Понять, но не простить

17:43 25/11/2016 Россия
Понять, но не простить
В данном случае точность важнее красивости. За конструктивный отклик спасибо.

Приговор «няне-убийце», оглашенный вчера Хорошевским судом, шокировал многих не меньше, чем расправа Гюльчехры Бобокуловой над четырехлетней девочкой-инвалидом в феврале 2016 года.

Казалось бы, за такое чудовищное злодеяние, как убийство малолетнего ребенка, преступницу должна ждать самая суровая кара. В былые времена в таких случаях вообще особо не церемонились: поймали бы на месте преступления и устроили бы скорый самосуд — без всяких медицинских экспертиз, адвокатов и юридически дотошных гособвинителей.

Масла в огонь праведного народного гнева (нисколько не иронизирую — возмущение чисто с эмоциональной точки зрения абсолютно объяснимо) подлили СМИ, разразившиеся «разжигающими» заголовками: «Московский суд освободил няню-убийцу от уголовной ответственности», «Няня, убившая ребенка в Москве, избежала уголовного наказания», «Это просто скотство»: в соцсетях возмущаются приговором «кровавой няне» и т.д.

Некоторые издания даже отметились экспресс-опросами на эту во всех смыслах злободневную тему. «А какое бы вы выбрали наказание для обезглавившей ребенка женщины?» — спрашивает своих читателей популярный интернет-ресурс. И получает вполне ожидаемый и по-человечески понятный ответ — смертную казнь!

Но дело в том, что приговор основан на прямом указании закона: согласно части 1 статьи 21 УК РФ, лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности.

Во-первых, игнорировать прямое указание закона суд не имеет права. Если бы принимавшие решение служители Фемиды могли руководствоваться не строгими юридическими нормами, а своим личным, эмоциональным отношением к произошедшей трагедии, то их приговор, пожалуй, не сильно бы отличался от того, что выносят шокированные граждане в уже упомянутых интернет-опросах.

Во-вторых, психологическое освидетельствование обвиняемой осуществлялось не какой-то шарашкиной конторой, а специалистами Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского. Если бы, допустим, дело было политически мотивированным или связанным с какими-то коррупциогенными факторами, то работу криминалистов-профессионалов при большом желании еще как-то можно было бы поставить под сомнение. Но подобных обстоятельств в истории Бобокуловой не просматривается, а посему у нас с вами нет ни прямых, ни даже косвенных оснований не доверять выводам профильного учреждения для проведения сложных судмедэкспертиз. Кроме того, диагноз «шизофрения» был первоначально поставлен гражданке Узбекистана на ее родине.

Далее. Кого-то из граждан смутил тот факт, что Бобокулова не проходила по делу в качестве обвиняемой в совершении террористического акта, хотя первоначально многие СМИ сообщили именно об этом составе преступления как об одной из основных версий трагедии. Но еще в ходе следствия тогдашний официальный представитель СКР Владимир Маркин опроверг активно обсуждаемую в прессе «взрывную» трактовку событий: «Информация, размещенная в ряде СМИ, о том, что в телефоне женщины, подозреваемой в убийстве четырехлетней девочки в Москве, найдены некие контакты экстремистов, не соответствуют действительности». Дальнейшие следственные действия также не выявили причастности представителей террористических группировок к преступным действиям «няни-убийцы».

В итоге Бобокуловой были инкриминированы пункт «в» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство малолетнего), части 2 статьи 167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога) и части 1 статьи 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение о взрыве).

При этом с точки зрения деликтоспособности осужденной (ее способности самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный противоправным деянием) все это, опять же, не имеет значения. Даже если бы Бобокулову признали виновной в подготовке или совершении теракта, она так же была бы приговорена к принудительному лечению в психиатрической больнице ввиду установленной судом невменяемости.

Иными словами, нет оснований усомниться в правосудности вынесенного вердикта, хотя приговор, конечно же, оставляет широкий простор для серьезной общественно-экспертной дискуссии. Например, одной из основных целей уголовного закона, помимо фундаментально важного наказания преступника, является его исправление. Строго говоря, принудительное лечение в стационаре закрытого типа в той или иной степени отвечает обеим этим целям и ни в коем случае не равносильно освобождению. Но вполне можно понять тех граждан, которые не готовы разделить такой юридически выверенный, но эмоционально дискомфортный подход.

Вызывает вопросы степень открытости следствия и суда по столь резонансному делу и их готовность снять очевидную общественную напряженность, своевременно разъясняя гражданам позицию правосудия и «юридическую логику» происходящего. Да, учитывая закрытый характер процесса, какие-то его детали не подлежат огласке, но и это можно объяснить людям, которые не на шутку встревожены информацией об отказе от уголовного преследования жестокой убийцы.

Надо признать: этого не было сделано в должной мере. Ведь власть — что судебная, что законодательная, что исполнительная — так и не научилась вести открытый и равный диалог с обществом. Именно это прискорбное обстоятельство, а не какие-то процессуальные нарушения (которых на поверку-то и нет), больше всего беспокоит людей, порождает недоверие к судебному решению и волну самых радикальных трактовок.

Чтобы разрешить эту коллизию и хотя бы отчасти снять накал совершенно оправданных страстей, необходимо обстоятельно, терпеливо и методично разъяснять гражданам очевидные для любого юриста тонкости подобных резонансных процессов.

Дело Бобокуловой наглядно продемонстрировало, что на этом фронте российской судебно-правоохранительной системе предстоит поистине титаническая работа.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(34):

1 2+1
5 +0−0Артемий Уткин20:43:08
25/11/2016
3 +0−0Alexander Vedrussov19:54:01
25/11/2016
Всё просто: точный термин ("судебно-психиатрическая экспертиза") был заменен на синоним (не совсем точный, как Вы верно подметили) во избежание тавтологии (ввиду наличия в предложении слова "психиатрия"), что хотя и является правильным грамматически, не совсем верно фактологически.

Учтем на будущее.

С наилучшими пожеланиями, "поколение непрофессионалов"
В данном случае точность важнее красивости. За конструктивный отклик спасибо.
4 +0−0Alex Zan23:34:06
25/11/2016
1 +0−0Andrey Menshov22:05:57
25/11/2016
Очень жаль родителей девочки. Из того, что писали СМИ, я не верю в диагноз. По улицам ходит много людей с похожим диагнозом, и они совершают много странных поступков, только детям головы они не режут. Диагноз могла бы косвенно подтвердить статистика совершения убийств больными шизофренией, но ее нет. И если она действительно больна, почему бы ее не отправить в Узбекистан? Есть надежда на выздоровление? Непростое дело...
Если вы думаете, что она избежала наказания - то вы сильно ошибаетесь. В некоторых отношениях психбольница - гораздо хуже, чем тюрьма. Во-первых, это навсегда. Даже если её и выпустят "на волю" - это произойдет не в крупном городе, а в тихом Богом забытом местечке, среди таких же как она, и под строжайшим надзором. Во-вторых, методы лечения психиатрических заболеваний сегодня мало чем отличаются от пыток. Скорее всего, в психбольнице её как буйную подвергнут лоботомии, и она превратится в безобидный овощ. Так что это большой вопрос, что лучше
А девочку жаль.. Не повезло ей конкретно
4 +0−0Dmitry Smirnov21:05:41
25/11/2016
-3 +0−0vova ivanov18:16:52
25/11/2016
Приговор нас учит как не надо делать. Смертную казнь надо восстановить. И сократить судебную канитель. Дискуссии о психических особенностях убийцы абсолутно бессмысленны и не имеют отношения к делу. Убил - на расстрел. Смысл наказания не в том кто осужден: смысл его в воспитании общества. В Китае говорят: накажи одного - предостереги десять. Наказания должны внушать ужас, чтобы мысли о нарушении закона не мелькало. Только так можно навести порядок. И никаких психологов в суде.
Ты, вроде, мясо резал, так в раковине нож лежит со следами крови, очень похожий на тот, которым в соседнем квартале зарезали кого то. Сходи, помой его с хлоркой, вдруг не все ещё новости опубликовали.. У нас со следствием то так прекрасно всё и оправдательных приговоров в суде 0,5%.
3 +0−0Alex Zan23:39:46
25/11/2016
-3 +0−0vova ivanov18:16:52
25/11/2016
Приговор нас учит как не надо делать. Смертную казнь надо восстановить. И сократить судебную канитель. Дискуссии о психических особенностях убийцы абсолутно бессмысленны и не имеют отношения к делу. Убил - на расстрел. Смысл наказания не в том кто осужден: смысл его в воспитании общества. В Китае говорят: накажи одного - предостереги десять. Наказания должны внушать ужас, чтобы мысли о нарушении закона не мелькало. Только так можно навести порядок. И никаких психологов в суде.
Если бы всё было так просто... Опыт того же Китая свидетельствует, что преступлений меньше не становится. Да, стало гораздо меньше коррупционеров, почти исчезли наркотики. Но некоторые категории преступлений - бытовые конфликты, уличные конфликты, убийства в состоянии аффекта и/или алкогольного опьянения - почти не поддаются "прессингу" карательных органов. То есть меньше их не становится.
И опыт нашей страны (пресловутые 30-е) говорит, что строгость карательных органов - это тупик, путь в никуда. Такой прессинг убивает в людях инициативу, новаторство, нешаблонное мышление и в конечном итоге наносит обществу несравнимо больший вред, чем преступление отдельного человека.
3 +0−0Alexander Vedrussov19:54:01
25/11/2016
3 +0−0Ком .19:33:44
25/11/2016
К автору. Александр Ведруссов, полагаете, что в отношении Бобокуловой проводилось психологическое освидетельствование? Ошибаетесь. Коль уж именно решение врачей оказалось решающим в сложившейся ситуации, могли бы поинтересоваться у сведущих людей, как правильно называется эта процедура. Называется она судебно-психиатрической экспертизой. Полагаю, что в данной ситуации проводилась стационарная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Никак не "психологическое освидетельствование". И кстати, психологи и врачи-психиатры - это две большие разницы. Таки вы - директор аналитического центра?! Ох уж это поколение непрофессионалов
Всё просто: точный термин ("судебно-психиатрическая экспертиза") был заменен на синоним (не совсем точный, как Вы верно подметили) во избежание тавтологии (ввиду наличия в предложении слова "психиатрия"), что хотя и является правильным грамматически, не совсем верно фактологически.

Учтем на будущее.

С наилучшими пожеланиями, "поколение непрофессионалов"
3 +0−0Ком .19:33:44
25/11/2016
К автору. Александр Ведруссов, полагаете, что в отношении Бобокуловой проводилось психологическое освидетельствование? Ошибаетесь. Коль уж именно решение врачей оказалось решающим в сложившейся ситуации, могли бы поинтересоваться у сведущих людей, как правильно называется эта процедура. Называется она судебно-психиатрической экспертизой. Полагаю, что в данной ситуации проводилась стационарная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Никак не "психологическое освидетельствование". И кстати, психологи и врачи-психиатры - это две большие разницы. Таки вы - директор аналитического центра?! Ох уж это поколение непрофессионалов
2 +0−0№-211097820:25:11
25/11/2016
Какое-то время назад Лента писала про то, как пьяный папаша забил свою 3х летнюю дочь ремнем до смерти. Особого интереса это происшествие не вызвало, равно как и требований вернуть смерную казнь и прочее. Почему? Не Москве случилось? Или забить ремнем менее эффектно чем отрезать голову? Ау журналсты - этого папашу хоть посадили? И много дали? А которые младенцев из окон выкидывают, чтобы пить не мешали - им что то бывает?
1 +0−0Сергей Владимирович20:22:28
26/11/2016
0 +0−0no_ _name08:35:04
26/11/2016
Автор статьи пишет в былые времена в таких случаях не церемонились бы: поймали бы на месте преступления и устроили бы скорый самосуд без всяких экспертиз, адвокатов. Хочу возразить автору , в былые времена государство заботилось о своих гражданах, невменяемые люди не ходили по улицам и не работали с детьми. В СССР были интернаты для больных детей их лечили за дарма а теперь всем миром собираем на лечение больных детей. И еще не у всех в России есть адвокаты и деньги на адвокатов, а есть следственные органы кто очень хорошо может выбить признание. И никому нет дела до тех, кого сажают на основании выбитых признаний. ( Ну а как вышибают признания мы уже знаем, для таких нужд нужна бутылка и желающих поиграть в бутылочку). Двойные стандарты в России теперь норма. МИГРАНТЫ В РФ живут как у Христа за пазухой у капиталистической власти.А зачем России принимать невменяемых мигрантов, если власть не может отследить кто к нам едет на работу, Как психически больная Бобокулова оказалась в РФ да еще работала с больным ребенком. и сколько таких невменяемых живет в РФ? В перестроичной РФ двойные стандарты. а самое страшное , что суд в РФ коррумпирован. Правды не найдешь у кого бабло то и прав. Бог судья семейству БОБОКУЛОВЫХ, и отвечать за это убийство все равно придется только перед БОГОМ.
Какого бога. Вы помните ради кого она это сделала.
1 +0−0Сергей Владимирович20:19:19
26/11/2016
А по моему очевидно,что наша правовая система в отношении мигрантов всячески старается занизить и увести от настоящих мотивов.Ни кто не хочет ни признавать, ни тем более называть вещи своими именами. Пример: банда ГТА, из убийц исламистов сделали просто грабителей. С Бабакуловой случай аналогичный. Уверен, ни на каком учете она ни где не стояла.Если даже и была, то почему ни кто не несет ответственности за многолетние ее прибывание в нашей стране. И сколько в России таких ненормальных приезжих которые ждут своего часа.
1 +0−0vova ivanov17:45:55
26/11/2016
1 +0−0Alex Zan15:22:56
26/11/2016
Затем, что она БОЛЬНОЙ человек. Понимаете? Психиатров из института им. Сербского вокруг пальца не обведешь, это 100%, там профессионалы высочайшей квалификации. В нормальном, вменяемом состоянии она бы этого никогда не сделала. Поэтому можете не прощать, но хотя бы поймите это
А что, здоровье не позволяет встать к стенке? Остальное не играет роли. Смертная казнь - воспитание для общества. Чтобы люди знали страх божий.
1 +0−0Александр Тронин16:56:34
26/11/2016
"В былые времена в таких случаях вообще особо не церемонились: поймали бы на месте преступления и устроили бы скорый самосуд" - ну так власть и не хочет былых времён так как после расправы над няней пошли бы и влась заодно бы повесили рядом с ней.
1 +0−0Alexander Vedrussov16:24:03
26/11/2016
0 +0−0no_ _name08:35:04
26/11/2016
Автор статьи пишет в былые времена в таких случаях не церемонились бы: поймали бы на месте преступления и устроили бы скорый самосуд без всяких экспертиз, адвокатов. Хочу возразить автору , в былые времена государство заботилось о своих гражданах, невменяемые люди не ходили по улицам и не работали с детьми. В СССР были интернаты для больных детей их лечили за дарма а теперь всем миром собираем на лечение больных детей. И еще не у всех в России есть адвокаты и деньги на адвокатов, а есть следственные органы кто очень хорошо может выбить признание. И никому нет дела до тех, кого сажают на основании выбитых признаний. ( Ну а как вышибают признания мы уже знаем, для таких нужд нужна бутылка и желающих поиграть в бутылочку). Двойные стандарты в России теперь норма. МИГРАНТЫ В РФ живут как у Христа за пазухой у капиталистической власти.А зачем России принимать невменяемых мигрантов, если власть не может отследить кто к нам едет на работу, Как психически больная Бобокулова оказалась в РФ да еще работала с больным ребенком. и сколько таких невменяемых живет в РФ? В перестроичной РФ двойные стандарты. а самое страшное , что суд в РФ коррумпирован. Правды не найдешь у кого бабло то и прав. Бог судья семейству БОБОКУЛОВЫХ, и отвечать за это убийство все равно придется только перед БОГОМ.
Во многом согласен.

"Былые времена" - это не про СССР, конечно же. Тогда как раз порядок был и такое просто нельзя даже представить было...
1 +0−0Alex Zan15:22:56
26/11/2016
1 +0−0vova ivanov05:54:34
26/11/2016
А зачем этот садизм за казенный счет? Расстрелять - и дело с концом. На том свете разберутся с ее психикой. Нет смысла убийц содержать.
Затем, что она БОЛЬНОЙ человек. Понимаете? Психиатров из института им. Сербского вокруг пальца не обведешь, это 100%, там профессионалы высочайшей квалификации. В нормальном, вменяемом состоянии она бы этого никогда не сделала. Поэтому можете не прощать, но хотя бы поймите это
1 +0−0№-185647513:40:31
26/11/2016
-1 +0−0ru ru20:31:46
25/11/2016
Гульчехру нужно было просто депортировать, чтобы не тратить деньги на лечение.
ее и депортируют сейчас. А надо было казнить, чтобы родители могли жить.
1 +0−0№-185647513:39:55
26/11/2016
4 +0−0Alex Zan23:34:06
25/11/2016
Если вы думаете, что она избежала наказания - то вы сильно ошибаетесь. В некоторых отношениях психбольница - гораздо хуже, чем тюрьма. Во-первых, это навсегда. Даже если её и выпустят "на волю" - это произойдет не в крупном городе, а в тихом Богом забытом местечке, среди таких же как она, и под строжайшим надзором. Во-вторых, методы лечения психиатрических заболеваний сегодня мало чем отличаются от пыток. Скорее всего, в психбольнице её как буйную подвергнут лоботомии, и она превратится в безобидный овощ. Так что это большой вопрос, что лучше
А девочку жаль.. Не повезло ей конкретно
Она фактически избежала наказания, между Узбекистаном и Россией действует соглашение о выдаче совершивших преступления психиатрических больных. ЕЕ очень скоро отправят на родину и вопрос, как быстро выпустят?
1 +0−0vova ivanov05:54:34
26/11/2016
4 +0−0Alex Zan23:34:06
25/11/2016
Если вы думаете, что она избежала наказания - то вы сильно ошибаетесь. В некоторых отношениях психбольница - гораздо хуже, чем тюрьма. Во-первых, это навсегда. Даже если её и выпустят "на волю" - это произойдет не в крупном городе, а в тихом Богом забытом местечке, среди таких же как она, и под строжайшим надзором. Во-вторых, методы лечения психиатрических заболеваний сегодня мало чем отличаются от пыток. Скорее всего, в психбольнице её как буйную подвергнут лоботомии, и она превратится в безобидный овощ. Так что это большой вопрос, что лучше
А девочку жаль.. Не повезло ей конкретно
А зачем этот садизм за казенный счет? Расстрелять - и дело с концом. На том свете разберутся с ее психикой. Нет смысла убийц содержать.
1 +0−0Andrey Menshov22:05:57
25/11/2016
Очень жаль родителей девочки. Из того, что писали СМИ, я не верю в диагноз. По улицам ходит много людей с похожим диагнозом, и они совершают много странных поступков, только детям головы они не режут. Диагноз могла бы косвенно подтвердить статистика совершения убийств больными шизофренией, но ее нет. И если она действительно больна, почему бы ее не отправить в Узбекистан? Есть надежда на выздоровление? Непростое дело...
1 +0−0Dmitry Smirnov20:59:15
25/11/2016
2 +0−0№-211097820:25:11
25/11/2016
Какое-то время назад Лента писала про то, как пьяный папаша забил свою 3х летнюю дочь ремнем до смерти. Особого интереса это происшествие не вызвало, равно как и требований вернуть смерную казнь и прочее. Почему? Не Москве случилось? Или забить ремнем менее эффектно чем отрезать голову? Ау журналсты - этого папашу хоть посадили? И много дали? А которые младенцев из окон выкидывают, чтобы пить не мешали - им что то бывает?
Сажают, а то как же.. разумеется, ежели эти пьяные граждане начнут убивать чужих детей, отрезать им головы и гулять по улице с крикамиХВ! или ,Аллах велик, как кричала сумасшедшая иностранка Бобокулова, резонанс будет, можно не сомневаться. Проблема в том, что вокруг дела была не только сумасшедшая, были какие то ещё странные люди, которые на сцене правосудия не присутствуют, было общение в социальных сетях, радикально настроенные родственники, было трудоустройство психически больного человека, если "в белую" - то почему никто не сидит, если "в чёрную" тоже самое? Параллельно возникает вопрос, сколько ЕЩЁ социально опасных психически больных граждан других государств решают у нас свои материальные проблемы? Сколько из них находится в бегах, сколько из тех, кто в бегах реально разыскивается на родине а сколько нет, сколько из них гастролёров, для которых "комфортабельные общежития" крыша, а сколько тех, кому патент был приобретён в обмен на паспорт.. итд, итп.. А нам показывают государственного чиновника, который себе премию выписал на почте в полтора ляма зелени и не понимает, почему все так возбудились, совершенно искренне, и милиционера у которого дома лежит четверть миллиарда баксов.. запросто так. Чото я делаю не так..
0 +0−0Иван Бульцер22:49:15
26/11/2016
1 +0−0Andrey Menshov22:05:57
25/11/2016
Очень жаль родителей девочки. Из того, что писали СМИ, я не верю в диагноз. По улицам ходит много людей с похожим диагнозом, и они совершают много странных поступков, только детям головы они не режут. Диагноз могла бы косвенно подтвердить статистика совершения убийств больными шизофренией, но ее нет. И если она действительно больна, почему бы ее не отправить в Узбекистан? Есть надежда на выздоровление? Непростое дело...
Что на самом деле творят шизофреники, обычным людям лучше не знать. Если бы вы имели несчастье почитать уголовные дела и истории болезни "пациентов" экспертных отделений института Сербского, вам бы всякие "ганибалы Лекторы" показались бы добрыми дедами морозами. Развесить кишки собственной дочери на люстре с целью изгнания дьявола - обычное дело. Особая статья - судебная сексология. Там даже видавшие виды психиатры не выдерживают.
Статистика есть, конечно. Закрытая, большей частью. Потому, что не все ужасы жизни обывателю и СМИ нужно знать.
В качестве резюме скажу - от шизофреника не спасешься. Если он захочет вас убить - убьет. Предугадать ход его мыслей и действий крайне сложно. Испугать наказанием, в том числе и смертной казнью, нельзя.
0 +0−0Алексей Фокин22:08:08
26/11/2016
0 +0−0vova ivanov05:51:52
26/11/2016
Чистое вранье. Сингапур несколько лет назад держал два мировых рекорда: по числу казней на душу (через повешение) и самую низкую в мире преступность. Там вешают, кроме убийства, за наркотики и за крупные финансовые преступления. За плевание на улице - порка. Вот так достигают качества жизни.
Чистое вранье - сравнивать Сингапурское качество жизни с Российским.

Там городок в 3,5 раза меньше Москвы (и по площади и по населению).

И через этот городок проходит под ЧЕТВЕРТЬ ВСЕГО МИРОВОГО ТОВАРООБОРОТА. Это настолько гигантские деньги, что и колумбийское наркобароны и саудовские принцы плачут горючими слезами от зависти.

При этом местные живут в большом стеснении, при фактической военной диктатуре, а большая часть населения не может позволить себе банальную покупку автомобиля.

Преступность низкая за счет беспрецендентно-жестоких законов и крайне суровой полиции. Но личной свободы там очень мало.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь