁР13:48:06
28/01/2017
Когда же эти толстопузые придурки во главе с Кирюхой обожрутся и полопают?
13 +0−0Сергей Ненашев12:27:57
28/01/2017
От 6$ до 8 $ миллиардов оценивается состояние бедного Кирюши и все мало и все не жрется!!!
13 +0−0валерий франгулян00:48:37
28/01/2017
-8 +0−0Дед Зигирь.00:30:10
28/01/2017
Анафемы не боишься за фразы подобные?
Я что-то сказал не правильно? Кстати,анафеме, эта РПЦ предавала многих достойных людей и что? Достойные люди таковыми и остались,а вот РПЦ нет.
12 +0−0Марсель Валеев07:32:43
28/01/2017
Богу Богово , но какое отношение к нему имеет ООО РПЦ .?
11 +0−0no name18:18:07
28/01/2017
РПЦ должна платить налоги а не сидеть на шее граждан РФ.
11 +0−0Vladimir Shishov00:26:28
28/01/2017
Окончательно поехавшая коммерческая организация, денег много, можно продавливать любые решения даже на федеральном уровне.

"Год назад епархии официально отказали: у властей появились опасения, что при переходе РПЦ городу придется взять собор на баланс, что создаст дополнительные нагрузки на бюджет." - сейчас точно также, содержать собор будет город. Сдадут его при этом за 3 копейки. РПЦ его не собирается содержать.

"Вход станет бесплатным, музейные функции памятника культуры федерального значения сохранятся." - нет, уже объявлено о том, что музей должен съехать. Раньше это был музей со служениями, смысл именно в том, чтобы сменить приоритет и выдавить музей.
10 +0−0Карина Козырева03:02:11
28/01/2017
"Однако в РПЦ признали спешку в этом вопросе необходимой: в правительстве готовился закон (принятый вскоре после передачи калининградских кирх и замков), по которому религиозные объекты можно передавать только по конфессиональному принципу. То есть православная церковь теперь не может претендовать на лютеранскую кирху, синагогу или мечеть. В итоге здания перешли к РПЦ «ради соблюдения интересов православных верующих, которых в регионе больше, чем католиков и протестантов вместе взятых»."
Больше Ада. Теперь понятно почему в 17 с таким остервенением массы громили Церкви.
10 +0−0Alex Diver01:04:25
28/01/2017
Для всех очевидно что деятельность РПЦ это чистый бизнес, который в нашей стране почему то не платит никаких налогов. И вообще у нас по конституции светское государство, так что не должно быть никаких привелегий.
9 +0−0Николай Плужников11:39:39
28/01/2017
А попы у нас бессовестные! Нечего сказать, кроме : Корпорация имени Христа. Мерзко и пакостно после всех этих притязаний.
9 +0−0Владимир Николаевич07:37:38
28/01/2017
В 18 в. церковь перегнула палку настолько, что в итоге полностью лишилась своих земель. Приведу отрывок из работы современного историка (История России / Институт российской истории РАН, под ред. член-корр. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996. – С. 161-162).

«В 40—50-х годах, особенно в конце 50-х годов по всей стране прокатывается могучая волна выступлений монастырских крестьян. Эта категория крестьянства, насчитывающая к середине века около I млн. душ мужского пола, принадлежала монастырям, церквам, церковным иерархам (архиереям и т.д.). Положение монастырских крестьян в этот период отличается особой тяжестью. С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов. Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. Крестьяне Волосова монастыря Владимирского уезда должны были платить до восьми разновидностей денежных поборов, обрабатывать свыше 80 десятин пашен и поставлять в монастырь продуктовый оброк (скот, птицу и т.п.). Подобное положение было в сотнях монастырских вотчин. Резко возросли во второй четверти XVIII в. различного рода работы крестьян по заготовке строительного материала для монастырских построек, по заготовке дров, ремонту церквей и хозяйственных помещений. Просвещенная монастырская братия наряду с традиционным хлебом в зерне и печеным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, крупами, куриными и гусиными яйцами, солеными и сушеными грибами требовала с крестьян и таких оригинальных поборов, как ягоды шиповника или живые муравьи по полфунту с души мужского пола.

Монастырская система управления вотчинами имела множество мелких, но отвратительных кровососов и пиявок в лице приказчиков, сотских, различного рода посыльных от монастырской братии и т.д. Пожалуй, нигде в это время так не расцвело взяточничество и лихоимство, как в монастырских деревнях. Произвол и угнетение монастырских крестьян в 50-е годы достигло высшей точки. В это время резко увеличивается и число крестьянских волнений. В 50-х годах их втрое больше, чем в 30-х (свыше 60 восстаний).
9 +0−0Сергей Камчатский04:25:34
28/01/2017
-9 +0−0pribor sorok0503:52:53
28/01/2017
Автор явно предвзято на проблему посмотрел и публика на ветке соответствующая.
Да и вообще население предвзятое, богохульники. Десятиной надо обложить, образование запретить - чтоб не писали таких пасквилей
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь