Раковый троян

00:03 15/12/2016 Наука и техника
Раковый троян
В больницу больше не ходи.

В Nature опубликованы две работы, которые в будущем могут спасти жизнь миллионов людей. Ученые выяснили, каким образом происходит превращение опухолей в агрессивный метастазирующий рак. Оказалось, что болезнь еще в самом начале развития готовится к быстрому захвату человеческого организма. «Лента.ру» рассказывает об исследованиях американских и немецких ученых.

Рак — коварная болезнь. Одна из главных причин его смертоносности в том, что он умеет незаметно проникать в другие ткани и органы еще в начале своего развития. Когда врач обнаруживает метастазы, уже, как правило, ничего поделать нельзя. Та же самая проблема возникает после того, как опухоль удаляют. Имеющиеся на данный момент методы лечения спасают только 20 процентов прооперированных больных. Исправить ситуацию можно, если выяснить механизм образования метастазов, но ученые очень мало знают об этом процессе.

Тем не менее группе ученых из Школы медицины Икан при госпитале Mount Sinai в США и Регенсбургского университета в Германии удалось узнать, каким образом возникают вторичные злокачественные образования, если основная опухоль была удалена или даже не развивалась. Для этого они использовали животные модели и культуры человеческих тканей, позволяющие проследить за развитием рака молочной железы. Оказывается, злокачественные клетки могут распространяться не только из сформированных опухолей, но и на ранних стадиях развития рака, на которых, как ранее считалось, не образуются метастазы. Эти мельчайшие вкрапления клеток в других тканях и органах и являются главными убийцами.

По словам ученых, это объясняет непонятные ранее явления: например, почему пять процентов больных раком людей имеют метастазы, хотя первичной опухоли у них нет, а также почему так трудно лечить метастазировавшие опухоли. Однако главная польза от исследования заключается в том, что теперь можно сделать химиотерапию более эффективной. Лечение обычно направлено на уничтожение активно делящихся (пролиферирующих) клеток, однако «молчащие» раковые клетки избегают гибели. Первичная раковая опухоль может быть полностью ликвидирована, но зачатки будущих метастазов остаются и ждут своего часа.

Результаты исследования ставят перед учеными и новые вопросы. Остается непонятным, превращаются ли в метастазы сами мигрирующие клетки или они подготавливают почву для других прибывающих из опухоли злокачественных клеток, позволяя им закрепиться.

Научная работа Регенсбургского университета раскрыла механизмы, регулирующие распространение раковых клеток. Ученые проанализировали развитие рака молочной железы на ранних стадиях — протоковой карциномы. Это неинвазивная опухоль, клетки которой пока еще не внедряются в окружающие ткани и не вызывают их гибель. Она возникает в молочных протоках и сама по себе не несет угрозы для жизни, пока не превратится в инвазивную форму рака. Парадокс в том, что 2-3 процента женщин с протоковой карциномой умирают от метастазов.

Ученые объяснили этот феномен тем, что неинвазивная опухоль порождает невидимые метастазы, которые иногда образуются еще до возникновения протоковой карциномы. Эксперименты на мышах показали, что 80 процентов всех метастазов образуется именно из мигрирующих «втихую» клеток, а не из основной опухоли. Интересно, что распространение невидимых клеток зависит от того же механизма, который обеспечивает формирование разветвленных молочных протоков.

Все происходит из-за активации онкогена (гена, способствующего развитию злокачественной опухоли) и отключения гена-супрессора. В результате клетки мигрируют в легкие и другие части тела, где остаются невидимыми до тех пор, пока в них не включается активатор роста, после чего возникают метастазы.

Отключение гена р38, подавляющего рост опухоли, и функционирование онкогена HER2 активирует эпителиально-мезенхимальный переход — процесс, при котором эпителиальные клетки, образующие кожу, трансформируются в мезенхимальные стволовые клетки. Последние способны превращаться в клетки костной ткани, хрящевые и жировые клетки. Они также получают способность мигрировать и внедряться в соседние ткани. Эпителиально-мезенхимальный переход способствует перемещению клеток в процессе эмбриогенеза и развития тканей, однако, как выяснилось, он также помогает распространению рака. Ученые также отметили роль гормона прогестерона, который также влияет на образование молочных протоков.

Включаясь и выключаясь, p38 и HER2, таким образом, способствуют перемещению клеток внутри разветвленной сети протоков. Правильная настройка этого механизма не вредит организму. Но, если p38 дезактивируется на длительное время, а HER2, наоборот, чрезмерно активен, эпителиально-мезенхимальный переход постоянно работает, позволяя раковым клеткам покинуть грудные железы и распространяться по всему организму, попадая в легкие, костный мозг и другие органы.

По мнению ученых, аналогичные процессы могут контролировать распространение и метастазирование других злокачественных опухолей человека, включая меланому и рак поджелудочной железы. Так, было показано, что миграция раковых клеток из поджелудочной железы также связана с эпителиально-мезенхимальным переходом. Сейчас исследователи работают над поиском «переключателя», который заставляет «молчащие» клетки превращаться в смертоносные метастазы. Это позволит узнать, как остановить рост метастазов, убивающих человека.

Александр Еникеев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(57):

1 23+1
6 +0−0Максим Смирнов06:06:42
15/12/2016
-3 +0−0Бейупырей за Родину02:59:46
15/12/2016
Бойтесь учёных, дары приносящих. Вход - рубл, выход - 666 )
В больницу больше не ходи.
6 +0−0Юрий Матвеев01:25:58
15/12/2016
как жаль, что подобные исследования лишний раз показывают, насколько мы далеко от понимания как же работает наше тело. Главное тут - чтобы этим ученым хватило запала....
5 +0−0Алекс Старый09:35:09
15/12/2016
Это очень печально, что человек в 21 веке надумал лететь к Марсу и хочет создать искусственный разум, а все никак не сподобился изучить рак. Это все равно что заботиться о красивой прическе нося обгаженные трусы
4 +0−0Kazuar Kazuar08:08:32
15/12/2016
-8 +0−0Владимир Телеш01:52:47
15/12/2016
Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание, хороший сон. Еще экология, давно доказано что горожане болеют раком намного чаще чем сельские жители. Все эти условия минимизируют возникновение рака и у вас будут шансы прожить нормальную долгую жизнь. А если пить, курить, жрать шашлыки с утра до ночи, мало двигаться, принимать стероиды и безконтрольно лекарства то результат будет обратный.... Если внимательно поглядеть мы ведь сами себе протаптываем дорожку на тот свет
Савелий Крамаров всю жизнь боялся рака. Принимал только здоровую пищу, до такой степени, что даже в гости ходил со своим термосом с диетическими супчиками. Излишне говорить, что не пил и не курил. В 60 лет умер от рака в Америке.
4 +0−0George Wilde07:34:26
15/12/2016
Комментарий удалён.
Выведи их сначала у себя. Начни с головы!
4 +0−0Fat Karlsson02:59:22
15/12/2016
-3 +0−0Александр Казаков00:45:25
15/12/2016
Как бы это жестоко и цинично не звучало но такие заболевания как рак хоть как то сдерживают гигантский рост населения Земли
Плохо сдерживают. Даже СПИД не сдерживает. В Африке есть ареалы, где до 80% населения - носители ВИЧ, но даже в этих ареалах население растет.
3 +0−0Виктор Моршнев12:29:27
15/12/2016
-8 +0−0Владимир Телеш01:52:47
15/12/2016
Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание, хороший сон. Еще экология, давно доказано что горожане болеют раком намного чаще чем сельские жители. Все эти условия минимизируют возникновение рака и у вас будут шансы прожить нормальную долгую жизнь. А если пить, курить, жрать шашлыки с утра до ночи, мало двигаться, принимать стероиды и безконтрольно лекарства то результат будет обратный.... Если внимательно поглядеть мы ведь сами себе протаптываем дорожку на тот свет
моя бабушка.. не пила и не курила.. родила 8 детей.. пережила войну.. одного младшего потеряла из-за голода.. но умерла от рака.. а черчиль.. который пил и курил.. и много ел - прожил 91 год.. мне бы его дорожку протоптать
3 +0−0Александр Костарев07:50:18
15/12/2016
"Рак есть у всех, но не каждый до него доживает" (c)
3 +0−0Владимир Телеш04:17:22
15/12/2016
Комментарий удалён.
ой Катя иди ка ты в ЗАДНИЦУ, на костре вас сжигать спамеров проповедующий средневековую алхимию. Паразиты твою @ать.... да помести ты человека в стерильную колбу он через месяц сдохнет без этих самых "паразитов"
3 +0−0Игорь Смольников02:05:14
15/12/2016
-8 +0−0Владимир Телеш01:52:47
15/12/2016
Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание, хороший сон. Еще экология, давно доказано что горожане болеют раком намного чаще чем сельские жители. Все эти условия минимизируют возникновение рака и у вас будут шансы прожить нормальную долгую жизнь. А если пить, курить, жрать шашлыки с утра до ночи, мало двигаться, принимать стероиды и безконтрольно лекарства то результат будет обратный.... Если внимательно поглядеть мы ведь сами себе протаптываем дорожку на тот свет
всё это хорошо и действительно нужно. Однако:

Опухоль возрастом 225 миллионов лет напугала ученых
Опухоль возрастом 225 миллионов лет напугала ученых

во время изучения останков горгонопса, умершего 225 миллионов лет назад, обнаружили у него одонтому — доброкачественную опухоль, которая развивается при нарушении развития зубной системы.

Отмечается, что одонтома является распространенным типом опухоли среди современных млекопитающих.

Считалось, что подобные опухоли начали развиваться у животных с ходом эволюции, однако исследование подтверждает догадки ученых о том, что она появилась задолго до появления млекопитающих.
2 +0−0Michael Hoff13:41:15
15/12/2016
0 +0−0Евгений Митрофанов13:34:32
15/12/2016
Хохочу ! Это очень плохо, что я ничего не понимаю в этой болезни и не знаю, как её лечить. Два месяца назад, мне из-за рака ампутировали ногу. Вот такие дела !
Желаю вам скорого выздоровления
2 +0−0Дмитрий Волков11:16:20
15/12/2016
5 +0−0Алекс Старый09:35:09
15/12/2016
Это очень печально, что человек в 21 веке надумал лететь к Марсу и хочет создать искусственный разум, а все никак не сподобился изучить рак. Это все равно что заботиться о красивой прическе нося обгаженные трусы
Очень много ресурсов и денег уходит не на фундаментальную прорывную науку, а на удовлетворение низменных интересов обывателей. Так проще и выгоднее. Зачем вкладывать кучу денег в исследования, которые дадут выхлоп неизвестно когда и неизвестно сколько, если можно здесь и сейчас разрабатывать суперультрамегаплоские телеки, смартфоны с суперпроцами и прочие говорящие унитазы.
2 +0−0Sergei Gem02:16:30
15/12/2016
На самом деле поиск механизмов, включающих спящие онкоклетки - задача ключевая. Перед курсом химиотерапии, как не парадоксально, будет стаять задача максимальной активизации сформировавшихся опухолей и пробуждению "молчунов", это сделает терапию многократно эффективней.
2 +0−0Владимир Телеш01:36:39
15/12/2016
-3 +0−0Александр Казаков00:45:25
15/12/2016
Как бы это жестоко и цинично не звучало но такие заболевания как рак хоть как то сдерживают гигантский рост населения Земли
Рак как правило болезнь людей зрелых возрастов. Молодые крайне редко страдают этим заболеванием так что ничего он не сдерживает
1 +0−0Владимир Телеш15:51:19
15/12/2016
2 +0−0Дмитрий Волков11:16:20
15/12/2016
Очень много ресурсов и денег уходит не на фундаментальную прорывную науку, а на удовлетворение низменных интересов обывателей. Так проще и выгоднее. Зачем вкладывать кучу денег в исследования, которые дадут выхлоп неизвестно когда и неизвестно сколько, если можно здесь и сейчас разрабатывать суперультрамегаплоские телеки, смартфоны с суперпроцами и прочие говорящие унитазы.
Ты слегка не прав, я поправлю - зачем вкладывать миллионы если медицина не напрягаясь зарабатывает на нашем здоровье миллиарды
1 +0−0Alexander Kovach15:07:34
15/12/2016
5 +0−0Алекс Старый09:35:09
15/12/2016
Это очень печально, что человек в 21 веке надумал лететь к Марсу и хочет создать искусственный разум, а все никак не сподобился изучить рак. Это все равно что заботиться о красивой прическе нося обгаженные трусы
Это разные области науки. То, что знания упёрлись в одном направлении не обязывает бросить все другие и заставить заниматься учёных другого профиля именно им.
1 +0−0Kazuar Kazuar14:18:06
15/12/2016
0 +0−0Владимир Телеш14:01:02
15/12/2016
Согласен но то что рак не возникает беспричинно на пустом месте, все равно что то есть что то его толкает. Я знаю много людей и врачей в возрасте которые говорят что 50-60 лет назад врачи и знать не знали что такое рак и количество заболевших было единицы на десятки тысяч здоровых а теперь то же количество людей на сотни здоровых, онкологии стало больше, заметно больше так что не надо про "попасть под машину". Никто не спорит что раком болели всегда во все века но вот в последние десятилетия это стало как бич божий
"попасть под машину" - это случайность. Именно это я и имел ввиду, когда говорил о заболевании раком, это тоже случайность. Можно вести ЗОЖ и заболеть раком. А случайность - она и есть случайность. То есть, в данном контексте, неконтролируемое и непредсказуемое совпадение причин, косвенно влияющих на событие, но, в конечном итоге, к событию приведших. Скажем, кто-то где-то выпивал, но почему именно вам он "достался" на дороге- случайность. Как и заболевание раком. Известно, что каждый заболевший без исключения сначала не верит в то, что он заболел. А когда прошёл эту стадию осознания "верю/не верю", задаётся вопросом : почему именно я?
"Почему именно мне встретился пьяный на дороге?"="Почему именно я заболел раком?"
1 +0−0Владимир Телеш13:55:57
15/12/2016
0 +0−0Евгений Митрофанов13:34:32
15/12/2016
Хохочу ! Это очень плохо, что я ничего не понимаю в этой болезни и не знаю, как её лечить. Два месяца назад, мне из-за рака ампутировали ногу. Вот такие дела !
Сочувствую, мой совет читайте внимательно информацию что сможете найти, не только в интернете. К сожалению большая часть наших врачей тупые аки бараны и в средствах лечения полагаться приходится на себя. С 1 ногой жить можно, некоторые одноногие даже просят чтобы их допускали на олимпиады наравне со всеми, тут щас главное чтобы не было рецидива и метастаз. Все зависит от степени дифференциации опухоли и локализации. Если по линии резекции раковых клеток не обнаружено и в ближних лимфатических узлах тоже то шансы полностью выздороветь близки к 100%
1 +0−0Kazuar Kazuar12:25:21
15/12/2016
0 +0−0Владимир Телеш08:40:06
15/12/2016
У него были на то причины, в его родословной чуть ли не каждый второй умирал от рака, предрасположенность к раку передается по наследству, но это не значит что при этом надо пить, курить, жрать копченую колбасу и селедку и пердеть на диване с мыслью " а нафига все равно дуба дам"
"Предрасположенность к раку" есть практически у каждого человека. И ЗОЖ отнюдь не гарантирует того, что болезнь вдруг не возникнет. Заболеть раком - это всё равно, что попасть под машину. Вы можете соблюдать все правила перехода улицы - по зебре, на зелёный свет, но вы не застрахованы от того, что какой-нибудь пьяный придурок
не собьёт вас. Я поддерживаю стремление к здоровому образу жизни, но утверждать, что ЗОЖ 100% гарантия от онкозаболевания никто не может. Курильщиков, например,сотни тысяч. Однако, раком лёгких, как признают врачи, заболевают далеко не все, там очень маленький %.
Просто не помню в абсолютных числах. Рак, при всех достижениях в его лечении, очень мало изучен
1 +0−0Виктор Моршнев12:23:33
15/12/2016
успехов им.. у меня бабушка умерла от рака.. а мама от альцгеймера.. плохая у меня наслелственность..
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь