От полученных РАН

00:10 24/11/2016 Россия
От полученных РАН

В среду, 23 ноября, под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета по науке и образованию, в ходе которого обсуждался проект Стратегии научно-технологического развития России. Однако запомнится это событие не дискуссиями о размытой терминологии в тексте, а тем, как глава государства публично отчитал ослушавшихся его чиновников. Год назад он попросил госслужащих не участвовать в выборах Российской академии наук, но не все вняли запрету. Подробности заседания и имена провинившихся академиков — в материале «Ленты.ру».

Полтора года назад, в июле 2015-го глава государства дал поручение разработать Стратегию научно-технологического развития России. Со стороны правительства за подготовку документа отвечало Министерство науки и образования, аналитическое обеспечение осуществлялось Центром стратегических разработок. Непосредственное участие в работе принимали более 200 экспертов. В обсуждении — три тысячи. Итоговый документ Путин охарактеризовал как обстоятельный и взвешенный.

В ходе заседания совета президент призвал поддержать уровень расходов на фундаментальную науку, «несмотря на непростую ситуацию». «Сэкономив здесь сегодня, мы будем, безусловно, безнадежно отставать завтра — и допустить этого не можем», — предупредил он. Путин также потребовал прекратить практику «размазывания» финансирования между исследователями и направлять деньги эффективным коллективам. По его словам, именно на этих принципах работает Российский научный фонд, бюджет которого в 2017 году увеличится до 17,7 миллиардов рублей. Кроме того, науку продолжат финансировать из доходов «Роснефтегаза», оттуда поступит 11 миллиардов рублей.

Цель стратегии, по словам Путина, — создание мощной технологической базы. Эту задачу в ближайшие десятилетия предстоит решить талантливой молодежи. Но как ее удержать в стране? «Им непонятно, где и как они будут работать. А у тех, кто хочет их забрать, особенно подальше от родных рубежей, — у них есть такое понимание, и их просто туда приглашают, и они часто туда уезжают», — отметил Путин.

Помощник президента, бывший министр образования Андрей Фурсенко признал, что обсуждение стратегии шло непросто, однако в итоге проект был согласован с правительством и принят профессиональным сообществом. Фурсенко оговорился лишь о неких «редакционных добавлениях». При этом на заседании совета почти каждый выступавший был готов вписать или переписать множество строк документа.

«В последнее время я видел с десяток концепций. Кто их только не писал! Но все остались на бумаге», — вступил в дискуссию глава РАН Владимир Фортов. По его мнению, принятие документа — это лишь 5 процентов дела. В стратегии есть недочеты. К примеру, совершенно лишний пункт о кружках в школе. Фортов призвал оставить в документе только «серьезные концептуальные вещи».

Вопросы к тексту возникли и у вице-премьера правительства Аркадия Дворковича. Упомянув о своем «неплохом образовании, полученном в Московском университете», он признался, что просто не понимает некоторых фраз. И не видит четкого определения отдельных терминов. «Также ряд приоритетов требует более четких формулировок с тем, чтобы было понятно, что именно мы хотим делать, что именно мы хотим обеспечить. Иначе эти слова так и останутся лозунгами», — подчеркнул Дворкович. И рекомендовал авторам «попроще писать».

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков на заседании совета бил тревогу по другому поводу. Новая волна промышленной революции создает угрозы для российской экономики, федерального бюджета и национальной безопасности страны, считает он.

По словам Пескова, «подрывные инновации» забирают маржу «с наших с вами рынков, с которых мы формируем бюджет», и нацелены на то, чтобы подорвать конкурентоспособность российских компаний. Так, китайский ретейлер Alibaba продает товаров на 1 миллиардов долларов в день, а капитализация сервиса такси Uber сравнима с рыночной стоимостью «Роснефти», привел примеры Песков.

Чтобы убедить собравшихся в справедливости своих опасений, он вспомнил строчки из интернационала «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем». «Не думаю, что они ставят целью разрушить, — охладил его пыл президент. — Они просто работают современным способом, не нужно подозревать их в подрывной деятельности». Впрочем, вскоре он и сам едва сдерживал гнев.

Путин потребовал от главы РАН объяснить, почему в академики были приняты некоторые чиновники из Управделами президента, ряда министерств и ФСБ. Президент напомнил, что в октябре прошлого года он попросил своих коллег воздержаться от участия в выборах новых сотрудников РАН, поскольку, по его мнению, чиновники должны заниматься своими непосредственными обязанностями. Просьба была оформлена в письменном виде. Но судя по всему, проигнорирована некоторыми любителями науки.

Выборы в РАН состоялись в конце октября. В результате академиками стали 176 ученых, членами-корреспондентами — 323. Это самые масштабные выборы за всю историю академии, обезлюдевшей за годы реформы, запущенной в 2013 году. Кроме того, многие ученые преклонных лет ушли из жизни. Выборы должны были омолодить науку.

Путин на заседании совета не называл конкретных имен. Но информация о действующих академиках и членах-корреспондентах доступна на сайте РАН. Как следует из материалов, с 2016 года академиком числится член Совета Федерации от Республики Бурятия Арнольд Тулохонов, однажды предложивший перенести столицу ближе к географическому центру страны. Кроме того, он довольно известный исследователь озера Байкал.

в списках новых членов-корреспондентов — заместитель министра внутренних дел РФ, начальник следственного департамента Александр Савенков, начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ РФ Василий Христофорова.

В официальном списке кандидатов в члены-корреспонденты и академики РАН указана министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она подала заявку на присвоение звания академика в отделении медицинских наук. Однако осенью отозвала свою кандидатуру с выборов.

Есть в списке претендентов сенатор — председатель комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас (отделение общественных наук). В перечне тех, кого выбрали, его фамилии нет.

Кроме того, среди новых членкоров значится Александр Дворкович (отделение нанотехнологий и информационных технологий), которого называют родственником российского вице-премьера.

«Зачем вы это сделали? Они такие крупные ученые, что без них Академия наук обойтись не может? И что мне теперь делать?», — задал вопрос Путин президенту РАН. Фортов, смутившись, оценил новоявленных членов академии как «достойных того, чтоб их избрали». Глава РАН подчеркнул: все указанные лица «сказали, что они получили разрешение от своих руководителей». Путина ответ не устроил.

«Ну значит, крупные ученые?» — еще раз уточнил президент.

«Получается, что так», — растерянно пожал плечами Фортов.

«Я думаю, что я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления», — сделал вывод Путин.

В результате концовка заседания оказалась скомканной. Члены совета с поникшими лицами перебирали кипы бумаг на столах и не решались вступить в дискуссию. Владимир Путин, выйдя к журналистам, прояснил свою позицию на этот счет: его письменный запрет касался тех, кто принял участие в выборах РАН в этом году.

«А как же вот глава Чечни? Он тоже академик», — решил кто-то поинтересоваться.

«Послушайте, у нас много структур, которые называются академиями, но я имею в виду большую академию», — ответил Путин. Его возмутили нарушившие запрет и дисциплину. Тем, «кто выбрал для себя творческую исследовательскую работу», он пожелал успехов.

По словам Фортова, вопрос о дальнейшей судьбе госслужащих, избравшихся в РАН, должен решить президент, исходя из того, «доволен он сотрудниками своими и есть ли к ним претензии». И уточнил, что избранные академики и член-корреспонденты РАН не могут лишиться этого статуса.

Татьяна Меликян

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(202):

1 2 345 ... +1
5 +0−0andrey nekrasov07:28:22
24/11/2016
5 +0−0Сергей Фокин05:21:12
24/11/2016
Нет, тут прибавкой не пахнет. За степень доплачивают только преподавателям и занимающимся научной деятельностью. Причем суммы мизерные. Если в ВУЗе ты занимаешь административную должность, то за степень уже не платят. Для чиновников это своеобразный престиж - мол, смотрите какой я крутой, я типа, еще и ученый. Но это еще и стратегия. Ведь ученая интеллигенция крайне критично настроена к власти. А тут чинуша отвечает - чё Вы тут выпендриваетесь, я сам доктор! Доход тоже может быть, но косвенный. При правительстве постоянно создаются всякие комиссии по проблемам науки. Туда приглашают не столько ученых, сколько представителей министерств. Разумеется, что в первую очередь, в такую комиссию попадет чинуша с ученой степенью, и получит за псевдоработу нехилые деньги... Кстати, в статье указано, что с концепцией не согласен даже глава РАН. Т.е. концепцию писали опять сторонние от науки деятели.
В думских дебатах супераргумент: " я учёный,а ты г.но".
5 +0−0Алексей Курганов07:24:35
24/11/2016
4 +0−0Мэлс Босяткович05:19:51
24/11/2016
Посмотрят, что им выгоднее, и примут взвешенное решение. Лучше всего, конечно, получать свои 150 т.р. как академик и не париться, но круче всего остаться при Путине и получать свои так много, что в среднем будет куда как больше, чем 150 т.р. Но надо париться на заседаниях, иногда подставлять попку и вазелин.
Да. всё логично. МОжет, я чего-то не понимаю но с какими рожами они , если останутся этими самыми "академиками", будут сидлеть на тех же учёных советах? Они же КЛОУНЫ! Они же в науке нихира не понимают!
5 +0−0Сергей Фокин05:21:12
24/11/2016
4 +0−0Анатолий Булгарин05:01:02
24/11/2016
Какой политик или чинуша откажется от пожизненной кандидатской или докторской "прибавки"?
Нет, тут прибавкой не пахнет. За степень доплачивают только преподавателям и занимающимся научной деятельностью. Причем суммы мизерные. Если в ВУЗе ты занимаешь административную должность, то за степень уже не платят. Для чиновников это своеобразный престиж - мол, смотрите какой я крутой, я типа, еще и ученый. Но это еще и стратегия. Ведь ученая интеллигенция крайне критично настроена к власти. А тут чинуша отвечает - чё Вы тут выпендриваетесь, я сам доктор! Доход тоже может быть, но косвенный. При правительстве постоянно создаются всякие комиссии по проблемам науки. Туда приглашают не столько ученых, сколько представителей министерств. Разумеется, что в первую очередь, в такую комиссию попадет чинуша с ученой степенью, и получит за псевдоработу нехилые деньги... Кстати, в статье указано, что с концепцией не согласен даже глава РАН. Т.е. концепцию писали опять сторонние от науки деятели.
5 +0−0Александр Малкин02:25:42
24/11/2016
"начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ РФ Василий Христофорова."
Не пойму ,гей ,что-ли ?
5 +0−0Pavel Golyakevich00:46:46
24/11/2016
Товарищи ученые, кончайте поножовщину,
Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидрид,
Садитеся в полуторки, валяйте к нам в Тамбовщину,
А гамма-излучение денек повременит.
4 +0−0Илья Павлов15:12:59
24/11/2016
-1 +0−0Diana Grigorieva15:07:39
24/11/2016
Какой пастух - такое и стадо!...И удивлённого из себя строит...
Ты себя, ессесенно, считаешь исключением из стада?
4 +0−0Вадим Бирюков14:20:39
24/11/2016
2 +0−0Андрей КазловЕдов12:06:55
24/11/2016
Все не нажрутся.Все мало.
Вселенная имеет границы. Глупость и жадность - нет.
4 +0−0Avl Avl13:07:57
24/11/2016
Как-то главный академик Фортов слабо умеет формулировать свои мысли. Мямлит, как нашкодивший школьник. Типа, это не я, это они там сами избираются.
4 +0−0Ivan Ivanov11:36:15
24/11/2016
8 +0−0Сергей М11:26:44
24/11/2016
«Ну значит, крупные ученые?» — еще раз уточнил президент.
«Получается, что так», — растерянно пожал плечами Фортов.
«Я думаю, что я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления»

Ай молодца Владимир Владимирович. Понравилось его выступление!
Путин затроллил Фортова ?) лучше бы он его расстрелял. не? =)
4 +0−0aprel_iris11:02:06
24/11/2016
Это показывает какой он сам хреновый
руководитель.
4 +0−0Иван Иванов09:40:52
24/11/2016
-2 +0−0№-208956609:27:54
24/11/2016
А как же Киссинджер, которого с подачи Путина кстати сделали "академиком" РАН?
А как же Кадыров, которого Путин не увольняет, хотя того сделал "академиком"?
Кадыров не академик, не нужно врать. Кадыров в РАЕН, а РАЕН это псевдоакадемия, не имеющая никакого отношения к науке.
РАЕН занимается торсионными полями, альтернативной хронологией, уфологией, экстрасенсами и прочим гoвнoм.
4 +0−0Сергей Иванов07:21:46
24/11/2016
я же говорю, институты не работают, работают регалии и звания, так эти ущербные чувствуют себя, типа полноценными
...а во главе на "лихом коне" Чубайс)))))))))))))))))
4 +0−0Камиль Хайрутдинов05:24:32
24/11/2016
Чиновников получивших и имеющие научные степени в науку немедлено,а не угрозы.Надо поднимать научные разработки России,а не забугорных стран.
4 +0−0Мэлс Босяткович05:19:51
24/11/2016
6 +0−0Алексей Курганов01:08:48
24/11/2016
Уже сегодня все эти "выдающиеся академики" стройными и радостными рядами понесут Путину заявления об отказе от учёных званий. Это называется, хохот в зале.
Посмотрят, что им выгоднее, и примут взвешенное решение. Лучше всего, конечно, получать свои 150 т.р. как академик и не париться, но круче всего остаться при Путине и получать свои так много, что в среднем будет куда как больше, чем 150 т.р. Но надо париться на заседаниях, иногда подставлять попку и вазелин.
4 +0−0Анатолий Булгарин05:01:02
24/11/2016
10 +0−0Сергей Фокин04:20:08
24/11/2016
Давно не воспринимаю нашего президента, но здесь сказано по делу. Власть имущие совсем зажрались. У нас странная ситуация - ученому для получения степени настроили массу барьеров, а наши политики и чинуши, кого не возьми, все доктора. Однако обольщаться не стоит - сказано в интонации "припугнул". Тут нужно не говорить, а сразу увольнять.
Какой политик или чинуша откажется от пожизненной кандидатской или докторской "прибавки"?
4 +0−0John Klark00:47:59
24/11/2016
Комментарий удалён.
Хммм, значит Кадыров академический ум России? Или Вы не понимаете как эти степени/звания получают высокопоставленные чиновники?
При всэм моём неуважении к Путину в данном вопросе согласен с ним полностью - если нельза лишить продуманных звания (липового) академика нужно лишить хотя-бы кормушки.
PS: Особенно понравилось как он академика Кадырова опустил - «Послушайте, у нас много структур, которые называются академиями, но я имею в виду большую академию»
3 +0−0Игорь Колыванов16:32:48
24/11/2016
Ай-яй-яй, пригрозил, любит как родных детишек, балует. Хоть бы ремня дал что-ли. Их расстреливать с конфискацией пора, а он как нянечка в детском саду. Дал бы этим хитро-попым холуям двушечку. То-то бы забегали, по крайней мере может шелуха бы осыпалась.
3 +0−0Воробьев Владимир15:33:09
24/11/2016
С этого надо было в 98 году начинать, а сейчас поздно, баня сгорела.
3 +0−0Joseph Chariso15:07:15
24/11/2016
1 +0−0№-185633712:30:01
24/11/2016
непосредственные руководители в доле
кстати а кто руководитель "непосредственных руководителей???
Шшш... Высоко не пинайте. ВВ - молодец, все проблемы начинаются под ним.
3 +0−0Карлсон 14:34:02
24/11/2016
-Махмуд, как тебя в российские академики приняли?
-Э-э-э-э, Абдулла, как они могли не принять, когда в президиуме наш курбаши сидел
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь